Характеристика городничего и Хлестакова из Ревизора сочинение
Главными героями комедии Гоголя «Ревизор» являются городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский и Иван Хлестаков, которого по ошибке принимают за ревизора. Эти герои очень похожи, но также имеют и принципиальные отличии.
Городничий — опытный служащий. Он руководит городом уже около 30 лет. Хлестаков — молодой чиновник, который не уделяет много времени службе. Антон Сквозник-Дмухановский мечтает получить чин генерала и всячески пытается это сделать, а Хлестаков не интересуется государственной службой. Ему больше нравится весело проводить время: играть в карты, выпивать, встречаться с женщинами. Городничий также любит играть в карты, но не отдает этому весь приоритет.
Хлестаков — человек глупый, но его воспитание, образованность позволяют ему выглядеть важно в глазах жителей города N. Городничий не может похвастаться таким умением
Он часто может сказать такую фразу, которую не принято говорить в светском обществе.
Хлестаков большое внимание уделяет своему внешнему виду. Он красиво наряжается, ухаживает за прической
Автор не уделяет внимание портрету Городничего. Можно сделать вывод, что для Антона Сквозник-Дмухановского наряды не являются приоритетными.
Городничий — человек нечестный. Его не волнует благополучие его граждан, поэтому он «отмывает» деньги, которые даются на строительство и благоустройство города. Городничий берет взятки сам и разрешает это другим чиновникам, но может возмутиться тем, что они взяли слишком много. Это говорит о том, что Антон Сквозник-Дмухановский — человек подлый. Хлестаков — тоже не идеальная личность, но он безобиден. Он любит приукрасить события и описания своей жизни, но его ложь не приносит зла другим. Он делает это, чтобы похвастаться, а не разбогатеть. Это и отличает Хлестакова от Городничего.
В конце произведения Хлестаков настолько сильно подружился с Городничем, что хотел жениться на его дочери. Для Антона Сквозник-Дмухановского, это, бесспорно, была бы большая удача, будь Хлестаков настоящим ревизором. Но он был всего лишь юным мальчишкой, который не придавал значения своим словам и иногда даже не думал над своими высказываниями. А вот Городничий продумывал каждый свой шаг, чтобы не ошибиться и не попасться. Это говорит о его своеобразной сообразительности, уме.
Хлестаков и Городничий — это два образа из комедии «Ревизор», которые непосредственно взаимодействуют друг с другом.
Похожие и отличительные черты героев
Городничий и Хлестаков – это люди с противоположными позициями по жизни, раскрывающими животрепещущие проблемы социального общества.
Сквозник-Дмухановский — важный человек. Хлестаков – мелкий чиновник. Писатель демонстрирует людей, разных по интеллекту, возрасту и социальному статусу. Различие заметно уже по внешним параметрам.
Городничий проживает в маленьком провинциальном городке, но пользуясь широкими полномочиями, он позиционирует себя как король, царь. Такой мелкий владыка обманывает и крадет у горожан, прикарманивает казенные деньги. Он использует средства, предназначенные на строительство храма. Это свидетельствует о том, что у него в душе нет веры и христианского всепрощения. Его не страшит ни грех, ни правонарушение. Он опасается только того, что его рассекретят. Мастерство обворовывать, как считает его родственник, является показателем высокого уровня интеллектуального развития. Кум считает, что лишь разумный человек не упустит шанса получить то, что само «идет в руки».
Хлестаков далек от статуса городничего. Он мелкий служащий среди конторских крыс. Но есть у него и подобие со Сквозником. Хлестаков ведет себя как «столичный царек» с правами проверяющего. Он берет деньги, прекрасно осознавая, что они не принадлежат ему. Хлестаков даже коварнее городничего: он берет взятку даже от него, при этом обманывая, что сыграет свадьбу с его дочкой. Невозможно предположить, что случится в городе, если хозяином города будет Хлестаков. На его забавы недостаточно никакой казны.
Способность к обману можно рассматривать так же с разных сторон. Неправда Дмухановского – это выгораживание. Вздор Ивана Хлестакова – желание казаться не тем, кто он есть на самом деле. Иван Александрович во лжи плетет интриги, фантазирует, не замечая насколько нелепы его речи. Городничий более приземленно обманывает. Он уверен в своей позиции, для чего ему предоставлено верховенство, если его не применять в свою пользу. Сравнительный анализ персонажей дает возможность найти отличия в похожих действиях.
Обман раскрыт
Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный образ в пьесе.
Посмотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков — мелкий
чиновник, человек ничтожный, всеми попрекаемый. Его презирает даже
собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не
способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное
существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно
презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои
беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь
случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и
позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом
значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему
самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в
действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг”
Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее.
Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не
признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть
не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае:
повезло — и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и
души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница
между ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж откровенно глуп и
лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу
заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И
несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы
внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной
выдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе;
…мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул! ”
Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия,
неспособности к сознательной, продуманной лжи.
А между тем это
одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем “миражной*
интриги. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно
непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как
“получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза
ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут
обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения
При виде тарелки
супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду.
Он уже вошел в роль важного господина. “Ну, хозяин, хозяин.
. Я плевать
на твоего хозяина! ” Совершенно справедливо комментирует суть этого
образа Манн, исследователь творчества Гоголя: “Он, как вода, принимает
форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь
строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под
влиянием места и времени”.
Хлестаков соткан из противоречий.
Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко соответствует
времени принципиального алогизма. Хлестаков — фигура общечеловеческая,
но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно
иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновники
прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые
человеческие качества. Итак, образ Хлестакова явился гениальным
художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого
образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство
“значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней
пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном
человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в “Ревизоре” с огромной
силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами,
которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.
Напечатать
Вариант 3
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь правдиво изобразил жизнь людей своего времени – периода 30-х годов 19 века.
Правители небольшого уездного города злоупотребляют властью, пренебрежительно относятся к народу, тратят казенные деньги на личные нужды, процветает взяточничество. Каждый из «отцов города» низок и подл по-своему. Во главе их стоит городничий. Все в городе приходит в движение, когда чиновники узнают о приезде мнимого ревизора. Кто же им оказался?
Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга. Живя в Петербурге, молодой человек развлекался, играл в карты и прогулял таким образом все отцовские деньги. Он едет к отцу в имение пополнить счет, а по дороге останавливается в данном уездном городишке. Живет Хлестаков в гостинице, ни за что не платит, да еще и свысока со всеми разговаривает. По этим приметам его и приняли за ожидаемого ревизора.
Хлестаков – глупый, легкомысленный, внутренне пустой человек. Он даже не сразу понимает, что его приняли за кого-то другого
Но ему такое внимание даже нравится. Когда чиновники пытаются его задобрить, он занимает у них деньги «в долг»
И они Хлестакову с радостью дают, думая, что откупаются за свои грешки у ревизора. Его поведение совершенно непредсказуемо. Он быстро перестраивается в зависимости от обстоятельств. Его ложь производит на всех неизгладимое впечатление. По рассказам Хлестакова, с начальником отделения он на дружеской ноге, с Пушкиным – тоже, да еще он и сочинитель, автор многих известных произведений. Суп ему в кастрюльке из Парижа привозят… Хлестаков быстро переключается с одной темы на другую и забывает, о чем говорил минуту назад. Он так увлекается, что и сам начинает верить в то, что говорит. Главное для него – обретение значимости, весомости. Собственная значимость в глазах местных чиновников его окрыляет.
И странно: чем больше Хлестаков врет, тем больше ему верят чиновники. Они живут в таком мире, где принято верить в случай, а не в заслуги людей. Люди эти оказываются еще более глупыми и недальновидными, чем он. И этих мошенников провел такой ничтожный и мелкий человек, как Хлестаков! Но они сами в этом виноваты, одурачили сами себя.
Образ Хлестакова не вызывает ни малейшей симпатии, наоборот, он ничтожен.
В комедии нет ни одного положительного героя. По словам самого автора, единственное положительное действующее лицо в его комедии – смех.
Сцена вранья
Сцена вранья Ивана Александровича — кульминационный момент произведения. Хлестаков в роли ревизора, изрядно выпив, рассказывает о том, что в столице у него отличное положение. Он знаком с Пушкиным, обедает с министром, является незаменимым служащим. А в свободное от работы время Хлестаков якобы пишет музыкальные и литературные произведения.
Кажется, что из-за своего вранья он вот-вот будет разоблачен, однако местная публика ловит каждое его слово и верит во всевозможные нелепицы. Осип, слуга Ивана Александровича, оказывается единственным, кто понял совершенную Хлестаковым ошибку. Опасаясь за своего господина, он увозит его из города N.
Хлестаков и современность
Сюжет пьесы удивительно перекликается с сегодняшним днем. И сейчас можно встретить описанное в произведении чинопоклонничество. И характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» вполне подходит многим людям. Ведь часто бывает, когда человек, стараясь казаться значительнее, хвастается знакомствами со знаменитостями или, приспосабливаясь к ситуации, врет и изворачивается.
Гоголь словно описывает события, происходящие в нынешнее время. А ведь, когда он писал «Ревизора» ему было всего двадцать семь лет. И это лишний раз подтверждает, что гениальность не зависит от возраста.
Тест по произведению
Самый, на мой взгляд, комичный и даже немного глуповатый герой комедии Гоголя «Ревизор» — это Иван Александрович Хлестаков.
Автор говорит, что Хлестакову на вид двадцать три года, он худенький и «без царя в голове», в чем читатель убедится в течение всей комедии. По пути из Петербурга в свой родной Саратов, Хлестаков проигрывает все свои деньги, поэтому останавливается в губернии N, где и разворачиваются все события комедии.
Местные чиновники и купцы воспринимают Хлестакова как строжайшего ревизора, мнение о нём у них сложилось ещё до их личного общения, это один из главных моментов комедии, ведь если люди сами выдумали себе властителя своих судеб, то их будет очень трудно переубедить, даже если вести себя настолько глупо и бестактно, как вёл себя Хлестаков.
Из-за того, что Ивана Александровича все воспринимают как судью своего будущего, люди просто не замечают, что его повадки, речь и истории, которые он о себе рассказывает, расходятся с действительностью. А даже если и замечают, то это для них не бревно в глазу, а небольшая пылинка. Примером тому служит разговор Городничего, который после хвастовства Хлестакова о своём положении в Петербурге и общении на короткую ногу с самим императором, говорит, что даже если половина от того, что сказал Хлестаков, правда, то это уже крах, ведь такой уважаемый человек увидел все недостатки города, которым управляет Городничий.
Хлестаков же, будучи человеком не самой честной породы, пользуется моментом и получает от сложившейся ситуации максимальную выгоду. Хотя он и не догадывается, что его воспринимают как ревизора, который может упечь всех в тюрьму, он понимает, что его положение среди этих глупых жителей кажется им очень высоким, связи его в Питере крайне мощные, поэтому он пользуется силой, которая у него есть: якобы занимает деньги у всех чиновников, которые никогда и не вернёт, хотя и обещает; ест вдоволь, где только можно; принимает плату за себя в гостинице, где у него долгов за две недели проживания и пропитания.
Он выслушивает все жалования купцов на своего Городничего, обещает разобраться и, конечно, наказать виновного
Берет за это деньги с рабочих, выслушивает проблемы двух женщин, но в итоге попросту забывает всё, что было им выслушано, потому что ему это не важно
Он падок на женщин и пытается добиться успеха сразу и у дочери Городничего, и у его жены. Даже на таком уже абсурдном моменте, никто не догадывается, что из себя представляет Хлестаков, а когда понимают — уже поздно.
Хлестаков и городничий сочинение
Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть от Хлестакова «следы своей деятельности», ведь дела в городе идут из вон рук плохо. В городе царит взяточничество, воровство, коррупция, произвол. Антон Антонович это прекрасно знает, поэтому делает все, чтобы «подмаслить» проверяющего — с помощью взяток заставить его закрыть глаза на все нарушения в городе. Хлестаков, в свою очередь, поначалу боится городничего, потому что считает, что тот отправит его в тюрьму за неуплату долгов в гостинице. А позже, поняв, за кого его принимают, герой начинает пользоваться щедростью городничего и чиновников, обманывать их
В финале комедии «борьба» городничего и Хлестакова достигает своего пика: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю». Кажется, что Сквозник-Дмухановский и Хлестаков — совершенно разные люди
Однако, если присмотреться, внимательно, они имеют много общего. Оба героя прекрасно умеют приспосабливаться к ситуации. Так, Сквозник-Дмухановский свысока относится к своим подчиненным, с ними он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи — стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?» Зато с вышестоящими Антон Антонович — сама любезность и внимательность. Приняв за ревизора Хлестакова, Сквозник-Дмухановский с ним очень вежлив, угодлив. Он старается во всем угодить Ивану Александровичу, предугадать его малейшее желание, лишь бы «ревизор» остался доволен. То же и Хлестаков. Вспомним, как он обращается со своим слугой Осипом («А, опять валялся на кровати?) или трактирным слугой («Ну, хозяин, хозяин. Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?»). И совсем по-другому герой разговаривает с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке». Кроме того, и Антон Антонович, и Хлестаков не гнушаются брать взятки, обманывать. Так, Иван Александрович взял деньги у всех чиновников, выпросил, якобы взаймы, огромную сумму денег, зная, что не вернет ее. А о том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки. » Но и у этих, казалось бы, совершенно аморальных людей, есть свои потаенные мечты. И они связаны с их высоким положением в обществе. Оказывается, городничий мечтает стать генералом, обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? — потому что, случится, поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь». Хлестаков также мечтает быть «птицей высокого полета» — все его «враки» чиновникам и семье городничего говорят именно об этом. Герой грезит быть кем-то значимым, заслуживающим уважение, всеобщее почитание и благоговение. Однако оба героя обманываются в своих надеждах — мы понимаем, что им никогда не получить того, о чем они грезят. Мечты Хлестакова и городничего оказываются разбитыми и неисполненными. Таким образом, обоих героев комедии «Ревизор» объединяет то, что они являются «людьми системы» — того зла, что царит в стране. Гоголь показывает, как эта аморальная и антидуховная система уродует людей, превращает их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивает в людях душу, делая их глубоко несчастными.
Рассуждение
В городе N, по дороге из Петербурга в деревню к отцу, появился молодой человек по фамилии Хлестаков. Приятной внешности, одетый по моде, в остальном ничем не примечательный, в провинциальном городке он вызвал переполох, можно сказать по недоразумению.
Проигравшись в карты, в ожидании денег, Хлестаков был вынужден прекратить свое путешествие. Он частенько спускал деньги, присланные ему отцом, что свидетельствует, человеком он был безответственным и весьма поверхностным. Хлестаков почему-то считал, что абсолютно все должны ему помогать, этакая наивная, в чем-то даже детская глупость. Чиновник невысокого ранга, неизвестный никому в Петербурге, он был неинтересен, ничтожен, глуп, беден. Его не уважал даже собственный слуга Осип.
По воле случая, в городе его принимают за проверяющего, и он, поначалу испугавшись, но быстро оценив ситуацию, пользуется самообманом местных чиновников, выманивает у них деньги.
Этот факт говорит не только о его хитрости и алчности, но и об артистичности. Как быстро он вжился в образ приезжего ревизора, когда догадался, что его принимают за другого, быстро вошел во вкус и брал “взаймы” не задумываясь. Он наслаждался жизнью, которую ему не было возможности иметь, которой он раньше так сильно завидовал.
Его глупость, хвастовство, легкомысленность в полной мере раскрывается в письме к другу, он безжалостно высмеивает тех, кто несет ему деньги, привирает изрядно, причисляет не только успех у дам, но и романы с женой и дочерью городничего. Он настолько завирается, что приписывает себе невероятные качества и возможности, таким образом, в своих фантазиях убегает от убогой реальной жизни.
Его не разоблачают те, кому он врёт, значит они также глупы, никчёмны, и порочны. Принимают его за человека неглупого. И даже после открытия обмана, они не находят в его поведении несоответствия, лжи. Им досадно лишь, что он не оказался ревизором.
Как человек беспринципный, он легко приспосабливается к людям и ситуациям, со слугой он капризен, грубоват, хоть и прислушивается к его мнению, с женщинами – любезен, не зависимо от их возраста, с чиновниками – изворотливый лгунишка, заигравшийся в важную персону.
Его образ жизни, показывает его глупость, он живет не заботясь о будущем, делает то, что взбредет в голову, желание покрасоваться превалирует в его поведении.
Гоголь мастерски использует главного героя пьесы для вскрытия недостатков чиновничьего общества, их гнусных дел, взяточничества.
Вариант 2
В центре повествования комедии «Ревизор» находятся фигуры Антона Антоновича Сквозник-Дмуханговского и Ивана Хлестакова, которого путают с ревизором. Черты характера этих героев насколько похожи, настолько и разнятся.
Сквозник-Дмухановский давно служил городничим, а значит, опыта ему было не занимать. 30 лет он уже стоит во главе города. У Хлестакова не было такого опыта, так как он был небрежным и безразличным к своей службе. У городничего была давняя мечта, он хотел любыми путями стать генералом. Хлестаков же, наоборот, легкомысленно играл в карты, выпивал, встречался с женщинами. У него не было ни цели, ни мечты. Он просто плыл по течению. Сквозник-Дмухановский, также, время от времени мог присаживаться за карточный стол, но не был зависим от этого.
Хлестаков не был умным человеком, но образованности и важности ему было не занимать. Это помогло лжеревизору пустить пыль в глаза жителям города
Городничий напротив, не умел владеть своим языком и часто употреблял фразы, не используемые в светском обществе.
Хлестаков много времени и денег тратил на свои туалеты. Он тщательно следил, чтобы наряд и прическа были в полном порядке и соответствовали друг другу
Если брать во внимание отсутствие в произведении подробного описания портрета Городничего, то можно сделать вывод, что чиновник не уделял должного внимания своему внешнему виду
Сквозник-Дмухановский не отличался честностью. Меньше всего он переживает о благополучии жителей города. Деньги, выделенные на его обустройство, он тратит на свои нужды. Городничий был тем еще коррупционером. Глядя на него, взятки брали и остальные чиновники. Этот факт характеризует героя как подлого человека. Хлестаков также не был идеальной личностью. Но, в отличие от городничего, его хулиганство было безобидным. Он лжец и плут, но его ложь не приносит зла окружающим. Ему присуще хвастовство, с помощью которого он рисуется перед дамами. В этом и есть главное отличие наших героев.
Конец комедии удивляет внезапно разыгравшейся дружбой Хлестакова с городничим. Он даже хочет взять в жены его дочь. Городничий, не задумываясь, соглашается, потому что, по его мнению, это шаг к новому званию. Но это был всего лишь врун, который никогда не думал о последствиях своей лжи. В отличие от городничего, который смотрел на несколько шагов вперед, чтобы не ошибиться. Это характеризует его как человека умного и сообразительного.
Образы этих двух героев настолько похожи и различны, что делает произведение еще более комичным и поучительным. Гоголь мастерски высмеял хитрость, лживость и подлость мира чиновников.
Другие сочинения:
Отношения Хлестакова с героями пьесы
В зависимости от того, с кем и при каких обстоятельствах он находился, менялось и его отношение к героям. Например, с Осипом Хлестаков – барин, капризный, немного грубоватый, ведет себя как маленький неразумный ребенок
Хоть и бранит его временами, Хлестаков все же прислушивается к его мнению, именно благодаря пронырливости и осторожности слуги, Хлестаков успевает уехать до разоблачения
С женщинами Хлестаков – столичный франт, нашептывающий комплименты любой дамочке, независимо от возраста.
С Городничим и городскими чиновниками – поначалу испуганный, а потом обнаглевший заезжий врунишка, строящий из себя важную птицу.
Хлестаков легко приспосабливается к любой ситуации и находит выгоды для себя, в результате выходя «сухим из воды».
2 вариант
В комедии «Ревизор» вниманию читателя представлены два абсолютно непохожих образа: городничего и обычного служащего. Однако у этих героев прослеживаются и общие черты. Характеристика городничего и Хлестакова основывается на сопоставлении, изучении похожих и разных качеств характера.
Похожие и отличительные черты героев
Городничий и Хлестаков – это люди с противоположными позициями по жизни, раскрывающими животрепещущие проблемы социального общества.
Сквозник-Дмухановский — важный человек. Хлестаков – мелкий чиновник. Писатель демонстрирует людей, разных по интеллекту, возрасту и социальному статусу. Различие заметно уже по внешним параметрам.
Городничий проживает в маленьком провинциальном городке, но пользуясь широкими полномочиями, он позиционирует себя как король, царь. Такой мелкий владыка обманывает и крадет у горожан, прикарманивает казенные деньги. Он использует средства, предназначенные на строительство храма. Это свидетельствует о том, что у него в душе нет веры и христианского всепрощения. Его не страшит ни грех, ни правонарушение. Он опасается только того, что его рассекретят. Мастерство обворовывать, как считает его родственник, является показателем высокого уровня интеллектуального развития. Кум считает, что лишь разумный человек не упустит шанса получить то, что само «идет в руки».
Хлестаков далек от статуса городничего. Он мелкий служащий среди конторских крыс. Но есть у него и подобие со Сквозником. Хлестаков ведет себя как «столичный царек» с правами проверяющего. Он берет деньги, прекрасно осознавая, что они не принадлежат ему. Хлестаков даже коварнее городничего: он берет взятку даже от него, при этом обманывая, что сыграет свадьбу с его дочкой. Невозможно предположить, что случится в городе, если хозяином города будет Хлестаков. На его забавы недостаточно никакой казны.
Способность к обману можно рассматривать так же с разных сторон. Неправда Дмухановского – это выгораживание. Вздор Ивана Хлестакова – желание казаться не тем, кто он есть на самом деле. Иван Александрович во лжи плетет интриги, фантазирует, не замечая насколько нелепы его речи. Городничий более приземленно обманывает. Он уверен в своей позиции, для чего ему предоставлено верховенство, если его не применять в свою пользу. Сравнительный анализ персонажей дает возможность найти отличия в похожих действиях.
Общие и различные черты характера
Оба мужчины – должностные лица. Они вобрали в себя все негативные черты представителей этой сферы. Высокомерие, меркантильность, фальшь и взяточничество – это самые главные характеристики героев. Чиновники живут ложью. Такие люди легко подстраиваются под происходящую ситуацию. Они знают, кому приглянуться, где преклониться, когда улыбнуться.
Что хозяин города, что Иван не считаются с людьми, рассматривают их как «мешки с деньгами». Оба чрезвычайно трусливы и угождают всем высокопоставленным чинам ради своего статуса.
Эти образы актуальны для любого времени. Таких героев хватает и сейчас. У них другой внешний вид, иной род деятельности, однако выживают они в бюрократичном мире только благодаря лжи и обману.