4 класс. Развитие речи. Урок 2
Практическое задание к уроку 2 по развитию речи в 4 классе.
Работа с текстом
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. (1) Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. (2) Надо мной струятся ветви берёз. (3) Листья на них кажутся то изумрудно–зелёными, то совсем золотыми. (4) А внизу под берёзами на траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. (5) И светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. (6)
Солнце и в небе, и на земле… (7) И становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда–то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. (8) И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку–ку, ку–ку!…» (9)
(По Г. Скребицкому)
1. Прочитай текст. Определи стиль текста.
3. Определи главную тему текста.
Нужно ценить окружающую природу.
4. Объясни выражение «струятся ветви берёз».
Ветки берёзы ниспадают словно волны.
5. Запиши, с чем сравнивает автор синеватые тени под берёзами.
6. Вставь слова, используя текст, чтобы предложения имели смысл.
Вся природа купается в золотых волнах тепла и света. Стволы молодых берёз сверкают ослепительной белизной.
7. Укажи главное слово в словосочетании.
х Светлые зайчики х сверкает белизна х бежать вдаль х отражение солнца х солнечное отражение х молодые берёзки.
8. Выпиши из второго абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.
И становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда–то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.
9. Разбери слова по составу.
10. Спиши, раскрывая скобки.
Дорога свернула в берёзовый перелесок. Мы с товарищами зашли в густую чащу. Вдруг послышался голос кукушки. Совсем рядом застрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!
11. Выпиши из первого предложения словосочетание — имя существительное с именем прилагательным. Определи падеж имени прилагательного.
в берёзовом (П. п.) перелеске.
12. Определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
З е лёной л и ствою одеты д е ревья. Пахнет гр и бами и спелой з е мл я никой. Громко п о ют птицы. Под д е ревьями в л е су рыщ у т звери.
13. Выпиши из текста два имени существительных в дательном падеже.
по траве, по дорожке
14. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова. Отгадай, что это?
Над р е кой (рéчка) ост а новился (встать)
Шар воздушный, з о л о той (зóлото, позолóченный).
А потом за лесом скрылся,
Пок а чавшись (кáчка) над в о дой (вóдный).
15. Составьте и запишите план текста.
Канакина. 3 класс. Учебник №1, упр. 131, с. 74
131. Прочитайте.
1. В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2. Мы вышли в светлый берёзовый лесок 4 . (Г. Скребицкий) 3. Лесные владенья лесник бережёт — листка не сорвёт и зверька не спугнёт. (Л. Яхнин) 4. Долину окружали лесистые горы 4 .
Найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов?
Лес — пространство, заросшее деревьями и другими растениями. Лесок — небольшой лес. Лесные — связанные с лесом, обитающие в лесу. Лесник — лесной сторож. Лесистые — обильно поросший лесом.
В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.
Лес/, лес/ок, лес/ные, лес/ник, лес/истые.
Мы вышли в светлый берёзовый лесок 4 . вышли (куда?) в лесок, лесок (какой?) берёзовый, лесок (какой?) светлый.
Долину окружали лесистые горы 4 . окружали (кого? что?) долину, горы (какие?) лесистые.
Что такое корень слова?
Упражнение 130
Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? Объясните лексическое значение каждого из этих слов.
Ответ:
Однокоренные слова: осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.
Я определил эти слова по корню, в котором заключено общее лексическое значение всех слов.
Лексическое значение:
1. Осиновый — что-либо из осины.
2. Осинник — осиновый лес или перелесок.
3. Осинки — молодые деревья осины.
4. Осины — лиственные деревья рода тополей, с зеленовато-белой гладкой корой.
5. Подосиновики — съедобные грибы с красной или коричнево-красной шляпкой, растущие преимущественно в лиственных лесах, особенно в осинниках; красный гриб.
Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму.
Ответ:
Упражнение 131
Найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов?
Ответ:
Однокоренные слова: лес, лесок, лесные, лесистые.
Лексическое значение:
1. Лес — множество дикорастущих деревьев, расположенных на большом пространстве; пространство, обильно поросшее деревьями.
2. Лесок — уменьшительно-ласкательное к слову лес.
3. Лесные — что-либо находящееся в лесу.
4. Лесистые — обильно поросший лесом, богатый лесом.
Общее лексическое значение всех однокоренных «хранит» корень -лес-.
Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.
Ответ:
Разбор предложения
1. Предложение: Мы вышли в светлый березовый лесок.
2. О чём говорится в предложении? (О нас). В предложении слово мы отвечает на вопрос кто? Значит, слово мы — подлежащее.
3. Что говорится о подлежащем, о нас? (Вышли). Слово вышли отвечает на вопрос что сделали? (Мы (что сделали?) вышли). Значит, слово вышли — сказуемое.
4. Подлежащее (мы) и сказуемое (вышли) — главные члены предложения.
5. Второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: вышли (куда?) в лесок. Второстепенный член предложения, который поясняет друг член предложения: лесок (какой?) светлый. Второстепенный член предложения, который поясняет друг член предложения: лесок (какой?) березовый.
6. В предложении три словосочетания: вышли в лесок, светлый лесок, березовый лесок.
1. Предложение: Долину окружали лесистые горы.
2. О чём говорится в предложении? (О горах). В предложении слово горы отвечает на вопрос что? Значит, слово горы — подлежащее.
3. Что говорится о подлежащем, о горах? (Окружали). Слово окружали отвечает на вопрос что делали? (Горы (что делали?) окружали). Значит, слово окружали — сказуемое.
4. Подлежащее (горы) и сказуемое (окружали) — главные члены предложения.
5. Второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: горы (какие?) лесистые. Второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: окружали (что?) долину.
6. В предложении два словосочетания: лесистые горы, окружали долину.
Контрольная работа по русскому языку по теме «Словосочетание»
Контрольная работа по русскому языку по теме «Словосочетание».
1. Выделите все словосочетания:
1) в осеннем лесу 6) свежим ветром
2) на прогулке 7) около дома
3) шел и думал по лесной тропинке
4) поздним вечером 9) налетел ветер
5) бежать на зарядку 10) у дальнего горизонта
2. Найти в предложении все словосочетания:
Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок.
1) мы перебрались 2) через овраг 3) лесной овраг 4) перебрались и вышли 5) в светлый лесок 6) березовый лесок
Я жил на берегу моря и ловил рыбу.
1) я жил 2) жил и ловил 3) на берегу 4) на берегу моря 5) ловил рыбу
Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой..
1) туман рассеялся 2) туман поднялся 3) поднялся незаметно 4) поднялся давно 5) поднялся и рассеялся 6) рассеялся над рекой 7) над рекой давно рассеялся 9) туман над рекой
3. Укажите именные словосочетания:
2) участие в соревновании
3) участвовать в игре
4) чествовать победителя
5) шел по дороге
4. Укажите глагольные словосочетания:
1) гигантский завод
2) сверкнуть на солнце
3) доблестный воин
4) неприятный запах
5) работать на поле
5. Сделать разбор словосочетаний:
Контрольная работа по русскому языку по теме «Словосочетание».
1. Выделите все словосочетания:
1) на столе 6) широкий двор
2) обозначить орфограмму 7) решил задачу
3) синие и красные лисенок вскочил
4) колючим кустарником 9) искать грибы
5) ветер воет 10) по листьям
2. Найти в предложении все словосочетания:
Целое лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики.
1) целое лето 2) листья подставляли 3) подставляли солнцу 4) свои ладошки 5) подставляли ладошки 6) подставляли спинки 7) подставляли щёчки подставляли животики 9) ладошки и щёчки 10) спинки и животики 11) свои спинки 12) свои животики
Ветер дует без устали и далеко разносит созревшие семена деревьев и трав.
1) ветер дует 2) дует без устали 3) дует и разносит 4) разносит семена 5) семена трав 6) семена деревьев 7) созревшие семена деревьев и трав 9) разносит далеко
Солнце выглянуло из-за тучи и вновь спряталось за облако.
1) солнце выглянуло 2) выглянуло из-за тучи 3) выглянуло и спряталось 4) солнце спряталось 5) спряталось за облако
3. Укажите именные словосочетания:
1) устный счет 2) участие в соревновании 3) шел по дороге
4) участвовать в игре 5) чествовать победителя
4. Укажите глагольные словосочетания:
1) ужасный ветер 2) расстилаться по равнине 3) искусный мастер
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/4592117_vypisite-vse-slovosocetania-iz-predlozenia/
http://pandia.ru/text/78/235/99302.php
Выпишите все словосочетания из каждого предложения?
Выпишите все словосочетания из каждого предложения.
Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок.
Я жил на берегу моря и ловил рыбу.
Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой.
Вы перешли к вопросу Выпишите все словосочетания из предложения?. Он относится к категории Русский язык, для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№131 учебника 2011-2022 (стр. 74):
Прочитайте.
1. В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2. Мы вышли в светлый берёзовый лесок.4 (Г. Скребицкий) 3. Лесные владенья лесник бережёт — листка не сорвёт и зверька не спугнёт. (Л. Яхнин) 4. Долину окружали лесистые горы.4
- Найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов?
- Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.
№131 учебника 2023-2024 (стр. 70):
Прочитайте. Определите тему текста. Придумайте к нему заголовок.
Лесная полянка. Посередине две берёзки. Рядом в зелёном брусничнике красная сыроежка.
Сыроежка была такая огромная и такая старая. Края загнулись вверх. Она напоминала большую тарелку, напо́лненную водой.
Вдруг с берёзы слетела серая птичка, села на край сыроежки. Птичка носиком — тюк! — в воду. Попила водички и полетела на берёзу.
М. Пришвин
- Почему в тексте выделены три части? Какая часть (или части) текста является описанием?
- Определите тему каждой части и придумайте к ним заголовки. Составьте план текста.
- Запишите заголовок и ответы на вопросы:
- Где росла сыроежка?
- Каков внешний вид сыроежки? На что она была похожа?
- Что делала птичка на краю сыроежки?
Подсказка
№131 учебника 2011-2022 (стр. 74):
Вспомните, какие слова называются однокоренными.
№131 учебника 2023-2024 (стр. 70):
Вспомните, какой текст называется описанием.
Ответ
№131 учебника 2011-2022 (стр. 74):
Однокоренные слова: лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.
Общее лексическое значение всех однокоренных слов заключено в корне этих слов.
Лес — экологическая система деревьев.
Лесок — маленький лес.
Лесные — соотносящиеся с лесом.
Лесник — лесной сторож.
Лесистые — покрытые лесом.
Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.
Мы вышли в светлый берёзовый лесок. (повеств., невоскл., простое, распр.)
Долину окружали лесистые горы. (повеств., невоскл., простое, распр.)
№131 учебника 2023-2024 (стр. 70):
Заголовок: Сыроежка.
В тексте выделены три части по смыслу, каждую часть можно озаглавить, в ней раскрывается определённая тема:
- описание лесной полянки;
- описание сыроежки;
- что делала птичка.
Заголовки к каждой части (план текста:)
- Лесная полянка.
- Описание сыроежки.
- Птичка у сыроежки.
Первые 2 части текста являются описаниями, поскольку в первой части описана полянка, а во второй — сыроежка.
Сыроежка
Сыроежка росла в зелёном брусничнике.
Сыроежка была огромная и старая. Она напоминала большую тарелку, наполненную водой.
Птичка села на край сыроежки и попила водички.
- ← Предыдущее
- Следующее →
ГДЗ учебник по русскому языку 3 класс Канакина. Корень слова. Упражнение №131
Прочитайте. 1 . В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2 . Мы вышли в светлый берёзовый лесок. (Г. Скребицкий) 3 . Лесные владенья лесник бережёт − листка не сорвёт и зверька не спугнёт. (Л. Яхнин) 4 . Долину окружали лесистые горы. • Найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов? • Выпишите однокоренные слова и выделите слова и выделите в них корень.
Решение
Лес − пространство, заросшее деревьями и другими растениями. Лесок − небольшой лес. Лесные − связанные с лесом, обитающие в лесу. Лесник − лесной сторож. Лесистые − обильно поросший лесом. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Лес , лесок , лесные , лесник , лесистые . Мы вышли в светлый берёзовый лесок. (Предложение повеств., невоскл., простое, распр.) Долину окружали лесистые горы . (Предложение повеств., невоскл., простое, распр.)
Выпишите все словосочетания из каждого предложения?
Выпишите все словосочетания из каждого предложения.
Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок.
Я жил на берегу моря и ловил рыбу.
Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой.
Вы перешли к вопросу Выпишите все словосочетания из предложения?. Он относится к категории Русский язык, для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
НАЙДИТЕ ОШИБКИ?
Что не является словосочетанием : Теплый ветер ; 4) пролетает ветер ; Пролетает над полями ; 5) поднимает пыль ; Пролетает и поднимает ; 6) цветочную пыль ВЫПИШИТЕ ВСЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
Распределите на именные и глагольные В осеннем лесу ; на прогулке ; шел и думал ; поздним вечером ; у людей ; свежим ветром ; бежать в школу ; лежал и плакал ; около меня ; на мокрой террасе ; на маленькой лодке ; возле сарая ; читал книгу ; громко говорил.
Выпишите все словосочетания из каждого предложения.
Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок.
Я жил на берегу моря и ловил рыбу.
Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой.
Выполните разбор трех любых словосочетаний.
Замените словосочетания синонимичными : Брюки в полоску Яблочное варенье Небо ночью Цветущий сад.
НАЙДИТЕ ОШИБКИ?
Что не является словосочетанием : Теплый ветер ; 4) пролетает ветер ; Пролетает над полями ; 5) поднимает пыль ; Пролетает и поднимает ; 6) цветочную пыль ВЫПИШИТЕ ВСЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
Распределите на именные и глагольные В осеннем лесу ; на прогулке ; шел и думал ; поздним вечером ; у людей ; свежим ветром ; бежать в школу ; лежал и плакал ; около меня ; на мокрой террасе ; на маленькой лодке ; возле сарая ; читал книгу ; громко говорил.
Выпишите все словосочетания из каждого предложения.
Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок.
Я жил на берегу моря и ловил рыбу.
Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой.
Выполните разбор трех любых словосочетаний.
Замените словосочетания синонимичными : Брюки в полоску Яблочное варенье Небо ночью Цветущий сад.