Упражнение:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
Когда ставится интонационное (авторское) тире
В русском языке есть такое понятие, как интонационное (авторское) тире. Дадим ему определение:
Авторское тире характерно для художественной литературы. По сути, это знак препинания, который употребляется против правил, в буквальном смысле рукой автора
С его помощью он желает подчеркнуть важность подлежащего или сказуемого
Авторское тире можно встретить у многих российских классиков:
Если между главными членами предложения автор поставил тире, это должно быть заметно не только на письме, но и устно. Во время диктантов интонация разделяет предложения на две части, чтобы у школьников не возникало вопроса: ставить ли тире. В первой части предложения голос перед паузой традиционно повышается, а в конце высказывания – снижается до минимума.
Самые распространенные случаи употребления авторского тире:
Подлежащее – личное местоимение, сказуемое – существительное:
Он – герой!
Мы – дети природы.
Я – необыкновенная личность.
Главные члены предложения выражены любой частью речи, но между ними есть сравнительный союз (будто, словно, как, вроде как):
Ее глаза – как звезды.
Твои слова – будто острый нож, впиваются в мой разум.
Такие поступки – словно открытое неповиновение.
Внимание! Согласно нормам русского языка в этих примерах не должно стоять тире, но оно допустимо в авторских текстах. Важную роль играет оформление предложения интонацией, нужна пауза между подлежащим и сказуемым
Тире между подлежащим и сказуемым
5) если сказуемое предшествует подлежащему: Какое большое удовольствие бродить в лесу! (В. Солоухин);
6) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именем существительным в именительном падеже: Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли! (С. Есенин);
Примечание. В случае необходимости логически выделить и подчеркнуть сказуемое тирс ставится: Мы — огонь, вода и пажити. (Н. Клюев)
7) если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием: Я златострунный и пригожий. (Н. Клюев)
357. Объясните постановку тире в предложениях.
1. Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. (Пауст.) 2. Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч. (Пауст.) 3. Вы — Коломбина, Саломея, вы каждый раз уже не та. (Кузм.) 4. Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех. (Паст.) 5. Стихи о мужестве писать — железо молотом ковать! (Тат.) 6. Век прожить — не поле пройти за сохою. (Кольц.) 7. Жизнь — не праздник, не цепь наслаждений, а работа. (Надс.) 8. Верь лишь мне, ночное сердце, я — поэт! (А. Б.) 9. Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту — вот в чём задача. (Пауст.)
358. Спишите предложения, ставя, где это необходимо, тире. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены. Сформулируйте правила постановки тире между главными членами.
1. Писать о лесах любимое моё занятие, в некотором смысле даже гражданская обязанность. (Чыв.) 2. Поэзия Пушкина как пенье птицы в рошс, как песня ветра, как шум волн. (Т.) 3. Молчанье золото, когда заходят в храм. (М. Макс.) 4. И белый свет не свет. (Снег.) 5. Я северный ваш друг и браг! (Ес.) 6. Невежда без души зверь. (Фоне.) 7. Казаться улыбчивым и простым самое высшее в мире счастье. (Ес.) 8. Жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение. жизнь тяжёлый труд. (Т.) 9. Нигилист эго человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип. (Т.) 10. Сие намерение есть изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных. (С.-Щ.) 11. Доброта она превыше всех благ. (М. Г.) 12. Быть с Россией это вечный праздник для её отважных сыновей! (А. С.)
Упражнения:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Когда тире не ставится
Для начала разберем самые простые правила.
Личное местоимение + имя существительное (за исключением авторских текстов):
Он друг моего мужа.
Они подчиненные Ивановой.
Я ответственный человек.
Имя существительное + прямое дополнение + имя существительное:
Марина мне (кому?) подруга.
Шолохов нам (кому?) друг.
Галина Сергеевна им (кому?) родной человек.
Имя существительное + союз как (словно, будто) + имя существительное
Вода в озере, как молоко.
Новогодние угощения, словно сказочное застолье.
Его выступление, будто песня.
За исключением авторских текстов, в качестве знака препинания между главными членами используется запятая.
Имя существительное + вводное слово + имя существительное.
Ворона, конечно, хитрая птица.
Алена тоже логопед.
Моя двоюродная сестра, кажется, медсестра.
Валентина Петрова теперь известная пианистка.
Имя существительное + имя существительное с частицей не.
Маргарита не хозяйка в своем доме.
Медведь не домашнее животное.
Котлеты не десерт.
Имя существительное + сказуемое-фразеологизм с частицей не.
Этот солдат не чета вам.
Врачи городской поликлиники не лыком шиты.
Раиса не козел отпущения!
Эти правила достаточно простые, запомнить их несложно. Единая таблица выглядит следующим образом:
Лингвисты выделяют и более сложные случаи расстановки пунктуации между главными членами предложения, и дети сомневаются: ставить тире или нет. В основном, речь идет о словах «это», «значит», которые значительно «утяжеляют» синтаксическую структуру предложения.
Перед словом «значит» тире не указывается по ряду причин.
«Значит» употребляется в значении «следовательно»:
Мама вернулась домой, значит, семья готовится к ужину.
Дождь перестал, значит, можно выйти на прогулку.
- «Значит» выступает как глагол в значениях:
Компромисс не значит поражение.
Это предложение можно перестроить: компромисс не свидетельствует о поражении. Смысл фразы не изменится.
«Означать» (речь о жестах, фразах, знаках):
Лингвистика означает язык.
«Иметь значение»:
Семья значит гораздо больше, чем считают в обществе.
Еще одно правило касается слова «это». Между ним и сказуемым не нужно будет ставить тире, если «это» играет роль подлежащего. Противоречия правилу «существительное-существительное» не наблюдается, потому что в данном случае подлежащее выражено не существительным, а указательным местоимением «это». Также в данном правиле сказуемое может быть выражено не только существительным, но и прилагательным.
Это неслыханно и невероятно!
Это удивительно!
Два примера, в которых, подлежащее сказуемые выражены прилагательными.
Это веселые дети.
Это синий цветок.
Два примера, в которых сказуемые выражены существительными.
Подлежащее у всех одно – указательное местоимение «это».
На сегодняшнем уроке было много теории и правил. Давайте узнаем, как вы усвоили их с помощью теста.
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№175 учебника 2019-2022 (стр. 86):
Спишите предложения, ставя, где надо, тире. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. От подлежащего к сказуемому поставьте вопросы. Прочитайте, делая чёткую паузу между подлежащим и сказуемым и выделяя голосом подлежащее и сказуемое, выраженные существительными. На какие вопросы отвечают сказуемые?
1. Твой брат программист? 2. Моя сестра тренер по плаванию. Она настойчива и трудолюбива. 3. Наша мама архитектор. 4. Папа машинист электропоезда. 5. Мой дедушка полковник в отставке. 6. Бабушка пенсионерка. Она очень добрая и ласковая2.
№175 учебника 2022-2024 (стр. 97):
Прочитайте. Определите, какая мысль раскрывается в тексте. Спишите ту часть, в которой содержится доказательство этой мысли. Подчеркните предложение, которое служит для связи первого и второго абзацев. Укажите количество гласных и согласных звуков в выделенных словах
Каких звуко.. в русском языке мы употребляем больше — гласных или согласных? Вот что говорят об этом учёные. Возьмём подря.. из любого предложения несколько слов, в которых имеется сто звуко.. . Среди этих звуко.. примерно шестьдесят будут согласные, а сорок — гласные. Значит, в нашей речи преобладают согласные2 звуки.
№175 учебника 2011-2018 (стр. 81):
Спишите и подчеркните грамматические основы предложений. Какие из этих предложений являются распространёнными, какие — нераспространёнными?
Образец. Клевер цветёт (нераспр.). Шмели гудят над клевером (распр.).
1. Блёкнут травы. Дремл..т хаты. Рощи вспыхнули вд..ли. По незримому канату протянулись жур..вли. 2. Гаснет день. 3. Скоро звёзды тихим светом упадут2 на дно реки. Я прощ..юсь с тёплым летом без п..чали и тоски.
(М. Исаковский)
Подсказка
№175 учебника 2019-2022 (стр. 86):
Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире ( — ).
№175 учебника 2011-2018 (стр. 81):
Вставим пропущенные буквы:
- дремлют (дремать — I спр.) — личное окончание глагола;
- вдали (даль), протянулись (тя́нет), журавли (жура́вль) — безударные гласные
- прощаюсь — сочетание ча-ща пишем с а;
- печаль — словарное слово.
Ответ
№175 учебника 2019-2022 (стр. 86):
1. Твой брат (кто такой?) — программист?
2. Моя сестра (кто такая?) — тренер по плаванию. Она (какова?) настойчива и трудолюбива.
3. Наша мама (кто такая?) — архитектор.
4. Папа (кто такой?) — машинист электропоезда.
5. Мой дедушка (кто такой?) — полковник в отставке.
6. Бабушка (кто такая?) — пенсионерка. Она (какая?) очень добрая и ласковая.
Ласковая
№175 учебника 2022-2024 (стр. 97):
Основная мысль текста: согласные звуке мы употребляем чаще, чем гласные.
Доказательство основной мысли: Возьмём подряд из любого предложения несколько слов, в которых имеется сто звуков. Среди этих звуков примерно шестьдесят будут согласные, а сорок — гласные.
Каких звуков в русском языке мы употребляем больше — гласных или согласных? Вот что говорят об этом учёные. Возьмём подряд из любого предложения несколько слов, в которых имеется сто звуков. Среди этих звуков примерно шестьдесят будут согласные, а сорок — гласные. Значит, в нашей речи преобладают согласные звуки.
Согласные.
Русском — 4 согл. звука, 2 гласных звука.
Возьмём — 4 согл. звука, 2 гласных звука.
Значит — 4 согл. звука, 2 гласных звука.
№175 учебника 2011-2018 (стр. 81):
1. Блёкнут травы (нераспр.). Дремлют хаты (нераспр.). Рощи вспыхнули вдали (распр.). По незримому канату протянулись журавли (распр.).
2. Гаснет день (нераспр.).
3. Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки (распр.). Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски (распр.). (М. Исаковский)
Упадут
- ← Предыдущее
- Следующее →