Чем трагедия отличается от драмы

Чем трагедия отличается от драмы — основные отличия жанров

Краткое содержание

Уже в первом действии читателя ждёт знакомство с «палачами» и «жертвами». Сначала был разговор Кулигина с теми, кто близко знал купца Савелия Прокофьевича Дикого. Оказалось, что этот карикатурный самодур постоянно ругался, без ругани жить не мог, а особенно сильно злился Дикой, когда начинался разговор о деньгах.

Потом начинается разговор купца-самодура с племянником: короткий и очень резкий. Дикой нещадно ругался, а Борис покорно слушал брань вечно сердитого дяди. Затем купец уходит, а Борис рассказывает о том, каково жить в доме Диких, где глава семейства постоянно буянит.

После разговора с Кулигиным Борис призадумался: нравы в городе Калинове жестокие – типичные для провинции. Больше всего тревожила молодого человека любовь к замужней женщине.

Впереди читателя ждёт знакомство с иной семьёй – Кабановыми. Суровая купчиха, прозванная Кабанихой, нещадно придирается к сыну, Тихону. Главный упрёк – якобы перестал молодой человек любить родную мать, лишь о жене думает. Когда Кабаниха ушла домой, Тихон с огорчением говорит, что не может угодить матери: раньше были придирки из-за холостой жизни, теперь же из-за жены. Он решает пойти к Дикому и напиться, чтобы хоть как-то разогнать невыносимую тоску.

Сестра Тихона, Варвара, поговорила с Катериной. Оказалось, что до замужества Катерина жила, как вольная птица, видела приятные сны, а после замужества всё изменилось. Всё чаще и чаще приходило желание уйти из опостылевшего дома, а всё потому, что Катерина полюбила Бориса Григорьевича. Несчастная героиня начинает задумываться о самоубийстве – измена мужу для нее ужасный грех. Символично появление полусумасшедшей старой барыни, «олицетворяющей рок» (по словам Вайля и Гениса).

Во втором действии Тихон уезжает, выслушав от жестокой матери много наставлений. Читатель узнаёт, что Катерина лишь жалеет мужа, а полюбить вряд ли сможет. Когда же героиня остаётся одна, то понимает, что сердце обмануть нельзя – всё равно хочется встретиться с Борисом – и нетерпеливо ждёт ночи.

В начале третьего действия к Кабанихе приходит Дикой. Купец нетрезвый, как всегда, раздражённый, и хочет, чтобы суровая купчиха разговорила его. Беседа завязывается, а затем «палачи» уходят в дом Кабановых.

Борис встречается с Катериной. Оказалось, что Тихон вернётся не очень скоро, а значит, можно вволю погулять.

В четвёртом действии разворачивается драма: Тихон Кабанов вернулся раньше, чем ждали. После неожиданного появления старой барыни героиня раскаивается и говорит о том, что всё то время, пока муж был в отъезде, гуляла с Борисом. Кабаниха не упускает возможности придраться к сыну: дескать, не послушался матери, и стряслась беда.

В пятом действии драма перерастает в трагедию. Узнав, что Катерина полюбила Бориса, Кабаниха решила, что любовника надо прогнать, а невестку хорошенько проучить. Тихон поговорил с Диким, и суровый купец одобрил план Кабанихи. Попрощавшись с Катериной, Борис уехал в далёкий сибирский город. Сама же героиня решила, что жить ей незачем, и бросилась с обрыва в речной омут.

Узнав, что жена пропала, Тихон нервничает. Начинаются поиски, и вскоре Кулигин находит утопленницу. Увидев мёртвую Катерину, Тихон в отчаянии заявляет, что виновница трагедии – Кабаниха.

Чем отличается мелодрама от драмы?

Таким образом, мелодрама является одним из подвидов драмы

Их объединяет важность действующих лиц, к которым приковано внимание зрителя или читателя. Несмотря на общую схожесть, жанры имеют и несколько существенных отличий

Сравнение мелодрамы и драмы

Сравнение мелодрамы и драмы

Мелодрама
Жанр в литературе, театре и кино, который показывает внутренний мир героев с яркой эмоциональной окраской с применением контрастных понятий.
Сюжеты построены на темах любви, семьи, брака, отношений.
Основной акцент сделан на чувствах и переживаниях, противостояние «добра» и «зла».
Героями могут быть люди, которые отличаются по социальному и материальному состоянию или самые обыкновенные персонажи.
Финал чаще счастливый, хоть и выглядит при этом неправдоподобно.
Вызывает эмоциональный отклик и переживания у зрителя/читателя.

Драма
Жанр в литературе, театре и кино, который показывает бытовой сюжет и имеет максимальное сближение с реальной жизнью.
Сюжеты построены на трагическом событии или конфликте и могут охватывать разные темы.
Основной акцент сделан на жизни, вопросах непонимания и конфликтах, как внешних, так и внутренних.
Герои – обычные люди, как правило, не наделенные особыми талантами или богатством.
Финал в большинстве случаев трагичный – драматический. Приближен к реальности.
Имеет психологический подтекст, заставляет задуматься о проблематике сюжета.

Другие детали анализа драмы «Гроза»

Конечно же, в драме Островский заложил конфликт, который обязательно нужно учесть при написании сочинения по теме «Гроза». Этот конфликт становится очевидным после анализа образа Катерины. Она попала в безысходное положение, но рядом с ней те, кто могут выбирать, как жить.

Например, Варваре хочется продолжать видеться с тем, кого она любит – девушка решает поменять замок на садовой калитке. Или Тихон. Он жалуется, что мать контролирует его, но и дальше подчиняется ее указаниям. И это одна сторона конфликта драмы.

Вторую сторону мы видим, составляя идейный анализ «Грозы». Главная героиня, как мы отметили выше, хочет быть честной и жить по таким устоям, а остальным жителям Калинова хочется врать, сплетничать и осуждать других, как это делают Феклуша и Глаша.

Итак, конфликт в драме «Гроза» Островского очень ярко выражен. Это конфликт старых и новых порядков, прошедшего и будущего времени

Причем, очень важно сказать, что Островский заложил конфликт не между героями драмы, а во внутреннем мире Катерины, которая не в силах жить по старым устоям, и она не хочет этого. В то же время, по новым порядкам жить тоже невозможно, потому что старых законов пока не преодолеть

История возникновения драмы

Свои истоки драма берет в первобытной поэзии, в которой слились элементы эпоса, лирики и драмы в связи с мимическими движениями и музыкой. Драма в качестве особого вида поэзии раньше всех сформировалась у греков и индусов.

Греческая драма, в которой разрабатывались серьезные религиозно-мифологические сюжеты – трагедия, и комедия – забавные сюжеты, взятые из современной жизни, достигает высочайшего совершенства и в 16 веке становится образцом европейской драмы. До этого момента европейская драма безыскусно обрабатывала религиозные и светские сюжеты – интермедии, мистерии, фастнахтшпили т.д.

Французские драматурги подражали греческим и строго придерживались определенных положений, считавшихся неизменными для эстетического достоинства драмы. Такими положениями являются:

  • Единство места и времени
  • Продолжительность эпизода, изображаемого на сцене, не должна быть больше суток
  • Место действия не должно меняться
  • Развитие драмы происходит в 3-5 актах
  • Ограниченное число действующих лиц, как правило, от трех до пяти
  • Действующими лицами являются исключительно представители элиты общества и их ближайшие слуги.

В комедиях строгость требований классического стиля соблюдалась меньше. Комедия постепенно переходила от условности к изображению обычной жизни. Творчество Шекспира, свободное от классических условностей, открыло драме совершенно новые пути развития. В конце 18 и первой половине 19 века появились романтическая и национальная драмы, представленные Шиллером, Лессингом, Гюго, Гете, Граббе, Клейстом.

Во второй половине 19 века в европейской драме преобладает реализм. Наиболее известными представителями этого периода являются Ибсен, Дюма-сын, Сарду, Ожье, Зудерман и другие.

В конце 19 века под влиянием Метерлинка и Ибсена на европейской сцене популярным становится символизм.

Характеристики драматических произведений

Так как драматические произведения создаются для постановки на сцене, они объединяют в себе черты театрального и словесного искусства.

К основным характеристикам драмы относят:

  • наличие конфликта;
  • диалогичность;
  • привязку к конкретному времени и пространству;
  • обращение к проблемам частной человеческой жизни и социальным вопросам в целом;
  • анализ эмоционально-психологических реакций человека в тех или иных обстоятельствах жизни;
  • отображение этих реакций в форме слов и действий.

Модифицируясь с течением времени, драматическое искусство приобретало черты, характерные для других сфер искусства в ту или иную эпоху.

Авторская речь в драме минимальна и сводится к спискам действующих лиц, к их кратким характеристикам, обозначению времени и места действия; описанию сценической обстановки в начале актов, к комментариям к отдельным репликам героев, указаниям на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки).

Чтобы понять это на конкретном примере, обратимся к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

Разбор трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира

Уильям Шекспир занимает, пожалуй, самое главное место в мировой литературе, этому гениальному драматургу и поэту нет равных и по сей день. “Ромео и Джульетта” – традиционная для эпохи Возрождения трагическая пьеса, повествующая о двух юных влюблённых, принадлежавших к враждующим семействам.

  • Конфликт в ней выражен на уровне противостояния двух семейств: Монтекки и Капулетти. Их вражда приводит к столкновениям отдельных персонажей. Межличностные конфликты придают пьесе дополнительную остроту.
  • Они могут быть показаны внешне (поединки Тибальта, противостояние Ромео и Париса) или намёком (до Джульетты Ромео нравилась Розалина, но на сцене она не появляется, так как чувство к ней было ложным, сиюминутым).
  • Структуру текста образуют диалоги. Главный из них — диалог двух влюблённых, проходящий сквозь сюжет пьесы – нанизывает на себя все остальные диалоги между персонажами.
  • Время и пространство, в котором действуют герои, – средневековая Верона. Там свои представления о чести и бесчестии, должном и невозможном. Поведение героев очень зависит от окружающих обстоятельств.
  • Трагедия посвящена самому сокровенному из человеческих чувств, но при этом касается общечеловеческих проблем: хрупкости бытия, гибельности предрассудков, нелепой силе вражды.
  • Пьеса анализирует все оттенки любовных переживаний: от лёгкой влюблённой до страстной решимости погибнуть вместе с любимым, без которого внешнее существование теряет смысл.
  • Реакции персонажей на происходящее выражены поэтическими монологами, метафорическими обращениями, а также действиями.

Смысл произведения открывается читателю стремительно уже в первом действии: жизнь человека может быть полноценна только тогда, когда у него есть выбор. Тема любви (герои любят, рассуждают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается разносторонне: любовь матери, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, любовь семейная.

Принципы построения драмы

Люс (Luce) 2019

  • США
  • Жанр: драма, детектив
  • Режиссер: Джулиус Она
  • Рейтинг: КиноПоиск — 6.4, IMDb — 6.7

Люс Эдгар, афро-американский подросток, родился в раздираемой войной Эритрее и был усыновлен ​​в Соединенных Штатах одной супружеской парой. Он – бравый спортсмен и настоящая звезда средней школы, опытный оратор, которого обожают другие ученики и его приемные родители, Питер и Эми Эдгар. Тем не менее он враждебно настроен по отношению к своему учителю истории Гарриет Уилсон. Проверяя сочинение Люса, она нашла в его работе радикальные взгляды, в частности, нездоровую симпатию к панафриканскому движению и его лидерам. Теперь это тревожное открытие учителя средней школы угрожает статусу парня, ведь прилежный ученик оказался не таким пай-мальчиком, как все полагали.

Актеры Наоми Уоттс и Тим Рот ранее уже играли роли родителей в фильме “Забавные игры” (2007).

Драма с 18 века[править | править код]

Общее движение литературы к правдоподобию постепенно вытесняло трагедию на обочину литературного процесса. Драма как жанр показывает жизнь в её сложных, противоречивых обстоятельствах, но лишена «легкомыслия» комедии, сочетает различные темы и мотивы. В современном понимании драма появляется уже на излёте классицизма, с его строгой градацией жанров и стилей, изображает современную читателю/зрителю жизнь. Произведения этого жанра Дидро, Бомарше и др. несут в себе черты реализма. Произведения этого периода получили обозначениеМещанская драма.

Позднее, в первую очередь во Франции, выделяется литературная мелодрама, отличающаяся динамичной и занимательной интригой, патетическим и гиперболизированным изображением страстей и ярко выраженной морально-дидактической направленностью(КЛЭ,http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-3561.htm). Расцвет её приходится на 19 век.

Развивается романтическая драма (Гюго, Дюма, Мериме, Клейст и др.) и затем, отчасти отрицая её, реалистическая драма. В период реализма понятием «трагедия» уже не пользуются: «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского обозначены как автором как драмы, несмотря на наличие многих трагедийных признаков.

Особое место в истории литературы занимает философская драма (иногда её называют трагедией или поэмой) Гёте «Фауст».

Роды литературы

    ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
    ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
    ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
    ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

 

«Новая драма». Творчество Чехова[править | править код]

В конце 19 века жанр драмы обновляется. В центре внимания писателей оказывается сложное столкновение личности и обстоятельств, внутренние конфликты. Из драматургов к этой волне относят таких авторов, как Генрик Ибсен, Герхарт Гауптман, Август Стриндберг, Бернард Шоу, Морис Метерлинк. «Новая драма» переносит фокус внимания с действия как цепочки событий, интриги на внутренний мир человека, конфликты его сознания и совести.

Пьесы Чехова признаются последовательным воплощением принципов «новой драмы». Правдоподобие, минимизация сценических условностей, свежесть проблематики и подхода вызвали большой интерес режиссёров, зрителей, читателей к «Чайке», «Вишневому саду», «Трём сёстрам» на рубеже 19‒20 веков. «Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать», — отмечал великий русский писатель. Не поступки, а ожидания, воспоминания, желания персонажей создают рисунок его пьес. При анализе драматических произведений Чехова используются термины «атмосфера» и «подтекст». Особое значение в пьесах имеют ремарки и паузы, важную роль играет «настроение», получившее в чеховедении статус особой категории. При этом «Вишневый сад» автором принципиально назван «комедией», несмотря на драматический характер содержания и особый характер конфликта.

История возникновения драмы

Свои истоки драма берет в первобытной поэзии, в которой слились элементы эпоса, лирики и драмы в связи с мимическими движениями и музыкой. Драма в качестве особого вида поэзии раньше всех сформировалась у греков и индусов.

Греческая драма, в которой разрабатывались серьезные религиозно-мифологические сюжеты – трагедия, и комедия – забавные сюжеты, взятые из современной жизни, достигает высочайшего совершенства и в 16 веке становится образцом европейской драмы. До этого момента европейская драма безыскусно обрабатывала религиозные и светские сюжеты – интермедии, мистерии, фастнахтшпили т.д.

Французские драматурги подражали греческим и строго придерживались определенных положений, считавшихся неизменными для эстетического достоинства драмы. Такими положениями являются:

  • Единство места и времени
  • Продолжительность эпизода, изображаемого на сцене, не должна быть больше суток
  • Место действия не должно меняться
  • Развитие драмы происходит в 3-5 актах
  • Ограниченное число действующих лиц, как правило, от трех до пяти
  • Действующими лицами являются исключительно представители элиты общества и их ближайшие слуги.

В комедиях строгость требований классического стиля соблюдалась меньше. Комедия постепенно переходила от условности к изображению обычной жизни. Творчество Шекспира, свободное от классических условностей, открыло драме совершенно новые пути развития. В конце 18 и первой половине 19 века появились романтическая и национальная драмы, представленные Шиллером, Лессингом, Гюго, Гете, Граббе, Клейстом.

Во второй половине 19 века в европейской драме преобладает реализм. Наиболее известными представителями этого периода являются Ибсен, Дюма-сын, Сарду, Ожье, Зудерман и другие.

В конце 19 века под влиянием Метерлинка и Ибсена на европейской сцене популярным становится символизм.

Символизм и метафоры в пьесе

Символизм и метафоры играют важную роль в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Один из наиболее ярких символов — это гроза, которая является не только природным явлением, но и символом изменений и перемен. Гроза приходит в моменты, когда герои переживают важные события и принимают решения, которые будут влиять на их дальнейшую жизнь.

Еще одним символом является дерево, которое становится местом встречи главных героев и символизирует их судьбы, переплетающиеся вместе. Дерево также является символом жизни и роста, но в то же время может быть уничтожено, как и судьбы героев.

Метафоры также присутствуют в пьесе, например, образ «белой птицы», которая символизирует чистоту и невинность, но также может быть убита и испорчена.

Символизм и метафоры помогают создать глубокий смысл пьесы и передать ее основные идеи. Они помогают зрителю лучше понять переживания героев и их внутренний мир.

Вариант 2

Литература, как и любой другой объект искусства всегда будет наполнен множеством различных образов, метафор, афоризмов, и прочих вещей связанных с образностью. Образы могут быть самыми разнообразными. Как слишком идеализированными, чересчур добротными, или же отвратительными, отталкивающими, а могут быть нейтральные, не плохие не хорошие

Однако все образы, так или иначе, объединяет главный признак — на них акцентируется внимание, дабы дать читателю своеобразный маяк, на который он может направить свой фрегат мысли и размышлений. Одним из таких образов является образ мечтателя, который наиболее часто встречается в русской литературе

Данный образ очень часто можно видеть во множестве произведений различных отечественных авторов, которые используют его, дабы привнести в произведения некоего меланхоличного романтизма, и, давая читателю также проникнуться этой волшебной атмосферой. Всё-таки любому человеку приятно впадать в размышления вместе с персонажем в произведении, которое он читает. Это также является прекрасным способом донести до читателя мысли автора, так как, создавая образ мечтателя, автор может проецировать на него если не свою личность, то уж точно свои мысли, убеждения, и переживания. Таким образом, создания психотипа персонажа как мечтатель способно привнести в произведение множество новых красок, тем самым оживив его, и сделав его более читабельным для среднестатистического читателя.

Часто образ мечтателя сопрягают с революционными мыслями, которые идут наперекос установленным порядкам, что также создаёт некую романтичность повествования произведения. Герой, которому присвоен образ мечтателя, чаще прислушивается к своему сердцу, нежели к разуму, руководствуясь им при выборе каких либо решений, что и делает его весьма близким простым читателям. Он часто размышляет о любви, о человеческой натуре, о смысле человека в мире, и часто, его мысли совпадают с мыслями читателя, что создаёт отклик между читателем и автором, что позволяет автору проще достичь ума читателя и дать ему свою мысль, посвятить его в свои размышления, дабы он также могу проникнуться ими и получить удовлетворение от прочитанного материала.

В заключении можно сказать, что хоть образ читателя розниться в различной литературе, в зависимости от этнического признака, но всё равно, так или иначе, они в большинстве своём будут схожи, так как даже люди с различных уголков земного шара чаще всего мечтают об одном и том же, что позволяет создавать автором более или менее единый образ мечтателя, который так близок любому человеку.

11 класс

История создания

Многие считают, что Островского вдохновило на создание «Грозы» так называемое «клыковское дело» (молодая Александра Клыкова, которую притесняла свекровь и не защищал муж, бросилась в Волгу). Однако замысел «Грозы» возник ещё до трагедии в семье Клыковых.

Островский принимал участие в литературной экспедиции и посетил ряд русских городов, в числе которых Торжок, Тверь, Кинешма. То, что писатель увидел, впечатлило его. Многие диалоги Островский воспроизвёл в «Грозе» буквально, без переосмысления. А «клыковское дело» только подтверждает мысль, что Александр Островский описал в «Грозе» совершенно типичную для того времени ситуацию.

Проблематика:

  • проблема старшего и младшего поколения (Кабаниха и её дети);
  • проблема любви (Катерина — Тихон; Катерина — Борис);
  • проблема самореализации (Кулигин);
  • проблема власти (Дикой);
  • столкновение старого и нового (Катерина — «тёмное царство»).

Смысл названия: гроза — воплощение накопившихся проблем, которые уже вот-вот создадут переломную ситуацию. Это касается не только семейных проблем Кабановых, но и всей России в целом.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: «Гроза» обладает явными трагедийными чертами: конфликт, не имеющий разрешения, и фактическая гибель главного героя. Но прежде действующими лицами трагедий были лишь герои и боги, тогда как в «Грозе» — простые обыватели.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе Калинове.

Финч (США) 7.17

Следующая фантастическая и постапокалиптическая драма 2021 года с участием самого великого Тома Хэнкса расскажет историю о человеке, который пытается выжить в мире, в котором в одночасье приказал долго жить озоновый слой. Этой картине у нас на сайте также посвящен отдельный материал.

https://youtube.com/watch?v=xJMY-e9oXEU

Главный герой картины по имени Финч – инженер-изобретатель и по совпадению еще и программист в годах, который мастерит в своей городской берлоге андроида с искусственным интеллектом. Недавно Финч начал подозревать, что осталось ему не долго. И все бы ничего, да у него «на иждевении» находится песик по кличке Гудьеар, который самостоятельно в постапокалиптическом мире не выживет. Главной задачей андроида станет – обеспечить выживание пса после того, как сам Финч отдаст богу душу.

И все бы ничего, да мозги у робота слишком сыроваты. Очень уж сильно они напоминают котелок безответственного, недальновидного малолетки, которому ко всему еще и не достает элементарного опыта.

Успеет ли Финч сделать из своего тупого робота умного робота?

Смысл произведения «Гроза»

Фото: topuch.ru

Автор убежден, что в стремлении к свободе нет ничего постыдного, наоборот, это должно стать краеугольным камнем русского народа. Тяга к прекрасному, новому и более прогрессивному не должны быть разрушены небольшими неудачами в жизни, а также самодурством старшего поколения. Поэтому свои взгляды и убеждения нужно отчаянно отстаивать, чтобы заслужить право прожить жизнь намного более хорошую, чем предки. Такие идеи отражены в мыслях и поступках Кулигина, который стал своеобразным рупором самого Островского.

Авторская позиция в пьесе «Гроза» ясна – Катерина не права, что избрала такой способ убежать от проблем. Однако у нее были прекрасные задатки для того, чтобы добиться в жизни многого. Кабаниха в своей закостенелости и консерватизме также не права. У нее получилось отчасти сохранить традиции, однако это только продлило падение уровня жизни и мысли у русского народа.

Несмотря на довольно мрачный финал, Островский верит, что у русского народа есть все, чтобы сбросить с себя оковы самодурства и невежества. Именно в этом смысл произведения «Гроза» –показать людям, что можно и нужно жить по-другому ради будущего страны и всего русского народа.

Как мы увидим далее, призыв все же достиг нужных ушей, и общество постепенно стало прозревать, что вылилось в огромные социальные катастрофы. Однако время, когда можно было перестроить общество относительно безболезненно, осталось в поколении Островского, возможно, его родителей.

Суть

Катерина принадлежала к дворянскому роду, поэтому и была воспитана в лучших традициях аристократизма. Родители настояли на том, чтобы девушка вышла замуж за невежественного и мягкотелого Тихона — выходца из богатого купеческого рода. Мать Тихона очень деспотичная женщина, которая привыкла жить по своим законам. Она начинает притеснять Катерину и навязывать девушке свои нелепые порядки. Например, Катерина должна была рыдать напоказ перед отъездом своего супруга, постоянно унижаться перед ним на публике. Катерине удается найти сочувствие и поддержку у дочери Кабанихи, Варвары. Та научила молодую женщину скрывать собственные чувства и мысли, в тайне приобретая радости жизни. Когда Тихон уехал, Катерина влюбилась и начала встречаться с Борисом, который приходился Дикому племянником. Катерина не хочет скрывать свои чувства, а хочет уехать вместе с любимым в Сибирь. Но Борис боится рисковать и взять с собой Катерину, поэтому им приходится расстаться. 

Катерина рассказывает все своему мужу и Кабанихе, за что получает суровое наказание. Женщина не выдерживает мук совести и домашнего гнета, поэтому бросается в Волгу. После этого начинает бунтовать молодое поколение общества: Тихон говорит, что во всем случившемся виновата его мать, а Варвара осмеливается сбежать с Кудряшом. 

В данном произведении автор умудряется соединить все плюсы и минусы крепостнической России 19 века. На примере отдельно взятого городка, автор показывает упрощенную мотеле российского общества того времени. Он хочет донести тот факт, что устаревшие взгляды должны остаться в прошлом, поскольку они только мешают развитию как отдельных городов, так и всей России. 

Значение пьесы «Гроза»

Среди творений Островского «Гроза» занимает особое положение не только из-за названия и трактовки слова как в прямом, так и в переносном смысле. Главная причина: пьеса заинтересовала тогдашнюю либеральную общественность (так называемых революционных демократов).

«Революционный демократ» Добролюбов увидел в пьесе смысл, вряд ли предусмотренный драматургом: бунт простых и просвещённых людей против традиционных русских устоев и церковных правил. Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве», где высказал сочувствие тем, кто боролся за свободу слова, свободу выбора и свободу любви (а традиционные русские ценности названы в статье «мракобесием»). По мнению «революционного демократа», именно Катерина стала тем самым лучом света, надеждой на изменение жизни к лучшему.

В советских учебниках русской литературы, в главе, где разбиралась драма «Гроза», ссылались именно на статью Добролюбова, хотя не было принято слишком вникать в буквальное содержание и смысл этой статьи. Свобода любви, которую смело пропагандировали нигилисты в XIX веке, вовсе не считалась приемлемой в светском обществе.

Сегодня это литературное произведение интересно вне зависимости от действительного или мнимого революционного подтекста. «Гроза», как и другие пьесы Александра Островского, неоспоримый элемент русской и мировой культуры. Они второй век не сходят со сцен российских театров, потому что ценятся за свои художественные достоинства и признанное место в русской истории, за связанные с ними судьбы великих актеров, исполнявших главные роли, за русскую старину, которую мы узнаем, благодаря таким произведениям.

Примеры комедии в литературе

Данный жанр присущ всем направлениям изящной словесности начиная с Античности и заканчивая современностью. Особенное развитие получила российская комедия. В литературе этоклассические произведения, созданные Д.И. Фонвизиным («Недоросль», «Бригадир»), А.С. Грибоедовым («Горе от ума»), Н.В. Гоголем («Игроки», «Ревизор», «Женитьба»). Стоит отметить, что свои пьесы, независимо от количества юмора и даже драматического сюжета, и А.П. Чехов называли комедиями.

Прошлый век отмечен классическими комедийными пьесами, созданными В.В. Маяковским, — «Клоп» и «Баня». Их можно назвать образцами социальной сатиры.

Очень популярным комедиографом в 1920-1930-е годы был В. Шкваркин. Его пьесы «Вредный элемент», «Чужой ребенок» охотно ставились в разных театрах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: