7 лучших сочинений на тему «мцыри» (для 8 класса)

Литература

Сочинения

Сегодня на уроке литературы, работая над произведением Лермонтова Мцыри, мы подробно остановились и рассмотрели эпизод борьбы молодого человека с леопардом. И это не случайно, ведь эта часть произведения является кульминацией и как нельзя лучше раскрывает истинный характер героя. Здесь, в очерке на тему «Мцыри: Битва с леопардом», я бы хотел подробно остановиться на эпизоде ​​и его роли в раскрытии характера главного героя.

Сочинение: Мцыри бой с барсом

Читая стихотворение, мы понимаем, что описание битвы — это основная часть, раскрывающая образ героя по-новому. Перед нами предстает совершенно другой человек. Это уже не слабый мальчик, которому волею судьбы приходится жить в монастыре и читать молитвы. Это горец, в котором пробуждаются инстинкты предков. Встреча со зверем была как испытание сил героя, и Мцыри выдержал это испытание.

Когда Мцыри встретил могучего леопарда, мех которого переливался серебром, а глаза блестели в темноте, герой не удивился. Он, как настоящий боец, схватился за палку и бросился на зверя. Поединок Мцыри с леопардом превратился в поединок стойкости и физической силы. Посмотрим, даже если герой ослаблен, даже если он никогда не тренировался в боях, он действует уверенно, им руководит воля к победе.

Юноша одержал победу, кроме того, он одержал победу не только над зверем в бою, он победил враждебные по отношению к герою силы природы и судьбы, которых олицетворял леопард.

Победив леопарда, Мцыри одержал победу над всеми видимыми и невидимыми врагами, представив нам себя настоящим воином, который не был бы последним смельчаком на земле отцов. Это смелый, сильный и свободолюбивый человек, который пошел против судьбы и победил. Хотя он не победил физически, поскольку смерть настигла его в конце стихотворения, он победил духовно. Его душа — свобода, и он сам не сломлен.

Анализ боя

Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

Анализируя поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» первое, что приходит на ум- это бой главного героя с барсом. Данный эпизод в произведении является ключевым и полностью раскрывает его смысл-свобода ценнее жизни в неволе.

Легенда о бое горца с грозным и мощным животным давно живет на Кавказе и могла быть услышана впечатлительным поэтом в детстве. Повзрослевший Лермонтов, годами вынашивая идею написания «Мцыри», взял этот эпизод за основу

Он не случайно поместил его в центр композиции и уделил ключевое внимание. По замыслу автора духовное перерождение главного героя происходит именно в момент победы над достойным соперником

Юный послушник понимает, что настоящая жизнь-это события от которых закипает кровь, а не многочасовые молитвы и ежедневное соблюдение строгого поста.

Оба соперника выступают равными друг другу. Это видно в словах юного монаха, описывающего хищного зверя. Мцыри с восхищением отзывается о барсе, в его словах не видно страха, призрения или ужаса. Юноша понимает, что соперник, встретившийся ему на пути-такой же воин, как и он сам. Они оба, животное и мальчик, борются за жизнь с полной самоотдачей и проявление их инстинктов естественно и не наигранно.

Пьянящее ощущение свободы дается Мцыри очень дорогой ценой. Израненный, голодный и крайне истощенный, он был найден служителями монастыря в степи. Тем не менее, юный горец не готов променять эти три коротких дня даже на две длинных размеренных монашеских жизни. Он с горечью и тоской сожалеет лишь о том, что так и не смог найти дорогу домой, в родной аул, воспоминания о котором живо вспыхнули в его душе во время побега.

Поэма до сих пор производит сильное впечатление на думающего читателя потому, что только через трудности и их достойное преодоление человек обретает истинную свободу в душе и гармонию сердце. А Лермонтов, как гениальный автор смог донести это посредством красоты и силы русского слова.

Анализ эпизода боя с барсом Мцыри в поэме Лермонтова

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме — у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс

Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни

В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит».

«Весело», «ласково», «играя» — все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри — равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге). Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова — Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Природа, а не цивилизация — вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.

Предыдущая

СочиненияХарактеристика Андрия из «Тараса Бульбы» – описание Андрия для сочинения по теме

Следующая

СочиненияХарактеристика главного героя Мцыри – кратко о герое Лермонтова для сочинения по теме

Значение этого эпизода в поэме

Эпизод схватки главного героя и барса — это объединение человека и природы. Барс в поэме являлся олицетворением силы дикой природы, для которой важны все живые существа. В поединке сошлись два бойца, достойные быть ее частью. Но главное, что в тот момент Мцыри чувствовал себя свободным, как и дикий зверь.

В поэме «Мцыри» одним из ключевых событий является бой главного героя с барсом. Этот эпизод стал проверкой способностей и отваги юноши, а также показал его физическую силу, которую он не мог проявить в монастыре.

Мцыри, не задумываясь о своих возможностях в бою, смог одолеть могучего соперника. Это позволило ему с гордостью считать себя не последним из храбрецов в родном краю. Бой с барсом стал для него не только проверкой физической силы, но и духовной выдержки.

Описание этой схватки в поэме оказалось динамичным и насыщенным событиями. Благодаря использованию большого количества глаголов, читатель волнуется за героя и задается вопросом, сможет ли он справиться со столь опасным и могучим противником.

Бой с барсом также показал, что Мцыри не только смел, но и готов преодолевать любые трудности на своем пути. Даже израненный, юноша не пошел обратно в монастырь, а продолжил двигаться к своей цели.

Этот эпизод подчеркивает силу и отвагу главного героя, а также его решимость и настойчивость в достижении поставленных целей. Бой с барсом стал важным шагом в его развитии и позволил ему уверенно идти дальше по своему пути.

Несколько интересных сочинений

Весна приходит не одна, она приносит с собой то, что всю зиму спало крепким сном. Нет, я говорю не о медведях! И не о зеленых листьях на ветках деревьев. Я говорю о той силе и энергии что приносит с собой весна.

Зимой рано темнеет и вечером уже особо не погуляешь. День кажется очень коротким. И мы больше времени проводим дома.

Сочинение Моя любимая игрушка Лего конструктор

Первый конструктор, который у меня появился, был про полицейского, который на машине гонится за преступником. Потом мне подарили полицейский катер, и у меня начал собираться целый набор про полицейских

Сочинение господин Простаков в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образ

Одним из второстепенных персонажей произведения является господин Терентий Простаков, представленный писателем в образе мужа главной героини помещицы Простаковой, отца их незадачливого сына Митрофанушки, фигурального владельца фамильного поместья.

Сочинение Алена Дмитриевна и Кирибеевич (сравнительная характеристика и отношение)

Герои поэмы Алена Дмитриевна и Кирибеевич противопоставлены друг другу их взглядами и понятиями о чести, достоинстве, любви.

Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный как стон Раздался вдруг… и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил… Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек… Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье… Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле. И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Казалось, что слова людей Забыл я — и в груди моей Родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык… Но враг мой стал изнемогать, Метаться, медленней дышать, Сдавил меня в последний раз… Зрачки его недвижных глаз Блеснули грозно — и потом Закрылись тихо вечным сном; Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!..

Вариант 5: Что Мцыри считает счастьем

Произведение начинается с истории о том, как маленький мальчик попадает в монастырь. Судя по всему, он остался сиротой. Поэтому новое пристанище для него становится настоящим спасением! Здесь его берет под свою опеку добрый старик-монах. С годами он изучает новый язык, принимает новую веру и даже готовится к постригу. На Кавказе идет кровопролитная война, поэтому условия жизни молодого человека более безопасные и комфортные, чем у многих, кто остался на родине.

Но вот счастья Мцыри не испытывает. Он лишен самых очевидных вещей: ласки матери, отцовского воспитания, общения с ровесниками. Только в своих мечтах герой может услышать пение своих сестер и посетить родной аул. Стены монастыря он называет холодными, а звон колоколов — похоронным. Он считает, что несколько минут жизни на родине стоят гораздо больше, чем вся жизнь здесь в среде монахов.

Желание обрести свободу для юноши столь сильно, что он решается на отчаянный шаг: он убегает. Перед Мцыри раскрывается огромный мир с его возможностями и опасностями. Здесь больше небезопасно, нет легкого доступа к еде, нет уютной кровати и защищающих от диких зверей стен. Юноше приходится бороться со свирепым барсом, а в итоге он оказывается смертельно раненым.

Все это — огромная цена, которую молодой человек заплатил за три дня свободы. Но он нисколько не жалеет о побеге. Ведь счастье для Мцыри — это сама свобода.

Мне нравится3.3 k.Не нравится1.9 k.

Изобразительные средства

Лермонтов использует рефрен «Люблю я Кавказ!», усиленный восклицанием, для выражения своего восхищения красотой этого удивительно прекрасного края. Введение в стихотворение обращений («Я счастлив был с вами, ущелия гор», «О южные горы») свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу. Использование инверсии («отчизны моей», «люблю я», «розовый вечера час») усиливает выразительность произведения.

Восприятие величественной природы Кавказских гор находит свое отражение в романтическом мироощущении Лермонтова и в его душевных переживаниях. Лермонтов считал, что чтобы полностью понять и ценить Кавказ, нужно лично побывать там. Именно поэтому он писал строки, в которых говорил о необходимости быть там. В одном из своих стихотворений он написал: «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз».

В одном из произведений Лермонтова, «Мцыри», есть эпизод, в котором главный герой встречается с барсом и ведет с ним бой. Этот эпизод является ключевым и раскрывает глубинный смысл произведения.

Также эта сцена была изображена на различных картинах многими знаменитыми художниками. Это подтверждает значимость данного эпизода и его влияние на искусство.

Кроме того, в родной деревне Лермонтова, на Горном Алтае, была распространена интересная легенда, которая вдохновила писателя на создание этого эпизода. Лермонтов долго размышлял о том, как он должен быть представлен и как сделать его центральным моментом произведения. В итоге у него получилось создать подлинно волнующую борьбу главного героя и барса.

Для Лермонтова очень важно было стать победителем в этой борьбе. Он считал, что настоящая жизнь требует силы и преданности, а не простого молитвенного поста

Каждый из соперников сильный и достоин своего соперника. И об этом говорит монах, который также дает описание и хищнику. Мцыри очень понравился данного зверя и поэтому он описывает его легко и просто. Он наоборот им восхищается и отзывается только в хороших манерах. Кроме этого парень прекрасно понимает, что соперник такой же сильный, как и он сам. Но ему очень хочется его победить, чтобы доказать в первую очередь себе, что он силен. И каждый из них старается сделать так, чтобы сохранить свою жизнь любыми путями. До этого он всегда считал себя несчастным и слабым. А создан он только для того чтобы молиться и соблюдать пост. А вот зверь описывается в виде ребенка. Ему хочется постоянно веселиться и играть.

Мальчик сбежал из своей деревни, а теперь очень сильно жалеет об этом. Он голоден и весь в ранах и поэтому в любой момент он может просто упасть и умереть с голоду. Но от смерти его спасли служители монастыря. Больше всего на свете ему хочется вернуться обратно в свою деревню.

Именно поэтому данная поэма на каждого своего читателя производит большое и очень сильно значение. Ведь каждый человек старается сделать так, чтобы пройти через все испытания, а потом обеспечить себя достойным будущим. Кроме этого постепенно человек обретает свободу и гармонию на душе.

Философская проблематика поэмы «Мцыри»

Поэма «Мцыри» является философским произведением о смысле человеческой жизни, ее ценности, которая представляется поэту как свободное и активное существование, позволяющее сохранить человеческое достоинство. Герой «Мцыри», несмотря на трагические метания по кругу в поисках путей к недостижимой цели, близок по духу самому поэту своим героическим порывом, готовностью погибнуть ради глотка свободы. Это поэма не только о свободолюбивом горце, погибающим на чужбине. Она о судьбах многих современников Лермонтова, лучших передовых людей своего времени. Общество в годы реакционного правления Николая I после подавления восстания декабристов находилось в «мертвой точке», не зная какой избрать путь. И хотя герой поэмы не достиг своей цели, не увидев прекрасной Родины, о которой мечтал, он ради ее обретения готов отдать жизнь, а не прозябать в бездействии.

Словарь

1. Этнический – принадлежащий какой-либо народности, нации, племени.

2. Клан – семья, родовая община.

3. Паша – сокращенное «падишах», т.е. правитель в некоторых странах Востока.

4. Кунак – у кавказских народов человек, который связан обязательствами дружбы.

5. Список – переписанный от руки текст.

6. «Alter ego» – (с лат. «другой я») – персонаж, в чертах которого отражена личность писателя.

7. Вкусих – церковно-славянское слово, обозначающее «есть», «кушать».

8. Протекторат – межгосударственные отношения, при котором государство принимает покровительство или военную защиту другого государства.

9. Магометанский – мусульманский, исламский.

10. Строфа – часть текста, группа стихотворных строк, объединенных рифмой.

11. Лежать ниц – лицом касаясь земли.

В материалах урока использованы кадры из к/ф «Мцыри», 1977

Вариант 1: Анализ поэмы «Мцыри»

Эпическое и пронзительное произведение Лермонтова очень ярко и недвусмысленно демонстрирует основную тему: свобода и неволя. Поэт очень хорошо понимает проблемы угнетенных народов, которые находятся под гнетом властей, силой подавляющих волю мирного населения.

Тема свободы раскрывается через судьбу одного человека — главного героя поэмы;. Его зовут Мцыри. Он с детских лет воспитывается в неволе у монахов, чьи взгляды и образ жизни чужды его внутреннему состоянию. Он мечтает получить вольную и свободную жизнь. Поэтому сбегает из монастыря. Всего три дня он проводит за пределами монастыря. Но эти три дня — самые счастливые в его жизни. Хоть и наполнены опасностями.

Мцыри осознает, что никогда в его жизни не было близких людей, которые бы его любили и заботились о нем. Увидев молодую девушку, он понял, что в жизни все может сложиться иначе. Но он теряется в лесу и возвращается на территорию монастыря. Там он и умирает. Эта смерть символическая. Она показывает, скорее всего, что для героя свободная смерть куда более приятна, чем жизнь в неволе.

Мне нравится12.9 k.Не нравится5.9 k.

Онлайн чтение книги Мцыри Михаил Юрьевич Лермонтов. Мцыри

Примечания

Печатается по «Стихотворениям М. Лермонтова», СПб., 1840, стр. 121–159, где поэма была опубликована впервые. Стихи (цензурные пропуски) восстанавливаются по рукописи, часть которой – авторизованная копия, часть – автограф (заглавный лист, эпиграф и некоторые стихи) – ИРЛИ, оп. 1, № 13 (тетрадь XIII), лл. 1—14 об.

На обложке тетради XIII имеется помета Лермонтова: «1839 года Августа 5». Эта помета и является основанием для датировки поэмы. Указанная в издании «Стихотворений» 1840 года дата «1840» не точна. Отличия текста «Стихотворений» 1840 года от рукописи незначительны: изменено название поэмы (первоначально поэма была озаглавлена «Бэри») и сделано несколько авторских поправок.

Поэма «Мцыри» связана с более ранними «Исповедью» (1829–1830) и «Боярином Оршей» (1835–1836). Из «Исповеди» в «Боярина Оршу» перенесен ряд стихов. С другой стороны, многие стихи «Боярина Орши» впоследствии были включены в текст «Мцыри». Почти совпадают стихи «Исповеди» и «Боярина Орши; „Боярина Орши“ и „Мцыри“.

Существует рассказ П. А. Висковатова о возникновении замысла поэмы, основанный на свидетельствах А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова. Поэт, странствуя в 1837 году по старой Военно-грузинской дороге, «наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха или, вернее старого монастырского служку „Бэри“ по-грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ „Бэри“ произвел на Лермонтова впечатление… и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в „Исповеди“ и „Боярине Орше“, и перенес всё действие из Испании и потом Литовской границы – в Грузию. Теперь в герое поэмы он мог отразить симпатичную ему удаль непреклонных свободных сынов Кавказа, а в самой поэме изобразить красоты кавказской природы» («Русск. старина», 1887, № 10, стр. 124–125).

В литературе о Лермонтове указывалось на некоторые неточности в приведенном рассказе Висковатова (см.: Ираклий Андроников. Лермонтов. Изд. «Советский писатель», М., 1951, стр. 150–154).

«Мцыри» состоит из 26 небольших глав и почти целиком представляет собой монолог героя.

В начале поэмы Лермонтов описал древний Мцхетский собор и могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII, при котором состоялось в 1801 году присоединение Грузии к России.

– битва героя с барсом – основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности хевсурской песни о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (см.: Ираклий Андроников. Лермонтов. Изд. «Советский писатель», М., 1951, стр. 144–150). Известны 14 вариантов древней грузинской песни «Юноша и тигр», опубликованные А. Г. Шанидзе (см.: Л. П. Семенов. Лермонтов и фольклор Кавказа. Пятигорск, 1941, стр. 60–62).

Революционным демократам был близок бунтарский пафос поэмы «Мцыри». «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью», – писал В. Г. Белинский (Белинский, т. 6, стр. 54).

По мысли Н. П. Огарева, Мцыри у Лермонтова – «его самый ясный, или единственный идеал» (Н. Огарев. Предисловие к сб. «Русская потаенная литература XIX столетия», ч. I, Лондон, 1861, стр. LXVI).

Душевный порыв

И вот в тот момент, когда Мцыри уже был готов стать монахом, в сознании 17-летнего юноши возникает доселе неведомый ему мощный душевный порыв. Этот внутренний толчок побуждает его принять решение о побеге. Воспользовавшись подходящим моментом, юноша совершает побег из обители.

При этом он сам не знает, куда именно он бежит. При этом юноша испытывает неизвестное ему ощущение вольной жизни. Оно возвращает Мцыри то, что, как казалось, было навсегда отнято у него неволей – это память детских лет. В его замутненных до этого воспоминаниях всплывает родной язык, родной аул, любимые лица – отца, братьев, сестер.

Анализ эпизода боя с барсом

Эпизод битвы Мцыри с барсом в поэме «Мцыри» Лермонтова является ключевым и наиболее известным. Этот эпизод неоднократно иллюстрировался художниками и имеет первостепенное значение в понимании произведения.

Отводя этому эпизоду целых четыре строфы, Лермонтов композиционно подчеркивает его значимость. Вначале подробно описывается барс: его характеристика дикого зверя дается без страха или неприязни, а напротив, Мцыри заворожен красотой и силой хищника.

Шерсть на барсе «отливалась серебром», глаза сверкали как огни. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждался ночью, играл и весело визжал.

Все эти определения больше напоминают не о звере, а о ребенке, каковым барс и является.

Роль эпизода в раскрытии характера главного героя

Эпизод боя с барсом раскрывает все черты характера Мцыри. Он не ощущает страха перед смертью и смертью других, бесстрашен и решителен в своих поступках. Он также проявляет уважение к противнику, такому же смельчаку, как он сам.

Композиционная роль эпизода

Размещение сцены боя в середине поэмы подчеркивает его значимость и помогает читателю понять главного героя более глубоко. Описывая барса, Лермонтов также передает образ Мцыри как ребенка природы.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри — равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны.

7 стр., 3281 слов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

… стихом 18. Сопоставьте эпизоды поэмы «Мцыри» со временем нахождения героя на свободе. 1. Схватка с барсом 2. Плутание … а. степь; б. Кавказ; в. барса; г.девушку-грузинку. 20. Литературное направление «Мцыри»: а. сентиментализм; б. реализм; в. … монолог об освобождении. В своей исповеди Мцыри не просит прощения, он просто прощается. И умирает свободным и непокоренным. Сочинение на тему: исповедь Мцыри …

Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов».

Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою.

Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

План анализа эпизода

12. Основная мысль эпизода в соотнесении с идеей поэмы в целом.

«Романтическая поэма «Мцыри» была создана М. Лермонтовым в 1839 году. Несмотря на трагичность сюжета (главный герой погибает), произведение оптимистично. Наверное, потому, что главный герой любит жизнь и не мыслит её без борьбы.

Вот и в кульминационном эпизоде молодой послушник вступает в решительную схватку с диким зверем — барсом.»

Описывая эпизод схватки Мцыри с барсом, автор демонстрирует напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы. Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары. В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Описывая сцену схватки, автор использует яркие эпитеты и выразительные глаголы, держа читателя в напряжении и тревоге за судьбу героя. Проигравший битву барс тоже вызывает жалость, ведь в начале эпизода автор говорит о нем, как о ребенке, не подозревающем об опасности — «одним прыжком/ из чащи выскочил и лег,/ играя, навзничь на песок./ То был пустыни вечный гость/ могучий барс./ Сырую кость/ он грыз и весело визжал»

Мцыри видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

Битва Мцыри с барсом является кульминацией его вольных дней и символизирует его борьбу с злой мощью природы. Мцыри проявляет высшую форму героизма, а их схватка олицетворяет борьбу за свободу. Автор использует художественные средства, такие как точные движения Мцыри, молниеносность его действий, чтобы передать интенсивность борьбы и победу героя над врагами.

В романе «Капитанская дочка» описание бурана имеет символическое значение. Буран символизирует пугачевскую вольницу и отражает заблуждения и темноту человеческих душ. Вихрь и мутное кружение метели напоминают о том, что люди часто находятся во мраке, где сложно различить добро и зло. Описание бурана предвещает появление Пугачева в романе, и автор уже здесь высказывает свое отношение к историческим событиям. Образ Пугачева неоднозначен, в нем есть и ум и отвага, но его «шайки разбойников» совершают злодейства повсюду.

Значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше. Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу. Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.

Билет № 7

Раскройте роль изобразительно-выразительных средств (эпитетов и метафор), повторов в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Кавказ». Прочитайте стихотворение наизусть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: