«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Прегрешного
Истории Петра и Февронии посвящена одна из вершин древнерусской литературы 16 века – «Повесть о Петре и Февронии Муромских», составленная иноком Ермолаем Прегрешным по заказу митрополита Макария. Но «житие» Петра и Февронии в Великие Четьи-Минеи митрополит не включил, так как эта история отличается «исключительной легендарностью». Житие распространялось в качестве апокрифа.
Определение 2
Апокриф – это произведение на библейскую тему, которое отвергается церковью, ибо считается недостоверным.
Статья: Образ Февронии в «Повести о Петре и Февронии»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Согласно сказанию, Петр за несколько лет до княжения убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой. Никто не мог излечить болезнь. Однажды Петру во сне было открыто, что исцелить его может Феврония, крестьянка из Рязанской земли, дочь бортника, добывавшего дикий мед. Гонец, посланный на поиски лекаря для князя Петра, в одном из домов в селе Ласково увидел интересное зрелище: за ткацким станом девушка ткала холст, а перед ней скакал заяц. Феврония, говоря загадками, испытывала гостя. Затем в качестве платы за исцеление девушка пожелала, чтобы князь на ней женился. Петр пообещал ей это, но своего слова не сдержал, так как Феврония была простолюдинкой. Однако в процессе лечения девушка намеренно оставила один струп на теле Петра, и болезнь возобновилась. Тогда князь снова обратился к Февронии, и после исцеления женился на ней.
Бояре не желали иметь княгиню-простолюдинку и поставили князю ультиматум: либо отпустить жену, своим происхождением оскорбляющую знатных барынь, либо уйти из Мурома. Тогда Петр взял Февронию и на двух кораблях отплыл по Оке.
В городе началась смута, завязалась борьба за престол, начались убийства. И тогда бояре попросили князя вернуться в Муром. Петр и Феврония вернулись в город. В дальнейшем Феврония заслужила любовь и уважение горожан.
В преклонном возрасте Петр и Феврония приняли монашеский постриг с именами Давид и Евфросинья. Они молили Бога, чтобы умереть в один день, завещали, чтобы тела их положили в одном гробу. Петр и Феврония скончались в один день и час. Церковь сочла погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, поэтому тела Петра и Февронии положили в разных обителях, однако на следующий день они оказались вместе.
История о Петре и Февронии – это произведение о великой любви князя и простой деревенской девушки. Их любовь стала гимном крепких супружеских отношений.
Приказ Ивана Грозного и писательское расследование
Сразу оговорюсь, что Петр и Феврония — это не какие-то фантомные личности. Эти люди действительно жили на нашей земле примерно в XIII веке, а в Муроме и по сей день находятся их мощи. Также существует житие, вернее, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая была написана в XVI веке достаточно известным и талантливым писателем Ермолаем-Еразмом.
Во времена Ивана Грозного и по его повелению по всей России активно собирались русские жития под руководством митрополита Макария. Ермолаю-Еразму было дано задание написать историю Петра и Февронии, так как их уже почитали по всей стране, однако, чтобы причислить их к лику святых, необходимо было написать их житие.
Первым делом Ермолай-Еразм отправился в те места, где жили святые: это Муром, в котором правил князь Петр, а также родина простой крестьянской девушки Февронии в Рязанской земле. Писатель провел настоящее расследование. Только представьте себе: на дворе XVI век, а герои повести жили в XIII. Конечно, за это время могло быть утрачено очень много сведений. Также Ермолаю было достаточно сложно проделать эту работу таким образом, чтобы в житие не проникли некие сказочные элементы, и, конечно, этого автору не удалось избежать полностью.
Золотое время для Мурома и изгнание супругов
После того, как Муромом стали править святые Петр и Феврония, для княжества настало золотое время. Они правили не как наемники, а относились к народу, как к своим детям, и помнили свою ответственность за него перед Богом. Также в повести есть очень много интересных эпизодов, как Петр проверял мудрость Февронии, о которой ему столько рассказывали, перед браком. Он дал задание девушке соткать ему целую рубашку из маленького кусочка шерсти. На это Феврония в ответ прислала князю маленькую щепку и сказала: «Конечно, я сотку рубашку, если ты, князь, из этой щепки сделаешь мне ткацкий станок». Есть и множество других интересных эпизодов в этом замечательном древнерусском произведении.
Как я уже сказала, Петр и Феврония правили справедливо, заботились о людях, но поскольку девушка была незнатного происхождения, боярские жены делали все, чтобы избавиться от княгини. Дошло до того, что ей сказали: «Забирай самую ценную вещь, которая тебе больше всего дорога, и уходи отсюда». Феврония ответила, что для нее самое дорогое — это князь, после чего они покинули Муром, так как князь, которому предложили остаться и править без Февронии, отказался нарушать обеты венчания и не расстался с супругой.
Петр очень сильно переживал, так как ему пришлось оставить свой народ, да и не привык он жить в чистом поле (а им некоторое время пришлось пожить на берегу реки). Именно в этот тяжелый период Феврония утешала своего мужа, поддерживала его и уверила в том, что Господь обо всем позаботится. Вообще, Феврония обладала удивительными качествами для супруги — это терпение, смирение, мудрость, тактичность, умение вовремя промолчать, но с другой стороны она могла быть очень хорошей опорой и поддержкой. То же можно сказать и ее верном супруге, который, несмотря на первоначальные ошибки, впоследствии был прекрасным мужем, отцом и правителем.
Кстати, когда их изгнали из княжества, во время переправы по реке в лодке произошел один очень важный эпизод. Замечу, что часто скульптурная группа включает в себя не только Петра и Февронию Муромских, но и лодочку. Например, в Йошкар-Оле перед их фигурами размещается ладья с фонтанами.
История следующая: человек, который их переправлял, женатый мужчина, посмотрел на Февронию с вожделением. Она заметила это и велела ему зачерпнуть воду у правого борта лодки и испить ее, а затем — у левого борта и также испить. Мужчина исполнил ее просьбу, после чего Феврония ему сказала: «Что ты смотришь на меня с вожделением? Вода, которую ты испил, одинаковая, и женское естество также одинаковое». Она указала ему на то, что у него есть жена, и пристыдила мужчину. Вообще, верность, чистота и целомудрие — те качества, которые отстаивает Священное Писание, этими качествами обладали и муромские святые.
«Между князем и крестьянкой была огромная пропасть»
Так почему они стали символом семьи? История началась с того, что князь Петр заболел серьезной болезнью — проказой. Его тело покрылось струпьями, которые постоянно ныли и болели. Подданные Петра искали лекаря по всей России, а Феврония как раз славилась тем, что могла исцелять людей. Отроки Петра добрались до деревни Ласково, которая, кстати, и поныне находится недалеко от Рязани, и разыскали Февронию.
Девушка поразила слуг князя своей мудростью. Она говорила загадками, и отроки часто не понимали ее до тех пор, пока Феврония не расшифрует им эти загадки. К примеру, когда ее спросили о том, где ее родители, она ответила: «Они пошли взаймы плакать». Феврония объяснила отрокам, что они пошли на похороны — сейчас ее родители плачут и скорбят, а когда они умрут, плакать будут уже над ними. Такие загадки пронизывают все житие, в котором много раз упоминается неземная мудрость Февронии, то есть дарованная Богом за ее благочестие.
Когда слуги рассказали девушке историю про больного князя, она сообщила им, что может вылечить Петра, но при одном условии: после выздоровления князь станет ее супругом. После того, как Петру передали эти слова, он спросил: «В своем ли она уме?». В те времена между князем и крестьянкой была огромная пропасть. Современному человеку это будет довольно трудно понять.
Для того, чтобы исцелиться, он дал свое согласие, но на самом деле князь просто задумал обмануть девушку, которая была настолько мудра, что сразу поняла намерения Петра. Феврония дала слугам снадобье и наказала, чтобы князь помазал все свои больные места, кроме одного струпа. Князь обрадовался, сделал все, как было наказано, и в скором времени поправился. Однако из-за одного оставленного струпа болезнь возобновилась. После этого он осознал, что совершил преступление — обманул, несмотря на то, что до того был благочестивым человеком (как отмечает Ермолай-Еразм). После этого князь раскаялся, попросил прощение Февронии и, получив исцеление, сразу же женился на ней.
Образ Февронии
Феврония была простой девушкой из народа, дочерью крестьянина, древолаза-бортника. Жила Феврония вместе с отцом в Ласково, близ Рязани.
О внешности героини автор умолчал, делая акцент на внутренней красоте девушки. Образ Февронии – это воплощение идеальной русской девы. В образе героини переплелись живой ум, воля, сила характера и чувства. Хоть Феврония и не склонна к выражению эмоций, ее внутренней силе может позавидовать любой. При этом она абсолютно бесконфликтна. Феврония – это олицетворение праведности. Победить ее невозможно, так же, как и склонить на сторону зла.
Основными чертами характера Февронии являются:
- Трудолюбие. Феврония трудится день и ночь, не покладая рук. Она даже в свободное от работы время не сидит без дела, ткет одежду для братьев и отца;
- Целеустремленность и упорство. Феврония сумела добиться от Петра женитьбы на ней, пусть и не с первой попытки;
- Экономность и бережливость. Феврония ценит чужой труд. Она прекрасно знает, как трудно достается крестьянам хлеб и никогда не позволяет себе выкинуть даже крошку со стола;
- Мудрость. Феврония мудра не по годам. Именно житейская мудрость позволяет девушке предвидеть многие события. Она знает и понимает характер других людей, и потому имеет способность предугадывать их поступки. Благодаря этому ей неоднократно удавалось выходить из сложных ситуаций без последствий;
- Прозорливость, развитая интуиция;
- Верность, преданность;
- Благочестивость;
- Острый ум;
- Религиозность;
- Чувство собственного достоинства.
С положительной стороны характеризует Февронию ее любовь к животным. Девушку не боялись даже дикие звери.
Первая встреча Февронии с князем была случайной. Петр Муромский нуждался в помощи и искал лекаря, способного исцелить его от тяжелого неизвестного недуга. Феврония обладала даром врачевания и никогда не отказывала в помощи тем, кто нуждался в ней. За лечение князя девушка взялась с единственным условием – после исцеления князь должен на ней жениться. Князю же понравилась не только внешняя красота девушки, но и внутренняя. Исцеление князя стало связующим звеном в дальнейшей жизни Петра и Февронии.
Феврония после замужества всю жизнь хранила верность мужу, была ему преданна. Она любила Петра всей душой. Проявление искренних чувств верности и привязанности видно на примере ситуации с боярами, когда те стали выгонять девушку из города, считая, что простолюдинка не подходит князю. Февронии велели забрать самое дорогое. И она так и сделала – забрала с собой Петра.
Супруги прожили в согласии и любви до самой старости и мечтали умереть в один день, что не расставаться ни на минуту даже на том свете. Петр и Феврония еще при жизни приготовили себе гроб один на двоих, разделенный тонкой перегородкой. Их молитвы были услышаны Богом, и он забрал их жизни в один день.
Триста лет спустя князя Петра Муромского и супругу его Февронию приравняли к лику святых. Петр и Феврония были объявлены православной церковью покровителями семейного очага.
Образ Февронии в «Повести о Петре и Февронии» получился удивительным и добрым. Феврония учила тому, что нужно уметь прощать и даже к врагам относится с снисхождением, преподносить им уроки доброты, чтобы они могли сами догадаться о своих ошибках. В то же время образ Петра был представлен неоднозначно, ведь изначально он выглядит человеком, не способным сдержать свое обещание. Но после урока, преподанного ему Февронией, князь понимает, что обман не принесет счастья. Позже он полюбил Февронию всем сердцем и старался прислушиваться ко всем ее советам.
Праздник в противовес Дню святого Валентина
В первую очередь следует отметить, что в Благовещенском соборе Казанского кремля один из приделов посвящен именно Петру и Февронии Муромским. Эти святые являются покровителями семьи. В наше время мы можем наблюдать постепенное разрушение традиционных семейных ценностей, и на этом фоне Петр и Феврония являются эталоном семейных отношений. Если мы возьмем мусульманскую и православную культуры, то увидим, что в отношении семьи у них есть очень много точек соприкосновения — наши культуры отстаивают традиционные семейные ценности.
В России память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии празднуется дважды — 8 июля и в первое воскресенье перед 19 сентября. Второй день памяти святых был установлен Русской Православной Церковью недавно. Связано это с тем, что 8 июля всегда приходится на Петровский пост, в который венчание запрещено. Множество людей просят у святых Петра и Февронии о семейном благополучии или о помощи в обретении мужа или жены.
Следует отметить, что почитание святых Петра и Февронии способствует возрождению христианских традиций
И это очень важно, так как в нашей современности насаждаются чуждые нам ценности. Как пример можно взять день святого Валентина: этот праздник культивирует эротическую, плотскую любовь (основанную на эгоизме), чуждую идее жертвенности по отношению друг к другу
Она не направлена на формирование таких важных добродетелей для создания крепкой семьи, как терпение, забота, чужда она и направленности на приумножение семьи и воспитание детей. Словом, она не направлена на создание семьи. А любовь вне семьи есть разврат. Таким образом, этот праздник абсолютно чужд как мусульманской, так и православной культуре, тогда как в основе почитания Петра и Февронии лежит созидание семейных ценностей. Святые явили нам образец или даже идеал семейных отношений, поэтому они очень сильно почитаются по всей России и во многих городах страны устанавливаются им памятники.