История написания
В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.
Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.
Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».
Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.
И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.
История создания
Анализ «Бесприданницы» Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.
Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде — убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.
История написания
В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.
Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.
Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».
Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.
И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым – редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать
Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты
Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.
Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.
Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.
Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.
Смысл пьесы
Бесприданницами раньше называли бедных женщин, которые не имели приданого. Девушка в то время не работала, соответственно, муж брал ее на содержание, и, помимо денег, которые он получал от ее родителей, он не на что рассчитывать не мог, жена не помогала ему в финансовых вопросах. Чаще всего эти женщины пробовали завоевывать положение мужчин происхождением или красотой.
Островский в произведении описал внутреннее чувство бесприданницы, настойчиво ищущей настоящую любовь, но понимающей, что ее нет. Ни один человек так и не решается глянуть в душу девушки и проявить настоящую заинтересованность, женщина стала просто вещью, у нее нет выбора и возможности получить уважительное отношение.
Другой вариант — выйти замуж за некрасивого, самовлюбленного Карандышева, обычного чиновника, который женится на ней лишь из-за самоутверждения. Но и этот брак она отвергла. Писатель показывает все жизненные противоречивости, окружающие обычных людей на примере судьбы главных персонажей. Кратко смысл произведения состоит в том, чтобы показать, как жестоко люди могут менять истинную любовь на сделку для своей выгоды.
Композиция
Анализ «Бесприданницы» включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, пьеса состоит из четырех актов:
- первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и её семьи, приезд Паратова);
- во втором акте происходит развитие событий (Лариса всё больше убеждается, что её личное счастье возможно только с Паратовым и ради него готова пожертвовать многим);
- третий акт – кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
- четвертый акт – развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто так или иначе виновен в её гибели).
Все события происходят в течение суток, что ещё более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и той средой, в которой они живут.
Продолжение работы с текстовым материалом.
А на что надеется Лариса, собираясь замуж за Карандышева?
(Ответы учеников:
чтение Д.I, явл.4)
Лариса надеется, что со временем привыкнет к Карандышеву, найдёт душевное спокойствие, рана, нанесённая Паратовым ещё сильна, и поэтому Лариса уговаривает Карандышева поехать в деревню.
7 стр., 3200 слов
Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?
… довольно резко отзывается о своем женихе Карандышеве и прямо говорит ему, что он проигрывает в сравнении с Паратовым. Сочинение на тему катерина кабанова и лариса огудалова Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это …
Расскажите, что произошло между Карандышевым и Паратовым? Какое событие обнаружило всю ничтожность Юлия Капитоновича?
(Ответы учеников:
сцена обеда Д.1 явл.1-13
Измываясь над Карандышевым, никто не считается с чувствами Ларисы:
« —
Да ведь они меня терзают, — в отчаянии говорит она Харите Игнатьевне.
А кому нужно, что ты терзаешься? – отвечает мать дочери».
Действительно, никому нет дела до Ларисиных страданий. У всех насчет Ларисы другие цели. Действие идет к кульминации. Где же она наступает?
Урок внеклассного чтения «А.Н.Островский. «Бесприданница»: тема «горячего» сердца»
10 класс, литература
//URL: https://liarte.ru/sochinenie/smyisl-zaglaviya-pesyi-bespridannitsa/
14 стр., 6910 слов
Женские образы в пьесе Бесприданница Островского
… женские образы в пьесах, выписаны реалистично. И несмотря на социальную зависимость, они играют главную роль в произведении. Именно их присутствие в произведении помогло раскрыть суть конфликта. Островский … в роли Ларисы из к/ф “Бесприданница” 1936 ) Лариса из Пьесы «Бесприданница» … в обществе. Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха” Школьное сочинение В заключительной части статьи “Луч света в … жизнь, …
Урок внеклассного чтения
Тема: А.Н. Островский. «Бесприданница»: тема «горячего сердца»
Цели и задачи урока:
дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес,
помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы,
отметить характерные черты главной героини,
выяснить, кто виновен в трагедии Ларисы;
продолжить совершенствование навыков исследовательской работы,
развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-
психологические особенности человеческой личности,
совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывания, делать выводы.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
новый сорт
моих произведений», – пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.
«Бесприданница» была опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» – драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но в центре произведения Островского – судьба женщины.
Известный в конце XIX века – начале XX века театральный деятель, актёр, режиссер, основоположник МХАТА К.С. Станиславский сказал однажды об А.Н.Островском: «Я не знаю среди русских писателей второго такого страстного борца за права русской женщины, как Островский. Русская женщина у Островского, вернее, её горькая доля — это один цельный характер, только поставленный автором то в одни, то в другие обстоятельства жизни».
К числу таких героинь можно по праву отнести и Ларису Огудалову из пьесы «Бесприданница», героиню, мучительно жаждущую сильного и красивого в жизни, но принимающую за истинно прекрасное мишурный пустоцвет.
Задача нашего урока – выяснить, кто же виновен в трагедии Ларисы, трагедии «горячего сердца»?
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Словарная работа.
Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»? Давайте обратимся к словарям.
Ожегов:
- в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного
- имущество, даваемое невесте ее семьей для жизни в замужестве.
Даль:
невеста с богатым приданным.
Бесприданницей
Катерина Кабанова
Катерина Кабанова была главным женским образом в драме «Гроза». Писатель показал её читателю очень целеустремлённой. Помимо этого, девушка обладала и другими качествами, такими как:
- прямота;
- честность.
Окружение героини
К сожалению, не все члены семьи Кабановых обладали такими же качествами.
Свекровь главной героини вовсе не нуждалась, чтобы с ней говорили открыто. Атмосфера недомолвок помогала ей занимать властное положение в доме. Именно скрытая вражда между домочадцами позволяла ей начинать новые конфликты. В доме Кабановых царило по-настоящему тёмное царство. Здесь никто не стремился жить в мире и согласии. Дети хозяйки дома не могли пойти против матушки и изменить заведённые порядки.
Трагичная судьба девушки
Катерина была замужем за сыном Кабанихи — Тихоном. Со свекровью она не могла ужиться, а муж даже не мог её защитить. Спустя время девушка встречает Бориса и заводит с ним роман, тем самым загоняя себя в ловушку. Эта любовь и привела девушку к трагичному концу. Даже если бы Катерина не обожглась предательством Бориса, вряд ли она смогла бы зажить счастливо. Её убивало текущее положение и рано или поздно это также привело бы героиню к самоубийству.
Двуличие — единственный выход
Катерина была воспитана так, что всегда противилась любому двоемыслию. У неё не было привычки что-то скрывать и обманывать близких людей. Полной её противоположностью была Варвара Кабанова — сестра её мужа. Девушка давно поняла, в каком доме она живёт и что честным людям здесь не выжить.
Главная героиня не умела и не хотела врать. При любой малейшей провинности её начинали мучить угрызения совести. Нет ничего удивительного, что девушка выбирает смерть, а не начинает жить двойной жизнью и прятаться от мужа со своим любовником.
В пьесе «Гроза» женский образ Катерины некоторые критики литературы сравнивают с Ильинской из очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Обе девушки были несчастны в любви и не могли с этим ничего поделать. Это ещё раз подтверждает, что в русском обществе того времени положение женщин было практически бесправным.
Описание персонажей
Образы персонажей пьесы ярко характеризуют купеческое сословие той эпохи — это личности, для которых искренние чувства людей, находящихся ниже по классу, ничего не стоят.
Характеристика главных героев:
- Харита Игнатьевна. Мать главной героини, обедневшая дворянка. Ее главная задача в жизни — удачно отдать замуж дочку без приданого. У нее нет денег, но она пытается держаться на уровне богачей. Организует званые вечера, пытаясь казаться обеспеченной. Для нее чувства человека не интересны, главное это богатство и положение в обществе.
- Лариса Огудалова. Юная девушка, отлично танцует и поет. Ее беда только в том, что у нее нет приданого. Ее душа мечтает о светлых и искренних чувствах. Она осознает унизительное положение нищей невесты. Безропотная и покладистая, она ищет на взаимность от Паратова. Для сохранения положения в обществе, она выходит замуж за чиновника, но девушка его не любит.
- Юлий Карандышев. Глупый и завистливый и чиновник. Он не очень богат, с высокомерием относится к главной героине, считая себя выше Ларисы. Пытается жениться на девушке по меркантильным причинам, таким образом хочет уравняться с богачами. Он самовлюбленный эгоист, из чувства униженной гордости в последнем эпизоде убивает героиню.
- Сергей Паратов. Уважаемый и богатый человек. Любимец девушек, всегда в центре внимания. Используя наивность главной героини, соблазняет ее. Со временем прокутил все свои деньги, теперь хочет жениться по расчету, для этого отыскал другую богатую невесту.
- Аркадий Счастливцев. Бывший артист, который прибился к Паратову, для последнего он лишь игрушка. Этот герой является алкоголиком, желание выпить выше чувства собственного достоинства.
- Мокий Кнуров. Честный, практичный и богатый человек, называет вещи своими именами. Уважаемый семьянин, предлагает главной героине стать его любовницей.
- Василий Вожеватов. Знаком с Ларисой с детства. Купец, который достиг высокого статуса и большого состояния своим трудом. Эгоистичный, лживый и безнравственный человек. Лариса для него лишь игрушка, которую можно разыграть в жребий. Но по жребию девушка досталась не ему, он обрадовался, что смог сэкономить.
Любовь в судьбах героинь
Прежде всего стоит отметить, что автор подчёркивает внешние данные обеих героинь: они красивы, стройны – этот факт ни раз упоминается в художественных текстах. Кроме того девушки умны, духовно богаты, требовательны и строги к себе.
На долю Екатерины выпала случайное чувство, оно осветило её тёмную, безрадостную жизнь, в которой кроме веры в Бога не было ничего стоящего. Избранник Катерины, как и Паратов из “Бесприданницы” – не в состоянии стать частью будущего той, кто преданно любит его. Оба мужчины не стоят героинь: Паратов лгун и подлец, а Борис бездействует тогда, когда решается судьба любимой женщины.
Несчастная любовь – вот то, что объединяет два образа из различных пьес автора. Лариса Огудалова и Екатерина Кабанова не встретили на своём пути достойного человека, который мог стать равным по своим моральным и духовным качествам.
Образ Юрия Карандышева
В анализе пьесы «Бесприданница» Островского можно рассмотреть и образ жениха героини
Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей
Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бесприданница.
Год написания – 1874-1878 годы.
История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.
Тема – Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.
Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт – экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт – развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт – кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт – развязка (смерть Ларисы).
Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.
Направление – Реализм.
- История написания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр
Семья и окружение
Лариса испытывает гнёт родни, которая пытается её “продать” как можно выгоднее. Ни заботы, ни понимания не получает героиня от своей родной матери, её взгляды на жизнь и брак – причина, по которой Лариса стыдится её.
Катерина же вовсе одинока, даже родной муж – пустой мягкотелый человек не проявляет к ней заботы и участия, пока не случается трагедия. Бесприданница также одинока среди своего окружения, как и жертва самодурства – Катерина. Сравнение Ларисы и Катерины в этом аспекте приводит к выводу, что автор делает особый акцент на бесправие женщины, на зависимость судьбы женщины от своего социального статуса.
Композиция
В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:
- первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова);
- во втором акте происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим);
- третий акт – кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
- четвертый акт – развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).
Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.
Лариса и Харита Огудаловы
В произведении Островского «Бесприданница» было сразу 2 несчастные женщины. Это были мать и дочь Огудаловы:
- Лариса Огудалова была умной мечтательной девушкой. Она понимала, что мечте о свадьбе с Паратовым сложно сбыться, ведь у неё не было приданого. Огудалова находилась в унизительном положении и все решения за девушку принимала её матушка. Понимая, что никому не нужна, героиня согласилась стать женой Карандышева, хотя не испытывала к нему никаких чувств. Любила она лишь Паратова и в очередной раз оказалась им предана. После этого девушка решила стать любовницей Кнурова. Карандышев застрелил неверную жену. Перед смертью героиня даже поблагодарила убийцу и попросила отдать пистолет, чтобы в содеянном обвинили только её. Вот так грустно закончилась жизнь девушки, которая мечтала о взаимной любви.
- Харита Огудалова, мать Ларисы, небогатая вдова дворянского происхождения. Героиня была очень хитра и считала, что без этого качества невозможно прожить. Ради достижения своих целей Харита могла притворяться, лгать и даже унижаться. Когда пришло время выдавать замуж дочь, она устроила настоящий цирк. В этот момент Огудалова-старшая не думала, что Лариса хочет совсем другого. Девушка согласилась выйти замуж за Карандышова, чтобы поскорее уехать из дома матери. Поступкам Хариты можно найти оправдание, ведь жили они очень бедно, а дочерей нужно было на что-то содержать.
После анализа двух произведений можно сделать вывод, что автор рассказывал о жизни женщин, которые просто стали жертвами обстоятельств.
2 вариант
А.Н.Островский написал пьесу «Бесприданница» в 1878 году. Лишь после смерти автора к произведению пришёл успех. Эта пьеса об обществе, основанном на принципах «купли-продажи». В таком обществе никого не интересуют личность человека и его чувства.
Главной героиней является Лариса Огудалова, молодая женщина с трагичной судьбой. Для неё человеческие чувства важнее, чем материальное положение, это её отличает от других. Молодая девушка, чистая душой, умеющая искренне любить, сталкивается с миром, где каждый преследует цель – не продешевить. Она играет роль «вещи» во всех отношениях с людьми. Ларисе стыдно за своего будущего мужа Карандышева и за его попытки сравниться с Сергеем Паратовым, в которого она влюблена. Она считает, что Паратов – это «идеал мужчины». Душевная борьба приводит к трагическому исходу – гибели героини. Говоря «Так не доставайся ж ты никому», ревнивый Карандышев убивает ее, за что Лариса его благодарит, потому что смерть дарит ей долгожданную свободу. Она просит его отдать револьвер ей и говорит сбежавшимся, что она сама себя убила. Лариса, умирая, говорит: «…вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».
Её мать, Харита Игнатьевна, потерявшая все финансовые средства дворянка, вдова. Цель её жизни – удачно выдать замуж Ларису, у которой нет приданого. Она морально давила на дочь, поэтому Лариса и собирается выйти замуж за Карандышева, чтобы сбежать от матери. Деньги и статус для Хариты Игнатьевны имеет большое значение, человеческие чувства для неё чужды. Женщина считает, что Ларисе необходимо притворяться и обманывать, чтобы чего-то добиться. Она старается реализовать собственные цели, не думая о желаниях дочери.
Таким образом, в пьесе «Бесприданница» Островский показал три абсолютно уникальных женских образа: представительниц разных классов, а также Ларису – которая отличается от всех способностью искренне любить. Женские образы в данной пьесе противопоставляются друг другу.
Жанр
Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.
Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге – трагическая судьба. Но вместе с тем драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.
Ответы учеников
Лариса ставит на карту свою жизнь: «Или тебе радоваться мама, или ищи меня в Волге». Не увидела, не разглядела Лариса в Паратове безжалостного эгоиста, самовлюбленного циника. Но предвидели и знали, что вскоре произойдет Кнуров и Вожеватов. Как хищники ждут они минуты, когда можно будет вцепиться в жертву. Они понимали, что Паратов никогда не откажется от брака с невестой-миллионершей, Лариса не в его интересах; а Лариса не останется с Карандышевым (не в ее характере).
«Кажется, драма начинается. Я уж у Ларисы Дмитриевны слезки видел», — говорит Кнуров Вожеватову. Пришёл черед Кнурова принять участие в судьбе Ларисы. Он устраняет единственного соперника Вожеватова, разыграв Ларису в орлянку.
Все ближе и ближе трагическая развязка. В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?
Тема
Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжёлым – редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать
Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты
Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстаёт товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.
Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая всё же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни она видит в поиске настоящей любви и вскоре находит её в лице Сергея Сергеевича Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.
Однако вскоре романтический флёр спадает с глаз героини и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие её, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в её душу, проявить к ней искреннее участие.
Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.