Сочинение анализ сказки салтыкова-щедрина ворон-челобитчик

Краткое содержание ворон-челобитчик салтыков-щедрин

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия. Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия. Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Краткое содержание Много шума из ничего Шекспир

Принц Арагонский дон Педро со своим сводным братом доном Хуаном возвращаются из военного похода. С ними едут слуги и двое знатных молодых людей – Клавдио и Бенедикт. Оба они отличились в сражениях и снискали доброе расположение принца.

В городе Мессине все останавливаются в доме губернатора Леонато, где проживают также две девушки. Дочь губернатора зовут Геро, а племянница носит имя Беатриче. Молодые люди хорошо знакомы между собой, Бенедикт и Беатриче постоянно обмениваются колкими шутками, а Клавдио признается дону Педро, что влюблен в Геро, и просит его помочь объясниться и с девушкой, и с ее отцом.

Принц соглашается, и во время карнавала, будучи в маске, признается в любви девушке, назвавшись именем Клавдио. Позже он беседует с Леонато и получает его согласие на брак дочери. Дон Педро решает также поженить Бенедикта и Беатриче. Он подстраивает так, что Бенедикт становится свидетелем разговора о том, как сильно любит его девушка. То же самое подстраивают и для Беатриче. В итоге молодые люди действительно влюбляются друг в друга.

Дон Хуан ненавидит своего брата и хочет сорвать свадьбу. Его приближенный Борачио предлагает договориться с камеристкой Маргаритой, чтобы та ночью выглянула в окошко из спальни Геро, а сам Борачио поднимется к ней на балкон. Так они и сделали. Дон Хуан же позвал дона Педро и Клавдио и предложил им самим убедиться в неверности девушки.

Борачио получает за это тысячу дукатов и спешит поделиться своей радостью с другом Конрадом. Но их разговор слышат сторожа и арестовывают обоих.

Утром во время свадебного обряда Клавдио обвиняет Геро в распутстве. Девушка теряет сознание, и родные сообщают всем о ее смерти, чтобы разобраться в ситуации.

Вскоре сторожа приводят в дом губернатора Борачио и Конрада, которые во всем сознаются. Начинают искать дона Хуана, но он уже сбежал из города.

Дон Педро и Клавдио раскаиваются и просят прощения у Леонато. Тот приглашает их на ужин, на который приходит и Геро. Молодые люди признаются друг другу в любви, а Бенедикт предлагает Беатриче стать его женой. Все радуются, а вскоре появляется гонец и сообщает, что дон Хуан схвачен и находится под стражей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев Ермолай и мельничиха Главные действующие лица рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Ермолай и мельничиха» охотники. Это Ермолай – некий непутевый работник, которого выдворил помещик за неумение делать что-любо как следует, и барин, под которым легко угадывается сам автор
  • Краткое содержание Ворон-челобитчик Салтыков-Щедрин Переживал старый ворон о роде вороньем: кормиться негде стало, люди десятками убивают, хищные птицы данью непомерной обложили.
  • Краткое содержание Фолкнер Особняк События романа происходят в 30-е и 40-е гг. ХХ века. Спейн уезжает из своего дома. Флем завладевает имуществом, выражая свою властную силу. Юла погибает и её дочь Линда откупается от Флема, внося деньги, завещанные матерью.
  • Краткое содержание Дудинцев Белые одежды На кафедру генетики и селекции в области сельского хозяйства с очередной проверкой приезжает Федор Дежкин и Василий Цвях. Им нужно выяснить, насколько правильно было внедрено направление по Мичурину.
  • Краткое содержание Мольер Скупой Этого самого скупого зовут Гарпагон. Он ужасно жадный старикашка, который больше всего боится потерять свои денежки, экономит на всём — даже на своих детях (Элиза и Клеант).

2minutki.ru

Краткое содержание

Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что «можно на свете одною правдою прожить», в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.

Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, «иногда даже и очень вольное». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.

«Что касается до ершей», то эта рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь непохожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.

Будучи нервным и обидчивым, ерш «спорил отрывисто и неспокойно». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость. Карася он считал «блаженненьким», хотя только с ним и мог отвести душу. Ерша смешили рассуждения карася о том, что «главная жизненная сила все-таки в добре замыкается». Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.

Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, ведь те ни в чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, «что карась сконфузился». Ерш в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что «ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки», и никто из них ни в чем не виноват. В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же «у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает. Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.

Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом

Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда «сильные не будут теснить слабых, богатые — бедных». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась

Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.

Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей «магическое слово» – «добродетель». Услышав его, «щука разинула рот от удивления» и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

Популярные сегодня пересказы

  • Коломба — краткое содержание книги Мериме Коломбо Реббиа – корсиканка её отец был полковником и служил у Наполеона. После падения Наполеоновской власти, отец Коломбо вернулся на родину, тут он был убит при загадочных обстоятельствах.
  • Краткое содержание комедии В поисках радости Розова В рассказе участвует целая семья, проживающая в квартире в столице. Семья состоит из матери Клавдии Васильевны, старшего сына Федора, который женился. Также в семье имеется дочь по имени Татьяна
  • По праву памяти — краткое содержание поэмы Твардовского Данное произведение начинается с нежных воспоминаний писателя. Он вспомнил то время, когда со своим другом они мечтали освоить все науки мира. В то время ребята были убеждены в том, что им никто и ничто не помешает этого сделать
  • Тени в раю — краткое содержание романа Ремарка Действие романа «Тени в раю» развивается в 1944-1945 г. Конец Второй мировой войны. Измученные военными действиями европейцы массово перебираются за океан. В Нью-Йорк приезжает

Сейчас читают

Маэстро Абрагам – опытный алхимик, умеет настраивать рояль, заведует фейерверками и иллюзиями, органный мастер, он был принят при дворе князем. Князь при этом был очень интересной личностью

В одном селе, которое находилось возле Блудова болота, в районе города Переславль — Залесского, стали сиротами дети: девочка Настя и мальчик Митраша. После смерти родителей сиротам достался дом и всё хозяйство

Ветеринарный врач Козулин Александр Иванович проживал в селе около полугода. Он был незаметным, деликатным, полным мужчиной около пятидесяти лет. Говорил он мало, здоровался и сразу опускал глаза вниз

Краткое содержание балетов и опер

Жил на свете один старый ворон, он с тоской вспоминал давние времена, когда все было по — другому, вороны не воровали, а честным путем добывали себе еду. У него болело сердце от таких дум.

Тяжело ему было смотреть на гибели вороньего рода, от рук человека, когда птицы расхищали людское добро. Ворон не раз предупреждал птиц, о том, чтобы они не воровали, но все было бес толку, погибал вороний род, а хищные птицы еще и своими налогами разоряли.

Полетел ворон с челобитной к другим птицам, за советом, как дальше жить. Сначала старик прилетел к ястребу, но тот над ним посмеялся и посоветовал жить и крутиться, как можешь. Кречет тоже не дал дельного совета. Приуныл совсем старик, но полетел дальше.

Отправился старый ворон к коршуну, который жил высоко в горах и считался самым мудрым и справедливым, разнообразные птицы ходили у него в советниках. Прилетел ворон и стал на судьбу сетовать, говорить, как трудно живется его роду. Выслушал мудрый коршун челобитчика и говорит, что каждый живет своей правдой, и покуда будет так, не сможет никто нормально жить, но когда живые существа поймут, что правда одна, и объединятся, то на всем белом свете станет хорошо жить. Сказал так и отпустил старого ворона восвояси.

Это произведение учит не искать правды, а жить, как нам полагается, не доставляя никому хлопот и соблюдая порядки.

Сейчас читают

Начинается роман с того, что молодой Касторп с традиционным немецким именем Ганс приезжает в швейцарский санаторий, где стараются излечить больных от туберкулёза. И приезжает он туда не из-за своей болезни, а просто навестить двоюродного брата

Главная героиня произведения – девочка-подросток по имени Ольга. Действие происходит в голодное время Гражданской войны. У нее умерли родители, и она не знает, как дальше жить.

Главный герой – молодой человек, который рассказывает о своей жизни. Над ним с самого детства смеялись потому, что считали его странным и не таким, как все.

Жил один помещик. Богат он был и садами, и хлебом, и скотом, и крестьянами. Попросил он как-то у Бога, чтобы забрал мужиков из земель, очень уж их расплодилось во владениях. Боялся помещик, как бы люди все его добро не растаскали, весь хлеб не съели.

Рассказ Валентины Осеевой «Почему?» начинается со сценки баловства мальчика со своим четвероногим другом Бумом. Они находились одни в столовой, мальчик лихо раскачивался на стуле

Источник

Сочинение Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Ворон-челобитчик

Сказка «Ворон-челобитчик» была написана в 1886 году. Тема этого произведения – тяжелое положение крестьян в России. Прошло 25 лет после отмены крепостного права, но жизнь людей оставалась по-прежнему трудной.

Салтыков-Щедрин сравнивает крестьянство с вороньей стаей. Если подумать, то сходство действительно есть. Вороны всегда держатся большими стаями, их много, поэтому хищным птицам легче на них охотиться. К воронам относятся пренебрежительно, о них никто не заботится, их проблемы никому не интересны.

Так и русские крестьяне в те годы разорялись, не выдерживая эксплуатации с разу с нескольких сторон: от помещиков, чиновников и буржуазии. Автор глубоко сочувствует этим людям, которые в жизни своей видели лишь труд, унижения, беспросветную нужду и страдания.

Важно

В такой среде человек не может развиваться духовно, его сознание работает лишь над насущными проблемами. Поэтому у крестьян были наивные мысли о том, что где-то есть добрый царь, который не знает про бедственное положение своего народа. Что вся вина лежит на нечестных чиновниках.

И стоит рассказать царю о том, что они творят, положение изменится.

В те годы крестьяне нередко отправляли ходоков к высшим властям. На примере ворона-челобитчика М.Е. Салтыков-Щедрин показывает бесполезность этой попытки.

Первый, к кому полетел ворон, был ястреб. Он не отнесся к словам челобитчика серьезно. По его словам, эта правда давно всем известна, но в жизни сейчас действует другая правда: прав тот, кто сильнее.

Следующим по рангу после ястреба стоял кречет. К нему и направился ворон, но тот даже не принял уставшего от долгого пути путника.

Оставалась последняя надежда на коршуна. Он принял ворона ласково, выслушал и дал свой ответ, в который автор вложил свое понимание этой проблемы, свой взгляд на будущее. Время правды еще не пришло, но оно непременно придет. Тогда прекратится всякая вражда, настанет мир и любовь. И будет правда одна для всех, единственная и обязательная.

Салтыков-Щедрин видел решение всех крупных социальных проблем в смене существующего строя. Он не говорит об этом прямо, но читатель понимает слова коршуна именно так. Это единственный способ сделать жизнь счастливой и радостной для всех.

  • Сочинение на тему Город моей мечты (5, 7, 10 класс)
    В православной традиции есть образ небесного Иерусалима, который представляет собой идеальный город. Пространство абсолютного счастья и божественной любви, именно о нем поется в песне
  • Сочинение Репортаж (в жанре репортаж)
    Репортаж прямиком из школьной столовой. Добрый день уважаемые учителя и ученики 105 лицея города Москва. Сегодня мы с вами будем Ревизоро в самом прекрасном месте нашей школы — в столовой!
  • Образ Петербурга в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
    А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит.
  • Анализ произведения Андреева Кусака (7 класс)
    С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки
  • Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
    Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал под впечатлением от «Фауста» Гёте, который его сильно поразил. Даже имя главной героини, – Маргарита, является полным именем от европейского сокращения Гретхен – героине и возлюбленной Фауста

Поместье без крестьян

Обрадовался помещик тому, что за один день все мужики исчезли с его владений. Вот только, все приезжают и обзывают его глупцом. Попробовал поиграть в пасьянс – выиграл (из чего заключил, что совсем не глуп). И стал предаваться помещик мечтам, как превратить свое хозяйство в крупное поместье. Мечтал, мечтал помещик – а сад зарос, голод его измучил и весь скот разбежался.

Как-то раз заехал к помещику исправник и видит, все кругом заброшено, скот не кормлен, на базаре ни мяса, ни хлеба нет, да и подати платить помещик не собирается. Испугался князь, что его поместье могут забрать за долги, но от своих мечтаний не отказался. Помещик начал медленно одичать – мыться и стричься перестал, начал охотиться на птиц и зайце, начал разговаривать с медведем.

Последние годы жизни писателя

С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание) , в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».

В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1889).

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе
  1. М.Е. Салтыков-Щедрин
  2. Собр. соч. в 20 тт.
  3. Т. 16, кн. 1

ВОРОН-ЧЕЛОБИТЧИК (Стр. 210)

Впервые — «Памяти В. М. Гаршина. Художественно-литературный сборник», СПб., 1889 (ценз. разр. 29 ноября 1888 г.), стр. 321—330. Подпись: Н. Щедрин.

Рукописи и корректуры не сохранились.

Сказка написана осенью 1886 года. «На днях пришлю Вам новую сказку…» — сообщал Салтыков 12 ноября 1886 года Соболевскому. Сказка была отправлена в редакцию «Рус. ведомостей» 17 ноября, а уже 26 ноября писатель затребовал рукопись обратно: «…Я остаюсь при убеждении, что «Ворон» не должен быть напечатан в «Р. в.» и может навлечь на них серьезную кару. Поэтому вновь и настоятельно прошу Вас прислать мне эту сказку как возможно скорее».

В марте 1887 года Салтыков предложил «Ворона-челобитчика» в «Вестник Европы» (вместе с «Вяленой воблой» и «Богатырем»). Однако Стасюлевич высказал сомнение в возможности публикации сказки: «Хотя Вы несколько иронически отнеслись к моей мысли печатать «Ворона», — писал ему Салтыков 26 марта, — но мне кажется, ее можно будет осуществить, ежели сделать некоторые изменения (например, орла понизить чином, вместо «совета» допустить губернское правление)». В этот же день, получив не дошедшее до нас письмо Стасюлевича, писатель сообщил ему об отказе от публикации.

30 марта Салтыков вновь обратился к Соболевскому с просьбой напечатать «Ворона-челобитчика» в исправленной редакции. Соболевский, в 1886 году, видимо, соглашавшийся принять сказку, на этот раз ее не решился напечатать, и она была опубликована лишь в начале 1889 года в сборнике памяти Гаршина, в переработанном виде: Салтыков понизил в чине орла и заменил совет губернским правлением.

Как эти пернатые могут рассказать о погоде

Рассмотрим несколько примет-прогнозов погоды:

  • к дождю каркает героиня статьи, глядя на воду;
  • стая, окружившая воду вечером, предсказывает бурю;
  • если утром услышать, как черная вещунья прокричит четное количество раз, то день будет ясным;
  • услышав, как целая стая кричит на протяжении длительного времени, можно готовиться к непогоде;
  • стая, которая рано утром смотрит на восходящее солнце, обещает ясную погоду сегодня;
  • о скором потеплении скажут вороны, которые начнут купаться в лужах двадцать девятого марта.

https://youtube.com/watch?v=MwtYtw4OYeA

Узнав некоторые народные поверья про ворон, становится понятно, что это не такие уж и страшные птицы. Они способны предсказать как дальнейшую судьбу человека, так рассказать о погоде.

Популярные сегодня пересказы

Возглас «Алле!» был одним из первых звуков, которые помнила и слышала Нора в течение своей жизни. Она еще в пять лет начала тренироваться выполнять цирковые трюки на лошади

В произведении Евгения Носова «Радуга» рассказчик знакомит читателя с четвероклассником по имени Евсейка. Он уточняет, что впервые встретил его на станции в дождливый осенний день. В этот поздний период свободных машин уже не было.

Данное произведение относится к ключевым работам, которые входят в число философии. Все идеи, которые выдвигает философ касаются теории познания. Автор ставит перед собой задачу, он хочет познать и понять ценности

Яркая щедринская сатира актуальна во все времена. Его сатирические типы героев стали шедеврами мировой литературы. Салтыков – Щедрин срывает с государственно

Источник

Читать онлайн «Ворон-челобитчик»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Ворон-челобитчик

* * *

Всё сердце у старого ворона изболело. Истребляют вороний род: кому не лень, всякий его бьет. И хоть бы ради прибытка, а то просто ради потехи. Да и само вороньё измалодушничалось. О прежнем вещем карканье и в помине нет; осыплют вороны гурьбой березу и кричат зря: «Вот мы где!» Натурально, сейчас – паф! – и десятка или двух в стае как не бывало. Еды прежней, привольной, тоже не стало. Леса кругом повырубили, болота повысушили, зверье угнали – никак честным образом прокормиться нельзя. Стало вороньё по огородам, садам, по скотным дворам шнырять. А за это опять – паф! – и опять десятка или двух в стае как не бывало! Хорошо еще, что вороны плодущи, а то кто бы кречету, да ястребу, да беркуту дань платил?

Начнет он, старик, своих младших собратий увещевать: «Не каркайте зря! не летайте по чужим огородам!» – да только один ответ слышит: «Ничего ты, старый хрен, в новых делах не смыслишь! нельзя, по нынешнему времени, не воровать. И в науке так сказано: коли нечего тебе есть, так изворачивайся. И все так нынче живут: дела не делают, а изворачиваются. Пропадать, что ли, нам! Мы еще где до свету встанем, снимемся с гнезд и весь лес обшарим – везде хоть шаром покати. Ни ягоды лесной, ни пичуги малой, ни зверя упалого. Даже червь, и тот в землю зарылся».

Слышит старый ворон эти речи и глубокую думу думает. Трудные бывали на его памяти времена. Целыми годами преследовала вороний род бескормица; без числа вороньё погибало. Но тогда было правило: есть у тебя когти – рви ими свою грудь, а на чужой кусок не зарься! Однако и тогда уж было приметно, что недолго вороньё эту школу выдержит. Смотреть, как другие живут припеваючи, а самому добровольно умирать с голода – от одного этого хоть чье хочешь сердце изноет.

И наука, кстати, на помощь пришла: клюй, что можешь и где можешь! Удастся набить зоб – летай на свободе сытый и веселый; не удастся – виси простреленный на огороде, вместо чучела. На то война.

Когда принес его сюда, едва оперившегося, старый батько из-за тридевяти морей, места здесь были вольные. Лес да вода – и глазом не окинешь. В лесу всякой ягоды, всякого зверя, птицы – всего вдоволь; в воде рыба кишмя кишела.

Начальником и тогда у них был, как и теперь, ястреб, но тогдашний ястреб и сам по себе был по горло сыт, да и прост был, так прост, что и до сих пор об его простоте анекдоты ходят. Любил, правда, молоденькими воронятами полакомиться, но и тут справедливость наблюдал: сегодня из одного гнезда унесет вороненка, завтра из другого; а ежели видит, что гнездо бедное, упалое, так и безо всего улетит. И подати тогда были не тяжелые: по яйцу с гнезда, да по перу с крыла, да с каждых десяти гнезд по вороненку орлу в презент. Отбыл повинность – и спи на оба уха.

Но чем дальше шло, тем глубже и глубже все изменялось. Облюбовал вольные места человек и начал с того, что пустил в ход топор. Леса поредели, болота стали затягиваться, река обмелела. Сначала по берегу реки появились заимки, потом деревни, сёла, помещичьи усадьбы. Стук топора гулким эхом раздавался в глубинах лесных, нарушая обычное течение жизни зверей и птиц. Старейшины вороньего племени уже тогда предсказывали, что грозит что-то недоброе, но молодое вороньё с веселым карканьем кружилось около человеческих жилищ, словно приветствуя пришельцев. Строгие заветы предков наскучили молодым сердцам; лесные глубины опостылели. Потребовалось новое, диковинное, неизведанное. Вороньё разделилось на партии; начались пререкания, усобицы, рознь…

Одновременно с этими изменениями произошли изменения и в высших орнитологических сферах. Старый ястреб оказался стоящим не на высоте своей задачи. Он мог управлять только при патриархальных порядках, но когда отношения усложнились, когда на каждом шагу в воронье существование врывались новые элементы, административное чутье окончательно его покинуло. Главные начальники называли его старым колпаком; вороньё оспаривало его власть и бесцеремонно каркало ему в уши всякую чепуху. Он же, вместо того, чтоб пресечь зло в самом корне, только благосклонно хлопал глазами и шутя говорил: «Вот ужо, придет реформа, узнаете вы, как кузькину мать зовут!» Наконец и ожидаемая реформа пришла. Старика сдали в архив, а прислали вместо него начальником совсем молодого ястреба, да в помощь к нему, в видах пущего контроля, поставили кречета.

Прилетели новые начальники и сказали вороньему племени немилостивое слово. «Я вас к одному знаменателю приведу!» – «цыркнул ястреб, а кречет прибавил: „И я тоже“. Сказавши это, объявили, что отныне налоги увеличиваются против прежнего втрое, выдали окладные листы и улетели.

Конец ознакомительного фрагмента.

Несколько интересных сочинений

Какой смысл люди вкладывают в слово воспитание? Вероятно, речь идет об умении держаться в обществе и соблюдать определенные традиции, но может ли воспитание иметь однозначный смысл?

И ни у кого кроме мальчика нет стремления поскорее очутиться там, за стеклом, где нет серых и скучных рам и подоконников и совершенно отсутствуют условности и ограничения.

Этот великий роман во всех смыслах. Он принадлежит к группе самых больших романов, и не только Тургенева, но всей русской литературы девятнадцатого века

Роман «герой нашего времени» имеет необычную композицию, а также совмещает в себе несколько сюжетных линий, где рассматриваются разные взаимоотношения людей. Печорин является центральным персонажем произведения

Лето – самое чудное время года. Чего я жду от лета? От лета, в первую очередь, я жду, как и все те, кто учатся в школе, в институте, в университете, я жду долгожданных летних каникул.

Источник

Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Разное / Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Салтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества.     М.Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т.д.) наполнено все его творчество.

    Выбрав форму сказок, писатель наполняет привычную народную форму новым содержанием. Произведения Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок. Они раскрывают классовые противоречия в России второй половины 19 века.     Темы сказок различны.

Это и тема деспотической власти («Медведь на воеводстве»), господ и рабов («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужи двух генералов прокормил»), тема страха как основы рабской психологии («Премудрый пескарь»), тема каторжного труда («Коняга») и другие.     В сказках Салтыкова-Щедрина противостоят две социальные силы: народ и его эксплуататоры.

Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), их угнетатели – в образах хищников.     Символом замученной крестьянской России является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга – крестьянин, труженик, источник жизни для всех.

Совет

Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смыл его существования» , – утверждает сатирик.     Эта сказка – гимн трудовому народу России, и неслучайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу.

Рисуя каторжную жизнь крестьян, писатель показывает покорность народа, его смирение перед угнетателями. Писатель горько смеется над тем, что мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают.     В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян.

Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!», курица за околицу выберется – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало!»
    В сказке «Премудрый пискарь» показан образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распостылую жизнь свою бережет». Может ли для человека быть смыслом жизни лозунг – «выжить и щуке в хайло не попасть»?
    Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается образ труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни.     Над вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются Левка-дурак в сказке «Дурак», сезонные рабочий из «Путем-дорогою», ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист и многие другие.     Ворон-челобитчик обращается по очереди ко всем высшим властям своего государства, умоляя улучшить невыносимую жизнь ворон-мужиков. Но в ответ слышит лишь жестокие слова о том, что сделать они ничего не могут, ибо при существующем строе закон на стороне сильного. «Кто одолеет, то и прав», – наставляет ястреб. «Посмотри кругом – везде рознь, везде – свара», – вторит ему коршун. Все попытки «исправления» собственнического общества обречены на неудачу.

    Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой даже пугает. Благодаря своему таланту и любви к России писатель создал произведения, которые были интересны не только современникам писателя, но и нам.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: