Основные признаки текста

Значение слова «текст»

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Тема и идея текста

У каждого текста существует тема, которой он посвящается.

Определение

Тема — это предмет речи, о котором ведется повествование или рассуждение автора в тексте.

Тема может быть самой разной: приход зимы в город, путешествие в горы, дружба котенка с собакой, поход в лес и пр. Часто тема выражается в виде заголовка: «Ночное происшествие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры космоса».

Чтобы раскрыть тему, автор воплощает идею — главный вопрос, который ставит перед читателями или слушателями. Автор стремится доказать свою точку зрения на поставленную проблему, то, ради чего написан текст. Рассмотрим тему и идею следующего небольшого текста.

Пример

Это связный текст. Он посвящен прилету грачей. Это его тема. Дадим тексту заголовок  «Грачи прилетели». Автор выражает основную мысль, идею, которую сформулируем в виде высказывания, — «грачи — гонцы весны».

Темы широкие и узкие

Существуют широкие и узкие темы.

Представьте себе широкую реку и маленькую речку. Что из двух может вместить в себя другое? Конечно, широкая река может вместить в себя множество узких рек. Таким же образом, широкая тема может содержать множество узких тем.

Примеры широких и узких тем. Русские народные сказки — Русские народные сказки — узкая тема.

Общая тема включает в себя ряд отдельных тем. Узкая тема связана с широкой темой. как часть к целому.

Вы знаете, что апельсин состоит из долек. Аналогично, широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).

Выберите широкую тему и узкую тему в каждом ряду.

  1. Январь, 2. Времена года, 3. Мартовская капель, 4. Майские краски.
  2. Глагол, 2. Имя существительное, 3. Части речи, 4. Имя прилагательное.

Реакция. 2. широкая тема — части речи, узкая тема — глагол, существительное, прилагательное.

Основная мысль текста

В процессе общения мы создаем текст не просто так, а для чего-то. Мы хотим доказать читателю или слушателю какую-то мысль.

С какой целью автор создавал текст о родной природе? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?

Он хотел передать читателю мысль о том, что Родина и ее природа– это единое целое, что без окружающей природы нет Родины.

Главная мысль текста (основная мысль) – это то, что доказывается; то, в чем должен убедиться читающий или слушающий.

Нужно определить основную мысль текста – задай вопрос: что хочет сказать автор?

Потренируемся.

Прочитай текст. Какую основную мысль хотел передать автор?

Погляди на карту нашей страны. Дух захватывает от гордости! На многие тысячи километров раскинула она свои просторы. Моря, реки, озера глядят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни, горы сменяют друг друга. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.

(Основная мысль прочитанного текста: Россия – богатая страна, которой нужно гордиться).

Основная мысль текста

В процессе общения мы создаем текст не просто так, а для чего-то. Мы хотим доказать читателю или слушателю. какую-то мысль.

С какой цель, которую преследовал автор текст для родной природы? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?

Он хотел донести до читателя мысль о том, что родина и ее природа едины, что нет родины без природы, которая ее окружает.

Главная мысль текста (Главная мысль) — это то, что доказывается, то, в чем читатель или слушатель должен быть убежден.

Мы должны определить главную идею текста — Задайте вопрос: что автор пытается сказать?

Практика.

Прочитай текст. Какова основная идея, которую хотел донести автор?

Посмотрите на карту нашей страны. От гордости захватывает дух! На многие тысячи километров она протянулась по своей земле. Моря, реки, озера смотрят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни и горы сменяют друг друга. Неткакая страна в мире имеет такую разнообразную природу, как Россия.

(Самое важное в этом чтении — это текстаРоссия — богатая страна, которой мы можем гордиться)

Признаки текста

Прежде чем перейти к рассмотрению понятий повествование, описание, рассуждение, вспомните, какие признаки текста вы знаете.

Задание

Прочитайте и сравните две записи. Попробуйте самостоятельно определить, что же объединяет и различает эти записи?

За окном светило солнце. За февралем настанет март. Наконец можно подолгу гулять.

За окном светило солнце. Золотистые лучи его озаряли всю комнату. Я был рад вновь оказаться в родительском доме

Лишь с течением времени осознаешь, как важно сохранять детские воспоминания. Вдруг начинаешь ощущать особенную связь с родной землей, даже солнце здесь греет по-особенному.

Показать ответ

Скрыть ответ

Сходства между этими записями в том, что в обоих случаях употреблены слова примерно одной тематической группы, они же образуют предложения, которые объединяются в группу.

Различие состоит в том, что предложения в первой записи не связаны между собой грамматически, они не последовательны и не имеют общей законченной мысли. Во втором же случае запись является текстом.

Запомните

Признаки текста:

  • заглавие (оно может и отсутствовать, но вы всегда сможете сами озаглавить текст);
  • наличие темы и основной мысли;
  • есть начало, основная часть и конец;
  • все части связаны между собой;
  • наличие лексики одной тематической группы.
{"questions":,"answer":}}}]}

Как определить тему текста и главную мысль

Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:

Вдумчиво и внимательно прочитать текст.
При наличии незнакомых слов выяснить их значение и снова перечитать содержание, пока смысл не станет ясен полностью.
Затем следует приступить к выделению ключевых слов. Это главные слова, которые описывают основной посыл произведения. Чаще всего они бывают в заголовке, начале и конце текста

Автор иногда преднамеренно повторяет их, чтобы обратить на них внимание читателя.
Выделить микротемы. Их может быть несколько в зависимости от сложности произведения

В простых текстах они часто совпадают с абзацами.
Кратко пересказать прочитанное, стараясь уложиться в несколько предложений.

Подсказки, по которым можно определить тему:

  1. Заглавие. Довольно часто именно в нем отражается тема и содержание всего произведения. Особенно это актуально для научных статей, текстов информационного и публицистического характера. Заглавия художественных произведений часто имеют образный характер. Они не всегда могут напрямую подсказать название темы. В случае художественных текстов нужно не спешить, а вдумчиво прочитать произведение и поразмыслить над связью между названием и темой.
  2. Подзаголовки. Часто тексты разбиты на отдельные фрагменты, снабженные подзаголовками. Они связаны между собой и помогают определить тему произведения.
  3. Ключевые слова. Главные или опорные слова помогают лучше разобраться с тематикой текста. Особенно легко это сделать, если они носят специальный характер. Например, это могут быть слова из строительной или медицинской сферы. Но и в художественных произведениях также можно выделять главные слова и словосочетания. Анализ ключевых слов играет важную роль во всех видах текстов.

Подсказки, по которым можно определить основную мысль:

  1. Поразмышлять над заголовком. Часто он связан с главной мыслью.
  2. Попробовать кратко ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор своим произведением?». Лучше всего, чтобы ответ укладывался в одно-два предложения.
  3. Из краткого пересказа текста убрать всё лишнее, сократив его до нескольких предложений.

Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:

  1. Подчеркнуть в каждом абзаце наиболее важную мысль.
  2. Перечитать подчеркнутое и сократить до нескольких предложений или словосочетаний.
  3. Соединить выбранные словосочетания в одно-два предложения, используя знакомые средства связи.
  4. При необходимости откорректировать полученную главную мысль, чтобы она соответствовала лексическим и грамматическим нормам.

Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:

  1. Попытка найти главную мысль, дословно сформулированную в тексте. Это приводит к простому переписыванию одного или нескольких предложений, что часто бывает ошибочным, поскольку не всегда основная мысль точно сформулирована автором.
  2. Попытка создать полностью самостоятельное суждение. При этом учащиеся пытаются сформулировать главную мысль, но в конечном итоге неверно передают мнение автора. Это происходит за счет подмены слов, близких по смыслу, но приводящих к смысловым искажениям.

Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.

В словаре Словарь иностранных слов

а, м.

1. Всякая записанная речь, а также часть такой записи. Т. протокола. Т. поэмы. Читать т.

Текстовой — относящийся к тексту, текстам. Текстуальный — точно воспроизводящий какой-нибудь т., совершенно дословный. Текстовка (полигр.) — краткий т., поясняющий снимок, рисунок и т.п.

2. полигр. Основная часть печатного набора (без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний и т.п.). Из трехсот страниц книги т. занимает половину.

3. полигр. Типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20 пунктам (7,52 мм).||Ср. БОРГЕС, БРИЛЛИАНТ II, ДИАМАНТ, КОРПУС, МИНЬОН, МИТТЕЛЬ, НОНПАРЕЛЬ, ПЕРЛ, ПЕТИТ, ТЕРЦИЯ, ЦИЦЕРО.

4. спец. В семиотике, лингвистике, информатике: последовательность языковых и иных знаков, образующая единое целое и служащая объектом изучения и обработки. Автоматический ана-лиз текста.

Схема анализа литературного произведения

Объяснение и примеры

Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.

Тема

В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.

Пример

Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.

При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных

Пример

Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).

И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.

Проблематика

Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.

Пример

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.

Проблематика может быть:

  • нравственной;
  • психологической;
  • социальной;
  • философской.

Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения

Пример

Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:

  • анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
  • психологическая (выбор человеком своего пути);
  • всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
  • философская (добро и зло, вера и отрицание).

При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.

Идея

Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.

Пример

Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).

Авторская позиция

Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.

При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.

  • Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
  • Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
    • нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.); 
    • психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад); 
    •  социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком); 
    • философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни). 

    Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику. 

  • Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
  • Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным? 

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 5. Что такое текст

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием«текст», научитесь отличать текст от набора предложений.

Вы уже знаете, что наша речь состоит из слов. Слова мы можем объединять в предложения.

Предложение — это не просто набор слов. Это группа слов, связанных между собой по смыслу. Например: яркое, солнце, из-за, выглянуло, облаков. Будет ли это предложением? Конечно, нет. Предложение должно выражать законченную мысль. Составим из этих слов предложение. Из-за облаков выглянуло яркое солнце. Теперь перед нами предложение.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Из предложений мы можем составить текст. Но предложения в тексте должны быть выстроены в определённом порядке. Если этот порядок нарушить, получится бессмысленный набор слов или предложений.

Перед вами несколько предложений.

Как видите, это тоже не текст. Нарушен порядок предложений. Давайте восстановим его.

Теперь перед нами текст. Предложения в нем стоят в определённом порядке. Они связаны между собой по смыслу. В тексте говорится об осени, о том, какое это чудесное время года. Мы можем придумать заголовок. Например, «Чудная осень».

Рассмотрим ещё один пример.

Вечером мы возвращались домой началась гроза гремел гром сверкала молния ветер яростно качал деревья.

Этот текст трудно читать. Нет деления на предложения.

Выделим предложения, поставив недостающие знаки препинания.

Вечером мы возвращались домой. Началась гроза. Гремел гром. Сверкала молния. Ветер яростно качал деревья.

Текст восстановлен. В тексте идёт речь о грозе. Поэтому его можно озаглавить «Гроза».

Сегодня на уроке вы узнали, что текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Является ли данная запись текстом?

Солнце часто прячется за тучи. Космонавты готовились к полёту. Коля читал интересную книгу. Мама пошла в магазин.

Подсказка: текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений; предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

Задание: Последовательность предложений.

Укажите последовательность предложений.

__На ней растут цветы.

__Большие цветы золотыми головками качают.

__Есть у нас во дворе клумба.

__Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.

__А маленькие цветы лепестками машут.

Подсказка:предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу.

2 На ней растут цветы.

3 Большие цветы золотыми головками качают.

1 Есть у нас во дворе клумба.

5 Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.

Как устроены тексты?

Наша жизнь устроена так, что мы добываем информацию из разных источников: художественная литература, публицистика, телевидение, музыка, театр и др

Обратите внимание, что любое знание вы получаете посредством текста

Любимая вами аудиокнига тоже когда-то была изначально написана на бумаге, привычная реклама на телевидении создана профессиональными авторами, объявление на стенде также написано соответствующим работником.

Однако писать тексты не так просто. Это не сухой рассказ о чем-либо в свободной форме. Есть определенные правила построения текстов, поэтому характер изложения материала может быть различным.

Кроме того, текст может состоять из любого количества предложений. Тем также может быть несколько, они могут меняться в зависимости от способа построения текстов.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

Темы широкие и узкие

Темы бывают широкие и узкие.

Попробуй представить себе широкую реку и маленькую речонку. Какая из них может вместить в себя другую? Конечно, широкая река может вместить в себя несколько узких речонок. Точно так же и широкая тема может вместить в себя несколько узких тем.

Примеры широкой и узкой тем: Русские народные сказки – широкая тема. Волшебные сказки – узкая тема.

Широкая тема вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.

Ты знаешь, что апельсин состоит из долек. Точно также широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).

Потренируемся.

Выберите в каждом ряду темы широкие и узкие.

  1. Январь, 2. Времена года, 3. Мартовская капель, 4. Майские краски.
  2. Глагол, 2. Имя существительное, 3. Части речи, 4. Имя прилагательное.

Ответ: 1. Широкая тема – времена года, узкие – январь, мартовская капель, майские краски. 2. Широкая тема – части речи, узкие – глагол, имя существительное, имя прилагательное.

Что такое текст?

Наша речь складывается из звуков, которые, сочетаясь между собой в определённой последовательности, фонетически оформляют слова. Слова принимают соответствующую грамматическую форму и по смыслу высказывания объединяются в предложение. Предложение — это минимальная единица текста. Чтобы отдельные предложения можно было назвать термином «текст»,  они должны быть посвящены общей теме и выражать главный замысел автора — идею.

С этой точки зрения дадим следующее определение:

Определение

Текст — это содержательный отрезок речи, в котором предложения связаны между собой темой и основной мыслью — идеей.

В словаре Энциклопедии

(от лат. textus — ткань, соединение),..1) последовательность предложений, слов (в семиотике — знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение…2) Словесное произведение; в художественной литературе — законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т. д.)…3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему…4) В издании — часть текста, выраженная в словесной форме, в отличие от рисунков, чертежей, формул и т. п…5) Типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20 пунктам (ок. 7,5 мм).

Повествование, описание, рассуждение

Итак, вы уже знаете, что в русском языке есть три способа оформления текстов — это повествование, описание и рассуждение. Из курса пятого класса вы также знаете эти понятия как типы речи. Рассмотрим их подробнее.

Повествование Описание Рассуждение
Это способ изложения текста, события в котором происходят последовательно.Основные вопросы что делали? как произошло? что было потом?Этот способ имеет четкую структуру: завязка — развитие — развязка Это способ изложения текста, основанный на описании кого-либо или чего-либо.Основные вопросы какой? какие?Описание — это словесное изображение всего Это способ изложения текста, с помощью которого автор выражает мысли, рассуждает, приводит доказательства.Основные вопросы почему? с какой целью? как доказать?Этот способ имеет четкую структуру: вступление — аргумент — вывод

В реальном языке чаще всего вы встречаете смешанные тексты, в которых присутствуют элементы каждого типа речи.

{"questions":,"items":}},"step":1,"hints":}]}

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 8,
Канакина, Рабочая тетрадь

Упражнение 235,
Климанова, Макеева, Учебник

Страница 60,
Климанова, Рабочая тетрадь

2 класс

Упражнение 19,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 191,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 224,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 29,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 30,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 255,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 8,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 9,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 14,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 151,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 36,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 153,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 263,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 236,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 8,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 9,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 253,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 257,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 310,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 38,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 83,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 40,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 118,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 121,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 38,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 160,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 162,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 163,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 164,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 691,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 10,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 12,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 487,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 76,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 483,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 727,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 732,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 740,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник, часть 1

Упражнение 13,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 41,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 45,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение Задачка стр. 7,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 11,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 32,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 81,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 82,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 392,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 412,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 445,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 497,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 10,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 47,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 236,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 303,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 184,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 367,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 17,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 18,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 228,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 62,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Каким бывает текст?

Текст бывает очень разным. Он не всегда выглядит как тот, что был приведен в предыдущей части параграфа. Книга, стихотворение, текст песни, заметка в газете, статья в журнале, документ, письмо — это все является текстом. То, что вы сейчас читаете, — тоже текст.

Текст может быть написан от руки или напечатан на компьютере. Может быть воспроизведен и в устной форме — например, если зачитать вслух какой-нибудь отрывок или рассказать выученное стихотворение.

Текст может существовать сам по себе, а может служить пояснением к схеме, рисунку или фотографии.

Текст может принадлежать к одному из стилей речи (художественный, разговорный, научный), а также к одному из типов речи (описание, повествование, рассуждение).

{"questions":,"items":,]}}}]}

Тема и основная мысль: связь и различие

Существуют разные определения понятия «текст».

В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.

В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.

Основные признаки:

  • последовательность;
  • завершенность;
  • логичность;
  • цельность;
  • тематическое и стилистическое единство.

Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Тексты могут описывать:

  • реальные и выдуманные события;
  • взаимоотношения между людьми;
  • природные и иные явления;
  • различные проблемы и пути их решения;
  • мир чувств и многое другое.

Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.

Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.

Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.

Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.

Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.

Разница между основной мыслью и темой:

  1. Тема обозначает область исследуемого вопроса, основная мысль — авторское отношение к проблеме.
  2. Тему обычно легко определить, она конкретна и однозначна. Основная мысль не всегда легко подается выделению. Над ней нужно хорошо подумать.
  3. Тема часто отражена в заголовке, подзаголовках, ключевых словах. Выражение главной идеи зависит от того, какие языковые средства были использованы автором.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: