Гослитмузей открыл выставку к 150-летию Леонида Андреева
Новая выставка в Доме Остроухова в Трубниках — одновременно и лабиринт памяти, и театральное закулисье. Такая метафора выбрана не просто так: современники говорили, что театральность была присуща Леониду Андрееву — свою жизнь он воспринимал как спектакль, сам часто вел себя как на сцене. Поэтому экспозицию связали с пьесой писателя «Жизнь человека», а гостям предлагается пройти из кулис в кулисы по нескольким главам.
Первая — «Рождение человека». Фотография писателя еще совсем малышом, свидетельство о его появлении на свет… Очень теплые отношения у Леонида Андреева были с матерью — здесь можно увидеть ее портрет, сделанный рукой сына, множество писем, наполненных нежными словами и шутливыми прозвищами, совместные фотографии.
Дальше мы попадаем в раздел «Любовь и бедность» — он посвящен становлению Андреева как писателя. «Он, она и водка» — именно так назывался его первый напечатанный рассказ. Страничка «Орловского вестника» 1895 года тоже здесь. Пробовал себя он и в репортерской деятельности: доска для расследований и материалы с судебных заседаний по знаменитому делу Скитских, которых подозревали в убийстве (всего Леонид Андреев опубликовал по этой тяжбе 22 материала!), так и призывают присоединиться и попытаться распутать этот клубок. Отдельный стенд рассказывает трогательную, как бы мы сейчас сказали, «лав стори» — о любви к первой жене Александре Велигорской.
— Эта женщина сыграла в его жизни огромную роль. Те, кто знал это семейство, говорили, что Александра — идеальная писательская жена, с ней он советовался, к ней прислушивался, — рассказывает куратор выставки Марина Краснова.
Кстати, именно Шурочке Леонид Андреев и посвятил пьесу «Жизнь человека». Это было последнее произведение, написанное им при жизни супруги.
А дальше — «Бал у человека». Или испытание славой. В витрине — первое издание рассказа «Баргамот и Гараська», тут же — письма Максима Горького, который заметил писателя и ценил его талант. Но он же отмечал его мятущуюся природу: «На одной и той же неделе он мог петь миру «Осанна!» и провозглашать ему «Анафема!». В обоих случаях он чувствовал одинаково искренно».
А потом последовала скандальная «Бездна» — вот тут на Андреева обрушился такой шквал критики, что впору было не сдюжить. Автор отвечал в своем духе: мистификацией. Публиковал в газетах письма якобы пришедшие в редакцию от главных героев рассказа, чем путал всех еще сильнее, никто уже не понимал — все-таки вымысел это или правда?! Но больше всего опечалила реакция Льва Толстого, которого «Бездна» откровенно огорчила, а ведь писатель задумывал ее как «младшую сестру «Крейцеровой сонаты»…
Самый мрачный зал — эскизы к постановкам по Леониду Андрееву. Особенно писатель ценил художника Колмакова — понятно за что: костюмы и декорации к спектаклям «Анатэма», «Черные маски» — это ни много ни мало «Чужой» начала ХХ века. Даже сейчас глядя на них берет оторопь.
В противовес этой глухой тьме, следующий шаг — и мы на вилле «Аванс» в Финляндии. Стены зала обиты деревянными досками, уютно светятся «окошки» автохромов — не забывайте, что Леонид Андреев был одним из пионеров цветной фотографии в России. Название «Аванс» писатель дал вилле потому, что куплена она была на аванс от издателя. Это должен был быть дом мечты, тихий уголок, откуда он «сможет наблюдать за жизнью и как мальчишка бросать в нее камни». Поначалу так и было — многочисленны снимки доносят до нас атмосферу идиллии, видео, на котором хозяин дома встречает гостей, катается на лодке, сидит с супругой на веранде под зонтиком — тоже. Но вот проходит немного времени и Андреев начинает ненавидеть свой дом, он плесневеет, разрушается…
Тревожный красный зал — последний. «Несчастье человека». Война, революция — выливаются в книгу «SOS», которой писатель себя буквально выматывает. Все чаще он обращается к теме веры — на выставке можно увидеть графические работы с изображением Христа в терновом венце и Иуды. Финальный штрих — картина «Один обернулся», которую в музее «оживили». По вымощенной дороге идет вереница фигур в серых покрывалах, внешним обликом похожих на людей. Последний из идущих оглядывается и… На нас смотрят пустые глазницы.
Прямая речь
Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля
— Леонид Андреев — человек, который писал своей жизнью. Это человек-оркестр, человек-театр. Леонид Андреев для современников — это такой enfant terrible, это такое страшное дитя эпохи, которое заглядывает в темные глубины сознания, предсказывает страхи и страсти там, где всем остальным кажется, что вокруг — белый день.
Сюжет[править | править код]
В произведении на суд публики представлена вся жизнь Человека. Действие разворачивается от момента рождения Человека до самой смерти. Он будет идти по жизни, как по лестнице, каждый раз поднимаясь на новую ступеньку. При этом Человек не знает, что ждет его на следующем уровне, он не может разгадать подсказок, дарованных ему судьбой. Все проходит, все меняется, но главный герой – все тот же Человек.
Все начинается с отчаянных криков роженицы, активно обсуждаемых ворчливыми старухами. Отец Человека рассказывает доктору о том, как он волновался все это время, как ему жалко было жену, страдающую в родовых муках. Но теперь он счастлив, так как у него есть сын. Его молитвы были не напрасны. Родственники в это время заняты выбором имени для Человека, они рассуждают о его здоровье и воспитании.
Прошло время. Человек не просто подрос, он – уже совсем взрослый мужчина. Он работает архитектором и очень любит свою работу. А еще он любит свою жену. Вот только его профессия не приносит денег. Они с женой все время голодают и разговаривают о том, как же они завидуют богачам, которых часто видят на улице. Ведь те всегда сыты. Соседи супругов не могут понять, почему так происходит: двое красивых молодых людей, счастливых, здоровых и всегда голодают?
А еще молодая женщина завидует знатным дамам, их красивым нарядам, ведь у нее ничего такого нет. А ей так хочется иметь красивую шляпку и нарядную юбку. Муж обещает ей выбраться из бедности. Они предаются фантазиям о собственном роскошном доме, в котором играет оркестр, проходят балы. Все это так легко представить, что однажды оно сбылось.
В красивом доме Человека проходит бал. Все восхищаются особняком и его хозяином. Для присутствующих это большая честь, ведь хозяин дома теперь богат и знаменит, у него всегда есть заказы. Но за роскошь пришлось заплатить большую цену: человек и его жена состарились. На балу присутствует множество друзей, отмеченных белыми розами, но не меньше и врагов с цветами желтого оттенка.
Жизнь переменчива и теперь Человек – снова нищий. Его творения больше никому не интересны, а на бесконечные балы ушли все деньги. Во дворце гостят разве что крысы, а сам дом никто не спешит покупать. На фоне всей этой трагедии умирает сын Человека. Он с женой молится, стоя на коленях, но не слышит ответов на свои призывы. В отчаянии Человек проклинает свою жизнь и самого себя, а еще того, кто даровал ему жизнь и все ее блага.
Теперь Человек спивается, долго сидит в кабаке. Он потерял, все что имел: деньги, славу, роскошный дом. Потерял и тех, кого любил: жену, сына, всех друзей. Вокруг него играют музыканты, те самые, что когда-то играли на балах в его доме. А еще, словно в танце, кружат старухи. Это последний бал Человека. Его жизнь подходит к концу. Ему не страшно, ведь больше нечего терять. Свеча его жизни догорела и погасла. Тьма окружила Человека.
Зрелые годы
В 1897 году Андреев закончил университет и занялся адвокатской практикой. В это же время он смог опубликовать свой первый рассказ, который был отмечен самим М. Горьким, который пригласил молодого писателя в книгоиздательское товарищество «Знание».
В 1902 году в жизни писателя произошло сразу несколько знаковых событий. Во-первых, он женился на внучатой племяннице Тараса Шевченко. Во-вторых, при помощи М. Горького опубликовал первый сборник своих сочинений. В-третьих, стал «невыездным», так как полиция небезосновательно предполагала, что он связан с революционерами. Во время первой русской революции, в 1905 году, Андреев поддерживал революционеров, скрывал у себя в доме членов РСДРП, за что был арестован и посажен в тюрьму, потом выпущен под залог, который оплатил Савва Морозов.
С 1906 года писатель находился в эмиграции. Он жил какое-то время в Германии, потом на Капри, на даче у М. Горького. В это время писатель разочаровывается в идеях революции и постепенно отходит от всех политических дел. Он переехал в Бельгию, а потом в Финляндию. В 1909 году он совершил большое путешествие по Африке, начал писать драматические, философские произведения. В это время его произведения выходили на родине в альманахе «Шиповник».
Характеристика текста
В произведении автор описывает ребенка, который рано потерял отца и воспитывался у бабушки и дедушки. Это единственные люди, которые оказывали поддержку мальчику и старались сделать так, чтобы в будущем он был счастлив. Мама Алеши была женщиной со своеобразным нравом, строгой и молчаливой. В дом мальчика часто приходили гости, и каждый из них по-разному относился к нему. Общение с родственниками повлияли на взгляды и характер героя.
Книга автора является небольшой автобиографией Горького. В кратком содержании «Детства» для читательского дневника описываются воспоминания, мысли и поведение самого́ писателя. Он детально вспоминает все события и искренне переживает о происходящем.
В жизни главного героя происходило много неприятных моментов. Его детство не было безоблачным. Сначала все было хорошо, он жил счастливо, в достатке. Но когда пришло время поступать в первый класс, его семья столкнулась с бедностью. В школе Алешу часто дразнили и смеялись над тем, что его родные не в состоянии купить ему учебники. Дед начал все чаще бить бабушку. Мальчика неоднократно избивали, а он из-за своего мягкого характера и жалости не мог дать сдачи.
Все эти события так или иначе оставили след в судьбе ребенка. Через время дед отказывается содержать внука и выгоняет его из дома. Алеше приходится зарабатывать на ломоть хлеба самостоятельно. Несмотря на все произошедшие в жизни ребенка события, он вырос достойным человеком.
Дети — это такая же личность, как и взрослые люди, именно это хотел сказать своим повествованием Горький. Анализ «Детства» показывает, что недобросовестное отношение к детям очень затрагивает чувства автора, и именно поэтому этой теме он посвятил целое произведение. Автор считал, что благополучная обстановка в семье и хорошее отношение друг к другу — это важнейшая деталь в воспитании ребенка.
В тексте присутствуют одновременно несколько тем, например:
Важно, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным и ни в чем не нуждался. По словам писателя, материальные ценности для детей не имеют значения, ведь они нуждаются в любви и ласке
Это и есть главная мысль «Детства».
Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» в сокращении
Сила в дружбе
Дети-старички чувствуют себя уставшими. Внезапно на небе появляется полная луна, и вокруг становится светло. Петя вскарабкивается на берёзу и видит домик, который они так долго не могли отыскать. Так, заветная хижина найдена, она находится всего лишь в нескольких шагах от детей.
Приближается полночь. Ребята аккуратно пробираются в избушку. Волшебники уже крепко спят в стогу сена. Как только Петя касается рукой часов, они просыпаются, однако тут же застывают на месте, и уже не могут помешать мальчику. Ребята медленно начинают превращаться в тех, кем они были до колдовства.
Когда Петя трогает стрелку тридцатый раз, он перестаёт доставать до часов, так как уменьшается в росте. Тогда он просит друзей, чтобы они его подняли. На сороковом обороте волшебники превращаются в дряхлых стариков, их лица покрываются морщинами, а на висках возникает седина. Мальчик поворачивает стрелку требуемое количество раз. После этого волшебники испаряются, будто бы их вообще никогда не существовало.
Дети смотрят друг на друга и весело хохочут. К счастью, ребятам удалось вернуть себе потерянное время. Они поняли, что надо ценить каждое мгновение.
https://youtube.com/watch?v=bctgXcmefps
Личная жизнь
Михаил Михайлович Пришвин был женат два раза. Хотя были в биографии литератора и незначительные эпизоды. Так, например, его первой избранницей стала студентка английского происхождения.
На тот момент молодой человек учился в Германии. Взаимностью она ему не ответила. По возвращении в родную страну, Михаил Пришвин женился на простой крестьянке по имени Ефросиня Павловна Смогалёва (в девичестве Бадыкина). От совместной жизни у пары родилось трое сыновей: Сергей, Лев, и Петр.
Портрет Михаила Пришвина
Некоторые из потомков пошли по пути своего известного отца, занялись литературной деятельностью.
Спустя несколько десятков лет, первая жена Пришвина скончалась от онкологии.
Второй супругой писателя стала его секретарша. В 1950, незадолго до своей смерти, Михаил Пришвин вступил во второй брак с некоей Валерией Дмитриевной Лиорко (Лебедевой). Детей в браке не было.
Валерия Дмитриевна Лебедева — вторая жена М.М. Пришвина
Женщина клятвенно пообещала мужу, что ни одно из его произведений не пропадет после кончины писателя. Так оно и получилось.
Михаил Пришвин с женой Валерией
Многие годы после смерти знаменитого мужа, Валерия занималась изданием его творческих трудов. А затем — заведовала музеем Пришвина в Дунине.
Дом-Музей Михаила Пришвина
Детство и юность
Изучая содержание краткой биографии Леонида Андреева, следует знать, что он родился в 1871 году в Орле. Семья его была вполне состоятельна, и юноша получил хорошее образование. Сначала обучался в орловской классической гимназии, потом поступил в Петербургский университет. Уже в то время Андреев увлекался литературой, был большим поклонником творчества Шопенгауэра.
Через некоторое время умер отец, и материальное положение семьи пошатнулось. Сам Андреев вспоминает, что в это время он начал злоупотреблять алкоголем, временами голодать. В конце концов его отчислили из университета, и он поступил на Юридический факультет Московского университета.
В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. После попытки суицида здоровье его сильно пошатнулось, диагностировали порок сердца. Эта болезнь в дальнейшем стала причиной смерти писателя.
Молодой человек был вынужден учиться и работать, так как ему приходилось содержать семью: мать, братьев и сестер, которые переехали к нему в Москву. Материальное положение опять ухудшилось. В это же время он начинает писать, но его рассказы не интересовали издателей, публиковать их они отказывались.
Из зала суда в литературу: рассказы Андреева
Леонид Андреев (слева) и писатель Максим Горький. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Участники телешовских «Сред». Слева направо: Скиталец, Леонид Андреев, Максим Горький, Николай Телешов, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Евгений Чириков. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Леонид Андреев (справа) и писатель и переводчик Викентий Вересаев. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Летом 1897 года Леонид Андреев устроился на работу помощником присяжного поверенного Московского судебного округа. В конторе он познакомился с адвокатом Павлом Малянтовичем, тот параллельно писал судебные отчеты для журнала «Московский вестник». Узнав о том, что Андреев пробовал себя в литературе, Малянтович предложил ему стать судебным репортером журнала
Заведующий судебным отделом Исаак Новик вспоминал: «Судебные отчеты Андреева не были обычными репортерскими сообщениями о разбиравшихся в суде делах… Все его внимание сосредотачивалось на характеристике подсудимого и среды, в которой он вращался»
В конце 1897 года Леонида Андреева пригласили в новую ежедневную газету «Курьер» готовить фельетоны из зала суда. Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции Андреев написал рассказ «Баргамот и Гараська» о полицейском, который пожалел орловского пьяницу накануне праздника. Произведение прочитал литератор Максим Горький. В «Книге о Леониде Андрееве» Горький вспоминал: «…от этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта».
По рекомендации Горького Леонида Андреева приняли в литературный кружок «Среда», куда входили писатели Иван Бунин, Иван Белоусов, Евгений Чириков. Поэт Николай Телешов рассказывал в «Записках писателя»: «В десять часов, когда обычно начиналось у нас чтение, Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора. Всем было ясно, что в лице этого новичка «Среда» приобретала хорошего, талантливого товарища». На собрании кружка был издатель популярного «Журнала для всех» Виктор Миролюбов. Его тронули рассказы Андреева, и он предположил писателю опубликовать произведения. Там напечатали «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «В темную даль», «Прекрасна жизнь для воскресших», «Кусаку».
В 1901 году в издательстве «Знание», которое возглавлял Горький, вышел первый сборник рассказов писателя. Николай Телешов писал: «Имя Леонида Андреева стало сразу известным и вскоре заблистало в литературе. Все журналы и газеты заговорили о нем. Книга его, что называется, — «полетела». Сборник был настолько популярен, что через год его переиздали и дополнили новыми рассказами».
В 1901 году в литературной среде разгорелся скандал по поводу произведения Андреева «Бездна». В финале рассказа студент Немовецкий набросился на потерявшую сознание возлюбленную: «И с силой он прижался к ее губам, чувствуя, как зубы вдавливаются в тело, и в боли и крепости поцелуя теряя последние проблески мысли. Ему показалось, что губы девушки дрогнули. На один миг сверкающий огненный ужас озарил его мысли, открыв перед ним черную бездну. И черная бездна поглотила его». На Леонида Андреева посыпалась критика, его произведение называли «образцовой гнусностью». Однако были и те, кто защищал молодого автора.
Направление, жанр
Сам Леонид Николаевич Андреев определил жанр своего произведения как «представление в пяти картинах с прологом». Создав пьесу «Жизнь Человека», Леонид Андреев писал:
Писателю требовалась простота, ясность, доходчивость и обобщённость. И он нашёл эти качества в синтезе новой драмы с формами народного и античного искусства. Так появился жанр пьесы-притчи, в которых соединились назидательность и философичность. Леонид Андреев свёл к античной простоте столкновения человека с судьбой. И пьеса «Жизнь Человека», лишившись полнокровности реализма XIX века, приобрела взамен отчётливость основной мысли: человек только в борьбе утверждает себя, его место в истории определяется верностью общечеловеческим идеалам. Драма XIX века обычно изображала какой-либо отрезок человеческой жизни, биографическое событие одного героя или группы людей. Задача же «Жизни Человека», по мнению Андреева, была принципиально другой: ему нужна была вся жизнь человека в её основных этапах, так как жизнь человеческая драматична от рождения до смерти. Писателю нужно показать, как ничтожно то, во имя чего порой идут на преступления, продают свой талант, изменяют своим убеждениям, перестают бороться с неприятностями и стремиться к лучшему. Драматург хотел показать, что почти на каждом жизненном этапе перед человеком стоит выбор: пойти по пути бунта, борьбы или пути смирения, жизни только для себя или жизни для других. Такой замысел противоречил эстетической норме драмы XIX века.
Анатолий Васильевич Луначарский обозначил жанр пьесы как метафизическую трагедию, в которой показана зависимость человека от несправедливой судьбы. Пьеса Андреева обладает признаком экспрессионисткой «драмы состояний», характеризующейся композиционным членением на сцены-стадии, обладающие определённой автономностью, независимостью друг от друга. В каждой из них может развиваться свой микросюжет, создаваться своё настроение и колорит.
Творческая история[править | править код]
Андреев закончил эту драму в Берлине в сентябре 1906 года. Он посвятил её памяти своей жены, Александры Михайловны, умершей 28 ноября от послеродовой болезни. Вадим Андреев в своей книге воспоминаний приводит следующую запись, приложенную его отцом к черновику «Жизни Человека»: «Эту рукопись я завещаю после моей смерти Вадиму. Это последняя, в работе над которой принимала участие его мать. В Берлине, по ночам, <…> когда ты спал, я будил, окончив работу, мать, читал ей, и вместе обсуждали. По её настояниям и при её непосредственной помощи я столько раз переделывал „Бал“. Когда ночью ей, сонной, я читал молитвы матери и отца, она так плакала, что мне стало больно. И ещё момент. Когда я отыскивал, вслух с нею, слова, какие должен крикнуть перед смертью человек, я вдруг нашел и, глядя на неё, сказал: — Слушай. Вот. „Где мой оруженосец? — Где мой меч? — Где мой щит? Я обезоружен. Будь проклят“. И я помню, навсегда, её лицо, её глаза, как она на меня смотрела. И почему-то была бледная. И последнюю картину, Смерть, я писал <…> в доме, где она родила Даниила, мучилась десять дней началом своей смертельной болезни. И по ночам, когда я был в ужасе, светила та же лампа».
По окончании работы над пьесой Андреев писал М. Горькому: «„Жизнь Человека“ — произведение, достойное самого внимательного и хладнокровного изучения. На первый взгляд, это — ерунда; на второй взгляд — это возмутительная нелепость; и только на тридцатый взгляд становится очевидным, что написано это не идиотом, а просто человеком, ищущим для пьесы удобных и свободных форм».
Писатель задумал целый драматический цикл в найденной им художественной манере. «За „Жизнью Человека“ идет „жизнь человеческая“, — писал Андреев Немировичу-Данченко, — которая будет изображена в четырёх пьесах: „Царь Голод“, „Война“, „Революция“ и „Бог, дьявол и человек“. Таким образом, „Жизнь Человека“ является необходимым вступлением как по форме, так и по содержанию в этот цикл, которому я смею придавать весьма большое значение». Однако целиком этот замысел осуществлен не был; из всего задуманного Андреев написал только пьесу «Царь Голод».
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание повести Усвятские шлемоносцы Носова Все действие в произведении разворачивается в деревне под названием Усвятка, где царит спокойна и размерная обстановка. В поле работают мужчины. Одним из главных героев является житель деревни по имени Касьян
- Гёте Гете — это писатель из Германии. Его творения производят большое впечатление. Его шедевры имеют философию и бессмертие. Как бы это странно не звучало. Этот человек был добрым, разбирался
- Краткое содержание пьесы Валентин и Валентина Рощина На скамье в городском сквере молодые люди рассуждают о любви, берут интервью у прохожих. Автор никого не выделяет, не называет имена. Ребята смеются.
- Аксаков Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 года. Его отцом был прокурор, работал он в Уфе. В этом городе Аксаков прожил все свои детские годы, потом мальчика увозят к деду в родовое имение, в Оренбургской губернии.
Николай Гарин-Михайловский: «Детство Тёмы».
Главные герои
Мерцалов Емельян – глава большого семейства, безработный, доведённый до отчаяния человек.
Елизавета Ивановна – супруга Емельяна, несчастная, измученная нищетой и бесконечными проблемами женщина.
Гриша – старший сын Мерцалова, десятилетний мальчик, на которого особенно сильно повлиял человечный поступок доктора.
Володя – младший брат Гриши.
Машутка – семилетняя девочка, сестра Гриши и Володи, которую вылечил доктор.
Пирогов – профессор, доктор, невероятно добрый, милосердный, отзывчивый человек.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых компанейских —
Главные герои «Чудесный доктор»
для самых любопытных —
Анализ «Чудесный доктор» Куприн