Краткое содержание
Летним дождливым днем охотник с удовольствием гулял по лесу. Дождь стал редеть, и вскоре перед глазами путника предстало Светлое озеро, на берегу которого жил его старый знакомый – сторож Тарас.
Когда охотник подошел ближе к избушке, на дорогу выбежала «пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем»
. Это был Соболько – старый верный пес Тараса. Обнюхав охотничьи сапоги путника, он узнал его и «виновато завилял хвостом»
.
Дом оказался пуст. Скорее всего, хозяин «отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть»
. Тарасу было около девяноста лет, и он сам забыл, когда родился. Однако мужчина оставался еще крепким и выносливым и имел только одну слабость – любовь к теплу, которая объяснялась его «почтенным возрастом»
.
В ожидании Тараса охотник «принялся разводить огонь»
. К тому времени дождь уже прошел, и на небе показалось «горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась»
. В воздухе разлился одурманивающий аромат свежей травы, шалфея, сосен.
Неожиданно Соболько «радостно взвизгнул»
, увидев на поверхности озера лодку хозяина. К своему удивлению, охотник заметил плывшего перед лодкой лебедя. Выбравшись на берег, красивая птица не спеша направилась к избушке.
Тарас рассказал, как однажды приехали «охотники из господ»
, и застрелили «лебедя с лебедушкой»
. В живых остался только один птенец, которого нашел в камышах Тарас. Он назвал его Приемышем и очень привязался к лебедю.
Один охотник посоветовал Тарасу подрезать птице крылья, чтобы та не улетела зимой в теплые края, но он отказался. Приемыш крепко сдружился с Соболько, с которым вместе гулял и даже делил пищу.
В следующий раз охотник навестил Тараса «уже поздней осенью, когда выпал первый снег»
. Старик выглядел «дряхлым и жалким»
, и причиной тому стало расставание с Приемышем. Однажды, во время заморозков, «стадо лебедей спустилось на Светлое озеро»
. Приемыш увидел их и не на шутку затосковал. Тарасу не оставалось ничего другого, как отпустить вольную птицу к своим сородичам. Несмотря на свою большую любовь к Приемышу, он не хотел удерживать его силой. Расставание с лебедем далось Тарасу очень тяжело, и даже Соболько грустил о своем белокрылом товарище…
И что в итоге?
Тарас — с тяжёлым сердцем отпускает лебедя к сородичам.
Приёмыш — воссоединяется со стаей лебедей и улетает вместе с ними.
Заключение
Произведение учит доброте, милосердию, любви и бережному отношению к природе
Автор показывает, насколько важно уважать чужую свободу и право на выбор
После ознакомления с кратким пересказом «Приемыша» рекомендуем прочесть рассказ полностью.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Краткое содержание для читательского дневника
Часть I
Дождливым летним днём рассказчик бродил по лесу и вышел к рыбачьей стоянке на берегу около Светлого озера. Там жил сторож — старик Тарас, которому было почти 90 лет. Но рассказчика встретил только Соболько, охотничья собака. Самого сторожа не было в избушке. Рассказчик в ожидании хозяина, вскипятил воду в чайнике на костре. Наконец, приплыл на рыбачьей лодке Тарас, а впереди плыл лебедь. Птица вышла на берег и направилась к избушке.
Часть II
Сторож и рассказчик поздоровались, и Тарас поведал, что он плавал за Приёмышем (так звали лебедя), который уплыл за остров.
Оказалось, что этого молодого лебедя старик взял себе, чтобы он не попал в когти ястребу. Рассказал Тарас, что «охотники из господ» пристрелили просто «для озорства» лебедя и лебёдушку, а лебедёнок, не умеющий ещё летать, забился в камыши. Тарас поймал его, и стали они жить втроём: старик, пёс и лебедь. Старик и Соболько полюбили Приёмыша. Тарас не стал подрезать крылья лебедю, чтобы он не улетел, надеялся, что ему здесь хорошо и перезимуют они втроём в избушке.
Часть III
Поздней осенью рассказчик снова пришёл на Светлое озеро. Соболько узнал его и завилял хвостом. Сторож в избушке чинил невод. Поздоровавшись с ним, рассказчик увидел, что старик выглядел утоплённым. За чаем Тарас рассказал о своём горе. Оказалось, что Приёмыш улетел со стаей лебедей, которые спустились на Светлое озеро отдохнуть при перелёте.
Сначала он сторонился стаи, хотя лебеди звали его, но потом затосковал: выходил на берег и жалобно кричал. Тарас понимал, что при перелёте Приёмыш погибнет, так как его не успели научить летать в стае родители. Он может выбиться из сил, отстать от других птиц и пропасть. Поэтому Тарас запер Приёмыша в избушку, но тот стоял целый день у двери, тосковал. Пришлось старику выпустить своего лебедя. Понял он, что если удержать Приёмыша на зиму, он погибнет от тоски.
Лебедь плавал два дня со стаей, но вечером приплывал домой, а в последний раз, отплыв от берега, крикнул по-своему — как бы поблагодарил: «Спасибо, дедушка, за хлеб, за соль!..»
Остались Тарас с Соболькой одни, тосковали они по лебедю. Соболько искал его на берегу, а Тарасу грезилось по ночам, что Приёмыш плавает у берега, выйдет старик из избушки — никого нет.
«Приёмыш» очень краткое содержание
Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника:
Из уст охотника читатель узнаёт историю лебедя-приёмыша. Одинокий старик Тарас живёт у озера. Однажды на охоте горожане, которые, конечно, природу не понимают, застрелили двух лебедей – отца и мать, а у них остался птенец-сирота, который спрятался в камышах.
Дед Тарас посочувствовал птенцу, стал его подкармливать, но в дружбу к гордой птице не втирался. Пришлось забрать птенца, спасая от холода, в сарай. Вскоре лебедь привык к помощнику, стал проявлять интерес к его жизни.
У деда был еще один питомец – пёс. Так они с лебедем перестали опасаться друг друга, даже стали играть. На удивление, они и ели уже из одной миски! Старик только любовался их дружбой. Да и им самим любовались, когда он шел на лодке, а впереди плыл красавец-лебедь. К лебедю он относился совсем как к родному ребенку, поэтому-то его и можно назвать приёмышем.
И всё же время пришло, когда лебедь стал совсем взрослым. Кроме того, прилетела на озеро стая таких же прекрасных птиц. Лебедь, хоть и боялся, но хотел примкнуть к ним. Сначала Тарас закрыл его в доме, желая спасти. Человек думал, что его питомец не способен улететь со стаей. Ведь там молодых птиц воспитывают, тренируют, а этот с трудом себе еды добудет.
Где уж там лететь в теплые края! Но так плакал по-птичьи лебедь, что отпустил его Тарас. По его словам приёмыш бросился к родным птицам, но остановился, будто прощаясь с приёмным отцом, крикнул по-своему, мол, спасибо за хлеб-соль. И улетел в дальний путь. Лебедь сделал свой выбор.
Без своего лебедя Тарас сильно постарел, переживая за судьбу птицы.
Всё-таки порода взяла своё. Хочется верить, что птица, по-человечьи, испытывала чувство благодарности к старику Тарасу, который так нежно о ней заботился.
III
В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на березах еще оставался желтый лист. Ель и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжелая осенняя волна…
Избушка Тараса стояла на том же месте, но казалась выше, потому что не стало окружавшей ее высокой травы. Навстречу мне выскочил тот же Соболько. Теперь он узнал меня и ласково завилял хвостом еще издали. Тарас был дома. Он чинил невод для зимнего лова.
— Здравствуй, старина!..
— Здравствуй, барин!
— Ну, как поживаешь?
— Да ничего… По осени-то, к первому снегу, прихворнул малость. Ноги болели… К непогоде у меня завсегда так бывает.
Старик действительно имел утомленный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким. Впрочем, это происходило, как оказалось, совсем не от болезни. За чаем мы разговорились, и старик рассказал свое горе.
— Помнишь, барин, лебедя-то?
— Приемыша?
— Он самый… Ах, хороша была птица!.. А вот мы опять с Собольком остались одни… Да, не стало Приемыша.
— Убили охотники?
— Нет, сам ушел… Вот как мне обидно это, барин!.. Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним, я ли не водился!.. Из рук кормил… Он ко мне и на голос шел. Плавает он по озеру, — я его кликну, он и подплывает. Ученая птица. И ведь совсем привыкла… да!.. Уж в заморозки грех вышел. На перелете стадо лебедей спустилось на Светлое озеро. Ну, отдыхают, кормятся, плавают, а я любуюсь. Пусть божья птица с силой соберется: не близкое место лететь… Ну, а тут и вышел грех. Мой-то Приемыш сначала сторонился от других лебедей: подплывет к ним, и назад. Те гогочут по-своему, зовут его, а он домой… Дескать, у меня свой дом есть. Так дня три это у них было. Все, значит, переговариваются по-своему, по-птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приемыш затосковал… Вот все равно как человек тоскует. Выйдет это на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь как жалобно кричит… На меня тоску нагонит, а Соболько, дурак, волком воет. Известно, вольная птица, кровь-то сказалась…
Старик замолчал и тяжело вздохнул.
— Ну, и что же, дедушка?
— Ах, и не спрашивай… Запер я его в избушку на целый день, так он и тут донял. Станет на одну ногу у самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места. Только вот не скажет человечьим языком: «Пусти, дедушки, к товарищам. Они-то в теплую сторону полетят, а что я с вами тут буду зимой делать?» Ах, ты, думаю, задача! Пустить — улетит за стадом и пропадет…
— Почему пропадет?
— А как же?.. Те-то на вольной воле выросли. Их, молодые которые, отец с матерью летать выучили. Ведь ты думаешь, как у них? Подрастут лебедята, — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать. Исподволь учат: все дальше да дальше. Своими глазами я видел, как молодых обучают к перелету. Сначала особняком учат, потом небольшими стаями, а потом уже сгрудятся в одно большое стадо. Похоже на то, как солдат муштруют… Ну, а мой-то Приемыш один вырос и, почитай, никуда не летал. Поплавает по озеру — только и всего ремесла. Где же ему перелететь? Выбьется из сил, отстанет от стада и пропадет… Непривычен к дальнему лету.
Старик опять замолчал.
— А пришлось выпустить, — с грустью заговорил он. — Все равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил. Пристал мой Приемыш к стаду, поплавал с ним день, а к вечеру опять домой. Так два дня приплывал. Тоже, хоть и птица, а тяжело с своим домом расставаться. Это он прощаться плавал, барин… В последний-то раз отплыл от берега этак сажен на двадцать, остановился и как, братец ты мой, крикнет по-своему. Дескать: «Спасибо за хлеб, за соль!..» Только я его и видел. Остались мы опять с Собольком одни. Первое-то время сильно мы оба тосковали. Спрошу его: «Соболько, а где наш Приемыш?» А Соболько сейчас выть… Значит, жалеет. И сейчас на берег, и сейчас искать друга милого… Мне по ночам все грезилось, что Приемыш-то тут вот полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду — никого нет…
Вот какое дело вышло, барин.
Благодарим за прочтение произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Приёмыш»!
Читать все произведения Дмитрия Мамина-СибирякаНа главную страницу (полный список произведений)
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2024Обратная связь
III
В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на березах еще оставался желтый лист. Ель и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжелая осенняя волна…
Избушка Тараса стояла на том же месте, но казалась выше, потому что не стало окружавшей ее высокой травы. Навстречу мне выскочил тот же Соболько. Теперь он узнал меня и ласково завилял хвостом еще издали. Тарас был дома. Он чинил невод для зимнего лова.
— Здравствуй, старина!..
— Здравствуй, барин!
— Ну, как поживаешь?
— Да ничего… По осени-то, к первому снегу, прихворнул малость. Ноги болели… К непогоде у меня завсегда так бывает.
Старик действительно имел утомленный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким. Впрочем, это происходило, как оказалось, совсем не от болезни. За чаем мы разговорились, и старик рассказал свое горе.
— Помнишь, барин, лебедя-то?
— Приемыша?
— Он самый… Ах, хороша была птица!.. А вот мы опять с Собольком остались одни… Да, не стало Приемыша.
— Убили охотники?
— Нет, сам ушел… Вот как мне обидно это, барин!.. Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним, я ли не водился!.. Из рук кормил… Он ко мне и на голос шел. Плавает он по озеру, — я его кликну, он и подплывает. Ученая птица. И ведь совсем привыкла… да!.. Уж в заморозки грех вышел. На перелете стадо лебедей спустилось на Светлое озеро. Ну, отдыхают, кормятся, плавают, а я любуюсь. Пусть божья птица с силой соберется: не близкое место лететь… Ну, а тут и вышел грех. Мой-то Приемыш сначала сторонился от других лебедей: подплывет к ним, и назад. Те гогочут по-своему, зовут его, а он домой… Дескать, у меня свой дом есть. Так дня три это у них было. Все, значит, переговариваются по-своему, по-птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приемыш затосковал… Вот все равно как человек тоскует. Выйдет это на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь как жалобно кричит… На меня тоску нагонит, а Соболько, дурак, волком воет. Известно, вольная птица, кровь-то сказалась…
Старик замолчал и тяжело вздохнул.
— Ну, и что же, дедушка?
— Ах, и не спрашивай… Запер я его в избушку на целый день, так он и тут донял. Станет на одну ногу у самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места. Только вот не скажет человечьим языком: «Пусти, дедушки, к товарищам. Они-то в теплую сторону полетят, а что я с вами тут буду зимой делать?» Ах, ты, думаю, задача! Пустить — улетит за стадом и пропадет…
— Почему пропадет?
— А как же?.. Те-то на вольной воле выросли. Их, молодые которые, отец с матерью летать выучили. Ведь ты думаешь, как у них? Подрастут лебедята, — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать. Исподволь учат: все дальше да дальше. Своими глазами я видел, как молодых обучают к перелету. Сначала особняком учат, потом небольшими стаями, а потом уже сгрудятся в одно большое стадо. Похоже на то, как солдат муштруют… Ну, а мой-то Приемыш один вырос и, почитай, никуда не летал. Поплавает по озеру — только и всего ремесла. Где же ему перелететь? Выбьется из сил, отстанет от стада и пропадет… Непривычен к дальнему лету.
Старик опять замолчал.
— А пришлось выпустить, — с грустью заговорил он. — Все равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил. Пристал мой Приемыш к стаду, поплавал с ним день, а к вечеру опять домой. Так два дня приплывал. Тоже, хоть и птица, а тяжело с своим домом расставаться. Это он прощаться плавал, барин… В последний-то раз отплыл от берега этак сажен на двадцать, остановился и как, братец ты мой, крикнет по-своему. Дескать: «Спасибо за хлеб, за соль!..» Только я его и видел. Остались мы опять с Собольком одни. Первое-то время сильно мы оба тосковали. Спрошу его: «Соболько, а где наш Приемыш?» А Соболько сейчас выть… Значит, жалеет. И сейчас на берег, и сейчас искать друга милого… Мне по ночам все грезилось, что Приемыш-то тут вот полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду — никого нет…
Вот какое дело вышло, барин.
Старики
Одиноких стариков тоже принимали в семьи. В ревизской сказке Златоустовского завода за 1816 год много людей от 53 до 92 лет числятся «принятыми во двор»!
Вот уж формулировка: «принятая во двор престарелая девка Марфа Аввакумова 53 лет». Объяснить этот факт можно либо бедностью, либо тем, что переводили с завода на завод не всегда всю семью целиком. Может быть для стариков не было смысла уезжать, т.к. работать они не могли.
Двор Козьмы Михайлова Маточкина.
Принятая во двор престарелая девка Марфа Аввакумова 53 лет
Какими бы ни были причины взятия в семью приемышей, но многие из них выжили лишь благодаря случившемуся. Порой это усложняет генеалогические поиски, а порой помогает узнать новые сведения о родственниках и расширяет родословную.
Вам будет интересно почитать другие статьи по генеалогии:
Е. И. Чарушин Кабан
Подготовь рассказ о них на основе таблицы.
Главными героями произведения «Кабан» являются олень и кабаны.
Но мне в рассказе ещё запомнились не менее интересные животные.
Эти обитатели зоосада имеют неповторимые характеры, хотя иногда описаны в произведении всего парой строк.
В свою таблицу я внёс оленя, журавля, слона и медведя-губача.
Олень Сережа – темпераментное животное.
Он противно сопит и, пугая автора, зовёт драться.
Величественный, как лошадь.
В своём произведении автор знакомит нас с особенностями оленей.
Рассказывает, что олени каждый год меняют рога.
На месте старых, отвалившихся рог, вырастают красивые новые.
Поначалу они мягкие и тёплые, как будто не рога вовсе.
Потом рога твердеют, а кожа отпадает.
У Сережи сейчас как раз тот период, когда кожа свисает клочьями.
Они зудели у него, поэтому олень постоянно их чесал.
Мне показался очень смешным, момент когда слон взял и придавил дворника.
Затем он забрал его метлу и просто её съел.
Я считаю это самый забавным герой рассказа.
Журавль – истинный начальник.
Любит порядок и не переносит баловства.
Ещё мне очень сильно понравился медведь.
Талантливое животное.
Он даже умеет держать на голове стойку.
Мне кажется это очень добродушное животное, что так непринуждённо веселит себя забавами.
А когда приходит народ, он «включает» строгого и непоколебимого животного.
Кроме этих животных, в зоосаде был ягуар, который играл в клетке с деревянным шаром;
много журавлей, что танцевали в своей загородке, за которыми и следил понравившийся мне журавль;
кабаны, которые сбили автора и тот полез на загородку оленя.
У них была жёсткая щетина и страшные жёлтые клыки.
III
В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на берёзах еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала. Светлое озеро казалось большим, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжелая осенняя волна.
Избушка Тараса стояла на том же месте, но казалась выше, потому что не стало окружавшей ее высокой травы. Навстречу мне выскочил тот же Соболько. Теперь он узнал меня и ласково завилял хвостом еще издали. Тарас был дома. Он чинил невод для зимнего лова.
— Здравствуй, старина!
— Здравствуй, барин!
— Ну, как поживаешь?
— Да ничего. По осени-то, к первому снегу, прихворнул малость. Ноги болели. К непогоде у меня завсегда так бывает.
Старик действительно имел утомленный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким. Впрочем, это происходило, как оказалось, совсем не от болезни. За чаем мы разговорились, и старик рассказал свое горе.
— Помнишь, барин, лебедя-то?
— Приемыша?
— Он самый. Ах, хороша была птица! А вот мы опять с Собольком остались одни. Да, не стало Приемыша.
— Убили охотники?
— Нет, сам ушел. Вот как мне обидно это, барин! Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним, я ли не водился! Из рук кормил. Он ко мне и на голос шел. Плавает он по озеру, — я его кликну, он и подплывет. Ученая птица. И ведь совсем привыкла. Да! Уж на заморозки грех вышел. На перелете стадо лебедей спустилось на Светлое озеро. Ну, отдыхают, кормятся, плавают, а я любуюсь. Пусть божья птица с силой соберется: не близкое место лететь. Ну, а тут и вышел грех. Мой-то Приемыш сначала сторонился от других лебедей: подплывет к ним, и назад. Те гогочут по-своему, зовут его, а он домой. Дескать, у меня свой дом есть. Так дня три это у них было. Все, значит, переговариваются по-своему, по-птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приемыш затосковал. Вот все равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит. На меня тоску нагонит, а Соболько, дурак, волком воет. Известно, вольная птица, кровь-то сказалась.
Старик замолчал и тяжело вздохнул.
— Ну, и что же, дедушка?
— Ах, не спрашивай. Запер я его в избушку на целый день, так он и тут донял. Станет на одну ногу к самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места. Только вот не скажет человечьим языком: «Пусти, дедушки, к товарищам. Они-то в теплую сторону полетят, а что я с вами тут буду зимой делать?» Ах, ты, думаю, задача! Пустить — улетит за стадом и пропадет.
— Почему пропадет?
— А как же? Те-то на вольной воле выросли. Их, молодые, которые, отец с матерью летать выучили. Ведь ты думаешь, как у них? Подрастут лебедята, — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать. Исподволь учат: все дальше да дальше. Своими глазами я видел, как молодых обучают к перелету. Сначала особняком учат, потом небольшими стаями, а потом уже сгрудятся в одно большое стадо. Похоже на то, как солдат муштруют. Ну, а мой Приемыш один вырос и, почитай, никуда не летал. Поплавает по озеру — только и всего ремесла. Где же ему перелететь? Выбьется из сил, отстанет от стада и пропадет. Непривычен к дальнему лету.
Старик опять замолчал.
— А пришлось выпустить, — с грустью заговорил он. — Все равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил. Пристал мой Приемыш к стаду, поплавал с ним день, а к вечеру опять домой. Так два дня приплывал. Тоже, хоть и птица, а тяжело со своим домом расставаться. Это он прощаться плавал, барин. В последний-то раз отплыл от берега этак сажен на двадцать, остановился и как, братец ты мой, крикнет по-своему. Дескать: «Спасибо за хлеб, за соль!» Только я его и видел. Остались мы опять с Собольком одни. Первое-то время сильно мы оба тосковали. Спрошу его: «Соболько, а где наш Приемыш?» А Соболько сейчас выть. Значит, жалеет. И сейчас на берег, и сейчас искать друга милого. Мне по ночам все грезилось, что Приемыш-то тут вот полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду — никого нет.
Родственники
Практиковался прием в семью племянников и внуков хозяина двора. Они тоже писались «приемыши». Их родители умерли, бежали, а может были живы, но слишком бедны, чтобы поднять всех детей.
Пару раз встречались в ревизской сказке пасынки и теща, живущая при зяте (да
еще и с другими своими дочками). Здесь тоже вполне объяснимо: крайняя нищета
заставляла экономить, а жить одним двором и работать вместе сподручнее.
Двор Тимофея Семенова Муситова. Его племянник Николай Семенов Муситов с матерью и сестрами. Принятые во двор Ефим Иванов, отданый в рекруты в 1813 году, и Исаак Павлов Резвухин
К слову, один мой предок пришел жить в семью своего тестя, чем невероятно усложнил мои поиски. А в старину зятю считалось стыдным жить при родителях жены. Такого мужчину называли примаком.
Бедняки
А вот интересная семья: Егор Уткин, 50 лет, с женой Марьей (66 лет) да с
приемышем Константином Кутузовым (8 лет) переведены в 1811 году со
Златоустовского завода в соседнюю деревню. Сразу же они принимают во двор:
Харитона Бадьянова (26 лет) без жены, но с тремя малолетними детьми (4, 2 и
новорожденный) да старика Устина Овсянникова 74 лет (умер в том же году).
Харитон умер в 1815 году, а дети его числятся в том же дворе. (дальнейшую их
судьбу не отслеживала). Несколько раз встречала принятые во двор целые семьи:
мужчина с матерью и детьми, или пожилая женщина с дочерьми.
Двор Егора Кириллова Уткина, принятые во двор Харитон Фролов Бальянов и Устин Никитин Овчинников
В данном случае можно построить предположение о бедняках, которых в наше время назвали бы «банкротами», а в то время они были «нищий» или «бобыль».
Оставшись без своего угла и не имея сил и возможностей, они скитались по чужим дворам. Либо в рамках мер по предотвращению разорения крестьянства, к обедневшим дворам присоединяли семьи, отделившиеся от благополучных дворов с частью хозяйства. Таким образом, «бедный двор» получал материальную поддержку и мог уплачивать налоги. Вероятно, по этой причине есть «принятые во двор» мужчины от 20 до 40 лет, иногда с детьми, но чаще одинокие.
Краткий пересказ
Старик Тарас после трагической гибели детей и жены поселился на берегу озера в заброшенной рыбацкой избушке в тайге. Пожилой мужчина кормился дарами природы и жил в гармонии с окружающим его миром. Единственным другом для Тараса стала собака Соболько, которая охраняла избушку от волков и помогала старику во время охоты. На озере мужчина подобрал птенца пары лебедей, которых застрелили браконьеры.
Птенец-подкидыш стал настоящим приемышем, он подружился со стариком и собакой Соболько. Повзрослев, птица жила на озере, считая старую избушку своим домом. Тараса беспокоило будущее его питомца, так как наступали осенние холода, а зимой птица попросту бы не выжила в глухой тайге. Подкидыш подружился с другими лебедями, которые часто прилетали на лесное озеро.
Знакомый охотник посоветовал старику подрезать птице крылья, чтобы та не смогла далеко улететь. У Тараса не поднялась рука нанести травму своему приёмышу. Старик решил, что даст возможность лебедю самому решить свою судьбу. Если он поднимется на крыло и улетит со всей стаей, значит, это его выбор. Если лебедь останется на озере, то зиму проведет в избушке, а Тарас подрежет ему крылья, чтобы он не улетел и не погиб в тайге.
М. М. Пришвин
Пример рассказа о творчестве и жизни писателя Михаила Пришвина для 4 класса.
Будущий писатель появился на свет в 1873 году в небольшом селе Орловской губернии.
С детства посещал деревенскую школу, но учился не очень хорошо, а также не отличался прилежным поведением.
Через шесть лет с начала обучения маленького Мишу отчислили со школы из-за конфликта с учителем.
Прошло время, мальчик взялся за ум, смог успешно окончить Александровское реальное училище, а после получить образование в Рижском политехникуме.
Через какое-то время Михаил Пришвин поступает в университет в Лейпциге и получает профессию агронома.
А после возвращается в Россию.
Поработав агрономом, молодой человек понимает, что его призвание в другой области и приходит к литературе и фотографии.
Своё первое произведение Михаил Пришвин написал в 1907 году, а после увлёкся путешествиями, фотографируя и записывая свои впечатления о мире природы.
Его называют «Певцом русской природы»
На основе своих впечатлений Пришвин пишет книги о природе, иллюстрируя их фотографиями, сделанными в путешествиях.
Собрание сочинений Пришвина о природе было выпущено в 8 томах.
Его наиболее известные сборники рассказов « От земли до городов», «Путешествие», «Зелёный шум» и «Кощеева цепь».
После смерти писателя его именем был назван, открытый в 1982, году астероид No9539.
Пришвин был мастером слова.
Он находил необыкновенно запоминающиеся образы.
Например, Пришвин называл озёра «глазами земли», описывал торфяные болота как «кладовые солнца», рассказывал о «горячей душе дерева» и «бездонной нежности зверей».
Краткая биография Михаила Пришвина для презентации
Я считаю, что описать природу так необыкновенно, как это делал М. Пришвин, у меня не получится.
Ведь для этого мало иметь хорошую фантазию и воображение.
Надо быть истинным мастером слова.
Но я попробую сделать это по-своему:
Заиграл ансамбль волн на кристальном океане.
Хрупкие лучи солнца рисуют на океанской глади зеркальные пейзажи.
Где-то далеко виднеется крошечный остов, играя с волнами в прятки.
И вот уже фея-ночь осыпает землю своим волшебством.
Небесная гладь покрылась яркими лампочками, а волны осветил бездонный месяц.
Отметь произведения Пришвина, которые ты читал. Определи их тему.
Курица на столбах – воспитание и материнская любовь к чужим детям (мать-курица и дети-гусята).
Лесной хозяин – красота природы и правила поведения в лесу (нельзя разводить костёр, как это сделал герой рассказа).
Синий лапоть – разум и хитрость зайца, который смог обхитрить охотников.
Сметливый беляк – что не происходит, всё к лучшему. Это произведение о зайце, который скрылся в поле, чтобы унести ноги от охотников.
Лада – отношение к животным (хозяин собаки бил её, поэтому она не хотела к нему идти). Животных нужно любить и бережно к ним относиться.
Составь список произведений Пришвина, которые ты хотел бы прочитать.
«Лесной хозяин», «Этажи леса», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Журка», «Синий лапоть», «Говорящий грач», «Кладовая солнца».
Отзыв на рассказ «Дедушкин валенок».
Я прочитал произведение «Дедушкин валенок» – увлекательный рассказ М. Пришвина.
Автор занимательно описывает привязанность человека к своим вещам.
Писатель знакомит читателя с дедом, который очень дорожит своими валенками.
Он их постоянно ремонтировал.
И носил валенки, пока они вовсе не угрожали развалиться.
Дедушке пришлось выбросить дорогую сердцу вещь.
Но по весне, герой заметил, что дедовы валеночки опять стали необходимой вещью и служат утеплением.
Только уже не ему. Оказалось, теперь валенки утепляют птичьи гнёзда.
Мне очень понравился и запомнился этот рассказ.
Он интересный и поучительный.
Я заметил, что настоящий мастер слова, М. Пришвин, в своих произведениях показывает отношение человека к окружающему миру (вещам, природе, животным) и изображает сильную связь между ними.
А. И. Куприн Барбос и Жулька
Восстанови сюжет рассказа по схеме
1) Завязка: краткое описание Барбоса и Жульки, их жизни и дружеских отношений
2) Развитие действия: во двор забежала бешеная собака, покусала животных и испугала людей, крошечная Жулька проявила огромную храбрость, после осмотра, доктор объявил о сумасшествии Жульки
3) Развязка: Барбос попросился попрощаться с храброй подружкой, трогательное прощение, смерть Жульки.
Барбос — верный, мужественный, добрый.
Жулька — отважная, самоотверженная, верная.
Образец таблицы сравнения рассказов «Лев и собачка» и «Барбос и Жулька»
У этих двух произведений общая тема – крепкие дружеские отношения между животными.
Главными героями рассказов — животные.
При этом один из них большого размера и сильный, а второй крошечный и слабенький.
Событие – смерть одного героя из-за болезни.
Главная мысль рассказа «Барбос и Жулька» — внешность не всегда соответствует силе.
Храбрость и отвага – вот что действительно является показателем силы.
Настоящий друг готов даже жертвовать своей жизнью ради любимого существа.
Главная мысль «Лев и собачка» — у дружбы нет ограничений, ни по размерам, ни по возрасту, ни по внешности.
Разлука — самое страшное явления в настоящей дружбе.
Куприн и Толстой с трепетом и жалостью относятся к главным героям своих произведений.
Они ставят их поступки в пример всем читателям.
Восхищаются верностью, самоотверженностью, добротой и храбростью животных.
А также их умением испытывать настоящие крепкие дружеские чувства.
Ответы по рассказу Приемыш:
1. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.
Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш», потому что в нем повествуется о лебеде, которого приютил у себя рыбак.
2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?
Тарас приютил лебедя, потому что родителей птицы пристрелили охотники, а лебедь еще не умел летать и погиб бы в одиночестве. «Сиротой остался. Вот я его привез и держу».Тарас называет его умной, ученой, гордой, царской, Божьей, особенной птицей. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке». Тарас назвал лебедя особенной птицей, так как лебеди свободолюбивы и в неволе погибнут. «Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная».
3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?
Когда Приемыш улетел с лебединой стаей, Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» Он скучал по лебедю. Но Тарас не мог удержать Приемыша, он понимал, что лебедь в неволе не выживет, так как эта птица очень свободолюбивая. Тарас так объяснил свой поступок: «Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил.».
4. Что было правильнее:поступить так, как это сделал Тарас;подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным;силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
Правильно было поступить так, как это сделал Тарас. Лебедь — дикая птица, и должна жить на воле.
5. Приготовься пересказать историю дружбы Соболько и Приёмыша. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
План:1. Знакомство с лебедем2. Совместные прогулки.3. Совместные игры.
6. Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Обсудите с другом.
Автор показал читателю, что нужно с добротой относиться ко всему живому, любить природу, быть милосердным к животным и птицам. «Я тут князь князем живу. Все у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь».
7. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.
В энциклопедии описан внешний вид лебедя, его места обитания, образ жизни. А в рассказе описан характер конкретной птицы, взаимоотношения с человеком и собакой, выражено авторское отношение.
8. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш, умная и сильная птица, благополучно добрался до места зимовки?
Я надеюсь, что Приёмыш был достаточно умным и сильным, чтобы добраться до места зимовки. На птиц могут напасть хищники, они могут ослабеть в дороге. Надеюсь, этого не случилось с Приёмышем.