Однокоренные слова. словарь однокоренных слов

Родственные слова (однокоренные). давайте разберёмся!

Слова с омонимичными корнями

Слова с одинаковым корнем не всегда однокоренные

Обратите внимание, что в русском языке имеются так называемые омонимичные корни – это корни, которые пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения. Например, лук и луковичный – имеют общий корень – лук

Но при этом первое обозначает стрелковое оружие, а второе– прилагательное, популярный овощ. Таким образом слова лук и лук являются омонимами.Еще несколько примеров.

Вода, надводный, подводник, водяной – однокоренные слова с корнем ВОД.Проводка, проводник – это тоже слова с корнем ВОД. Но эти слова имеют другое лексическое значение.Поэтому слова проводка и вода не будут однокоренными ( родственными), это слова с омонимичными корнями, т.к. они имеют разные лексические значения.

Как отличить однокоренные слова от форм слов

Возьмем для иссле­до­ва­ния сло­во «дом», кото­рое име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

дом — корень/окончание

  • (что?) дом , дома
  • крыль­цо (чего?) дома, мно­го (чего?) домов
  • направ­ля­юсь (к чему?) к дому, к домам
  • постро­им (что?) дом , дома
  • любу­юсь (чем?) домом, домами
  • рас­ска­жу (о чём?) о доме, о домах

Перед нами не род­ствен­ные сло­ва, а падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го «дом», у кото­рых корень оста­ет­ся один и тот же, а толь­ко меня­ют­ся падеж­ные окон­ча­ния. Это одно и то же сло­во, толь­ко в дру­гой грам­ма­ти­че­ской «одёж­ке», что назо­вем его фор­мой.

Сравним с рядом одно­ко­рен­ных слов с кор­нем дом-, при­ве­ден­ных выше.

Темный — тем­нее, тем­ней­ший, тем­нее всех.

В этом ряду пред­став­ле­ны фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «тем­ный».

Болеть — болел, боле­ла, боле­ло, болев­ший, болея.

Эти сло­ва явля­ют­ся родо­вы­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, осо­бы­ми фор­ма­ми при­ча­сти­ем и дее­при­ча­сти­ем гла­го­ла «болеть».

Сравним с фор­ма­ми гла­го­ла «болеть» ряд одно­ко­рен­ных слов:

  • боль
  • больница
  • больной (суще­стви­тель­ное)
  • больнич­ный двор
  • заболеть
  • приболеть
  • заболева­ние и пр.

ВыводОднокоренные сло­ва, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи. А фор­мы сло­ва пред­став­ля­ют собой одну и ту же часть речи в дру­гой грам­ма­ти­че­ской фор­ме.

Правило: однокоренные слова для 2 класса

В однокоренных словах значение зависит от корня. Правило правописания таких слов тоже зависит от него. Раз корень указывает на значение всех слов, которые для него родственные, то он командует и тем, какую сомнительную гласную нужно писать в однокоренном слове. Давайте ещё раз посмотрим на слово зЕркало: корень –зЕркал-, под ударением чётко слышится буква Е, значит, во всех словах, где встречается этот корень, тоже надо писать Е, даже если без ударения будет слышаться другая буква: зеркальный, зазеркалье, в зеркалах.

Давайте попробуем составить правило, чтобы не ошибиться в написании однокоренных слов.

  • Выделите корень в слове.
  • Убедитесь, что слова однокоренные.
  • Измените слово так, чтобы сомнительный звук стал ударным.
  • Напишите букву из проверочного слова.

Образец применения правила:

Подл..котник. Какую букву написать: О или А? подбором однокоренных слов выделим корень –локот-. Теперь из всех родственных выберем такое, где сомнительная буква под ударением: локоть, чётко слышится О. Значит, в слове подлокотник напишем именно эту букву.

Не забывайте, в однокоренных словах могут быть чередующиеся буквы: -дорог-а, дорож-ный. Корни –дорог– и –дорож- одинаковые: г//ж — чередование.

Что мы узнали?

Определение однокоренных слов легко понять из самого названия. Это слова, в которых корень имеет одинаковое написание и значение. Во всех однокоренных словах безударная гласная пишется одинаково.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Онлайн-словарь однокоренных слов

Представьте ситуацию, что вам срочно необходимо проверить правописание глагола «смотреть». Подобрав однокоренное слово, вы легко поймете, какую букву следует писать.
В данном случаи проверочным словом будет слово «осмотр».

Онлайн-словарь окажется полезным, как детской, так и взрослой аудитории.
Учащиеся средних и высших учебных заведений оценят словарь при выполнение заданий на дому, систематизируют и укрепят свои общие знания русского языка.
Взрослым пригодится словарь в рабочей деятельности.
Развивайтесь, учитесь, обогащайте свою устную повседневную речь и вы непременно сможете блеснуть своей эрудицией при общение с знакомыми и друзьями.

Если ваша профессиональная деятельность тесно связана с написанием текстов, Stemmings станет незаменимым помощником.
Чем более разнообразными словами вы пользуетесь, тем более привлекательными становятся ваши статьи.

Формы одного слова

Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:

  • приставка,
  • суффикс,
  • постфикс.

Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:

  • окончание;
  • суффикс прошедшего времени глагола -л-;
  • суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;
  • суффикс повелительного наклонения глагола -и-.

Примеры форм одного и того же слова

Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.

Сильный — сильнее, сильней — суффикс образует форму простой сравнительной степени прилагательного.

Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.

Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.

Как отличить однокоренные слова от форм слов

Возьмем для исследования слово «дом», которое имеет следующий морфемный состав:

дом — корень/окончание

Проследим, как это слово склоняется:

  • и. п. (что?) дом, дома
  • р. п. крыльцо (чего?) дома, много (чего?) домов
  • д. п. направляюсь (к чему?) к дому, к домам
  • в. п. построим (что?) дом, дома
  • т. п. любуюсь (чем?) домом, домами
  • п. п. расскажу (о чём?) о доме, о домах

Перед нами не родственные слова, а падежные формы существительного «дом», у которых корень остается один и тот же, а только меняются падежные окончания. Это одно и то же слово, только в другой грамматической «одёжке», которую назовем его формой.

Сравним с рядом однокоренных слов с корнем дом-, приведенных выше.

Темный — темнее, темнейший, темнее всех.

В этом ряду представлены формы степеней сравнения качественного прилагательного «темный».

Болеть — болел, болела, болело, болевший, болея.

Эти слова являются родовыми формами прошедшего времени, особыми формами причастием и деепричастием глагола «болеть».

Сравним с формами глагола «болеть» ряд однокоренных слов:

  • боль
  • больница
  • больной (существительное)
  • больничный двор
  • заболеть
  • приболеть
  • заболевание и пр.

Вывод
Однокоренные слова, как правило, являются словами разных частей речи. А формы слова представляют собой одну и ту же часть речи в другой грамматической форме.

Правила правописания корней

Знание правописания корня обеспечивает его грамотное использование во всех единицах данной группы. Проверка правописания проводится на основании следующих правил:

  1. Правило 1. Безударную гласную в корне можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором эта гласная будет находиться под ударением. Пример: посолить — посол, соль.
  2. Правило 2. Определить написание согласной в конце корня, когда она звучит нечетко, нужно, представив слово в той форме или подобрав к нему такую однокоренную пару, чтобы после этой согласной оказался гласный звук. Пример: хлеб — хлебец; скобка — скоба.

Варианты, проверить которые невозможно, представлены в орфографическом словаре. Их следует запомнить.

Словарь однокоренных слов

ветер, ветерок, ветрило, ветрище;

вода, водный, водичка, подводный;

глаз, глазки, глазной, глазок;

гора, горка, горный, гористый;

горе, горевать, горюшко;

гусь, гусак, гусыня, гусёнок;

двор, дворник, дворик, дворовый;

дождь, дождик, дождевой, дождливый;

дом, домик, домашний, домой;

ёж, ежиха, ежонок, ежовый;

звезда, звёздочка, звёздный, беззвёздный;

зверь, зверёк, зверюшка, звериный;

звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить;

зима, зимний, зимовье, зимовать;

класс, классный, внеклассный;

лес, лесной, лесник, лесистый, перелесок;

лист, листик, листок, листва;

лось, лосиха, лосёнок, лосиный;

лошадь, лошадка, лошадушка, лошадёнка;

море, морской, моряк, приморский;

мороз, морозец, морозище, морозный;

плечо, плечико, плечистый;

свет, светить, светленький, светлый, светлячок;

слово, словечко, словесный;

снег, снеговой, снеговик, снегурочка;

снегирь, снегирёк;

сор, соринка, сорняк, сорить;

тигр, тигрица, тигрёнок, тигриный, тигровый;

хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница;

цвет, цветок, цветут, цветник;

час, часок, часик, часовой, часы.

Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе „Корень слова, Однокоренные слова“» размещена в разделах

  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 2 класс
  • Русский язык, 2 класс
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Чуковский, К.И. Любимый писатель
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

Образовательная: освоение понятия «корень слова» ( выявить 2 основных признака: общая часть и основное значение, однокоренные слова.

Развивающая: развивать умения различать однокоренные слова, образовывать и правильно писать слова с общим корнем; обогащать письменную и устную речь учащихся, развивать навыки работы в группе, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Планируемые результаты:

предметные: анализировать однокоренные слова, называть общее лексическое значение корня, выделять корень в группе однокоренных слов, исключать лишнее слово из группы слов с похожим корнем;

метапредметные:

познавательные: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: определять цель предстоящей работы и составлять план деятельности по ее достижению; оценивать свою работу по заданному образцу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные: слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе;

личностные: выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.

Тип урока : открытие новых знаний.

Изучение строения слова в начальной школе

Определение 1

Строение слов, их состав изучаются в особом разделе языкознания – морфемике.

Определение 2

Базовым понятием морфемики является представление о наименьшей значимой части слова – морфеме, которая выражает грамматическое значение и участвует в образовании новых слов.

В начальной школе происходит знакомство с составом слова и изучение его частей. Ученики получают представление о родственных словах, их общей части – корне, а также аффиксах (приставках, суффиксах), которыми однокоренные слова различаются. Также ученики знакомятся с морфемами, участвующими в образовании форм слов (окончанием, глагольным суффиксом прошедшего времени), а также с теми случаями, когда эти формы остаются формально не выраженными (то есть нулевыми): например, нулевое окончание в словах «мышь», «постель», «пенал», «вокзал», материально не выраженный суффикс в глаголах «пах, сох, мок».

Статья: Работа над понятиями «корень слова» и «однокоренные слова» на уроках русского языка в младших классах

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Изучение морфемики базируется на ряде принципов:

  1. Системного строения языка: принцип учитывает связи всех морфем в составе слова, когда значение одной морфемы обусловлено его позицией в слове относительно других морфем.
  2. Связи между морфемным уровнем и орфографией: поскольку в основу правописания положен принцип единого графического отображения морфем на письме, знание морфемики является базой формирования правописных умений, вооружает учеников сведениями о позиции орфограммы в слове, а также навыками проверки определённых орфограмм (например, путем изменения формы слова или подбора однокоренной лексемы).

Освоение морфемного уровня языка происходит в четыре этапа:

Подготовительный, включающий период наблюдения за составом слова без его членения на морфемы

В этот период можно обращать внимание детей на группы «родственных» слов, которые близки по своему значению (например, лес, лесной, лесник), а также подбирать слова одной тематической группы, одинаково образованные (пианистка, теннисистка, гитаристка и проч.).
Изучение морфем и однокоренных слов путем их сопоставления. Ученики знакомятся с классификацией морфем, учатся опознавать и выделять их, формируется представление об общей части ряда однокоренных слов.
Осознание роли частей слова в языке (показатели лексического и грамматического значения, «строительный» элемент слов), а также овладение морфемным принцип правописания.
Углубление сведений о составе слова и словообразовании; здесь вводится понятие глагольной основы, системы окончаний, а также формируются первоначальные представления о словообразовательных возможностях русского языка.

Какие слова не относятся к однокоренным

  1. Слова с омонимичными корнями.

    Существуют слова, у которых на первый взгляд, одинаковый корень, но они не родственные, и отличаются по значению. Это бывает в случае с омонимичными корнями.

    Пример 1.

    В слове  красный  — корень  крас-,  родственные слова:  краснеть,  красноватый,  краснота.  Значение — цвет.

    В слове  красота  — корень тоже  крас-,  но при этом родственные слова:  красивый,  красоваться,  украшать.  И значение совсем другое — эстетичный, приятный для глаз, привлекательный.

    Пример 2.

    В слове  водный  — корень  вод,  однокоренные слова:  вода,  водяной,  наводнение.— Значение всех слов связано с водой.

    В слове  водит  — тоже корень  вод,  однокоренные слова:  водить,  водитель,  поводырь.— Значение всех слов связано с видом деятельности — вести кого-то, что-то.

    Таким образом, хоть корни и выглядят одинаково, но имеют разное значение, поэтому такие слова — не однокоренные.

  2. Разные формы одного слова.

    Если у слов отличается только окончание и/или формообразующий суффикс, то такие слова – не однокоренные. Это разные формы одного слова.

    Например, формы одного слова:

    полный  —  полнее;

    конь  —  коня  —  кони;

    падаю  —  падал  —  падала.

    Однокоренные слова:

    полный  —  полноватый;

    конь  —  конный  —  конский;

    падаю  —  падение  —  падший.

Работа над понятиями «корень слова» и «однокоренные слова» на уроках русского языка в младших классах

Формирование представления о корне начинается с того, что у учеников необходимо выработать два критерия выделения общей части однокоренных слов:

  1. Смысловой: однокоренные слова имеют общую «сему», то есть компонент значения: например, лексемы «стол», «столовая», «настольный», «столоваться» связаны с семантикой слова «стол».
  2. Структурный: корни выделяются на основе их графического и звукового сходства.

При выделении корня целесообразно использовать в качестве однокоренных лексемы разных частей речи: так у учеников сформируется представление о том, что словообразовательные возможности русского языка и велики и способствуют пополнению его словарного состава, а также возникнут необходимые ассоциативные связи, необходимые для единообразного написания морфем. Однокоренные слова будут существовать в сознании ребёнка не разрозненно, а в составе больших словообразовательных гнёзд. Кроме этого, это дает и первоначальные сведения о способах производства слов. Так, владея цепочкой «краснота», «красный», «краснеть», ученик может составить аналогичную цепь для корня «-темн-»: темнота – темный – темнеть.

Путем сопоставления однокоренных слов разных частей речи удаётся добиться понимания того, что за определёнными суффиксами «закреплены» свои собственные роли: например, суффикс «тель» используется для выражения значения лица, производящего действие, обозначенного глагольной лексемой: водить – водитель, учитель – учитель, строить – строитель, хранить – хранитель и т.д.

Наблюдение над однокоренными словами одной части речи даёт возможность понять стилистическое значение суффиксов: старичок – старикан – старикашка (первый суффикс придает слову уменьшительно-ласкательный оттенок, второй и третий – разговорно-пренебрежительный).

Изучение однокоренных слов проходит через ряд этапов, среди которых выделяют:

  1. Подготовительный, связанный с наблюдением над родственными словами, их значением и строением.
  2. Основной, связанный с изучением структуры слова, его частей и выделением корня как общей части ряда родственных слов.
  3. Углублённый: на данном этапе знания о корне обобщаются и расширяются. Например, ученики овладевают понятием связанных корней (в словах «одеть» / «надеть», «включить» / «выключить»), а также омонимичных корней («коса» / «косный» / «коснусь» / «косой»).

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 41,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 162,
Полякова, Учебник

Упражнение 43,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 44,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 48,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 49,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 55,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 90,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 50,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 133,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 108,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 112,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 122,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 165,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 174,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 122,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 130,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 158,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 5,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 160,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 116,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 133,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 165,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 116,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 82,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 101,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 57,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 60,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 76,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 134,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 94,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 138,
Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 377,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 393,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 466,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 4,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-2,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Задачка стр. 40,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 78,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 80,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 16 стр. 56 — 57,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 111,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 537,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 28,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 23,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 77,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 48 — 49,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 51,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 95,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 149,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 375,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 26,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 46,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 77,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 439,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 21,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Понятие об однокоренных словах

Среди огром­но­го коли­че­ства слов рус­ско­го язы­ка мож­но выде­лить ряды слов с общей частью, в кото­рой заклю­че­но их глав­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Конечно же, речь идет о корне и об одно­ко­рен­ных словах.

Определение

Однокоренные сло­ва — это близ­кие по смыс­лу сло­ва с одним и тем же корнем.

Эти еди­ни­цы речи объ­еди­ня­ет не про­сто набор оди­на­ко­вых букв и зву­ков, а еще нечто общее, заклю­чен­ное в сло­ве, общая соот­не­сен­ность с чем-либо (пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем, каче­ством и пр.), то есть их лек­си­че­ское значение.

К при­ме­ру, сло­вом «сме­лый» назы­ва­ют отваж­но­го и храб­ро­го  чело­ве­ка, не боя­ще­го­ся труд­но­стей и опас­но­стей. Лексическое зна­че­ние это­го при­ла­га­тель­но­го заклю­че­но в корне смел-, кото­рый ука­жем в мор­фем­ном соста­ве близ­ких по смыс­лу слов:

  • смелость
  • смельчак
  • осмелеть
  • осмелить­ся
  • смело

Все пере­чис­лен­ные сло­ва явля­ют­ся однокоренными.

Как отличить однокоренные слова от форм слов?

Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.

К словообразующим морфемам относятся:

  • приставка,
  • суффикс,
  • постфикс.

Они предназначены для образования новых слов.

К формообразующим относятся: 

  • окончание (флексия);
  • суффиксы прошедшего времени глагола –Л-;
  • степени сравнения прилагательных –Е-, -ЕЕ-, -ШЕ-;
  • суффиксы повелительного наклонения глагола –И-.

Они образовывают формы одного и того же слова.

Лес – леса, лесу, лесом –окончание образовывает форму числа и падежа существительного

Сильный – сильнее, сильней  — суффикс образовывает форму простой сравнительной степени прилагательного

Соберу – собрал –суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола

Жить – живи  — суффикс образовывает форму повелительного наклонения глагола

К формам слова относятся слова одной части речи.

Как отличить родственные слова от форм слова?

В таб­ли­це ниже мож­но уви­деть, в чем заклю­ча­ют­ся отли­чия одно­ко­рен­ных слов от форм одно­го и того же слова:

К суще­стви­тель­но­му «гора» под­бе­рем род­ствен­ные слова:

Слово «гора» может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и числам:

  • склон гор ы
  • направ­люсь к гор е
  • вижу гор у
  • любу­юсь гор ой
  • думаю о гор е
  • высо­кие гор ы .

Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора», у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор-.

У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои грам­ма­ти­че­ские фор­мы, кото­рые не сле­ду­ет вно­сить в пере­чень род­ствен­ных слов. Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий»:

Родственные сло­ва с кор­нем ярк- Формы при­ла­га­тель­но­го «яркий»
яркий яркая, яркое, яркие
яркость он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
ярко ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У гла­го­лов раз­ли­ча­ют­ся род­ствен­ные сло­ва и их формы.

Родственные сло­ва Формы гла­го­ла «решить»
решить решу, решишь, решит
решить­ся решим, реши­те, решат
решать решив­ший, решив­шая, решив­шее, решившие Решенный, решен­ная, решен­ное, решенные
решать­ся решив
реше­ние
реши­тель­ный

Изучением форм слов зани­ма­ет­ся морфология.

Изучение частей речи пред­по­ла­га­ет зна­ком­ство с фор­ма­ми суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и осо­бых гла­голь­ных форм (при­ча­стия и дее­при­ча­стия), место­име­ний, чис­ли­тель­ных и наречий.

Видео:Как правильно определить спряжение глаголов? Как пишутся окончания глаголов?Скачать

Семантические связи между однокоренными словами

Однокоренные слова в русском языке имеют общую основу и часто образуют семантически связанные группы слов. Такие связи между словами помогают расширить словарный запас и улучшить понимание значения слова.

Семантические категории однокоренных слов

Однокоренные слова могут относиться к различным семантическим категориям, таким как:

Категория Примеры слов
Существительные дом, домик, домище
Глаголы бежать, убежать, побежать
Прилагательные красный, красивый, краснеть
Наречия быстро, быстрее, побыстрее
Причастия читающий, прочитавший, прочитанный

Внутри каждой семантической категории однокоренные слова могут иметь различные оттенки значения, отвечающие определенным контекстам и ситуациям.

Семантические отношения между однокоренными словами

Между однокоренными словами существуют различные семантические отношения, которые помогают углубить понимание значения слова:

  • Антонимия: однокоренные слова могут быть антонимами и иметь противоположные значения. Например, «холодный» и «горячий».
  • Синонимия: однокоренные слова могут быть синонимами и иметь сходные значения. Например, «дом» и «здание».
  • Гиперонимия и гипонимия: однокоренные слова могут иметь отношение гиперонимии (общее понятие) и гипонимии (частный случай). Например, «животное» и «кошка».
  • Фразеология: однокоренные слова могут входить в состав фразеологических выражений и пословиц, обогащая язык и передавая особые смысловые нюансы.

Таким образом, семантические связи между однокоренными словами позволяют расширить словарный запас и лучше понимать значения слов в различных контекстах и ситуациях.

Какие слова не являются однокоренными

Слова с омонимичными корнями

В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.

Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.

Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.

Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.

Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.

В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.

Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:

Любовь — любитель, любимый, любить.

Бурить — бурильщик, буровая, бур.

Буря — бурный, буревестник.

Формы одного слова

Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:

Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:

суффикс прошедшего времени глагола -л-;

суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;

суффикс повелительного наклонения глагола -и-.

Примеры форм одного и того же слова:

Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.

Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.

Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.

Видео:Русский язык 3 в 1. Существительное, местоимение, глагол.Скачать

Корневая морфема и её свойства

Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.

Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.

В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.

Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:

  • Несклоняемые — какао, атташе, алоэ.
  • Неизменяемые прилагательные — беж, реглан.
  • Служебные — но, под, если, между и пр.
  • Наречия — весьма, очень.
  • Междометия — ах, эй, ага, алло.

Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)

Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:

  • Найти несколько родственных понятий.
  • Выделить часть, которая объединяет их по звучанию и лексическому значению.

Преимущества онлайн-словаря Stemmings

Почти в каждом доме есть толковый словарь, но поиск однокоренных слов с помощью него займёт уйму времени.
Онлайн-словарь Stemmings предоставляет готовый список однокоренных слов, как ответ на ваш поисковой запрос.
Достаточно задать в поиск искомое слово и вы сразу же получите необходимый вам ответ. Пользуйтесь словарем однокоренных слов для проверки правописания и пополнения словарного запаса.

Сравнивая с бумажными аналогами, онлайн-словарь Stemmings значительно экономит ваше ценное время.
Более нет необходимости перелистывать страницу за страницей в обычных словарях, ответ будет дан сразу же после введенного вами запроса.
Введите в поле поиска нужное слово или корень. Остальное выполнит специальная программа, предоставив вам готовый результат.
В онлайн-словаре собрано более ста тысяч однокоренных слов. Можете забыть об альтернативных источниках информации, здесь есть абсолютно всё, что вы возжелаете найти по однокоренным словам.

Stemmings всегда находится под рукой. Достаточно запустить сайт, через браузер персонального компьютера или мобильного устройства, чтобы воспользоваться словарем однокоренных слов.

Особенно важно было уделить повышенное внимание интерфейсу.
Когда требуется быстро найти нужную информацию по учебе или работе, правильный, удобный интерфейс сайта спасает ваше время.
Поэтому можно выделить интерфейс онлайн-словаря Stemmings, как одно из главных преимуществ всего проекта в целом. Искать однокоренные слова на сайте довольно просто. Введите искомое слово или словообразующее словосочетание в поле поиска

После того, как вы нажмете на кнопку «Найти» вы получите ответ

Введите искомое слово или словообразующее словосочетание в поле поиска. После того, как вы нажмете на кнопку «Найти» вы получите ответ

Искать однокоренные слова на сайте довольно просто. Введите искомое слово или словообразующее словосочетание в поле поиска. После того, как вы нажмете на кнопку «Найти» вы получите ответ.

Также вы можете воспользоваться постраничной навигацией в виде буквенного алфавита. Один клик и вы получите все слова на выбранную вами букву и даже увидите их количество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: