Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
- кот (животное) – код (шифр);
- мак (цветок) – маг (волшебник);
- порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: (4 буквы, 3 звука), (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным и гласными:, , . Пример:ёлка (4 буквы, 5 звуков), юг (2 буквы, 3 звука), ягода (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд (7 букв, 7 звуков), отъезд (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; поддерживать интерес к чтению; воспитывать уважение к чужому мнению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Оборудование: выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Игоря Шевчука.
С прогулки
Домой я с лыжной шел прогулки.
По просьбе мамы, по пути,
Купил картошки, хлеба, булки,
Пришел домой часам к пяти.
Потом поужинал. Устало
Собрал портфель, залез под душ.
Теперь — скорей под одеяло!
Не спится что-то… Что за чушь?
Какая-то мешает мелочь…
Что недоделал? Не понять.
Ах, вспомнил, что забыл я сделать —
Забыл я лыжи… лыжи снять!
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
— Прочитайте выразительно.
III. Постановка целей урока
— Расшифруйте, что здесь написано.
RИWXZB GШIUYRWQTKLJY VИX ZRYBCLJGEPSQWbEJNV3FS
— У нас получилось: «И в шутку и всерьез». Это название нового раздела. Как вы его понимаете?
— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
— Чему будем учиться? (Ответы детей.)
IV. Работа по теме урока
1. Введение в раздел
— Прочитайте на с. 125, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы научимся?
— Чему мы будем учиться?
(Дети читают, сравнивают со своими предположениями.)
2. Статья Г. Кружкова
— Прочитайте текст на с. 126.
(Учитель может предложить учащимся, чтобы они поставили вопросы к тексту. В случае их затруднения вопросы задает сам.)
— Какой метод решения сложных проблем есть у серьезных ученых?
— Объясните, что значит «мозговая атака».
— Где оказывается верная идея, которую раньше не могли найти?
— Кому нужна фантазия, кроме поэта?
— Когда случается что-то необыкновенное, какие вопросы появляются?
V. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой умылась,
Два — изящно покружилась.
Три — нагнулась и присела.
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Составление рассказа по рисункам
— Рассмотрите рисунки на с. 127.
— Расскажите, что вы видите на каждом из них.
— Придумайте веселый рассказ. Приготовьтесь рассказать его всем одноклассникам.
(Составление рассказа и выступление учащихся.)
2. Веселые истории
— А сейчас вспомните, какие веселые истории приключились с вами в школе или во дворе, в лагере, в других местах. (Дети выполняют задание.)
А вот такую интересную историю рассказала Валя Ячменева из города Холмска Сахалинской области.
Внимательный сын
Женя пришел домой из школы и спросил у мамы:
— У тебя есть новогодняя открытка?
— Нет, — ответила мама.
— Папа, а у тебя? — спросил Женя.
— По-моему, есть, — ответил папа. — А зачем тебе?
— Нам в школе сказали, что нужно поздравить родителей с Новым годом!
И все засмеялись!
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Чему вы будете учиться?
Домашнее задание
Подготовить веселую историю из жизни детей. (Можно расспросить своих родителей.)
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной , в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной — 2015 год
Наши проекты. И в шутку и всерьез — ЗВУКИ И БУКВЫ
Цели: заинтересовать детей темой проекта; прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать логические задачи по русскому языку; отбирать занимательный материал по предмету; строить сообщения в устной и письменной форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа по теме урока
Сегодня мы работаем над проектом.
— Откройте учебник на с. 119 и прочитайте, как называется проект. (Ив шутку и всерьез.)
— Что необычного заметили в словах в шутку и всерьез? (Это слова с противоположными значениями.)
— Как называют такие слова? (Антонимы.)
— Цель проекта вы определите после выполнения предложенных заданий.
— Что нужно сделать в первом задании? (Расположить слова в порядке увеличения числа согласных звуков.)
— Выполните задание. (Она, паук, ягода, стриж, мандарин.)
— Почему задание выполнили не все правильно? (Не обратили внимание на разницу между звуками и буквами. Забыли, что буква Я обозначает в начале слова два звука .). — Чем задание интересно? (Нужно внимательно читать, применять полученные знания.)
— Чем задание интересно? (Нужно внимательно читать, применять полученные знания.)
— Что нужно сделать во втором задании? (Сказать, какой согласный звук есть во всех словах.)
— Можно ли, посмотрев на слова, сразу сказать, где одинаковые звуки? (Нет. Нужно вспомнить, что буквы Ю и Я обозначают в начале слова и после гласных слоги и . Тогда ответ: .)
— Что помогло вам решить задачу? (Знания о гласных Е, Ё, Ю, Я.)
— Разгадайте первую строчку известной песенки в задании 3.
— Легко ли вам было разгадать? (Да, по согласным буквам можно разгадать слово.)
— Прочитайте предложение в задании 4. Что за нелепица написана? (В одно из слов вкралась ошибка, получилось другое слово, и изменился смысл предложения.)
— Как исправить ошибку? (Вместо козел нужно написать костер.)
— Прочитайте задание 5. Назовите слово-отгадку. (Экспресс.)
— На какое правило это слово? (Удвоенные согласные в слове.)
— Сделайте вывод: почему проект называется “И в шутку и всерьез”? (Предложены шуточные, развлекательные задания, но нужны серьезные знания для их выполнения.)
IV. Физкультминутка
Мы покажем букву А,
(Улыбнулись все сперва!)
Ноги в стороны прыжком,
(Ноги на ширине плеч.)
Руки кверху шалашом…
(Поднять руки вверх и соединить кончики пальцев.)
Перед нами буква А.
Раз — присели, встали — два!
(Два приседания.)
V. Продолжение работы по теме урока
— Определите цель проекта. (Собрать занимательный материал и придумать задания, для выполнения которых нужны знания по русскому языку.)
— Какие занимательные задания вам встретились на уроке? (Пословицы, скороговорки, загадки, шарады, анаграммы.)
— Где можно использовать этот материал? (На уроке, при проведении викторин, для стенгазеты.)
— Как лучше работать над проектом — одному или в группах?
— Разделитесь на группы, пары. Желающие могут работать индивидуально.
— Подумайте, какой проект вы выполните? (Газета, интеллектуальная игра, викторина.)
— Наметьте план работы, распределите обязанности.
Примечание для учителя. Проекты можно включать в урок как этап. Можно использовать на внеклассных мероприятиях
После того как все проекты будут представлены, подвести итог: отметить находки, обратить внимание на ошибки при работе над проектом. Оценить работу
VI. Рефлексия
— Понравился ли вам урок? Чем?
— Заинтересовала ли вас тема проекта?
VII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание
В течение недели приготовить проект и выступить с ним.
ПредыдущаяСледующая
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
- гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
- обязательно ставится ударение;
- звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
- мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.