Литературное чтение. конспект урока «д. н. мамин-сибиряк «приемыш»

Педагогический экспресс: урок литературного чтения в 4 классе  д. н. мамин – сибиряк «приёмыш»

Ответы по рассказу Приемыш:

1. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.

Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш», потому что в нем повествуется о лебеде, которого приютил у себя рыбак.

2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

Тарас приютил лебедя, потому что родителей птицы пристрелили охотники, а лебедь еще не умел летать и погиб бы в одиночестве. «Сиротой остался. Вот я его привез и держу».Тарас называет его умной, ученой, гордой, царской, Божьей, особенной птицей. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке».  Тарас назвал лебедя особенной птицей, так как лебеди свободолюбивы и в неволе погибнут. «Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная».

3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?

Когда  Приемыш улетел с лебединой стаей, Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» Он скучал по лебедю. Но Тарас не мог удержать Приемыша, он  понимал, что лебедь в неволе не выживет, так как эта птица очень свободолюбивая. Тарас так объяснил свой поступок: «Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил.». 

4. Что было правильнее:поступить так, как это сделал Тарас;подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным;силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Правильно было поступить так, как это сделал Тарас. Лебедь — дикая птица, и должна жить на воле.

5. Приготовься пересказать историю дружбы Соболько и Приёмыша. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

План:1. Знакомство с лебедем2. Совместные прогулки.3. Совместные игры.

6. Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Обсудите с другом.

Автор показал читателю, что нужно с добротой относиться ко всему живому, любить природу, быть милосердным к животным и птицам.  «Я тут князь князем живу. Все у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь».

7. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.

В энциклопедии описан внешний вид лебедя, его места обитания, образ жизни. А в рассказе описан характер конкретной птицы, взаимоотношения с человеком и собакой, выражено авторское отношение.

8. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш, умная и сильная птица, благополучно добрался до места зимовки?

Я надеюсь, что Приёмыш был достаточно умным и сильным, чтобы добраться до места зимовки. На птиц могут напасть хищники, они могут ослабеть в дороге. Надеюсь, этого не случилось с Приёмышем.

«Приемыш» читательский дневник

«Приемыш» – трогательный рассказ о трепетной дружбе человека и лебедя. Это история о доброте, сопереживании и милосердии, благодаря которым мир становится чуть лучше.

Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника

Название: Приемыш

Число страниц: 28. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш». Издательство «Малыш». 1988 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1891 год

Главные герои

Автор-рассказчик – барин, большой любитель охоты и рыбалки.

Тарас – сторож, одинокий старик с добрым чутким сердцем.

Приемыш – лебедь, которого приютил у себя Тарас.

Соболько – старый пес Тараса, его верный друг.

Сюжет

В дождливый летний вечер рассказчик вышел к Светлому озеру, где жил его давнишний приятель – сторож Тарас. Верный сторожевой пес Соболько поначалу принялся лаять, но, учуяв знакомый запах, успокоился – он давно и хорошо знал рассказчика.

Тараса в избушке не оказалось, и в ожидании хозяина рассказчик принялся заваривать чай. Вскоре на водной глади озера показалась лодка Тараса, и Соболько принялся радостно лаять. К большому удивлению рассказчика он увидел красивого белого лебедя, плывшего возле лодки. Старик рассказал ему, как месяц назад охотники убили взрослых лебедей, и он приютил у себя осиротевшего малыша. Тарас очень привязался к лебедю, и назвал его Приемышем.

Приемыш отвечал взаимностью своему новому другу – по утрам он плавал кормиться в протоку, и неизменно возвращался домой. Рассказчик предположил, что осенью лебедь улетит в теплые края, но Тарас надеялся, что Приемыш перезимует в его избушке. Он категорически отказался подрезать крылья питомцу, как то советовали другие охотники – Тарас не представлял, как можно изувечить божье создание в угоду собственной прихоти.

Рассказчик пробыл у Тараса целый день. Было видно, что старик всем сердцем прикипел к красивой гордой птице, да и Соболько очень привязался к Приемышу. Прощаясь, Тарас пригласил рассказчика приехать осенью, поохотиться на рябчиков.

Когда рассказчик навестил сторожа поздней осенью, он не узнал его – настолько больным и усталым тот выглядел. Выяснилось, что Приемыш покинул его. А дело было так. На озеро опустилась стая лебедей, улетающих на юг. Они принялись звать с собой Приемыша, но тот не откликался. Затем он затосковал, и принялся кричать на берегу, словно измученный человек. Тарас, понимая, что Приемыш, который никогда не летал на дальние расстояния, погибнет во время перелета, попытался было запереть лебедя в избушке, но тот целый день прокричал у двери. Старик сжалился над птицей и отпустил ее. Два дня Приемыш общался с лебединой стаей, но каждый раз возвращался. А на третий день он жалобно загоготал и уже навсегда улетел.

С тех пор Тарас стал грустным, замкнутым. Тосковал по другу и Соболько. Иногда им казалось, будто лебедь вернулся. Они выбегали на улицу, но на озере было пусто.

План пересказа

  1. Избушка сторожа Тараса.
  2. Встреча со стариком.
  3. История Приемыша.
  4. Встреча осенью.
  5. Одинокий Тарас.
  6. Прощание с Приемышем.

Чему учит

Рассказ учит любить и беречь природу, и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства, и никого не удерживать возле себя силой.

Отзыв

Нужно обладать большой мудростью, чтобы понять и принять потребности другого существа. Старый сторож Тарас позволил своему любимцу улететь на юг, и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Приемыш.

Пословицы

  • Насильно мил не будешь.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Золотая клетка соловью не потеха.

Приложение 1

Карточки для проверки
домашнего задания

Низкий уровень

Д.Н.Мамин – Сибиряк «ПРИЁМЫШ»

1. Как
называется озеро, на котором жили герои рассказа?

а) Грязное озеро б) Светлое озеро в) Синее озеро

2. В какое
время года происходят описываемые события рассказа? 

                    а) Осенью      б)
Зимой                  в) Весной

3. Сколько
лет жил старик на озере?

     а)
30 лет              б) 40 лет              в) 20 лет

4. Как
звали старика, который жил на озере?

     а)
Тарас              б) Семён              в) Иван

5. С кем
Тарас жил на озере?

     а) С
кошкой                 б) С собакой                 в) С семьёй

6. Какое
животное приютил старик?

     а)
Гуся                       б) Утку                      в) Лебедя

7. Как
звали собаку Тараса?

     а)
Соболько                 б) Шарик            в) Тузик

8. Как
старик назвал лебедя?

     а)
Приёмыш              б) Соболько           
в) Прикормыш

9. Где
старик запер Приёмыша?

     а) В
чулане                    б) В избушке              в) В корзине

10. Как
сложилась дальнейшая судьба лебедя?

а) Улетел от Тараса        в) Остался жить с Тарасом      б) Застрелили охотники

Средний уровень

Церемония                                  рыбацкая
стоянка

Доспехи                                       обучать,
подвергая суровой системе воспитания

Протока                                       в
одиночестве

Сайма                                           торжественный обряд, порядок
совершения чего-то

Заводь                                         
физически расправляться, калечить

Муштровать                                воинское или
другое тяжеловесное снаряжение

Бобылём                                      боковой рукав реки или
речка, соединяющая  два             

                                                   водоёма

Увечить                                      
небольшой залив в реке или озере с замедленным

                                                   течением

Высокий уровень

Установить порядок событий в произведении.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____­  «Остались мы опять с Собольком одни».

_____ «Старик говорил необыкновенно любовно, как о
близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и , очевидно, выжидал какой
– нибудь подачки»

_____«Ну , а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал»

______ «Когда этот «лучший друг» человека радостно
взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина»

______«Действительно, стоило полюбоваться
оригинальной  картиной. Лебедь стоял,
раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него»

Приложение 2

Задания для работы в группах

Приёмыш

_________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

____________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

Соболько

_________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

____________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

Дедушка Тарас

_________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

____________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

Дмитрий Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

План

_________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

____________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

___________________________________

_____________________________________

Приложение 3

Работа с пословицами

1 группа

В каж

дой

раз

лу

ке

На за

кот

рая

ве

всег

па

встре

вая

сё

да

де

ча

но

та

скры

__________________________

__________________________

2 группа

Не нуж

на

со

ло

вью

ка,

клет

тая

ло

зо

а луч

ше

зе

лё

ная

та

ке

ра

ка

вет

__________________________

__________________________

3  группа

Лег

со

ро

ко

но

ко

по

дру

жить

ся,

ся.

ка

ло

же

тя

чить

лу

раз

ра

го

__________________________

__________________________

4 группа

Жизнь

да

хо

ро

шо

се

на

на

доб

рые

ме

ка

пе

сок

де

на

ре

та

де

ла.

__________________________

__________________________

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: