Гдз по русскому языку 3 класс учебник канакина, горецкий часть 1, 2

Сложное предложение. понятие о союзной и бессоюзной связи 5 класс онлайн-подготовка на ростелеком лицей | тренажеры и

Составте 20 сложных предложений с составными союзами. ПЖ ХЭЛП МИ ПЛИЗ СРОЧНА!

1)Василий ускорил свой шаг, для того чтобы не опоздать в школу.

2)Я проснулся раньше, для того чтобы быстрее приступить к урокам.

3)Дмитрий успел сделать всю работу, до того как я вернулся домой.

4)Отчет был готов, до того как я вернулся на своё рабочее место.

5)Я опоздал в школу, из-за того что поздно проснулся.

6)Я делал всю работу по дому, из-за того что мой брат уехал к тёте.

7)Я спешил в магазин, ради того чтобы закупить провиант на 3 дня.

8)В знак того что я был на своей позиции, я поднял руку.

9)Для того чтобы успеть сделать все уроки, я сократил время своего отдыха.

10)я продолжал идти, несмотря на то что я сильно устал.

11)Я встал рано утром, несмотря на то что поздно лёг спать.

12)Исходя из того что все были на месте, мы решили начать обсуждение прошедшей недели.

13)Мы все вышли из класса, после того как прозвенел звонок.

14)Перед тем как пойти в магазин, я зашел в комнату своего брата.

15)Помимо того что ему предстояло сделать много работы, он помогал мне.

16)После того как мы сделали всю работу, мы ушли на футбольное поле.

17)Под предлогом того что мне обещали щедрое вознаграждение, я пошел делать работу.

18)В связи с тем, что мы все новички, нас объединили в одну группу.

19)Потому как все хорошо сдали тесты, нас отпустили домой.

20)После того как все сдали зачет, нас отпустили домой

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№55 учебника 2011-2022 (стр. 34):

Прочитайте. Составьте сложное предложение из двух простых предложений. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.

Мир строит.

Ночью была о́ттепель.

Труд человека кормит.

Война разрушает.

Лень портит.

К утру ударил мороз.

  • Запишите составленные предложения. Правильно расставьте знаки препинания.
  • Найдите среди предложений пословицы. Какая главная мысль заключена в каждой из них?
  • В каких случаях жизни уместно употребить эти пословицы?

№55 учебника 2023-2024 (стр. 33):

Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».

  • Что изобразил художник на картине? Какими вы увидели реку? её берега? заливные луга, уходящие к горизонту? деревья и их осенний наряд? тропинку вдоль берёз?
  • Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? Что вам запомнилось в картине?
  • Составьте небольшой текст по картине. Запишите составленный текст.

№55 учебника 2011-2022 (стр. 34):

Помни, что простые предложения в составе сложного разделяются запятой.

Ответ

№55 учебника 2011-2022 (стр. 34):

Мир строит, а война разрушает. Ночью была оттепель, но к утру ударил мороз. Труд человека кормит, а лень портит.

Части сложного предложения всегда разделяются запятыми!

Пословицы:

 Мир строит, а война разрушает. Значение пословицы: в мирное время люди много создают, изобретают, а во время войны всё разрушается. Данную пословицу уместно употребить в ситуации, когда люди между собой сильно ругаются.
 Труд человека кормит, а лень портит

Значение пословицы: трудом человек зарабатывает на жизнь, но лень может всё испортить . Данную пословицу уместно употребить в ситуации, когда люди хотят подчеркнуть важность труда.

№55 учебника 2023-2024 (стр. 33):

Отвечаем на вопросы.

Что изобразил художник на картине? Художник изобразил на картине осенний пейзаж.

Какими вы увидели реку? её берега? заливные луга, уходящие к горизонту? деревья и их осенний наряд? тропинку вдоль берёз? Тихая река, изгибаясь, неторопливо течёт вдаль. Пологие берега с одной стороны заросли травой, с другой стороны у реки песчаный берег. Заливные луга, уходящие к горизонту, ещё покрыты зелёной травой, которая кое-где уже пожухла и начала желтеть. Деревья уже становятся разноцветными. Между ними вдаль бежит тропинка, маня за собой.

Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? Художник так нарисовал картину, что кажется, ты видишь её сверху, как будто летишь на воздушном шаре и смотришь вниз, любуешься природой.

Что вам запомнилось в картине? Эта картина запомнилась мне своей тишиной и спокойствием.

Пример текста 1.

    На картине Поленова «Золотая осень» изображен осенний пейзаж. Мы видим широкую извилистую реку, в которой отражаются золотистые, оранжевые, багровые, желто-зелёные деревья. Создаётся ощущение простора, ведь на картине заливные луга и огромные поля, уходящие к горизонту. Между пышных деревьев видна широкая тропка, манящая за собой.

    Мне кажется, рисуя картину, автор стоял на возвышении — пейзаж показан немного сверху. Это даёт более полное представление о местности, раскрывает широту, красоту осенней природы.

    Мне очень понравилась картина Поленова. Художнику удалось передать яркие краски золотой осени. Картина дышит спокойствием, светом и простором.

Пример текста 2.

   На картине изображён осенний пейзаж. Небо всё в светлых лёгких облаках.

   Тихая река, изгибаясь, неторопливо течёт вдаль. Пологие берега с одной стороны заросли травой, с другой стороны у реки песчаный берег. Заливные луга, уходящие к горизонту, ещё покрыты зелёной травой. Цвет листьев деревьев разный: светло-зелёный, бледно-жёлтый, ярко-жёлтый, рыжий. Только одно большое дерево, стоящее за берёзками, пока покрыто тёмно-зелёными сочными листьями.

   Художник так нарисовал картину, что кажется, ты видишь её сверху.

   Эта картина запомнилась мне своей тишиной и спокойствием. Здесь осень радует своей красотой и покоем, хочется прогуляться среди берёз и посидеть на берегу реки.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Бессоюзные предложения

Если в предложении нет союзов, его части связываются друг с другом знаками препинания:

Рассмотрим каждый случай таких ССП на примерах.

Запятая в бессоюзном ССП

Запятая в сложносочиненном бессоюзном предложении нужна, чтобы показать перечисление предметов или событий.

Небо стало ясным, звезды скрылись за пеленой утренних облаков.

Точка с запятой в бессоюзном ССП

Точка с запятой в сложносочиненном предложении нужна, когда мы хотим перечислить действия в распространенных предложениях, особенно если в них уже есть запятые.

Она схватила сына за плечи, крепко сжала их; он вытер слезы, прижался к матери, что было сил.

Двоеточие в бессоюзном ССП

Когда одна часть сложносочиненного предложения объясняет и дополняет смысл первой, между ними принято ставить двоеточие.

Я оглядел полянку: она вся была усыпана одуванчиками.

Тире в бессоюзном ССП

Тире между частями сложносочиненного предложения в русском языке ставят, если в нем по смыслу есть противопоставление или резкое присоединение.

Все разом выбежали, похватали сабли — и пошла кутерьма.

Важную роль в вопросе, ставить ли тире между частями предложения с сочинительной связью, играет интонация. Так, тире можно ставить и в назывных предложениях, и в коротких синтаксических конструкциях, если того требует их тон.

Слышу крик — и вдруг разом тишина.

Сфотографируйте — и срочно в газету!

Структура сложных предложений с разными видами связи

Взаимосвязь между отдельными частями сложной синтаксической конструкции обычно строится на создании блоков между парой или больше предложений. Между собой они вступают в сочинительные или подчинительные отношения, связь обеспечивают знаки препинания или союзы. Виды отношений многообразны, каждый случай требует внимательного изучения.

Рассмотрим примерные варианты:

  1. : , (с кем много враждовал), (к кому боялся встать спиною, чтоб не вонзился под лопатку нож).
  2. , и , (так что веранда с южной стороны была постоянно в тени).

Между простыми синтаксическими конструкциями в составе сложного предложения допустимы любые варианты союзных и бессоюзных типа. 

 Возможны 4 варианта отношений:

сочинение и подчинение;

Солнечный диск едва показался из-за горизонта, и петухи дружно запели по станице, как будто кто-то подал им команду.

 (И – сочинительный союз, как будто – подчинительный союз.)

Схематическое объяснение: 

сочинение и бессоюзная связь.

Уже давно наступил полдень, но подводы с продуктами всё не было – кормить крестьян, похоже, никто не собирался.

(а – сочинительный союз.)

Схематическое объяснение: 

подчинение и бессоюзная связь.

Когда путник вышел из леса, солнца уже не было; лес скрыл его окончательно.

(Когда – подчинительный союз.)

Схематическое объяснение: 

сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

В лесу стояла тишина и только тихо поскрипывали деревья; они как бы переминались с ноги на ногу, верхушки при этом слегка соприкасались, так что вокруг царила сонная полутьма.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схематическое объяснение: 

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью допускается соседство сочинительных и подчинительный союзов.

Всю ночь лил проливной дождь, но, когда взошло солнце, он как по команде прекратился. 

 (Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схематическое объяснение: 

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

да, да и, тоже, также

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь

Между двумя назывными предложениями:Хриплый стон и скрежет ярый.

Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:Это кто такие и что им надобно?

Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.

Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.

Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).Я бы тоже желал знать почему.

В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.Была без радости любовь, разлука будет без печали. Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.

ГДЗ к учебнику Канакиной пригодятся ученикам

Программа третьего класса отличается большим объемом, так как именно сейчас закладываются базовые знания по русскому языку. Не все школьники могут быстро разобраться в огромном количестве изучаемых тем, что порождает недопонимания и ошибки при выполнении практических упражнений. Если не исправить ситуацию, то это не только отрицательно скажется на оценках ребят, но и на их навыках. С помощью «ГДЗ по Русскому языку 3 класс Учебник Канакина, Горецкий (Просвещение, 2023 гг.)» ученики справятся со всеми трудностями, возникающими в ходе учебного процесса.

Учащимся предстоит освоить в этом году весьма обширный материал:

  1. Текст и его виды.
  2. Что такое обращение?
  3. Из чего состоит словосочетание?
  4. Синонимы и антонимы.
  5. Какие слова называются однокоренными?
  6. Значения приставок, и т.д.

Много проблем происходит от того, что дети невнимательно ведут себя на уроках. Вместо того чтобы слушать пояснения учителя, они вертятся, занимаются своими делами, разговаривают с одноклассниками

Неудивительно, что много важной информации из рассказа преподавателя проходит мимо их ушей. Когда приходит время делать домашние задания, то оказывается, что третьеклассники не понимают с чего им начинать и как вообще подступиться к заданному номеру

Решебник позволит устранить эту проблему, предоставив исчерпывающие сведения по всему текущему курсу.

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.

Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.

Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.

5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Во­лын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.

4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.

5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.

В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.

10 примеров сложных предложений из русской литературы

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Петр глянул в сторону, куда указывал барин.И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.А.П. Чехов. «Три сестры»

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.И.А. Бунин. «Темные аллеи»

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра.А.П. Платонов. «Чевенгур»

Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовуюВ.В. Набоков. «Дар»

Союзные предложения

Простые части в сложносочиненном предложении можно соединять союзами. А именно:

Рассмотрим каждый вид союзов в ССП на примерах.

Предложения с соединительными союзами

Соединительные союзы в сложносочинительном предложении — и, да, ни. ни, тоже, также — указывают на то, что действия произошли одновременно или друг за другом.

Цвели яблони, и пахло медом.

Низко груши, да достать легко.

Предложения с противительными союзами

Противительные союзы в сложносочиненное предложении — а, но, да (но), однако, зато — указывают на противопоставление, сопоставление или уступку.

Хотелось пирога, а яблоки еще не созрели.

Лето задержалось, но ягоды уже наливались соком.

Я приехал рано, однако дома никого не было.

Предложения с разделительными союзами

Разделительные союзы — либо, то. то, не то. не то — указывают на чередование действий.

То сладкая ягода попадется, то от кислоты скулы сведет.

Либо обуздать страх, либо назад поворачивать.

Не то вишни на дереве, не то красные капли.

Предложения с комбинацией союзов

Иногда в сложносочиненном предложении сочетаются сразу несколько видов союзов, например:

То ли дождей мало, и ягода осыпалась, то ли дело совсем в другом.

Знаки препинания в союзных предложениях

Между частями сложного предложения с союзами и, да, однако, либо и т. д. нужна запятая.

По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: