Гдз русский язык учебник канакина, горецкий 3 класс 2 часть. ответы на задания

Гдз и решебник русский язык 3 класс канакина, горецкий - учебник

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.

В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:

Определение

Падеж — это грамматическая форма имени, указывающая на его отношение к другим словам в предложении.

А вот как определяет, что такое падеж, Википедия:

Определение

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.

С помощью грамматических форм слова́ связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль.

Сравните:
клен, осень, багряный, окно, мой, ранний.

В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом по смыслу или грамматически. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.

В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№157 учебника 2011-2022 (стр. 86):

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

   Предпраздничный день, перекрасить пол в комн..те, перерисовать к..ртинку, отплыть от бер..га, поуж..нать вмест.., обм..розить щёки, доехать до ст..лицы, запустить р..кету, вырастить пш..ницу и ..вес, перекопать ог..род, подпрыгнуть выс..ко́, прокатить на тракт..ре, переч..тать расска.. .

  • Найдите слова с приставками. Выделите приставки.
  • В каком слове и какая приставка имеет значение:

а) повторить действие заново;

б) направление действия снизу вверх?

№157 учебника 2023-2024 (стр. 84):

Прочитайте слова. Рассмотрите рисунки.

переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит

  • Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов.
  • Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово?
  • Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? Посмотрите на схему на с. 73 и скажите, как называется эта часть слова.
  •  Спишите слова. Выделите в них приставки.

О б р а з е ц. Входит, … .

Подсказка

№157 учебника 2011-2022 (стр. 86):

Вставим в слова пропущенные буквы:

  • комнате, картинку, поужинать, обморозить, столицы, ракету, пшеницу, овёс — словарные слова;
  • берег (побережье), высоко (высокий), перечитать (перечитывать) — проверяемые безударные гласные;
  • рассказ (рассказывать) — парные звонкие/глухие согласные.

О значениях приставок можно прочитать в справочнике.

№157 учебника 2023-2024 (стр. 84):

Прочтите материал о приставках.

Ответ

№157 учебника 2011-2022 (стр. 86):

Предпраздничный день, перекрасить пол в комнате, перерисовать картинку, отплыть от берега, поужинать вместе, обморозить щёки, доехать до столицы, запустить ракету, вырастить пшеницу и овес, перекопать огород, подпрыгнуть высоко, прокатить на тракторе, перечитать рассказ.

Приставка пере- имеет значение — повторить действие заново: перекрасить, перерисовать, перекопать, перечитать.

Приставка под- имеет значение — направление действия снизу вверх: подпрыгнуть.

№157 учебника 2023-2024 (стр. 84):

Слова из упражнения являются однокоренными: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит.

Отличия в лексическом значении данных слов обусловлены значениями приставок, которых в словах встречаются: переходит — идёт по чему-то через что-то; подходит — приближается; входит — перешагивая через что-то куда-то заходит; выходит — перешагивая через что-то откуда-то удаляется; обходит — ходит вокруг; уходит — удаляется.

Новые оттенки значения в слова внесли приставки. Приставка находится в начале слова, перед корнем.

Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Определение падежа существительного

Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:

  1. первый шаг — найти слово, к которому относится исследуемое существительное;
  2. второй шаг — поставить от этого слова к существительному вопрос.

Например, по вопросу и по окончанию определяем падеж существительного «бабушка».

голос (кого?) бабушки (р. п.)

Люблю (кого?) бабушку (в. п.)

В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:

  • прислониться к (чему?) стене — д. п.;
  • висит на (чём?) стене — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошади — р. п.;
  • скакать на (ком?) лошади — п. п.

Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем , о том, как определить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

На заметку!
А вы знали, что существовали ещё 9 падежей, которые не изучают в школе?

Рубинчик Людмила Ивановна

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:

  • кто? — бабушка, мастер, отец;
  • что? — тишина, дом, счастье, радость.

Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.

Родительный падеж

Родительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? чего?

  • нет (кого?) бабушки,  мастера, отца;
  • нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.

Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:

нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.

Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом для обозначения отсутствия предмета, указания места, причины, цели употребляются предлоги:

от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, около, мимо и др.

Например:

  • гулять у реки;
  • вымокнуть из-за дождя;
  • выйти без зонтика;
  • бежать от калитки;
  • достать до полки;
  • сделать ради детей.

Дательный падеж.

Дательный падеж существительного обозначает адресата и отвечает на вопросы: кому? чему?

  • Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу;
  • дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.

С дательным падежом употребляются предлоги:

к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.

  • Подойти к матери;
  • поступить согласно правилам;
  • идти навстречу ветру;
  • действовать наперекор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж существительного обозначает объект действия и отвечает на вопросы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца;
  • вижу (что?) тишину, дом, счастье, радость.

С существительными в форме винительного падежа в значении объекта, времени, места, уступки употребляются предлоги:

в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.

  • Вернуться спустя год;
  • рассказать про орла;
  • пройти сквозь пламя;
  • переступить через ступеньку;
  • выйти, несмотря на ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:

  • положить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

Творительный падеж существительного отвечает на вопросы: кем? чем?

  • Горжусь (кем?) бабушкой,  мастером, отцом;
  • любуюсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.

С этим падежом в значении совместности, места, причины употребляются предлоги:

с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно с

  • приехать с другом;
  • парить над полем;
  • остановиться перед вокзалом;
  • посадить за домом;
  • действовать согласно с распоряжением;
  • я вместе с братом;
  • в связи с непогодой;
  • пройти между рядами. 

Предложный падеж

Предложный падеж существительного обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы: о ком? о чём?

  • забочусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце;
  • расскажу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.

Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:

при, в, на, о, об, по

Предложные формы существительных обозначают объект действия или место:

  • остаться при школе;
  • бегать в парке;
  • висеть на стене;
  • поведать о путешествии;
  • скакать на лошади.

Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: