Как проверить парные согласные в корне?
При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: сапожки — сапожок, кружка — кружечка, когти — коготок.
- взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: автобус, вокзал, завтра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
Правило
В слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
- краб — крабы;
- покров — покровы;
- сапог — сапоги;
- город — города;
- отказ — отказы;
- голос — голоса;
- отклик — отклики.
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
- молодёжь — много молодёжи;
- ералаш — нет ералаша;
- коробка — много коробок;
- коврижка — нет коврижек.
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
- пляж — пляжный;
- складка -складывать;
- ошибка — ошибочка, ошибочный;
- лапка — лапа, лапочка;
- повозка — возить;
- рубашка — рубашечный.
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:
- анекдот
- вокзал
- бутсы
- зигзаг
- космонавт
- муфта
- рюкзак
- футбол
и пр.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки , , , , , . Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
, , , , , и пр.
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: , , , , , .
Определение
Звонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
, , , , , , , , , .
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
Определение
шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные , , ,,, не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные , , , — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон — верёвка
- долина — дерево
- гомон — герб
- сок — село́ .
Только всегда твёрдые парные согласные и не имеют соответствующих мягких согласных:
- жёлудь
- прожо́рливый
- шо́рох
- шёлк .
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 3Урок русского языка во 2 классеIII четвертьДвадцать второе январяКлассная работаНа
столе у малыша Три цветных карандаша. Выбирай себе любой: Красный,
желтый, голубой… Мальчуган нашел тетрадь, Стал в ней домик рисовать. Ц. Ефимов
Выпиши слова с непроверяемой безударной гласной .
Карандаш, голубой, тетрадь, рисовать.
Слайд 4Письмо под диктовку У города пруд. Мальчик увидел
прорубь и ступил на лед. Лед треснул. Мальчик замерз и
простудился.
Отметь знакомые орфограммы
Слайд 5САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИПо какому признаку слова объединены в две группы?
гриб
ложка бровь когти ландыш ладошка сапог сказкаКак проверить написание слов?Измените слова первого столбика так, чтобы они обозначали много предметов.Можно ли эти слова назвать проверочными?Измените по аналогии слова второго столбика.Можно ли эти слова назвать проверочными?Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Слайд 6Работа с учебникомНазовите звук в корне первого слова Как вы
думаете, какой буквой он обозначается? Измените слово. Подставьте к нему
слово нет или много Проверьте по аналогии остальные слова. (Выполнение с комментированием.)
Упр. 42 стр. 26.
Слайд 7 Работа с учебникомУпр. 43 стр. 26 .Прочитайте образец.Какое слово
из пары является проверочным?Какой звук произносится в проверяемом слове?Перед каким
звуком он стоит? (Самостоятельное выполнение.)
Слайд 10Тест- игра «Отгадай звук»1. первый звук в слове «орех»; 2.согл.,
глух (+), мягк (+) в слове «список»; 3.третий лишний гласный
в имени «Карина»;4. с этого согл., тв. (+), глух. (+) начинается то состояние организма, которого не хватает во время учебы; 5.с этого согл., тв. (+), глух. (+) начинается название динозавра, имеющего самую длинную шею;6. гласный звук в слове «радость»; 7. с этого согл., тв. (+), глух. (+) начинается слово, обозначающее брата принцессы;
.
Слайд 12 РефлексияНайдите и запишите слово с непроверяемой гласной.Вариант I. Сла..кий,
бу..ка, ры..ка, много звез… Вариант II. Ни..кий, ко..ка, стри..ка, нет
сапог.I — Какое слово с непроверяемой гласной вы записали?В I.-звёзд- звезда, В II- сапог-сапоги2. Проговорите это слово орфографически. 3. Назовите проверяемое и проверочное слово
Слайд 13Подводим итоги Какие слова мы сегодня учились проверять? С какими
способами проверки вы познакомились? Что должны помнить о написании этой
орфограммы? Все ли вам было понятно? Где допустили ошибки? Кто доволен своими успехами?