3 пример сочинения-описание картины Репина
Вокруг, пожалуй, одной из самых знаменитых картин Ильи Ефимовича Репина «Приплыли» крутится множество домыслов и легенд, и одна из них вполне себе имеет место быть. Считается, что авторство принадлежит вовсе не популярному живописцу, а мало кому известному художнику- самоучке родом из Воронежа Лев Григорьевич Соловьёв. За неимением у него каких-либо ещё произведений в арсенале Третьяковской галереи было принято решение выставить полотно в зале с творениями Репина, где имя его исконного создателя стремительно затерялось.
Перед нами разворачивается довольно-таки карикатурное зрелище, отображающее кучку монахов, явно приехавших немного не туда, куда планировалось изначально. Прибыли они не на прогулку по местным полям или лесам, а прямиком к месту, где в небольшой степной речке купались женщины. Но нерадивые путешественники явно не слишком то торопятся уплывать.
Монахи одеты в типичные для своего слоя населения чёрные бесформенные наряды в пол, кое-где перетянутые поясами. Волосы отросшие, причём как на голове, так и на лице. На макушках — характерные монастырские шапочки. Мужчины застыли посреди своего судна — деревянной и явно пострадавшей от частых поездок лодке ровно на трёх человек, в ней расположившихся. Отвлёкся от своего ремесла даже требец — все они устремили взгляды на обнажённых красавиц, разинув, рты и даже не пытаясь прикрыть глаза и не смущать отдыхающих. Со стороны они выглядят очень забавно и даже нелепо.
Девушки, в свою очередь, реагируют на такую наглость по-разному. Кто-то смущённо прикрывает оголённые части тела, загораживая их руками или ныряя поглубже в воду. Уже одетые или не успевшие раздеться стоят и поражённо смотрят на монахов, растерявшись. Но смело можно сказать. только одно — появлению церковнослужителей тут однозначно нисколько не рады.
На заднем фоне, немного затуманенный, виднеется сам храм с позолоченными головками куполов. Видимо, именно оттуда и лежал путь заблудших монахов. Располагается здание посреди чистого поля с низкой зеленоватой травой, которое в итоге заканчивается невысокими, пологими и обрывистыми берегами. Они переходят в речку. Глубина тут небольшая, а вода достаточно чистая — поэтому водоём и был избран для купания. В месте, где расположились женщины земля голая и более песчаная, не покрытая какой-либо густой растительностью.
На противоположном берегу пасётся пара лошадей, мирно пощипывающих траву. Там же виднеются и пастухи, за ними приглядывающие, а чуть дальше — несколько мужчин, так же решивших искупаться. Набрав воду прямиком из реки, в сторону деревни направляется пожилая бабушка с вёдрами. Небо над полями чистое, но солнца не видно — оно перекрыто редкой, но достаточной для этого завесой облаков.
Так или иначе, кому бы из мастеров — Илье Ефимовичу Репину или Льву Григорьевичу Соловьёву не принадлежало полотно «Приплыли», ничего не отменяет его цепляющей юмористичности, так крепко запавш душу многим ценителям русского искусства. Пожалуй, по большей части благодаря этому картина и обрела такую ошеломительную популярность.
Интересные факты из жизни художника
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.
Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».
«Бурлаки на Волге»
Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.
Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
«Мужик с дурным глазом»
Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.
Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».
Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.
Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.
Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.
Вариант 4
Илья Ефимович Репин – талантливый русский художник. Он автор многих портретов своих современников. Особое место в этом жанре занимает портрет дочери Верочки «Стрекоза». Он написан на дачном участке под Петербургом в 1884 году. Сейчас полотно находится в Москве в знаменитой Третьяковской галерее.
В центре холста мы видим девочку, которая сидит на толстой ветке поваленного дерева и болтает ногами. Она старательно позирует своему отцу, как настоящая натурщица. О том, что девчушка непоседливая и озорная, говорит ее небрежно надетая на голову шляпка и собравшиеся в гармошку желтенькие чулки. Видимо, папаша оторвал ее в самый увлекательный момент, когда она носилась по саду, играя с деревенскими ребятишками. У Веры не хватит терпения долго сидеть без движения, скоро она встрепенется и убежит в свой детский мир приключений. А пока она старательно сложила бантиком пухлые губки и слегка прищурила глазки. Ведь она уже взрослая двенадцатилетняя барышня, и папа Илья пишет с нее портрет.
Художник назвал картину «Стрекоза», потому что это насекомое появляется в самый разгар лета, порхает с цветочка на цветок и почти не сидит на месте. Его старшая дочка, как та стрекозка, постоянно в движении. Ее переполняет радость светлого летнего денька и ощущение любви окружающих близких людей. Чтобы подчеркнуть подвижный характер ребенка, отец изобразил героиню в пышном зеленом в коричневую клеточку платьице с оборками и такого же цвета летней шляпке. Зритель наблюдает ее снизу, как бы парящей в голубом небе. Она высоко сидит, но совершенно не боится упасть. Правда, слегка придерживает себя ручками. Ну чем не стрекоза!
Мне картина понравилась! Когда я смотрю на нее, в душе рождается ощущение сопричастности этому летнему дню, веселой дачной жизни и счастливому детству маленькой «стрекозы». Великий художник увековечил свою трогательную любовь к Верочке, которую обожал больше всех в семье.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Каток для начинающих Финогеновой (9 класс описание) Творчество Млады Финогеновой нередко характеризуют как «жанровую живопись». Работы художницы имеют свой, своеобразный и уникальный стиль написания, а также некую изюминку
- Сочинение по картине Крещение Руси Васнецова Виктор Михайлович Васнецов — российский и советский художник-живописец и архитектор. В его картинах ярко представлены разные жанры: пейзажи, бытовые сюжеты, сказки, былинно-исторические
- Сочинение на тему Комната моей мечты (6 класс) Комната моей мечты совсем небольшая, но функциональная, оформлена по моему вкусу. Стены спокойного нежно-лилового цвета, без каких-либо рисунков, специально для того, чтобы можно было повесить
Несколько интересных сочинений
- На вопрос хорошо ли быть молодым я с легкость могу ответить, что это просто превосходно. Каждый день приходится просыпаться, зная, что наступает новый прекрасный день.
Среди портретов И. Е. Репина в особую группу можно выделить портреты членов семьи живописца. В них он много экспериментирует, поскольку пишет их «для себя». Один из самых известных таких портретов – «Стрекоза», написанный художником на даче под Петербургом в 1884 году. На портрете Репин изобразил свою старшую дочь Веру Репину.
Картина оставляет впечатление бытовой сценки, случайно подсмотренной автором. Композиция холста чрезвычайно проста. Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидя на высокой перекладине штакетника. Она действительно напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками. Поза девочки естественна и свободна, исполнена живости и задора. Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.
Шляпка, забавно закрепленная ленточкой под подбородком, серьезно-задорный взгляд темных глаз, солнечные зайчики на лице и шее – все эти детали добавляют облику непосредственности, увлекают нас в мир детских игр и грез. Художник откровенно любуется непринужденностью и обаянием юного существа, его беззаботной радостью жизни.
Все пространство на полотне – и сам воздух, и пестрое, в легких складочках, платье девочки — словно пропитано солнцем. За спиной ребенка – ясное летнее небо, чуть подернутое белизной облаков. Внизу на холсте чуть обозначены тонкой кистью высохшие травинки луга. Полотно достаточно активно по колористическому решению, но оттенки цвета – пастельные, нежные.
Стилистически картина «Стрекоза» отличается от большинства репинских картин. И техника письма, и трактовка образа, и ощущение сиюминутности происходящего здесь очень напоминают импрессионистические. В картине Репину удалось создать образ, в котором много тепла, нежности, любви.
Помимо описания картины И. Е. Репина «Стрекоза», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.
. |
Сочинение: описание картины И. Остроухова «Первая зелень»
Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве и все свое творчество посвятил пейзажам средней полосы России. Одной из самых известных его картин, находящейся в Государственной Третьяковской Галерее является картина «Первая зелень», написанная в 1887-1888 г.г.
Для тех, кто знает и любит Подмосковье, картина «Первая зелень» будет легко узнаваемой – так много в этих местах подобных уютных и милых сердцу и глазу уголков природы. И смешанный лес, в котором соседствуют ели, березы, клены и липы, и маленькие живописные речушки, на берегу которых сидят сказочные Аленушки – все это сразу узнают те, кто вырос среди этой красоты.
Холодные проблески голубых тонов на воде и между деревьями напоминают зрителю о том, что до летнего тепла еще далеко. В картине есть четкое ощущение тихого, но холодного весеннего утра, когда и вода, и деревья, и трава, и даже воздух застыли в ожидании первых лучей солнца. А солнце близко – оно уже зажигается и на дрожащих от утренней свежести листочках, и в траве, и на воде. Вода в реке тоже напоминает о недавней зиме – в нее не хочется заходить. Физически ощущаешь, что вода только что освободилась ото льда, и если опустить в воду руку, она обожжет ее ледяным дыханием.
Явные признаки ранней весны на картине – это островки темной земли, с которой, как будто бы только что сошел снег, в сочетании с яркой и сочной зеленью молодой травы, которая уже начала отвоевывать свое законное пространство.
Как истинный художник, Остроухов показывает все многообразие и буйство зеленого цвета. Вдалеке, темными пятнами проглядывают вечнозеленые подмосковные ели, а на их фоне светится зеленым огоньком молодая листва берез. Тонкие деревца на переднем плане только выпустили свои первые листочки, а деревья на другом берегу реки отражаются в ней еще по-зимнему строгими силуэтами. И только гнезда на голых ветках говорят о том, что прилетели птицы и для них весна уже началась. В зеленой траве есть и свежесть первой зелени, и желтые воспоминания о прошедшей осени, и голубые отблески то ли еще не растаявшего после холодной ночи инея, то ли первых весенних цветов.
Картина удивительна, в ней много воздуха, которым хочется дышать, и чем дольше смотришь на картину, тем больше ощущаешь его прозрачность и свежесть.
Пейзажи Остроухова, в том числе, и его знаменитая «Первая зелень» занимают достойное место в главной художественной галерее нашей страны.
2 пример сочинения
Известная картина Репина «Приплыли» на самом деле – не картина Репина, а название ее совершенно другое. Настоящее название полотна – «Монахи. Не туда заехали», а его автором является русский художник Лев Соловьев. Почему же большинство людей приписывает авторство Репину? Дело в том, что в 1930-ых годах эта картина висела рядом с одной из картин Репина. Посетители выставки просто запутались и посчитали автором именно Репина, а позже и сами дали ей краткое и емкое название: «Приплыли». И по сей день многие не знают настоящего автора полотна и его названия.
На картине изображена сцена купания в одной из деревень на речке. Погода хорошая, не дождливая, однако видно, что есть туман. На речке купаются женщины: кто-то обнаженный в воде, кто-то на берегу уже вытирается или стоит в полотенце, кто-то только раздевается, а кто-то несет коромысло с ведрами воды домой. Женщины изображены радостные и веселые: у них на лицах улыбки, они смеются. А в центре полотна изображена лодка с монахами, которая выезжает из тумана. Три монаха удивленно и растерянно смотрят на эту сцену купания. Художник очень талантливо изобразил удивление на их лицах, заметно, что они правда не ожидали, что окажутся свидетелями женского купания. Особую деревенскую атмосферу показывают лошади, которые пасутся на заднем плане картины. Одна из них смотрит на женщин и монахов, будто с интересом наблюдает за этой ситуацией.
Картина мне нравится, потому что в ней преобладают светлые цвета: небо не пасмурное, одежда на берегу достаточно яркая. Также мне нравится, что женщины изображены веселыми, а растерянный вид монахов добавляет полотну комизма. Мне кажется, это хорошая, легкая для восприятия и атмосферная картина.
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(805)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(675)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(819)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(770)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1307)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(682)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(619)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(779)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(1030)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(677)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Доклад №2
Будущий великий художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 в городе Чугуеве, на территории современной Украины. Отец его занимался перегоном и продажей лошадей, а мать помимо воспитания детей основала небольшую школу, где обучались крестьяне. В 11 лет Репин пошёл учиться в школу на топографа, нужная и престижная работа по тем временам, заключающаяся в измерении расстояний и чертеже с планом местности. Но через 2 года школа была закрыта, а Илья перешёл в подмастерья к иконописцам. Там он получил первые уроки в художественном ремесле и определился с делом своей жизни. Талантливого ученика стали приглашать на работу приезжие подрядчики. В 16 лет за жалованье начал кочевать с иконописной артелью, которая переезжал из одного города в другой. А летом 1863, когда Репину было 19 лет, работая с артелью недалеко от родного города художника Крамского, Илья узнал, что тот 7 лет назад уехал в Петербург, учиться в Академию художеств. Это так сильно повлияло на Репина, что, собрав заработанные деньги, осенью он сам отправился в Петербург поступать в Академию. С первого раза он не был принят, но неудача не разочаровала его. Желание учиться было настолько велико, что Репин поступил в вечернюю рисовальную школу там же, в Петербурге. Он снял комнатку и скромно жил на свои отложенные деньги. Благодаря таланту и упорству, успешно пересдал вступительный экзамен в Академию. За 8 лет учёбы Илья Ефимович встретил настоящих друзей: художника Поленова, скульптора Антокольского, художественного критика Стасова. А Ивана Николаевича Крамского Репин называл своим учителем, показывал ему свои эскизы, прислушивался к советам, был вхож в его художественную артель. Первой значительной работой в творчестве Ильи Ефимовича стала картина «Бурлаки на Волге», на которой изображены люди, тянущие на себе корабль, вместо буксира.
Уже будучи студентом Академии Художеств талант Репина был отмечен рядом наград, например, за картину «Воскрешение дочери Иаира», написанную в качестве выпускной работы, Репин получил золотую медаль и право на 6 лет выехать за границу. Где под вдохновением от полотен иностранных художников создал сказочную «Садко».
По возвращению на родину Репин написал такие знаменитые на весь мир работы, как: «Царевна Софья», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали». Целых 12 лет жизни и творчества заняла у Ильи Ефимовича картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которую выкупил сам император Александр III. Позже по императорскому заказу было создано ещё несколько масштабных полотен.
Среди многообразия подвластных Репину жанров, помимо исторической и бытовой живописи, была и портретная. Так за время знакомства со Львом Н. Толстым написано несколько его портретов, созданы портреты композитора Мусоргского, писателя Тургенева.
Нужно отметить тот факт, что Репин был педагогом и преподавал в Академии художеств с 1894 г по 1907г.
Картины И.Е. Репина находятся в разных коллекциях, в том числе частных. Однако наиболее значительные полотна выставлены в Русском музее и в Третьяковской галерее.
5 класс
Творчество Репина
Репин — один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.
Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.
В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.
О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.
Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.
1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.
Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.
Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.
Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.
В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.
В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М.П.Мусоргского.
История создания
По воспоминаниям самого художника, замысел написания «Бурлаки на Волге» возник у него ещё в 1869 году. Тогда он работал над другим холстом. Чтобы сделать этюды, он вместе с другом отправляется на берег реки Невы, и неожиданно там повстречали бурлаков, которые резко контрастировали с той цветущей и радостной природой вокруг.
В тот момент Илья Ефимович не выдержал и сделал первый акварельный эскиз своей будущей картины. На нём он изобразил не только живописную природу, мрачных и печальных бурлаков, но и дачников, у которых уже было совсем другое настроение. Но увидев эти наброски, Фёдор Васильев тут же их раскритиковал. Такую картинную композицию он посчитал искусственной, в которой совсем не было жизни.
Фёдор Васильев и Иван Крамской, зная, что Репин на тот момент был очень стеснён в средствах, нашли деньги, чтобы живописец мог поехать на Волгу. В мае 1870 года на пароходе Илья Репин в сопровождении брата Васильева и двух приятелей отправился в путешествие. В этом же году был сделан рисунок карандашом, который теперь хранится в Третьяковской галерее.
Описание 2
И.Е. Репин на картине «Стрекоза» изобразил свою маленькую дочь Веру. В своей работе он использовал теплые цвета для того, что бы передать необычайную красоту летнего денька. Он использовал золотые цвета, что бы придать картине солнечный свет. На лице у девочки мы видим озорных солнечных зайчиков. Они словно щекочут Веру своими нежными прикосновениями.
Глядя на полотно мы сразу замечаем девочку, сидящую на бревне или перекладине. Она весело и беззаботно машет ножками в воздухе. Создается впечатление, будто девчонка долго бегала и резвилась, а на перекладину она уселась, что бы отдохнуть и набраться сил.
Вера весело и беззаботно гуляет и бегает по лугам. Она напомнила художнику стрекозу, порхающую над полями. У девочки на картине самый прекрасный возраст она беззаботна, у нее нет проблем. Она веселится целыми днями вместе со своими друзьями. Я не думаю, что она будет долго седеть на перекладине одна. Девочке достаточно пары минут, что бы отдохнуть и побежать дальше к товарищам. Она жизнерадостная и озорная девчонка.
Репин специально нарисовал дочке зеленое платье и шляпку. Это сделано для того, что бы она стала больше похожа на стрекозу. Вера бесстрашная девочка. Она залезла на перекладину, которая находится высоко от земли. Это может сделать только девочка — стрекоза. Она словно зависла между землей и небом. На заднем фоне картины мы видим красивые облака. Это делает картину еще более нежной и воздушной. Всматриваясь в полотно, создается впечатление, что у девочки начнут расти из спины прозрачные крылья. И она словно настоящая стрекоза взмахнет ими и полетит над полями и лугами.
Репину отлично удалось передать настроение своей дочери в тот момент. Она выглядит беззаботной, окрыленной и счастливой. Если смотреть на девочку, то можно понять одну простую истину. Жить нужно сегодня и сейчас и радоваться каждым мелочам, которые с тобой происходят. Нужно ценить жизнь и получать от нее удовольствие. Настоящее – это само главное, что у нас есть.
Мы не должны придумывать себе проблемы и создавать трудности. Маленькая стрекоза показывает нам, что радоваться можно даже от встречи с друзьями на лугу. Ее веселый и беззаботный нрав видно сразу и он передается зрителю через работу автора. Репин очень любил свою дочку. Она вдохновляла его и радовала. Девочка заряжала папу позитивом, а он в свою очередь через свою картину передал его нам.
Примечания
- ↑ 123 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — С. 32. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
- М. И. Ткач. Энциклопедия пейзажа. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 262. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
- ↑ 123С. В. Кудрявцева. Илья Остроухов. — М.: Художник РСФСР, 1982. — С. 22—24. — 54 с. — (Массовая библиотека по искусству). — ISBN 5-900743-22-5.
- Остроухов Илья Семёнович — Первая зелень (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 25 декабря 2020.
- Ю. А. Русаков. И. Остроухов. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1962. — 68 с.
- Ф. С. Мальцева. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М.: Искусство, 2001. — С. 32. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4.