Как писать: «в отсутствии» или «в отсутствие»
Ирина Белкина, сайт kakprosto.ru
Довольно часто в русском языке встречаются спорные предлоги, правильное написание которых требует знаний, а не интуитивной расстановки букв. К таковым относятся устойчивый предлог «в отсутствие», который очень часто в письменной речи путают с существительным и предлогом «в отсутствии».
Инструкция
1
«В отсутствии» употребляется исключительно как свободное сочетание предлога «в» и существительного «отсутствие», поставленного в предложном падеже и имеющего окончание -и. Например: «Суд не усмотрел повода для прекращения заседания в отсутствии одного из свидетелей». Или: «В отсутствии на уроках школьника учитель не заподозрил ничего криминального». Здесь существительное с предлогом «в отсутствии» употребляется исключительно в значении «в том, что он отсутствовал».
2
Если вы используете в речи «в отсутствие» в качестве предлога, то выражение всегда пишется с буквой –е на конце. Более того, предлог «в отсутствие» можно проверить, заменив на словосочетание «при отсутствии кого-либо». Например: «В отсутствие родителей дети ведут себя слишком шумно». Или: «И в отсутствие актеров, играющих сказочных героев, новогодний праздник прошел феерично».
3
Не следует ориентироваться при проверке устойчивого сочетания «в отсутствие» на другое сочетание «в присутствии». Последнее всегда пишется с буквой –и на конце. Например: «В присутствии жены он становился робок и застенчив». Или: «Подростки в присутствии милиции становились грустными и хмурыми».
4
Запомните, что предлог «в отсутствие» употребляется только при ответе на вопрос «кого?» Ни в коем случае не «чего?» Именно поэтому словосочетания типа «в отсутствие ветра», «в отсутствие мнения», «в отсутствие электричества», «в отсутствие денег» и т.д. считаются некорректным. Такие слова «в присутствии» и «в отсутствие» употребляются только по отношению к людям. По отношению к неодушевленным предметам правильно говорить: «при наличии электричества», «при наличии ориентира», «при отсутствии денег», «при отсутствии мотива» и т.д.
Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)
-
Склоняются как существительное
- степь
- Р.п. чего? Пяти
- Д.п чему? десяти
- В.п. что? двадцать
- Т.п. чем? Одиннадцатью
- П.п. о чем? Тридцати
-
Имеют только две падежные формы:
- И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А
- И. сорок, девяносто, сто
- Р. Сорока, девяноста, ста
- Д. Сорока, девяноста, ста
- В. сорок, девяносто, сто
- Т. Сорока, девяноста, ста
- П. Сорока, девяноста, ста
-
Меняются обе части, как существительное 3 склонения (как существительное степь)
- И. пятьдесят
- Р. пятидесяти
- Д. пятидесяти
- В. пятьдесят
- Т. пятьюдесятью
- П. пятидесяти
-
Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово ноты во мн.ч.
- И. двести
- Р. Двухсот (нот)
- Д. двумстам (нотам)
- В. двести
- Т. Двумястами (нотами)
- П. двухстах (нотах)
-
Меняются обе части. Первая часть – как степь. Вторая часть – как ноты во мн.ч
- И. пятьсот
- Р. пятисот
- Д. пятистам
- В. пятьсот
- Т. пятьюстами
- П. пятистах
Гостиная или гостинная? Как писать слово гостиница?
Только ГОСТИНАЯ!
Прилагательное ГОСТИНАЯ образовано от существительного ГОСТЬ с помощью суффикса -ИН- (суффиксальный способ словообразования). Позднее произошла субстантивация прилагательного, то есть его переход в разряд существительных, но дополнительных суффиксов (Н) при этом не добавилось. Сейчас слово ГОСТИНАЯ употребляется как прилагательное или как существительное. Но всегда с ОДНИМ «Н».
Это слово не относится к исключениям, прилагательные имеют стандартный набор суффиксов: -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-. Чтобы не ошибиться, нужно только внимательно смотреть на структуру слова и помнить набор суффиксов на -Н- (об этом напишу позже, если есть необходимость)
Кстати, с корнем ГОСТ(Ь)- еще одно слово традиционно вызывает вопросы. Это слово ГОСТИНИЦА. Посмотрим, как оно образовалось:
ГОСТ'(Ь)+ ИН (Суффикс) + ИЦ(А) — окончание.
«Словообразование»
Цыбулько И.П., Дощинский Р.А. Русский язык единый государственный экзамен. Москва: Издательство «Национальное образование», 2023. — 352 с. Материалы публикуются в учебных целях
любимые ПРОФЕССОРА – существительное во множественном числе, верно. Ошибка: профессоры.
более ВОСЕМЬСОТ миллионов – количественное числительное в родительном падеже, неверно. Правильно: восьмисот.
ЯРЧЕ солнца – сравнительная степень наречия, верно.
ПОЕЗЖАЙТЕ поездом – глагол в повелительном наклонении, верно.
пара ТУФЕЛЬ – существительное во множественном числе, в родительном падеже, верно.
На экзамене это задание принесло бы тебе 2/2 баллов.
Удалить курс из корзины?
Этот курс можно приобрести только с помощью менеджера или преподавателя. Уверен, что хочешь удалить его из корзины?
Введите больше 6 символов
Зарегистрируйся и Демо мастер-группы на по любимым предметам .
Как тебя зовут?
Введите не меньше 2 символов
Привяжем номер телефона
Теперь нужно подтвердить номер – введи код из СМС
Почти закончили! Теперь нужно создать надежный пароль
Немного о тебе
В какой класс ты переходишь?
Укажи, какие предметы будешь или хочешь сдавать
Пополнение счёта
К сожалению, данный курс заблокирован. Необходимо внести доплату
Этот урок не входит в
Можешь приобрести полный курс, чтобы получить доступ ко всему содержимому.
Тебе стали доступны демо-курсы. Смотри вебы, делай домашки – следующие 10 дней у тебя безграничный доступ. Курсы доступны в разделе “Мое обучение”.
Вывод средств
Ваше задание подтверждено!
Теперь вы можете приступить к следующему уроку курса по математике
Подтверждение замены
Для смены номера телефона мы отправили Вам код по СМС, введите его в поле ниже.
Ты включаешь автопродление – 25-го числа каждого месяца доступ к купленным курсам будет автоматически продлеваться. Деньги будут списываться с одной из привязанных к учетной записи банковских карт. Управлять автопродлением можно из раздела «Финансы»
Для активации регулярного платежа мы спишем небольшую сумму с карты и сразу её вернем
Вы дествительно хотите отменить автопродление?
Благодарим за покупку!
В ближайшее время курс будет доступен в разделе Моё обучение
Материалы будут доступны за сутки до начала урока
Чат будет доступен после выдачи домашнего задания
Укажите вашу электронную почту
Песенка про существительное
Т. Рик
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!
Что из себя представляет новый решебник
Переход в 3 класс — непростое событие. Школьников ждут новые требования, ожидания и цели. Математика переходит на новый уровень, раскрывая новые сложности.
Этот переход вызывает у школьников беспокойство, так как третьеклассники сталкиваются с новыми вызовами в учебном процессе
Важно сделать так, чтобы маленькие ученики не утратили уверенность в себе
Обновлённый сборник с ответами может взять на себя роль репетитора и надежного помощника для ученика 3 класса. ГДЗ разработаны специально для учебника Моро и Бельтюковой. Здесь каждый сможет найти подробные пояснения к каждой задаче и посмотреть правильный ответ, чтобы проверить себя.
Кому пригодится сборник готовых ответов
Существует распространенное мнение — пользуются решебником те ученики, кто с точными науками совсем не дружит. Но это не правда. Все списывают, но не все это делают бездумно. С помощью сборника третьеклашки смогут узнать правильный ответ, понять, как к такому ответу прийти и как правильно выстроить решение задачи.
Кому будет полезен УМК:
- дистанционники, которые обучаются на расстоянии.
- дети, которые испытывают затруднения в освоении математики
- ученики третьего класса, которые готовятся к тестированию, экзаменам и олимпиадам по математике
- родители, которые помогают сыну или дочери в учебном процессе и контролируют их успеваемость
- учителя и педагоги — для составления контрольных математических заданий и тестов для уроков на базе готовых ответов
Правописание гласных Е — О в окончаниях
1. После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о, без ударения — е:
- в окончании существительных в формах именительного падежа (среднего рода) и творительного падежа: плечо, блиндажом, вожжой, клещом, листажом, метражом, монтажом, муляжом, параличом, парчой, плечом, пращой, стеллажом, шалашом, а также: Петром Ильичом, Сергеем Кузьмичом, Ильей Фомичом; но без ударения: вече, баржей (но: баржой), добычей, зрелищем, плачем, престижем, сажей, рыбищей, сапожищем, типажем, тоннажем, топорищем, хронометражем, а также: Иваном Петровичем, Наташей, Растроповичем;
- в окончании прилагательных: большой, большого, большому, о большом, меньшой (устар., разг.), меньшого (но: меньшего), меньшому, о меньшом; но без ударения: горячего, колючего, свежего; а также в кратких формах среднего рода: общо, свежо; но без ударения: колюче, певуче;
- у наречий, возникших как застывшая форма творительного падежа существительных: голышом, нагишом.
2. После шипящих под ударением в окончании существительных родительного падежа множественного числа пишется е, если произносится : вожжей (вожжи), клещей, ножей, свечей.
Примечание. Различаются в написании формы творительного падежа слов вираж (крутой поворот) и вираж (химический раствор) соответственно: виражом и виражем.
Задания и ответы с демоверсии
1. Отметь знаком верное суждение о звуко-буквенном составе слова.
- В слове гибкий все согласные мягкие.
- В слове рябина буква я обозначает два звука.
- В слове уют два согласных звука.
- В слове рожь буква ь обозначает мягкость звука .
2. Отметь знаком все слова, в которых два гласных звука находятся рядом.
- гуляют
- аист
- светает
- лилия
- какао
3. Вставь все пропущенные буквы в словах. Т..шина, к..льцо, в..сёлый, кр..чать.
4. Отметь знаком пару слов, которые противоположны по значению (антонимы).
- ароматный – душистый
- огонь – пламя
- бежать – стоять
- собака – пёс
5. Отметь знаком строку с ошибкой в доказательстве правильного написания выделенной буквы в словах.
- Гладкий – можно проверить словом гладить.
- Голубка – можно проверить словом голубь.
- Ногти – можно проверить словом ноготок.
- Мороз – можно проверить словом морозный.
6. Отметь знаком слово, в котором на месте пропуска нужно вставить букву.
- чудес..но
- ужас..ный
- вкус..ный
- грус..но
7. Куда белка спрятала лесные орехи и грибы перед осенью? Выпиши из предложения главные члены – подлежащее и сказуемое.
8. Отметь знаком верную характеристику для этого предложения.
- Предложение побудительное, восклицательное.
- Предложение вопросительное, восклицательное.
- Предложение повествовательное, невосклицательное.
- Предложение вопросительное, невосклицательное.
9. Отметь знаком слово из списка, которое одновременно соответствует трём грамматическим признакам: 1) имя существительное; 2) неодушевлённое; 3) женского рода.
- спрятала
- (перед) осенью
- белка
- орехи
10. Отметь знаком все строки, в которых написаны только однокоренные слова.
- солёный, соль, солёную
- гора, горка, пригорок
- полевая, полюшко, поле
- носиком, носик, нос
- шуметь, шумный, шумному
11. Ребята играли в слова. Им нужно было составить новое слово из частей разных слов: 1) приставка из слова побег; 2) корень из слова садовник; 3) суффикс из слова прогулка; 4) окончание из слова книга. Какое слово получилось у ребят? Запиши новое слово в ответ.
12. Отметь знаком все строки, в которых правописание мягкого знака (ь) в словах относится к одному и тому же правилу.
- карась, апрель, дочь
- пальто, альбом, грусть
- галька, мышь, осень
- семья, деньки, хлопья
- конь, уголь, мальчик
13. Отметь знаком предложение, в котором во всех скобках указаны только предлоги. Ребёнок (по)смотрел (на)небо.
- Шарик (по)летел (над)крышей.
- Мы были (на)море (до)сентября.
- Он (у)видел (за)домом радугу.
Прочитай текст и выполни задания 14–16.
Голубой зверёк
В густом лесу на горе было темно, как под крышей. У вершины старой осины чернела дыра – дупло. Вот по снегу мягкими, неслышными прыжками подбежал к осине тёмный длинный зверёк. Это была куница – охотница на маленьких лесных зверей.
Вверху из дупла высунулась усатая круглая головка. Через миг голубой зверёк уже бежал по суку́ и легко прыгнул на ветку соседней сосны. Но как ни легко прыгнул голубой зверёк, ветка качнулась, – куница заметила. Она понеслась вверх по сосне – догонять зверька. Нет никого в лесу проворней куницы.
Голубой зверёк слышит погоню, ему некогда оглянуться: надо скорее спасаться. С дерева на дерево неслись голубой зверёк с куницей.
И вот на миг голубой зверёк остановился: лес прервался пропастью. Вдруг куница бросилась за зверьком. Однако зверёк не испугался. Он быстрым движением прыгнул. Полетел.
Это была полетуха, летяга – летучая белка: у неё между передними и задними лапками натянулась свободная кожа, которая парашютиком держала её в воздухе.
Куница щёлкнула острыми зубами со злости и спустилась с дерева. Голубой зверёк ускользнул. (По В. Бианки)
14. Отметь знаком часть речи, к которой относится выделенное слово в тексте.
- имя существительное
- глагол
- местоимение
- имя прилагательное
15. Прочитай предложение из текста. Куница щёлкнула острыми зубами со злости и спустилась с дерева. Отметь знаком все строки, в которых записанные пары слов из этого предложения являются словосочетаниями.
- спустилась с дерева
- куница щёлкнула
- куница зубами
- щёлкнула острыми
- щёлкнула зубами
16. После прочтения текста одноклассники Лиза, Маша, Федя и Вова поспорили между собой, какова основная мысль текста. Прочитай утверждения ребят.
Прописная буква
Е. Измайлов
Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!
Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?
Буквы и природа
М. Яснов
Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.
Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.
У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!
Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).
У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!
А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!
Как правильно: в течениЕ или в течениИ?
Как правильно написать: «в течении 24 часов» или «в течение 24 часов», «сказать в заключение» или «сказать в заключении»? Отвечают эксперты портала http://gramma.ru:
Правописание предлогов типа в течение, в продолжение, в отличие, во избежание, в заключение, вследствие, наподобие, а также наречия впоследствии и в самом деле представляет некоторую трудность.
Нужно иметь в виду, что все эти слова образованы сочетанием предлога с существительным, стоящим в форме определенного падежа. Поэтому те буквы, которыми заканчиваются «трудные» предлоги и наречия, в действительности представляют собой не что иное, как падежные окончания исходных существительных.
В заключение, в течение, вследствие, в отличие, во избежание, в продолжение, наподобие – в данном случае предлоги в и на сочетаются с винительным падежом существительных на -ие, окончание которого совпадает с окончанием именительного падежа таких существительных. Наречие впоследствии образовалось сочетанием предлога в с формой предложного падежа существительного последствие, благодаря чему и сохраняет окончание именно предложного падежа: -и.
Сложность представляют, на мой взгляд, два момента. Во-первых, необходимо в каждом отдельном случае понимать, какая именно часть речи перед нами – существительное + предлог либо наречие. Становясь предлогами, существительные утрачивают свое лексическое и грамматическое значение, а также теряют самостоятельность. Привязываясь к существительным, предлоги вместе с падежными окончаниями существительных лишь указывают на их отношение к словам, которым подчинены.
Например, у существительного течение есть лексическое значение поток воды, направление воды. Течение может употребляться в разных падежах с разными предлогами: от течения, по течению и т.д. Предлог же в течение выражает только временные отношения: в течение месяца, в течение дня.
Во-вторых, следует обратить внимание на то, что некоторые предлоги и наречия, образованные из предложно-падежных форм существительных, пишутся слитно: наподобие, вследствие, впоследствии. Слитность и раздельность написаний регулируется лексико-морфологическим принципом орфографии
Если помните, есть бородатый анкедот: «По Красной площади бродит мужик с транспарантом, на котором написано: «Свободу Леониду Ильичу Брежневу!». Подошедший милиционер: «Ты чё, мужик?! С чего ты взял, что Брежнев в тюрьме?». «Так по радио утром сообщили: «В заключении Леонид Ильич Брежнев сказал…»». Не делайте подобных ошибок!
Задание № 7. Морфологические нормы
Начнем с того, что длинные предложения и фразы могут затруднить понимание текста, поэтому грамматические нормы должны соблюдаться в текстах для лучшего восприятия.
Конкретные примеры
- Несколько ножниц умелые повара быстро выздоровит в полутора часах пять барышень.
- Несколько яблок лежит на шкафе до тысяча восемьсот двенадцатого года богатейший выбор.
- Пара туфлей, выправь текст, несколько полотенец, старые профессора, новые выборы.
Правила и нормы
Выделение отдельных слов и фраз призвано облегчить понимание текста.
Форматирование текста важно для его удобства чтения.
Соблюдение морфологических норм делает текст более четким и понятным.
Заключение
Понимание морфологических норм важно для разработки качественных текстов на русском языке. Следование этим нормам облегчит восприятие информации и повысит качество текста
Не стоит упускать из виду значимость правильного оформления текста с точки зрения морфологических норм. Надеемся, что данная информация оказалась полезной и поможет вам создавать качественные тексты.
Спасибо за внимание!
Особенности онлайн-сборника «ГДЗ математика 3 класс Моро»
На этой странице представлены полные решения задач по математике, которые подходят как для старого, так и для нового издания (Просвещение, Школа России), включая разделы «Контрольные работы», «Проверь себя » и задания на полях. Каждое решение снабжено детальными пояснениями, адаптированными для легкого понимания ответов. Чтобы найти нужный ответ, выберите номер страницы в списке или воспользуйтесь строкой поиска.
Наш ресурс предлагает оригинальные решения для каждой задачи из учебника математики, что не только упрощает проверку заданий, но и помогает третьеклассникам готовиться к урокам. В готовые ответы включены задания и дополнительные материалы, созданные опытными педагогами. Для правильного выполнения домашних заданий и подготовки к математике рекомендуем использовать вспомогательные ответы.
Корни с чередованием О — А
- кос – кас: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: коснуться – касаться;
- лож – лаг: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: приложение – прилагать;
- клон – клан: в корне по ударением может быть как о так и а, но без ударения пишется только о. Например: поклон – кланяться;
- твор – твар: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а, но без ударения только о. Например: творец – тварь;
- гор – гар: буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о. Пример: гореть – загар;
- плав – плов: буква о пишется только в двух словах: пловец и пловчиха, в остальных словах пишется а. Пример: плавучий, сплавить;
- зар – зор: без ударения пишется только а. Пример: зарево – зори. Исключение: зорянка, зоревать;
- раст – рос: перед ст и щ в словах без ударения пишется а. Пример: расти – росло, возраст, взращённый; Перед с без последующего т пишется о. Пример: выросший, недоросль; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль;
- равн – ровн: корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравнить, равномерный. Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровнять, ровнять;
- мак – мок: корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: макать, обмакнуть. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мокнуть, намокать, промокнуть.
Ошибки в образовании формы слова
Задание № 43. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
вместе с ДЕТЬМИ много ЯБЛОКОВ искомый ОТВЕТ НАИЛУЧШИХ снимков ТОНКИЙ тюль
пара НОСКОВ ЛЯГТЕ на спину ТРЕМЯСТАМИ дисками более ЧЕСТНЕЕ поступил летних КАНИКУЛ
гора АПЕЛЬСИНОВ НАИБОЛЕЕ уместно ИХНИЕ дела ПОПРОБУЕТ торт все ВОЗРАСТЫ
около ПЯТИСОТ фотографий ПОЕЗЖАЙТЕ в город пара НОСКОВ ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ
брат БОЛЕЕ УМНЕЕ
ЛЯЖЬ на спину знаменитые ПРОФЕССОРА в БОКУ КРАСИВЕЙШИЙ рисунок СМОТРЯ вперёд
около ТРИСТА фотографий ПОЕЗЖАЙТЕ в город пара НОСКОВ наиболее УМЕСТНЫЙ
КРАСИВШЕ ДВЕ седьмых много ВИШЕН ПОСАДИ дерево пара БОТИНОК
пара САПОГ килограмм ПОМИДОРОВ ЕХАЙ вперёд в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году
триста КИЛОГРАММОВ без ПОГОНОВ ПОЕЗЖАЙТЕ осторожно ДИРЕКТОРА школ
менее ПОЛЕЗНО ПОЕЗЖАЙ в Москву несколько ГРАММОВ СЕМЯСТАМИ монетами
две пары САПОГ
пара шерстяных НОСКОВ БОЛЕЕ ПРОСТО ПОЕЗЖАЙ к лесу с ШЕСТИСТАМИ рублями
в ПЯТИСТАХ метрах отсюда варка МАКАРОН ЗАЖЖЁТСЯ огонь песни ЦЫГАНЕЙ без ПОГОН
ДИРЕКТОРА предприятий в ДВЕ тысячи десятом году ЗАЖЖЁТ фейерверк взвод СОЛДАТОВ
Коррекция ошибок в образовании формы слова:
Неправильно | Правильно |
---|---|
ДЕТЬМИ | ДЕТЬМИ |
ЛЯГТЕ | ЛЯЖЬ |
АПЕЛЬСИНОВ | АПЕЛЬСИН |
НОСКОВ | НОСКАМИ |
БРАТ | БОЛЬШЕ |
ЛЯЖЬ | ЛЯГ |
НОСКОВ | НОСКАМИ |
КРАСИВШЕ | КРАСИВО |
САПОГ | САПОГАМИ |
ПОМИДОРОВ | ПОМИДОРЫ |
КИЛОГРАММОВ | КИЛОГРАММ |
ПОЛЕЗНО | ПОЕЗЖАЙ |
САПОГ | САПОГИ |
НОСКОВ | НОСКИ |
МАКАРОН | МАКАРОНЫ |
ДВЕ тысячи десятом году | ДВЕ ТЫСЯЧИ ДЕСЯТОМ ГОДУ |
Русский язык — Проверочные работы 2 класс — 2017 год
Имя существительное — Части речи
1*. Прочитай. Впиши подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок. Озаглавь текст. Запиши перед текстом заголовок.
_________________________________
Вечером поднялась _________________. Засвистал в соснах _________________. Сухой _________________ закружился по земле белыми змейками. С неба повалили белые _________________.
Слова для справок: хлопья, снег, метель, ветер.
• Подчеркни главные члены в каждом предложении.
2*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи лишнее по лексическому значению имя существительное в каждом ряду слов. Подчеркни это слово.
с__рока, об__з__яна, в__робей, сн__гирь
л__пата, т__пор, п__нал, м__лоток
ф__враль, __нварь, д_ кабрь, н__ябрь
• Отметь , в каком ряду все имена существительные отвечают на вопрос кто?
3. Прочитай. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.
Барабанил в барабан барабанщик Андриан.
Барабанил, барабанил, бросил барабан.
(Ю. Владимиров)
• Подчеркни в предложениях имена существительные.
4. Прочитай. Впиши пропущенные слова и вопросы.
Имена существительные — это слова, которые обозначают _________________ и отвечают на вопросы _________________ или _________________.
На вопрос _________________ отвечают одушевлённые имена существительные, на вопрос _________________ отвечают неодушевлённые имена существительные.
5*. Прочитай загадку. Вставь в слова пропущенные буквы. Подчеркни одушевлённые имена существительные.
С б__род ой, а не ст__рик,
С р__гами, а не бык.
Доят, а не к__рова.
К__рý липы дерёт, а лаптей на плетёт. (К__за)
• Измени неодушевлённые имена существительные так, чтобы они отвечали на вопрос что? Запиши.
6*. Прочитай. Запиши перед именами существительными вопрос, на который они отвечают.
_____________ : клевер, котлета, побéлка, ракета, коньки, заслóнка, посёлок, солéнье, лужок, стрижка, коса.
• Подчеркни в словах “спрятавшиеся” одушевлённые имена существительные — названия животных. Запиши эти слова и вопрос, на который они отвечают.
7*. Прочитай. Вставь пропущенные в словах буквы и допиши пропущенные имена собственные.
Учит__ль Пётр Ил__ич, поэт М__хайл Юр__евич Лермонтов, уч__ник____ ______________.
С__бака Боб, к__рова Зор__ка, к__тёнок ______________.
Стр__на Р__ссия, гор__д ______________, ул__ца Победы, р__ка ______________, созвездие Лебе__.
Моё имя ______________, моё отч__ство ______________, моя ф__мил__я ______________.__________________
• Подчеркни заглавные буквы в именах собственных.
8*. Прочитай. Подчеркни собственные имена существительные.
Мангýсты — маленькие хищники с продолговатым гибким телом и пушистым хвостом. Живут они в Африке, на Мадагаскаре и в Азии.
Английский писатель Редьярд Киплинг написал книгу об отважном индийском мангусте, победившем огромную кобру. Эта книга называется “Рикки-Тикки-Тави”
• Подчеркни предложение, где объясняется лексическое значение слова мангусты.
• Прочитай вопросы. Запиши слова — ответы на каждый вопрос.
Кто написал книгу об отважном индийском мангусте? ______________________________________________________
Как звали мангуста? ______________________________________________________
9. Прочитай. Запиши данные имена существительные во множественном числе.
Арбуз, бант, торт, шофёр, туфля, облако.
• Обозначь в словах ударение. Проверь произношение записанных слов по орфоэпическому словарю учебника (часть 2, с. 133).
10*. Прочитай. Вставь пропущенные в словах буквы. Озаглавь текст. Запиши заголовок перед текстом.
_______________________________
Вот р__ка Клязьма. Утро. Дует тёплый вет__рок. У воды урч__т л__гушки. На б__регу Игорь и Алёша ловят рыбу. В тр__ве с__дит кот Вас__ка. Игорь поймал окун__ка. Эту ры__ку дали коту. Вас__ка был рад. Алёша вытащил щ__ку. __тец похвалил р__бят.
• Найди и выпиши из текста по одному имени существительному, имеющему следующие признаки:
_____________________ — сущ., неодуш, собств., в ед. ч.
_____________________ — сущ., одуш., собств., в ед. ч.
11*. Прочитай. Расшифруй скороговорку. Запиши.
ДАЛМАКАРРОМ АНУК АРАМЕ ЛЬКУ, АРОМ АН МАКАРУКАРАНДАШ.
ПредыдущаяСледующая
Я учу глаголы
Воскобойников
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю!..
Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…
Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
О языке создано много стихов, причём даже о разных его сторонах?
О языке создано много стихов, причём даже о разных его сторонах.
Проверь себя и попробуй быть соавтором О.
Высотской : вставь на месте точек названия частей речи.
Весёлый Новый школьный день пришёл.
За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемФилипп Чернявский
Похожие презентации
1 Урок русского языка
3 Тема урока. Самостоятельные и служебные части речи.
4 Цель урока: знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи; уметь распознавать части речи.
5 Самостоятельные части речи Особая часть речи Междометие Служебные части речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Глагол Причастие Деепричастие Наречие Местоимение Ох! Ах! Ух! Предлог Союз Частица
6 Самостоятельные части речи Особая часть Междометие Служебные части речи Имя существительное: человек, птица. Имя прилагательное: любимый, добрый смелый. Имя числительное: пять, семеро, три. Глагол: улыбаться, бежать, думать. Местоимение: ты, я, его, они, мне. Наречие: дружно, весело, сегодня, вчера. Ой! Эх! У! Предлог: от, к, до. Союз: а, но, и, да. Частица: не, ни. Проверьте себя!
7 Составьте и запишите предложения из данных слов. Задуматься, части, речи. Перестать, спорить. Стать, они, жить, большой, дружной, семья.
8 Прочитайте получившийся текст. Надпишите названия частей речи над словами. Из каких частей речи состоят данные предложения?
9 В, И, НЕ, ОТ, ПРО, С, А, К, ПО, ЗА, У, ИЗ, О, КАК Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? Попробуйте составить предложения из данных слов
10 1. Можно задать вопрос. 1. Нельзя задать вопрос. 2. Являются членами предложения. 2. Не являются членами предложения. 3. Имеют лексическое значение. 3. Не имеют лексического значения. Самостоятельные части речи Служебные части речи
11 Разбейте слова на группы красным – слова, обозначающие предмет; зелёным – слова, обозначающие действия предмета; синим – слова, обозначающие признак предмета; жёлтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
12 Проверьте себя! светулисица бежатьзаучить рыжийна медведь жаритвкусныесинее пишет отнежный красивый додомик огородсмотрит
13 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера 8. Из данных слов выберите служебные части речи: а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать Тест
15 Нарисовать карту государства «Части речи»; сочинить сказку(3-7 предложений) о самостоятельных и служебных частях речи. Домашнее задание