Как выполнить проект «и в шутку и всерьез» по русскому языку для 2 класса?

Часть 1звуки и буквысогласные звуки

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) – код (шифр);
  • мак (цветок) – маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах:  (4 буквы, 3 звука), (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.

Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным и гласными:, , . Пример:ёлка (4 буквы, 5 звуков), юг (2 буквы, 3 звука), ягода (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд (7 букв, 7 звуков), отъезд (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; поддерживать интерес к чтению; воспитывать уважение к чужому мнению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Оборудование: выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Игоря Шевчука.

С прогулки

Домой я с лыжной шел прогулки.

По просьбе мамы, по пути,

Купил картошки, хлеба, булки,

Пришел домой часам к пяти.

Потом поужинал. Устало

Собрал портфель, залез под душ.

Теперь — скорей под одеяло!

Не спится что-то… Что за чушь?

Какая-то мешает мелочь…

Что недоделал? Не понять.

Ах, вспомнил, что забыл я сделать —

Забыл я лыжи… лыжи снять!

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

— Прочитайте выразительно.

III. Постановка целей урока

— Расшифруйте, что здесь написано.

RИWXZB GШIUYRWQTKLJY VИX ZRYBCLJGEPSQWbEJNV3FS

— У нас получилось: «И в шутку и всерьез». Это название нового раздела. Как вы его понимаете?

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

— Чему будем учиться? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока

1. Введение в раздел

— Прочитайте на с. 125, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

(Дети читают, сравнивают со своими предположениями.)

2. Статья Г. Кружкова

— Прочитайте текст на с. 126.

(Учитель может предложить учащимся, чтобы они поставили вопросы к тексту. В случае их затруднения вопросы задает сам.)

— Какой метод решения сложных проблем есть у серьезных ученых?

— Объясните, что значит «мозговая атака».

— Где оказывается верная идея, которую раньше не могли найти?

— Кому нужна фантазия, кроме поэта?

— Когда случается что-то необыкновенное, какие вопросы появляются?

V. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой умылась,

Два — изящно покружилась.

Три — нагнулась и присела.

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Составление рассказа по рисункам

— Рассмотрите рисунки на с. 127.

— Расскажите, что вы видите на каждом из них.

— Придумайте веселый рассказ. Приготовьтесь рассказать его всем одноклассникам.

(Составление рассказа и выступление учащихся.)

2. Веселые истории

— А сейчас вспомните, какие веселые истории приключились с вами в школе или во дворе, в лагере, в других местах. (Дети выполняют задание.)

А вот такую интересную историю рассказала Валя Ячменева из города Холмска Сахалинской области.

Внимательный сын

Женя пришел домой из школы и спросил у мамы:

— У тебя есть новогодняя открытка?

— Нет, — ответила мама.

— Папа, а у тебя? — спросил Женя.

— По-моему, есть, — ответил папа. — А зачем тебе?

— Нам в школе сказали, что нужно поздравить родителей с Новым годом!

И все засмеялись!

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Чему вы будете учиться?

Домашнее задание

Подготовить веселую историю из жизни детей. (Можно расспросить своих родителей.)

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной , в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной — 2015 год

Наши проекты. И в шутку и всерьез — ЗВУКИ И БУКВЫ

Цели: заинтересовать детей темой проекта; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать логические задачи по русскому языку; отбирать занимательный материал по предмету; строить сообщения в устной и письменной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Работа по теме урока

Сегодня мы работаем над проектом.

— Откройте учебник на с. 119 и прочитайте, как называется проект. (Ив шутку и всерьез.)

— Что необычного заметили в словах в шутку и всерьез? (Это слова с противоположными значениями.)

— Как называют такие слова? (Антонимы.)

— Цель проекта вы определите после выполнения предложенных заданий.

— Что нужно сделать в первом задании? (Расположить слова в порядке увеличения числа согласных звуков.)

— Выполните задание. (Она, паук, ягода, стриж, мандарин.)

— Почему задание выполнили не все правильно? (Не обратили внимание на разницу между звуками и буквами. Забыли, что буква Я обозначает в начале слова два звука .). — Чем задание интересно? (Нужно внимательно читать, применять полученные знания.)

— Чем задание интересно? (Нужно внимательно читать, применять полученные знания.)

— Что нужно сделать во втором задании? (Сказать, какой согласный звук есть во всех словах.)

— Можно ли, посмотрев на слова, сразу сказать, где одинаковые звуки? (Нет. Нужно вспомнить, что буквы Ю и Я обозначают в начале слова и после гласных слоги и . Тогда ответ: .)

— Что помогло вам решить задачу? (Знания о гласных Е, Ё, Ю, Я.)

— Разгадайте первую строчку известной песенки в задании 3.

— Легко ли вам было разгадать? (Да, по согласным буквам можно разгадать слово.)

— Прочитайте предложение в задании 4. Что за нелепица написана? (В одно из слов вкралась ошибка, получилось другое слово, и изменился смысл предложения.)

— Как исправить ошибку? (Вместо козел нужно написать костер.)

— Прочитайте задание 5. Назовите слово-отгадку. (Экспресс.)

— На какое правило это слово? (Удвоенные согласные в слове.)

— Сделайте вывод: почему проект называется “И в шутку и всерьез”? (Предложены шуточные, развлекательные задания, но нужны серьезные знания для их выполнения.)

IV. Физкультминутка

Мы покажем букву А,

(Улыбнулись все сперва!)

Ноги в стороны прыжком,

(Ноги на ширине плеч.)

Руки кверху шалашом…

(Поднять руки вверх и соединить кончики пальцев.)

Перед нами буква А.

Раз — присели, встали — два!

(Два приседания.)

V. Продолжение работы по теме урока

— Определите цель проекта. (Собрать занимательный материал и придумать задания, для выполнения которых нужны знания по русскому языку.)

— Какие занимательные задания вам встретились на уроке? (Пословицы, скороговорки, загадки, шарады, анаграммы.)

— Где можно использовать этот материал? (На уроке, при проведении викторин, для стенгазеты.)

— Как лучше работать над проектом — одному или в группах?

— Разделитесь на группы, пары. Желающие могут работать индивидуально.

— Подумайте, какой проект вы выполните? (Газета, интеллектуальная игра, викторина.)

— Наметьте план работы, распределите обязанности.

Примечание для учителя. Проекты можно включать в урок как этап. Можно использовать на внеклассных мероприятиях

После того как все проекты будут представлены, подвести итог: отметить находки, обратить внимание на ошибки при работе над проектом. Оценить работу

VI. Рефлексия

— Понравился ли вам урок? Чем?

— Заинтересовала ли вас тема проекта?

VII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание

В течение недели приготовить проект и выступить с ним.

ПредыдущаяСледующая

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: