Упражнение 268 — гдз русский язык 6 класс. баранов, ладыженская. учебник часть 1

Русский язык 6 класс учебник баранов, ладыженская 1 и 2 часть

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№268 учебника 2019-2022 (стр. 131):

     Спишите. Подчеркните сложные слова. Какие из них сложносокращённые? Что они обозначают? Как образовано выделенное слово? Постройте схему сложного предложения.

     1. Командир д..визии сразу после р..нения категорически приказал нести  себя не на медпункт, а сюда, на КП.  2. На ог..бавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков. «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. З. Дверь ра(з, с)пахнулась‚ и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко.

(К. Симонов)

№268 учебника 2022-2024 (стр. 139):

     Найдите в «Толковом словаре» два фразеологизма и составьте с ними предложения.

№268 учебника 2011-2018 (стр. 142):

     Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

     Дорогие ребята Прочитайте эти замечательные книги зарубежныхз писателей: «Сказки» (Ганс Христиан Андерсен) «Щелкунчик» (Гофман) «Овод» (Этель Войнич) романы (Виктор Гюго) «Жизнь и удивительные пр..ключения мор..хода (Робинзон Крузо)» (Даниель Дефо) «Золотой жук» (Эдгар По) ‹Пр..ключения (Tом Сойер)» «Пр..ключения (Гекльберри Финн)» и «Принц и нищий» (Марк Твен) «Серебряные коньки» (Мери Мейн Додж) «Дэвид Копперфилд» (Чарлз Диккенс) сочинения (Фенимор Купер) (Жюль Верн) и (Вальтер Скотт).

Подсказка

№268 учебника 2019-2022 (стр. 131):

Вставим пропущенные буквы:

  • дивизии — словарное слово;
  • ранения (рана), огибавшей (гибкий), миномётчиков (мина), ввалился (валит) — безударные гласные в корне;
  • на тропке (1 скл., П. п.) — окончание существительного;
  • распахнулась — приставка на -с перед глухой согласной.

Посмотри про образования слов в справочнике.

№268 учебника 2022-2024 (стр. 139):

Посмотри фразеологизмы и их значения в справочнике.

№268 учебника 2011-2018 (стр. 142):

Обратитесь к теме «Несклоняемые имена существительные».
Не забудь провести морфологический разбор слова зарубежных.

Ответ

№268 учебника 2019-2022 (стр. 131):

     1. Командир диви́зии сразу после ране́ния (ра́на) категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП.  2. На огиба́вшей (ги́бко) развалины тропке (1 скл., П.п.) появился адъютант генерала. Он шёл от миномётчиков (ми́на). «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. З. Дверь распахнулась‚ и в подвал ввали́лся (вва́лится) комбат, старший лейтенант Рябченко.

К. Симонов

Сложносокращённые слова:

  • Медпункт — медицинский пункт.
  • КП — командный пункт.
  • Комдив — командир дивизии.
  • Комбат — командир батальона.

Миномётчик ← миномёт ← мина, метать.

Дверь распахнулась‚ и в подвал ввалился комбат, старший лейтенант Рябченко. , и .

№268 учебника 2022-2024 (стр. 139):

     Учительница держит наш класс в ежовых рукавицах, поэтому все ведут себя хорошо.
     Вася ленился и делал домашнее задание спустя рукава.

№268 учебника 2011-2018 (стр. 142):

     Дорогие ребята! Прочитайте эти замечательные книги зарубежных писателей: «Сказки» Ганса Христиана Андерсена, «Щелкунчик» Гофмана, «Овод» Этель Войнич, романы Виктора Гюго, «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, «Золотой жук» Эдгара По, «Приключения Tома Сойера» «Приключения Гекльберри Финна» и «Принц и нищий» Марка Твена, «Серебряные коньки» Мери Мейн Додж, «Дэвид Копперфилд» Чарлза Диккенса, сочинения Фенимора Купера, Жюля Верна и Вальтера Скотта.

I. Зарубежных — прил.
   Писателей (каких?) зарубежных.
 II. Н. ф. — зарубежный, в полн. ф., мн. ч., Р. п.
III. Писателей (каких?) зарубежных — определение.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

РУССКИЙ ЯЗЫК

34. Сложносокращённые слова

  • Что обозначают подчёркнутые слова? Из каких частей они образованы? Почему эти слова приходится «расшифровывать»?

  • Почему подчёркнутые сложные слова называются сложносокращёнными?

Сложное слово, состоящее из сокращённых основ слова, называется сложносокращённым.

170. Какие бывают корреспонденты? Для ответа на этот вопрос образуйте слова по образцу: детский корреспондент — деткор. • Составьте с любым из получившихся слов предложение с однородными членами.

Юн(ый) корреспондент, спец(иальный) корреспондент, собственный) корреспондент, сель(ский) корреспондент.

171. Рассмотрите юмористические рисунки.

Как художник показал образование слова универмаг? А как образовано слово универсам?

При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся:

  1. части, состоящие из нескольких звуков: рыб(оводное) хоз(яйство) → рыбхоз;
  2. начальные буквы: М(осковский) Г(осударственный) У(ниверситет) → МГУ, произносится ;
  3. начальные звуки: с(троителъное) м(онтажное) у (правление) → СМУ, произносится .

Чтобы определить род сложносокращённого слова, образованного из названий начальных букв сокращённых слов, рассуждайте так: ОРТ подготовил., новую программу. Расшифруем слово ОРТ— Общественное российское телевидение. Телевидение — главное слово в словосочетании, оно среднего рода, поэтому глагол в прошедшем времени должен стоять в среднем роде: ОРТ подготовило.

172. Правильно прочитайте сложносокращённые слова. Определите, как они образованы.

ООН (Организация Объединённых Наций),
ГАБТ (Государственный академический Большой театр),
АЭС (атомная электростанция),
ВВС (военно-воздушные силы),
СМИ (средства массовой информации).

173. Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы

Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение. Что обозначает каждое сложносокращённое слово? • Составьте распространённые предложения с любыми 2—3 словами

МХАТ , ТЮЗ, завхоз, спецкор, ГЭС, вуз, универмаг, ГИБДД, Газпром, вторцветмет.

174. Спишите, употребляя глаголы в прошедшем времени; обозначьте их род.

1. ГАБТ (выехать) на гастроли за рубеж (театр). 2. ТЮЗ (показать) новый спектакль (театр). 3. ГЭС (начать) вырабатывать электрическую энергию (станция).

175. Спишите. Подчеркните сложные слова. Какие из них сложносокращённые? Что они обозначают? • Запишите, как образовано выделенное слово. • Постройте схему сложного предложения.

1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков, «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко.

(К. Симонов.)

генерал
лейтенант
командир

176. Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корнях слов. Обозначьте части слов с пропусками букв. Что можно описать с помощью данных слов и словосочетаний?

Эстамп на стене, в кашпо* цветы резеды, отрывной к..лендарь, льняной скат..ртью, длинной б..хромой, в глинян..м гр..фине, пр..крыть с..лфеткой, к..рниз над окном, б..тарея центрального отопления, п..ркетный пол, деревянную кр..вать, вых..д на б.лкон, огр..дительная р..шётка, пр..красную кв..ртиру, аб..жур под потолком.

салфетка
бахрома
карниз
квартира

177. Сочинение. Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Что изображено на картине? Какое это время года? Как вы это определили? Что делает девочка? Как характеризует эта комната её хозяйку? Подумайте, в какой последовательности вы будете описывать картину. Составьте план своего сочинения. Используйте в описании картины, если понадобится, синонимы из рамок.

аккуратный
опрятный
чистоплотный
стройный
статный
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: