Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№184 учебника 2011-2022 (стр. 107):
Вариант вопроса #1:
Прочитайте. Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы в неопределённой форме при помощи приставок.
П..са́ть — написать, ч..тать — …; ехать — …; пр..сить — …; зв..нить — …; х..дить — …; хв..лить — …; работать — … .
- Запишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Выделите в глаголах приставки.
- Какие глаголы отвечают на вопрос что сделать? Подчеркните их. На какой вопрос отвечают другие глаголы?
Вариант вопроса #2:
Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы в неопределённой форме при помощи приставок.
Ск..зать — рассказать, пересказать; ч..тать — …; ехать — …; пр..сить — …; зв..нить — …; х..дить — …; хв..лить — …; работать — … .
- Запишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Выделите в глаголах приставки.
- Какие глаголы отвечают на вопрос что сделать? Подчеркните их. На какой вопрос отвечают другие глаголы в неопределённой форме?
№184 учебника 2023-2024 (стр. 106):
Прочитайте.
Пернатые гости
1. В окно повеяло весною.
2. Ребята ждут пернатых гостей.4
3. В небе птицы!
4. Гости занимают свои квартиры.
- Определите по заголовку тему и главную мысль текста, который можно составить по данному плану. Продумайте содержание текста. Подберите к нему название.
- Запишите заголовок и составленный текст. Каждую часть текста пишите с красной строки.
Подсказка
№184 учебника 2011-2022 (стр. 107):
Вставим пропущенные буквы:
- сказать (сказ), читать (перечитывать), просить (про́сьба), звонить (звон), ходить (ход), хвалить (хва́лит) — проверяемые безударные гласные
- работать — словарное слово
№184 учебника 2023-2024 (стр. 106):
Вспомните особенности текста-повествования.
Ответ
№184 учебника 2011-2022 (стр. 107):
Вариант ответа #1:
Писа́ть — написа́ть, чита́ть — почита́ть, е́хать — перее́хать, проси́ть — спроси́ть, звони́ть — перезвони́ть, ходи́ть — сходи́ть, хвали́ть — похвали́ть, рабо́тать — прорабо́тать.
На вопрос что сделать? отвечают следующие глаголы: написать, почитать, переехать, спросить, перезвонить, сходить, похвалить, проработать. Оставшиеся глаголы отвечают на вопрос что делать?
Вариант ответа #2:
Сказа́ть — рассказа́ть, пересказа́ть;
чита́ть — перечита́ть, прочита́ть;
е́хать — подъе́хать, съе́хать;
проси́ть — спроси́ть, попроси́ть;
звони́ть — позвони́ть, зазвони́ть;
ходи́ть — подходи́ть, переходи́ть;
хвали́ть — захвали́ть, похвали́ть;
рабо́тать — разрабо́тать, порабо́тать.
Другие (неподчёркнутые глаголы) отвечают на вопрос что делать?
№184 учебника 2023-2024 (стр. 106):
Вариант ответа #1:
Тема: прилёт птиц.
Главная мысль текста: необходимо заботиться о животных и птицах.
Название: Возвращение.
Ребята ждут пернатых гостей. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
Возвращение
Вот и отступает зима. В окно повеяло весною. Совсем скоро вернуться домой птицы, улетевшие зимовать в тёплые края.
Ребята ждут пернатых гостей. Вот уже целую неделю мальчишки делают для них скворечники, а девочки им помогают. Каждый день вешают ребята новые птичьи домики на деревья и с ожиданием смотрят в небо.
Вот и дождались! В небе птицы! Летят они домой. А здесь их ждали. Здесь им рады. Уже готовы к их возвращению новые удобные домики. Выбирайте, пернатые, кому какой по душе!
Возвращаются птицы, подлетают к деревьям, приглядываются и сразу занимают уютные домики. Хорошо им там будет! Пусть выводят своих птенцов и знают, что всегда ждут их возвращения домой мальчишки и девчонки. Ждут и готовы о них позаботиться!
Пояснения:
красная строка — это новая строка с отступом около одного сантиметра.
Вариант ответа #2:
- ← Предыдущее
- Следующее →
Правописание суффиксов
Суффиксы -ова(ть), -ева(ть), -ива(ть), -ыва(ть) образуют глаголы несовершенного вида: пробовать, подыгрывать, осваивать, замазывать, врачевать и др.
Возникает вопрос, как же выбрать верную гласную о, е, и или ы.
о, е, и или ы?
Пробовать, пробывать? Осваивать, осваевать?
Поставьте глаголы в форму 1 лица единственного числа настоящего времени (что делаю?).
Пробую. Окончание -ую, значит, в слове пробовать суффикс -ова. Если основа глагола заканчивается на мягкую согласную, то используется суффикс -ева. Например, врачую — врачевать.
Подыгрываю. В этой форме сохраняется -ываю, значит, в слове подыгрывать следует писать -ыва. Если основа глагола заканчивается на мягкую согласную, то используется суффикс -ива. Например, осваиваю — осваивать.
Суффикс -ва трудностей не вызывает. Вопрос в том, какую гласную писать перед ним.
Сравните
Ночевать и подпевать. В обоих словах есть сочетание ева. Только в слове ночевать -ева является суффиксом, а в слове подпевать суффиксом будет -ва, гласная е перед ним относится к корню -пе.
Если глагол образован с помощью суффикса -ва, то перед ним сохраняется та гласная, которая была в основе: пролить — проливать, узнать — узнавать и т. д.
Исключения: застрять — застревать, продлить — продлевать, затмить — затмевать.
Чтобы определить наличие суффикса -ва в глаголе, надо его убрать. Если образовался совершенный вид глагола, значит, перед вами именно суффикс -ва.
Сосредоточиваться (несов. в.); уберите -ва. Получилось сосредоточиться (сов. в.). В слове сосредоточиваться суффиксы -и, -ва.
Обязательно обращайтесь к словообразовательным словарям, чтобы проверить, верно ли определен суффикс.
{"questions":,"answer":0}},"hints":}]}
Приставочный способ
С помощью приставок глаголы образуются от других глаголов: сказать — рассказать — подсказать — недосказать — предсказать — пересказать и т.д.
В русском языке огромное количество приставок, как вы знаете. Можно выделить следующие группы глаголов, образованных приставочным способом:
- глаголы, обозначающие начало действия: говорить — заговорить, бежать — побежать, летать — взлетать и т. д.;
- глаголы, обозначающие окончание действия: читать — дочитать, идти — пройти, греметь — отгреметь и т. д.;
- глаголы, обозначающие неполноту действия или дополнительные действия: открыть — приоткрыть, сказать — недосказать, купить — докупить и т. д.;
- глаголы, обозначающие исчерпанность действия: плакать — выплакать, смотреть — пересмотреть, носить — износить и т. д.
Приставочный способ играет важную роль в словообразовании глаголов. Именно с помощью приставок образуются временные и пространственные значения: лететь — облететь — улететь — прилететь — перелететь — долететь — слететь — налететь — пролететь и т. д.
Словообразование глаголов приставочным способом происходит так: к основе инфинитива добавляется приставка.