Слайд 13-Прочитайте 3 текст.-Как называются такой текст ?-Как вы думаете этот
текст–описание? Повествование?3) Дятел — это лесной лекарь. ,потому что они
лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине .Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые — и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем.-Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ?(Почему? Причины, доказательства) -Как вы думаете как называется такой текст ?
Проверьте себя
Номер 1.
Прочитайте. Докажите, что это текст. Придумайте к нему заголовок.
Утренний клёв окончился. Незнакомая птичка опустилась на удилище, сложила крылья. Я стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, тёмные в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка. Незнакомка посидела, посидела на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полете-ла вдоль берега, часто махая крылышками.
Е. Носов.
Ответ:
Это текст, потому что все предложения объединены общей темой — как маленькая птичка села на удочку на утренней рыбалке. Кроме этого все предложения объединены грамматически, т.е. знаками препинания.
Заголовок: «Утренняя незнакомка».
- Сколько частей можно выделить в тексте? Объясните свой ответ.
- Можно ли из данного текста составить два других текста: описание и повествование? Составьте любой текст и запишите его.
Ответ:
Считаю, что в данном тексте можно выделить 3 части, каждая из которых содержит отдельную информацию:
1 часть: как незнакомая птичка присоединилась к утренней рыбалке,
2 часть: описание пестрой незнакомке,
3 часть: как пернатая незнакомка улетела.
Из данного текста можно составить два текста: описание – в котором будет описываться дивная птичка-незнакомка, и повествование – в котором будут описываться события утренней рыбалки.
Текст описание:
На утренней рыбалке присоединилась ко мне маленькая незнакомка – крохотная птичка была удивительно красива: оливково-оранжевая грудка, тёмные в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка. Она летала, быстро махая маленькими крылышками, будто веерами.
Текст повествование:
В то утро я пошел на рыбалку. Клёв обещал быть замечательным. Лучи восходящего солнца уже отражались в воде, как вдруг появилась она – таинственная незнакомка. Птичка резво кружилась над водой, а затем присела на самый кончик удочки и стала чистить перышки. Её спугнуло мое отражение в воде. Она взмыла в воздух и улетела, резво махая крылышками.
Номер 2.
Прочитайте стихотворение выразительно.
Садик мой весёлый,
Где ж твои цветы?
Под дождём осенним
Изменился ты!..
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди — весна вернётся,
Зацветёшь опять!
И. Белоусов.
- Объясните употребление знаков препинания в конце предложений. Найдите в стихотворении обращение.
- Спишите второе предложение. Подчеркните в нём грамматическую основу и выпишите словосочетания.
Ответ:
Предложение
Номер 32.
Прочитайте.
1. В болоте урчали лягушки.
В болоте урчали, квакали лягушки.
2. Солнце осветило деревья.
Солнце осветило деревья, кусты, поляны.
3. На столе лежали книги.
На столе лежали книги, тетради, карандаши.
В чём различие каждой пары предложений? Какими членами предложения являются выделенные слова?
Ответ:
1. В болоте урчали лягушки. (В предложении одно сказуемое).
В болоте урчали, квакали лягушки. (В предложении два однородных сказуемых).
2. Солнце осветило деревья. (В предложении одно дополнение).
Солнце осветило деревья, кусты, поляны. (В предложении три однородных дополнения).
3. На столе лежали книги. (В предложении одно подлежащее).
На столе лежали книги, тетради, карандаши. (В предложении три однородных подлежащих)
Номер 33.
Прочитайте.
1. В лесном2 озере2 водились караси́, плотва́, щуки, лещи́.
2. Осенние листья летят, кружатся, падают на землю.
3. Ю́ркие, непосе́дливые синицы перелетают с дерева на дерево.
- Спишите. Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения в каждом предложении?
- На какой вопрос отвечают однородные второстепенные члены? К какому слову они относятся?
Ответ:
1. В лесном озере водились караси, плотва́, щуки, лещи́. (Однородные подлежащие)
2. Осенние листья летят, кружатся, падают на землю. (Однородные сказуемые)
3. Юркие, непоседливые синицы перелетают с дерева на дерево.
(Синицы какие? юркие, непоседливые — однородные определения)
- Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления.
- Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения?
Ответ:
Однородные члены, связанные интонацией перечисления, разделяет запятая.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Русский
язык
Слайд 2
Минутка
чистописания
Слайд 5ИГРА
«Да-нет»
Слайд 61.Текст состоит из одного предложения.2. Текст состоит из нескольких любых
предложений.3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.4. Текст обязательно
имеет заголовок.5. Текст не всегда имеет заголовок.6. Текст обязательно всегда должен быть большим по объёму.7. Текст может быть небольшим по объёму.8. Текст всегда состоит из одной части.
Слайд 7Прочитайте два текста и определите вид текста . 1)На высоком
дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные,
на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. .У него сильные цепкие лапы .При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева. 2) Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать. И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал. Такой он умный .
Слайд 8-Что общего у этих текстов? — Какова их тема
? Определите главную мысль первого текста . -Какой
вопрос, мы можем поставить к первому тексту? -Как называется такой текст ? -Для чего нам нужны тексты- описания? Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте — описания описываются предметы, люди, животные, природа.
Слайд 9 Типы текстов
Текст–описание Вопросы какой? какая?
какое? какие? (признаки предмета)
нам нужны тексты-повествования?
Слайд 11 Виды текстов Текст–повествования
(сообщения ) (Что произошло?) (события, действия)
Слайд 13-Прочитайте 3 текст.-Как называются такой текст ?-Как вы думаете этот
текст–описание? Повествование?3) Дятел — это лесной лекарь. ,потому что они
лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине .Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые — и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем.-Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ?(Почему? Причины, доказательства) -Как вы думаете как называется такой текст ?
Слайд 14А это стучит своим крепким клювом ДЯТЕЛ. Такой текст называется
текст- рассуждение. Рассуждать — значит доказывать.- Дятел — охранитель и
защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют «лесным доктором».Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.
Слайд 16 Типыы текстов Текст–рассуждение рассуждать -доказывать
Вопрос -Почему?
Слайд 18 Типы текстов Текст–повествования-(сообщения ) Вопрос -Что произошло?
(события, действия) Текст–описание Вопросы Какой?,
Какая? (признаки предмета) Текст–рассуждение Вопрос -Почему?
Часть 2:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
Наши проекты
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
Проверь себя
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
Проверь себя
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
Наши проекты
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
Проверь себя
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326