Словообразование глаголов. правописание суффиксов глаголов

Гдз решебник по русскому языку 3 класс канакина, горецкий учебник просвещение

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№184 учебника 2011-2022 (стр. 107):

Вариант вопроса #1:

Прочитайте. Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы в неопределённой форме при помощи приставок.

     П..са́ть — написать, ч..тать — …; ехать — …; пр..сить — …; зв..нить — …; х..дить — …; хв..лить — …; работать — … .

  • Запишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Выделите в глаголах приставки.
  • Какие глаголы отвечают на вопрос что сделать? Подчеркните их. На какой вопрос отвечают другие глаголы?

Вариант вопроса #2:

Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы в неопределённой форме при помощи приставок.

Ск..зать — рассказать, пересказать; ч..тать — …; ехать — …; пр..сить — …; зв..нить — …; х..дить — …; хв..лить — …; работать — … .

  • Запишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Выделите в глаголах приставки.
  • Какие глаголы отвечают на вопрос что сделать? Подчеркните их. На какой вопрос отвечают другие глаголы в неопределённой форме?

№184 учебника 2023-2024 (стр. 106):

Прочитайте.

Пернатые гости

1. В окно повеяло весною.

2. Ребята ждут пернатых гостей.4

3. В небе птицы!

4. Гости занимают свои квартиры.

  • Определите по заголовку тему и главную мысль текста, который можно составить по данному плану. Продумайте содержание текста. Подберите к нему название.
  • Запишите заголовок и составленный текст. Каждую часть текста пишите с красной строки.

Подсказка

№184 учебника 2011-2022 (стр. 107):

Вставим пропущенные буквы:

  • сказать (сказ), читать (перечитывать), просить (про́сьба), звонить (звон), ходить (ход), хвалить (хва́лит) — проверяемые безударные гласные
  • работать — словарное слово

№184 учебника 2023-2024 (стр. 106):

Вспомните особенности текста-повествования.

Ответ

№184 учебника 2011-2022 (стр. 107):

Вариант ответа #1:

     Писа́ть — написа́ть, чита́ть — почита́ть, е́хать — перее́хать, проси́ть — спроси́ть, звони́ть — перезвони́ть, ходи́ть — сходи́ть, хвали́ть — похвали́ть, рабо́тать — прорабо́тать.

    На вопрос что сделать? отвечают следующие глаголы: написать, почитать, переехать, спросить, перезвонить, сходить, похвалить, проработать. Оставшиеся глаголы отвечают на вопрос что делать?

Вариант ответа #2:

Сказа́ть — рассказа́ть, пересказа́ть;

чита́ть — перечита́ть, прочита́ть;

е́хать — подъе́хать, съе́хать;

проси́ть — спроси́ть, попроси́ть;

звони́ть — позвони́ть, зазвони́ть;

ходи́ть — подходи́ть, переходи́ть;

хвали́ть — захвали́ть, похвали́ть;

рабо́тать — разрабо́тать, порабо́тать.

Другие (неподчёркнутые глаголы) отвечают на вопрос что делать?

№184 учебника 2023-2024 (стр. 106):

Вариант ответа #1:

     Тема: прилёт птиц.

     Главная мысль текста: необходимо заботиться о животных и птицах.

     Название: Возвращение.

     Ребята ждут пернатых гостей. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).

     Возвращение

     Вот и отступает зима. В окно повеяло весною. Совсем скоро вернуться домой птицы, улетевшие зимовать в тёплые края.

     Ребята ждут пернатых гостей. Вот уже целую неделю мальчишки делают для них скворечники, а девочки им помогают. Каждый день вешают ребята новые птичьи домики на деревья и с ожиданием смотрят в небо.

     Вот и дождались! В небе птицы! Летят они домой. А здесь их ждали. Здесь им рады. Уже готовы к их возвращению новые удобные домики. Выбирайте, пернатые, кому какой по душе!

     Возвращаются птицы, подлетают к деревьям, приглядываются и сразу занимают уютные домики. Хорошо им там будет! Пусть выводят своих птенцов и знают, что всегда ждут их возвращения домой мальчишки и девчонки. Ждут и готовы о них позаботиться!

Пояснения:

     красная строка — это новая строка с отступом около одного сантиметра.

Вариант ответа #2:

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Правописание суффиксов

Суффиксы -ова(ть), -ева(ть), -ива(ть), -ыва(ть) образуют глаголы несовершенного вида: пробовать, подыгрывать, осваивать, замазывать, врачевать и др.

Возникает вопрос, как же выбрать верную гласную о, е, и или ы.

о, е, и или ы?

Пробовать, пробывать? Осваивать, осваевать?

Поставьте глаголы в форму 1 лица единственного числа настоящего времени (что делаю?).

Пробую. Окончание -ую, значит, в слове пробовать суффикс -ова. Если основа глагола заканчивается на мягкую согласную, то используется суффикс -ева. Например, врачую — врачевать.

Подыгрываю. В этой форме сохраняется -ываю, значит, в слове подыгрывать следует писать -ыва. Если основа глагола заканчивается на мягкую согласную, то используется суффикс -ива. Например, осваиваю — осваивать.

Суффикс -ва трудностей не вызывает. Вопрос в том, какую гласную писать перед ним.

Сравните

Ночевать и подпевать. В обоих словах есть сочетание ева. Только в слове ночевать -ева является суффиксом, а в слове подпевать суффиксом будет -ва, гласная е перед ним относится к корню -пе.

Если глагол образован с помощью суффикса -ва, то перед ним сохраняется та гласная, которая была в основе: пролить — проливать, узнать — узнавать и т. д.

Исключения: застрять — застревать, продлить — продлевать, затмить — затмевать.

Чтобы определить наличие суффикса -ва в глаголе, надо его убрать. Если образовался совершенный вид глагола, значит, перед вами именно суффикс -ва.

Сосредоточиваться (несов. в.); уберите -ва. Получилось сосредоточиться (сов. в.). В слове сосредоточиваться суффиксы -и, -ва.

Обязательно обращайтесь к словообразовательным словарям, чтобы проверить, верно ли определен суффикс.

{"questions":,"answer":0}},"hints":}]}

Приставочный способ

С помощью приставок глаголы образуются от других глаголов: сказать — рассказать — подсказать — недосказать — предсказать — пересказать и т.д.

В русском языке огромное количество приставок, как вы знаете. Можно выделить следующие группы глаголов, образованных приставочным способом:

  • глаголы, обозначающие начало действия: говорить — заговорить, бежать — побежать, летать — взлетать и т. д.;
  • глаголы, обозначающие окончание действия: читать — дочитать, идти — пройти, греметь — отгреметь и т. д.;
  • глаголы, обозначающие неполноту действия или дополнительные действия: открыть — приоткрыть, сказать — недосказать, купить — докупить и т. д.;
  • глаголы, обозначающие исчерпанность действия: плакать — выплакать, смотреть — пересмотреть, носить — износить и т. д.

Приставочный способ играет важную роль в словообразовании глаголов. Именно с помощью приставок образуются временные и пространственные значения: лететь — облететь — улететь — прилететь — перелететь — долететь — слететь — налететь — пролететь и т. д.

Словообразование глаголов приставочным способом происходит так: к основе инфинитива добавляется приставка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: