Вариант 2
Рассказ “Солнечный удар” И.А. Бунина – это история о том, как жизнь может измениться в один миг. Главный герой, молодой человек по имени Алексей, работает на стройке в жаркое лето. Он не слишком доволен своей жизнью, но не знает, как изменить ее. Он живет по привычке, не задумываясь о том, что ему на самом деле нужно.
В один день Алексей получает сильный удар солнечными лучами и попадает в больницу. В это время он начинает задумываться о своей жизни и понимает, что ему нужно измениться. Он понимает, что жизнь может быть прекрасной, если ты сам этого хочешь. Он начинает задумываться о своих целях и мечтах, о том, что он хочет достичь в жизни.
В больнице Алексей знакомится с молодой девушкой, которая тоже находится там по той же причине. Они начинают общаться и Алексей понимает, что она может стать для него настоящей опорой. Он решает изменить свою жизнь и начинает работать над собой. Он начинает заниматься спортом, читать книги и общаться с интересными людьми.
Когда Алексей выходит из больницы, он уже не тот человек, который был раньше. Он стал более уверенным в себе и своих силах. Он начинает работать на новой работе и знакомится с новыми людьми. Он понимает, что жизнь может быть прекрасной, если ты сам этого хочешь. Он начинает строить свою жизнь так, как он хочет, и не думает о том, что скажут другие.
Рассказ “Солнечный удар” – это история о том, как важно уметь меняться и развиваться. Алексей понимает, что если ты не меняешься, то жизнь пройдет мимо тебя
Он находит в себе силы и начинает двигаться вперед. Он понимает, что жизнь может быть прекрасной, если ты сам этого хочешь. Он начинает жить так, как он хочет, и не думает о том, что скажут другие.
Рассказ “Солнечный удар” – это история о том, что жизнь может измениться в один миг. Иногда нам нужен толчок, чтобы начать двигаться вперед. Алексей получил этот толчок, когда попал в больницу. Он начал задумываться о своей жизни и понимать, что ему нужно измениться. Он начал работать над собой и своими целями.
Рассказ “Солнечный удар” – это история о том, что важно иметь цель в жизни. Алексей понимает, что если ты не знаешь, чего ты хочешь, то ты не сможешь достичь ничего
Он начал задумываться о своих мечтах и целях и начал двигаться к ним. Он понимает, что жизнь может быть прекрасной, если ты сам этого хочешь.
Рассказ “Солнечный удар” – это история о том, что важно уметь меняться и развиваться. Алексей понимает, что если ты не меняешься, то жизнь пройдет мимо тебя
Он начал работать над собой и своими целями и стал более уверенным в себе. Он начал жить так, как он хочет, и не думает о том, что скажут другие.
Рассказ “Солнечный удар” – это история о том, что важно иметь поддержку в жизни. Алексей нашел эту поддержку в молодой девушке, которую он встретил в больнице
Она стала для него настоящей опорой и помогла ему изменить свою жизнь. Он понимает, что без поддержки других людей трудно достичь своих целей.
Рассказ “Солнечный удар” – это история о том, что важно жить так, как ты хочешь. Алексей начал жить так, как он хочет, и не думает о том, что скажут другие
Он понимает, что жизнь может быть прекрасной, если ты сам этого хочешь. Он начал работать над собой и своими целями и стал более уверенным в себе.
Рассказ “Солнечный удар” – это история о том, что важно иметь веру в себя. Алексей начал верить в себя и свои силы и начал работать над собой
Он понимает, что жизнь может быть прекрасной, если ты сам этого хочешь. Он начал жить так, как он хочет, и не думает о том, что скажут другие. Он понимает, что если ты веришь в себя, то можешь достичь всего, что захочешь.
Вариант 2
Рассказ «Солнечный удар» был написан И. А. Буниным в 1925 году , в период его плодотворной работы над целой серией рассказов подобной тематики . Этому в большой мере способствовала обстановка, в которой жил писатель , красота окружающей природы Приморских Альп.
В этом рассказе Бунин в поэтической , образной манере изобразил , как легко порой вспыхивает чувство влечения между мужчиной и женщиной и какой след или даже шрам может оно оставить в судьбе . Эта тема очень созвучна с общими настроениями общества того времени.
Герои произведения безымянны , мы можем представить их только в общих чертах. Он – поручик, она – прекрасная незнакомка. Они знакомятся в лёгкой, непринуждённой атмосфере обеда на корабле , вместе выходят на палубу. Взаимное чувство уже возникло, оно толкает героев на безрассудный поступок. Сопротивляться ему они не в силах. И друг друга , и окружающий мир воспринимают уже только чувствами. Герой не может устоять перед « маленькой женщиной» увлекаемый «запахом загара». Героиня чувствует необычайную радость , её настроение звенит «простым лёгким смехом». Их действия порывисты и быстры, они спешат к обладанию друг другом, как единственной цели в жизни.
Утро возвращает к неизбежной реальности. Героиня « свежа, как в семнадцать лет, проста, весела, и – уже рассудительна». Интересно , что именно женщине в этом рассказе отведена ведущая роль и именно ей принадлежит вывод, что всё случившееся — « солнечный удар».
Рассказ буквально пропитан описаниями пейзажей и сменами картин окружающей природы. Кажется, что сама природа – участница, главный очевидец и « цензор» всего происходящего с героями.
Если в начале рассказа мы видим « палубу, залитую солнцем», то все дальнейшие пейзажи погружены в темноту. Результатом встречи, как следствием «солнечного удара » есть внутреннее опустошение, ощущение невосполнимой потери, болезненное восприятие неизменности окружающего мира и людей. Невозможность развития дальнейших отношений сначала не осознаётся, они как будто в шоке от произошедшего. Незнакомка «легко» уезжает, поручик «с лёгкостью» провожает ее. Но в обоих уже произошел разрушительный процесс. Как буквальное солнце способное обогреть, может нанести болезненный удар, так и всепоглощающая страсть далека от истинного тепла и счастья. Неудивительно, что « поручик…чувствовал себя постаревшим на десять лет».
В «Солнечном ударе» Бунин изобразил любовь, как страсть, у которой нет будущего, которая не озаряет, а поражает сердца героев и попасть под этот удар может любой.
Особенности композиции
В анализе «Солнечного удара» Бунина следует рассмотреть композиционные особенности рассказа. Историю этого неожиданного влечения словно обрамляют два пейзажа — темнота и огни. Небольшие порывы ветра, приближающиеся огни — все это только подчеркивает стретимительность, стихийность их чувств. Темнота — это символ той неизвестности, которая ждет эти отношения.
Но кроме волнующего предвкушения в воздухе витало нечто печальное. Теплый летний вечер, заря, свет которой отражается в спокойной ряби воды, огни… Все это словно готовит читателя к печальному финалу случайной встречи на пароходе. Огни, мерцающие впереди, знаменуют счастье, которое ждет героев. Когда офицер покидает город, они остаются позади, словно показывая, что счастливые мгновения остались вместе с незнакомкой.
Но несмотря на небольшие описания, которые присутствовали в рассказе, основное место занимало описание внутреннего мира героев. Пейзажи должны были лишь обрамлять эту историю, красиво ее дополнять. Место встречи тоже довольно символичное — встретились люди совершенно случайно. А потом они так же просто расстались и каждый отправился в свое плаванье. Все это только подчеркивает концепцию рассказов Бунина.
Гостиница
Через минуту, собрав необходимое, минули «сонную конторку», ступили на глубокий песок и молча сели к извозчику. Бесконечная, мягкая от пыли дорога. Вот проехали площадь, какие-то присутственные места и остановились возле освещённого подъезда уездной гостиницы. Поднялись по старой деревянной лестнице и оказались в большом, но страшно душном, горячо накалённом за день солнцем номере. Вокруг чисто, опрятно, на окнах — белые опущенные занавески. Как только переступили порог, и за ними закрылась дверь, поручик резко кинулся к ней, и оба, не помня себя, задохнулись в поцелуе. До конца дней своих будут помнить они это мгновение. Никогда прежде и после ничего подобного не испытывали в своей жизни ни он, ни она…
Образ повествователя и его функции
В одном из писем к И.А. Бунину М. Горький писал: «Вы для меня — первейший мастер в литературе русской, — это не пустое слово, не лесть.. .»120, -тем самым отмечая не только талант писателя и друга в построении сюжетов, создании ярких, запоминающихся образов, но и его языковое чутье: «Двадцатипятилетняя работа Ваша, полная ревностной любви к родному языку, — красота его всегда тонко чувствуется Вами, — эта еще не оцененная работа дает нам радостное право сказать, что Вы являетесь достойным преемником тех поэтов, которые породнили русскую литературу с европейской, сделали ее одним из заме-чательных явлений XIX века» . И действительно, И.А. Бунин вошел в историю мировой литературы как величайший стилист, мастер слова, способный на1 крохотном пятачке текста, оперируя некоторым набором слов, создать неповторимые образы, пейзажи, передать настроение. В свое время Борис Пастернак, осуждая в автобиографических заметках собственную поэтическую молодость, говорил: «Я забывал, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали» . У Бунина этих «побрякушек» нет. Его слово веско, точно, «всегда что-то в себе содержит, что-то значит» , как отмечал Н. Любимов. Третья глава данной работы посвящена языковым особенностям цикла «Темные аллеи», так как художественная речь произведения.является важнейшей составляющей стиля. Это одна из стилевых доминант, поскольку понятие «стиль» в литературоведении связано, в первую очередь, с языком. Как отмечает А.Б. Есин, «литературный образ может существовать не иначе, как в словесной оболочке» , ведь литература — искусство именно слова. Слово, язык — «первоэлемент» литературы, благодаря которому «все детали изображенного мира … получают художественное бытие»125. Нельзя отвергать и тот факт, что речь нередко является одним из средств характеристики персонажей, ведь они «неизменно проявляют себя в словах»126. Именно словами герои высказывают свои мысли, чувства, которые нередко содержат в себе и авторский взгляд на мир. И тогда способ, манера, характер «говорения» персонажа выдвигаются в центр произведения, становятся главными
В этой части работы мы обратимся к речи бунинских персонажей, попытаемся определить роль монологов и« диалогов, обратим внимание на проблему «автор — герой», каким образом эти отношения реализуются на речевом уровне. Но прежде всего, обратимся к особенностям повествования
Как отмечает А.Б. Кременцов, в эпических произведениях, к которым относится и цикл «Темные аллеи», отчетливо выделяются две речевые стихии: речь героев и собственно повествование (текст эпического произведения минус прямая речь героев)127. В любом эпическом произведении «запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует, свойственные ему видение мира и способ мышления»128. В связи с этим возникает образ повествователя, понятие, которое вошло в литературоведческий обиход благодаря трудам Б.М. Эйхенбаума, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Г.А. Гуковского. Правомерность этого образа как самостоятельного оспаривалась, повествователь нередко отождествлялся с автором. Как отмечается в Словаре литературоведческих терминов, повествователь — это «носитель авторской речи в прозаическом произведении»129. Однако это не совсем так. Повествователь — это не автор, а еще один герой произведения, устами которого излагается сюжет. Если автор — реальный человек, то повествователь — созданный им образ. Безусловно, они близки, но не являются единым целым. Образ повествователя — особый. Это очень специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь, как отмечает В.Е. Хализев, «является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий»130. Обычно-в художественном произведении не говорится о судьбе повествующего, о его взаимоотношениях с действующими лицами, как дисал Т. Манн, этот образ «невесом, бесплотен, вездесущ»131. Но «чуткий к словесному искусству читатель видит в рассказе, повести или романе не только сообщение о жизни персонажей с ее подробностями, но и выразительно значимый монолог повествователя»132. Основное, а зачастую единственное средство его создания — речь, за которой «просматривается определенный характер, спо-соб мышления, мировоззрения» . Именно речь, манера говорить дает читателю представление об образе повествователя, о складе его ума и чувств, о егохарак-тере, который обнаруживается «не в его действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательно-описательном монологе»
Тема рассказа
Следующий пункт анализа «Солнечного удара» Бунина — это определение тематики произведения. Конечно, это рассказ о любви и взаимоотношениях. Тема «Солнечного удара» Бунина схожа с темами большинства его рассказов.
Для писателя любовь — это не просто сентиментальные вздохи и платонические отношения. Для Бунина любовь — это вспышка, взрыв эмоций, накал страстей, который проявляется не только эмоционально, но и физически. Для Ивана Алексеевича не менее важен был чувственный аспект любви, о котором обычно не писали другие.
Но все это описывается не пошло, а акцентируется внимание читателя именно на эмоциях человека. Вот о такой любви-вспышке, слишком большом счастье повествуется в этом рассказе
Тема
Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
Внутренний мир героя
Для офицера эта встреча имела большее значение, чем для героини. В самом начале он относился к этому случайному знакомству не более как к приятному приключению. И когда на утро она сказала, что они не должны больше встречаться, мужчина с легкость согласился. Казалось бы, он не придавал серьезного значения этому мимолетному чувству.
Но когда герой осознает, что незнакомка покинула его навсегда, только тогда он понимает, что она ему была нужна. Его начинаеет пугать та буря эмоций, которая появилась с ее уходом. Он никогда не испытывал раньше ничего подобного. И стремительное влечение, счастье и тоска по ней соединились вместе, что привело к его понимаю того, что этот солнечный удар был слишком большим счастьем для него.
Но в то же время мужчина показан как человек слабый: ведь он не попытался ее остановить. И даже не думал о том, чтобы побороться за свою любовь. Ему оставалось только вспоминать об этой случайной встрече на пароходе.
Смысл
Смысл «Солнечного удара» заключён в том, чтобы показать читателям все грани любви. Она возникает внезапно, длится немного, проходит тяжело, как болезнь. Она одновременно прекрасна и мучительна. Это чувство может, как возвысить человека, так и окончательно уничтожить его, но именно оно способно подарить ему те яркие мгновения счастья, которые раскрашивают его безликие будни и наполняют его жизнь смыслом.
Иван Александрович Бунин в рассказе «Солнечный удар» стремится донести до читателей свою главную мысль о том, что пылкие и сильные эмоции не всегда имеют будущее: любовная лихорадка скоротечна и подобна мощному потрясению, но именно это и делает ее самым прекрасным чувством на свете.
Сочинение по произведению Солнечный удар 11 класс
Начиная анализ данного произведения, немаловажно выделить и заострить своё внимание на особенности произведений Ивана Александровича Бунина, а именно на несметное количество любовных рассказов, которые имеют, к сожалению, в большинстве своём, печальный конец. 1 стр., 451 слов
1 стр., 451 слов
Разум и чувства в повести Солнечный удар, Бунин
… потому что нет ничего невыносимее ожидания. 1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Сочинение на тему: Разум и чувства в повести Солнечный удар, Бунин … русский классик, переосмысливший схему верной, отчаянной любви. Он ставил на первое место не платонические отношения, а страсть и романтику, что мы и наблюдаем в этом рассказе. Кроме …
В рассказе «Солнечный удар» автор преподносит нам сюжет пламенной и в то же время внезапной любви поручика и дамы, которые плыли на одном теплоходе. К слову, возлюбленная поручика имела трёхлетнюю дочь и мужа, что существенно повлияло на дальнейший ход событий в произведении. Пытаясь со всех сторон описать чувство любви, автор невольно трактует её как нечто мимолётное и неконтролируемое самим человеком. Истинная любовь – это спонтанность, стихийность, её невозможно объяснить, поэтому приходится только красочно и с воодушевлением преподнести в сравнении с чем-то сакральным.
В порыве страсти оба сходят с теплохода и направляются в гостиную, чтобы в уединении погрузиться в сладкое, и, как мы узнаем, зыбкое и непродолжительное счастье. Через призму страстей главному герою мир кажется «раем на земле» — всё пахнет, цветёт, природа мягко окутывает его своими прелестями. Но вот и другая сторона медали – на следующее утро дама покидает его, уверяя, что так будет лучше и для неё, и для него. Палитра восприятия внешнего мира тускнеет, в полном одиночестве он с болезненностью своих чувств страдает от мгновенных воспоминаний прошлой ночи, когда она была рядом с ним. Ассоциации наталкивают его на ноту переживаний, в нём постепенно просыпается непонятное чувство – он его не чувствовал доселе.
Игра воображения автора рисует нам картину постепенного «протрезвения», наглядно демонстрируя нам рану от любви, которая рано или поздно, под воздействием времени и других чувств медленно затягивается и утихает, давая человеку право на счастливую жизнь с дальнейшей судьбой, которую он сам себе плетёт своими силами. Как уже говорилось ранее, любовь – то, что невозможно подвести под какую-либо догму, ни один закон не в силах её изобразить так, как это есть на самом деле. Да что уж там говорить – человек, который хоть раз испробовал на себе её благоухание, не сможет толком описать и дать решительный ответ на этот вопрос.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Солнечный удар.
Год написания – 1925 г.
История создания – На написание произведения И. Бунина вдохновила природа Приморских Альп. Рассказ был создан в период, когда писатель работал над циклом произведений, связанных любовной тематикой.
Тема – Главная тема произведения – настоящая любовь, которую человек чувствует и душой, и телом. В завершающей части произведения появляется мотив разлуки с любимым человеком.
Композиция – Формальная организация рассказа несложная, однако есть определенные особенности. Элементы сюжета размещены в логической последовательности, но начинается произведение завязкой. Еще одна особенность – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Жанр – Рассказ.
Доклады по литературе
-
: «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова
(741)
М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обращается к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика.
Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермонтов размышляет о сущности поэтического… -
: «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века
(1241)В сложное для России время, в период политического перелома, в сложных социально-бытовых условиях русские поэты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.
Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике…. -
«Житие Александра Невского» — великий памятник литературы Древней Руси
(780)Литература Древней Руси — предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних литератур Европы — древнее, чем французская, английская, немецкая. Ее истоки исследователи относят к X веку.
В древнерусской литературе, пишет… -
«Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»
(767)В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель — прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, — это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», роман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На…
-
«Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл
(676)Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику…
-
«И милость к падшим призывал…». В.А. Жуковский и декабристы
(607)Василий Андреевич Жуковский — широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской литературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и поэм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как…
-
«Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова
(1124)Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, простого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихотворение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического…
-
«Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя
(623)Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, историю и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым человеком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в последние годы жизни — в Москве. Он очень…
-
«Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина
(801)В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов.
Связаны рассказы в основном с Мещерским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отразились и детские впечатления писателя, знание им деревенской жизни.
За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано… -
«Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года
(845)В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил генеральную схватку с Наполеоном.
В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в самой кровопролитной и решающей битве — в сражении под Бородино 26 сентября 1812 года.
Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский рассказал о том, что произошло…