Чацкий: о том, как быть неудобным
В тот же вечер, у Фаустовых собирается прием, где присутствуют знакомые и друзья Чацкого. Юноша не узнает знакомых ему людей, настолько они погрязли в лицемерии и лжи. Александр не скрывая своих политических взглядов и мыслей, высказывает прямо и откровенно то, что думает. Дерзкое поведение молодого человека смущает приглашенных гостей, многие в недоумении. Ситуацию «спасает» Софья, повествуя о том, что Чацкий сошел с ума, хотя на самом деле, молодой человек просто демонстрирует свою гражданскую позиции. Тем не менее, полчище помещиков не понимает и не разделяет взгляды Чацкого. Почувствовав себя одиноким и лишним, Чацкий покидает банкет.
Кроме того, автор демонстрирует чистые любовные чувства главных героев, их отношения между собой, понимание значений слов «любовь», «дружба», «брак», «взаимопонимание».
Драматизм «Горя от ума» и любовная линия произведения
В произведении есть и драматический момент несчастного любовного треугольника главных героев. Покидая прием, Чацкий ожидает во дворе карету, невольно становится свидетелем сцены, где Молчалин признается в любви Лизе – служанке в доме Фаустовых. Свидетелем такого признания становится и Софья. Девушка разочарована и подавлена, в эмоциях, она выгоняет Молчалина. Чацкий, став свидетелем ссоры, в тот момент понимает, что его чувства остались без ответа, Софья пылает любовью к Молчалину. Фаустов догадывается, что стало причиной ссоры молодых людей, он угрожает Софье отправить в деревню. Тем временем, окончательно разочарованный в жизни и в обществе Чацкий уезжает из Москвы.
Грибоедов к созданию произведения «Горе от ума» подошел очень творчески. У него нет остросюжетных моментов, даже положительных и отрицательных героев нет. Есть просто люди, где автор делает акцент на недостатках их личностей. Например, Фаустова он показывает читателю как хорошего отца, заботливого и нежного, а Чацкого демонстрирует как горячего, часто бесцеремонного молодого человека.
Тема произведения актуальна на сегодняшний день, ведь взгляды и уклад жизни отцов и детей, молодых и старых – на повестке дня, независимо от времени. Всегда и повсеместно в обществе человеческом живут люди, приносящие новые веяния, прогрессивные, интересные идеи с целью изменить жизнь к лучшему. Но есть и такие, которым хорошо и так, нет желания менять что либо в соей жизни.
Какой можно представить дальнейшую судьбу Чацкого?
Комедия «Горе от ума» была написана А.С. Грибоедовым в начале XIX века, а эпоха смены веков, как правило, сопровождается глубокими изменениями в социальной среде и характерным для этого времени быстрым нарастанием противоречий между представителями двух веков. Грибоедов уловил главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812 года. В комедии ставятся самые жгучие вопросы той поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность.
Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового, прогрессивного; в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени. Борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» — это борьба Чацкого, передового человека своего времени, и отсталого фамусовского общества.
Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят прежде всего в обогащении, они карьеристы и завистники. Они стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Службу они рассматривают только как источник доходов, как средство получить незаслуженные почести. Очень показательно признание Фамусова:
- А у меня что дело, что не дело,
- Обычай мой такой:
- Подписано, так с плеч долой.
В обществе московских дворян распространены такие явления, как кумовство, семейственность. Фамусов говорит:
- Ну как не порадеть родному человечку,
- и не скрывает тот факт, что у него
- …служащие чужие очень редки:
- Все больше сестрины, свояченицы детки.
Это люди, лишенные чувства гуманности, враги свободы, душители просвещения, их сокровенное желание — «забрать все книги бы да сжечь». Один из них выменивает на три борзые собаки толпу своих слуг, которые «и честь и жизнь его не раз спасали». Другой, ради пустой забавы, сгоняет на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродает их поодиночке. Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю феодально-крепостническую систему, А. С. Грибоедов ясно видел и положительные общественные силы своей эпохи, зарождение и рост новых, прогрессивных стремлений и идей. Так, Скалозуб жалуется Фамусову, что его двоюродный брат, набравшийся «каких-то новых правил», пренебрег следовавшим ему чином, оставил службу и «в деревне книги стал читать». Княгиня Тугоуховская рассказывает, что ее родственник, учившийся в педагогическом институте, «чинов не хочет знать!». Фамусов, имея в виду широкое распространение вольномыслия, называет свое время «ужасным веком».
Но с наибольшей полнотой пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого. Это, несомненно, горячий патриот, бесстрашный воин против крепостничества и деспотического самовластья, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Он клеймит невежество, обличает барство и выступает пламенным пропагандистом науки, просвещения, искусства. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим». Глубоко веря в правоту своих идей, Чацкий убежден, что его мечтания осуществятся, что будущее принадлежит новым людям, его собратьям по духу.
В комедии конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается чувство отчужденности от общества, к которому он некогда принадлежал. Развязка любовной драмы влияет на основной конфликт: Чацкий оставляет неразрешенными все противоречия и покидает Москву. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но, проигрывая, он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим», его нормами, идеалами, жизненной позицией.
Изображая в комедии «Горе от ума» социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. «Горе от ума» — это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выражение идей первого этапа русского освободительного движения.
Темы и проблемы
Тематика и проблематика комедии «Горе от ума» многогранны и актуальны по сей день:
Спор поколений – Грибоедов отобразил начало преображения русского дворянства. По его мнению, новое поколение русской аристократии совсем не похоже на своих родителей. Писатель считал, что новая элита, воспитанная в духе Просвещения и гуманизма, неизбежно вступит в жесточайшее противоречие с реакционерами. И хоть на данный момент Грибоедов и не видел каких-либо коренных изменений, он надеялся на победу прогрессивного лагеря в далёкой перспективе.
Нравы дворянства – Драматург изображает аристократию в самом непримечательном свете. Он демонстрирует её лживость, пошлость и лицемерие. По его мнению, те дворяне, которые составляют доминирующее в России фамусовское общество, — не более чем эгоистичные паразиты, которые заняты лишь удовлетворением своих потребностей и амбиций.
Тема лишнего человека – Чацкий представлен в пьесе как благородный изгой, который слишком хорош для Российской империи. Однако вместе с тем Грибоедов показывает, что его герой не одинок, а, главное, не разочаровался в своих идеях, а потому у него всегда есть шанс вернуться и победить закостенелое и порочное фамусовское общество.
Тема семьи – Дворянская семья в комедии изображена как рассадник лжи и взаимной неприязни. Старый Фамусов совершенно равнодушен к своей дочери, думая лишь о том, как удачно выдать её замуж. Когда вскрывается роман Молчалина и Софьи, всё, что беспокоит Павла Афанасьевича – это урон его репутации. Сама Софья также совершенно равнодушна к отцу и старается максимально отдалится от него.
Развитие страны – На протяжении всего повествования некоторые персонажи рассказывают о своих родственниках и знакомых, которые отвергли светскую жизнь и карьеру, посвятив свою жизнь науке и саморазвитию. Этим Грибоедов отобразил перемены, назревающие в обществе, которые уже не могут остановить ни Фамусов, ни Скалозуб и ни кто-либо другой.
Тема мечты – По мнению Грибоедова, только очень искренние и открытые люди способны мечтать. Софья мечтала о настоящей любви, а Чацкий — построить новый лучший мир. Однако писатель показывает, что зачастую мечты, оторванные от реальности и не имеющие под собой личного опыта, ведут человека к провалу. Софья поддалась на обман мерзавца Молчалина, а Чацкий был публично посрамлён и отвергнут.
Образование – Образованные люди представлены в комедии как объект для подражания и наделены лучшими человеческими качествами. В то время, как те, кто отвергают науку и образование, безжалостно высмеиваются.
Судьба – Чацкий искренне верил, что его судьба – быть вместе с Софьей, но жизнь оказалась слишком сложной, и его идеалистические мечты пошли прахом.
Традиции – Ярые традиционалисты и реакционеры в комедии изображены как нелепые и недалёкие люди
Традициями они лишь оправдывают свое нежелание двигаться вперед.
Любовь – Писатель с призывает людей с большой осторожностью поддаваться чувству любви. Ведь, потеряв над собой контроль, можно с лёгкостью повторить ошибки Чацкого и Софьи
Крепостное право – На примере Лизы мы видим, как во времена крепостничества простых людей рассматривали лишь в качестве инструментов и игрушек для забавы
Чацкий в своем монологе обличает жестокость дворян и бесправие крестьян. Он показывает, что жизнь бедных людей является не более значимой для аристократии, чем участь животных. Они ценятся примерно на одном уровне.
Идеалы декабристов – Пьеса воплощает в себе почти все идеалы тайного общества Декабристов, которые выступали за послабление или даже отмену крепостного права, а также демократизацию российского общества. В произведении Грибоедова высмеиваются дворяне-крепостники и традиционалисты, а идеализируется молодой человек-борец, заинтересованный в следовании своей страны по пути прогресса.
Проблема языка – Мимолётно Грибоедов затронул и искажение русского языка, вызванного невежеством дворянского сословия. Люди стремились заменить родную речь «помесью французского с нижегородским».
Чацкий — победитель или побежденный — 2
Комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова включает в себя живописные сцены противостояния главного героя — Чацкого — с Фамусовым и всем обществом. Чацкий, яркая искра истинного интеллекта в бездумном и фальшивом мире, выступает против превратности и лицемерия социума и его привилегированных представителей. Это соперничество приводит к серии смешных ситуаций и, в конечном итоге, к разочарованию главного героя.
В пьесе Чацкий представлен как горячо пылающий идеалист, который стремится организовать перемену в социальном строе. Его вечные противостояния с Фамусовым, типичным представителем дворянской среды, указывают на их противоположные взгляды на жизнь. Фамусов является воплощением праздного и бездушного человека, чья главная цель — поддерживать статус кво в обществе. Комическое противостояние между Чацким и Фамусовым происходит на протяжении всей пьесы, в сражении словами и иронией.
Несмотря на свою добродушность и разумность, Чацкий постепенно понимает, что преобразовать ничего невозможно. В обществе, которое кажется ему бессмысленным и лицемерным, Чацкому дается выбор — или быть одержимым стремлением к перемене, которое приводит к его изоляции в итоге, или присоединиться ко всем, но потерять свои идеалы и начав нарушать свои принципы.
Таким образом, противостояние главного героя комедии Грибоедова Чацкого с Фамусовым и всем обществом является центральным конфликтом пьесы. Это противостояние отражает борьбу между разумом и лицемерием, идеалами и реальностью. Хотя мы не видим какого-то яркого проявления победы Чацкого в конце пьесы, но его борьба остается символом верности принципам. Я думаю, что он победил, потому что он остался верен своим идеалам, он остался самим собой — а это самое главное в жизни.
Но он потерпел поражение в другом противостоянии — в любви-то он проиграл, так как Софья предпочла Молчалина, который был, в общем, ее и недостоин, ведь он изображал влюбленного лишь потому, что служил у отца Софьи и готов было делать все, чтобы угодить и отцу, и дочери, которая в данном случае нашла замену Чацкому, не писавшему ей во время своего отъезда.
Мне нравитсяНе нравится
Противоречивость характера
Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.
Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.
Другие герои
Кузьма Петрович, наряду с Максимом Петровичем, отожествляет идеал Фамусова. «Он и сам был богат и на такой же был женат, и знатного рода» — столичный туз, перед которым приклонялась вся Москва.
К веку минувшему также относятся все друзья Репетилова из его подобия тайного общества, что хотело бы стать передовым. К представителям века минувшего также относятся:
- Отец Молчанина, посоветовавший сыну угождать всем и всегда;
- Барон фон Клоц и его продажные секретари;
- Прасковья Федоровна, тетя Сони, любившая собирать сплетни и передавать их дальше;
- Мадам Розье и танцор Гильоме, которые были любимы лишь благодаря своим иностранным фамилиям и происхождению, так как большинство столичных штучек презирало всю отечественную культуру и восхищалась зарубежной;
- Князь Григорий и Воркулов Евдоким — любители Англии и итальянской музыки;
- Хворовы, Скачковы, Нестор Валранский и Дрянские.
Представителей «века нынешнего» в пьесе гораздо меньше. Единомышленник Чацкого и внесценический персонаж — двоюродный брат Скалозуба, который ушел со службы, чтобы наслаждаться деревней и чтением литературы. Также таковым является профессор Педагогического института и племянник княгини Тугоуховский Федор, изучающий химию и ботанику. И основная доля этой категории — это вся молодежь, которую представляет Чацкий в своих отрывках из своих монологов «А судьи кто?», «Пускай теперь один из нас». По его мнению, именно они — люди, за которыми будущее великой страны.
Таким образом, вспомнив список внесценических персонажей «Горе от ума», можно подытожить, что Грибоедову удалось отобразить в своем произведение всю многогранность московского общества. Он выставил на всеобщее обозрение все их недостатки и мнимые достоинства, которыми они так гордятся.
Вариант 2
Среди всех писателей, оставивших свой след в русской литературе, имя Грибоедова стоит несколько особняком. Широкому кругу читателей неизвестно большее количество его произведений. Но каждый, еще со школьной скамьи, хорошо знает роман «Горе от ума», который поставил Грибоедова в один ряд с величайшими писателями всех времен и народов.
В данном произведении автор предлагает читателю обратить внимание на тему политики, и, как не странно, любви. Данные проблематики являются абсолютно разными в своей сущности, но, Грибоедов сумел их сплести в нечто единое, монументальное
И даже спустя многие годы, мы с замиранием сердца следим за переживаниями главного героя, а его мысли и душевные волнения являются актуальными для многих и в наши дни.
Вот мы знакомимся с двумя главными персонажами романа – Чацким и Софией. Молодые люди знают друг друга с раннего возраста, они практически выросли в одном доме. И вот, проходит много лет, они взрослеют, и, казалось бы, их уже не должно ничего связывать. Однако Чацкий внезапно осознает, что он влюблен в девушку. Вернувшись с очередного дальнего путешествия, Чацкий бежит к дому Софии, желая признаться ей в своих чувствах и раскрыть, наконец, свою душу. Но девушка держится рядом с ним отстраненно, даже холодно. Более того, вскоре в ее сердце рождается злоба к бедному молодому человеку.
Чацкий, видя такое к себе отношения, также замечает, что девушка неровно дышит к еще одному персонажу романа – Алексею Степановичу. Чацкий видит в нем гнусного и ничтожного человека, и совершенно не понимает, как девушка могла влюбиться в такую нелицеприятную личность. И ладно бы на этом все закончилось, но нет, София начинает распространять слухи о якобы сумасшествии Чацкого, тем самым обращая людей против него. Сам же Чацкий совершенно разбит. Он не видит причин такого предательства со стороны своей возлюбленной. Он полон любви к этой девушке, он готов ради нее на все, но, она отвечает на его чувства таким отвратительным поведением.
Теперь же обратим внимание на политическую сторону романа. Чацкий никак не вписывается в рамки «фамусовского общества»
Он не такой как они. Эти люди не верят ни в Бога ни в черта, для них целью жизни является лишь богатство и чины, ради которых они готовы прислуживать и льстить каждому, кто имеет деньги и статус. Чацкому же претит такое мировоззрение. Он выступает против эгоизма, лести и лжи. Он один выступает против старых устоев. Люди не желают ничего знать, они боятся образования и просвещения, их все устраивает как есть. А Чацкий же человек нового времени. Он желает высказать им все, что накопилось в его душе, но никто не желает его слушать. Люди лишь смеются над ним и над его мыслями. Но за этим смехом мы видим глубоко скрытый страх. Страх того, что вскоре действительно что-то начнет меняться, и они окажутся неспособны противостоять новым веяниям. В конце концов, Чацкого признают окончательно выжившим из ума и выгоняют.
И все-таки, попробуем ответить на вопрос: является Чацкий победителем или побежденным? Да, он один выступил против целой толпы, сумел не сдать свои идеалы и стремления. Но, с другой стороны, из спора он вышел побежденным. Никто не прислушался к его словам, никто не задумался, никто не примкнул. В итоге можно сделать вывод о том, что однозначного ответа на данный вопрос нет, и каждый читатель должен ответить на него самостоятельно.
11 стр., 5492 слов
Проблема человека и общества в русской литературе XIX века
… Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на …
Образование Чацкого
Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:
«Он славно пишет, переводит».
Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:
«Ученье – вот чума,
Ученость – вот причина…»
Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.
Сочинение: Чацкий: победитель или побежденный? (по пьесе Грибоедова «Горе от ума»)
(441 слово) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показывается непростое время нашей страны, когда на смену дворянскому обществу времен крепостного права начали приходить новые, свежие и прогрессивные умы. Таким и является главный герой произведения – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий.
Он умен, образован, честен, но в то же время высокомерен и придирчив. В комедии Чацкий противостоит фамусовскому обществу, в котором процветает меркантилизм, невежество и пресмыкательство перед вышестоящими людьми. Так удалось ли ему победить в этой борьбе, или же он потерпел поражение?
Герой возвращается в Москву после трехлетнего странствия в дальних краях и попадает в общество, построенное на стереотипных взглядах на мир. У этих людей считается нормой добиваться успеха в жизни унизительным прислуживанием и неприкрытой лестью. Чацкому же противна такая жизненная философия. Ему неприятен секретарь Молчалин, который непременно «дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных». Он имеет лишь два таланта – «умеренность и аккуратность», но почему-то именно его предпочла Софья Фамусова Чацкому, хотя некогда была возлюбленной нашего героя. Не захотел Чацкий уподобиться и Павлу Афанасьевичу Фамусову, в жизни у которого на первом месте стоят чины и деньги. Он призывает молодого дворянина пойти на службу, на что Александр Андреевич отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Отвратителен Чацкому и полковник Скалозуб, без стеснений хваставшийся должностными успехами, которых он достиг далеко не своим честным трудом: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу; Мне только бы досталось в генералы».
Чацкий – истинный патриот своей страны, он убежден, что «умный, бодрый наш народ» имеет гораздо больше достоинств и талантов, чем иностранные. Герой близок по духу к декабристам. Но фамусовское общество воспринимает все его слова в штыки. Эти люди явно не понимают его мыслей, которые не вписываются в их устои. Не желая, чтобы Чацкий разрушил их устоявшиеся взгляды, они объявляют его сумасшедшим, тем самым изгоняя из своего общества. Разочаровавшись в них, Александр Андреевич уезжает из Москвы.
Нельзя однозначно сказать победитель ли Чацкий или побежденный. С одной стороны, он потерял свою возлюбленную и был отвержен когда-то родным ему обществом. С другой, он остался верным себе и своим идеям. Чацкий — далеко не идеальный герой. Он очень мудрый и справедливый, но также он, можно сказать, лезет «в чужой монастырь со своим уставом», полагая, что лишь его мнение является верным, и пытаясь навязать его всем, считая себя умнее окружающих его людей. Но никто из нас также не идеален, и едва ли один человек имеет право навязывать свой устав большинству. И все же главным посылом произведения является мысль о том, что нужно оставаться верным своим мыслям и взглядам, которые естественно соответствуют здравому смыслу, не прогибаться под гнетом окружающего вас общества. Придерживаясь такой позиции вы, по крайней мере, останетесь победителем для самого себя. Это и показал нам Александр Андреевич Чацкий.
Мотивы произведения Грибоедова
В комедии отражались все, на ту пору политические конфликты, столкновения консерваторов, новшества в обществе – все это автор преподал мастерски используя острую сатиру. Чацкий в комедии – уникальный, единственный человек как белая ворона, представитель нового, современного. Лейтмотивом произведения является вольный дух, свобода личности, а также свободы совести, выбора спутника в жизни – любимого человека. Новые понятия дружбы, чести и службы.
Образ Чацкого
Чацкий, как наивный ребенок, готов поставить себя на службу народу, в его понимании – все свободны, все равны. Он желает служить правдой и верой родной стране, с горечью вспоминает рабское прошлое, подхалимство и угодничество. Но на самом деле мир не настолько радужный, как воображает себе Чацкий. Он видит народ как безжизненную и бездыханную серую массу, живущую ради денег, видит денежную выгоду вместо взаимной любви. Одним словом, центральной фигурой комедии является личностный конфликт «нового» здравомыслящего молодого человека. Так оценивает своего героя автор А. Грибоедов, верного своей точке зрения. Однако автор демонстрирует и то, настолько современные люди могут быть несчастными, ведь его положение в обществе непростое. Ему придется бороться за справедливость. чтоб отбить желание жить нечестно. Мстит Чацкому и общество, не соглашаясь с его точкой зрения, к примеру, избранница отвернулась от Чацкого, ранив в самое сердце, распустив подлые сплетни о сумасшествии главного героя. Вот так поворот! Человека, мыслящего здраво, признали безумным! Это удар.
Чацкий: новый герой нового времени
Молодой, красивый, галантный, так можно описать Александра Чацкого, не очень небогатого помещика. Судьба его сложилась непросто: рано оставшись сиротой, Александр воспитывался в поместье знакомых его родителей – Фамусовых. Семья приняла его как родного и воспитывала вместе с родной дочерью Софьей. Чацкий давно любил девушку, но ответного чувства в замен не получал. Оригинальным юношу делало и то, что его кругозор, видимый мир не совпадал с точкой зрения окружающих его господ.
После достижения совершеннолетия, Александр Чацкий переехал в свое поместье, так как жить с Фаустовыми стало скучно, не тот интеллектуальный уровень. Потомственный дворянин, обладающий небольшим поместьем и 300-400 душами крепостных наскучили юноше. Он отправляется в путешествие, чтоб узнать мир, себя показать, заняться саморазвитием. Странствуя по миру, Чацкий не забывает о Софье, своей любви, желанной девушке, которую любит еще с детства.
Вернувшись домой Чацкий начал демонстрировать «странные» стороны своего характера. Молодой, начитанный человек, остроумный и язвительный, стал оглашать вслух совершенно «нелепые», по мнению консерваторов вещи. Чацкий выступал за свободу кругозора, право выбора религии, работы, любви. Считал, что крепостничество как социальное явление – аморально и противозаконно, ведь не могут люди из людей сделать рабов, каждый имеет право на достойную жизнь.
Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
В комедии «Горе от ума» повествуется о переходе от консервативных взглядов помещиков к новым прогрессивным идеям устройства общества. От носителей этих новых мыслей требуется стойкость и решительность ради достижения цели.
В произведении Гончарова описана борьба непрогрессивного дворянства, то есть старого века против нового века, представленного в пьесе Чацким, который обладает умом и хочет, чтобы его страна процветала. Дворяне в этом противостоянии защищают свое личное. Идеи Чацкого – развитие страны посредством увеличения роли личности в обществе, развития науки. Ненужным он считал чинопоклонничество и желание продвигаться в карьерном плане.
Автор еще в начале говорит нам о том, что ум не осчастливит Чацкого. Его правдивые речи не воспринимаются в серьез в свете, ведь они противоречат привычному укладу жизни, они угрожают Софье, поскольку из-за них она может не быть счастлива.
В своем любовном чувстве главный герой терпит поражение. Софья выбрала Молчалина, которые скромен и услужлив, вместо Чацкого. Умение прислуживать очень высоко ценится в обществе. Фамусов один из тех людей, которые восхищаются этим качеством, в качестве пример он рассказывает о том как его дядя выставил себя на посмешище, только для того чтобы угодить императрице. Чацкий считает это унижением. Нежелание главного героя служить дворянам, приводит к тому, что героя выгоняет это общество.
Из-за любовного конфликта начинается конфликт с Фамусовским обществом. Все произведение – это противостояние Чацкого со старым дворянским обществом. Чацкий борется в одиночку. Чацкому противно, что Скалозуб получил свой чин полковника не собственными трудами, а с помощью связей, что Молчалин готов на любое унижение лишь бы угодить любому из членов Фамусовского общества, что никто не собирается жертвовать собственным комфортом ради процветания страны.
Подведение итога
Чацкий покидает общество, не догадываясь о том, что он победитель. Вскоре это будет видно. Герою пришлось пойти на самопожертвование, на общественное презрение, но его речь не окажется не услышанной. Борьба старого века с новым подойдет к концу. К концу концов она закончится победой новых, прогрессивных взглядов. В этом произведении Чацкий оказался один против целого общества, но смог отстоять свои взгляды. Чацкий – победитель.
`
Идеалы Чацкого
Чацкий — представитель нового поколения дворянства. Он не будет лгать, не будет подхалимствовать и пресмыкаться. В своем монологе он ясно показывает собственные взгляды на устои общества и тем самым обрекает себя на изгнание из Московского бомонда.
Его высшие ценности:
- честность;
- открытость;
- искренность.
Человек с высокоразвитым сознанием возмущен порядками, царящими в Москве. Никто не хочет заниматься своими прямыми обязанностями. Все только и ждут повышения по службе и наград. Однако усилия никто не прикладывает.
Павел Фамусов хвалится успехами своего дяди, который получил награды и чин за клоунские выходки при дворе Екатерины. На такую тираду молодой дворянин отвечает довольно язвительно:
Александр Чацкий смел и прям. Он открыто заявляет о своем неприятии службы. По крайней мере, такой службы, какую подразумевает отец Софьи. Фамусов слишком много заботится о социальном положении и слишком мало — о счастье дочери.