Читательский дневник по стихотворению «Учёный Петя» Александра Введенского
Название произведения: «Учёный Петя»
Число страниц: 2
Жанр: юмористическое стихотворение.
Главные герои: Петя, дети.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Петя — умный и начитанный мальчик.
Фантазёр.
Знал ответ на любой вопрос.
Дети — любопытные.
Были удивлены ответами и сомневались, верить мальчику или нет.
Краткое содержание стихотворения «Учёный Петя»
Учёный мальчик Петя знает ответы на все вопросы и потому его часто спрашивают дети о том, что им интересно.
Спрашивают они, почему облетают зелёные листья.
Петя отвечает, что из-за плохих ниток, которыми листья пришиты к веткам.
Дети спрашивают, почему зяблики перестали летать.
Он говорит, что зяблики просто примерзают крыльями к снежной туче.
Дети интересуются, откуда лёд на речке, и почему дни зимой такие короткие.
Петя отвечает, что рыбы для своих мальков дом строят, а лёд им как крыша.
Ну а дни короткие, потому что мы рано свет зажигаем.
Основная мысль стиха «Учёный Петя»
Главная мысль стихотворения в том, что отвечать нужно правду, не врать.
Основная идея стихотворения в том, что на глупые вопросы следуют такие же ответы.
Чему учит стихотворение
Стихотворение учит фантазировать, искать объяснения непонятному.
Учит пытливости и наблюдательности.
Учит не хвастать и не обманывать.
Учит веселиться.
Краткий отзыв о стихе «Учёный Петя» для читательского дневника
Прочитав это стихотворение, я долго смеялась над ответами мальчика.
Они кажутся умными и всё объясняют, но на самом деле просто фантазия.
Петя может быть и знал правильные ответы, но приколоться он точно любил.
Это смешное и интересное стихотворение.
Автору удалось насмешить читателя и придумать необычные ответы на простые вопросы.
Мне очень нравится Петя, потому что с ним никогда не заскучаешь.
Он всегда что-нибудь придумает.
С ним весело.
Я всем советую прочитать это стихотворение и попробовать придумать ему продолжение.
Есть очень много простых вопросов, на которые ещё никто не придумал смешных ответов.
Пословицы к стихотворению:
- Не любо — не слушай, а врать не мешай.
- И враньём люди живут, да ещё хвалятся.
- Ума немного надо, чтобы дураком назвали.
- Ум за разум зашёл.
- Голь на выдумку хитра.
Ещё читательские дневники по произведениям Александра Введенского:
- «Лошадка»
- Краткая биография Александра Введенского и презентация на отличную оценку
Библиотека произведений автора пополняется.
Александр Введенский Учёный Петя
Вот сидит пред вами Петя,
Он умнее всех на свете,
Всё он знает,
Понимает,
Всё другим он объясняет.
Подходили дети к Пете,
Говорили с Петей дети:
— Петя, Петя, ты учёный, —
Говорят они ему:
— Облетает лист зелёный,
Объясни нам, почему?
И ответил Петя:
— Дети!
Хорошо,
Я объясню.
Лист зелёный облетает,
По траве сухой шуршит,
Потому что он плохими
К ветке нитками пришит.
Услыхали это дети
И сказали:
— Что ты, Петя,
Неужели в самом деле,
В САМОМ ДЕЛЕ
ЭТО ТАК?
И опять сказали дети:
— Если ты всё знаешь, Петя,
Если ты умнее всех, —
Расскажи-ка нам про снег.
Снег на улице валит,
И над белою землёю
Больше зяблик не летит?
И ответил Петя:
— Дети!
Ладно, ладно,
Расскажу.
Знаю очень хорошо:
Снег — зубной порошок,
Но особый, интересный,
Не земной, а небесный.
Зяблик больше не летает,
Как известно, оттого:
Крылья к туче примерзают,
Примерзают у него.
Услыхали это дети,
Удивились:
— Что ты, Петя,
Неужели
В самом деле,
В САМОМ ДЕЛЕ
ОТТОГО?
И тогда сказали дети:
— Хороши ответы эти,
Но ответить на вопросы
Мы ещё тебя попросим:
Видишь, стали дни короче,
И длиннее стали ночи?
Почему, ответь потом,
Вся река покрыта льдом?
И ответил Петя:
— Дети!
Так и быть уж,
Объясню.
Рыбы в речке строят дом
Для своих детишек
И покрыли речку льдом —
Он им вместо крыши.
Оттого длиннее ночи,
Оттого короче дни,
Что мы рано стали очень
Зажигать в домах огни.
Услыхали это дети,
Засмеялись:
— Что ты, Петя,
Неужели
В самом деле,
В САМОМ ДЕЛЕ
ОТТОГО?
Как вы думаете, дети:
А не врёт ли это Петя?
2) Профессор Преображенский синквейн
Введенский А. И. – Учёный Петя
Вот сидит пред вами Петя,
Он умнее всех на свете,
Всё он знает,
Понимает,
Всё другим он объясняет.
Подходили дети к Пете,
Говорили с Петей дети:
— Петя, Петя, ты учёный, —
Говорят они ему:
— Облетает лист зелёный,
Объясни нам, почему?
И ответил Петя:
— Дети!
Хорошо,
Я объясню.
Лист зелёный облетает,
По траве сухой шуршит,
Потому что он плохими
К ветке нитками пришит.
Услыхали это дети
И сказали:
— Что ты, Петя,
Неужели в самом деле,
В САМОМ ДЕЛЕ
ЭТО ТАК?
И опять сказали дети:
— Если ты всё знаешь, Петя,
Если ты умнее всех, —
Расскажи-ка нам про снег.
Снег на улице валит,
И над белою землёю
Больше зяблик не летит?
И ответил Петя:
— Дети!
Ладно, ладно,
Расскажу.
Знаю очень хорошо:
Снег — зубной порошок,
Но особый, интересный,
Не земной, а небесный.
Зяблик больше не летает,
Как известно, оттого:
Крылья к туче примерзают,
Примерзают у него.
Услыхали это дети,
Удивились:
— Что ты, Петя,
Неужели
В самом деле,
В САМОМ ДЕЛЕ
ОТТОГО?
И тогда сказали дети:
— Хороши ответы эти,
Но ответить на вопросы
Мы ещё тебя попросим:
Видишь, стали дни короче,
И длиннее стали ночи?
Почему, ответь потом,
Вся река покрыта льдом?
И ответил Петя:
— Дети!
Так и быть уж,
Объясню.
Рыбы в речке строят дом
Для своих детишек
И покрыли речку льдом —
Он им вместо крыши.
Оттого длиннее ночи,
Оттого короче дни,
Что мы рано стали очень
Зажигать в домах огни.
Услыхали это дети,
Засмеялись:
— Что ты, Петя,
Неужели
В самом деле,
В САМОМ ДЕЛЕ
ОТТОГО?
Как вы думаете, дети:
А не врёт ли это Петя?
Пятая строка — считается последней. Указывается лишь одно слово, а именно существительное. Оно отражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным предметом, о котором и говорится в синквейне. Вместо одного, может быть также и два слова. Позволяется применять и другие части речи.
Педагогические условия развития речи-рассуждения детей.
Булгакова Собачье сердце.
28.07.2020 13:10:32
2020-07-28 13:10:32
Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, Речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Оборудование: выставка детских журналов; портрет и книги А. Введенского; карточки с заданиями, стихами А. Введенского.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Федина конфетина
В буфете вздыхает конфетина,
Страдает конфетина Федина:
Не нравится Федя конфете —
Конфета мечтает о Пете.
И Петя Петров проникает в буфет…
И больше у Феди конфетины нет,
Лишь фантик остался в буфете
На память о бедной конфете.
П. Синявский
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).
— Какое это стихотворение? Как его нужно читать?
— Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения (или чтение наизусть).
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об А. Введенском
— Посмотрите в учебнике с. 177—180 и с. 182—183. Кто автор стихотворений, которые мы будем читать на уроке?
— Знаете ли вы что-нибудь о нем?
Материал для учителя
Александр Иванович Введенский (1904-1941) — автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Он родился в семье служащего. Получил филологическое образование в Петербургском университете. Дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своих поэтических исканиях опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, закличек.
— Послушайте стихотворение А. Введенского «Песенка о дождике» и определите, какой жанр устного народного творчества оно напоминает.
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы.
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки.
И мы тоже дождик ждем,
Бегать будем под дождем!
(Ответ. Стихотворение похоже на народную песенку-закличку.)
2. Стихотворение «Ученый Петя»
— Нас. 177—180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чем оно. (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение. (Дети читают самостоятельно.)
— Какие чувства возникли у вас при чтении?
— Чему вы улыбались?
— Как бы вы ответили на вопрос автора? (Ответы детей.)
— Перечитаем стихотворение и ответим на вопрос: в чем заключалась ученость Пети?
— Как надо прочитать название стихотворения: с восхищением, с усмешкой, с грустью?
— Соотнесите название и содержание стихотворения. Что вызывает у вас улыбку?
V. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Стихотворение «Лошадка»
~ Нас. 182—183 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чем оно. (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение. (Дети читают самостоятельно.)
— Что было непонятно?
Дрожки — легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Творческая работа
— Придумайте такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками из него.
3. Игра в слова
— На доске написаны слова. Найдите другие слова, спрятавшиеся в них. (Если класс хорошо подготовлен, то учащиеся могут искать эти слова сами в тексте.)
Лошадка, ножки, старушки, ладошки, она жила, закладывали, вдруг, столбик, плакат, проход, предполагается, водопровод, говорят, сухарь, подарили, в тетрадку, букварь.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?
— Какие стихи вы читали?
— Вспомните: А. Введенский переводил сказки Ш. Перро и братьев Гримм. Какими языками он владел? (Французским и немецким.)
Домашнее задание
Повторить произведения изученного раздела.
Как бы ты ответил на вопрос автора?
Я бы с уверенностью ответил, что Петя тот ещё выдумщик.
Конечно, это всё враньё и неправда.
Всё, что говорит и якобы объясняет Петя остальным детям – небылицы.
Это не объяснение всем явлениям природы, а просто сказки.
Не стоит быть такими наивными и верить всему, что говорят разные люди.
Сначала нужно удостовериться, что это правда.
Или хотя бы понять, а действительно ли мнение этого человека – авторитетное мнение.
Если же ты хоть немного сомневаешься, можно спросить у кого-то другого.
То есть проверить.
2. В чём заключалась учёность Пети? Ответь словами из стихотворения.
Петя называли учёным потому, что он знал ответ на все поставленные вопросы, какие бы у него ни спросили.
А дети слушали и не могли поверить своим ушам.
Однако продолжали спрашивать, потому что Петя очень интересно рассказывал.
Он быстро и чётко объяснял, но такие ответы казались многим странными и неправдоподобными.
И они были правы, ведь это были всего-навсего придумки маленького мальчика.