Склонение личных местоимений
При склонении у личных местоимений полностью изменяется грамматическая форма слова. Личные местоимения характеризуются образованием супплетивных форм:
- я — у меня;
- ты — с тобой;
- мы — от нас;
- они — их.
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | я | ты | он, оно | она | мы | вы | они |
Р.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Д.п. | мне | тебе | ему | ей | нам | вам | им |
В.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Т.п. | мной (мною) |
тобой (тобою) |
им | ею | нами | вами | ими |
П.п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нас | о вас | о них |
Морфологической закономерностью является то, что в падежных формах с предлогами у местоимений 3 лица единственного и множественного числа появляется начальное «н»:
- он — у него, к нему, возле него;
- она — у неё, к ней, мимо неё;
- оно — с ним, перед ним, около него;
- они — с ними, к ним, возле них.
Ответы к стр. 70 — 73
1. Прочитай. Вставь пропущенные падежные формы любого из данных местоимений я или ты. Укажи над ними падеж.
Спросил у меня (Р. п.) , подошёл ко мне (Д. п.) , встретился со мной (Т. п.) , беспокоился обо мне (П. п.) .
2. Прочитай. Отметь √ словосочетание с местоимением, употреблённым в родительном падеже. Подчеркни местоимения, в скобках укажи лицо, число, падеж местоимений.
говорил с нами (1-е л., мн. ч., Т. п.) встретил тебя (2-е л., ед. ч., В. п.) вспомнил о нас (1-е л., мн. ч., П. п.) √ приготовил для нас (1-е л., мн. ч., Р. п.)
3. Прочитай диалог из сказки «Хвосты». Впиши пропущенные падежные формы местоимений я и ты.
— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты! — Совсем не для красоты, – отвечает рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть, я хвост вправо поворачиваю. Надо налево, я налево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
• Подчеркни местоимение 2-го лица единственного числа в дательном падеже.
4. Прочитай предложения из рассказа «Кто наказал его?». Подчеркни местоимения.
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. (В. Осеева)
• Подготовься ответить на вопрос: «Почему автор так построил первые четыре предложения, что каждое начинается с местоимения я?»
Мальчик раскаялся, он понял, что виноват.
• Соедини первые четыре простых предложения в одно простое предложение с однородными членами. Запиши составленное предложение.
Я обидел товарища, толкнул прохожего, ударил собаку, нагрубил сестре.
5. Прочитай. Отметь √ , в каком предложении местоимение является второстепенным членом.
Вы пойдёте сегодня в театр? √ Брат всегда заботится обо мне.
• Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.
6. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни местоимения. Над местоимениями 3-го лица укажи падеж.
Опять выглянуло солнышко, да такое весёлое, яркое! Оно даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода. (В. Бианки)
7. Прочитай. Замени имена существительные в данных сочетаниях слов местоимениями в той же падежной форме.
√ Встретить товарища, бабушку (его, её). Спросить у инженера, у мамы (у него, у неё). Подарить отцу, школе (ему, ей).
• Отметь √ сочетания с именами существительными (местоимениями), употреблёнными в винительном падеже.
8. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Восстанови предложения из рассказа К. Паустовского «Барсучий нос»: замени повторяющиеся имена существительные местоимениями в той же падежной форме. Запиши.
С нами был мал е нький мальч и к. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил н о чёвки в лесу и хол о д осенних рассветов.
9. Прочитай предложения, которые написал ученик при изложении рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». Подумай, правильно ли было начинать второе предложение с местоимения. Запиши своё объяснение.
Ваня Малявин пришёл к ветеринару и принёс маленького тёплого зайца. Он плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
Неправильно. В данном случае не понятно, к кому относится местоимение: к Вани или к зайцу. Надо: Ваня Малявин пришёл к ветеринару и принёс маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
10. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Узнай сказку.
Сев е рный олень п о дпрыгнул от радост и . Мал е нькая разбойница пос а дили на н е го Герду, крепко прив я зала е ё (В
п.) , ради осторожност и , и п о дсунула под н е ё (В. п.) подушечку, чтобы ей (Д
п.) было удобнее с и деть.
Герда в о шла в огромную пустынную л е дяную залу и увидела Кая . Д е вочка с е йч а с же узнала е го (В. п.) , бросилась е му (Д. п.) на шею, крепко обняла е го (В. п.) . (Х. К. Андерсен)
Это сказка «Снежная королева».
• Прочитай первый абзац. Подчеркни местоимения. Укажи падеж над падежными формами местоимения ОНА. • Прочитай второй абзац. Подчеркни имя существительное, которое заменено местоимениями. Укажи над местоимениями падеж.
11. Прочитай. Узнай сказку. Вставь пропущенные местоимения.
…Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился — Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.
(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
• Выпиши любое местоимение с предлогом, укажи его признаки (начальная форма, лицо, число, род, падеж).
(Перед) ним — мест., н. ф. — он, 3-е лицо, ед. ч., м. р., Т п.
Прочитайте Замените имена существительные в каждом словосочетании личным местоимение в той же форме Беспокоился об отце, одержал победу, увидел Салют, любовался пейзажем, сделал из металла, извинился ?
Прочитайте Замените имена существительные в каждом словосочетании личным местоимение в той же форме Беспокоился об отце, одержал победу, увидел Салют, любовался пейзажем, сделал из металла, извинился перед товарищем, спросил у директора, подъехал к вокзалу, доверять ученица, мечтать о путешествиях, дружить с космонавтом Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы рядом с каждым именем существительным Запишите в скобках местоимения, которые можно заменить это именным существительным Укажите падеж существительных и местоимений.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Замените имена существительные в каждом словосочитание личным местоимением в той же форме?, относящийся к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений, с. 70 — 73
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/5599724_zamenite-imena-susestvitelnye-v-kazdom-slovosocitanie/
Склонение указательных местоимений
Указательные местоимения «этот», «тот», «такой» изменяются по родам, числам и падежам.
Местоимения «столько, «столько-то» изменяются только по падежам.
Местоимение «таков» образует формы женского и среднего рода «такова», «таково» и форму множественного числа «таковы». Эти местоимения не склоняются.
Падежи | Единственное число | Множественное число | |||
---|---|---|---|---|---|
Муж. род | Ср. род | Жен. род | |||
И. п. | этот тот такой таков |
это то такое таково |
эта та такая такова |
эти те такие таковы свои |
столько |
Р. п. | этого того такого |
этой той такой |
этих тех таких |
стольких | |
Д. п. | этому тому такому |
этой той такой |
этим тем таким |
стольким | |
В. п. | этого (этот) того (тот) такого (такой) |
это то такое |
эту ту такую |
этих (эти) тех (те) таких (такие) |
стольких (столько) |
Т. п. | этим тем таким |
этой (этою) той (тою) такой (такою) |
этими теми такими |
столькими | |
П. п. | об этом о том о таком |
об этой о той о такой |
об этих о тех о таких |
о стольких |
Итак, понаблюдав за склонением местоимений, сделаем вывод, что ряд местоимений (я, ты, себя, кто, что и др.) изменяются по падежам и связываются с другими словами, как имена существительные. Другие местоимения указывают на признак и изменяются по родам, числам и падежам , как имена прилагательные (мой, твой, самый, такой и пр.). Третьи местоимения по значению и характеру изменения сходны с числительными (сколько, столько, несколько).
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,277
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,326
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.