Обломов

Второстепенные герои романа Гончарова «Обломов»

Захар – слуга Ильи Ильича, который чем-то похож на своего хозяина. Он ленив и неопрятен. Автор иронично показывает, как все вещи вокруг ломаются или разбиваются. Однако такие черты характера не мешают герою заботиться о своем хозяине. Он, как и Обломов, — представитель старого порядка, при котором хозяин для слуги – всё. Можно сказать, что жизнь Захара находится в связи с жизнью Обломова. Поэтому когда умирает главный герой, умирает душевно и его слуга, за которым все же пытается ухаживать его жена – Анисья.

Анисья – это кухарка Обломова, чем-то похожая на Агафью Матвеевну. Обе они являются воплощением настоящей русской женщины. Анисья так легко влилась в семью Обломова, что уже стала неотделимой ее частью. Она трудолюбива, добра и житейски умна.

В произведении выделяется и отрицательные образы, к которым относится и Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной. Это хитрый и равнодушный человек, хотя первоначально кажется добродетельным. Мухояров привык получать деньги любым путем, честным и нечестным, он привык брать взятки. У него нет ничего святого, герой вместе с Тарантьевым пытается создать аферу, с помощью которой им удастся обокрасть Обломова. Однако Штольц раскрывает их планы.

Михей Андреевич Тарантьев – такой же бесчувственный аферист и мошенник, готовый на все ради денег. Именно он придумывает план обворовать Обломова, но выполнить этот план одному у него не получается, поэтому он выбирает исполнителя – Мухоярова. Тарантьев – грубый, безнравственный, критикующий всё и всех человек.

Важны в произведении образы своеобразных двойников Обломова, к которым относятся Волков, Судьбинский и Пенкин. Автор показывает, что их жизнь такая же неполноценная, как и у Обломова. Волков, хоть и не лежит на диване, но также бесполезно ее тратит на развлечения и посещение различных праздников. Судьбинский – воплощение чиновничьей жизни. Он действительно много работает, что помогает ему добиться высокой должности. Однако, по мнению Обломова, эта погоня за карьерой портит всех людей, она не способна сделать человека счастливым. Пенкин – литератор, пишущих обо всем на свете и публикующий бессмысленные и бесчувственные произведения. Герой – олицетворение продажного творчества, что, конечно, не поддерживалось И. А. Гончаровым.

Еще одним гостем в доме Обломова является Алексеев. Это человек, который подстраивается под других и не имеет собственного мнения. Имя его никто не запоминает. Алексеев схож с Обломовым тем, что оба они тихие, непримечательные люди.

Важным образом среди второстепенных героев является доктор Обломова, который лечит только состоятельных людей. Он дает совет главному герою: жить по общественным правилам того времени. Однако, по сути своей, он предлагал Обломову поменять диван на такие же бесполезные вещи.

Таким образом, И.А. Гончаров показал не только «обломовщину», но и то общество, в котором формируется данное явление.

Конец века

На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание. Продолжая развивать образ «маленького человека», созданного еще Пушкиным, Чехов изучал русскую душу. Различные философские и политические идеи, которые получили развитие в конце XIX века, не смогли не повлиять на жизнь отдельных людей.

В поздней литературе XIX века преобладали революционные настроения. Среди авторов, творчество которых находилось на стыке веков, одной из самых ярких личностей стал Максим Горький.

Тема

Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающиеся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что всё общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшей какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своём собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.

Анализ произведения «Обломов» показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идёт деградация личности, всех его чувств и желаний.

Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, но и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова со Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Характеристика женских образов

Тарантьев с Мухояровым обманывают Обломова и «выкачивают» из него деньги. Роман «Обломов» является одним из ярчайших произведений русской литературы 19 века, которое и в наши дни волнует читателей остротой поднятых автором вопросов. Противопоставление в «Обломове» главных героев позволяет подчеркнуть конфликт между разными мировоззрениями и характерами, а также лучше раскрыть внутренний мир каждого персонажа.

По сюжету романа мужчины познакомились еще в школьные годы и, сдружившись, продолжали поддерживать друг друга даже спустя десятилетия. В «Обломове» персонажи представлены как антиподы – совершенно разные и практически ни в чем не похожие герои. Это ярко прослеживается в изображении судеб Обломова и Штольца.

Пьеса «Вишневый сад»

Поклонник крепостничества, старый Фирс демонстрирует неразрушимую, веками лелеемую связь слуги и барина. Отмена привычной кабалы разрушает его жизнь, так как теперь он становится лишним и ненужным в обществе, где еще недавно на него опирался весь быт. Поэтому вокруг мужчины царит непонятный ему хаос. Фирс выступает своеобразным хранителем семейного гнезда, следит за хозяйством, остается нянькой для выросших на его глазах барчуков, продолжая следить за их внешним видом. Несмотря на отстраненность от жизненных реалий, Фирс сохраняет способность рационально мыслить.

Привязанность к хозяевам связана у героя с искренними переживаниями, так как он потратил на них свою жизнь. Поэтому он трогательно плачет при встрече с Раневской и продолжает оправлять одежду Гаева. Оставшись в запертом на зиму доме, перед смертью Фирс не думает о своих нуждах, хотя к этому располагает обретенная свобода. Его больше волнует то, как чувствуют себя его подопечные, которые забыли о нем.

Контрастно выглядит непутевый франт Яша, состоящий при недалекой барышне Раневской, на фоне основательного Фирса. Старик погибает без внимания, потому что до него никому нет дела, хотя окружающие видят его состояние.

Чехов проводит своеобразные параллели между хозяевами и слугами. В сравнении с Дуняшей и Яшей, копирующими нравы господ, Фирс олицетворяет качества, которых не хватает нынешним дворянам. Мудрый, верный своему делу и дорогим людям, преданный и добрый Фирс вызывает уважение автора и читателя.

Вариант 2

Исторический роман, повествующий об эпизодах пугачевского восстания 1773-1775 гг., рассказывает не только о событиях прошлого, но и описывает реальные истории людей на фоне крестьянской войны.

В центре произведения – два офицера, Гринев и Швабрин, с абсолютно противоположными взглядами и характерами. На основе их судеб читатель делает вывод об истинной сути человеческого достоинства и чести.

Петр Гринёв воспитывался в дворянской семье, родители его были бедны, рос «недорослем». Швабрин был хорошо воспитан, смышлен, резок, но легкомыслен. В воспитании Гринева можно заметить черты традиционного характера, а Алексей Иванович представляется в роли «золотой молодежи» того времени.

Швабрин – антагонист главного героя. Они подчиняются разным правилам, по-разному смотрят на жизнь, не похоже и их поведение. Даже на службу в Белогорскую крепость два молодых офицера попали по разным причинам. Петра отправил отец «понюхать пороху», а Швабрина сослали за убийство.

Оба героя влюблены в Машу Миронову – капитанскую дочку, но свои чувства они проявляют различно друг от друга. Гринев на всё готов ради своей возлюбленной. Ради сохранения жизни девушки, ему приходится отпустить её. Швабрин насильно пытался выдать её за себя замуж, держал в комнате и морил голодом. Ну, какая же это любовь?

Петр Гринёв – человек долга, остаётся верен себе и своему народу до конца, готов умереть, лишь бы не встать на сторону врага. Швабрин ради спасения своей жизни предаёт товарищей, государыню. Ему не присуще чувства долга и совести. Он унижается перед Пугачевым, просит прощения, а Гринев ведёт себя достойно, как подобает настоящему офицеру и дворянину.

Петр Гринев – отважный и преданный офицер, умеющий любить и ценить любовь, благородный и честный человек. Его положительные качества проявляются даже в самых трудных жизненных ситуациях. Швабрин – предатель и мерзавец, наплевавший на судьбу своего народа и трясущийся лишь за свою жизнь. Главное для него – во что бы то ни стало добиться своего.

В конце романа оба героя предстают перед судом. Честного офицера суд оправдывает, а предателя приговаривает к смерти. У героев разные пути и, соответственно, разная судьба.

Характеристика гостей

Знакомые для главного героя романа были объектом раздражения, они делали всяческие попытки, чтобы вернуть его к жизни, которая кипела разными событиями. Но к сожалению, их взгляды на жизнь не совпадали, и Обломову его товарищи стали не по душе.

Для того чтобы понять, какую роль играют встречи Обломова с гостями, необходимо рассмотреть каждого отдельно. Какую роль для понимания Обломова сыграл Волков?

Волков представляет собой жизнерадостного и беспечного человека. Этот персонаж хвалится перед главным героем своими недавно приобретёнными вещами, рассказывает последние новости. Такой человек может посоветовать, что модно носить, так как у него всегда одежда из последней коллекции. Жизнь Волкова — это вечное торжество, за сутки умудряется посетить сразу несколько мест. Именно этот персонаж делает попытки поменять отношение Ильи к противоположному полу. Но такая бурная и насыщенная жизнь не вызвала у главного героя зависти, он предпочитает проводить время в спокойной обстановке.

Судьбинский с Обломовым вместе служили в канцелярии, у него довольно говорящая фамилия. А ведь и правда его фамилия соответствует судьбе, Судьбинский самостоятельно построил свою карьеру, получал множество наград и шёл по карьерной лестнице.

Бывший коллега заходил для того, чтобы рассказать о своих делах, о службе, а также он звал Илью в Екатерингоф. Но к сожалению, рассказы бывшего коллеги не вызвали никакого интереса у Обломова. Когда общаются эти два героя, в разговоре на первом плане выступают деньги, звания, но никак не человеческая душа.

Пенкин, это молодой писатель. Главный герой сравнивал Пенкина с машиной, которая постоянно пишет и не знает слова стоп. Для Ильи было странным, что кто-то пишет и продаёт свои мысли, он считал это неправильным. Пенкин даже по ночам, а для Обломова жизнь, в которой нет отдыха и сна представляет собой несчастное существование.

Основной целью визита Доктора было состояние здоровье у Ильи Ильича. Именно этот гость предупреждал, что у Обломова может случиться инсульт, и давал наставления, как необходимо изменить свой образ жизни. Но к сожалению, Обломов не прислушивался к доктору. Поведение доктора всегда сдержанное, он всегда элегантен и хорошо выглядел.

Идея

Идея произведения: БЕЗВОЛИЕ — ВОРОВСТВО БУДУЩЕГО. Данная формулировка обусловлена столкновением двух микроидей. С одной стороны, безволие как основная черта главного героя — Обломова. С другой стороны, воровство как воплощение сущности его антагониста — Михея Тарантьева, который обманным путём украл оброк из имения Ильи Ильича:

Обломов противопоставлен Тарантьеву по степени активности: Илья Ильич ничего не делает, а Михей Андреевич слишком «деятельный» в негативном смысле. Его деструктивные действия выражены в стремлении обманывать таких «олухов» как Обломов, воровать у них, обогащаться за чужой счёт. Кроме того,

Если Обломов относится к архетипу младенца, то образ Тарантьева характеризуется как архетип трикстера. Так,

Илья Ильич также как младенец (Юнг 1996) предчувствует будущее, ощущает себя покинутым из родного дома, как следствие, чувствует свою незащищенность и уязвимость, но при этом хранит в себе мощные жизненные силы, которые демонстрирует в период влюбленности к Ольге Ильинской . Тарантьев, напротив, представлен как

Например, он сначала попытался силой поднять Обломова с постели, затем хотел ударить проходящего мимо слугу Захара. Тарантьев груб и не уважает ничего, но при этом иногда помимо воровства и обмана совершает неосознанно

Так, именно Тарантьев предложил Обломову либо отправиться в имение, чтобы решить все проблемы на месте, либо написать туда письмо исправнику. И Обломов от активных действий Тарантьева сам начинает тоже действовать Это приводит даже к тому, что добрый и миролюбивый Илья Ильич вдруг срывается, узнав о мошенничестве Тарантьева, и наносит обидчику удар:

Таким образом, смысл произведения заключается в том, что Илья Ильич своим бездействием не реализовал те возможности, которые у него были: родители дали ему хорошее образование, обеспечили стабильным финансовым состоянием, создали все условия для карьерного роста в столице. Однако он всем этим не воспользовался. В результате упущенной выгоды Обломов потерял, а точнее так сказать «своровал у самого себя» перспективное будущее. Из-за безволия главным герой притянул к себе всяких мошенников таких, как Тарантьев и Иван Матвеевич, которые в итоге и его обманули.

Судьбинский

Гость – бывший коллега Обломова, они вместе служили в канцелярии. Судьбинский имеет говорящую фамилию. Он строитель своей судьбы: делает карьеру, стремится к повышениям, получает награды. Судьбинский пришел проведать друга, позвать его в съездить вместе с ним в Екатерингоф. Рассказ о делах по службе не вызвал интереса у Обломова. Он рад тому, что ему не нужно, как гостю увязать по уши в карьерной «возне». В разговоре друзей поднимается тема сущности человека, которая уходит на задний план, оставляя на поверхности стремление к чинам и выслуживанию. Хороший заработок и вечная занятость – то, к чему хотел призвать Судьбинский сослуживца.

Судьбинский

Судьбинский – следующий гость главного героя. Этот человек – ровесник Обломова, они вместе служили в свое время, а ныне же он занимает должность начальника отделения, и на этом он не желает останавливаться. Судьбинский – карьерист, и всеми силами пытается добиться большего, чем имеет, и он не гнушается ничем для достижения своих целей.

Приходит он, тем не менее, по простой причине – ему захотелось проведать сослуживца. В ходе беседы он рассказывает Илье о своей службе и говорит о том, что скоро сочетается браком. Он хочет, чтобы Обломов стал более активным в своей жизни, и тоже, как и Волков, приглашает его в Екатерингоф. Но Илья не хочет каких-либо наград и повышений, он доволен своей текущей жизнью. А товарищ считает, что Илья из-за этого лишен будущего и счастья.

Композиция

Экспозиция в романе включает следующие события: получение письма от старосты Обломовки, в котором сообщалось о падении доходов имения; требование хозяина квартиры, которую снимал Обломов, о выселении из дома на Гороховой улице; посещение Илья Ильича разных знакомых (Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева), которые советуют ему побывать на светских мероприятиях; нежелание Обломова куда-либо выходить из своей квартиры; визит к главному герою Михея Тарантьева, который предлагает Обломову переехать на квартиру к его куме, а также рекомендует сменить старосту Обломовки и написать письмо губернатору. В конце экспозиции после ухода всех посетителей Обломов погрузился в сон.
Завязка в произведении — приезд его друга Андрея Штольца, на которого надеялся Обломов в решении своих бытовых и финансовых проблем. С приходом Андрея Ивановича начинается первая сюжетная линия, связанная с попыткой главного героя измениться и быть более деятельным и активным. Штольц — это последний шанс Обломова стать успешным и счастливым. Первая часть развития действия состоит из следующих эпизодов: помощь Штольца в решении проблем Обломова, приказ Андрея Ивановича о том, чтобы не пускать Тарантьева в квартиру; посещение Ильи Ильичом в сопровождении своего друга различных столичных обществ; жалоба главного героя на суету и шумность людей; планирование Штольцем будущего Обломова: сначала путешествие за границу, затем поездка в Обломовку. Однако мечтам не суждено было сбыться в связи с тем, что произошло новое событие, которое окончательно вывело главного героя из привычного состояния апатии. В точке невозврата Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, в которую влюбляется. С этой встречи начинается вторая сюжетная линия, отражающая стремления Обломова построить идеальную счастливую семью. Во второй части развития действия Захар жениться на Анисье; Обломов по совету Тарантьева переезжает в дом Агафьи Пшеницыной, на Выборгскую сторону; он получает письмо от владельца соседнего поместья о том, что дела в Обломовке плохи, прибыли почти никакой нет и нужно срочное личное присутствие хозяина; Илья Ильич по рекомендации брата Агафьи Матвеевны отправляет в качестве управляющего своим имением Затертого, который в дальнейшем окажется вместе с Тарантьевым мошенником, укравшим у Обломова оброк с его поместья. Главный герой продолжает скрывать от всех свои отношения с Ольгой Ильинской, которая хочет уже быстрее выйти за него замуж, однако Обломов предлагает ей еще подождать год, пока он окончательно не решит свои финансовые проблемы. В результате в кульминации романа Ольга, уставшая от нерешительности Ильи Ильича, уходит от его, и они расстаются. Так заканчивается вторая сюжетная линия, посвященная неудачному поиску счастья Обломова. В развязке произведения главный герой в итоге женится на Агафье Пшеницыной, у них рождается сын; Штольц помогает Обломову в разоблачении мошенников, пытавшихся украсть у него имение; Ольга выходит замуж за Андрея Ивановича; через пару лет от инсульта умирает Илья Ильич, которому врачи до этого рекомендовали больше двигаться и соблюдать диету, однако он все этого не делал. После чего Ольга и Андрей усыновляют ребёнка Обломова.
Таким образом, в развязке романа заканчивается первая сюжетная линия, выраженная в попытке главного героя не превратиться в своих родителей. Однако в конце произведения Обломов выбирает покой, довольство и безмятежную тишину, тем самым воссоздав свой родной дом из детства — свою Обломовку:

P.S.

Адвокат ленивого человека, критик Александр Дружинин оказался не прав, посчитав, что, во-первых, Обломов — положительный персонаж, а, во-вторых, что он якобы своим бездействием никому не наносит вреда. При подробной анализе характеристики главного героя становится понятно, что в произведении Обломов — антигерой, в котором недостатков значительно больше, чем достоинств, поэтому отнести его к положительному герою невозможно. Что касается его безволия, которое как будто бы не вредит никому, то это также является заблуждением. Из-за того, что Обломов равнодушно относился ко всем, он не смог позаботиться о будущем своих крепостных крестьян. Так, его слуга Захар в конце произведения оказался на улице:

При этом сам Илья Ильич закончил свою жизнь в покое и умиротворении.
Таким образом, Обломов — это паразит, который всю жизнь стремился жить в таком месте как Обломовка, где время как будто бы остановилось, где ничего не нужно делать, где нет никакого развития, а «обломовщина » — это болезнь, оправдывающая ленивый образ жизни такого паразита как Обломов. Ведь его основными инструментами выживания являются только жалость к себе и безответственный эгоизм.

Образ Судьбинского

В данном произведении самым запоминающимся из второстепенных героев считается Судьбинский, он был среди гостей у главного персонажа и был представлен автором в роли давнего сотоварища Обломова Ильи Ильича.

Описание Героя происходит с основной части произведения, когда он становится еще одним гостем в доме главного героя. Он изображается в повести как коллежский консультант, руководящий филиала одного из департаментов. Судьбинский считается процветающим должностным лицом, обладавшим гладко выбритым, но с крайне исхудавшим лицом с почти черными бакенбардами, загруженным, но безмятежным и осмысленным взглядом, а так же с мечтательной улыбкой.

Автор описывает Судьбинского как работящего, добросовестного, беспритязательного работника, выделяющегося свой оживленностью и аккуратностью.

Противоположно главному герою, который в свою очередь, отработав два года оставил государственную службу,  Судьбинский уверенно идет в верх по карьерной лестницу. Так как развитие по службе считается главной целью в его жизни, для него это считается целью его жизни. Только по этой причине его не покидает порыв к приобретению разных вознаграждений и похвалы от выше стоящих. Судьбинский посвящает все свободное время только работе, вследствие чего обладает хорошей зарплатой.

Трудоспособность героя характеризуется автором в романе как его одобрительная черта темперамента, но тем самым он выделяет корыстолюбивую черту Судьбинского, думающего только о высоком карьерном положении и несомненно о получении более высокой заработной платы. При этом автор не говорит о чрезмерном пользовании своего статуса при выполнении им общегосударственных обязательств.

Достигнув конкретного результата по службе и заслужив поощрение вышестоящих, Судьбинский принимает решение остепениться в личной жизни, удачно подобрав  в жены дочку петербургского несомненно гражданского советника, который дает за свое чадо хорошее имущество в виде десяти тысяч рублей, а еще государственную квартиру, включающую в себя двенадцать комнат с мебелью. Этот факт описывает персонажа с безобразным мнением, так как свадьба героя заключается в неискренней любви, а при алчном желании стать более богатым.

Возникает Судьбинский в жизни Обломова, когда решает позвать его на свадьбу в роли друга, а также он старается помочь Илье Ильичу вести оживленный образ жизни.

В свою очередь Обломов имеет добродушное отношение к Судьбинскому, но несмотря на это, он мысленно обвиняет его в лишении религиозности. Обломов считает, что страсть к карьерному росту уничтожает в нем душу, лишая шансов показать себя в каких-либо других сферах существования.

В романе описание Судьбинского применяется автором в роли абсолютной противоположности главного героя, будущая жизнь которого должна была быть такой же, как и у товарища. Но Обломов избирает себе совсем другую жизнь, он выбирает проводить время в раздумьях, сидя в кресле или лежа на диване. Так же по авторской задумке Судьбинский является обозначением общества бюрократического класса того временного периода.

Другие сочинения:

Волков

Молодой богатый чиновник, которому двадцать пять лет от роду. Он привык к стильной и дорогой одежде и не привык в чем-то себе отказывать. Частый гость в публичных заведениях типа театров или балов и званых застолий. Он вездесущ, и в течение дня может побывать в десяти местах, а то и более. Однако, несмотря на свой высокий статус и чин, он пренебрежительно относится к своей службе.

Волков – первый гость в доме главного героя на страницах романа, и он извещает Илью обо всех последних событиях в высшем свете и моде, часто хвастается перед ним и красуется новыми модными предметами гардероба. Но не только рассказывает, а иногда и зазывает его с собой на различные мероприятия, например, на бал, или в Екатерингоф – одно из популярных мест времяпровождения многих дворян. Но Обломов отказывает ему, поскольку он считает, что Волков живет, грубо говоря, зря – ведь он ведет пустой и праздный образ жизни, который не имеет никакого смысла

Этот повод радует Обломова – ведь он живет совсем не так, как его молодой гость, который, по сути, растрачивает свое время и жизнь там, где он не нужен, да и для него в тех местах ничего особо важного

Почему Обломов старается уйти от реальной жизни?

Чтобы понять причины эскапизма Обломова, стоит кратко описать атмосферу, в которой воспитывался герой. Родная деревня Ильи Ильича – Обломовка, находилась в отдаленной от столицы, живописной и тихой местности. Красивая природа, спокойная размеренная жизнь в поместье, отсутствие необходимости трудиться и чрезмерная опека родителей привели к тому, что Обломов не был готов к трудностям жизни вне Обломовки. Воспитанный в атмосфере любви и даже обожания, Илья Ильич думал, что встретит подобное отношение к себе и на службе. Каково же было его удивление, когда вместо подобия любящей семьи, где все поддерживают друг друга, его ждал коллектив, настроенный совершенно по-другому. На работе никто не интересовался им, никому до него не было дела, так как каждый думал лишь о повышении собственного жалования и продвижения по карьерной лестнице. Чувствуя себя неуютно, после первой же ошибки на службе Обломов, с одной стороны, опасаясь наказания, а с другой, найдя повод для увольнения, сам уходит с работы. Больше герой не пытался куда-то устроиться, живя на деньги, которые ему присылали из Обломовки и все дни проводя в постели, таким образом, надежно укрывшись от забот и проблем внешнего мира.

Цитаты

Из уст старого Фирса вырываются фразы, характеризующие его мировоззрение и образ. Он потерял ориентиры после отмены крепостного права, поэтому мир камердинера находится в состоянии хаоса и неразберихи:

Фирс остро ощущает необходимость своего присутствия в доме, где прошла его жизнь.

Он не может покинуть усадьбу из-за привязанности к повзрослевшим хозяевам. Его значимость преувеличивается героем, но хозяйственность и основательность, с которой он следит за бытом, подтверждают точку зрения Фирса:

В пьесе «Вишневый сад», которую написал Антон Павлович как раз после отмены крепостного права, на рубеже эпох, образ самого сада — это уникальный образ красоты, которая уходит корнями в прошлое. Все действие в пьесе происходит в имении, которое принадлежало Раневской и Гаеву и его выставили на аукцион за долги. Чехов показывает нам не просто красоту русской природы, так как все действие разворачивается весной, когда весь сад стоит в цвету, а он раскрывает нам, в чем смысл бытия. В чем истинная красота духовного наследия, показывает нам отношение к жизни и переменам различных возрастов и социальных слоев. Анализируя пьесу, мы видим, как раскрываются характеры персонажей и какое у них отношение к жизни, отношение ко всем происходящим изменениям в России.

Фирс — второстепенный персонаж, он дворецкий, достигший 87 лет. Персонаж — дряхлый старичок, который при ходьбе использует палочку, плохо слышит, но всячески опекает Гаева. Ранее служил отцу Гаева и Раневской.

Гости Обломова — деятельные «пустышки»

Лень Обломова продолжала и далее, после юных лет, свое овладение личностью гончаровского героя. Уже будучи образованным, взрослым человеком, Илья Ильич не однажды сталкивался с людьми, занимающими определенную ступень в обществе, должность на службе, хобби. Все они вхожи в квартиру главного героя, находящуюся на Выборгской стороне Петербурга. Как раз характеристика гостей Обломова и станет темой этой статьи. Каждый из них по-своему пытается привлечь Обломова «за компанию» заниматься тем же, чем занимается и он сам. Гости — это Алексеев, Волков, Пенкин, Судьбинский. Однако наш герой, хоть и лентяй и человек беспечный, но образованный, с нормальным логическим мышлением. Обломову, общающемуся с гостями, на определенном этапе становится понятно, что его лень и поза возлежащего на диване мыслителя лучше, честнее, нежели суета всех этих людей.

Роль образа в произведении

Анализ произведения помогает понять значение каждого персонажа и ту мысль, которую хотел донести автор. Образ Судьбинского в романе «Обломов» дан для сравнения с главным героем. Несмотря на то что автор противопоставляет персонажи друг другу, они похожи в главном. Жизнь обоих лишена духовного смысла. Один предается апатии и лени, другой на первое место поставил стремление к власти.

После того как герои говорят и Судьбинский уходит, Обломов окончательно разочаровывается в образе жизни бывшего коллеги и радуется своему лежанию на диване больше прежнего. Дополнительно автор хотел выразить через образ коллежского советника свое презрение к бюрократизму чиновничьего аппарата в обществе.

Характеристика Судьбинского с цитатами

Гончаров наделяет портрет героя внешней привлекательностью. Согласно описанию, у мужчины довольно приятные черты лица, он всегда гладко выбрит. Персонаж носит бакенбарды, придающие ему солидности.

Его внешность располагает к нему людей, он всех встречает с улыбкой. При этом автор характеризует Судьбинского как человека с «сильно потертым лицом». Видимо, продвижение по карьерной лестнице дается ему нелегко. Подчеркивая свой статус, герой носит в обществе темно-зеленый фрак с гербовыми пуговицами.

Отношение персонажа к жизни и карьере

Обломов познакомился с Судьбинским на службе. В дальнейшем Илья Ильич забросил дела и начал вести праздный образ жизни. Судьбинский, наоборот, продолжал трудиться и вскоре стал высокопоставленным чиновником. Ему дали чин коллежского советника и поручили руководить отделом одного из департаментов. Весь смысл жизни этого персонажа сводится к построению успешной карьеры, получению наград и званий. Это очень деятельный человек, что подтверждает цитатная характеристика:

  • «…Но сколько дела — ужас!..»;
  • «…Ни минуты нельзя располагать собой…»;
  • «…К четвергу надо приготовить доклад — адская работа!..»;
  • «…Так вот как: все в трудах! — говорил Обломов, — работаешь…».

При этом автор представляет героя как добросовестного и добропорядочного гражданина. Судьбинский не замечен ни в каких аферах, он искренне считает, что работать нужно честно и каждый должен отрабатывать получаемую зарплату.

Этому трудолюбивому и честному человеку присущи и неприятные черты. Гончаров рисует перед читателем алчного субъекта, стремящегося к обогащению. Герой весьма расчетлив. Решив устроить личную жизнь, он не ищет себе девушку, которую мог бы полюбить. Чиновнику нужна невеста с хорошим приданым.

Его выбор останавливается на дочери статского советника. Отец дает за невестой не только крупную сумму, но также квартиру, состоящую из 12 комнат. Этот эпизод указывает на проявление некоторой бездуховности персонажа. Чувства для него не имеют столь же высокой ценности, как материальные блага.

Общение с Обломовым

Как полагает Обломов, Судьбинский живет неправильно, уделяя все свое время карьере. При этом Илья Ильич относится к приятелю дружелюбно и даже сочувствует ему. Себя Обломов считает куда более счастливым человеком, ведь он предоставлен сам себе, а не вынужден подчиняться чужим приказам.

Илья Ильич предпочитает лишь думать о смысле жизни, ничего не делая, — для него это самое приятное занятие. Судьбинский поначалу стремился воодушевить Обломова на положительные перемены, но вскоре оставил эти попытки.

В жизни главного героя чиновник вновь появляется перед своей свадьбой. О невесте он упоминает кратко, зато в подробностях рассказывает о ее приданом. Попутно Судьбинский передает Илье Ильичу новости с места службы. Из разговора двух приятелей понятно, что оба принимают друг друга такими, какие они есть, без осуждения.

Раскрытие образа Обломова через любовь

В жизни Ильи Ильича было две разных любви – стихийная, всеохватывающая, бурная и оживляющая любовь к Ольге Ильинской и тихая, умиротворяющая, основанная на уважении, полная спокойствия и однообразия любовь к Агафье Пшеницыной. Образ Ильи Ильича Обломова по-разному раскрывается в отношениях с каждой из женщин.

Любовь к Ольге была тем ярким лучом, который мог бы вытащить героя из «болота обломовщины», ведь именно ради Ильинской Обломов забывает о любимом халате, начинает вновь читать книги, у него словно вырастают крылья, так как появляется реальная цель – возможное счастливое будущее с Ольгой, семья и собственное благоустроенное поместье. Однако Илья Ильич не был готов полностью меняться, ему чужды были стремления Ильинской к постоянному развитию и достижению новых высот. В отношениях с Ольгой Обломов первый начинает отступать и первый пишет ей письмо, в котором говорит, что ее любовь – не истинные чувства. Этот поступок можно рассматривать не только как слабость героя, его страх перед изменениями и внутреннюю пассивность, но и как лучшее понимание сферы чувств, отличное интуитивное чутье и понимание психологии других людей. Илья Ильич подсознательно ощущал, что их жизненные пути слишком разные, что Ольге нужно намного больше, чем он готов ей дать. И даже если он попробует стать для нее тем самым идеалом нежного, доброго, чувственного, но при этом непрерывно развивающегося, деятельного человека, то будет до конца жизни несчастным, так и не обретя желанного счастья.

После тяжелого, но заранее предначертанного расставания Обломова и Ольги, герой находит утешение окруженный заботой Пшеницыной. Агафья по натуре своей является идеалом «обломовской» женщины – малообразованной, но при этом очень доброй, душевной, хозяйственной, заботящейся о комфорте и сытости мужа и обожающей его. Чувства Ильи Ильича к Пшеницыной строились на уважении, которое постепенно переросло в тепло и понимание, а затем в спокойную, но сильную любовь

Вспомним, что когда Штольц пытался забрать Обломова с собой он не хочет ехать не потому, что ему лень, а потому что ему важно остаться со свое женой, которая смогла дать ему то счастье, о котором он так долго грезил

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: