Особенности композиции в комедии ревизор гоголя сочинение

Особенности композиции в комедии н. в. гоголя «ревизор»

Сочинение 3

Одним из самых необычных произведений Гоголя стал «Ревизор». Наполненный смешными и клишейными персонажами, «Ревизор» дает нам представление об отношении Николая Васильевича к чиновникам и управленцам того времени. Комедия писалась в течение 8 лет, и читая ее, можно видеть, насколько тонко и целостно она выполнена. Все герои и события очень ярко дополняют друг друга так, что произведение читается на одном дыхании. «Ревизор» написан в необычной манере, тут нет четкой предыстории к событиям и какой—либо нравственной линии. Есть персонажи и комичные события, которые складываются в очень полную картину. Не встретить тут поучительного нравственного вопроса, который всегда присутствовал в произведениях того времени. Никто не получит по заслугам. Хлестаков спокойно уедет, а о наказании для чиновников можно только догадываться, исходя из последней сцены.

Действие начинается сразу с фразы городничего об известии, что в город N едет ревизор. Эта новость повергает чиновников в шок, после чего наступает смятение и непонимание что делать. Следующим этапом идет принятие Хлестакова за того самого московского гостя, которого все боятся. Чиновники начинают всячески ублажать его подарками и взятками в виде займа, потому что наш герой порядком поиздержался по дороге. Ни у кого нет сомнений в подлинности ревизора, и от этого всё происходящее выглядит ещё смешнее. Доходит до того, что его сватают к дочери городничего. Все события в этом промежутке времени выглядят очень ярко и живо.

Кульминацией всего этого становится застолье, где, подвыпивший Хлестаков, начинает хвастаться о своем положении и высоком чине. Он врет и забывает свои слова, рассказывая все новые и новые небылицы. Развязкой можно считать прочтение письма Хлестакова, которое дает понять жителям города, что их обманули. Городничий дает указание читать все письма, уходящие и приходящие, что и играет с ним злую шутку. Для них важен не факт обмана, а деньги и подарки, присвоенные самозванцем.

Произведение заканчивается так же резко, как и началось. Жандарм сообщает управляющим городом о том, что прибыл настоящий ревизор. Эта новость уже не вызывает смятение, потому что чиновники становятся похожи на каменные фигуры. Для них это настоящий шок. Комедия заканчивается немой сценой и словами, которыми произведение начиналось.

«Ревизор» стал первым произведением, которое было написано с отклонением от канонов и устоев, что сильно выделяет его на общем фоне. Гоголь показал, как можно писать без заданных стандартов и норм. Именно построение и развивающиеся действия делают его композицию особенной.

Композиция, жанр и направление

Композиция обладает классической структурой для пьесы.

Она делится на три смысловые части, каждая из которых связана друг с другом:

  1. Сюжет пьесы сразу начинается с завязки — градоначальник сообщает местным чиновникам о возможном приезде ревизора, известие о лжеревизоре и всеобщая паника.
  2. Экспозиция следует сразу после завязки, когда градоначальство решает обсудить обстановку в городе.
  3. Далее следует кульминация — хвастовство Хлестакова, развязка — прочтение письма и раскрытие самообмана градоначальства — и финал, в котором автор сделал вывод по всему обману и взяточничеству местной власти.

Краткий анализ произведения «Ревизор» показывает читателям ту идею, которую хотел донести до них автор. Хоть комедия была неоднозначно воспринята критиками в своё время, но именно она совершила литературный прорыв в русской драматургии. Гоголь смог показать, что любой обман и лицемерие в итоге вскроется.

Новаторство комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях.

Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», на мой взгляд, подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора». «Здесь досталось всем, а больше всех мне», – сказал однажды сам Николай I.

Говоря о новаторстве комедии, важно отметить, что характер Хлестакова был новым в литературе. Да, конечно, и до Н.В.Гоголя в комедиях осмеивались плуты и мошенники, лгуны и хвастуны, но характеристика таких персонажей обычно исчерпывалась какой–либо одной чертой

А Хлестаков становится героем более сложным, это обобщённый образ, включающий в себя многие пороки.

Герои Гоголя типичны, их можно встретить во все времена и эпохи. И в наши дни, спустя более полутора веков после написания пьесы, можно встретить городничих, ляпкиных – тяпкиных, земляник, хлоповых. Гоголь не наделяет своих героев какими-то исключительными чертами добродетельности или порочности, как это делалось раньше. Его герои реалистичны, и поэтому их нельзя разделить на «плохих» и «хороших». Каждый из них «болен» какой-либо социальной хворью… В пьесе нет ни одного положительного героя. «Зачем не выставлено сюда хотя бы одного возвышенного, благородного человека, на котором бы отдохнула дума? Затем, что бледен и ничтожен был бы здесь добрый человек» – говорил сам Гоголь.

Важно заметить и то, что речь одного и того же героя меняется в зависимости от обстоятельств, что создаёт комичность всей ситуации в целом. Городничий очень груб с подчинёнными, называя их архиплутами, самоварниками, аршинниками, надувалами

Но его лексика совсем иная в разговоре с Хлестаковым, которому он говорит: «позвольте мне предложить», «желаю здравствовать», «не делайте несчастным».

Таким образом, можно говорить о том, что появление ревизора имело огромное значение для русской литературы девятнадцатого века. Гоголь отказался от многих классических норм в создании своей комедии и внёс много новых принципов, характеризующих персонажей с новой стороны.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Краткий анализ произведения

Ниже по пунктам рассмотрены основные стилистические, жанровые, композиционные и идейные особенности произведения.

Жанр и литературные приёмы

Драматическое произведение «Ревизор» относится к жанру комедии.

Николая Васильевича часто называют основоположником сатирической комедии в русской литературе.

Гоголь отображает безнравственность и мировоззренческие изъяны в российской чиновничьей среде, поэтому литературное направление пьесы «Ревизор» — критический реализм.

Писатель использует характерные для сатирических произведений средства выразительности: ирония и гротеск.

В пьесе «Ревизор» Гоголь, создав комические образы, намеренно ставит героев в ситуации, в которых они выглядят «полными дураками».

Композиция

Пьеса имеет кольцевую композицию. Весь сюжет завязан на приезде ревизора, этой новостью пьеса начинается и ею же и заканчивается. Особенностью композиционного построения является отсутствие экспозиции, которую заменяют «Замечания для господ актеров». С первой же сцены начинается завязка, а контекст раскрывается по ходу действия.

Тематика и проблематика

«Ревизор» поднимает социальные и нравственные проблемы. Через образы чиновников он обличает такие пороки, как лицемерие, ложь и праздность. Почти все персонажи – бездельники, на сцене не появляется ни одного порядочного человека.

Социально-политическая направленность выражена в изображении издержек управленской системы. Нечестные, низменные люди, далекие от нравственных ценностей, попадая на важные должности, превращают личные пороки в общественные, порождая взяточничество, казнокрадство и кумовство. Забота о собственном благополучии и безразличие к окружающим характерны для многих чиновников.

Важнейшей темой комедии является описание собирательных образов  российского чиновничества, воплощенных в персонажах пьесы.

Одна из центральных тем произведения — быт и нравы провинциального города, где неурядицы и беззаконие становятся нормой жизни, частью городского уклада и уже не воспринимаются как что-то из ряда вон выходящее. Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин и прочие персонажи, наделенные определенной властью в городе, в общероссийском масштабе — ничего не значащие люди. Но в своём «маленьком мирке» они пытаются быть важными людьми, и пользуются своим положением себе во благо.

Тенденции, показанные Гоголем в «Ревизоре», живы до сих пор, проблемы бюрократического аппарата остаются актуальным.

История создания и критика

Пьеса была написана Гоголем осенью 1835 года. Идея создать сатирическую пьесу посетила Николая Васильевича, когда он писал «Мертвые души». Согласно самой распространенной версии, сюжет произведения «подарил» автору А.С. Пушкин, рассказав о где-то услышанной анекдотичной истории.

Первая постановка состоялась в 1836 году в Александрийском театре Петербурга.

Пьеса вызвала неоднозначную реакцию в обществе.

«Высочайшее одобрение» пьесы Гоголя императором случилось при посредничестве В. А. Жуковского. Известный писатель, приятель Гоголя и Пушкина, был приближенным к царской семье.

Гоголь, Анализ произведения Ревизор, План

Пьеса Ревизор Гоголя, анализ которой мы сегодня представим в нашем сочинении, одно из бессмертных произведений русской литературы. Будучи однажды сыгранной в Александринском театре, она стала популярной и по настоящее время персонажи живут на сценах как отечественного, так и зарубежного театров.

Ревизор: анализ

Написал Гоголь свою комедию Ревизор в 1835 году. Однако еще много раз в нее вносил поправки. В уже готовом виде, в котором она известна и нам, появилась пьеса в 1842 году. С того времени Ревизор собирает полные залы, а зритель с удовольствием приходит посмотреть на жизнь русского чиновничества, их порядки и нравы, которые установились в чиновничьих кругах. Что самое главное, поднятые в пьесе вопросы актуальны и сегодня. О чем же будет анализ произведения Гоголя Ревизор кратко?

В самом начале мы узнаем, что в некий город едет ревизор. Автор не дает название городу, а все потому, что в каждом городке по всей стране, ситуация одинакова. Эта новость всех ошеломила, ведь местные начальники давно потеряли страх и позабыли о своем долге и обязанностях. Они давно уже не занимаются облагораживанием города, не улучшают жизнь горожан, забирая все выделенные деньги в свой карман. А тут предстоит полная, да еще и тайная проверка. Городничий собирает чиновников и приказывает им всем создавать видимость благоустроенного города. И тут все начинается.

В город прибывает Хлестаков, которого все принимают за ревизора. Каждый чиновник хочет его подкупить и предлагает деньги. Сам персонаж комедии не понимает, почему к нему так снисходительны и попросту пользуется этим хорошим отношением. Хлестаков начинает подыгрывать чиновникам, войдя в роль и рассказывая небылицы. В конце комедии, по совету слуги Остапа, Хлестаков покидает город. Почтмейстер вскрывает письмо от Хлестакова, которое стало настоящим ударом для городничего. Ведь, как оказалось, приезд ревизора еще впереди.

Эта комедия и смешная, и одновременно грустная. О Ревизоре Гоголя можно точно сказать, смех сквозь слезы. В ней мы увидели истинное лицо чиновников, где преступления должностных лиц в порядке вещей, а система провинциальной власти прогнила и требует изменений. Ситуация дошла до того, что стало невозможно закрывать глаза на взяточничество, воровство и подлость. И Гоголь не закрывает глаза, а говорит об этом всему миру, тем самым нанося жесткий удар по больному месту общественного устройства в России. Все это лишь вызывает лишь брань и ярость у купцов и чиновников, что стали обвинять писателя в клевете. Несмотря ни на что, Гоголь своей цели достиг, создав свой бессмертный литературный шедевр.

План

1. Едет ревизор.
2. Городничий и его распоряжения по благоустройству города.
3. Хлестаков в городе, визит городничего.
4. Городничий предлагает деньги.
5. Хлестаков в гостях у городничего, где тот общается с женой и дочкой городничего, рассказывая истории.
6. Встречи Хлестакова с другими чиновниками, прием купцов. Хлестаков берет деньги со всех.
7. Главный герой делает предложение дочери городничего, сам же уезжает из города.
8. Мечты городничего об удачном браке дочери.
9. Письмо от Хлестакова.
10. Настоящий ревизор в городе.

Проблематика пьесы

Также стоит обратить внимание на проблемы, поднятые авторы. Проблематика произведения освещает большое количество человеческих пороков, которые встречают и в современном обществе

В комедии поднимаются такие проблемы, как:

  • Безынициативная и холопская Россия. Автор особенно подчёркивал повсеместность того, что показано в произведении. Гоголя совершенно не устраивало поведение людей, которые изображены в комедии. Однако больше всего его задевает отношение обычных граждан к подобному. Их устраивало такое поведение, более того, они сами активно принимали участие в нём.
  • Взятки. Гоголь осветил проблему коррупции в Российской империи. Чиновники думали только о своём благосостоянии, а не о будущем страны. Не зря все герои комедии изображены в виде полных людей: таким образом автор пытался передать образ всех коррупционеров, которые уже чуть ли не лопаются от взяток, но всё равно продолжают их брать.
  • Ложь. Когда один что-то придумал и сам начинает в это верить, то он старается убедить в этом и других людей. Среди чиновников принято лицемерие. Однако когда их всех по отдельности начинают о чём-то спрашивать, то они всеми силами пытаются выгородить себя и обвинить в содеянном кого-нибудь другого. В комедии ложь также изображена в более глобальном масштабе. Когда чиновники приняли легкомысленного Хлестакова за ревизора, то они сами себя убедили в том, что все градоначальники и проверяющие настолько же легкомысленны, как и они сами.

Первая премьера «Ревизора»

Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой: актёры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим. Лишь И.И. Сосницкий, исполнявший роль Городничего, сумел передать авторский замысел, привнести в образ сатирические ноты. Однако исполненная даже в таком, весьма далёком от авторского желания виде, комедия вызвала бурную и неоднозначную реакцию. «Верхи» общества, обличаемые Гоголем, всё же почувствовали насмешку; комедия была объявлена «невозможностью, клеветою и фарсом»; по неподтверждённым данным, сам Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: «Ну, и пьеска!

Всем досталось, а мне – больше всех». Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.

И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам. Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актёров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы «Ревизор» Гоголем в её окончательном варианте продолжалось ещё много лет после первой постановки. Последняя редакция пьесы относится к 1842 году — это и есть тот вариант, который известен современному читателю.

Таинственная смерть писателя

Перед тем как будет освещена история создания «Ревизора», кратко рассмотрим последние дни великого писателя.

Николай Васильевич умер в 1852 году 21 февраля. Он и при жизни был загадочной персоной, но смерть его также не отличается обыденностью. Все дело в том, что всю свою жизнь величайший писатель страшно боялся лишь одного — что его похоронят заживо. Поэтому никогда не ложился спать в кровать и в основном дремал днем в кресле.

Существует мнение, что Николай Васильевич страдал психической болезнью, которая в совокупности с обостренным увлечением религией усугубилась в последние годы жизни Гоголя, довела его до сильнейшего истощения. Но писатель все же умер не от этого.

Смерть Гоголя была овеяна мистикой, и по прошествии нескольких лет бесконечные догадки и пересуды вынудили эксгумировать тело писателя. И тогда (якобы) все присутствующие увидели, что тело Николая Васильевича находится в неестественной позе. А внутренняя сторона крышки гроба, в котором покоился писатель, вся разодрана, словно кто-то рвал и царапал ее ногтями, чтобы выбраться наружу.

Таким образом, появилась гипотеза, что Гоголь умер не своей смертью. Он, в связи с сильным истощением организма, заснул летаргическим сном. И был похоронен заживо.

История создания комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя

Считается, что идея написать данную комедию пришла в голову Гоголя, когда он работал над первым томом «Мертвых душ». Дело было в 1835 году, автор решил создать произведение, в котором бы собрались все пороки человека, все дурное, что было в России того времени.

Писатель хотел показать людям все несправедливости жизни, не только высмеять их и заставить читателей и зрителей сделать соответствующие выводы, но и просто от души посмеяться над тем бедламом, что описан в пьесе и, соответственно, творится в стране.

Свою работу Гоголь закончил по прошествии двух месяцев. Но продолжал переписывать, дописывать полученный результат. Так история создания комедии «Ревизор» Гоголя растянулась до 1836 года.

Отношение критиков к комедии

Значение комедии в истории русской драматургии

Отзывы современников и критиков о комедии «Ревизор» были от крайне отрицательных до восторженных. Известные издатели Ф. Булгарин и О. Сенковский оценили пьесу как допотопное, баснословное и нелепое произведение, лишенное правдоподобности, не соответствующее реальной жизни. Белинский отмечал, что в «Ревизоре» Гоголь разоблачил «пустоту, наполненную деятельностью мелких страстей и мелкого эгоизма». Выявляя отрицательные явления жизни, Гоголь пытается высмеять их, чтобы вскрыть причины и заставить зрителя задуматься над их зловредностью, избавиться от них. Им тонко подмечено, что люди не боятся прослыть жадными и злыми, глупыми или жестокими, им страшно быть смешными. А. Григорьев заметил, что в пьесе «один смех только и выступает честным и карающим лицом». К. Аксаков вступил в полемику с теми, «кто называл пьесу грубой и плоской», ибо«Гоголь – истинный поэт», в его «комическом и смешном» есть глубокая поэзия.

Переоценить значение комедии «Ревизор» невозможно. Она не устарела в наше время, ведь не исчезли явления «хлестаковщины», чинопочитания, взяточничества, очковтирательства, казнокрадства, и прочих пороков, выставленных на смех в комедии. Пьеса до сих пор ставится на театральных сценах всего мира и пользуется популярностью.

Словарь

1. Пасквиль – произведение, содержащее злобную клевету, оскорбления.

2. Фарс – комедия с легким содержанием.

3. Иерархическая лестница – расположение чинов, званий или должностей в последовательности от низших к высшим.

4. Присутственные места – государственное учреждение, судебная канцелярия.

5. Арапник – кнут для псовой охоты.

6. Почтмейстер – начальник почты.

7. Вольтерьянцы – вольнодумцы, последователи учения философа Вольтера.

8. Очковтирательство – обман, видимость благополучия.

В материалах урока использован снимки со спектакля «Ревизор» в исполнении актеров Государственного академического Малого театра.

«Ревизор» в русской литературе

Произведение «Ревизор» является комедией, написанной Н. В. Гоголем в девятнадцатом веке. Это произведение – сатира, оно создано для того, чтобы показать читателю модель устройства русской жизни и русского общества в то время. В этом обществе царит беззаконие, процветает корысть и коррупция чиновников, присутствует лицемерие и смехотворный эгоизм. Так, Гоголь показывает читателю, как ничтожно и жалко выглядит все это, казалось бы, «прогрессивное» общество.

Какие же отличительные черты имеет эта комедия?

  • Во-первых, эта комедия относится к ряду так называемых «несмешных» комедий. В ней есть сатира, есть юмор, но все эти приемы нужны в ней для того, чтобы показать то безобразие, которое творилось в России в эти годы.
  • Во-вторых, комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» имеет глубокий иронический подтекст, спрятанный в глубине основного текста. Подтекст этот вбирает в себя основную мысль «Ревизора» — желание показать, как на самом деле беспомощна и жалка наша страна, пока в ней живут и работают такие люди, как представленные нам чиновники.
  • В-третьих, данная комедия отражает действительность, слегка гиперболизируя ее. Во многих комедиях – гипербола является основным инструментом, однако, в комедии Н. В. Гоголя ее ничтожно мало.
  • В-четвертых, произведение «Ревизор» сильно выделяется из остальных гоголевских произведений, наполненных мистикой. В «Ревизоре» нет мистики, зато показана реальность: разлагающаяся изнутри Россия благодаря низким и меркантильным людям. Все это является отражением реальности и по сей день, поэтому данное произведение Гоголя не может быть неактуально.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Так, мы выяснили, какие отличительные черты имеет данная комедия. Известно, что уездный город, в котором происходит действие, не существовал в действительности – он скорее является «сборным», поскольку автору гораздо важнее было показать, что происходит в России на самом деле. Гоголь же решил отразить реальность не в точном и правдоподобном описании уездного города, а в точном описании людей, живущих в нем и их характеров.

Персонажи у Гоголя в комедии «Ревизор» — люди жалкие, эгоистичные и злые, основной целью жизни которых является услужение тому, кто выше стоит по службе. Все это отображает нам верх лицемерия и лжи. Лицемерие у Н. В. Гоголя – один из страшных пороков человечества, приводящий к полному моральному разложению как человека индивидуально, так и российского общества в целом.

Так, комедия «Ревизор» отражает все стороны и реалии российской жизни, показывает ее жалкой и никчемной. Также эта комедия говорит нам о том, насколько опасна ложь бывает для человека в угоду собственного эгоизма. Гоголь пишет о том, что будет, во что превратится Россия, если люди в ней не изменятся, если общество, в котором мы живем, погрязнет в собственном эгоизме, лжи, лицемерии и подхалимстве. Подхалимство – вот основная проблема этого произведения, представленная как один из пороков человека.

Чиновники

Чиновники благоговейно относятся к Хлестакову. Чем больше небылиц он рассказывает, тем больше чиновники верят в них. Хотя именно в это время они могли бы понять, что перед ними обманщик, который выдаёт себя за другого и пользуется сложившейся ситуацией. Но каждый настолько увлечён умасливанием мнимого ревизора, страхом за свою шкуру, что совсем не видит происходящего, не способен заметить столь очевидный обман.

Получается, что 6 явление 3 действия является кульминацией всего произведения

Происходят странные вещи: фитюлька, пустышка Хлестаков вдруг превращается в значимого и важного сановника, в то время как городничий вместе со своей свитой доходят до самого пика паники и благоговения перед пустым человечишкой

Источник

Вариант 2

«Ревизор» Гоголя во всех смыслах удивительная и особенная комедия. Она необычна и когда речь идёт о композиции. Конечно, многое казалось необычным в ту эпоху, а теперь всё уже кажется нормальным, привычным. Никого уже ничем не удивить.

Например, современники нашли очень странным такое «резкое» начало комедии. Никаких тебе объяснений, что за ситуация, герои. Сразу бросается речь о ревизоре каком-то. (А когда это происходит в зрительном зале, то кажется, будто весть эту сообщают зрителям в театре. Мол, сейчас приедет театральный ревизор, станет всех проверять! Можно и испугаться… Но это и хорошо – сопричастность.)  

И всё дальше начинает развиваться из-за страха чиновников, все паникуют, стараются «следы замести». То есть никаких прямо особенных событий нет – война не начинается, урагана нет.

И ведь забавно, что Хлестаков как главный герой и не является злодеем. Сами чиновники навязывают ему «почетную» роль, от которой ему сложно отказаться в его положении. Будто бы чиновники воюют с ветряными мельницами, получается. И всё это происходит в их мирке, ведь персонажей не так уж много. У каждого свой практически карикатурный характер, «говорящая» фамилия. Вообще, даже фон – быт города весьма убогий. Всюду сплетни, глупость, суеверия.

Высшей точкой сюжета можно назвать мечту городничего. То есть он уже видит себя в Петербурге, богатым и значительным. Он будто ощущает неограниченную власть над людишками. А зритель и читатель ведь понимают ,что всё это обман и глупости! 

Важно, что в этой сатире нет особого места любви. Обычно без любовной интриги не обходится спектакль, а тут сама «любовь» дочки городничего к Хлестакову – комедия

Ещё интересно, что композиция будто закручена в кольцо. В финале опять же весть о ревизоре, но уже настоящем. И ставшая классикой немая сцена! И ведь не просто все замирают, а в позах, отражающих их эмоции. Кроме того, сцена эта должна длиться по замыслу Гоголя пару минут. (Лишь бы зрители не уходили в гардероб, пока актеры стараются позой показать отчаяние.)

Интересно, что с появлением «Ревизора» возмутился один харьковский драматург, который раньше ещё создал подобную комедию. Видно ,время пришло для таких произведений!

Новаторство комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Ревизор / Новаторство комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях.

    Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», на мой взгляд, подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора». «Здесь досталось всем, а больше всех мне», – сказал однажды сам Николай I.

    Говоря о новаторстве комедии, важно отметить, что характер Хлестакова был новым в литературе. Да, конечно, и до Н.В.Гоголя в комедиях осмеивались плуты и мошенники, лгуны и хвастуны, но характеристика таких персонажей обычно исчерпывалась какой–либо одной чертой

Гоголь не наделяет своих героев какими-то исключительными чертами добродетельности или порочности, как это делалось раньше. Его герои реалистичны, и поэтому их нельзя разделить на «плохих» и «хороших». Каждый из них «болен» какой-либо социальной хворью…     В пьесе нет ни одного положительного героя.

«Зачем не выставлено сюда хотя бы одного возвышенного, благородного человека, на котором бы отдохнула дума? Затем, что бледен и ничтожен был бы здесь добрый человек» – говорил сам Гоголь.
    Важно заметить и то, что речь одного и того же героя меняется в зависимости от обстоятельств, что создаёт комичность всей ситуации в целом. Городничий очень груб с подчинёнными, называя их архиплутами, самоварниками, аршинниками, надувалами

Но его лексика совсем иная в разговоре с Хлестаковым, которому он говорит: «позвольте мне предложить», «желаю здравствовать», «не делайте несчастным»

Городничий очень груб с подчинёнными, называя их архиплутами, самоварниками, аршинниками, надувалами. Но его лексика совсем иная в разговоре с Хлестаковым, которому он говорит: «позвольте мне предложить», «желаю здравствовать», «не делайте несчастным».

    Таким образом, можно говорить о том, что появление ревизора имело огромное значение для русской литературы девятнадцатого века. Гоголь отказался от многих классических норм в создании своей комедии и внёс много новых принципов, характеризующих персонажей с новой стороны.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сюжет, подсказанный Пушкиным

История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачёвском бунте. Словом, это был тот самый «русский чисто анекдот», который требовался Гоголю для воплощения его замысла.

Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история «Ревизора» была ещё далека от завершения.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» — так отзывался Гоголь о своей пьесе; именно такое предназначение он для неё видел — беспощадной насмешки, очищающей сатиры, орудия борьбы с мерзостями и несправедливостями, царящими в обществе. Однако почти никто, даже среди его коллег-литераторов, не увидел в «Ревизоре» ничего больше добротной, качественной «комедии положений». К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось убеждать императора в благонадёжности комедии.

Первый показ

Премьера комедии состоялась 19 апреля того же года в Александринском театре, что находится на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Все мероприятие было довольно серьезное, ведь в зале сидел сам император — Николай I. Гоголь ждал и одновременно побаивался реакции, которая последует после просмотра его грандиозной комедии.

Но публика приняла ее за водевиль и совершенно не поняла глубокого смысла, что был заложен Гоголем в его творение.

Однако писатель был расстроен не только из-за этого. Ему самому показалось, что комедия немного скучна и ее следует несколько переделать. А потому история создания «Ревизора» продолжилась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: