Комедийные элементы в драме «Гроза»
Один из ярких примеров комедийных элементов в «Грозе» – это сцены с Ларисой, ее бесшабашностью и чувством юмора. Лариса преподносит многие случаи и ситуации с элементами иронии, сатиры и комической игры слов. Ее беспечность и свободолюбие приводят к комичным ситуациям и заставляют зрителей и читателей улыбаться и смеяться.
Комичность также присутствует в сценах с отцом, Ширинским. Ширинский – типичный представитель своей эпохи, представитель старой порядочности и морали. Однако, он ничего не знает об окружающем мире и современном обществе, что приводит к комическим недоразумениям. Его отсутствие понимания современных нравов создает комическое напряжение и вызывает улыбку у зрителей и читателей.
В «Грозе» также присутствуют комические персонажи – Митрофанушка и Ветошников. Они – типичные представители бывших крепостных, простые и наивные люди, которые, не смотря на свою наивность, умудряются создавать комические ситуации и вызывать улыбку своими поступками и речью.
Комедийные элементы в драме «Гроза» смягчают драматическое напряжение, вносят легкость и разнообразие в произведение. Они создают конфликт между трагическими и комическими аспектами жизни, позволяя зрителям и читателям по-разному воспринимать происходящее на сцене или страницах произведения.
История создания пьесы
В июне 1859 года Николай Островский начал работу над пьесой, а через несколько месяцев произведение было готово. Писатель отправил рукопись в Петербург, чтобы критики ознакомились с его работой и оценили её.
Незадолго до написания пьесы «Гроза» Островский совершил экспедицию по Волге. Её организовало морское ведомство с целью изучения традиций жителей России. Известно, что нравы даже в двух соседних регионах могут кардинально различаться. Путешествие было организовано для того, чтобы посмотреть на коренное население малых городов в его естественной среде обитания.
Александр Николаевич внимательно наблюдал за множеством бытовых сцен, которые разворачивались у него на глазах. Словно губка, драматург впитывал яркие впечатления. Он слушал диалоги, подмечал детали, запоминал жесты и особенности костюмов. Во время экспедиции автор собрал довольно много материала, поэтому «Гроза» получилась такой колоритной, пронзительной и реалистичной. Основные черты этого произведения:
- налёт провинциальности;
- напряжённость;
- реализм;
- красота пейзажей;
- противопоставления «мёртвого» быта калиновцев живой природе.
Калинов — выдуманный город, собирательный образ. Всё, что в нём происходит, характерно для большинства населённых пунктов, расположенных на берегах Волги. В этих провинциальных местечках течёт интересная жизнь, хотя и с жестокими нравами. Островского так восхищало всё увиденное и услышанное, что во время поездки он постоянно делал записи в дневнике, стараясь ничего не упустить.
Критики считали, что в основе сюжета — реальный случай. Незадолго до создания драмы в Волге утопилась девушка. Она решилась свести счёты с жизнью, потому что не выдержала гнетущей атмосферы, царившей в доме супруга. Девушку звали Александра Клыкова. Случай произошёл в Костроме. На сходство сюжета и реального случая указывают такие особенности;
- Александра тайно встречалась с почтовым служащим;
- свекровь изводила и всячески притесняла невестку;
- муж утопленницы был бесхарактерным человеком и не вмешивался в женские дела.
2 вариант
Александр Сергеевич Пушкин – считается одним из самых гениальных поэтов мировой истории. Но за свою жизнь он успел попробовать себя в разных жанрах литературы, в том числе и прозе. О его главном эксперименте – «Дубровском» и пойдет речь дальше.
Сюжет прозы повествует нам о ссоре двух соседей – помещиков , которая стала виной смерти одного из них.
Андрей Гаврилович Дубровский – отставной офицер, помещик. На закате своих лет живет бедно, старается делать все, чтобы его сын, который учится в петербургском кадетском училище, ни в чем не нуждался . Его сын – Владимир Дубровский мало задумывается о том, откуда берутся деньги. Он привык жить на широкую ногу, играть в карты, берет большие суммы большие суммы в долг и не задумывается о будущем.
Ситуация кардинально меняется, когда Дубровский старший ругается со своим соседом и давним товарищем – Троекуровом Кириллом Петровичем. Причиной ссоры стала перепалка на охоте, после которой Троекуров решил отобрать у бывшего товарища имение.
Начинается долгое судебное разбирательство, по завершению которого, Андрей Дубровский проигрывает судебное дело и теряет имение. Для бывшего офицера – это серьезный удар. На фоне сильного стресса у него начинаются серьезные проблемы со здоровьем.
Дубровский младший, узнав о болезни отца, бросает все и едет в родной дом, проведать отца. По дороге он себя корит. В последнее время, он практически не писал отцу.
Владимир Дубровский открывается для нас с другой стороны. Узнав о поступке Троекурова, он принимает решение отомстить за отца. Кирилл Петрович смог формально отсудить имение, но все слуги остались верны своему старому хозяину. После продолжительной болезни Андрея Гавриловича врачи не смогли ему помочь, по итогу он умирает.
Смерть бывшего хозяина подталкивает крепостных на бунт, организатором которого выступает Дубровский младший.
Ночью происходить пожар, в процессе которого имение полностью сгорает. Владимир Дубровский сколачивает свою банду и начинает деятельность этакого Робин Гуда. Образ главного героя идеализирован Пушкиным .Александр Сергеевич наделяет героя основными романтическими качествами: красив, наделен физической красотой, справедлив, храбр и благороден.
Обманным путем, он устраивается в дом Троекурова прислугой, прикинувшись французским учителем. Его основная цель мести отошла на второй план, когда он увидел дочку Троекурова — Марию Кирилловну
Мария Кирилловна – девушка в расцвете сил, наделенная аутентичностью и тонкой красотой. По своему характеру она тихая и скромная девица. Свое свободное время проводит в уединение за чтением книг. Властный отец решает без ее согласия отдать ее замуж за пожилого богатого помещика
После появления Владимира Дубровского, ситуация в доме Троекурова изменилась. Все были поражены смелостью и образованностью нового учителя. Также не смогла устоять и дочка Троекурова. Юноша и девушка понимают, что они влюблены друг друга и Дубровский решает открыть тайну девушке, и предлагает ей уехать с ним. По итогу Дубровский младший получает отказ. Дочь Троекурова уже обвенчалась с пожилым помещиком, обещание отцу для нее дороже, чем собственное счастье.
По итогу Пушкин создал историю «русского Робин Гуда». Пушкин сам назвал своего героя « благородным разбойником». Его моральные принципы стоят ориентиром в его жизни. Дубровский наделен также способностью любить. Не смотря на то, что Мария Кирилловна – дочь его злейшего врага, он смог разглядеть в ней все ее лучшие качества. Проза Александра Сергеевича – классика русской литературы.
Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
Метод — реализм
а) «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века (см. ниже).
б) Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы (смотри пункт «Город Калинов и его обитатели»).
в) Самобытные черты реализма Островского:
Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, которая противостоит «темному царству» (в начале произведения, сцены на Волге, гибель Катерины).
Островский использует традиции фольклора при создании образа Катерины, Кулигина, Кудряша, а в образах Дикого и Кабанихи прослеживаются некоторые сказочные черты.
Речь персонажей изобилует просторечиями.
Использование символов: гроза — символ разлада в душе Катерины; громоотвод, предлагаемый Кулигиным, — символ просвещения и т. д.
Жанр — драма
Драма характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт, отдельной личности и окружающего общества. Для трагедии же характерно чувство трагической вины, которое преследует главного героя, приводя его к гибели; идея рока, фатума; катарсис (чувство духовного очищения, которое возникает у зрителя, созерцающего гибель главного героя).
«Грозу», несмотря на то, что главная героиня погибает, принято считать драмой, так как в основе произведения лежит конфликт Катерины и «темного царства».
Комедийные традиции у Островского: сатирическое изображение нравов патриархальной купеческой среды.
Сочинение 3
Выбор профессии – это очень ответственный и сложный шаг любого человека. Этот выбор в дальнейшем полностью определит его судьбу.
Чтобы правильно выбрать свой профессиональный путь в жизни лучше обратиться за помощью и советом, а потом только проанализировать полученные результаты:
- В настоящее время психологи разработали специальные научные тесты, пройдя которые, отвечая на конкретные вопросы, можно определить перечень профессий, которые могут подойти тому или иному человеку, в зависимости от его характера и пристрастий.
- Стоит обратиться к родителям, другим близким родственникам или учителям. Эти люди находятся рядом и постоянно наблюдают, поэтому могут легко подсказать, в какой профессии человек проявит свой талант и максимально раскроет себя.
- Стоит поговорить и с друзьями-ровесниками, которые также размышляют над выбором профессии. Иногда при разговоре легче определиться.
- Также, чтобы легче было определиться с выбором, можно обратиться к астрологическому гороскопу, некоторые, из которых составляют перечень подходящих профессий для каждого знака зодиака.
При выборе будущей профессии надо понимать, что она должна приносить не только деньги, но и удовольствие.
Выбор профессии – это долгий процесс, который нельзя решать за одну секунду. Обычно в школьном возрасте человек хочет выбрать профессию родителей – стать продавцом, учителем, инженером, водителем, летчиком, электриком. На выбор профессии влияют модные направления настоящего времени – сейчас это престижно быть фотомоделью, банкиром, финансистом, артистом.
То, кем ты будешь работать в будущем, необходимо выбрать только самому без какого-либо давления со стороны родителей. Самостоятельный выбор профессии минимизирует ошибку выбора, и скорей всего эта выбранная самостоятельно работа будет делом по душе на протяжении всего жизненного пути. Насколько удачнее будет профессиональный выбор, тем успешнее и интереснее будет вся жизнь человека и его карьерный рост.
Театр Островского
Александр Николаевич стал основоположником русского театра в том виде, в каком он известен сегодня. Творчество Островского требовало обширных сценических реформ. Благодаря его усилиям удалось создать комплексную концепцию и разработать новые, простые приемы игры.
Среди принципов, которым следовали художники и режиссеры:
- Четвертая стена, отделявшая актеров от зрителей. Сцена стала самостоятельным миром, что придавало действию правдоподобие.
- Образный язык произведений, благодаря тому, что художники и режиссеры знали о персонажах все.
- Делайте ставку на актерский ансамбль, а не на одного человека.
- Максимальная экспозиция изображения.
Идеи были новыми и необычными. Однако театральные реформы понравились не всем.
Главные герои и их характеристика
Главной героиней является девушка по имени Катерина. Она красивая и молодая женщина, которая привыкла жить по совести, прислушиваться к Богу и уважительно относится к людям. Катерина находится замужем за мягкотелым мужчиной, а также постоянно терпит нападки от деспотичной свекрови. Однажды героиня изменяет супругу, так как сложившаяся ситуация словно душит и уничтожает ее изнутри. В дальнейшем она сильно жалеет о совершенном поступке и признается семье, ведь совесть не позволяет утаивать подобные вещи.
Марфа Кабанова по прозвищу Кабаниха является антагонистом произведения «Гроза». Она очень жестокая, грубая, властная и лицемерная барышня, которая безостановочно тиранит и унижает несчастную невестку.
Муж Катерины Тихон страшится и боится своей матери. Он беспрекословно выполняет все ее приказы, не смея ослушаться или возразить, хотя на самом деле не питает к ней теплых чувств, но годы эмоционального насилия и давления превратили его в бесхарактерную личность.
Именно из-за создавшейся обстановки Катерина решается на измену. Ей нравится веселый, интеллигентный и заботливый Борис, проявляющий свои чувства в ответ, вот только время расставляет все по своим местам. Парень оказывается не готов отвечать за свои поступки, и посчитав роман с Катериной ошибкой, оставляет ее с разбитым сердцем.
Запрещённая пьеса
А вскоре, в 1850 году, пьесу «Свои люди – сочтёмся» напечатал журнал «Москвитянин». Номер журнала с произведением Островского разбирали, словно горячие пирожки. Городские интеллигенты вспоминали, что уже и забыли времена, когда вот так ожидали публикацию пьесы и настолько спешно раскупали номер с ней. Однако далеко не всем произведение Островского пришлось по нраву.
После того, как представители купечества подали коллективную жалобу на пьесу императору Николаю Первому, тот запретил постановку «Свои люди – сочтёмся» и её переиздание. Критики, поддерживающие купцов, разразились гневными заявлениями, направленными против Александра Николаевича. Так, к примеру, цензор Михаил Гедеонов писал:
Пьеса Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся» в постановке Малого театра, 1892 год
Александр Островский: творчество
Жизнь и творчество Островского тесно переплелись: быт давал прекрасный материал для художественных изысканий, а талант расширил круг знакомств и сделал автора знаменитым. Биография Островского раскроет этапы реализации его писательского таланта:
Дорога к славе.
На заре творчества Островский был пленен талантом Николая Гоголя и Виссариона Белинского. Их умение оценивать и вычленять из потока жизни красочные типы и образы стало эстетическим ориентиром для начинающего писателя.
Островский Александр в ранний период своего творчества (1847–1851) испытал влияние натуральной школы. До 1850 года в его писательском портфолио были сцены из купеческой жизни и пьеса «Банкрот». «Картина семейной жизни», первая работа, опубликованная в «Городском списке Москвы», получила высокую оценку профессионалов. Это был момент, когда родился драматург Островский.
Подобно автору раннего периода, критики отмечали следующие черты:
- семейный конфликт стал призмой, через которую отражались глубинные социальные проблемы;
- напряженные интриги сочетались с общими планами быта и нравов;
- драматизм сценического действия подчеркивался фоном.
В этот период Островский был близок к критическому реализму.
Кадр из фильма «Гроза»: UGC
Островский: творчество автора «Московского периода».
С 1852 года Островский сотрудничал со славянофильским журналом «Москвитянин». Драматург погрузился в изучение народного быта, фольклора. В них автор искал художественный идеал.
Эстетические поиски автора нашли отражение в пьесах «Бедность не порок», «Не садись в свои сани», «Не живи, как хочешь». Для этих работ характерны следующие особенности:
- идеализация патриархальной жизни купечества и мещан и противопоставление ее европоцентризму дворянства;
- утопизм разрешения конфликта между поколениями;
- создавать сложные, диалектические характеры.
Писатель Островский из-за скудных гонораров и противостояния с редакцией в 1854 г прекратил работу с изданием и переехал в петербургский «Современник».
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»: UGC
Творчество Островского накануне реформы (1855-1860).
В этот период драматург написал пьесу «Гроза», принесшую ему известность. Произведение отразило разочарование Островского патриархальной Россией и славянофильскими утопиями. Такими же настроениями пронизаны драмы «Доходное место», «Ученик», «Похмелье в чужой тусовке».
В начале 1860 г. Островский Александр Николаевич увлекся историей России Смутного времени, начал переписываться с украинским ученым и писателем Николаем Костомаровым. Результатом исследования автора стали пять исторических хроник в стихотворной форме.
Александр Островский: биография и творчество после реформы (1861–1886).
После отмены крепостного права драматург обратился к теме перемен, происшедших в жизни русского общества. Его интересовала проблема разрушения устоев, падения нравственности, усиления власти денег над человеком. Он умело проникал во внутренний мир героев, погружался в их психологию.
Для этого периода характерно обращение автора к комедийным («На всякого мудреца достаточно простоты») и трагическим формам («Приданое»). По мотивам народных сказок автор создал пьесу «Снёйента».
До самой смерти Островский был руководителем художественного кружка, который он основал в 1866 году. В его доме собирался цвет культурной элиты: Тургенев, Гончаров, Садовский, Достоевский, Толстой, Ермолова, Чайковский и другие.
Чтобы оценить вклад автора в развитие русской драматургии XIX века, нужно знать, сколько пьес написал Островский. Всего им создано 54 пьесы, семь из которых написаны в соавторстве. Последняя работа автора — перевод драмы Шекспира «Антоний и Клеопатра».
Размышления о бедности
Вслед за первой пьесой, поставленной на сцене, мир увидело другое творение Островского – «Бедность не порок». Новое произведение было посвящено актёру Прову Садовскому, с которым драматург познакомился во время репетиций. Основой сюжета стала история купца Торцова, который хочет подыскать выгодную партию для своей дочери.
Кстати, эта пьеса стала последним произведением, опубликованном в «Москвитянине». Из-за разногласий, касающихся финансов, Островский оставил работу в журнале и перешёл в «Современник».
Виктор Дмитриевич Замирайло. Иллюстрация к пьесе Александра Николаевича Островского «Бедность не порок» / онлайн-читать.рф
Сочинение История героев и их семей (произведение Дубровский Пушкина)
Семья это большая ценность в жизни человека, союз в основе которого лежат поддержка, любовь и забота. Автор обратился к семейной теме в своем произведении «Дубровский» и представил ее в нескольких ракурсах, с точки зрения отношений отцов и детей, а также со стороны жизненного выбора между семейными ценностями и собственными нравственными ориентирами.
Главные герои Владимир Дубровский и Маша Троекурова, начиная с самого рождения, представляют собой два абсолютных антипода. Семья Троекуровых живет в достатке, в то время как Дубровские менее обеспечены
Если обратить внимание на характер и взгляды на жизнь, то они также кардинально отличаются. Владимир тратит материальные средства, не задумываясь о будущем, о своих поступках в настоящем
Маша представлена мечтательной, воспитанной, образованной девушкой. Она очень впечатлительна, ее поразил поступок француза, который убил медведя, в результате чего отношение к французу изменилось, хотя сначала он не произвел на Марию никакого впечатления. Молодой человек начинает занятия музыкой и окончательно завоевывает сердце Маши. Большое удивление вызвала встречав саду, где девушке открылось, что учитель это Дубровский, и ее чувства к нему взаимны.
Глава семьи Троекуровых, не учитывал интересов и мнений своей дочери, он был человеком своенравным, грубым, жестоким, от скуки в жизни его спасала лишь охота и развлечения с медвежатами, любящим богатство, поэтому и решает выдать Машу за старого князя. Она надеялась, что спасение придет со стороны Дубровского, но до венчания Владимир так и не приехал, а после уже девушка сама отказалась от предложенной свободы, потому что обручилась и дала клятву. Мария отказалась от своей любви ради чести и совести.
Кирилл Петрович Троекуров служил офицером много лет, дослужился до генерала, очень уважал своего армейского товарища Андрея Гавриловича Дубровского за независимый характер, несмотря на его бедность и незначительные достижения в карьере, он вышел в отставку гвардейским поручиком. Дубровский старший был любящим заботливым отцом, и Владимир также искренно любил своего отца. Уважительно относился к своим крепостным, которые в дальнейшем, помня доброе отношение барина к ним, готовы даже пойти на смерть ради Дубровского младшего.
Произведение «Дубровский» история о поломанных судьбах Маши и Владимира, а также душевная, трогающая за сердце история их семей. Читатель видит раскрытие авторского замысла о том, как один отец может воспитать ребенка без матери достойным человеком, о любви детей к родителям, о том на что каждый из них готов пойти ради спасения другого. Финал произведения грустен, но закономерен, Мария и Дубровский никогда не смогут создать свою семью, потому что слишком велика и непреодолима пропасть между ними.
Жанровое разнообразие драмы «Гроза» А. Н. Островского
Драма «Гроза» А. Н. Островского представляет собой произведение, обладающее ярким и индивидуальным жанровым своеобразием. Она сочетает в себе элементы мелодрамы, комедии и трагедии, создавая уникальное и узнаваемое произведение.
Одним из главных жанровых элементов «Грозы» является мелодраматическая основа. Персонажи сталкиваются с несчастными обстоятельствами и находятся в сложных эмоциональных ситуациях, что придает произведению интенсивность и напряженность.
Также в драме присутствуют элементы комедии. Островский умело использует юмористические ситуации и диалоги персонажей, которые создают легкость и изюминку произведения. Образы таких комических персонажей, как Перепёлкин и Замыездыев, добавляют в спектакль нотки комичности и разрывают трагическую атмосферу.
Трагедийный элемент является неотъемлемой частью драмы «Гроза». Главной героине, Катерине, предстоит пройти через серьезные испытания и познать горечь утраты и разочарования. Трагические развития событий и неожиданные концовки делают произведение более глубоким и волнующим для зрителей.
Интересным аспектом в жанровом разнообразии «Грозы» является наличие элементов психологического драматизма. Персонажи оказываются в сложных моральных ситуациях, их внутренние переживания и конфликты находят отражение в диалогах и внутреннем монологе. Зритель может вникнуть в их мысли и эмоции, понять их решения и поступки.
В результате, драма «Гроза» А. Н. Островского сочетает различные жанровые элементы, позволяя создать богатое и запоминающееся произведение. Ее жанровое разнообразие позволяет зрителю переживать разные эмоции — от смеха до глубокого сочувствия.
«Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры
Литературная деятельность
И Островский, и исследователи его творчества считали пьесу «Картина семейного счастья» началом профессиональной литературной деятельности. Александр Николаевич читал 14 февраля 1847 г в доме профессора С. П. Шевырева и получил хорошие отзывы слушателей. Однако эта пьеса была лишь испытанием сама по себе.
Настоящий успех Островскому принесла комедия «Банкрот» (тогда она называлась «Свои люди — остепенимся»). Его герой, купец Большов, намеренно объявляет себя банкротом, чтобы не платить кредиторам.
Эта пьеса была напечатана в шестом номере журнала «Москвитянин» в 1850 году. Дальнейшая печать ее была запрещена, а драматург находился под негласным полицейским надзором.
С 1850 г и до закрытия издания в 1856 г. Островский печатал свои пьесы в «Москвитянине» и участвовал в редакционной работе. В период сотрудничества с этим журналом драматург написал пьесы славянофильского направления, давшие русскому театру нового героя:
- «Не садись в сани» (1852 г);
- «Бедность не порок» (1853 г);
- «Не живи, как хочешь» (1854 г).
После премьеры в Малом театре комедии «Не садись в сани» о ней писали: «Герои говорили на сцене на том же языке, на котором говорят в жизни. Перед зрителями стал открываться целый новый мир».
После заключения Москвитянина Островский связал свою творческую судьбу с журналом «Современник», где Один старый друг лучше двух новых, Характеры не сошлись, и там печатались другие его пьесы.
В 1856 году Островский принял участие в этнографической экспедиции писателей по Волге. На основе впечатлений от этой поездки Островский написал несколько произведений, самое известное из которых — пьеса «Гроза» (1859). Ее грандиозный успех увенчался крупной академической премией Уварова автору.
После закрытия журнала «Современник» Островский начал сотрудничать с новым некрасовским журналом «Отечественные записки». Это время (с 1868 по 1884 год) было самым творчески активным и продуктивным для драматурга. В эти годы он создал пьесы «На всякого мудреца хватит глупости», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и многие другие.
В 1878 году Островский написал пьесу «Приданое», которую многие читатели считают лучшим из его произведений.
В своих пьесах драматург показал почти полный срез общества, его проблем и типов. В них Островский мастерски использовал богатство русского языка — пословицы, пословицы, пословицы.
Островский писал не только пьесы, но и очерки, рассказы, драмы в стихах, исторические хроники, переводил иностранные пьесы и занимался общественной деятельностью, помогая писателям и художникам.
Сочинение 2
Данное произведение создавалось в жанре драмы, в нем идет повествование про тяжелый, серьезный, бытовой сюжет, который приближен к реальности.
Действия данной пьесы разворачиваются в небольшом деревенском городе, носящим название – Калинов. Город представляет собой собирательный образ других маленьких городков России. Что касается структуры композиции пьесы, то автор создает пару сюжетных конфликтов, они состоят, в основном из противоборства старых и новых мировоззрений, они представляются такими городскими жителями как Кабаниха и Дикий и такими жертвами как Катерина, Тихон, Борис. Такое противостояние смогло перерасти в социальный конфликт, который сочетается с состоянием Катерининой души.
В пьесе существует одна отличительная особенность, которая заключается в выстраивании автором системе персонажей. Островский включил несколько образов героев, к примеру угнетателя – Дикого и Кабаниху, а также приспосабливающегося – Тихого, Варвару. Катерину автор изображает как отдельного персонажа. Девушка отличается от других тем, что она свободно мыслит, интеллигентна, а также честна. Также писатель отдельно характеризует Кулигина, образ мужчины демонстрирует позицию автора, заключающейся в том, что необходимо развивать науку и технический прогресс.
Тематика всего произведения представляет собой, изображении бытовых и национально-нравственных ситуаций, которые происходят в небольшом городе Калинове. Он полностью прозяб от невежества, безденежья, однообразия и фальшивости. Автор тоскует и грустит, когда описывает народ, который очень суеверен, консервативен, а также существует в пустоте и стойкость в нежелании самодурных жителей города к переменам в жизненном укладе.
Помимо этого в пьесе поднимаются такие проблемы как – воспитание, в конфликте поколения, раскрывающиеся семейные влияния на становление характера персонажей – Катерина, девушка получила хорошее родительское образование, а также Тихона, мужчина, от тиранства собственный матери, вырос без характера и жизненных принципов.
Для того чтобы намного ярче изобразить характер Катерины, автор пользуется такой темой, как покаяние и грехопадение. Островский показывает Катерину как высоко нравственную, возвышенную и оправданную натуру.
Автор описывает всю трагедию в судьбе молодой девушки, она стала жертвой деспотизма, а также угнетения, со стороны семьи Тихона. Девушка смогла найти выход, она лишила себя жизни. Автор в своем произведении, затрагивает проблему нравственности, она представляет собой любовь, преданность, верность. Островский умело связал ее с совестью русского характера. Люди хотят свободы и независимости от других, однако им не предоставляется возможность пойти против самодуров.
Автор, в своем произведении, описывает возможность русских людей, они имеют большой жизненный потенциал, чтобы справиться с укладами прошлого поколения и устаревших нравственных принципов, чтобы разглядеть лучик в светлое будущее.
Композиция и конфликт
Островский уделил особое внимание композиции произведения, которая сильно отличалась от стандартной схемы построения пьес. Все начинается с экспозиции, где описывается жизненный уклад жителей города
За ней следует завязка, а между героями начинается настоящее противостояние. В развитии действия читатель узнает о страданиях главной героини на почве совершенного греха, а затем наконец доходит до кульминации, коей является признание Катерины, и развязки сюжета, где герои решают пойти против порядков.
Конфликт произведения строится на противостоянии двух сторон: старшего поколения, привыкшего жить по установленным нормам, и молодых людей, желающих пробовать новое и отказываться от навязанных обществом правил.
Простая девушка Агафья
Интересно, что театр не обошёл стороной и личную жизнь драматурга. Нет, Островского нельзя было назвать ловеласом, увлекающимся юными актрисами и волочившимся за каждой юбкой. Однако он нередко бывал неверен своим супругам.
Первой женой Александра Николаевича стала Агафья. Простая скромная девушка жила неподалёку от дома, где снимал квартиру писатель. Они познакомились в 1846 году, а спустя некоторое время стали жить вместе. Правда, церковный брак пара так и не заключила. Первенцем пары стал сын Алексей, а спустя некоторое время на свет появилось ещё трое детей. Знакомые Островских вспоминали, что у тех была большая, дружная и всегда шумная семья.
Поскольку Агафья не умела писать и читать, Александр Николаевич обучал женщину грамоте. Ему нравилось говорить с нею о делах житейских. И если другой бы решил, что такая «дурёха» вряд ли может сказать что-то толковое, Островский ценил советы практичной жены и прислушивался к ней. Так, друг семьи Сергей Максимов вспоминал:
С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет