Краткое содержание белый пароход айтматова для читательского дневника

Сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание, читательский дневник, что писать?

Добежала сестрица до избушки Бабы-Яги, а там ее братец сидит. Стала Аленушка и просьбы Бабы-Яги выполнять, но мышка, которая у Бабы-Яги жила и которую сестрица накормила, подсказала ей, что нужно бежать, иначе съест ее старуха.

Так и удалось ей с братцем добежать до дому и спастись.

Краткое содержание русской народной сказки «Гуси-лебеди» (в пересказе Афанасьева):

Старик со старухой уходя на работу наказывают старшей дочери смотреть за младшим братом. После ухода родителей дочка заигралась, загулялась и забыла про брата, и его унесли гуси-лебеди. Увидев что брат пропал, сестра пошла его искать. По пути ей встретилась печка, яблоня, молочная река и кисельные берега, у которых она спрашивала куда полетели гуси. Но так как она не пробовала пирожки, яблоки и молоко с киселем, то никто ей ничего не говорил. Только ежик в лесу указал направление. Сестра увидела избушку, бабу-ягу и своего брата, который играл золотыми яблоками. Сестра схватила брата и бежать, но гуси за ней в погоню полетели. По пути ей опять попались молочная речка, кисельные берега, яблоня, печка, у которых она просила спрятаться, но за это ей пришлось все-таки отведать молока с киселем, яблоко и пирожок. В итоге, гуси улетел ни с чем, а сестра возвратилась домой до прихода родителей.

В русской народной сказке «Гуси-лебеди» события развивались следующим образом.

Родители отправились на работу, а дочке старшенькой наказали за братцем приглядывать, тот совсем малым был.

Но девочка начала играть, развеселилась и забыла про обещание. Тут и прилетели коварные гуси-лебеди, схватили братца и к бабе Яге потащили.

Спохватилась девочка, а нет уж братца, только гуси-лебеди вдали виднеются. Сообразила девочка что к чему и в погоню кинулась.

Нашла сестра братца, забрала, домой бежит. А гуси-лебеди следом летят. Тут делать нечего, пришлось и молоко пить, и яблоко есть, и даже пирожок отведать. Иначе нашли бы детей гуси-лебеди.

А так девочка благополучно домой вернулась и братца спасла.

Краткое содержание по главам: «Прощание с Матерой»

Матера — название деревни и острова, на котором она расположена. Но недолго осталось жить поселению — вскоре его должны затопить. Весна. Многие семьи разъехались, другие не стали сажать огороды и засеивать поля. Да и дома запустили: не белят, не прибираются, увозят из них вещи.

Только старики живут прежней жизнью, как будто никуда и не собираются уезжать. Вечерами они собираются вместе и подолгу беседуют. Деревня многое пережила, были хорошие и плохие времена. Однако неизменно люди рождались и умирали, жизнь не останавливалась ни на минуту. Но теперь осенью достроят плотину для электростанции, вода поднимется и затопит Матеру.

«Прощание с Матерой»: проблемы

Незатейливый сюжет. Однако проходят десятилетия, а по-прежнему не теряет актуальности: ведь автор поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее важные из них:

  • Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни?
  • Как сохранить взаимопонимание между поколениями?
  • В чем преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»?
  • Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)?
  • Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа?

А также чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом к трагическому финалу его существования?

Вопросы, изначально довольно сложные и не подразумевающие однозначного ответа, затрагивает Распутин

«Прощание с Матерой» — это его видение проблем, а также попытка привлечь к ним внимание всех живущих на Земле

Анализ произведения

Структура

Роман удивительным образом сочетает в себе черты магического реализма, глубокое повествование и философские раздумья, которые сопровождают читателя на протяжении всего произведения.

Сюжет развивается плавно, поэтому всего можно выделить четыре главных уровня:

Первый знакомит читателя с главным героем романа, описывает похороны Казангапа и окружающую природу.

Второй уровень, как раз в стиле магического реализма, начинает развиваться параллельно с первым. Здесь Едигей впервые знакомиться с чуждой для себя цивилизацией, прибывает на место древнего родового кладбища, на котором теперь построен Космодром.

На третьем уровне читатель знакомится с легендами о манкуртах, древними притчами и сказаниями. Проводится параллель между реальностью и мифологией. Показывается переход от традиций к современности, через строительство космодрома на древнем родовом кладбище.

Четвертый уровень повествует о дальнейшей судьбе Едигея и всей деревни по возвращению в родные края. Основное действие здесь разворачивается в послевоенные годы.

Рецензии на книгу «Джамиля» Чингиз Айтматов

Лейся, песня, лейся!

Возможно, в этом отзыве нужно было бы больше писать о том, что «Джамиля» — знаковое произведение в литературной карьере писателя, принесшее Айтматову поистине всенародную слову. Кстати, впервые повесть была издана сначала на родном языке писателя – киргизском, а потом в том же 1957 году – на французском (перевод осуществлял поэт Луи Арагон). И только после этого повесть издали уже на русском языке в небезызвестном журнале «Новый мир». Можно смело утверждать, что на следующий день после издания «Джамили» Айтаматов в буквальном смысле слова проснулся знаменитым. Следует о у профессионального литературного мира вызывала неоднозначные мысли. Так, Айтматов позже вспоминал, что критики неоднократно чихвостили его за якобы антикоммунистическое содержание повести: негоже показывать, что советская семья распадается по причине бегства супруги с любовником.

Конечно, можно было бы много написать о том, что «Джамиля» — красивая история любви, однако литература знала и знает не менее красивые истории. Поэтому на данной теме я тоже не вижу смысла долго останавливаться.

Да, безусловно, тему, затронутую Айтматовым в 60-е годы прошлого века, до сих пор можно считать противоречивой: с одной стороны, жена, не дождавшаяся с войны мужа, должна вызывать негодование; с другой стороны, любовь Джамили и Данияра – чиста и глубока, поэтому так восхищает читателя.

Однако в отзыве я буду писать совсем о другом. На мой взгляд, казалось бы, заурядное повествование о любви содержит еще и другой смысл, а именно – влияние музыки на жизнь человека. Кстати, изначально повесть называлась «Мелодия», но по дружескому совету А.Ф. Твардовского, работающего на тот момент времени главным редактором журнала «Новый мир», Айтматов изменил название на имя главной героини.

Если обратиться к сюжету произведения, то мы поймем, что с помощью песни влюбленные смогли объясниться. Ни шутки Джамили, ни молчаливость Данияра, ни поступки обоих не позволили им открыться друг перед другом. Только песня связала судьбы обоих, их сердца и мысли

Важно, что песня помогла и рассказчику истории – мальчишке-подростку, который понял, что хочет стать художником. Песня пробудила в нем творческое начало – ему страстно захотелось нарисовать двух влюбленных

Кроме того, благодаря песне мы узнаем настроение героев: звонкая она, веселая или тихая, печальная. Даже отсутствие песни в какой-то момент тоже несет свой смысл…

Рискну предположить, что, если бы однажды Данияр не затянул мелодию, Джамиля бы так никогда по-настоящему и не полюбила, а наш рассказчик не стал бы художником. Может, это, конечно, и к лучшему, но слишком просто и обыденно, что ли…

Произведения Чингиза Айтматова. Библиографическая справка

«Первый учитель» (1962) — повесть о переменах в жизни глухих сел в начале века. Вернувшись в начале 1924 года в глухой аил, молодой коммунист красноармеец Дюйшен создает первую сельскую школу. Своим подвижническим трудом он преодолевает одно из самых убийственных явлений ‑ косность социальных предубеждений.

«Верблюжий глаз» (1962) — действие повести происходит в степи, в маленьком коллективе целинников, оторванных от большой жизни. В центре событий ‑ честный, правдивый и чистый юноша Кемаль.

«Материнское поле» (1963) — повесть о материнской любви. Старая Толгонай, неутомимая труженица, мудрая и человечная, ведет разговор с землей, с родным полем. Испытания, выпавшие на долю женщины, не сломили ее, и свою любовь Толгонай переносит на ребенка, чужого ей по крови.

«Прощай, Гюльсары! » (1966) — первая повесть, написанная писателем по‑русски (первоначальное название «Смерть иноходца»). Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы». Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам стал жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играет образ иноходца Гюльсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет.

«Белый пароход» (1970) — своеобразный «авторский эпос», стилизованный под эпос народный. Сказка о Рогатой Матери‑Оленихе, которую рассказывал мальчику, главному герою «Белого парохода», его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущается трагизм судьбы ребенка, который сам оборвал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.

«Восхождение на Фудзияму» (1973) — пьеса, написанная в соавторстве с К. Мухамеджановым. В центре пьесы — проблема человеческой вины, связанной с молчанием, неспособностью возвысить голос против несправедливости. Зло, совершенное много лет назад, приводит к новым человеческим жертвам.

По пьесе был поставлен известный спектакль театра «Современник».

«Пегий пес, бегущий краем моря» (1977) — основой повести стали мифологические, эпические мотивы. Ее действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы‑женщины, прародительницы человеческого рода. Герои повести — нивхи, представители маленькой северной народности.

«И дольше века длится день­» (1980) — роман; впоследствии переименован в «Буранный полустанок«. Главный герой романа — казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны — с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей.

«Плаха» (1986) — роман основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны ‑ человек подчиняет себе и использует природу, а с другой стороны ‑ разрушает своими преобразованиями. В романе переплетаются две основные сюжетные линии ‑ жизнь волчьего семейства и судьба Авдия Каллистратова. Основное действие происходят на бескрайних просторах Маюнкумской саванны, Прииссыкулья.

«Белое облако Чингисхана» (1990) — рассказ или повесть, входящий в цикл «Буранный полустанок». Белая тучка в религиях многих народов является символом чистого, божественного начала. Пока Чингисхан творит дела земные, небеса к нему благоволят. Но как только он начинает решать, кому жить, а кому умереть, небесная защита — тучка, летевшая над головой великого хагана, закрывающая его от палящих лучей солнца,- исчезает.

Параллельно с этой сказкой‑притчей читатель узнает и развязку истории Абуталипа Куттыбаева, ставшего жертвой людской зависти и злобы.

«Тавро Кассандры» (1996) — роман. Известный ученый‑генетик работает в секретном центре над созданием искусственного человека. Научный эксперимент оборачивается личной трагедией ученого, осознавшего чудовищную сущность насилия над природой человека, которое может привести к мировой катастрофе.

«Когда падают горы (Вечная невеста) » (2006) — роман. Основное действие романа происходит высоко в тянь‑шаньских горах, где пересекаются трагические пути двух страдающих существ ‑ человека и барса. Драматическое повествование пронизывает легенда о Вечной невесте, которая чудесным видением появляется на заснеженном горном перевале.

Все справки>>

Борьба за правду

Едигей не знает, в чем обвиняют Куттыбаева. Его арест связан с воспоминаниями о войне, которые он записывает для своих детей. Абуталип был в плену, после побега примкнул к югославским партизанам. До конца войны он находился за границей. На допросе у Едигея пытаются выяснить, упоминал ли Куттыбаев английские имена — это описано в произведении «Буранный полустанок». Роман, краткое содержание которого стоит знать каждому ценителю литературы, глубоко волнует читателей.

Самоубийство Абуталипа, любовь Едигея к его жене Зарипе — все это прошло перед внутренним взором старого казаха, пока он вез своего друга на кладбище.

Началась «хрущевская оттепель». Едигей отправился в Алма-Ату с целью рассказать правду об аресте Куттыбаева. Абуталипа реабилитируют. В стране начинается новая жизнь.

В романе автор пересказывает две старинные восточные легенды о событиях, произошедших в сарозекской степи. Первое предание повествует о Чингисхане, казнившем здесь влюбленных за то, что они осмелились вопреки его приказу завести ребенка. Вторая легенда рассказывает о старом поэте, который влюбился в молодую девушку. Родственники привязали его к дереву, чтобы не дать воссоединиться с ней. Так в романе Айтматова переплетаются прошлое, настоящее и будущее.

Повествования рассказа начинается на бескрайних, безлюдных и пустынных пространствах Сары–Озеки. Главным героем является Едигей, рабочим на пути Боранла-Буранный.

Однажды ночью во время очередной смены неожиданно в коморку прибежала его жена, принеся неприятные известия о смерти его лучшего друга Казангапа. Познакомился Едигей со своим товарищем около тридцати лет назад, когда после контузии ему пришлось искать работу, чтобы прокормить себя и свою семью.

Встретившийся ему Казангап предложил ему место стрелочника, правда в пустынном и отдалённом месте. Казангап помогал Едигею и его жене обжиться на новом месте, подарил верблюда. Семьи друзей очень крепко сдружились, их дети были не разлей вода.

С тяжёлым сердцем Едигей осознавал, что именно ему придётся хоронить своего лучшего друга. По пути домой он увидел, что на ближайшем космодроме с невероятной скоростью взлетела ввысь ракета. Это был срочный вылет, так как на станции «Паритет», никто не выходил на связь уже более двенадцати часов.

Едигей принял решение похоронить товарища на родовом кладбище в тридцати километров от их дома. По утру они подготовили тело Казангапа и отправились в путь до кладбища. Всю дорогу Едигей вспоминал их молодость, как они вместе работали и жили.

В свою очередь прилетевшие на станцию космонавты обнаружили, что там совершенно никого нет. А весь экипаж станции отправился на чужеземную планету под названием Лесная грудь. Они хотели подружиться с внеземным разумом и дать ответное приглашения. Комиссия же станции решила не пускать назад исчезнувших космонавтов и дать яростный отпор всем, кто попытается приблизиться к Земле.

А в это время добравшись до кладбища Едигей и вся процессия упёрлись на колючую проволоку, которая загораживала проезд. Охранник объяснил им, что захоронение закрыто и его собираются сносить и строить здесь новые дома. И пришлось тогда с тяжёлым сердцем хоронить своего друга вблизи кладбища. Данная история раскрывает все ценные человеческие качества, которые помогают прожить людям в гармонии и дружбе, не смотря ни на какие преграды.

Ссылки

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Прощание с Матёрой (повесть)» в других словарях:

Жанр: повесть

1. РАСПУТИН Валентин Григорьевич (род. 1937), русский писатель, публицист, Герой Социалистического Труда (1987). Представитель деревенской прозы. В центре повестей Последний срок (1970), Живи и помни (1974), Прощание с Матёрой (1976) кризисные… … Русская история

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

— (р. 1937), русский писатель, публицист; Герой Социалистического Труда (1987). Представитель «деревенской прозы». В центре повестей «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976) кризисные ситуации (похороны матери,… … Энциклопедический словарь

Братская ГЭС … Википедия

Краткая хроника литературной жизни Советского Союза 1970-1983 — 1970 Январь. Печатается повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». 11 12 февраля. Совещание на тему «Советский рабочий и его образ в нашей многонациональной литературе» (Минск). 1 марта 17 мая. Праздник искусств народов СССР, посвященный 100‑летию со … Литературный энциклопедический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Распутин. Валентин Григорьевич Распутин … Википедия

Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург … Википедия

Валентин Григорьевич Распутин Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург … Википедия

Книги

Валентин Распутин. Избранные произведения. В 2 томах (комплект из 2 книг) , Валентин Распутин. В первый том входят повести «Деньги для Марии», «Последний срок» и рассказы разных лет. События и повестей, и рассказов происходят в Сибири совсем недалекого прошлого. Произведения В.…

Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.

Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина — образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.

Защита кладбища

Еще одна ключевая сцена, без которой невозможен анализ произведения «Прощание с Матерой», — это уничтожение могил на местном кладбище. Никакими благими целями нельзя объяснить столь варварский поступок властей, совершающийся на глазах жителей. К боли за то, что нужно оставлять могилы дорогих людей на потопление, добавилась еще одна — увидеть, как сжигают кресты. Вот и пришлось старухам с палками вставать на их защиту. А ведь можно было «эту очистку под конец сделать», чтобы жители не увидели.

Куда совесть делась? А еще — простое уважение к людям и их чувствам? Такими вопросами задается Распутин («Прощание с Матерой», кстати, не единственное произведение писателя на эту тему) и его герои. Заслуга автора в том, что он сумел донести до читателя очень важную мысль: любые государственные переустройства должны соотноситься с особенностями жизненного уклада народа, особенностями души человека. Именно с этого начинаются доверие друг к другу и любые взаимоотношения между людьми.

Популярные сегодня пересказы

  • Первый учитель — краткое содержание рассказа Айтматова В небольшой киргизский аил приехали гости, здесь открывали новую школу. Среди почётных гостей, приглашённых на праздник, была академик Алтынай Сулайманова. Она была родом из этого аила. Когда-то на месте новой школы стоял старый сарай
  • Я пришел дать вам волю — краткое содержание рассказа Шукшина Главный герой романа – Степан Разин. Действие происходит в 17 веке, во второй его половине. Это был тот период, когда русский народ испытывал трудный период унижения и несправедливости.
  • Детство — краткое содержание произведения Лва Толстого Николеньке Иртеньеву 10 лет. Рано утром в спальню приходит гувернер Карл Иванович, чтобы разбудить Николеньку и его старшего брата Володю. Когда мальчики умыты и одеты, они отправляются к маменьке, чтобы пожелать ей доброго утра.
  • Портрет отца — краткое содержание рассказа Приставкина Детские годы рассказчика пришлись на Великую Отечественную войну. Он попал в детдом. В библиотеке случайно нашёл книжечку, на обложке которой было фото человека, очень похожего на его отца, воевавшего на фронте.

В.А.Осеева «Сыновья»

В.А.Осеева «Сыновья»

Цели:

1) познакомить с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья»; способствовать его полноценному восприятию; совершенствовать навык чтения; 2) формировать систему умений анализировать рассказ, формировать умение определять отношение автора к поступкам героев; 3) воспитывать заботливое отношение к матери; развивать желание помогать родителям, когда они в этом нуждаются.

Ход урока

1 Повторение изученного и подготовка к восприятию

— Вчера на уроке мы читали рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Что вам особенно запомнилось из нашего разговора, что вы для себя уяснили? (Нужно по-доброму, уважительно относится к членам своей семьи). -Сегодня мы продолжим разговор о семье и поразмышляем над отношением детей к матери. Каждый из вас – сын или дочь. И я тоже – дочь своей мамы. А у любой мамы есть одна заветная мечта: чтобы сын или дочь были хорошими людьми. -Прочитайте вопрос на доске – Что значит быть хорошим сыном (или дочерью)? -Как бы вы ответили на этот вопрос? Спасибо за ваши слова, мысли. Сегодня мы узнаем, что об этом думает В.Осеева, каково её мнение. А поможет нам разобраться рассказ «Сыновья». 2 Первичное восприятие .Выяснение первичного восприятия.

Первый раз рассказ читает учитель, затем задаёт вопросы. -Понравился ли вам рассказ? -Догадались ли вы, что значит быть хорошим сыном (дочерью)?

3 Постановка учебной задачи.

-Прочитаем рассказ ещё раз и узнаем, кого В.Осеева считает хорошим сыном. (Текст читают дети).

4 Выборочное чтение и анализ текста.

— Чтобы ответить на наш вопрос, давайте познакомимся с героями. Вам поможет заголовок.(Сыновья) -А теперь прочитайте 1 абзац и отыщите других героев рассказа. (Две женщины, третья женщина, старичок – Учитель выписывает героев на доску).

— Посмотрите ещё раз на доску. Вас ничего не удивило, нет ли вопросов? А вот у меня возник вопрос: почему В.Осеева говорит о двух женщинах, а уже потом о третьей? Ведь можно было бы сказать три женщины или первая, вторая, третья. Попробуйте предложить и начните свой ответ со слова «наверное». (ответы детей) — Чтобы ответь на этот вопрос, поближе познакомимся с женщинами. Прочитайте 2 абзац и выделите слова женщин о своих сыновьях. (По ходу чтения на доске появляется запись):

1

. «ловок да силён, …никто с ним не сладит»2. «поёт как соловей, …ни у кого голоса такого нет»3. молчит — Посмотрите на действия этих женщин. (1 и 2 женщины говорят, а 3 молчит). — Слова каких женщин схожи? (первой и второй). — Что вы можете сказать о 1 и 2 женщинах? (Первая и вторая женщины похожи. Они хвастаются своими сыновьями, считают их особенными, самыми лучшими). — Верно, поэтому автор показывает этих героев вместе – две женщины. А третья – молчит. Почему? (мнение детей) Докажите текстом. («ничего особенного в нём нету»). — Третья женщина отличается от двух других, поэтому автор называет её отдельно – третья женщина. Давайте перечитаем разговор мА и попробуем своим чтением показать, что первые две женщины хвастаются своими сыновьями, а третья – молчит. (чтение по ролям). — Итак, мы выяснили, что женщины разные. А что их объединяет? (Они мамы. У каждой есть сын). — И мы немножко познакомились с сыновьями, увидели их глазами мам. (вернуться и перечитать записи на доске). — У нас остался ещё один герой –старичок. Что вы о нём узнали? (1 абзац). — Попробуйте определить отношение автора к этому герою. ( Старичок, а не старик. Автор говорит об этом герое ласково, по-доброму, с уважением). — В.Осеева только упомянула, назвала этого героя и всё. Почему? Как вы думаете? (Он не случайный герой, ему будет отведена своя роль. Мы встретимся с ним позже). — Давайте ещё раз вернёмся к вопросу, который мы себе задали. ( чтение вопроса, записанного на доске). — Чтобы помочь нам найти правильный ответ, автор испытывает своих героев, как они поведут себя в одной и той же ситуации. Прочитайте абзац, в котором рассказывается о действиях женщин. ( Набрали вёдра, пошли, идут, останавливаются, болят руки, ломит спину). — Что означает слово «ломит»? Попробуйте заменить его другим.(болит спина). -Я посмотрела в словаре значения слов «ломить» и «ломота». Ломить – вызывать ломату. Ломота – болезненное ощущение в костях. Почему у мам такое состояние? (Им очень тяжело). — «Вдруг навстречу три мальчика выбегают». Будем отмечать, как ведут себя сыновья, видя, что их матери несут тяжёлые вёдра.1ряд – о первом сыне2 ряд – о втором сыне3 ряд – о третьем (Учитель записывает на доске слова, прочитанные детьми, напротив слов матерей). 1 ряд- «Один через голову кувыркается, колесом ходит»

2 ряд- «Песню поёт — соловьём заливается»

3 ряд- «К матери подбежал…» — Кто из мальчиков привлёк ваше внимание и почему? — Пере

Часть 3. Жить

Игнатов решил строить посёлок на берегу Ангары, в глухой тайге, где не было других селений, и помощи ждать было неоткуда. Под началом Игнатова оказались люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордвины, марийцы, украинцы, грузины — полный интернационал.

В помощники снова напросился Горелов. Он исправно докладывал Игнатову о «настроениях» в отряде, но тот понимал, что бывший вор опасен.

Оружие было только у Игнатова. Чтобы прокормить подопечных, он неумело охотился, но это не спасало от голода. К зиме из 800 человек осталось 29.

У Зулейхи начались тяжёлые роды. Её муки заставили Лейбе покинуть своё уютное «яйцо». Он принял у Зулейхи роды. Она родила сына и назвала его Юзуф.

Юзуф
 — сын Зулейхи и Муртазы, родился и вырос в дикой тайге, слабый, болез­ненный, послушный, обожает мать.

Зима пришла рано. Зэки построили землянку. Игнатов всё ещё надеялся, что его скоро заберут отсюда.

В январе начались болезни — люди мёрзли и голодали. Ребёнок Зулейхи плакал оттого, что у неё пропало молоко. Зулейхе явился призрак Упырихи, упрекал её. Женщина начала кормить сына своей кровью.

Наступила весна. Землянку залило талой водой. У Игнатова остался последний патрон. Люди обессилили от голода. В этот момент пришла баржа с новыми раскула­ченными, едой, инструментами. Игнатов узнал, что теперь трудовые посёлки входят в новую организацию — ГУЛаг. Его назначили комендантом.

Посёлок разросся. Зулейха работала на кухне, перестала молиться и носить платок. Каждый день она приносила еду Игнатову в комендатуру и таяла под его взглядом.

У Юзуфа начались непонятные приступы, и Зулейха с сыном переселились в лазарет к главному врачу Лейбе. Там к ней снова пришёл призрак Упырихи — упрекал, что она мечтает об убийце мужа. Однажды, собирая ягоды на поляне, Зулейха встретила Игнатова. Тот начал добиваться близости, но тут появился медведь. Зулейха убила зверя.

Коменданту начали сниться убитые и утонувшие кулаки — он запил. Начальник Игнатова, приезжавший каждые 2 месяца, потребовал делиться выращенным в посёлке урожаем. Питерскому художнику Иконникову приказали рисовать агитационные картины в клубе. Но он рисовал и для себя.

Илья Петрович Иконников
 — репрес­си­ро­ванный питер­ский художник, сутулый пьяница с печаль­ными глазами.

Прошло 7 лет. Зулейха стала охотницей. Из-за больного сына она жила с доктором Лейбе, но не как жена.

Юзуф рос. Его представление об окружающем мире создавалось по картинам Иконникова. Мальчик начал рисовать и учить французский с бывшей питерской аристократкой.

Когда зэки сплавляли лес по реке, Игнатов упал в воду и получил травму. Ухаживавшая за ним Зулейха не смогла противиться влечению и стала ходить к нему по ночам. К Зулейхе снова явился призрак Упырихи, и женщина прогнала его.

Однажды Юзуф, не дождавшись мать с охоты, отправился встречать её в лес, но Зулейха пошла не домой, а к Игнатову. Мальчик заблудился в тайге. Зулейха нашла сына и отбила его от стаи волков.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Эта народная сказка очень увлекательная, интересная и поучительная.

Из-за своей ошибки девочке пришлось преодолеть много препятствий.

Но она не опустила руки, осознала важность дружеской взаимопомощи и достигла своей цели. Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали. Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали

Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали.

Пословицы к произведению:

Ищешь помощи — сам помогай.

Кто заварил, тот и расхлебывает.

Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Оставить 6 человек (а).

Инсценировка «Ч. Айтматов «Материнское поле» (отрывок)

ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ ЧИНГИЗА АЙ

С какой бы стороны поезд ни шел, мы вскакивали, хватали курджун и выбегали на пути. Эшелоны шли, но ни в одном из них Маселбека не было. Я всматривалась в проносящиеся, как молнии, окна: а вдруг увижу Маселбека, а вдруг мой сын там и я не знаю об этом? Рельсы стонали под бегущими колесами, так же как сердце мое, охваченное страхом за сына. Поезда промчались мимо, унося за собою тучи снега, а мы долго еще стояли, прижавшись, у фонаря.

До самого рассвета мы с Алиман не присели, то и дело бегали взад-вперед вдоль эшелонов. Настало утро. Пора было уезжать — сено у лошадей кончилось. А вдруг Маселбек не проезжал еще, тогда как? Столько ждали, разве не обидно будет? По-всякому думали, решали мы с Алиман. Но уехать не посмели. Вдруг тучи развеялись, и солнышко проглянуло. «Эх, — подумала я,- вот бы и сын мой блеснул вдруг, как солнышко из-за туч, появился бы на глаза хоть разок…»

И тут послышался вдали шум поезда. Он шел с востока. Мощный двукратный гудок паровоза прокатился по ущелью. С грохотом, в дыму, в пару, с красными колесами, с жаркими огнями пронеслись два черных паровоза, за ними на платформах-танки, пушки, укрытые брезентом, подле них часовые в шубах, с винтовками в руках, мелькнули солдаты в приоткрытых дверях теплушек, и пошли — вагон за вагоном — проносить на мгновение лица, шинели, обрывки песен, слов, звуки гармоней и балалаек. В эту минуту раздался рядом крик:

-Мама-а-а! Алима-а-ан!

Он! Маселбек! Ах ты, боже мой, боже! Он проносился мимо нас совсем близко. Всем телом перегнулся из вагона, держась одной рукой за дверь, а другой махал нам шапкой и кричал, прощался. Я только помню, как вскрикнула: «Маселбек!» И в тот короткий миг увидела его точно и ясно: ветер растрепал ему волосы, полы шинели бились, как крылья, а на лице и в глазах — радость, и горе, и сожаление, и прощание! И, не отрывая от него глаз, я побежала вдогонку. Мимо прошумел последний вагон эшелона, а я еще бежала по шпалам, потом упала. Ох, как я стонала и кричала! Сын мой уезжал на поле битвы, а я прощалась с ним, обнимая холодный железный рельс. Все дальше и дальше уходил перестук колес, потом и он стих.

И сейчас еще порой кажется мне, будто сквозь голову проносится этот эшелон и долго стучат в ушах колеса.

Алиман добежала вся в слезах, опустилась рядом, хочет поднять меня и не может, захлебывается, руки трясутся. Тут подоспела русская женщина, стрелочница. И тоже: «Мама! Мама!» — обнимает, плачет. Они вдвоем вывели меня на обочину, и, когда мы шли к станции, Алиман дала мне солдатскую шапку.

-Возьми, мама,- сказала она. — Маселбек оставил.

Оказывается, он бросил мне свою шапку, когда я бежала за вагоном.

Я ехала домой с этой шапкой в руках; сидя в бричке, крепко прижимала ее к груди.

Она и сейчас висит на стене. Обыкновенная солдатская серая ушанка со звездочкой на лбу. Иногда возьму в руки, уткнусь лицом и слышу запах сына.

Айтматов «И дольше века длится день» — краткое изложение

Айтматов

— все произведения Страница: Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток:

А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства — Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей. Едигей работал здесь стрелочником на разъезде Боранлы-Буранный. В полночь к нему в будку пробралась жена, Укубала, чтобы сообщить о смерти Казангапа.

Тридцать лет назад, в конце сорок четвертого, демобилизовали Едигея после контузии. Врач сказал: через год будешь здоров. Но пока работать физически он не мог. И тогда они с женой решили податься на железную дорогу: может, найдется для фронтовика место охранника или сторожа. Случайно познакомились с Казангапом, разговорились, и он пригласил молодых на Буранный. Конечно, место тяжелое — безлюдье да безводье, кругом пески. Но все лучше, чем мытариться без пристанища.

Когда Едигей увидел разъезд, сердце его упало: на пустынной плоскости стояло несколько домиков, а дальше со всех сторон — степь: Не знал тогда, что на месте этом проведет всю остальную жизнь. Из них тридцать лет — рядом с Казангапом. Казангап много помогал им на первых порах, дал верблюдицу на подои, подарил верблюжонка от нее, которого назвали Каранаром. Дети их росли вместе. Стали как родные.

И хоронить Казангапа придется им. Едигей шел домой после смены, думал о предстоящих похоронах и вдруг почувствовал, что земля под его ногами содрогнулась И он увидел, как далеко в степи, там, где располагался Сарозекский космодром, огненным смерчем поднялась ракета. То был экстренный вылет в связи с чрезвычайным происшествием на совместной советско-американской космической станции . не реагировал на сигналы объединенного центра управления — Обценупра — уже свыше двенадцати часов. И тогда срочно стартовали корабли с Сары-Озека и из Невады, посланные на выяснение ситуации.

:Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далеком родовом кладбище Ана-Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые века, уничтожали память пленных страшной пыткой: надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком. Он не помышлял о бегстве, выполнял наиболее грязную, тяжелую работу и, как собака, признавал лишь хозяина.

Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращенного в манкурта. Он пас хозяйский скот. Не узнал её, не помнил своего имени, имени своего отца: .

Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Она успела скрыться, но пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (при этих словах раб побледнел — для манкурта не бывает угрозы страшнее). Парню оставили лук и стрелы.

Найман-Ана возвращалась к сыну с мыслью убедить его бежать. Озираясь, искала:

Удар стрелы был смертельным. Но когда мать стала падать с верблюдицы, прежде упал её белый платок, превратился в птицу и полетел с криком: То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться кладбищем Ана-Бейит — Материнским упокоем:

Рано утром все было готово. Наглухо запеленутое в плотную кошму тело Казангапа уложили в прицепную тракторную тележку. Страница:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: