Садко. краткое содержание и анализ былины

Очень краткое содержание

Морской царь помогает музыканту, Садко вылавливает три таких рыбы и побеждает в споре. Благодаря этому выигрышу Садко становится богатым купцом, одним из самых влиятельных людей в Новгороде, вновь вступает он в спор с купцами и народом. Говорит, что скупит все товары, какие только есть в Новгороде, но это ему не удается. С каждым днём товаров всё больше. Заплатив заклад за проигрыш, Садко строит корабли и отправляется в море, чтобы продать товары.

Решают бросать жребий, он выпадает Садко. Бросают второй раз. Снова Садко. Делать нечего. Купец оказывается в морском царстве, играет там на гуслях. Пока он играет, а морской властитель пляшет, — на море разыгралась буря, тонут корабли, гибнут люди.

К Садко в образе старца является святой Микола Можайский и просит избавить людей от бури, прекратить играть. Садко говорит, что у него нет в море своей воли. Старец советует ему оборвать струны и дает совет, как спастись из морского царства и вернуться домой.

Морской царь хочет женить Садко, предлагает ему выбрать невесту. Перед ним проходят три партии по триста девиц, одна краше другой. По совету Миколы Можайского, Садко останавливается на той, которая идет последней. Красавицу зовут Чернава. Она помогает ему вернуться домой. Садко уходит спать и просыпается у берега реки Чернавы вблизи Новгорода. Построил Садко церковь в честь Миколы Можайского, стал жить счастливо в Новгороде и в море больше не ходил.

Главные герои произведения

В былине есть несколько главных героев, каждый из которых играет определенную роль в раскрытии основной идеи повествования. Простой гусляр Садко развивается с разных сторон по мере развития сюжета, становясь все более понятным и близким читателю через черты, общие для каждого человека, независимо от его происхождения или профессии.

Морской царь — могущественная сказочная личность, обладающая способностью создавать бури и штормы на море. Он опустил гусли Садко на дно моря, с удовольствием играл на его гуслях, позволил ему разбогатеть и даже предложил ему в жены девушку из моря. Царь обладает невероятной и опасной силой разрушения. Морскому царю непонятны желания Садека, и он хочет вернуться на земную поверхность.

Николай Мождж стал настоящим спасителем Садека из морского плена. Другое его имя Николай Чудотворец — он помог Садеку понять, как ему следует вести себя в сложной ситуации.

У каждого из многолетних героев свой характер, и наблюдать за развитием истории становится еще интереснее. Это происходит потому, что в разных ситуациях характеры и истинные устремления каждого из героев становятся все яснее и яснее.

Символика Садко

Садко – один из самых популярных персонажей русских сказок. Он символизирует такие качества, как преданность, упорство и смелость. Благодаря этим качествам Садко добился успеха и богатства в мире глубоко водных духов.

В русской культуре Садко часто ассоциируется с мореплаванием и торговлей. Он является символом взаимодействия с другими народами и культурами, а также умелого управления ресурсами

Его история также подчеркивает важность веры в себя и уверенности в своих способностях

  • Путешествия и море – символизируют Садко как человека, который готов преодолевать трудности и пойти на риск ради достижения своих целей.
  • Символический образ Волхвов – указывают на учение Садко и нравственность персонажа.
  • Имена персонажей – такие имена, как «Золотое крыло», «Серебряное копьё» и «Железный коготь», указывают на представление авторов о том, что Садко является связующим звеном между мирами человеческим и подводным.
  • Символ Варягов – указывает на роль Садко в общении с другими культурами и народами, а также на умение договариваться и управлять ресурсами.

Символика Садко отражает идеал человека, который целеустремлен и готов рисковать ради достижения своих целей

Он является примером того, как важно верить в себя, идти наперекор традиционным представлениям и использовать все свои навыки и таланты для достижения успеха

История создания персонажа

Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имена ученых неизвестны).

Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.

Третий источник легенды, дошедший до наших дней, — сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.

Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.

Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и путешествовал по морю.

Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.

Главный герой былины (и частично сюжет) — не уникален, о чем свидетельствуют интересные факты: у немцев есть похожее сказание о Зигфриде, у финнов — о Вяйнямёйнене, у французов — об упомянутом ранее Садоке и другие.

Сюжетная линия

Сюжет «Садко» рассказывает о простом гусельнике из Новгорода, который ничего не умел, а только целый день играл на гуслях. Занимался он тем, что играл музыку на пирах и развлекал богачей. Но настало время, когда его перестали звать. Через несколько дней расстроенный игрок на гуслях отправился на берег Ильмень-озера и стал там весело наигрывать. Поздно вечером герой увидел, что вода в озере всколыхнулась, парень испугался и отправился домой.

Следующие несколько дней гусляра также никто не приглашал, и он решил опять вернуться к озеру. Напугавшийся волнением воды, он вновь вернулся в город. Немного подумав, музыкант в третий раз пришел на берег озера и увидел там Морского царя.

Владыка морей, озер и океанов решил поблагодарить Садко за его славную игру. Кроме того, правитель попросил парня вернуться в свой город и сообщить всем, что на Ильмень-озере существует рыба с золотыми перьями. Это должен быть честный спор, герой должен был пообещать свою голову, а с богачей он должен потребовать «лавки с красным товаром». За все это дело правитель морей должен был взамен отдать три золотых рыбы.

Когда гусляр вернулся в Новгород, его сразу же пригласили на пир. Захмелевший музыкант начал хвалиться тем, что знает «чудо», которое водится в озере. Купцы и бояре не поверили ему, и тогда Садко предложил спор. После этого богачи согласились и отправились в плаванье. Три раза они забрасывали невод в воду и каждый раз вытаскивали по одной необычной рыбе. Так как бояре проспорили, они отдали Садко три лавки с самым лучшим товаром.

Вот так и разбогател талантливый гусляр, стал купцом, торговал различными товарами не только у себя в городе, но и за границей, отстроил себе большой и красивый дом. В один из обычных дней решил Садко закатить пышный пир, позвал всех знатных людей Новгорода.

Когда Садко закончил говорить, гостей возмутила его самоуверенность, и они поспорили с ним на тридцать тысяч, что он не сможет приобрести весь товар в городе. Наутро гусляр приказал своим людям выкупить все, что имеется в Новгороде. На следующий день, придя на рынок, Садко увидел, что лавки опять полны, он снова решил все прикупить. На третий день ситуация повторилась, только на прилавках были новые московские товары. Садко подумал и решил, что разумнее будет отдать проспоренные тридцать тысяч, чем бессмысленно скупать все в подряд.

Используя свою казну, Садко построил тридцать кораблей, загрузил их товаром и отправил через Неву, Ладогу, потом по синему морю. Поездка оказалась плодотворной, и он должен был вернуться с бочками, набитыми золотом и серебром. Но в один из дней корабль попал в сильный шторм. Герой понимал, что это Морской царь негодует, ведь по морю они путешествуют долго, а дань, чтобы задабривать его, ни разу не преподнесли.

По приказу Садко дружина выкинула за борт бочку, полную серебра, но ситуация не изменилась, и было решено скинуть в воду золото, но и это не помогло. Герой понял, что владыка морей требует его жизни. Он написал завещание, и его опустили в воду, и только после этого корабли продолжили движение.

Очнулся Садко на дне моря в большом белокаменном дворце. Царь морей попросил его сыграть на гуслях и сам начал танцевать. Это продолжалось целых три дня, а в этот момент на море произошла страшная буря, множество кораблей потонуло.

Народ начал молиться Николаю Чудотворцу, чтобы тот успокоил море и помог им. Святой в образе старика явился к Садко и попросил его прекратить свою игру на гуслях. На что герой сказал, что на дне он подневольный и лишь выполняет приказ. После этого мудрый старик посоветовал ему порвать струны. Садко так и поступил.

Царь не хотел отпускать его домой и заставлял жениться на одной из подводных красавиц. И здесь старик дал ему ценный совет: он сказал, чтобы герой выбрал самую последнюю девушку — Чернавушку. В благодарность за это Садко должен возвести храм в честь Миколы Можайского.

После свадьбы герой крепко заснул, а проснулся в Новгороде на берегу у реки Чернавы. Его корабли как раз подплывали к берегу. Дружина очень обрадовалась тому, что Садко остался жив. После этого приключения молодой гусляр решил больше не плавать по морю, а остался торговать в родном Новгороде.

Это произведение является единственным народным творением, в котором главный персонаж отправился не только в другую страну, но и в другой мир. Краткое содержание «Садко» для читательского дневника поможет подготовиться к уроку литературы.

Своеобразие

Былина «Садко» имеет ряд стилистических и содержательных особенностей, что делает её уникальным образцом русского фольклора.

Христианство и язычество

В былине причудливым образом перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых на Руси, упоминание божьих церквей, строительство их, а с другой стороны — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь человека с ней, что характерно для язычества.

Такая двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования ещё долго сохранялись в Древней Руси после введения христианства в 988 году.

Историческое и сказочное

Отображение эпохи Древней Руси и культуры региона, очевидная связь с летописными упоминаниями и реальной жизнью Новгорода позволяют говорить об исторической составляющей былины. В то же время «мотивы» реальной истории русских земель соседствуют с «фантастическими» и сказочными элементами. В стилистике и манере повествования присутствуют черты, характерные для русских сказок

Обращает на себя внимание символическое число три, использующееся во многих русских сказочных сюжетах

Остальные персонажи

Но в былине есть и самый противоречивый герой — это Морской царь. Владыка бездонного царства олицетворяет могущественную и беспощадную силу, которая карает всех провинившихся. Но при этот он является ценителем музыки и добродушен к тем, кто ему нравится. Царь морских глубин вначале помогает гусляру, а потом берет в плен. Ему так и не удается понять, почему Садко не захотел променять жизнь в Новгороде на принадлежащие правителю ценные сокровища.

Владыка морского мира слишком могущественен и в его силах погубить всё, что встает у него на пути. Но ему до безумия понравилась музыка гусляра, поэтому он не понимал, почему тот так мечтает попасть назад домой, если здесь его ждёт лучшая жизнь.

Морской владыка не испытывал жалости к людям, которые оказывались на дне морском и могли погибнуть. Таким образом, отрицательным персонажем в былине является именно он. Герой слишком непредсказуем. С одной стороны, его можно даже считать злодеем, но с другой — царь не делает чего-то чересчур ужасного.

Также в былине есть второстепенный персонаж — Микола Можайский. Он играет роль спасителя Садко, когда достаёт его со дна морского. В тот момент гусляр уже не надеялся на спасение и просто читал молитву к святому Николаю Угоднику, как вдруг перед ним появилось видение с Миколой. Можайский раскрыл ему тайну, как победить морского владыку.

Ещё есть молодая героиня — Чернавушка, дочь морского царя. Девушка помогает Садко в возвращении назад на родину. Также из женских персонажей ещё есть жена героя. Он встречает её уже после возвращения в Новгород. Персонаж понимает, что полюбил ее. Герои живут счастливо долгие годы.

Фольклорное произведение «Садко»

Эта сказка — прозаическое изложение очаровательной былины о Садко. Былинный вариант напевен, сказка лишь передает содержание, но и содержание это примечательно. Как полагается сказочному персонажу, Садко беден. Он не купец в Великом Новгороде, зарабатывает на пирах, играя на гуслях. Ему по сказочной традиции полагается разбогатеть и счастливо жениться. Парень он хитрый, как Улисс. Поспорил с купцами на всё их имущество, что в озере водятся золотые рыбки. Былинный вариант — Водяной пособил ему выиграть лавки купцов. Вариант «Хитрый Садко» — купил у заморских гостей экзотических рыбок и выдал за пойманных в озере. Когда отправился он с товарами в дальние края, начался шторм. И требовалась человеческая жертва, чтобы Морской царь дал судам плыть. Былинный вариант — опустили Садко на доске в море, он побывал на дне, но чудом вернулся на берег реки Чернавы и живой встретил возвращающиеся корабли. Вариант «Хитрый Садко» — испугался шторма, попросил принести его в жертву Морскому владыке, был спущен на воду с доской, доплыл до Новгорода и наврал встреченным друзьям, что побывал на дне. Морского царя он тоже обманул, не желая больше играть на гуслях: оборвал струны и шпенёчки и заявил, что запасных нет. У неудачного плаванья в легенде должна быть причина. Герой должен что-то нарушить. Слабым местом Садко является желание прихвастнуть. Он похвалялся, что скупит все товары в Новгороде, поскольку подфартило ему выиграть купеческое добро, в голову и ударило. Скупив выставленное на продажу, он осознает, что Новгород — место, куда свозят продукцию и московскую, и заморскую, а товары со всего света ему не скупить никогда. Садко проиграл пари, склады его затоварены ненужным скарбом, вот и приходится плыть в дальние земли, где можно продать барахло, по глупости скупленное. Самой забавной сценой в былине является торг вокруг жребия. Когда Морской царь, получив по бочке жемчуга, золота и серебра, не унял шторм, Садко говорит, что требуется утопить человека, и надо бросить жребий, кого приносить в жертву. Золотой жребий Садко идет на дно, но парень-то не дурак, помирать не хочется. «Эти жребии неправильные!» — говорит Садко, — «Вы сделайте золотые, а я сделаю дубовый!» Но и деревянный его жребий не плывет. Тогда Садко, не дурак, опять заявляет, что жребии неправильные — и требует, чтобы моряки сделали деревянные жребии из тяжелого дуба, а сам делает из легкой липы. Но не везет парню: липовый жребий камнем идет на дно. В либретто оперы вместо авантюрного сюжета нам предлагают слезливую историю любви к Садко дочери Морского царя, и она превращается в реку, чтобы быть около Садко, вернувшегося домой. В былине Садко встречает на дне девушку, которая уже является персонификацией реки Чернавы. Он вступает с ней в символический брак, но не целует ее, не осуществляет супружеские права. Иначе остался бы на дне реки Чернавы.

Образ и характеристика Садко — главного героя былины «Садко»

Садко – удивительный гусляр, играющий так, что душа любого человека и даже сказочного персонажа тревожится. Характеристика Садко раскрывает особенности русского характера, качества русского человека.

Положительные черты Садко

Гусляр очень талантлив. Его зовут играть на пирах, подпаивают и подбадривают. Нравится купцам игра гусляра. Редкий пир проходит без него. Как положено творческому человеку Садко расстраивается, когда остается без работы. Гусляр идет на берег моря и передает свою печаль через струны. Вода вторит музыканту, вздымается так, что самому мастеру становится страшно. Он замолкает и уходит прочь. Садко отзывчивый и добрый. Он разговаривает с морским владыкой, подчиняется его воле. Гусляр не приказывает морякам бросаться в пучину, чтобы успокоить морского царя, а сам идет на дно. Таким поступком он спасает корабли и дружину.

Юноша терпелив и трудолюбив. Нет в былине строк, где он тратил бы накопленное богатство на утехи. Юноше хочется, чтобы вокруг него все было красиво: «по-небесному». В его палатах солнце, месяц и звезды, все как в природе. Он щедрый хозяин. На пиру у Садко все «наедалися и напивалися». Гусляр держит данное слово. Когда побился об заклад, что сможет выкупить все новгородские товары, но не сумел, отдал обещанный выигрыш.

Садко – патриот своей страны. Он настоящий христианин. Вернувшись в Новгород, в благодарность за помощь святого Миколы, гусляр строит церковь.

Отрицательные черты

Есть у персонажа и черты, присущие отрицательным героям. Именно поэтому Садко представляется реальным человеком со слабостями и талантами. Одно из качеств – хвастовство. Гусляр сначала взывает на спор купцов. Он обещает поймать рыбу с золотыми перьями. Помогает ему морской царь. Хвастун оказывается в истории из-за желания разбогатеть. Алчность движет купцом всю былину. Он отправляется торговать, чтобы увеличить свое богатство. Владыка морской наказывает гусляра, но и награждает, признавая его талант. Некоторые литературоведы говорят, что у Садко не алчность, а предприимчивость. Он умеет приумножить свое богатство, даже после его значительной потери. Есть у Садко и некая легкомысленность. Он не задумывается над событиями, а плывет по течению, отдаваясь судьбе.

Садко сочувствует простым людям, поет и играет для всех. Образ в целом положителен, отрицательные качества не отталкивают от героя. Гусляр учит быть целеустремленным, благородным и честным, тогда любое ремесло принесет доход и удовлетворение. Гусляр встречает свою суженную и становится счастливым семьянином.

Прототип былинного героя

Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.

Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.

И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.

Происхождение легенды Садко

Исторические основы

Легенда Садко имеет свои корни в средневековых поверьях, связанных с русскими купцами-богатырями, которые не только торговали, но и управляли городами и княжествами. Одним из наиболее известных представителей этого класса был князь Волховский Лажко Садковский. Его биография сплетена с легендарными мотивами, которые в дальнейшем стали основой для создания легенды Садко.

Творческое развитие легенды

Следующий этап в развитии легенды Садко произошел в средние века, когда она превратилась в народную сказку. Различные рассказы и легенды о князе Лажко, его красавице-жене и его путешествиях на дне реки Волхов создали основу для создания образа Садко. Легенда обрела широкую популярность, и с течением времени она начала вращаться вокруг более сказочных сюжетов, связанных с морскими приключениями.

Популяризация легенды в культуре

Легенда Садко, как и многие другие русские сказки, имеет глубокое значение для культуры и народных традиций русского народа. Она оказала значительное влияние на литературу, живопись и музыку. Кроме того, легенда стала основой для создания фильмов и других художественных произведений.

Встреча с морским царем

Действие сказки происходит в Великом Новгороде, могучем и процветающем. Туда везут товары со всех концов света. Богатые купцы постоянно устраивают пиры, на которые приглашают молодого гусляра Садко. В его жизни приключается неудача: день, другой, третий не зовут на «почестен пир». Юноша приходит к Ильмень-озеру, где играет и поет песни. Вода начинает колыхаться, поднимается буря, и гусляр уходит.

Трижды играет и поет Садко на Ильмень-озере, и на третий раз из воды появляется сам морской царь. Он благодарит гусляра за игру и хочет наградить его. Для этого он предлагает «побиться о велик заклад» с новгородскими купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба золотые перья».

На пиру Садко ставит об заклад свою «буйну голову», а трое богатых купцов — лавки с «красным товаром». Трижды закидывает гусляр невод в озеро и трижды добывает «рыбу с золотыми перьями». Проигравшие купцы отдают ему свои лавки, и он начинает торговать.

Дела у Садко шли хорошо, и вскоре он сильно разбогател. Гусляр женился и построил себе палаты, украшенные солнцем, месяцем и звездами. Но в один день на пиру у «настоятелей новгородских», когда его участники хвастались всем, что у них есть, Садко заявил, что может купить все товары, которые продаются в Новгороде. Ему тут же предложили побиться об заклад.

Положительные черты Садко

Гаслар очень талантлив.

Его приглашают развлекать на пирах, он напивается и подбадривает. Торговцы любят псалмопевцев. Редкие праздники проходят без него. Как и положено творческому человеку, Садко расстраивается, когда оказывается без работы. Гусляр сходит на берег и передает свое горе по струнам. Вода вторит голосу музыканта, рябь настолько высока, что самому мастеру становится страшно. Он замолкает и уходит. Садко отзывчивый и добрый. Он разговаривает с морским владыкой и подчиняется его воле. Моряк не приказывает матросам погрузиться в пучину, чтобы задобрить морского царя, а сам идет на дно. Таким образом, он спасает корабли и своих людей.

Молодой человек терпелив и трудолюбив.

В былине нет стихов, в которых он тратит свое богатство на удовольствия. Мальчик хочет, чтобы все вокруг него было красивым, «небесным». В его покоях солнце, луна и звезды, все как в природе. Он щедрый хозяин. На банкете у Садека все были «накормлены и напоены». Гусляр держит свое слово. Когда он поспорил, что сможет купить все новгородские товары, но потерпел неудачу, он отказался от обещанного выигрыша.

Садко — патриот своей страны. Он настоящий христианин. Вернувшись в Новгород, в благодарность за помощь святого Николая, псаломщик строит церковь.

Второстепенные персонажи

Некоторые персонажи былины сыграли в судьбе Садко важную роль и хотя они появляются не так часто, как первостепенные герои, но им также стоит уделить внимание. Такими являются:

Такими являются:

  • Микола Можайский. Он спасает незадачливого гусляра из плена поведав как нужно поступить, чтобы выбраться. В благодарность за это купец выстроил церковь в честь своего спасителя.
  • Чернавушка, дочь морского царя. Следуя приказу Миколы Можайского, Садко выбрал её в жены. По этому поводу царь устроил большой пир. Чуть позже девушка помогает своему жениху вернуться в родные края.
  • Жена Садко. Став богатым, юноша решает жениться. После чудесного спасения он вновь встречается со своей возлюбленной. Долгие счастливые годы прожил купец с супругой.

Не изменяя традициям «Могучей кучки»

27 лет спустя Николай Римский-Корсаков вновь возвращается к былине о Садко. Идея нового произведения родилась у композитора, когда он получил письмо от писателя Николая Финдейзена, в котором тот убеждал Римского-Корсакова написать оперу о новгородском купце.

Своим замыслом он поделился в письме к Владимиру Стасову: их связывала многолетняя творческая дружба. Ссылаясь на многочисленные варианты былины, Стасов советовал композитору широко показать картины народной жизни и быта Древнего Новгорода. Активная работа над созданием либретто оперы началась летом 1894 года. В разработке плана принимали участие и другие друзья композитора — Василий Ястребцев и Николай Штруп.

«В течение лета план оперы-былины «Садко» у меня, как помнится, сложился окончательно», — писал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни».

Далее началось сотрудничество по либретто «Садко» с Владимиром Бельским, филологом и специалистом по русской старине. Он ввел в либретто образ Любавы, чтобы усилить сюжетную линию и драматургию, внес ряд исправлений в тексты готовых номеров (например, песен трех иноземных гостей).

Работа над оперой была тщательной и шла в лучших традициях кучкистов: каждое слово, каждая нота обсуждалась с коллегами.

Краткая характеристика Садко с цитатами

Садко – герой русских былин, который знаменит своим необычным талантом и многогранным характером. Все, что он делает, делается с превосходством, от плавания на кораблях и до игры на цымбалах. Он успешно справляется со своими задачами и дает надежду другим людям.

Садко хорошо известен своими музыкальными способностями. Былинный герой не только умел играть на цымбалах, но и создавал мелодии своего собственного сочинения. «Он в сердце носит цымбалы свои, Садко, хороший цымбалист» — гласит текст «Слова о полку Игореве».

Кроме того, Садко является благородным и честным товарищем, который готов выручить друга в трудной ситуации. Мы видим, как он спасает бедного купца, скрыв его под своей плащаницей. «Я тебя, купец, возьму в свое ведение».

Наконец, Садко – наивный и щедрый человек, что приводит его к многим несчастиям. Но даже когда он теряет все свои богатства, он остается неусыпным и бесстрашным. Как говорится в былине: «Вот взялись за шатер, рыбы хватают, обливаются все равно терпеливым Садком».

Анализ древнерусской былины Садко

Как-то Садко построил тридцать лодок, загрузил их товарами и отправился по реке Волхов, затем по Ладожскому озеру, далее снова рекой Невой, а из Невы — в синее море. И вдруг поднялась буря, сильный ветер порвал паруса, лодки наполнились водой… Догадался Садко, что это Морской Царь требует жертвы. Трижды бросали жребий Садко и его спутники, а все выпадало так, что только ему надо было спуститься на морское дно и вымолить у Морского Царя пожалеть путников. Взял он гусли и пошел в морскую глубь — не за себя, а за своих верных товарищей, с которыми делил хлеб и соль в дальней дороге. Три дня играл Садко Морскому Царю, а тот все радовался и танцевал, а тем временем море разволновалось, вышло из берегов и стало угрожать людям на земле. Тогда один седой старик (посланник земного мира) посоветовал Садку порвать струны, чтобы Морской Царь не заставлял его больше играть. А еще посоветовал, как действовать, когда Морской Царь предложит Садку жениться на одной из своих дочерей… Все выполнил Садко так, как сказал старик.

И благодаря своим моральным качествам и искусству, наконец, обретает свободу! А в Великом Новгороде его встречает с радостью верная жена и товарищи. Садко вернулся домой победителем! В этой истории мы видим, как человек обладая хоть каким-нибудь одним талантом, может добиться успеха. Но главное моральное качество Садко это его отношение к богатству, как мы уже знаем, что многие люди попадают под искушение золота и денег. Но Садко даже когда разбогател, не изменил своих взглядов на жизнь, он продолжал также относиться к людям, как и раньше. Рискуя своей жизнью, он спустился к царю моря.

Волшебные элементы в былине это рыбки с золотыми перьями и морской царь. Можно сказать, что весь смысл былины построен на на указных волшебных элементах, так как благодаря рыбкам Садко разбогател, после чего и начинают разворачиваться события в произведении. Морской царь выступает как центральная фигура всех проблем в былине но изображен он не как отрицательный персонаж.

Кульминацией в былине Садко можно назвать момент, когда герой выигрывает спор у новгородских купцов. Следующий момент кульминации мы видим в жеребьевки, по результатам которой Садко должен идти к Морскому Царю.

В былине Садко можно встретить много эпитетов такие как: товара красного; В славном Нове-граде; Богатый гость Новгородский и др. Также мы видим следующие метафоры: Худые товары и добрые!; На небе солнце — и в палатах солнце. Гипербола в былине Садко: бессчетной золотой казной; Как повыкупить Садку товары новгородские.Повторы: Садка день не зовут на почестей пир, / Другой не зовут на почестен пир.Указанные элементы имеют огромное значение в построении былины Садко, так как они красочно и с пониманием описывают представленные в ней события. С помощью данных элементов и формируется былина.Работа с текстом, можно использовать как план:1. Поделите былину по смыслу на отдельные части.2. Как Садко разбогател. 3. Охарактеризуйте моральные качества главного героя. Изменились ли они под влиянием золота? 4. Определите волшебные элементы в былине. Какую роль они играют в тексте? 5. Какие моменты в былине можно назвать кульминационными?6. Найдите в былине эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, повторы. Какое значение они имеют для раскрытия сюжета и образа главного героя?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: