Гдз русский язык 4 класс канакина, горецкий — учебник

Гдз и решебник русский язык 4 класс канакина, горецкий - учебник

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной , в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

О происхождении слов

В латинском языке есть слово терра, что означает «земля». От этого слова произошли слова: территория — земельное пространство с определёнными границами; терраса — горизонтальная площадка на склоне местности или летнее открытое помещение в доме в виде пристройки; террарий (террариум) — специальный ящик с землёй, песком для содержания змей, ящериц.

100. Прочитайте. Какие из данных значимых частей слов могут быть корнем? приставкой? суффиксом?

  • Вспомните, что надо знать о правописании приставок и суффиксов.
  • Подберите и запишите слова с какими-либо из данных значимых частей.

101. Прочитайте.

Нездоровый, несчастье, недалеко, неделя, небольшой, невесёлый, невежда, небогатый, нежность, неаккуратный, небо, негромко, неправда.

  • В каких словах не является приставкой, а в каких — частью корня?
  • Выпишите слова с приставкой не-, выделите приставку.
  • Подберите к каждому слову с приставкой синоним и антоним.

Правописание суффиксов

102. Рассмотрите схему «Правописание суффиксов». Подберите свои примеры на эти правила. Запишите их.

биле́т

103. Прочитайте.

друг —> дружок —> дружочек
нож —> ножик —> ножичек
петух —> петушок —> петушоч..к
ковш —> ковш..к —> ковш..ч..к

Какое слово от какого образовалось? Объясните написание выделенных и пропущенных букв.

Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них суффиксы.

Обратите внимание! Чередование согласных звуков может происходить:

  • в корне: друг — дружок, петух — петушок;
  • в суффиксе: ножик — ножичек, цветок — цветочек.

104. Прочитайте. В какой значимой части слов пропущены орфограммы?

Мал..нький, лёг..нький, ельн..к, берёз..нька, олен..нок, еж..нок, зайчата, пуш..стый, корабл..к, овраж..к, учит..ль, сказ..чка, смел..сть, ут..та, библиотекарь, крюч..к, мяч..к, билет..к.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
  • Выделите в словах суффиксы.

105. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

(В)реке Амур шла кета. (На)бер..г (с)пустилась медвед..ца (с)медвеж..нком и стала л..вить рыбу. Она (вы)хватывала (из)воды крупных рыбин и швыряла их (через)спину (на)п..сок. Рыбины били хв..стами, (до)бирались (до)воды и (у)х..дили в реку. Медвежонок бегал и (под)талкивал их (к)воде. Но вот медвед..ца (о)гл..нулась, с..рдито рявкнула…

(Т. Белозёров)

  • Соотнесите текст и рисунок. Как понять смысл первого предложения? Почему автор употребил глаголы швыряла, а не кидала; рявкнула, а не крикнула?
  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные в словах буквы. Подчеркните предлоги, выделите в словах приставки.
  • Закончен ли текст? Придумайте его продолжение.

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. , 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Задание 4.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Как четверокласснику помогут в учебе ГДЗ по русскому языку зы 4 класс Климановой (1-2 часть)

Особенность сборника состоит в том, что им можно пользоваться, когда:

  • нужно проверить правильность выполненного номера;
  • нет уверенности в полученном ответе;
  • есть некоторые сомнения по поводу точности записей;
  • необходимо закрепить пройденное на уроке;
  • появляется желание разобрать новую тему;
  • на носу проверочная, тест или диктант;
  • надо подготовиться к классной работе;
  • ребенок отсутствовал на занятии и т. д.

Таким образом, полезно отметить, что каждый сам решит, как ему использовать онлайн-ГДЗ. Как можно заметить, он многофункционален и подойдет при любых обстоятельствах. Главное – обращаться к нему в случае необходимости. Не рекомендуется бездумно списывать готовые ключи. Это может понести за собой понижение успеваемости, т. на уроке такой ученик не сможет доказать элементарного. А если малыш будет практиковаться с онлайн-справочником, то он сам будет тянуть руку, чтобы блеснуть своими знаниями с места или у доски. Тогда, положительные оценки в дневнике и журнале не заставят себя долго ждать.

Звуко-буквенный разбор слова: теория

Что такое фонетический разбор и зачем он нужен? Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — это один из способов анализа в русском языке, который предполагает разложение слова на звуки и буквы. Это понятие входит в раздел фонетики, который как раз и изучает звуки речи.

Выполнение звукобуквенного анализа необходимо для развития фонетического слуха и успешного освоения школьной программы. Навык выполнения фонетического разбора позволит минимизировать риск неправильного произношения или написания слов. 

Разберёмся, что такое фонетический разбор слова. Начать следует с теории: необходимо чётко различать звуки и буквы, которые входят в состав тех или иных слов.

Звуки – это то, что мы слышим, когда произносим слово.

Буквы – это способ графической записи тех звуков, из которых слово состоит.

Звуко-буквенный анализ слова предполагает разбивку на звуки и буквы с выделением разницы произношения. Количество гласных и согласных звуков и букв в русском языке не совпадает.

В состав анализа входят: 

Подсчитывание количества букв
Определение числа звуков в слове
Постановка ударения
Распределение звуков на согласные и гласные
Классификация каждого звука
Составление транскрипции (графической формы слова)

Во время разбора слова по звукам важно учитывать ряд особенностей: 

Некоторые буквы не дают звук
Некоторые буквы произносятся не так, как пишутся
Некоторые слова произносятся не так, как пишутся
В составе одного слова может быть разное количество звуков и букв
Гласные могут делать согласные твёрдыми или мягкими
Некоторые согласные являются мягкими или твёрдыми независимо от последующих гласных

Чтобы быстрее разобраться в теме, стоит вспомнить алфавит:

В русском языке выделяют ровно десять гласных букв:

Придают мягкость Придают твёрдость
«Я» — «Ё» — «Ю» — «Е» —  «А» — «О» — «У» — «Ы» — «Э» —  

Но только четыре гласных буквы, таких как: Я, Е, Ё и Ю делятся на два звука. 

Мягкость или твёрдость передаётся последующему звуку. Если перед согласным стоит другая согласная, то он остаётся твёрдым.

В русском языке выделяют двадцать одну согласную букву (и 37 согласных звуков):

Звонкие непарные буквы Й’, Л, М, Н, Р
Глухие непарные Х, Ц, Ч’, Щ’ 
Звонкие парные Б, В, Г, Д, Ж, З
Глухие парные П, Ф, К, Т, Ш, С

Парные согласные довольно часто при произношении могут отличаться от тех, которые будут содержаться в слове. Довольно часто некоторые звуки и вовсе выпадают из слова при чтении (непроизносимые согласные как в словах: соЛнце, лесТница).

Звонкие согласные образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парные согласные образуют пару из глухого и звонкого звука (-, -, -), а непарные — не образуют пары (, , )

При фонетическом анализе слова стоит учесть, что:

Согласные , , — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог;

Согласные , и — всегда твердые, даже если после них идут мягкие гласные, поэтому при звуко-буквенном разборе пишется ;

Звуки , , , , , , , , — сонорные, поэтому они всегда будут звонкими, так как при их произношении используется голос, а не шум;

Буквы и не дают звука; 

Удвоенные согласные сливаются в один; 

Ться произносится как ; 

Звуки и под ударением.

Классическим примером необходимости использования данного способа анализа являются слова с йотированными гласными:

  • Ёлка;
  • Яблоко;
  • Ёж;
  • Юла;
  • Ехать.

Дело в том, что первая гласная в каждом из таких слов состоит из двух звуков: Й и О, А, Э или У. Вот и выходит, что при написании букв меньше, чем звуков.

Подобные буквы будут давать два звука в трёх случаях:

  • Когда стоят в начале слова (ящик, Ямайка, ёжик);
  • После гласной (Якутия, умею, объятия);
  • После ь или ъ (объезд, подъезд, изъян, платье).

Но в этом правиле имеется исключение: 

Если стоит после мягкого знака, то при звуковом анализе слова выделяют уже не один звук, а два — и . 

Пример

Соловьи; Муравьи; Ручьи; 

Ульи; Плясуньи. 

Существуют и словесно-звуковые уравнения. Что это такое? Словесно-звуковые уравнения представляют собой запись в виде уравнения (два+три = четыре). Как же их решать? 

В слове два ровно три звука. В слове три — тоже. В слове четыре их шесть. Вот и получается, что если сложить слова два и три — получится слово четыре. Подобные упражнения помогут в форме игры в разы быстрее разобраться в представленной теме. 

При выполнении звукобуквенного анализа очень важно учитывать особенности произношения того или иного слова. Довольно часто можно допустить ошибки при подсчёте звуков, если слово имеет удвоенные согласные или мягкий/твёрдый знак

Чтобы не ошибаться, запомните основные правила, которые будут указаны ниже. 

Рассветает

Солнышко проснулось. Рассветает. Розовеет небо вдалеке. На ладошке неба Звёзды тают, Как зимой снежинки на руке. (С. Пшеничных)

Что вы представили, читая каждое предложение? Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении?
Подготовьтесь к письму по памяти данного стихотворения. Запишите его. Проверьте себя.

13. Прочитайте. Составьте и запишите предложения из данных слов.

  1. Золотая, наступает, осень.
  2. В, берёз, видны, жёлтые, листве, пряди, зелёной, и, лимонные.
  3. На, краснеют, рябины, гроздья, полянах, ярко, и, лесных, калины.
  4. Развесистый, роняет, на, дуб, жёлуди, землю, спелые.
  5. Стаи, к, готовятся, дроздов, на, отлёту, юг.
  6. А, лесу, в, грибов, появилось, сколько!
  • Составляют ли предложения текст? Какой темой их можно объединить?
  • Продолжите текст: составьте и запишите 1-2 предложения на эту же тему.

14. Прочитайте. Почему вы улыбнулись? Где нужно поставить точки?

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

(Г. Граник)

Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.

Вспомните! По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

  • Повествовательное предложение содержит сообщение, повествование, рассказ о чём-либо: В хозяйстве и верёвочка пригодится.
  • Вопросительное предложение заключает в себе вопрос: Что ты сделал в жизни хорошего?
  • Побудительное предложение содержит побуждение (совет, просьбу, пожелание, призыв): Пусть будет мир во всём мире!

15. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах:  (4 буквы, 3 звука), (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.

Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным и гласными:, , . Пример:ёлка (4 буквы, 5 звуков), юг (2 буквы, 3 звука), ягода (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд (7 букв, 7 звуков), отъезд (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: