Гдз по русскому языку 5 класс ладыженская, баранов упражнение 175

Гдз по русскому языку 5 класс авторы: м.т. баранов, т.а. ладыженская, л.а. тростенцова, л.т. григорян, и.и. кулибаба, н.в. ладыженская 2016-2023 год

Упражнение:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

Часть 2. Упражнения

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

733

734

735

736

737

738

739

740

741

742

743

744

745

746

747

748

749

750

751

752

753

754

755

756

757

758

759

760

761

762

763

764

765

766

767

768

769

770

771

772

773

774

775

776

777

778

779

Часть 1. Упражнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

Когда ставится интонационное (авторское) тире

В русском языке есть такое понятие, как интонационное (авторское) тире. Дадим ему определение:

Авторское тире характерно для художественной литературы. По сути, это знак препинания, который употребляется против правил, в буквальном смысле рукой автора

С его помощью он желает подчеркнуть важность подлежащего или сказуемого

Авторское тире можно встретить у многих российских классиков:

Если между главными членами предложения автор поставил тире, это должно быть заметно не только на письме, но и устно. Во время диктантов интонация разделяет предложения на две части, чтобы у школьников не возникало вопроса: ставить ли тире. В первой части предложения голос перед паузой традиционно повышается, а в конце высказывания – снижается до минимума.

Самые распространенные случаи употребления авторского тире:

Подлежащее – личное местоимение, сказуемое – существительное:

Он – герой!

Мы – дети природы.

Я – необыкновенная личность.

Главные члены предложения выражены любой частью речи, но между ними есть сравнительный союз (будто, словно, как, вроде как):

Ее глаза – как звезды.

Твои слова – будто острый нож, впиваются в мой разум.

Такие поступки – словно открытое неповиновение.

Внимание! Согласно нормам русского языка в этих примерах не должно стоять тире, но оно допустимо в авторских текстах. Важную роль играет оформление предложения интонацией, нужна пауза между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым

5) если сказуемое предшествует подлежащему: Какое большое удовольствие бродить в лесу! (В. Солоухин);

6) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именем существительным в именительном падеже: Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли! (С. Есенин);

Примечание. В случае необходимости логически выделить и подчеркнуть сказуемое тирс ставится: Мы — огонь, вода и пажити. (Н. Клюев)

7) если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием: Я златострунный и пригожий. (Н. Клюев)

357. Объясните постановку тире в предложениях.

1. Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. (Пауст.) 2. Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч. (Пауст.) 3. Вы — Коломбина, Саломея, вы каждый раз уже не та. (Кузм.) 4. Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех. (Паст.) 5. Стихи о мужестве писать — железо молотом ковать! (Тат.) 6. Век прожить — не поле пройти за сохою. (Кольц.) 7. Жизнь — не праздник, не цепь наслаждений, а работа. (Надс.) 8. Верь лишь мне, ночное сердце, я — поэт! (А. Б.) 9. Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту — вот в чём задача. (Пауст.)

358. Спишите предложения, ставя, где это необходимо, тире. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены. Сформулируйте правила постановки тире между главными членами.

1. Писать о лесах любимое моё занятие, в некотором смысле даже гражданская обязанность. (Чыв.) 2. Поэзия Пушкина как пенье птицы в рошс, как песня ветра, как шум волн. (Т.) 3. Молчанье золото, когда заходят в храм. (М. Макс.) 4. И белый свет не свет. (Снег.) 5. Я северный ваш друг и браг! (Ес.) 6. Невежда без души зверь. (Фоне.) 7. Казаться улыбчивым и простым самое высшее в мире счастье. (Ес.) 8. Жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение. жизнь тяжёлый труд. (Т.) 9. Нигилист эго человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип. (Т.) 10. Сие намерение есть изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных. (С.-Щ.) 11. Доброта она превыше всех благ. (М. Г.) 12. Быть с Россией это вечный праздник для её отважных сыновей! (А. С.)

Упражнения:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

Когда тире не ставится

Для начала разберем самые простые правила.

Личное местоимение + имя существительное (за исключением авторских текстов):

Он друг моего мужа.

Они подчиненные Ивановой.

Я ответственный человек.

Имя существительное + прямое дополнение + имя существительное:

Марина мне (кому?) подруга.

Шолохов нам (кому?) друг.

Галина Сергеевна им (кому?) родной человек.

Имя существительное + союз как (словно, будто) + имя существительное

Вода в озере, как молоко.

Новогодние угощения, словно сказочное застолье.

Его выступление, будто песня.

За исключением авторских текстов, в качестве знака препинания между главными членами используется запятая.

Имя существительное + вводное слово + имя существительное.

Ворона, конечно, хитрая птица.

Алена тоже логопед.

Моя двоюродная сестра, кажется, медсестра.

Валентина Петрова теперь известная пианистка.

Имя существительное + имя существительное с частицей не.

Маргарита не хозяйка в своем доме.

Медведь не домашнее животное.

Котлеты не десерт.

Имя существительное + сказуемое-фразеологизм с частицей не.

Этот солдат не чета вам.

Врачи городской поликлиники не лыком шиты.

Раиса не козел отпущения!

Эти правила достаточно простые, запомнить их несложно. Единая таблица выглядит следующим образом:

Лингвисты выделяют и более сложные случаи расстановки пунктуации между главными членами предложения, и дети сомневаются: ставить тире или нет. В основном, речь идет о словах «это», «значит», которые значительно «утяжеляют» синтаксическую структуру предложения.

Перед словом «значит» тире не указывается по ряду причин.

«Значит» употребляется в значении «следовательно»:

Мама вернулась домой, значит, семья готовится к ужину.

Дождь перестал, значит, можно выйти на прогулку.

  • «Значит» выступает как глагол в значениях:

Компромисс не значит поражение.

Это предложение можно перестроить: компромисс не свидетельствует о поражении. Смысл фразы не изменится.

«Означать» (речь о жестах, фразах, знаках):

Лингвистика означает язык.

«Иметь значение»:

Семья значит гораздо больше, чем считают в обществе.

Еще одно правило касается слова «это». Между ним и сказуемым не нужно будет ставить тире, если «это» играет роль подлежащего. Противоречия правилу «существительное-существительное» не наблюдается, потому что в данном случае подлежащее выражено не существительным, а указательным местоимением «это». Также в данном правиле сказуемое может быть выражено не только существительным, но и прилагательным.

Это неслыханно и невероятно!

Это удивительно!

Два примера, в которых, подлежащее сказуемые выражены прилагательными.

Это веселые дети.

Это синий цветок.

Два примера, в которых сказуемые выражены существительными.

Подлежащее у всех одно – указательное местоимение «это».

На сегодняшнем уроке было много теории и правил. Давайте узнаем, как вы усвоили их с помощью теста.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№175 учебника 2019-2022 (стр. 86):

Спишите предложения, ставя, где надо, тире. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. От подлежащего к сказуемому поставьте вопросы. Прочитайте, делая чёткую паузу между подлежащим и сказуемым и выделяя голосом подлежащее и сказуемое, выраженные существительными. На какие вопросы отвечают сказуемые?

1. Твой брат программист? 2. Моя сестра тренер по плаванию. Она настойчива и трудолюбива. 3. Наша мама архитектор. 4. Папа машинист электропоезда. 5. Мой дедушка полковник в отставке. 6. Бабушка пенсионерка. Она очень добрая и ласковая2.

№175 учебника 2022-2024 (стр. 97):

   Прочитайте. Определите, какая мысль раскрывается в тексте. Спишите ту часть, в которой содержится доказательство этой мысли. Подчеркните предложение, которое служит для связи первого и второго абзацев. Укажите количество гласных и согласных звуков в выделенных словах

     Каких звуко.. в русском языке мы употребляем больше — гласных или согласных?     Вот что говорят об этом учёные. Возьмём подря.. из любого предложения несколько слов, в которых имеется сто звуко.. . Среди этих звуко.. примерно шестьдесят будут согласные, а сорок — гласные.     Значит, в нашей речи преобладают согласные2 звуки.

№175 учебника 2011-2018 (стр. 81):

     Спишите и подчеркните грамматические основы предложений. Какие из этих предложений являются распространёнными, какие — нераспространёнными?

     Образец. Клевер цветёт (нераспр.). Шмели гудят над клевером (распр.).

     1. Блёкнут травы. Дремл..т хаты. Рощи вспыхнули вд..ли. По незримому канату протянулись жур..вли. 2. Гаснет день. 3. Скоро звёзды тихим светом упадут2 на дно реки. Я прощ..юсь с тёплым летом без п..чали и тоски.

(М. Исаковский)

Подсказка

№175 учебника 2019-2022 (стр. 86):

Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире ( — ).

№175 учебника 2011-2018 (стр. 81):

Вставим пропущенные буквы:

  • дремлют (дремать — I спр.) — личное окончание глагола;
  • вдали (даль), протянулись (тя́нет), журавли (жура́вль) — безударные гласные
  • прощаюсь — сочетание ча-ща пишем с а;
  • печаль — словарное слово.

Ответ

№175 учебника 2019-2022 (стр. 86):

1. Твой брат (кто такой?) — программист?

2. Моя сестра (кто такая?) — тренер по плаванию. Она (какова?) настойчива и трудолюбива.

3. Наша мама (кто такая?) — архитектор.

4. Папа (кто такой?) — машинист электропоезда.

5. Мой дедушка (кто такой?) — полковник в отставке.

6. Бабушка (кто такая?) — пенсионерка. Она (какая?) очень добрая и ласковая.

Ласковая

№175 учебника 2022-2024 (стр. 97):

     Основная мысль текста: согласные звуке мы употребляем чаще, чем гласные.

     Доказательство основной мысли: Возьмём подряд из любого предложения несколько слов, в которых имеется сто звуков. Среди этих звуков примерно шестьдесят будут согласные, а сорок — гласные.

     Каких звуков в русском языке мы употребляем больше — гласных или согласных?     Вот что говорят об этом учёные. Возьмём подряд из любого предложения несколько слов, в которых имеется сто звуков. Среди этих звуков примерно шестьдесят будут согласные, а сорок — гласные.     Значит, в нашей речи преобладают согласные звуки.

     Согласные.

     Русском — 4 согл. звука, 2 гласных звука.

     Возьмём — 4 согл. звука, 2 гласных звука.

     Значит — 4 согл. звука, 2 гласных звука.

№175 учебника 2011-2018 (стр. 81):

     1. Блёкнут травы (нераспр.). Дремлют хаты (нераспр.). Рощи вспыхнули вдали (распр.). По незримому канату протянулись журавли (распр.).

     2. Гаснет день (нераспр.).

     3. Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки (распр.). Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски (распр.). (М. Исаковский)

     Упадут

  • ← Предыдущее
  • Следующее →
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: