Социально-философская проблематика романа и. а. гончарова «обломов»

Любовь.

«Среди увлечений чувствовал землю под ногами и достаточно сил, чтоб в случае крайности вырваться на свободу. Не ослеплялся красотой, не лежал у ног красавиц».

С Ольгой Ильинской их связывала давняя дружба. Мужчина был старше ее, воспринимал знакомую как ребенка.

«Пребывала в глазах его прелестным, подающим большие надежды ребенком».

После болезненного разрыва отношений с Обломовым, Ольга вместе с тетей уезжает за границу. С Андреем они встретятся в Париже, и больше не станут расставаться.

Андрей попытается всячески скрасить ее одиночество в чужом городе.

«Обложив ее нотами и альбомами, Штольц успокаивался, считая, что на долгое время заполнил досуг приятельницы, и шел работать».

Вскоре они вместе уезжают в Швейцарию. Тут он убеждается еще больше, что не может жить без Ольги.

Мужчина влюблен в нее.

«За эти полгода разыгрались над ним все пытки любви, от которых он так тщательно берегся в отношениях с женщинами».

Признавшись ей в искренних чувствах, узнает, что она испытывает к нему взаимность. Вскоре влюбленные женятся, у них появляются дети.

Семья живет дружно и счастливо. К ним в гости приезжает вдова покойного Обломова Ильи Ильича, чтобы проведать сына Андрюшку. Женщина понимает, что их чувства искренни. «Оба существования, Ольги и Андрея, слились в одно русло. Все было у них гармония и тишина».

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Сочинение Смысл противопоставления Обломова и Штольца

В романе два героя, Илья Ильич и Андрей Штольц – разные натуры. Значительно отличается образ жизни обоих, цели и характеры. Штольц – человек действия, стремящийся вперед. Обломов же – натура мечтательная. Он ленив и способен только строить планы. Однако,  действие – это не для него. Он привык жить в своем мире, в котором тихо и спокойно и ничто не мешает мечтать.

Не смотря на эти особенности друг друга, – они друзья. Штольц способен вытянуть Илью в свет. В свое время, он значительно помог ему. Эти два разных человека отлично дополняют друг друга.

Образ жизни они ведут соответственный полученному воспитанию. Андрей воспитывался отцом так, чтобы, начав самостоятельную жизнь, он мог сам проторить себе дорогу в будущее, стремился к успехам, не боялся нового. В их семье не редкостью были гости, веселье.

Илья Ильич же рос совсем иначе. Еще с детства ему была привита эта мечтательность и лень. А шумные и веселые компании в его семье не собирались. «Обломовщина» — собирательный образ. Это тишина и покой. Это – все сложившееся и обыденное.

Когда Гончаров создавал этот роман, жителей страны и можно было условно разделить на «штольцев» и «обломовых». Первые – стремились к новому, полностью стараясь перестроить сложившиеся уклады жизни. Вторые – это консерваторы, не желающие расставаться со старым и привычным.  И отражение свое нашли эти общественные перемены в  романе, в противопоставлении в нем главных героев друг другу.

Еще, смысл их сравнения можно понять и так, что не возможно быть полноценной личностью, или, если брать шире — обществом, когда развитие идет только в одну сторону. Это хорошо видно из того, как эти разные люди дополняют один другого. Стремление к новому не должно полностью отвергать того, что уже укоренилось. А то, в свою очередь, не должно стоять на месте, а должно развиваться с новыми качествами и в новых направлениях.

Стремления и достаток

Илья Обломов в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах.

Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.

Штольц «служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию — отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею — выбирают Штольца».

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Анализ структуры

Роман «Обломов» имеет четкую композицию, которая основывается на разделении текста на три основные части: детство образа главного героя Ильи Ильича Обломова, его жизнь в Петербурге и встреча с Ольгой. Каждая часть в свою очередь разбивается на главы и эпизоды, что дает возможность более полно изучить характеры персонажей и отношения между ними.

Художественная композиция романа, в целом, линейна и последовательна. Автор не использует множество персонажей и параллельных сюжетов, как это делали другие писатели того времени, такие как Л.Н. Толстой или Ф.М. Достоевский. Вся вертикаль композиции направлена на развитие личности главного героя, который за время текста должен произвести впечатление не только на читателя, но и на прочих персонажей.

Текст, также, содержит несколько эпилогов, которые показывают жизнь героев после основной истории. Они являются отражением изменений в отношении к жизни и людям, которые претерпел главный герой, и заключают роман в круговую композицию.

Семья Штольца

Андрей Штольц в романе является лучшим другом Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Андрей Иванович рос в семье русской дворянки и немецкого бюргера, что не могло наложить отпечаток на и так восприимчивого к окружающему миру, активного и целеустремленного мальчика. Мать учила Андрея искусствам, воспитывала у него прекрасный вкус к музыке, живописи и литературе, мечтала, как ее сын станет видной светской личностью. Родители Обломова и Штольца были знакомы, поэтому нередко Андрея отправляли в гости к Обломовым, где всегда царило то помещичье спокойствие и тепло, которые были приемлемы и понятны его матери. Отец же растил из Штольца такую же практичную и деловую личность, какой был сам. Он, несомненно, был самым главным авторитетом для Андрея, о чем свидетельствуют моменты, когда юноша мог на несколько дней уйти из дому, но при этом выполнить все заданные отцом задания.

Казалось бы, чувственное материнское и рациональное отцовское воспитание должны были способствовать становлению Штольца как всесторонне развитой, гармоничной и счастливой личности. Однако этого не случилось по причине ранней смерти его матери. Андрей, несмотря на свой волевой характер, очень сильно любил мать, поэтому ее кончина стала для героя настоящей трагедией, дополнением которой стал эпизод прощения с отцом, когда тот, отправляя его в Петербург в самостоятельную жизнь, не смог найти даже слов ободрения для собственного сына. Пожалуй, именно поэтому отношение к собственной семье Обломова и Штольца отличались – Андрей Иванович редко вспоминал о своих родителях, неосознанно видя идеал семейной жизни в «обломовских», душевных взаимоотношениях.

Сон Обломова

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее «увертюрой всего романа». Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких… Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Образование и карьера героев

Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед

И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки

Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.

Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

Образ Штольца

Хоть Андрей и второстепенный персонаж, но играет очень важную роль в произведении Гончарова. Его натура полностью противопоставлена главному герою, при этом они дружат еще с детства. Илья Обломов — слабовольный и ленивый, а Андрей Штольц в сравнении с ним — предприимчивый и активный. И здесь вновь возникает тема воспитания, потому что именно она влияет на персонажей романа. Мысли, которые родители вкладывают в головы своих детей еще в детстве, формируются в идеологию, которая сопровождает их уже во взрослой жизни.

Внешнее описание Андрея Штольца таково:

  • подтянутый и крепкий, хоть и худой;
  • немного смуглая кожа;
  • ровный цвет лица.

Рожден в семье предпринимателя и обедневшей дворянки, поэтому коммерческая жилка в нем была еще с детских лет. Отец учил его национальному рационализму, целеустремленности и трудолюбию. А мать — чтению хороших книг и светскому образованию. Дом их был наполнен демократическими порядками и абсолютным отсутствием полного надзора над ребенком.

Чрезмерная опека в их семье возбранялась, никто Андрея не защищал от проблем жизни, его учили справляться с ними самостоятельно. Суть воспитания отца заключалась в поощрении мальчика, когда он учился и развивался, потому что в этом виделся единственный путь к самодостаточности. Это сработало, в доказательство есть такая цитата из произведения: «Он, несомненно, был самым главным авторитетом для Андрея, о чем свидетельствуют моменты, когда юноша мог на несколько дней уйти из дому, но при этом выполнить все заданные отцом задания

Штольц отличатся активной жизненной позицией и стремлением к развитию, ему нравится достижение целей. Хороший ум, оптимистичность, любовь к добропорядочным и искренним людям, которые не пытаются добиться его расположения обманом — вот настоящий образ героя.

Именно своей честностью так любим Обломов Андрею. Хоть он и ленивый, апатичный и не хочет социально развиваться, в нем кроется нежность чувств и доброта, которую очень ценит Штольц. Он даже старается помочь своему близкому другу и знакомит его с Ильинской. Однако вскоре рушатся отношения Ольги и Обломова. А для Штольца семейная жизнь с этой девушкой все-таки сложилась. Однако их союз не основан на любви и страсти, скорее на крепкой и полной уважения дружбе.

Все старания Штольца повлиять на Обломова сводятся к неудаче. И единственное, что остается герою после смерти очень дорогого друга, взять на воспитание его маленького сына, обеспечив ему счастливую и полную любви жизнь.

Популярные сегодня темы

Рассмотреть эпизод в произведении поможет хороший анализ человеческих качеств, обычной философии, взаимодействие с Евгением. Ленский считает, что их союз – настоящая дружба.

Есть в истории России страницы, которые тяжело принять и осмыслить даже спустя многие десятилетия. Одна из таких страниц – блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Что такое театр, и спектакль в частности? На мой взгляд — это один из самых таинственный и загадочных видов искусств. Он сочетает в себе, и литературный текст

Повесть Н. М. Бедная Лиза — первое произведение русского сентиментализма. Отличительной чертой сентиментализма является уделение внимания внутреннему миру героев, их чувствам и эмоциям

Гордость и смирение — два понятия, взаимоисключающие друг друга. Гордость — обостренное чувство собственного достоинства. Смирение — понимание и признание собственной неполноценности или же ошибок.

Отношение к родителям и семье

У Штольца и Обломова совершенно разное воспитание, что не могло не отразиться на их будущем. Тема семьи в романе И. А

Гончарова занимает самое важное место и полностью раскрывает вопросы общества того времени

Семья и дом Ильи изображаются в главе «Сон Обломова». Он постоянно возвращается мыслями к невероятно красивым пейзажам и своему спокойному детству, вспоминает родителей и слуг, вкусную еду и сон после обеда. В Обломовке не велись беседы о серьезных вещах и не возникали споры. Там царило умиротворение и покой, поэтому члены семьи чаще перебрасывались бессмысленными комментариями, которые не несли в себе высокого смысла.

Илья был активным ребенком, но постоянная опека со стороны родителей ограничивала в нем любознательность. Несмотря на это герой очень любил свою семью, испытывая к ним нежные и мягкие чувства.

Все по-другому было в семье Штольца. Чувственность мамы и рационализм отца повлияли на героя и помогли ему вырасти практичным человеком. Но сильно ударила по Андрею смерть матери, которую он безумно любил. Штольц старался пережить ужасную трагедию, вместе с резкой переменой обстановки, потому что отец отправил его работать в Петербург. Возможно, именно поэтому Андрей относится к своей семье иначе, чем Илья. Он старался лишний раз не вспоминать про близких.

Взаимоотношения героев с родителями можно изобразить при помощи таблицы:

Обломов Штольц
Ему запрещали самостоятельно заниматься чем-либо. Родители Андрея позволяли заниматься ему всем, чем пожелает, и все проблемы решать без их участия.
Отец не обращал внимания на воспитание ребенка. Иван Богданович очень старался воспитать сына правильно, чтобы он вырос самодостаточным. Пытался растить в строгой закалке.
Мать старалась оградить ото всех бед. Родительница героя очень беспокоилась о нем и испытывала нежные чувства к сыну.

Обломов и Штольц оба сильно привязаны к своим матерям, они видят в них образ будущей спутницы жизни. Эти женщины наполняли материнским чувством их сердца, заботились и помогали им еще в детстве. Получается, что при всей разнице воспитания, у них было и общее. Отношение героев к семье и ценностям, которые до них старались донести матери, оставили свой отпечаток: Андрей и Илья оба добрые и искренние, им не чужда нежность и любовь, просто у них разный взгляд на новые тенденции светского общества.

Гончаров, описав в романе два абсолютно разных типа личности, имеющих отличительные друг от друга пути, позволил читателю поразмыслить над проблематикой семьи и воспитания. Ведь эти темы актуальны и по сей день.

Композиция и конфликт

Автор использует кольцевую композицию, которая тесно переплетается с окружающей средой. Это и является ее главной особенностью. 

Четыре части произведения, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. 

Все действия, происходящие в произведении, представляют собой круговорот: сон плавно переходит в пробуждение, а пробуждение сменяет сон. 

  1. Экспозиция. В первой части произведения действия как таковые практически отсутствуют, а лишь развиваются в мыслях главного героя. Обломов лежит и принимает гостей, периодически кричит на Захара, в то время как Захар отвечает ему тем же. В первой части романа мы можем видеть весьма разноколоритных персонажей, но по-сути они одинаковые. Одним из примеров является Волков, которому Илья Ильич сочувствует, но в то же время радуется за себя, что не пытается разорваться на десять мест одновременно, не мыкается, а спокойно сохраняет свое достоинство в собственных покоях. По отношению к Судьбинскому герой так же проявляет сочувствие, поскольку его товарищ плотно увяз в службе. К герою приходи большое количество посетителей, каждому из которых он сочувствует, со всеми из них он парирует, декламирует собственные мысли и идеи. Достаточно важную роль играет глава под названием «Сон Обломова», в которой автор обнажает самый корень «обломовщины». Здесь показывается основная идея причин, из-за которых сформировалась лень, апатия, инфантильность, и как итог — совершенно мертвая душа. Именно первая часть романа и является экспозицией, поскольку именно в ней автор демонстрирует условия, в которых была сформирована личность Обломова. 
  2. Завязка. Первую часть произведения можно считать точкой отсчета деградации Ильи Ильича как личности. Даже порывы страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части произведения не помогают Обломову улучшить свои личностные качества. Мы можем наблюдать знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части произведения перерастает в кульминацию. 
  3. Кульминация. В третьей части произведения решается судьба главного героя. Именно в этой части романа все его мечты начинают сбываться: герой начинает совершать подвиги, делает предложение своей возлюбленной, он полон решимости даже в схватке с самим собой. Но, к сожалению, люди, подобные Обломову, не способны на решительные и героические поступки, а лишь дремля в кресле могут представить, как бы это выглядело феерично. Илья Ильич не в состоянии выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, поскольку эта деревня является фикцией. Он расстается с любимой женщиной, сделав выбор в пользу сохранности собственного жизненного уклада, а не стремлению к лучшему, вечно ведя борьбу с самим собой. В это же время его финансовое благосостояние терпит крах, из-за чего ему приходится съехать с уютной квартиры в вариант попроще. 
  4. Развязка. В четвертой части произведения читатель может наблюдать брак с Агафьей Пшеницыной и дальнейшую смерть Обломова. Скорее всего, именно этот брак поспособствовал окончательному отеплению Ильи Ильича и дальнейшей смерти. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сюжет произведения достаточно простой, независимо от того, что произведение имеет достаточно внушительный объем. Очень ленивый, но добродушный герой среднего возраста становится жертвой обмана своих друзей-стервятников. Ему на помощь приходит хороший приятель Штольц, который спасает Обломова, но уводит его любимую женщину Ольгу, которая была основной подпилкой и поддержкой духовной жизни Обломова. 

Основная особенность композиции — это параллельно идущие сюжетные линии на разных уровнях восприятия. 

Что же касается основной сюжетной линии, то она одна — любовная и романтическая. 

Автор показывает отношения Ольги и ее кавалера с новой стороны, достаточно смело и страстно, подробно описывая. Из это следует, что перед нами любовный роман, в котором показано строительство отношений между мужчиной и женщиной. 

Вторая сюжетная линия, показанная в произведении, является второстепенной. Здесь мы видим противопоставление двух жизней: Обломова и Штольца. Их судьбы пересекаются в момент вспыхнувшей любви к одной и той же женщине. Здесь автор больше хочет показать крепкую мужскую дружбу. 

В анализируемом произведении автор раскрывает несколько конфликтов. В первом конфликте речь идет о конфронтации между героем и обществом, которое он отказывается принимать. 

Во втором конфликте раскрывается противостояние Обломова с самим собой. 

Еще можно отметить любовный конфликт, который заключается в выборе героя между двумя женщинами с кардинально противоположными характерами. 

Характеристика Штольца

Образу ленивого и бездеятельного Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов» И.А.Гончаров противопоставляет его лучшего друга, Андрея Штольца. Этот активный и предприимчивый человек является полной противоположностью своего товарища, но их связывает то, что ещё в далёком детстве молодые люди смогли найти общий язык и завязать дружбу на долгие годы.

В отличие от Обломова, Андрей Штольц ответственно и с энтузиазмом подходит к любой деятельности, будь то учеба, работа или спасение лучшего друга. Герой имеет немецкие корни со стороны отца, во многом его дисциплинированность вызвана достойным воспитанием и прививанием ребёнку грамотных привычек. От матери, обедневшей русской дворянки, мальчик перенял любовь к искусству и музыке. С юных лет Андрей Штольц ценит сильных личностей, но в Обломове его привлекает другое: мягкость, искренность и широта души товарища. Андрей Штольц описан И.А.Гончаровым как смуглый человек атлетического сложения, лишенный мягкости и округлости, которыми отличалась наружность Обломова. Штольц не имеет ни одной свободной минуты, рационально использует своё время, однако он прекрасно воспитан, и видя, какая хандра завладела Обломовым, предпринимает максимум усилий, пытаясь его спасти. У Андрея Штольца светлый и развитый интеллект, он раз за разом с лёгкостью придумывает всё новые способы для выведения Обломова от апатии, но всё тщетно.

Спустя время Андрей Штольц женится на своей  подруге Ольге Ильинской. С самого начала этот союз выглядит скорее дружески-деловым, нежели порождённым искренними чувствами, но супруги очень уважают и прислушиваются друг к другу, а потому сомнений в прочности этого брака не возникает. В семейных делах практичность и рационализм Андрея Штольца остаются при нём, он всё с той же рассудительностью подходит к решению семейных вопросов. Однако этот герой лишён наивной мечтательности и мягкости, которая была присуща Илье Ильичу, и это его недостаток. Искренняя любовь и участие по отношению к Обломову, жившие в сердце Штольца, не исчезают со временем: он продолжает беспокоиться о судьбе Ильи Ильича, а когда тот погибает, забирает на воспитание его сына. Встретив пожилого слугу Обломова, Захара, Андрей Штольц стремится помочь и ему, но тот отказывается от предложения пойти служить к нему в дом, потому что не готов перестать  навещать могилу покойного барина.

Мы делаем вывод, что Андрей Штольц — предприимчивый, деятельный человек, являющийся полной противоположностью Ильи Ильича Обломова. Сравнивая главного героя с его другом, мы понимаем, в чём состояли недостатки его характера.

10 класс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: