Смысл произведения «Гроза»
Фото: topuch.ru
Автор убежден, что в стремлении к свободе нет ничего постыдного, наоборот, это должно стать краеугольным камнем русского народа. Тяга к прекрасному, новому и более прогрессивному не должны быть разрушены небольшими неудачами в жизни, а также самодурством старшего поколения. Поэтому свои взгляды и убеждения нужно отчаянно отстаивать, чтобы заслужить право прожить жизнь намного более хорошую, чем предки. Такие идеи отражены в мыслях и поступках Кулигина, который стал своеобразным рупором самого Островского.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» ясна – Катерина не права, что избрала такой способ убежать от проблем. Однако у нее были прекрасные задатки для того, чтобы добиться в жизни многого. Кабаниха в своей закостенелости и консерватизме также не права. У нее получилось отчасти сохранить традиции, однако это только продлило падение уровня жизни и мысли у русского народа.
Несмотря на довольно мрачный финал, Островский верит, что у русского народа есть все, чтобы сбросить с себя оковы самодурства и невежества. Именно в этом смысл произведения «Гроза» –показать людям, что можно и нужно жить по-другому ради будущего страны и всего русского народа.
Как мы увидим далее, призыв все же достиг нужных ушей, и общество постепенно стало прозревать, что вылилось в огромные социальные катастрофы. Однако время, когда можно было перестроить общество относительно безболезненно, осталось в поколении Островского, возможно, его родителей.
Сочинение на тему: Смысл заглавия пьесы Островского «Гроза».
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
Конечно, название пьесы Островского метафористическое и несет определенную смысловую нагрузку. Каждый из героев пьесы Гроза по-разному объяснял такое явление как гроза, через их объяснения можно судить об их внутреннем мире. Кабаниха считала, что это наказание за грехи человечества. Кудряш, считал, что гроза — благодать, потому что после грозы вокруг свежо и легко. Феклуша говорила, что это Илья-пророк в колеснице, а Катерина считала это возмездием за грехи. Кулигин называл это природным явлением. Тихон считал грозу злобой.
Кулигин хотел бороться с грозой, обдумывал то, как можно обезопасить дома от нее, хотел придумать что-то вроде громоотвода. Кулигин — механик и объясняет все с научной точки зрения, поэтому он думает, что с помощью приборов можно остановить такое природное явление. С помощью громоотвода он хочет избавить людей от страха грозы, чтобы люди перестали бояться ее. Для него гроза грубость, зло, жестокость, с которым надо бороться.
Душа Катерины была полна переживаний и страданий, внутри нее гроза, также она очень боялась грозы, потому что, она считала, гроза накажет ее за то, что изменила мужу. Катерина искренне любит Бориса, она не может перебороть это в себе, и чувство мучает ее. Это чувство — грех, так как она замужняя женщина, она знает, что будет наказана всевышним за это, и думает о своем грехе.
Для Тихона гроза олицетворяла мать, он во всем ей подчинялся, когда она была рядом, а когда уезжал, радовался, что над ним не будет грозы. Гроза – угнетение, давление со стороны матери.
Для Бориса в слове гроза было два значения, во-первых, это природное явление, во-вторых, это страх, который нагнетали на него другие люди, он боится мнения людей, их реакцию на происшедшее с Катериной, поэтому он решает, что лучше уехать, чтобы не слышать слухи и сплетни.
Гроза многое олицетворяет в этой пьесе, это и грех, и злость, возмездие и очищение, у каждого свое мнение на счет грозы. После грозы – самоубийства Катерины в душах горожан начали происходить изменения, они поняли, что нужно протестовать против угнетения. Данная пьеса была написана незадолго до отмены крепостного права, все происходящее в том обществе было как бы духотой, недостача воздуха, в этот момент и появилась такая пьеса, которая заставляет бороться за свои права, достоинство и честь. И не позволять другим управлять тобой, подчиняться им, бояться господ.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза
А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.
«Гроза» — вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?
Катерина в переводе с греческого значит «чистая», Островский повествует нам о том, как прогнившие до самых костей люди вокруг угнетают ее и загоняют в угол, потому что чувствуют в ней силу и понимают, она для них начало конца. Эту хрупкую, наивную девушку не назовешь волевой или сильной, она не совершила подвига, напротив, ее поступок можно воспринять, как слабость, но смерть героини стала протестом против существующего порядка, своим примером она развязала руки всем угнетенным. Ее образ — «лучик света», символ борьбы с жестокими, эгоистичными людьми, ломающими жизни всех вокруг, то есть с «темным царством».
В последние дни, недели своей жизни Катерина жутко боялась грома, считая, что на ее голову снисходит божье наказание за грехи, она была настолько непорочная, что не понимала, гроза пришла убить не ее, молнии и гром раскалывают на части мир тех, кто обижал ее, мраку пришел конец.
Катерина сыграла роль солдата, который бежит впереди всех с флагом, призывая бороться, роль солдата, который пробуждает силу и сопротивление в душах. Ведь после ее смерти запротестовали все молчавшие и терпевшие до этого. Кабанов наконец-то осознал и понял, в случившемся виновата его мать тиран, но и его совесть не спокойна, потому что он не смог предотвратить трагедии. Кудряш и Варвара решают бежать, оставить позади Дикого и Кабаниху, жизнь которых станет невыносимой, если им будет некого притеснять и не на кого будет вылить свою грязь.
Гроза, несущая смерть темному царству, прежним ужасным устоям — вот главный смысл и значение пьесы Островского.
У Александра Николаевича избитая и банальная тема борьбы добра со злом показана в совершенно уникальном свете и воспринимается достаточно остро
Я считаю это очень важное произведение, которое стоит прочесть каждому
Главные герои
Основные персонажи пьесы: Кабаниха, ее сын Тихон, Катерина (сноха Кабановой), Борис (ее возлюбленный), Варвара (сестра Тихона), Дикой, Кулигин. Есть и другие персонажи, у каждого из которых своя смысловая нагрузка.
Кабаниха и Дикой олицетворяют собой все негативное, что есть в городе Калинове. Это наглость, злоба, самодурство, желание руководить всеми, жадность. Тихон Кабанов — пример безропотного поклонения матери, он бесхарактерен и глуп. Варвара же не такая. Она понимает, что мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться из-под ее давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь невозможен для Катерины. Она не может врать мужу, измена для нее — это большой грех. Катерина на фоне других выглядит более мыслящей, чувствующей и живой. В стороне стоит лишь один герой — Кулигин. Он выполняет роль героя-резонера, то есть персонажа, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.
Анализ произведения
44 предложения/ 562 слова
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана накануне реформ 1861 года и по праву считается одной из литературных вершин автора. В ней уже отчетливо виднелись переломные этапы, происходящие в обществе, так как близилась отмена крепостного права. Действие разворачивалось в вымышленном приволжском городке Калинове, все жители которого погрязли в «темном царстве». Население было сплошь жадное, недоверчивое и жестокое. Люди жили за высокими заборами с запертыми наглухо воротами. Вокруг процветали нищета и бесправие.
Атмосфера, описанная Островским, в полной мере передавала положение дел в те времена. Люди были на грани перехода от «старого» мира к «новому». Несмотря на то, что автор открыто не упоминает тему крепостничества, при анализе произведения виден острый конфликт, ставший актуальным в обществе в середине XIX века. Главные действующие лица пьесы – Катерина и Кабаниха, невестка со свекровью. Как выразился Добролюбов после выхода пьесы, Катерина была «лучом света в темном царстве».
Эта героиня – олицетворение всего самого лучшего и чистого. Своим светом она озаряла сплошь прогнивший город и его мрачную атмосферу. Катерина хотела жить честно, открыто и без страха. В ней жила наивная тяга к красоте, мечтам, искренности, духовности. В противовес ей изображена Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) – женщина суровых принципов, представительница минувшего времени и патриархального уклада. Она пытается всеми силами отсрочить отмирание своей морали. Таких, как Кабаниха, в Калинове немало. Взять, к примеру, ее друга и соседа купца Дикого.
Все остальные действующие лица в пьесе с легкостью преклоняются перед этими двумя жестокими поборниками патриархальных традиций. Они предпочитают молчать и не перечить им, лишь бы не нарушать свой покой. Так, например, дочь Кабанихи Варвара и Кудряш живут потаенной, воровской любовью, дабы не навлечь на себя гнев старших. Тихон, сын Кабанихи и муж Катерины, готов во всем подчиняться воле своей матери. Однако этот герой искренне любит свою супругу и когда узнает о ее измене, скорее не винит, а жалеет ее. Пойти против матери Тихон не смеет, а уже после трагедии, развернувшейся в драме, впервые осмеливается ее упрекнуть и заслуженно обвинить.
Трагедия, коснувшаяся семьи Кабановых, была связана с появлением в городе молодого человека, образованного и разительно отличающегося от всех жителей Калинова. Это был племянник Дикого, приехавший отстаивать свое наследство. Борис сразу понравился Катерине, и чувства молодых быстро перешли из обычных приятельских в любовные. Однако он тоже оказался личностью слабой. Ради него главная героиня пошла наперекор своей семье, открыто призналась в нелюбви мужу, а он не смог ее взять с собой в Москву. Да, и цель его приезда изначально говорит о том, что он не человек слова. Он готов проявлять притворство по отношению к дядьке, лишь бы получить часть наследства.
Для Катерины измена мужу стала огромной душевной трагедией. Она искренне полюбила Бориса, но обманывать Тихона не хотела и не собиралась. После своего откровенного признания она поняла, что не получит прощения мужа, так как он полностью под пятой у Кабанихи. Затем состоялся прощальный разговор с Борисом. От осознания потери любимого, ей стало еще тяжелее. Все эти события в совокупности толкнули духовно чистую и высоко религиозную Катерину на страшный шаг. Не видя себе прощения и конца мук совести, она утопилась в реке.
Только после ее смерти Тихон поднял откровенный бунт, а Кабаниха поняла, что ее патриархальный мир рушится на глазах. Таким образом, пьеса «Гроза» выходит далеко за рамки обычного социально-бытового конфликта. Она на примере трагедии Катерины показывает перелом, произошедший в общественном сознании и переход на новый уровень свободы личности, победу новых традиций. Критики видели в драме Островского знак протеста, назревающего в стране и свидетельство конца патриархального уклада.
см. также:Все сочинения по произведению Гроза, Островский
Отражение настроений в российской провинции середины XIX века
Непосредственно перед написанием пьесы автор совершил путешествие по маленьким приволжским городкам. Поэтому в ней нашли отражение быт и нравы провинциальных жителей. Хотя тема крепостного права напрямую не затрагивается в «Грозе», в ней передано настроение острого общественного конфликта — конфликта «темного царства» (крепостнической России) и людей нового типа.
Это настроение ассоциировалось у писателя с состоянием природы, которое бывает перед грозой. Для него характерны сгустившиеся тучи, закрывающие солнечный свет, тяжелый влажный воздух и духота. Отсюда и начинается понимание того, в чем смысл названия пьесы «Гроза». Ее действие разворачивается в вымышленном маленьком городе Калинове, что подчеркивает мысль Островского о том, что «предгрозовая» атмосфера была характерна для всей России.
О чем книга «Гроза»
Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью. Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке. «Темное царство» самодуров основано исключительно на денежном расчете и чувстве страха.
Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа.
Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной. Сейчас же каждый ее шаг контролируется внимательной Кабанихой. Ее муж уезжает, Катерина просила, чтобы он взял ее с собой. Однако Тихон решил побыть наедине, подальше от суровой матери и жены.
Катерина испытывает нежные и искренние чувства к Борису. Девушка долго хранила в себе эту тайну. Однако Варвара — сестра Кабанова — настояла, чтобы Катерина доверилась своей любви и открылась Борису. Произошла встреча влюбленных. Катерина, не в силах скрывать измену, призналась во всем мужу. Тихон готов простить оступившуюся жену, однако, деспотичная Кабаниха не позволила.
Катерина таяла на глазах. Она ушла из дома. Борис случайно встретился на ее пути. Девушка готова была уехать с возлюбленным хоть на край света, но это оказалось невозможным. Борис отправился в Сибирь. Влюбленные попрощались. У Катерины пропал смысл дальнейшего существования. Люди искали пропавшую девушку по всему городу. Катерина умерла, бросившись с обрыва. Тихон тяжело пережил это горе.
Смысл произведения «Гроза»
Главный конфликт в произведении заключается в противостоянии морали самодуров, которая уже изжила себя, с новой моралью людей, обладающих чувством человеческого достоинства. А.Н. Островский показывает мир, полный жестокости и страха. Мир, в котором хозяевами являются Дикие и Кабановы. Их жизненная цель — накопить побольше денег. Они находятся в постоянной войне друг с другом, не уважая никого вокруг. В их мире нет места искренности и состраданию. Они негативно относятся к жизненным изменениям, стараясь всеми силами сохранить старые устои и обычаи. Их боятся, с ними не спорят и не конфликтуют.
Все персонажи «Грозы» — жертвы. Они вышли из «темного царства», которое исковеркало их судьбы, наложило тяжелый и непоправимый отпечаток на их души.
Конфликт мировоззрений
Старшее и младшее поколение противоборствуют друг с другом, потому что имеют разные взгляды на жизнь. Павел Петрович Кирсанов и другие представители «отцов» живут по традициям прошлого, по законам своего поколения и правилам своих отцов. Они искренне верят в любовь, ценят искусство и природу.
Базаров же, представляющий новое поколение, демонстрирует совершенно другие взгляды: он отрицает любовь, искусство и ценность природы.
Разными являются и взгляды «отцов» и «детей» относительно общественных отношений. Павел Петрович является типичным представителем аристократии, которую отрицает Базаров.
Именно отрицание, как показывает И. С. Тургенев, за основу жизни взяло новое поколение.
Конфликт поколений отличается от конфликта мировоззрений тем, что не все представители младшего поколения являются «детьми». Так, Аркадий Кирсанов одного возраста с Евгением Базаровым, однако живет по традициям «отцов».
То есть заглавие романа И. С. Тургенева посвящено не столько конфликту поколений, сколько конфликту мировоззрений и взглядов на то, по какому пути должна пойти Россия. В произведении противопоставляются либеральные дворяне и демократы-разночинцы.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Смысл заглавия романа «Отцы и дети»», рассмотрит три конфликта: конкретных личностей, поколений и мировоззрений.
Сочинение на тему: Смысл названия драмы Островского «Гроза»
Сочинение. Смысл названия драмы А. Н. Островского «Гроза»
А.Н. Островский — крупнейший драматург второй половины 19 века. В его пьесах отражены практически все стороны русской жизни. Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму «Гроза», Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна. Сама драма начинается с рассказа Кулигина о красоте природы в городе Калинове: «… Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу». Но это великолепие нарушено жестокими нравами и какой-то духотой перед началом грозы. Кулигин говорит: » Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Порядки в Калинове устанавливают два главных и богатых человека, по словам Добролюбова, представители «темного царства»: Кабанова и Дикого. Кабанова — «ханже, нищих оделяет, а домашних заела совсем» — говорит Кулигин в разговоре с Борисом. И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышим властные интонации хозяйки дома, привыкшей к беспрекословному повиновению. Она донимает близких не столько бранью, сколько вечными упреками за непочтительность, непослушание. Кабанова гневается, так как чует ее сердце какое-то неблагополучие вокруг, какие-то веяния, ей глубоко враждебные. Даже в своей семье, где безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение новых чувств, новых отношений, несмотря на то, что ее сын Тихон говорит: «Да я маменька и не хочу своей волей жить.» Кабанова является самой влиятельной женщиной в городе, ей даже подчиняется сам Дикой — знатный купец Калинова. Они оба злые, жестокие люди, но Дикого отличает беспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного племянника и говорит, чтобы тот подчительнее к нему относился, если хочет получить их обратно. Крестьянам, Савел Прокофьевич денег совсем не платит. Кулигин рассказывает о мужиках, которые пришли к городничему жаловаться, «что Дикой ни одного из них путем не разочтет». Также, как и Кабаниха, он получает удовольствие, унижая людей, подчиняя их своей воле. Нужно отметить, что Дикой боится Марфу Игнатьевну, Савел Прокофьевич позволяет себе повысить голос на Кабаниху и в ответ слышит: «Ну ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» В драме на путь борьбы с самодурством встает Катерина — невестка Кабановой, девушка из купеческой семьи, которая насильно была выдана замуж. Она с нежностью и грустью вспоминает о своих деньках, проведенных в родительском доме, о прошедшем беззаботном времени: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…» После замужества Катерина оказалась в неволе, ее светлая и чистая душа все время тянулась на свободу, она хотела вырваться из крепких тисков свекрови. И несмотря на все то, что ей приходилось терпеть, она говорила: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой». Тяжело Катерине в доме Кабановой, стремящейся привести к полной покорности домашних и прежде всего своеправную Катерину. Но чем больше унижают ее, тем сильнее пробуждается порыв к свободе, любви и счастью. Полюбить Тихона она не может, он не способен защитить свою жену от нападок своей матери, так как сам является орудием в ее руках. Поэтому в чувстве к Борису выражается и смертельная тоска от однообразной жизни, и горячие желание воли, простора. Полюбив всей душой, Катерина не хочет и не может притворяться да обманывать, то есть приспосабливаться к «темному царству». Она делает попытку найти помощь, поддержку у любимого человека: «Возьми меня с собой отсюда» — просит она Бориса и слышит в ответ: «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает». Таким образом для Катерины осталось два выхода: один — жить с мужем, покоренной и растоптанной, другой — уйти из жизни. Она выбрала последний — освобождение ценой смерти. После того, как Катерина ушла из жизни, жители города Калинова увидели все, происходящее у них. Даже послушный и покорный сын Кабанихи Тихон прозрел, он осмеливается обвинить мать в смерти своей любимой жены, склоняясь над ее безжизненным телом: «Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы…» Жители города Калинова как бы сами создали эту трагическую ситуацию, не сумев, побоявшись вовремя выступить против самодурства и зла!
Поднимаемые темы и проблематика
Фото: akademia-club.ru
Островский в своем произведении «Гроза» придерживается следующих тематик:
- Быт и нравы Калинова – автор концентрируется на описании захолустья провинциальных городков, где люди привыкли жить по старинке и цепляться за прошлое. Обитатели Калинова будто застыли во времени, они полны суеверий и консерватизма, а самодуры не спешат меняться к лучшему. Таковые реалии, по мнению Островского, и мешают России встать на рельсы процветания и мирового господства.
- Любовь и семья – это важная тема, которая показывает нам, как личность меняется и формируется под воздействием окружающей среды и взрослых вокруг. Например, Катерина выросла прогрессивной и свободолюбивой благодаря своим родителям, а ее муж Тихон стал бесхарактерным только из-за тирании матери над ним.
- Грех и покаяние – героиня, которая предавалась запрещенной любви с другим, решила все таки открыться и покаяться в своих грехах перед мужем и свекровью. С точки зрения христианской веры, именно такое поведение полностью оправдывает ее, и избавляет от греха.
Фото: skazkaslog37.ru
Гроза Островского, о чем мы уже говорили, полна конфликтов
Автор концентрирует внимание читателей на такие проблемы:
- Самодурство –русскому писателю претит самодурство, которое он переносит в разряд психологических явлений. Яркие представители – это Дикий и Кабанова. Эти люди намеренно играют с судьбами своих подчиненных, вытаптывая зачатки индивидуальности и свободомыслия. Из-за их ограниченности и тирании молодое поколение вырастает таким же порочным.
- Слабость, повиновение и эгоизм – автор говорит, что из-за этих качеств у молодого поколения, Тихон, Борис и Варвара потворствуют своим мучителям, и позволяют им ломать свою жизнь.
- Противоречивость русского характера – Островский показывает на примере глубоко верующей Катерины, как женщина может в поисках и обретении решиться на измену, после совершить добродетель, признавшись в содеянном, а затем покончить жизнь самоубийством.
- Невежество – все жители Калинова глупы и верят гадалкам, а не просвещенным ученым и профессионалам, которые потратили годы на получение знаний. Мировоззрение провинциального люда обращено в прошлое и они страшно консервативны.
- Трагедия совести – практически все главные персонажи пьесы «Гроза» идут на сделку с совестью. Например, Тихон должен принять решение во время нападок матери на его жену – встать на защиту или промолчать, а Катерина сближается с Борисом, прекрасно понимая в глубине души, что совершает грех.
Главные герои и их характеристика
В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.
Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом сочинении.
Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное эссе. Варвара — дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое сочинение.
Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех
Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова
Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей сочинении.
Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое эссе.
Вывод
Название произведения теснейшим образом связано с его содержанием, с образами многих персонажей. Можно даже сказать, что гроза является самостоятельным действующим лицом пьесы. Она присутствует в описаниях природы, являясь предзнаменованием конфликта между людьми и его разрешения.
Катерина не может жить по-прежнему, она жаждет воли, жаждет любви, нормальных человеческих отношений. В ее жизни наступает буря, разражается гроза. Сначала она бросается в любовь, как в пучину, а затем, не найдя в себе сил бороться, — и в Волгу.
В конце пьесы, на фоне громовых ударов, появляется сумасшедшая барышня, которая предрекает близкую гибель Катерине. Здесь образ грозы выступает как толчок к развязке конфликта. Несмотря на трагический конец, Островский показал, что главная героиня не смирилась с ненавистной действительностью и пошла ей наперекор.