«наталья, боярская дочь» карамзина: анализ повести для читательского дневника

Содержание

Предисловие Глава 1. Опричники Глава 2. Новые товарищи Глава 3. Колдовство Глава 4. Дружина Андреевич и его жена Глава 5. Встреча Глава 6. Приём Глава 7. Александрова слобода Глава 8. Пир Глава 9. Суд Глава 10. Отец и сын Глава 11. Ночное шествие Глава 12. Клевета Глава 13. Ванюха Перстень и его товарищи Глава 14. Оплеуха Глава 15. Поцелуйный обряд Глава 16. Похищение Глава 17. Заговор на кровь Глава 18. Старый знакомый Глава 19. Русский человек добро помнит Глава 20. Весёлые люди Глава 21. Сказка Глава 22. Монастырь Глава 23. Дорога Глава 24. Бунт станичников Глава 25. Приготовление к битве Глава 26. Побратимство Глава 27. Басманов Глава 28. Расставание Глава 29. Очная ставка Глава 30. Заговор на железо Глава 31. Божий суд Глава 32. Ладанка Вяземского Глава 33. Ладанка Басманова Глава 34. Шутовской кафтан Глава 35. Казнь Глава 36. Возвращение в слободу Глава 37. Прощение Глава 38. Выезд из слободы Глава 39. Последнее свидание Глава 40. Посольство Ермака

At nunc patientia servilis tantumque sanguinis domi perditum fatigant animum et moestitia restringunt, neque aliam defensionem ab iis, quibus ista noscentur, exegerium, quam ne oderim tam segniter pereuntes.

Tacitus. Annales. Liber XVI

Борьба за царский трон

Василию с малых лет была интересна политика. Он знал, что род его знатен и у него есть все шансы править Русским государством. Однако этому мешал его соперник, Борис Годунов, а затем внезапно появившийся Лжедмитрий.

Лжедмитрий

Вступая в Московскую судную палату, он добивается повышения, становится боярином и принимает участие в многочисленных походах и завоеваниях. После того, как умирает Иван Грозный, в 1591 году внезапно умирает и царевич Дмитрий. Годунов сам принимает участие в расследовании смерти молодого претендента на трон. В результате исследований было выяснено, что причиной гибели стало самоубийство. А в 1598 году умирает ещё один сын Ивана Грозного, Фёдор Иоаннович, что становится началом правления Бориса Годунова. В эти времена Шуйскому приходится проявлять чудеса изворотливости и хитрости, чтобы не попасть в опалу к подозрительному царю.

С появлением на российских землях Лжедмитрия начались волнения. Народу требовалось знать, действительно ли царевич жив. Однако Шуйский успокоил царя и общество заявлением о том, что сам хоронил царевича, а затем, с подачи Годунова, отправился в поход против самозванца. Поход затянулся, а за это время Борис Годунов умер и на престол (в общем-то, ненадолго) взошёл его сын Фёдор.

Однако Лжедмитрию удалось собрать армию и создать переворот. Жена и сын Бориса Годунова были убиты его людьми, а Василию Шуйскому удалось заслужить прощение нового царя несмотря на то, что тот припомнил ему все грехи, избежать смертной казни и вернуть себе имущество, изъятое ранее. Восстанавливая свою власть, он вновь начал плести интриги и заговоры уже против нового царя.

Таким образом в ночь с 16 на 17 мая заговорщики убили Лжедмитрия, а уже 19 мая Василий Шуйский получил то, к чему он так долго шёл и о чём всё время мечтал – российский престол.

Шуйский признается в мятеже

Федор тем временем не может разобраться в бумагах, предоставленных ему. Входит Клешнин и говорит, что Борис занемог от расстройства. Требуется немедленно схватить и заключить в тюрьму Шуйского за то, что тот намеревался сделать Димитрия царевичем. Федор этому не верит. Появляется Шуйский. Царь сообщает ему о доносе и требует оправданий. Тот отказывается их предоставить. Федор настаивает, и Шуйский решает признаться в мятеже.

Испугавшись, что Борис накажет Ивана Петровича за измену, князь заявляет, что сам он решил посадить на престол царевича, а затем вытесняет из комнаты потрясенного Шуйского.

Главные герои и их характеристики

Многомудрый Литрекон тоже вынес приговор персонажам и заточил их в крепость таблицы. Характеристика героев романа «Князь Серебряный» представлена ниже:

Никита Романович Серебряный русский князь и воевода. Умелый и отважный боец, опытный военачальник и харизматичный лидер. Благородный и принципиальный человек, для которого всегда на первом месте стоит справедливость. Верность присяге, закону и царю у него доходят до такой крайности, что он готов добровольно пойти на смерть, чтобы не стать преступником в собственных глазах.
Иван Васильевич Грозный русский царь. Властный, беспринципный и жёсткий правитель. Тиран и заложник собственного часто меняющегося настроения. Способен как на немотивированную жестокость, так и на безграничную милость. Оценивает подданных исключительно по их личной преданности ему, за что приближает к себе даже людей из простонародья.
Афанасий Иванович Вяземский высокопоставленный опричник и любимец царя. Властный, самонадеянный и наглый человек, при этом наделённый отвагой и умением. Страсть к Елене пошатнула его душевное равновесие, сделав его одержимым злодеем, готовым пойти на любую подлость, чтобы добиться желаемого.
Дружина Андреевич Морозов пожилой московский боярин. Бывалый воин и военачальник. Несмотря на солидный возраст, сохранил в себе силу духа и крепость тела. Благородный человек, стоящий на стороне закона против тирании Грозного.
Елена Дмитриевна Морозова молодая жена Дружины и возлюбленная князя Серебряного. Честная девушка, которая бережет своё честное имя. После возвращения князя переживает внутреннюю борьбу, разрываясь между законным мужем и любимым. В конце концов, будучи не в силах вынести жестокость мира, принимает постриг и удаляется в монастырь.

История создания

К созданию произведения в жанре исторического романа писателя А. К. Толстого подтолкнул интерес к песням времен Ивана IV. Автор желал написать о суровых годах и ужасах опричнины, образах людей той эпохи, однако долго медлил с работой. К написанию ему пришлось приступить только после кончины Николая I. Писатель опасался, что царь-тиран увидит параллель между собой и Иваном Грозным, и это не останется безнаказанным.

Роман был опубликован в 1863 году в «Русском вестнике», он сразу привлек внимание общественности. Многие читатели отзывались о нем как о колоритном произведении, в котором хорошо воспроизведен один из тяжелых периодов истории страны. Другие люди утверждали, что роман слишком романтичен и при господстве реализма это считалось шагом назад

Другие люди утверждали, что роман слишком романтичен и при господстве реализма это считалось шагом назад.

При работе над книгой был задействован ряд источников. Среди них — сказания, предания, книга «История государства Российского» Н. М. Карамзина и монография «Быт русского народа» А. В. Терещенко. При этом автор подчеркивал, что его главная задача — отразить характер, понятия и нравы эпохи всеобщего негодования.

https://youtube.com/watch?v=OMcLVro5WO4

Агитация за Шуйского

Старик поднимает народ, агитируя за Шуйского. Гусляр складывает песни о доблестях Ивана Петровича. Прибывает гонец и сообщает о том, что татары наступают. Князь Туренин вместе со стрельцами отводит Ивана Петровича в тюрьму. Народ, подбиваемый стариком, хочет его освободить. Однако Шуйский говорит о том, что он виновен перед царем и что он заслужил свое наказание.

Клешнин рассказывает Годунову о том, что Шуйские, а также те, кто их поддерживал, находятся в тюрьме. Затем он вводит Шуйского Василия Ивановича. Тот говорит, что затеял челобитную якобы для блага Бориса Годунова. Борис, понимая, что тот в его руках, отпускает его. Входит царица Ирина, чтобы заступиться за Шуйского Ивана Петровича. Понимая, что он будет продолжать ему перечить, Годунов остается непреклонным.

Смерть Шуйского и Шаховского

Нищие, собравшиеся на площади возле собора, говорят о том, что неугодного Годунову митрополита сместили, а купцов, выступавших за Шуйского, казнили. Мстиславская приходит вместе с Ириной для того, чтобы просить за Ивана Петровича. Федор выходит из собора. Он отслужил панихиду по Ивану. Увидев его, княжна бросается Федору в ноги. Тот шлет Туренина за Шуйским. Однако Туренин говорит, что Иван Петрович удавился ночью. Он просит прощения за то, что недосмотрел, так как отбивал толпу, которую Шаховской привел к тюрьме. И отбил ее, застрелив только Шаховского. Федор обвиняет Туренина в убийстве Ивана Петровича. Он угрожает ему казнью.

Глава 8. «Пир»

Царь оказался приветливым и общительным. Слушая его умные речи, люди даже верили в необходимость суровых наказаний для предателей. Царь был в хорошем расположении духа.

Собеседник Никиты рассказывает об опричниках. Самый главный за столом после царя — его тайный советник Борис Годунов. Он не имел древнего рода и права сидеть за столом, но царь выделил его из толпы благодаря одному случаю. Будучи пьяным, поспорил он с татарским ханом, что попадет так же метко из лука в мишень. На кону был город Рязань. Тут Годунов, будучи ответственным за коня на охоте и за лук, изобразил, будто его конь занес. Из-за этого лук был поврежден, и царь от пари отказался. С тех пор хитрый Годунов пошел в гору. За столом был и Афанасий Иваныч Вяземский. Он пошел в опричники из-за несчастной любви — все об этом знали.

Прямо за столом Иван Грозный через своего фаворита Федора Басманова послал опальному боярину кубок. Тот выпил и умер замертво. Тогда Никита Романович понял, что царь и вправду стал жесток.

Автор описывает неприглядную внешность главного опричника — Малюты Скуратова. Этот человек готов был растерзать любого. Царь часто натравлял его на тех, кто ему не нравился. Однако этот же суровый человек покорно сносил насмешки царевича. Он был очень мнителен и обидчив, но царя боялся.

Ожидая расправы от разгневанного царя, князь читает молитву, однако Иван ещё не знает о деянии Никиты Романовича и радостно встречает Серебряного. Во время обеда царь намекает Вяземскому, что тот может силой выкрасть Елену Дмитриевну у Морозова.

Но не слышал Никита Романович о том, что царь говорил Вяземскому. Зато Малюта решил доложить государю о том, что его люди были перебиты неизвестным дворянином. И позвали в зал того, кого избил князь Серебряный.

«Шемякин суд» читательский дневник

«Шемякин суд» – сказочная повесть, в которой в сатирическом ключе показана продажность суда и всех тех, кто наделен властью.

Краткое содержание «Шемякин суд» для читательского дневника

ФИО автора: Русское народное творчество

Название: Шемякин суд

Число страниц: 6. «Русская демократическая сатира XVII века». Издательство «АН СССР». 1954 год

Жанр: Сказочная повесть

Год написания: XVII век

Главные герои

Бедный брат – мужчина, уставший от нищеты, отчаявшийся, потерявший всякую надежду на лучшую жизнь.

Богатый брат – жадный, скупой, расчетливый мужчина, зажиточный крестьянин.

Поп – знакомый богача, заносчивый и высокомерный.

Мужчина (третий истец) – случайный человек, чей отец погиб под тяжестью бедняка.

Сюжет

Жили два брата-крестьянина: богатый и бедный. Богатый крестьянин много лет давал в долг бедному брату, но тот никак не мог одолеть нужду. Однажды пришел бедняк к брату с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богач нехотя согласился, но когда брат попросил у него и хомут, рассердился и отказал в просьбе.

Бедняк горько вздохнул, и привязал дровни к лошадиному хвосту. Когда же он отвез дрова домой, то забыл выставить подворотню, и у лошади оторвался хвост. Делать нечего, и бедняк привел брату лошадь без хвоста. Увидев такое безобразие, богач разгневался и отправился в город, жаловаться на брата судье Шемяке. Бедняк поплелся вслед за ним, прекрасно зная, что ему все равно придется идти в суд.

Дошли братья до одного села, и богач остановился у своего хорошего знакомого, сельского попа. Они сели за стол ужинать, а бедняк голодным лег на полати. Засмотрелся он на брата и попа, как те уплетали ужин, и свалился на колыбель, в котором спал маленький ребенок. Бедняк раздавил на смерть поповского сына, и тот тоже отправился в город жаловаться на него.

Проходя через мост, бедняк решил покончить со своей горькой жизнью, и спрыгнул вниз. Он упал на больного старика, которого сын вез на санях в баню, и убил его случайно. Потерпевший также отправился к судье Шемяке.

На суде бедняк показал судье камень, завернутый в платок. Тот решил, что это солидная взятка, и повел дело, как посчитал нужным. Он велел бедняку держать у себя лошадь брата до тех пор, пока у нее не отрастет хвост.

Услышав жалобу попа, Шемяка, польстившись на солидную «взятку» бедняка, порешил отдать бедному крестьянину попадью до тех пор, пока у нее не родится ребенок.

Когда же стал жаловаться сын погибшего старика, судья решил так – пусть истец убьет бедняка таким же способом, то есть бросится на него с моста.

Так богачу и попу пришлось доплачивать бедняку, чтобы он отказался выполнять судейские решения, и вернул каждому, что причитается: лошадь – брату, а попадью – законному супругу. Третий истец также не хотел прыгать с моста, и заплатил бедняку отступные.

Тем временем Шемяка направил своего человека к бедняку, чтобы тот отдал ему обещанную взятку. В ответ бедняк показал камень, завернутый в платок, и объяснил, что если бы судья принял решения не в его пользу он бы ушиб его этим камнем.

Узнав об этом, Шемяка очень обрадовался, что так ловко выкрутился из непростой ситуации, а довольный бедняк пошел домой.

Вывод и свое мнение

Произведение уникально, прежде всего, тем, что в нем нет исключительно положительных или отрицательных героев. Каждый из них имел свою правду, и этим ловко воспользовался судья Шемяка. Он перекрутил историю в своих корыстных целях, и лишь по удачному стечению обстоятельств его решения оказались приемлемым для всех героев.

Авторские афоризмы

«…Много тебя я ссужал, а поправить не мог…»

«…И того-то, и хомута у тебя нет своего…»

«…Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: «Ответствуй!»…»

«…По судейскому указу, как-де, го­ворит, у ней хвост вырастет, в ту пору и отдам твою лошадь..»

«…Благодарю и хвалю бога, что по нему судил. Когда б не по нем я судил, то он бы меня зашиб…»

Толкование непонятных слов

Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.

Дровни – крестьянские. сани без кузова.

Подворотня – пространство, щель между воротами и землей.

Челобитная – в России вплоть до третьей четверти XVIII века индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором «челом били».

Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.

Мзда – плата, вознаграждение, взятка.

Новые слова

Кнут – тип ударного орудия, главным элементом которого является длинный плетёный ремень из сыромятной кожи, изначально с узлом на конце.

Поп – православный священник.

Попадья – супруга попа.

Истец – лицо, в защиту прав которого возбуждено судебное дело.

Ответчик – лицо, привлекаемое судом к ответу по заявленному истцом требованию.

Глава 16. «Похищение»

Опричники окружают дом Морозова. Им наплевать на указ Вяземского не грабить и не жечь дома бояр. После похищения Елены они хотят вдоволь позабавиться.

После обряда Дружина Андреевич пришел к жене, но его сковывала жалость к ней. И все же он ругает жену за измену, сетует, что она не ушла в монастырь, а обманула его. Ему обидно, что им пользовались, как ширмой. Елена плачет. Но умоляет убить ее, а не Никиту.

В этот момент в их покои врывается Вяземский со свитой, они похищают Елену. Серебряный один защищает подступы к двери, он кричит об измене и предупреждает Морозова. Морозов все еще не верит угрозам, Вяземского, просит его образумиться. Но тот не сдается. Елена упала в обморок. Опричники грабят и жгут дом Морозова. Дворня спасает Морозова и уносит его к реке. Однако сам Вяземский сильно изранен Серебряным и стремительно теряет силы, а сам Никита Романович оказывается в плену у опричников своего соперника. Хомяк хочет отомстить ему и велит не казнить его пока что, чтобы они с Малютой вдоволь повеселились.

Обсуждение челобитной

Бояре обсуждают челобитную, размышляя о том, кто будет новой царицей. В. Шуйский предлагает кандидатуру Мстиславской. Головин вписывает ее имя в челобитную. Входит Шаховской. Он говорит, что не отдаст невесты. Появляется и Волохова с княжной. Шаховской при взаимных упреках и угрозах выхватывает грамоту и уходит.

Годунов дает царю бумаги. Тот не вдается в их содержание, а соглашается с тем, что решил Борис. Ирина говорит о том, что вдовствующая царица написала письмо из Углича, прося вернуться в Москву с Димитрием. Федор хотел было поручить это дело Борису, однако Ирина хочет, чтобы он сам занялся им.

Анализ произведения

Действие происходит в России. В произведении поднимается важная социальная проблема: коррупция власти, в результате которой виновные могут уйти от ответственности.

Действующие лица и основная мысль

В сказке описаны главные и второстепенные персонажи. Среди них выделяются следующие главные герои:

  1. Бедный брат — фермер, устал жить в бедности. Он потерял надежду на достойную жизнь.
  2. Богач — богатый фермер, который злится на своего родственника из-за его постоянных требований. Он жадный, высокомерный, скупой и расчетливый человек.
  3. Поп — друг богатого человека, очень высокомерный.
  4. Третий истец — прохожий, который загнал отца под мост.

Пример главных героев показывает, что всех обидчиков следует наказывать справедливо. Судья потребовал мнимую взятку, которую принял за золото, после чего оправдал подсудимого. Конечно, у Шемяки ничего не осталось, но он был рад, потому что бедняга этим камнем голову бы сломал. Несправедливость суда и власти — главная проблема общества.

2 вариант

В произведении «Князь Серебряный» идет описание событий второй половины 16 века, где изображаются все характерные черты истории того периода.

Главный персонаж романа – князь Никита Романович Серебряный, который полностью вымышлен Толстым. Этого персонажа можно назвать прототипом многих исторических личностей того времени. Однако, данный князь имеет довольно популярную в те времена фамилию.  Толстой описывает князя, как молодого юношу, лет двадцати пяти, довольно-таки красивого, с темно-серыми привлекательными глазами, с немного взъерошенными волосами. По описанию автора князь Серебряный порядочный и патриотический человек.

Весь сюжет довольно прост и состоит из двух частей, в которых развиваются отношения главного героя, то есть князя и его возлюбленной Елены. Часто встречается перекликание князя Серебряного с известным русским царем Иваном Грозным, который так же является одним из центральных образов в романе и представлен жестоким и деспотичным правителем.

Безусловно, этот роман с уверенностью можно назвать историческим, с долей вымысла и иронии. Одна из ключевых тем в романе « Князь Серебреный» — изображение опричнины как какого-то особого явления в Русском государстве в то время. Для того, чтобы раскрыть эту тему, Толстой пользуется описанием народа и разбойников этой исторической эпохи. Когда автор описывал опричников, которые являлись исполнителями жестоким и нелепых промыслов Ивана Грозного, царя-самодержца, Толстой изображал их в образах сатанинского племени, которое больше напоминала чертей, а не людей. Ведь они символизировали зло, жёсткость и неуважение к простому народу.

Именно поэтому Толстым был тщательно исследован вопрос о том, откуда произошла тирания, которая влекла огромные политические последствия, при этом демонстрируя ужасное и угнетённое состояние державы в то время, когда правил Иван Грозный. Ведь именно в это время в стране творился какой-то хаос и насилия. Настоящая деспотия.

Для того, чтобы показать то, насколько отрицательный такой персонаж, как Иван Грозный, Толстой использовал образ Малюты Скуратова, который изображается как дикий зверь. Именное такое страшное животное, которым обычно родители пугают своих детей, когда те не слушаются. Он характеризуются только с негативной стороны, он жесток и его поступки нельзя оправдать даже огромной любовью к его сыну.

Данный роман полностью подтверждает позицию Толстого на тот счет, что нельзя сохранить человеку чувство собственного достоинства, когда страной управляет тиран и деспот. Все это происходит на примере Российского государства, которым управлял Иван Грозный, вошедший в историю своей тиранией.

Художественные особенности

«Повесть о Шемякином суде» отличается быстротой действия, комизмом ситуаций, в которые попадают персонажи, а также подчеркнуто бесстрастной манерой повествования, что только усиливает сатирическое звучание древнерусского памятника. Эти особенности указывают на близость повести к волшебным и социально-бытовым народным сказкам.

Повесть о Шемякином суде — это пример остроумной и глубокомысленной сатиры. Она обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость.

Вопросы и задания

1. Кто герои повести «Шемякин суд»? Кто из них прав? На чьей стороне автор?

Героями повести являются:

два брата крестьянина — убогий (бедный) и богатый;

поп;

случайно повстречавшийся горожанин;

Шемяка-судья.

Можно сказать, что прав каждый из них. Бедный брат не виноват, что скуден имуществом. Богатый тоже прав, потому что лошадь была несправедливо испорчена. У попа случилось великое горе — его сын умер прямо в доме. И горожанин прав — его отец умер случайно.

Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

Преступления Героя в том, что он не знает как выбраться из своей нищеты. хвост у лошади был оторван потому, что он привязал к нему повозку — у него даже хомута не оказалось, а брат не захотел давать. Попова сына он задавил случайно, потому что есть захотел и с полки свалился. Отца горожанина он убил также по воле случая — прыгнул с моста, чтобы свести счеты с жизнью.

Практически каждый герой, кроме убогого, наказан: богатый отдал деньги за лошадь, поп — чтобы не отдавать убогому попадью, а горожанин — чтобы избежать нелепой гибели в результате мести. Отчасти наказан и судья за свою жадность — он не получил ни гроша. Однако, каждый, кто причитал Повесть о Шемякином суде, понимает, что все эти наказания несправедливы. Каждый из героев прав, однако всем им досталось ни за что.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у васм сочувствие и почему?

Повесть о Шемякином суде высмеивает жадность и продажность судьи. Сочувствие возникает ко всем остальным героям, кроме убогого, пожалуй. Ему бы молчать и идти домой, а он просит с остальных денег.

3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

О самом несправедливом, который не только не разрешает ситуацию, но и усугубляет положение.

4. Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используется в повести? Приведите примеры использования этих приемов в тексте повести?

Гипербола

(преувеличение) используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

Пример: «Решил себя смерти предать и бросился с мосту в ров… Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти…». Если ребенка попа он еще мог задавить до смерти (к примеру, ребенок был грудным), то старика убить, упав с моста, да еще самому остаться в здравии — невозможно. Это сильное преувеличение.

Гротеск

— прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов для иллюстрации реальных событий. Они используется в целях заострения внимания на определенных акцентах.

Пример: «Взял свои дровни, привязал их за хвост лошади». Даже без хомута можно было приладить дровни к лошади. Однако убогий поступил слишком алогично.

Развивайте дар слова

2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд
, как поговорку.

Повесть о шемякином суде производит грустное впечатление, порождает ощущение тотальной несправедливости и глупости. Несмотря на то, что она написана с изрядной долей иронии, героев невольно становится жалко. Безвыходность их положения отражает жизнь многих современников писателя.

В современных общественных структурах отчасти сохранилось такое положение дел. И нам время от времени приходится испытывать на себе этот самый Шемякин суд.

3. Рассмотрите иллюстрации к повести «Шемякин суд». Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображенных на них. Перескажите их близко к тексту повести.

Повесть о Шемякином суде можно узнать из картинок.

2-ая: Взял он (бедняк) лошадь, и набрав полную дровню, привязал ее к лошадиному хвосту. Потом ударил ее кнутом, чтобы она тянула груз, а та дернулась, и хвост у нее оторвался.

3-я: Пришел он к своему богатому брату лошадь возвращать. Тот увидел, что она без хвоста, и недолго думая, отправился в город челом бить на бедняка.

4-ая: Увидел бедняк с полатей, что брат его обедает с попом, а его не зовут, и упал вниз. Упал и придавил маленького сына попа насмерть.

5-ая гравюра: Понял бедняк, что сведут его со света белого брат и поп, и решил свести счеты с жизнью. Кинулся с моста вниз. А под ним шел один из горожан — вез отца в баню мыться. Бедняк же, падая, придавил старика насмерть.

Глава 4. «Дружина Андреевич и его жена»

Двадцатилетняя красавица Елена Дмитриевна, любившая Серебряного и когда-то пообещавшая выйти за него, теперь жена боярина Дружины Андреевича Морозова. Слишком долго пробыл Никита Романович в Литве, а ухаживания Вяземского изрядно напрягали и пугали молодую красавицу, поэтому она приняла предложение Морозова выйти за него замуж. Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, убитого под Казанью, не могла защитить свою честь от опричников иначе.

Морозова же все знали и боялись. Он имел большое влияние и защитил девушку. Они договорились о браке в церкви, когда Елена узнала, что сам царь собирается заставить ее принять предложение. Брак был фиктивным. Морозов любил Елену как дочь, знал ее родителей.

После этого царь разозлился на Морозова и решил его унизить. Но князь не пошёл у него на поводу: не сел ниже Годунова, не имеющего сана. С тех пор его удалили от двора.

А тем временем Никита Романович приехал в Москву. У него была грамота к Морозову. Он хотел узнать, где его дом, но опричники стали грубить ему и окружили. Его спас блаженный. Блаженного Васю все уважали, и опричники не решились его ослушаться. Считалось, что перед ними Божий человек. Вася спас князя, но предупредил о том, что ждет его несчастье в доме Морозова. Серебряный поехал к нему, гадая, что же имел в виду странник?

Все сочинения по литературе за 8 класс

1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.

Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ― и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».

Рисуемые события отличались романтической остротой ― внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно-таки условны, но они ― знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит-рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце». И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, <�…> сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени ― предметно-определенного, вполне точного ― было делом будущего.

Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»

Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ― его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».

Собственно, «Наталья, боярская дочь» ― прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать». История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто-насмешливое упоминание кумира юности ― Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях-хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.

«Наталья, боярская дочь» ― печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама — сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила ― впервые! ― простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.

Легенда 9. Иван Грозный был сильным правителем и поднял Россию с колен

Вердикт: этонеправда.

Выход царя Ивана Грозного. Картина Бориса Кустодиева. 1900 год Донецкий областной художественный музей Россия в начале XVI века не «стояла на коленях», а была молодой, быстро растущей державой. Разные люди по-разному понимают словосочетание «сильный правитель». Для кого-то это значит рубить головы врагам, для кого‑то — обеспечить условия для успешного развития страны. Именно при царе Иване в 1570-х годах в стране начинается кризис. Разорение земель вследствие тягот Ливонской войны и введения опричнины приводило к частым уходам крестьян с владельческих земель. Писцовые книги начала 80-х годов указы­вают на то, что во многих уездах намного сократилась пашня, а население вымерло или разбежалось, о чем говорят такие записи: «Опричники замучили, живот пограбили, двор сожгли». Земские уезды платили в 70-х годах в два, а то и в три раза больше налогов, чем дворовые С 1564 года царь разделил государство на две части: свой личный удел (опричнину) и все остальное (земщину). . Города пострадали не только от репрессий, но и от «сводов» (переселений) купцов в Москву — так слой богатых и предприимчивых людей в провинциальных городах был ликвиди­рован. Казни воевод и «запустение» дворянских владений подорвали боеспо­собность армии: дворян в конце 70-х годов били кнутом, чтобы заставить их отправиться на войну.

Глава 23. «Дорога»

Побыв немного в том монастыре, Максим отправляется дальше. Он хочет ехать в Рязань, чтобы защищать русские земли от набегов татар.

По дороге он встретил царского слугу Трифона. Он потерял кречета царя и уже попрощался с жизнью, как вдруг нашел его в лесу. Теперь он хочет построить часовню на том самом месте. Максим жертвует на часовню все свои деньги. За это Трифон обещает успокоить мать Максима и наведываться к ней. Но немного денег Трифон все же вернул.

В дороге Максим услышал песню, в которой проклинали его отца. Он отдал крестьянке, которая ее пела, все оставшиеся деньги.

Путь Максима проходит через лес, где на него нападают разбойники. Увидев наряд опричника, они решили вдоволь потешаться над ним и не убивать сразу.

Основные персонажи романа

Серебряный князь главные герои:

  • Никита Романович Серебряный – князь, царский воевода, отважный, честный и прямолинейный молодой мужчина.
  • Иван IV Грозный – московский царь, деспотичный правитель.
  • Елена Дмитриевна – возлюбленная князя Серебряного, супруга боярина Морозова.
  • Дружина Андреевич Морозов – московский боярин, пожилой муж Елены Дмитриевны.

Другие персонажи:

  • Малюта Скуратов – любимый опричник и помощник Ивана Грозного.
  • Максим Скуратов – 17-летний сын Малюты, противник опричнины.
  • Федор Басманов – опричник, фаворит Ивана Грозного.
  • Борис Федорович Годунов – боярин, доверенное лицо Ивана Грозного.
  • Афанасий Иванович Вяземский – глава опричников, любимец царя.
  • Перстень – отважный атаман разбойников.
  • Коршун – старый разбойничий атаман.
  • Михеич – стремянный князя Серебряного и его воспитатель.
  • Мельник – местный знахарь и колдун.
  • Онуфревна – старая мамка Ивана Грозного.

Заключение к краткому пересказу

  • добрые дела;
  • милосердие;
  • вера в чудеса.

Основная мысль (идея) сказа «Серебряное копытце»: доброта, милосердие, вера в чудеса помогают людям стать счастливыми.

Краткое содержание сказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:

«Олеся» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. И. Куприна

Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Образ и характеристика семьи Курагиных — героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Телеграмма» — краткое содержание и пересказ рассказа К. Г. Паустовского

«Садко» — краткое содержание и пересказ былины

Образ и характеристика Платова — героя повести Н. С. Лескова «Левша»

«Дары волхвов» — краткое содержание новеллы О. Генри

Сравнительная характеристика Лизы и Эраста — героев повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: