Русская народная сказка «кощей бессмертный»

Содержание «Прокляты и убиты» по книгам

Краткое содержание «Прокляты и убиты» Астафьев:

Книга 1.

Чёртова яма

Осенью 1942 года новобранец Лёша Шестаков попал в карантинный лагерь 21-го стрелкового полка.

Ему предстояло за три месяца пройти стрелковую подготовку и отправиться на фронт. Среди новобранцев были блатняки с сибирских золотых приисков и старообрядцы. Командовавший ими сержант назвал карантинный лагерь «чёртовой ямой».

По деревенскому преданию, мой прадед Яков Максимович Астафьев (Мазов) пришел в Сибирь из Каргопольского уезда Архангельской губернии со слепою бабушкой как поводырь. Происходил он из старообрядческой семьи, не пил горькую, не курил, молился наособицу, был от рождения башковит и в преклонном возрасте тучен телом…

В убогом, не приспособленном для жизни лагере было грязно и голодно. Уверенно себя чувствовали здесь только блатняки, которые сколотили шайки и воровали еду, где только возможно. Шестаков попал в одну из таких шаек.

Из карантинного лагеря Шестакова и его друзей перевели в казарму первой стрелковой роты. Здесь было тоже голодно, у солдат не было постелей и приличного обмунди­рования, на строевые занятия их выгоняли с деревянными винтовками вместо настоящих. Командир первой роты был жестоким самодуром.

Во время суровой сибирской зимы в роте появилось много доходяг. Одного из них, упавшего во время строевой подготовки, комроты до смерти забил ногами, за что солдаты чуть не линчевали его. Дисциплина в полку пошатнулась, солдаты шныряли по округе в поисках еды.

Тягучую армейскую жизнь всколыхнуло два события. Сначала в полк прибыл важный генерал, после чего порции увеличились, а бойцов выше двух метров начали кормить дополнительно. Затем одного из урок судили за прегрешение, совершённое ещё до войны, и отправили в штрафную роту.

Вскоре в армии начались показательные расстрелы. В полку расстреляли за дезертирство братьев-близнецов, которые на несколько дней ушли в родную деревню за продуктами.

В январе 1943-го солдат отправили в совхоз на небывалую работу — зимний обмолот хлеба. Через несколько недель отъевшиеся и отдохнувшие бойцы отправились на фронт.

Книга 2.

Плацдарм

Весну и лето 21-ый стрелковый полк под командованием полковника Бескапустина провёл в боях. Шестаков стал связистом и успел получить два ордена Отечественной войны.

Осенью советские войска начали готовиться к переправе через Дон. Первым Бескапустин отправил на правый берег взвод разведки. Они должны были отвлекать немцев, пока первый батальон переправиться и продвинется к высоте Сто.

Плохо подготовленная переправа началась ночью. Часть солдат батальона не умела плавать и утонула, вернувшиеся были расстреляны бойцами загранотряда. Достигшие противо­по­ложного берега погибали под немецким пулемётным огнём.

Шестакову, тянувшему на правый берег связь, приходилось отталкивать тонущих солдат от своей утлой лодочки. Во время переправы русская армия понесла огромные потери.

К рассвету от трёх тысяч перепра­вившихся на правый берег бойцов осталось 460 человек, которые смогли окопаться у высоты Сто. Солдат должны были поддержать партизаны с тыла и десант с неба, но немцы перебили партизанский отряд, а десантников уничтожили прямо в воздухе.

Заметив, что на их берег переправился связист, немцы перерезали почти все телефонные линии, и Шестакова отправили их восстанавливать. Его утлая лодка перевернулась, Шестаков с трудом добрался до берега и потерял сознание.

Очнувшись, Шестаков узнал, что под высотой Сто идёт бой, немцы добивают его батальон. Шестакову удалось обнаружить немецкий наблюда­тельный пункт, который немедленно захватили. От пленных немцев узнали, где находится вражеский штаб, русская артиллерия уничтожила его и к вечеру высота Сто была взята.

На следующий день сильно поредевший полк снова оттеснили. Весь день над Доном шли воздушные бои. Утром немцы прекратили активные действия, и Бескапустин решился на контратаку.

Следующие сутки русская армия упрямо удерживали берег Дона. Шестакова тяжело ранило, когда он в очередной раз восстанавливал связь. Около полудня началась настоящая битва за реку. Немцев оттеснили. Вечером на берегу хоронили погибших.

Прокляты и убиты — краткое содержание романа В.П. Астафьева

 
Зима 1942 года, Сибирь. Хмурые военные высаживают новобранцев с поезда и ведут в холодный подвал. Первые дни их будут готовить к лагерной жизни: сначала распределение по ротам, потом – определение для каждого своих обязанностей. Недостаток еды, постоянное чувство голода, жестокое обращение и избиения, отсутствие одежды и вечный холод – через всё это проходят совсем молодые парни. Большинство из них безграмотны и приехали из сёл, некоторые – из мест лишения свободы.

 
В один из дней прибыл новый поезд с казахскими новобранцами, но их вид поразил даже видавших виды военных: инвалиды без конечностей вперемешку с мёртвыми телами не сумевших перенести дорогу. Оно и не удивительно: казахи были все в летней форме и попали в суровую сибирскую зиму.
 
Ещё одним потрясением стала смерть истощённого парня, избитого командиром, и расстрел двух близнецов, по ошибке и глупости покинувшие часть. После всех этих событий установленный порядок в лагере рассыпается, и управлять ребятами стало сложнее.
 
Лейтенант Щусь недоумевает, почему молодых, сильных ребят доводят до ужасного морального и физического состояния, вместо того, чтобы отправить их на фронт. Николай Рындин приехал сюда бойким, но условия существования заглушили в нём весь задор, и он стал сходить с ума: в какой-то момент он просто замкнулся в себе, без остановки шептал молитвы, а по ночам плакал.
 
Приехавший с проверкой генерал велел увеличить порции, и люди понемногу начали оживать. В начале 1943 года парней отправили на фронт, на плацдарм на Днепре, где большинство были убиты, а многие серьёзно ранены.
 
Роман «Прокляты и убиты» наиболее точно и метко транслирует отношение Астафьева В.П. к войне, как к «преступлению против разума». Люди сами сотворили этот мир, где безвременно и незаслуженно умирают совсем молодые мальчишки.
 

Глава 5. Сон

Никите часто снился один и тот же странный сон: в пустой комнате у белой стены находятся большие часы с качающимся маятником. На стене над часами висят два портрета: старик и старушка. В футляре часов отсутствует стекло, и чёрный кот пытается лапой коснуться маятника. Никита знал, что если он это сделает, то всё вмиг исчезнет. Мальчик видел происходящее со стороны, но не мог остановить кота, потому что не в силах был пошевелиться.

И вот в очередной раз мальчик увидел этот сон. Испугавшись, Никита проснулся посреди ночи, перекрестился и вновь уснул. Но сон продолжился. Он опять увидел, как кот пытается прокрасться к часам. Теперь Никите удалось сойти с места и взлететь. Он летал по комнате, отталкиваясь ногами от стен. Мальчик подлетел к вазочке, стоящей на часах с маятником, и увидел: в ней что-то лежало. Вдруг Никита услышал голос, который говорил ему: «Возьми то, что там лежит». Но ему помешали ожившие портреты: старушка схватила мальчика за голову, а старик ударил его курительной трубкой по спине, отчего Никита начал падать. После этого он проснулся.

Уже было утро, девять часов. Аркадий Иванович потряс мальчика за плечо, чтобы разбудить его. Когда Никита проснулся, учитель объявил, что две недели занятий не будет. Ребёнок обрадовался рождественским каникулам и забыл о странном сне.

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гори, гори ясно
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Не хватает сердца
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные берёзы
  • Сон о белых горах
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Глава 3. Сугробы

Взвалив на плечо новую скамейку, мальчик побежал к плотине. Никита шёл задом наперёд, чтобы запутать Аркадия Ивановича. Подойдя к речке, мальчик взобрался на снежную гору, нависающую над рекой. Вдалеке он увидел ребят, своих приятелей, которые жили в этом конце деревни Сосновки. Ещё дальше едва было видно «кончанских» мальчуганов, живущих на другом конце деревни — это были «вражеские» ребята.

Никита скатился с горы один раз. Поднимаясь обратно, мальчик увидел, что недалеко в снегу стоит Аркадий Иванович. Никита вновь скатился с горы, побежал по льду до нависающего над рекой снежного мыса. Там он выкопал яму, закрывшись изнутри комьями снега. Но учитель всё равно нашёл мальчика. Он рассказал Никите, что из Самары пришло письмо, и ребёнок, заинтересовавшись, вылез из укрытия.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также «заметки на полях», то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Части речи на позициях в предложении

Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах.

В каждом столбце максимальное значение отмечено жирным шрифтом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево…»

Номер слова в предложении

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Существительное 26 30 32 33 35 34 34 35 36 36 34 34 35 34 36 36 34 34 34 34
Прилагательное 6.2 8.7 8 8.9 8.8 9.4 9.3 10 8.9 9.5 9.6 9.1 9.9 10 10 9.7 12 11 10 8.1
Глагол 24 25 24 23 22 23 21 20 19 20 20 21 20 21 20 20 18 18 20 21
Местоимение-существительное 11 8.6 5.9 4.4 4.2 3.7 3.6 3.7 4.4 3.7 3.8 3.4 3.6 3.6 3.4 2.9 3.6 4.8 2.5 3.5
Местоименное прилагательное 3.2 4.4 3.3 3.6 3.4 2.6 3.3 3.1 3.2 3.1 3.7 3.1 3 3.9 3.7 3.2 3.7 2.9 3.3 3.9
Местоимение-предикатив .10 .00 .00 .10 .00 .10 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .10 .00 .00 .00
Числительное (колич-ое) .60 .60 .60 .40 .60 .50 .60 .50 .50 .70 .70 .50 .40 .40 .40 .20 .30 .60 .40 .60
Числительное (порядковое) .40 .50 .50 .50 .30 .30 .30 .30 .30 .40 .30 .30 .30 .10 .20 .40 .30 .10 .20 .50
Наречие 3.9 3.1 2.5 2.4 2.3 2.2 2.3 2.2 2.3 2.3 1.7 1.9 2.7 2.1 2.3 2.9 1.7 2.4 2.3 2.9
Предикатив .20 .20 .20 .30 .20 .10 .10 .10 .00 .10 .10 .10 .10 .00 .20 .20 .10 .10 .40 .20
Предлог 13 10 13 13 13 14 14 13 15 13 14 14 14 13 12 14 13 14 13 13
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Союз 6.8 3.6 4.2 3.5 4.6 4.6 4.9 5.2 5.2 5.1 5.5 5.1 5.6 5.7 5 4.8 5.3 6.4 5.4 6.5
Междометие 1.1 .10 .10 .00 .00 .10 .00 .00 .00 .10 .10 .00 .10 .10 .10 .10 .00 .00 .00 .00
Вводное слово .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .10 .10 .00 .10 .00 .00 .00 .10
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Частица 2.4 3.9 3.7 3.6 3.3 2.8 3 2.8 2.6 3.4 3 2.6 2.2 3.5 2.6 2.9 3.6 2.9 3.1 2.3
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Причастие 1.1 1.3 2.2 2.7 2.2 2.5 3.3 3.3 3 2.8 3.8 4.1 3.6 3.1 3 3.7 3.7 3.1 3.5 3
Деепричастие .60 .20 .10 .20 .30 .20 .30 .20 .20 .30 .10 .30 .10 .10 .10 .10 .20 .20 .20 .20

Отзыв: Книга «Гарри Поттер и тайная комната «- Дж. К. Ролинг — Сказка с еще большим погружением в магический мир

Когда я попыталась написать отзыв про книгу «Гарри Поттер и тайная комната», в очередной раз перечитав ее, я поняла, что у меня ничего вразумительного не получается. Конечно, я могу набросать полстраницы общих слов, но это та серия книг, о которой мне хочется написать что-то особенное, а иначе просто нет смысла писать, ведь книги и так уже многие прочитали. Поэтому я взялась за следующую книгу «Гарри Поттер и узник Азкабана», с надеждой, что мысли придут, и они пришли.

Как мне кажется, моя проблема в том, что именно вторая часть эпопеи про Гарри Поттера самая спокойная и ровная. То есть первые три книги вообще можно назвать детскими сказками, ведь там главные герои еще маленькие дети, не вошедшие или только-только вошедшие в подростковые период, действия происходят в мирный период, по сюжету никто не умирает и добро побеждает зло, не оставляя при этом шрамов и серьезных психологических проблем. Ну, если не считать, конечно, то, что случилось с родителями Гарри, но и то, это трагичная история пока еще довольно туманна, и главному герою только предстоит очень многое узнать про то, что там на самом деле произошло.

Мне нравится книга «Гарри Поттер и тайная комната» именно за ее сказочность и спокойствие. Возможно, в ней действие не настолько интригует и не настолько эмоционально, как в последующих книгах, зато в ней можно полностью погрузиться в магический мир, не торопясь посмаковать детали и знать, что, чтобы ни случилось, все закончится хорошо.

Все Персонажи Гарри Поттер и Тайная Комната
  • Персонаж гарри поттера и тайная комната;
  • Гарри поттер персонажи ученики;

Биография звезд
Личная жизнь знаменитостей
Фильмы нулевых
Любимые персонажи
Актеры нулевых
Актрисы нулевых
Интересные истории
Свежие новости

Счастливое окончание

Засобирался Иван в путь, захотел он спасти свою жену из лап Кощея Бессмертного. Дорога его лежала через дремучий лес. Первым ему повстречался старичок, который рассказал о заклятии, наложенном на его супругу. Новый друг дал Ивану-царевичу клубок, с его помощью он должен был добраться до дворца Кощея.

Затем встретился юноше медведь. Пожалел молодец его, не стал убивать. И за это зверь пообещал ему свою помощь в случае необходимости. Далее, повстречался царевичу селезень, и ему Иван помог. А в ответ птица пообещала ему, что по первой просьбе придет на выручку. Увидел юноша зайца, хотел его подстрелить, чтобы поесть. Но сжалился он над бедным животным и отпустил его. А заяц тоже пообещал помочь ему, когда настанет время. На берегу моря заметил Иван щуку, которую выбросило из воды. Помог он рыбе — отправил обратно в водоем. Пообещала щука оказать ему помощь, если таковая потребуется.

Наконец-то Иван добрался до избушки Бабы-яги. Она рассказала ему, что смерть Кощея скрывается в игле. Отправился Иван на ее поиски. Сначала он нашёл дуб, под ним был закопан сундук. Тут помог медведь, выкопал его из-под дерева. Но из сундука вдруг выскочил заяц и помчался в сторону леса. Вдруг появился второй ушастый, которого спас молодец.

Нагнал он зайца, но вдруг из того выскочила утка. В небе ее настиг селезень, но из неё в море выпало яйцо. Иван-царевич опечалился, ведь не смог побороть он Кощея. Но вдруг из воды вынырнула щука, в пасти у неё было это яйцо.

Рассказ «Подснежник» И.А. Бунина

«Подснежник» И.А. Бунина – это пронзительная история о чувстве одиночества и расставании. Рассказ начинается с описания красивой зимней природы и главного героя, который находится в месте, где прожила его давняя любовь, Анна.

Основной персонаж рассматривает знакомые места, вспоминая свою юность с Анной. Ему приходится столкнуться с тем, что Анна уже умерла, и он снова остался один. Он пытается найти хоть какую-то утешительную мысль и вспоминает красивый цветок – подснежник, который видел с Анной в последний раз.

Рассказ наполнен глубокими эмоциями, которые характерны для Бунина. Описания природы и состояние души героя прекрасно сочетаются, заставляя читателя переживать каждое слово и иметь свой взгляд на жизнь и смерть.

  • Выделены глубокие чувства главного героя.
  • Писатель передает красоту зимней природы с помощью ярких описаний.
  • В рассказе Бунина находится ответ на вечную тему одиночества и смерти.

Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Аанлиз рассказа И. А. Бунина “Подснежник”

Слайд 2

Подснежник Выглянул подснежник в полутьме лесной Маленький разведчик, посланный весной. Пусть еще над лесом властвуют снега, Пусть лежат под снегом сонные луга, Пусть на спящей речке неподвижен лед – Раз пришел разведчик и весна придет. Екатерина Серова

Слайд 3

Рассказ И. А. Бунина «Подснежник»

Слайд 4

Иван Алексеевич Бунин Его творчеством восхищались многие писатели и поэты: Т. Манн, Р. Ролан, М. Горький, К. Паустовский, А. Твардовский и другие.

Слайд 5

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко , была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тётя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

О ком же идёт речь в рассказе? В чём особенность выделенных слов? С какой целью автор их употребляет?

Слайд 6

Опережающие вопросы Каким вы себе представляете отца Саши? Опишите его.

Слайд 7

Отец приехал из глухой, занесённой сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец – человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.

Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень тёплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он всё время возбуждён городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

Важно

Совпали ли ваши представления об отце с авторским изображением героя? Назовите художественное средство, которое использовано автором в выделенном словосочетании

Слайд 8

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всём уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому даёт бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество? Как вы понимаете выделенные слова?

Слайд 9

На нём новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он ещё во всём новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, – к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, ещё так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного . Психологический портрет – это описание внешности героя, с указанием на черты его характера

Слайд 10

Опережающие вопросы Предположите, как будут проводить время отец и сын?

Слайд 11

Размышляем о прочитанном Что является для Саши, «живущем на хлебах», праздником в скучной обыденности?

Слайд 12

Что ощутили главные герои рассказа, выходя из дымного трактира на воздух?

Слайд 13

На какую деталь портрета мальчика обращает внимание автор, когда отец с сыном оказываются в трактире? И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

Слайд 14

Размышляем Как эти слова «…лазурные детские глаза» связаны с названием рассказа? Можно ли сказать, что мальчик не должен быть в трактире?

Слайд 15

Антитеза – противопоставление

Слайд 16

Работаем по тексту ( в парах) С чем связано «великое горе» Саши, которое посетило его в понедельник? Какие слова говорит на прощанье Сашеньке отец?

Слайд 17

Работаем в творческих группах Напишите ответ на вопрос: «Почему Бунин назвал рассказ «Подснежник»?

История создания

«Подснежник» был написан в 1927 году, в это время писатель жил в Париже. Лишь через шесть лет Иван Алексеевич получил свою знаменитую Нобелевскую премию, но уже на тот момент Бунин написал многие из своих знаменитых произведений. В том же году автор приступил к своему роману «Жизнь Арсеньева» — литератор считал, что именно за это произведение он получил Нобелевскую премию.

В двадцатые годы Бунин писал очень мало, это были его первые годы жизни во Франции, мысли писателя были заняты размышлениями о тяжелой судьбе послереволюционной России. О написании самого «Подснежника» известно крайне мало; обычно такие рассказы пишутся быстро, по зову сердца, и выходят короткими и зачастую очень меткими. Они не входят в список лучших произведений автора, но порой трогают до глубины души.

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гори, гори ясно
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Не хватает сердца
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные берёзы
  • Сон о белых горах
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Подснежник среди серости и уныния

Почему именно так назвал свое произведение Иван Бунин? «Подснежник», краткое содержание которого изложено выше, это рассказ о сыне типичного русского мещанина. Отец Саши – человек далеко не тонкой душевной организации. У него мещанские представления о жизни, он не размышляет о чем-либо возвышенном. В произведении есть сцена, которую сложно передать, излагая краткое содержание.

«Подснежник» Бунина начинается с описания Саши и долгожданного появления отца. На следующий день мужчина с сыном оправляется в трактир. Это грязное, душное помещение. Отец заказывает несколько простых блюд и графин водки. К нему подсаживаются рыжие мужики в тулупах, чернявые мещане в чуйках. Начинаются долгие, непонятные разговоры. И вот здесь читатель видит два мира. Один – серый, бездуховный, мрачный. Другой – светлый, одухотворенный. Как подснежник, который едва пробивается из земли, несмотря на смрадную действительность.

План для читательского дневника

Красивая сказка со смыслом — так можно охарактеризовать произведение «Морозко». В читательский дневник для 1 или 2 класса можно записать сказку в сокращении, из нескольких важных предложений. Они покажут учителю, что история была прочитана школьником, помогут ему пересказать сюжет и провести небольшой анализ:

  • Вдова и вдовец решают создать новую семью. У каждого из них есть по дочери от первого брака. Возраст девочек одинаков.
  • Дочь Старика трудолюбивая и отзывчивая. Она всегда готова прийти на помощь, самостоятельно выполняет почти всю работу по дому.
  • Дочь Мачехи — ленивая и грубая. Она могла лишь красоваться перед зеркалом и спать до полудня.
  • Однажды по приказу Мачехи отец увозит родную дочь в заснеженный лес. Он оставляет ее на холоде, а сам уезжает.
  • Девушку замечает лесной волшебник Морозко и дует на нее холодом. Одетая в вещи, которые не греют, она промерзает насквозь, но терпит. Посиневшими от холода губами говорит, что ей не холодно.
  • Восхищенный выдержкой Падчерицы, Морозко делает ей дорогие подарки. Теперь у девушки есть теплая нарядная шубка и сундук с монетами в приданое.
  • Позавидовав Падчерице, алчная старуха посылает в лес свою дочь. Девушка грубит Морозко, за что чародей ее не щадит. Надежды старухи разрушены.

«Чёртова яма»

Эпиграфом к первой книге романа служит цитата из Нового завета :

Действие первой книги романа разворачивается близ Бердска поздней осенью 1942 и зимой 1943 годов, в 21-м запасном стрелковом полку. Номер полка и место его дислокации соответствуют реально существовавшим в годы Великой Отечественной войны . Места дислокации запасного полка сегодня нет, это место затоплено Обским морем .

Действие начинается с прибытия осенью 1942 года в запасной полк молодых новобранцев, в основном только что достигших призывного возраста. Состав их самый разнообразный: прибывший с низовьев Оби частью по крови хант Лёшка Шестаков, старообрядец, силач Коля Рындин, блатной Зеленцов, симулянт Петька Мусиков, своевольный Лёха Булдаков и другие. Позднее к ним присоединились призванные казахи и ещё двое значимых героев романа: Ашот Васконян и Феликс Боярчик. После карантина они попадают в одну роту полка, где их встречает старшина Шпатор, а командование ротой принимает лейтенант Щусь, который также является одним из главных действующих лиц романа. Призывники в массе своей малограмотны, набраны из отдалённых посёлков и деревень, многие имели конфликты с законом.

Повествуется о том, как из разношёрстной толпы призывников в тяжелейших условиях складывается вполне боеспособный и в целом сплочённый коллектив. Постоянное недоедание, холод, сырость, отсутствие элементарных условий усугубляется конфликтами между призывниками, между призывниками и их командирами, да и между командирами не всё гладко. На глазах у мальчишек командир насмерть забивает опустившегося доходягу, происходит расстрел двух братьев-близнецов, которые по незнанию самовольно оставили временно часть, проводится показательный суд над Зеленцовым. Автор описывает безысходную картину солдатского быта в запасных частях, молодых людей, чья жизнь до этого и так «в большинстве была убога, унизительна, нища, состояла из стояния в очередях, получения пайков, талонов да ещё из борьбы за урожай, который тут же изымался в пользу общества». Особое место в книге занимают зимние хлебозаготовки, на которые в деревню Осипово была отряжена первая рота. Во время заготовок, где солдатам были обеспечены хорошее питание и уход, серая масса забитых людей преображается, завязываются романы с местными жительницами (для многих первые и последние), и видно, что солдаты — это всего лишь мальчишки.

Линейный сюжет книги перемежается более детальными описаниями довоенной жизни персонажей романа.

Заканчивается первая книга отправкой маршевых рот полка на фронт [] .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: