РУССКИЙ ЯЗЫК
Род глаголов в прошедшем времени
214. Прочитайте.
Определите время и число глаголов. Поставьте к каждому глаголу вопрос.
- Определите род каждого глагола в прошедшем времени по роду имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.
- Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов.
Обратите внимание! Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. 215
Прочитайте
215. Прочитайте.
что делал? блестел, сиял, сверкал
что делала? блестела, сияла, сверкала
что делало? блестело, сияло, сверкало
что сделал? блеснул, засиял, сверкнул
что сделала? блеснула, засияла, сверкнула
что сделало?блеснуло, засияло, сверкнуло
- Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами. Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул.
- Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?
- Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Жил, ждал, взял, брал, — м. р. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. |
216. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени. Запишите.
Расти — упасть, говорить, поднять, гореть, звенеть, цвести, играть.
Выделите окончания глаголов.
217. Прочитайте.
Что-то вдруг загр..хотало!
И огнём заполыхало!
И б..рёза заст..нала
И руками зам..хала!
И осина!.. И сосна!..
Верно, думали, война…
(Э. Мошковская)
О чём это стихотворение? Какое настроение вызывают эти строки? Какие слова передают такое настроение? Какое значение внесла в глаголы приставка за-?
Спишите. Определите род и число глаголов (или только число). Выделите окончания.
218. Найдите в словаре синонимов и антонимов по две пары глаголов. Запишите их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.
219. Прочитайте.
Картофель (свариться). Молоко (кипеть). Сирень (расцвести). Восток (заалеть). Мышь (пробежать). Такси (подъехать). Ночь (пройти). Месяц (светить). Пальто (висеть). Трактор (работать).
Составьте нераспространённые предложения, образуя от глаголов неопределённой формы глаголы прошедшего времени. Запишите составленные предложения. Укажите род глаголов.
220. Прочитайте. Спишите, вставляя в глаголы пропущенный суффикс -л- и, где нужно, окончания.
Бы.. солнечный июльский день. Вдруг солнце померк… . Гряну.. гром. Сверкну… молния. Гроза бы… недолгая. Туча уш… . Снова засия… над садом солнце. Запе… разные птички.
(М. Пришвин)
Укажите род глаголов в единственном числе. Выделите их окончания.
221. Прочитайте, образуя от глаголов неопределённой формы глаголы прошедшего времени.
1. Он (разбудить) ёжика. 2. Он (стряхнуть) сухие листья и (посмотреть) по сторонам. 3. Тёплое солнышко (растопить) лёд и снег. 4. Колючий ёжик (выбраться) на лесную полянку. 5. По лесу (побежать) весёлый ручеёк.
- Расположите предложения так, чтобы получился текст.
- Запишите составленный текст. Дополните его 1-2 предложениями на эту же тему.
222. Прочитайте. Объясните, как вы поняли лексическое значение каждого глагола.
Пос(и, е)дел на траве — пос(и, е)дел от горя; сп(и, е)ши упражнение — сп(е, и)ши быстрей в школу; зап(е, и)вать песню — зап(и, е)вать лекарство водой.
- Запишите, выбирая из скобок нужную букву.
- Докажите, что вы правильно выполнили задания.