Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души»
Помещик отличается невероятной скупостью и недоброжелательностью.
Герой символизирует духовный крах сильного человека, потонувшего в пороке безграничной скупости, граничащей с жесткостью
: в амбарах помещика хранится огромное количество продуктов, которые никому не позволяется брать, в результате чего крестьяне ходят голодные, а запасы пропадают за ненадобностью.
Плюшкин достаточно богат, на его счету – целая тысяча крепостных. Однако, несмотря на это, старик живет как нищий, питаясь сухарями и одеваясь в лохмотья.
Символичность фамилии
Как и большинство персонажей произведений Гоголя, фамилия Плюшкина носит символический характер. С помощью противопоставления или синонимичности фамилии по отношению к характеру соответствующего персонажа автор раскрывает определенные черты данной личности.
Значение фамилии Плюшкина символизирует необычайно скупого и жадного человека, целью которого является накопление материальных благ без конкретной цели их применения.
В результате собранные богатства никуда не тратятся или используются в минимальных количествах.
Примечательно, что имя Плюшкина практически не встречается в тексте произведения. Таким способом автор показывает черствость, отстраненность героя, отсутствие в нем даже намека на человечность.
О том, что помещика зовут Степаном, можно узнать из его слов о дочери, которую он называет по отчеству. К слову сказать, простые мужики из других имений и вовсе не знали такой фамилии, называя помещика кличкой «заплатанной».
Любимые занятия
Радость в жизни Плюшкина составляют всего две вещи – постоянные скандалы и накопление материальных богатств.
Помещик любит проводить время в полном одиночестве. Он не видит смысла в том, чтобы принимать гостей или выступать в качестве такового. Для него это лишь пустая трата времени, которое можно потратить на более полезные занятия.
Несмотря на крупные финансовые сбережения, помещик ведет аскетический образ жизни, отказывая буквально во всем не только близким, слугам и крестьянам, но и самому себе.
Еще одно любимое занятие Плюшкина – роптать и прибедняться. Он считает, что запасов, которые хранятся у него в амбарах, недостаточно, земли мало и даже сена не хватает. На самом же деле ситуация совершенно обратная – земли предостаточно, а количество запасов столь огромно, что они портятся прямо в хранилищах.
Плюшкин обожает устраивать скандалы по любому поводу, пусть это будет даже незначительная мелочь. Помещик вечно чем-то недоволен и демонстрирует это в самой грубой и неприглядной форме. Придирчивому старику очень сложно угодить.
Плюшкин: история духовного распада
В поэме Плюшкин олицетворяет скряжничество и духовный распад. С каждой новой страницей читатель наблюдает, как когда-то неглупый и трудолюбивый человек превратился в “прореху на человечестве”. Однако так было не всегда. Еще тридцать лет назад Степан Плюшкин был крепким хозяйственником и приличным семьянином, обожающим жену и троих детей. После смерти жены и дочери в его душе произошел какой-то надлом, и жизнь потеряла смысл. Сын ушел в армию, а дочь с бежала с возлюбленным. Все человеческие чувства в нем угасли, главной целью его существования стало накопительство. Причем копил он все не ради благо дела. Его скряжничество не поддавалось никакой логике, казалось, ненужными вещами и продуктами он наполняет свою пустую жизнь.
В какой-то момент в голове героя рождается план: он решает подарить золотые часы Чичикову, чтобы хоть кто-то вспоминал его после смерти. Однако эти светлые мысли быстро покидают его голову.
Герой мог бы посвятить свою оставшуюся жизнь благодетели: привести деревни в порядок, позаботиться о крестьянах и животных, вырастить благоухающие сады. Но в силу своего характера он не смог справиться с навалившимся на него когда-то горем и опустился на самое дно, потеряв все человеческие черты.
Крайняя степень деградации
Особенностью Плюшкина можно считать его взгляд, который Гоголь очень оригинально описывает, как “две мышки”, которые очень внимательно следят за происходящим из своих нор. Это привычка – следить за всеми неотрывно, чтобы его не обокрали. Стоит заметить, что Плюшкин один из самых богатых людей, которых встречал Чичиков, но в то же время, он настолько беден духовно, нравственно нищ, что читатель ужасается полной картине, узнав всю историю помещика. Лишь на мгновение в лице Плюшкина что-то оживает, когда он вспоминает себя в детстве, рассказывает о своём “однокорытнике”, и тут же искра жизни покидает его. Человек, отказавшийся от детей, утопающий в бесчисленных богатствах, живёт как нищий, выглядит как попрошайки, стоящие у церкви, умирает духовно и нравственно. Поведение Плюшкина ещё чудовищнее, отвратительнее и оттого, что он жалеет потратить копейку даже на самого себя, не желает носить чистую, добротную одежду, теряет человеческий облик. Он перестал одеваться, как положено мужчине, со временем потерял понимание своего отцовского долга, стал вести себя и разговаривать, как сварливая старуха, – превратился в скрягу, безликое чудовище.
Описание внешности и манер Плюшкина символизирует внутренний мир персонажа, масштаб его деградации.
Крайняя степень деградации
Особенностью Плюшкина можно считать его взгляд, который Гоголь очень оригинально описывает, как “две мышки”, которые очень внимательно следят за происходящим из своих нор. Это привычка – следить за всеми неотрывно, чтобы его не обокрали. Стоит заметить, что Плюшкин один из самых богатых людей, которых встречал Чичиков, но в то же время, он настолько беден духовно, нравственно нищ, что читатель ужасается полной картине, узнав всю историю помещика. Лишь на мгновение в лице Плюшкина что-то оживает, когда он вспоминает себя в детстве, рассказывает о своём “однокорытнике”, и тут же искра жизни покидает его. Человек, отказавшийся от детей, утопающий в бесчисленных богатствах, живёт как нищий, выглядит как попрошайки, стоящие у церкви, умирает духовно и нравственно. Поведение Плюшкина ещё чудовищнее, отвратительнее и оттого, что он жалеет потратить копейку даже на самого себя, не желает носить чистую, добротную одежду, теряет человеческий облик. Он перестал одеваться, как положено мужчине, со временем потерял понимание своего отцовского долга, стал вести себя и разговаривать, как сварливая старуха, – превратился в скрягу, безликое чудовище.
Описание внешности и манер Плюшкина символизирует внутренний мир персонажа, масштаб его деградации.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мертвые души»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мертвые души»
для самых компанейских —
Главные герои «Мертвые души»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мёртвые души»
для самых любопытных —
Анализ «Мёртвые души» Гоголь
для самых крутых —
Читать «Мертвые души» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы апреля для 9 класса:
Хозяйство Плюшкина
Образы помещиков в поэме «Мертвые души»
Народ в поэме «Мертвые души»
Характеристика Шарикова
Краткое содержание «Анна на шее»
Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени»
Анализ «Судьба человека» Шолохов
Краткое содержание «Жизнь Арсеньева»
Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
Любовь к Родине
Коробочка
Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.
Образ Манилова – «Жизнь в мечтах»
Одним из первых образов, высмеянных Гоголем, является Манилов. В принципе, человек он был неплохой — вежливый, добрый, обходительный, однако все эти качества у него трансформированы в нечто гротескное. Несмотря на свой высокий потенциал, Манилов за всю жизнь никому не принёс пользы. Всё его существование было наполнено пустяками и бессмыслицей.
Это не осталось без внимания читателей, и вскоре определение «маниловщина» превратилось в нарицательное. Оно обозначает стремление человека воплотить в жизнь массу грандиозных планов, но при этом не ударить и пальцем о палец и не обращать внимания на то, что мир вокруг живёт по другим правилам и законам, далёким от феерических грёз бездеятельного мечтателя.
Одной из лучших черт характера Манилова является прекраснодушие. Благодаря ему, помещик витал в облаках, уверенный в том, что между людьми нет иных отношений, кроме праздничных, в которых напрочь отсутствуют противоречия и жизненные перипетии. О настоящей жизни он имел столько же понятия, сколько о квантовой физике. На окружающую реальность Манилов смотрел, словно через некую призму, которая передавала всё в ином, более радужном свете. И пока барин витает в облаках, его крестьяне воруют, спиваются и деградируют. Кстати, Манилов был единственным помещиком, который безвозмездно вручил Чичикову свои «мёртвые души», не потребовав абсолютно ничего взамен.
Более подробно про образ Манилова читайте ЗДЕСЬ.
Вариант 8
«Мертвые души» — это знаменитая поэма, написанная Николаем Гоголем. Это произведение представляет собой увлекательную историю о главном герое, который пытается обмануть помещиков, купивши мертвые души. В поэме изображены различные образы помещиков, которые раскрывают глубину русской души и моральное состояние русского общества.
Помещики, изображенные в поэме «Мертвые души», представляют собой различные типы людей: богатые и бедные, глупые и умные, жадные и щедрые. Гоголь создает реалистические портреты помещиков, описывая их внешность, характер, образ жизни и отношения с окружающими. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, что делает их образы более живыми и реалистичными.
Одним из наиболее ярких образов помещиков в поэме является образ Плюшкина. Он изображен как очень жадный и скупой человек, который живет один в своей большой усадьбе и собирает деньги, не тратя их на ничто. Этот образ символизирует жестокость крепостной системы, когда крестьяне вынуждены были работать на богатых помещиков и не имели никаких прав.
Еще одним примером является образ помещика Манилова. Он изображен как слабый и нерешительный человек, который не может принимать самостоятельных решений и всегда идет на поводу у других. Этот образ символизирует недостаток лидерских качеств в русском обществе и подчеркивает его застойность.
Образы помещиков в поэме «Мертвые души» раскрывают различные аспекты русской души и показывают, какими были люди в то время. Гоголь создал яркие и запоминающиеся образы, которые до сих пор вызывают интерес у читателей.
Мне нравится108Не нравится43
Рейтинг сочинений
467
180
113
94
65
57
44
27
Характеристика помещика Ноздрева
После знакомства с Коробочкой автор предлагает нам взглянуть на активного и веселого Ноздрева. Мы знаем, что ему 35 лет и он потерял жену, но это ему не мешает вести активную жизнь. Он любит гулять, ходить в баню и драться. Ему тяжело заниматься хозяйством, поэтому он и не занимается этим. Все свои деньги Ноздрев спускает на посещение кабаков и балов. Часто остается без денег и нагло просит в долг, считая это нормальным явлением. У помещика есть двое детей, о которых он также не заботится, а вот собак он любит больше всех, и проявляет заботу о них даже больше, чем о детях. Ноздрева мы видим человеком скандальным, который часто привирает для собственной выгоды. Чичикову не удается купить мертвых душ у этого персонажа. Гоголь говорит, о том, что такие Ноздревы часто встречаются на Руси, и еще долго будут жить.
Рис. 3. Помещик Ноздрев. Автор П. М. Боклевский
Вариант 6
«Мертвые души» — это известная поэма Николая Гоголя, которая рассказывает о жизни помещиков в России в первой половине XIX века. Один из главных героев поэмы, Павел Иванович Чичиков, пытается обмануть помещиков, покупая у них «мертвые души», то есть крестьян, которые уже умерли, но ещё не были списаны со счетов. Образы помещиков, представленные в поэме, являются отражением реальной жизни того времени и могут помочь нам лучше понять социальную и культурную среду того периода.
Образ помещиков в поэме «Мертвые души»: Помещики в поэме представлены как люди, живущие в узком кругу своих интересов и часто лишенные широкого кругозора. Они считают себя богачами и господами, и в большинстве случаев ничего не делают, кроме как сидят в своих усадьбах, балагурят и разбрасывают деньги на всякие пустые занятия.
Одним из примеров такого поведения является помещик Манилов, который никогда не заботится о своих крестьянах, не интересуется их благосостоянием и вообще считает их какими-то второсортными людьми. Ему главное — развлекаться и не думать о проблемах, которые могут возникнуть в его жизни.
Другой пример можно найти в образе помещицы Коробочки, которая считает себя интеллигентной женщиной, но на самом деле глупа и наивна. Она легко попадается на уловки Чичикова и соглашается продать ему свои «мертвые души» за ничтожную сумму.
Образы помещиков в поэме «Мертвые души» представляют их как людей, живущих в своём мире и не интересующихся тем, что происходит за пределами своей усадьбы. Это отражает ту эпоху в российской истории, когда общество было разделено на классы и люди жили по своим законам.
Мне нравится94Не нравится50
Собакевич – «Своего не упустит»
Ещё один персонаж книги — Собакевич. Как и Коробочка, Собакевич предпочитает не грезить, подобно Манилову, и не вести развязный образ жизни, подобно Ноздрёву, а заниматься хозяйством. Узнав его поближе, Чичиков понял, что Собакевич на самом деле является пройдохой и хитрым пронырой, душу которого существующий крепостной режим прочно ожесточил и омертвил.
Собакевич — человек ограниченный, лишённый как амбиций, так и каких-либо духовных побуждений. Все его интересы сводятся к набиванию карманов и обильной еде. Даже сама мебель в доме помещика, как подметил Гоголь, призвана олицетворять своего хозяина — несуразная и чересчур громоздкая, совершенно лишённая эстетизма и красоты.
Цитатная характеристика помещиков в поэме «Мертвые души» – Настасья Коробочка
При создании образа Коробочки Николай Гоголь учел взгляды одиноких, зажиточных женщин того времени. Ярко выраженные отрицательные черты отсутствуют. Персонаж нельзя назвать добрым, приятным. В Настасье противоречит бережливость, практичность с жадностью, подозрительностью. Предложение Павла она воспринимает как истинный делец, отвечая:
– Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам. Ее не смущает духовная сторона сделки. Главное задание помещицы – не продешевить. Муж Настасьи был секретарем. Он скончался, и вдова сама следила за усадьбой. У нее жили восемьдесят крепостных, слаженно работавших. Это позволяло всему поместью обеспечивать себя продуктами собственного изготовления. О быте хозяйки отзывались хорошо:
– У вас, матушка, хорошая деревенька. мужички на вид дюжие, избенки крепкие.
- Глупость, необразованность;
- Подозрительность;
- Алчность;
- Боязнь нового.
Вдову за глаза называли глупой старухой. Она изначально подозревала человека в обмане, поэтому старалась максимально обезопасить себя от будущих проблем.
Манилов
У первого помещика нет имени, только фамилия — Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.
Прошлое Плюшкина и его семья
Гоголь рассказывает полную историю жизни Плюшкина, отмечая, что ранее он был другим. В недалеком прошлом у него была жена, с которой он жил в любви и согласии. Она родила ему трех детей. Их семья была счастливой и успешной — соседи приезжали посоветоваться о том, как вести хозяйство. Но жена вскоре умерла. Помещик же очень тяжело переживал потерю супруги. Его жизнь выбилась из колеи, и он все дальше и дальше уходил от нормального образа жизни. Его характер становился все более склочным и придирчивым, он поссорился с детьми, и старшие покинули дом без благословения. Младшая дочь умерла. Сын его пропал и не давал о себе знать, а старшая дочь все еще пытается с ним общаться, даже иногда привозит к нему внуков.
Вариант 2
«Мертвые души» — это поэма, в которой Гоголь показал общество России начала XIX века
Важное место в произведении занимают помещики, которые описываются с разных сторон: как собственники земель, как участники общественной жизни и как представители феодального строя. В данном сочинении я рассмотрю образ помещиков в поэме «Мертвые души»
Главные герои поэмы — это помещики, которые на первый взгляд кажутся простыми и добродушными людьми. Но по мере чтения произведения становится ясно, что за этими «богатырями» скрываются лживые, жадные и эгоистичные люди. Они, несмотря на свой благородный происхождение, не в состоянии справиться с тяжестью своей ответственности. Примером такого поведения может служить помещик Манилов. Он представляет собой типичного представителя общества, который не имеет своей инициативы и полностью зависит от общественного мнения. Он не может решить ни одного вопроса самостоятельно и постоянно проявляет свою слабость и боязнь перед другими. Также помещик Манилов показан как человек, который настолько занят своими проблемами, что не может ощутить чужую боль. Он не способен понять страдания своих крестьян и не хочет замечать их несправедливость.
В отличие от Манилова, другой помещик, герой поэмы Плюшкин, является символом жестокости и жадности. Он представляет собой уродливую сторону помещиков и феодального строя в целом. Плюшкин не любит никого, кроме своих мертвых душ, которые приносят ему прибыль
Он не обращает внимание на людей и не заботится о своих крестьянах. Плюшкин готов пожертвовать всем ради своих интересов
Таким образом, образ помещиков в поэме «Мертвые души» представлен как многообразный и противоречивый, они показаны как обладатели богатства, власти и социального статуса, но в то же время, как люди безнравственные, жадные и беспечные, что создаёт яркий контраст между внешней роскошью и внутренней ничтожностью.
Мне нравится302Не нравится122
Характеристика помещика Плюшкина
Апогеем портретов помещиков становится Плюшкин. Все другие герои — это лишь малая часть того, что скрывается в Плюшкине. Он вобрал в себя черты характера и Манилова, и Коробочки, и Ноздрева, и даже Собакевича.
Плюшкин складирует все, что можно. Однако свои богатства он не тратит даже на себя — ходит в старом халате, на который стыдно смотреть, практически не ест. Таким же образом относится к крестьянам — постоянно их упрекает и морит голодом. Некоторые не выдерживают — сбегают от него. Деградация души Плюшкина хорошо представлена в общении с сыном: когда тот проиграл в карты, он ему вместо денег послал проклятие и никогда больше с ним не виделся.
Рис. Помещик Плюшкин. Автор П. М. БоклевскийПлюшкин — пример того, как не надо жить. Да он и не живет вовсе, для него время остановилось, все вокруг него не имеет цены. Встреча с Чичиковым ничего не изменила в его душе. Покупка Чичиковым умерших крестьян для него не имеет значения, ведь их негде положить и некуда складировать. Поэтому он и продает души за копейки, считая это выгодной сделкой.
В поэме Н. В. Гоголя мы видим, насколько деградировало дворянское сословие, и только простой русский народ способен духовно воскресить Русь, поднять ее с колен, если не будет походить на Чичикова, Собакевича, Манилова, Коробочки и Плюшкина. Если в их душе не будет этих пороков, то они смогут жить, как настоящие люди — в согласии с собой и окружающей действительностью, ведь самая главная ценность человека — его душа. Для полной картины образов цитатную характеристику персонажей смотрите в предложенном ниже видео.
Характер героя
Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.
Какие черты можно выделить в характере персонажа:
Неправильная самооценка.
За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.
Желание скрыть от других свое состояние.
Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.
Жестокость и равнодушие.
Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.
Подозрительность и беспокойство.
Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью. Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.
Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью. Все скрыто и спрятано. Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора. Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает. Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы. Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.
История создания
Идея, легшая в основу произведения, принадлежит . Однажды великий русский писатель рассказал Николаю Гоголю историю мошенничества, которую услышал во время кишиневской ссылки. В молдавском городе Бендеры в последние годы умирали исключительно люди военных званий, обычные смертные не торопились на тот свет. Странное явление объяснялось просто – в Бессарабию в начале 19 века потянулись сотни беглых крестьян из центра России, и в ходе расследования выяснилось, что «паспортные данные» умерших присваивались беглецами.
Гоголь счел идею гениальной и, поразмыслив, выдумал сюжет, в котором главным действующим лицом стал предприимчивый человек, который обогащался за счет продажи «мертвых душ» в опекунский совет. Задумка показалась ему интересной потому, что открывала возможность создать эпичное произведение, показать через россыпь персонажей всю Россию-матушку, о чем писатель давно мечтал.
Работа над поэмой стартовала в 1835 году. В то время большую часть года Николай Васильевич проводил за границей, пытаясь забыть скандал, который разразился после постановки спектакля «Ревизор». По замыслу сюжет должен был занять три тома, а в целом произведение определялось как комическое, юмористическое.
Однако ни тому, ни другому не суждено было сбыться. Поэма получилась мрачной, обнажающей все пороки страны. Рукопись второй книги автор сжег, а к третьей так и не приступил. Конечно, в Москве наотрез отказались печатать литературный труд, но помочь писателю вызвался критик Виссарион Белинский, похлопотав перед петербургскими цензорами.
Чудо свершилось – поэму разрешили публиковать, только с условием, что название обретет маленькое дополнение для отвода глаз от поднятых серьезных проблем: «Похождения Чичикова, или Мертвые души». В таком виде в 1842 году поэма и отправилась к читателю. Новый труд Гоголя вновь оказался в эпицентре скандала, ведь помещики и чиновники ясно увидели в нем свои образы.
Идею Гоголь вынашивал блестящую – сначала показал недостатки русской жизни, затем планировал описать пути воскрешения «мертвых душ». Часть исследователей связывают замысел поэмы с «Божественной комедией» : первый том – это «ад», второй – «чистилище», а третий – «рай».
Предполагают, что Плюшкин должен был преобразиться из жадного старика в странника-благодетеля, который старается всячески помочь беднякам. Но Николай Гоголь так и не сумел убедительно описать пути перерождения людей, в чем после сожжения рукописи признавался сам.