Список и краткая характеристика героев
- Рассказчик — дворянин среднего возраста, образованный, воспитанный и отзывчивый человек. Настоящий патриот, обеспокоенный настоящим и будущим своей страны и её народа. Рассказчик возмущён тяжёлым положением крестьян, он жалеет их, пытается протянуть им руку помощи.
- Господин Крестьянкин — человек дворянского происхождения, построивший свою карьеру с самых низов. Служил председателем уголовной палаты. Несмотря на свой статус оставался добрым, справедливым и небезразличным к чужому горю. Крестьянкин разрушил свою карьеру, когда оправдал измученных крепостных, убивших своего хозяина. «Правосудие» отменило это решение и крестьян казнили.
- Безымянный крестьянин — сильный духом, мудрый, трудолюбивый и жизнерадостный работяга. Наш путешественник встретил его в главе «Любани» в поле за работой. Рассказчик искренне удивился как этот крестьянин умудряется обрабатывать свою землю, если шесть дней в неделю обязан работать на хозяйском участке.
- Господин Ч. — знакомый рассказчика. Поведал ему о своём морском путешествии, крушении и неком начальнике, которому в «сон час» дела нет до спасения людей.
- Барон Дурындин и его престарелая невеста — об этих двух персонажах рассказчик узнаёт из письма. Дама, некогда бывшая женщина лёгкого поведения, выходит замуж за барона, так как хочет, чтоб на склоне лет её называли «ваше высокородие». Барон берёт её в жёны только потому, что она разбогатела.
- Слепой старик — в прошлом герой был отважным войном, теперь на старости лет за несколько копеек милостыни поёт песни. Рассказчик пожалел старика, но от денег тот отказался. Взял лишь тёплый платок.
- Павел — рулевой небольшого судна, не пожалев себя спас целую команду.
- Купец — зажиточный человек, попавший на скамью подсудимых из-за действий мошенника.
- Карп Дементьич — именитый гражданин, промышлявший аферами в Новгороде.
- Аннушка — обычная крестьянская девушка, искренняя, добрая и простая. Мечтает о свадьбе с любимым человеком и о детях.
Рассуждение
Произведение является наиболее известным сочинением писателя, основной темой которого представляется изображение быта и нравов русских людей. Раскрывая данную тематику автор проводит анализ политических, социальных, философских проблем общества того исторического периода.
Своеобразие произведения заключается в сочетании в сюжетном повествовании нескольких стилистических направленностей: художественной, научной, публицистической.
Структурная композиция произведения представляет собой несколько глав, которые объединяются в хронологической и логической форме. Каждая глава представляет собой органическое продолжение следующей.
Структурное построение произведения представляет собой анализ индивидуальных ситуаций с дальнейшим их обобщением. При этом отличительной особенностью произведения является предоставление автором читательской аудитории возможности анализа каждого события, факта с последующими выводами, предлагаемыми писателем.
Основные герои произведения представляются в образе простых русских людей. Повествование же ведется от имени рассказчика, посредством которого автор демонстрирует собственное отношение к самодержавному правлению, крепостному праву и помещикам, открыто критикуя данное общественное явление и искренне сочувствуя простым людям.
Изображение волнующих автора проблем раскрывается посредством описания встреч рассказчика и обычных крестьян с демонстрацией их жизненного уклада, характеризующегося единством и силой русских людей.
Тем самым автор демонстрирует собственное убеждение, что, несмотря на тяготы жизни, русские люди сохраняют в себе огромную духовную силу и свободолюбие, которые, вырвавшись однажды, могут иметь непредсказуемые последствия, изображенные писателем в качестве крестьянских восстаний, закончившихся убийством собственных помещиков.
Таким образом, писатель сквозь строки своего произведения высказывает убеждение, что посредством народной революции возможно уничтожение существующего строя и освобождение от крепостничества. Соответственно, автор является бунтарем, борцом за свободу угнетенных людей и родной отчизны. /Произведение является не результатом сосредоточенного, спокойного литературного творчества, а пламенным порывом писателя, отличающегося высоким, просвещенным умом , добрым сердцем.
История создания произведения
Идея написания повести такого плана пришла в голову Радищева не сразу. Сначала (1785-1786 гг) им были созданы несколько очерков: о несправедливом отношении к крестьянам («Очерк о продаже крестьян с торгов»), об истории цензуры («Краткое повествование о происхождении цензуры»), о безразличном начальнике (из главы «Чудово»).
Постепенно Александр Николаевич загорается раскрыть все отрицательные стороны крепостничества на Руси в одной книге. Идею построения и жанра повести он заимствует у Стерна («Сентиментальное путешествие»), а печатает готовую книгу у себя на дому, в личной типографии.
Впервые, самим Радищевым, было напечатано 650 экземпляров книг в 1790 году. Но даже сотня из них не успела распространиться, как по городу пошла пугающая молва. Автор «Путешествия» срочно остановил раздачу своего литературного труда и сжёг оставшиеся экземпляры. Но было уже поздно, о книге и её «вредном» содержании узнала Императрица Екатерина II. Радищева арестовали и приговорили к смертной казни. Спустя два месяца её Величество смилостивилась и заменила смертный приговор на десятилетнюю ссылку. Александр Николаевич Радищев за свою повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» отбыл шесть долгих лет в ссылке в Илимском остроге.
Очень краткий пересказ повести «Путешествие из Петербурга в Москву»
Рассказчик, дворянин средних лет, отправляется в путешествие по центральной России. По пути он делает небольшие остановки на всех встречных станциях. Он пересекается и общается с людьми, обогащаясь всё новой и новой информацией о несовершенстве государственного устройства страны, о бедственном положении крестьян, об отношении простого люда к религии, о нравах помещиков и чиновников. Всё увиденное и услышанное автором повествования позволяет ему сделать неутешительные выводы: его родину называть цивилизованной страной нельзя, так как помещики распоряжаются крепостными крестьянами как бесправными рабами. Они имеют право судить и наказывать их по своему разумению, часто очень несправедливо. Простые работяги живут в ужасных условиях, не имеют образования и перспективы хоть как-то улучшить своё существование. Безвыходность вызывает ответную реакцию крестьян, что часто заканчивается пролитием крови помещиков и их детей. Автор считает, что спасти ситуацию возможно только путём полного освобождения и просвещения зависимого слоя населения страны.
Сочинение по произведению 2
Произведение написано немного сумбурно, урывками. Радищев, — русский дворянин и философ, рисковал головой, написав такое. В произведении он описывает не только погоду, но быт, условия существования крестьян, в большинстве своём крепостных, бесчеловечное отношение помещика к крепостникам. Этим Радищев уже критиковал самодержавие, но в произведении есть и прямые высказывания против него.
Произведение Радищева было опубликовано весной 1790 года. Сразу по приказу властей тираж был арестован, императрица ознакомилась с этим произведением м нашла его антигосударственным и вредным для российских умов. Весь тираж по её распоряжению был уничтожен а в отношении самого Радищего начато судебное разбирательства. Сначала как политического преступника его приговорили к смертной казни, но затем что бы дело не имело слишком большого резонанса его отправляют в ссылку на 10 лет. Однако, резонанс был, это было первый раз в российской истории что бы дворянин критиковал самодержавный строй. «Именно дворянин», для правящего класса тогда это было немыслимо. Это событие послужило началом российского оппозиционного движения среди высшего общества.
Проблема крепостничества не раз ставилась на рассмотрение Государственного Совета под председательством императрицы Екатерины. Но, всякий раз решение его откладывалось в долгий ящик. Казалось бы умные, пресвященные дворяне, в основном прозападные по сути своей, допускали у себя в стране рабовладение, никак по другому это назвать нельзя.
В своей переписке с Вольтером, Екатерина откровенно врала о том что «крестьяне наши и не страдают вовсе, а живут в сердечном согласии с помещиками».
Радищев критиковал не только крепостничество, но и систему (государство), её устройство. По сути дела в то время самодержавие держалось именно на крепостничестве, дворянах-землевладельцах, армии и полиции. Изъяв из этой структуры одно из этих звеньев, появилась бы опасность крушения всей структуры государства.
Главный герой произведения едет из Санкт-Петербурга в Москву, на пути он наблюдает «всё непотребство русской жизни» сталкивается с извечной российской глупостью и расхлябоностью. Работа Радищева это «слепок эпохи» правления Екатерины «Великой».