Краткое содержание доктор живаго пастернака для читательского дневника

«дочь бухары»: авторская позиция людмилы улицкой

Лингвистический анализ: Дочь Бухары (Людмила Улицкая)

DXBCKT

про Мазин: Фаргал. Трон императора (Героическая фантастика) Как я уже раньше писал — в «смутное время каронобесия», когда у меня был «вагон свободного времени» я внезапно для себя стал читать не очень любимую (мной ранее) подборку книг fantasy доставшуюся мне совершенно случайно (и почти бесплатно). С одной стороны почти все они представляли из себя какой-никакой раритет, с другой — все написанное напоминало всего лишь сказку «с ворохом похождений супергероя» (Конана, Сони, Кулла) которые было бы неплохо читать лет 10-15 назад (а не сейчас)… В настоящее же время данное чтиво вызывает противоречивые чувства, с одной стороны — книга «тянется» (читается долго и с большими перерывами), но все же нет желания «на выброс» (оставить не дочитанным). А далее (как ни странно) несмотря на то, что книгу «наконец-то домучил», берется очередная (такая же) и начинается «все та же песнь»… даже и не знаю что это — просто ностальгия или подступающий маразм)) И вот, положив очередного «представителя героической фентези на полку», я наконец-таки добрался и до настоящей (комментируемой мной) книги. Ее я купил очень давно (и в разряде «уценка») т.к было интересно посмотреть что это «за ушедшее серия/издательство». Как я и предполагал — это почти идентичное «fantasy» содержимое (т.к и там и тут о), но с поправками на «разбавление темы» иных героев представленных русскоязычными авторами (именно героев, а не авторов, ибо последних полно и в «fantasy», но под псевдонимами). Итак… Ранее неизвестный мне автор Мазин предложил «свой вариант» легендарного воителя. В целом, несмотря «на такой финт», книга читается на порядок легче и интереснее прочитанных книг (того же «Конана» или «Кулла»). Конечно некоторая путаница все же сохраняется и всю первую часть непонятно — кто против кого интригует, и кто кому что должен. Так же в первой части (данной книги) даются некоторые «вводные» по «политической ситуации» в империи и по началу «завязки интриги». По ходу «пьесы» мы увидим двух основных ГГ и несколько второстепенных. Так же (постепенно) сложится представление кто на что претендует… В целом «динамика процесса» все та же — заговор против короля, всякие силы в противоборстве друг с другом, магия, колдуны, и «непонятные (пока) движухи». Как я уже писал — читается не так что бы «на взлет», но в все же на порядок интереснее и «плотнее» по сравнению с (прочитанными мной книгами) из «бесконечно-вечной» саги о Конане и К. Вторая часть книги — это часть сражений… сражений людей с людьми (в формате армий), магов с магами и божественных ипостасей друг с другом… С одной стороны в этой части «уже почти все понятно», с другой «кто-то постоянно кого-то рубит» и сносит головы, так что понять «кто в итоге победит» еще весьма затруднительно. Так же вполне ясны стремления двух основных героев: у владыки — сохранить империю и победить «старых врагов», у молодого (да раннего) — просто стать «кем-то значимым» и понять вектор оправданного применения сил… при этом всяких алчных намерений (по типу взгромоздить свое тело на трон) вроде бы «в наличии» нет… Кроме-то всю книгу (как и первую часть, так и вторую) не оставляет мысль о том, что этот «том» не первый и где-то есть предыстория или начало… Не знаю почему — но у меня такое чувство что я читаю «второй том» СИ (и многое было бы стало понятно, начни я читать ее «сначала»)… И только открыв этот сайт я и действительно убедился в том, что это как раз и есть «второй том», как я и предполагал)) И самое забавное — первый (по хронологии) том был написан гораздо позже «второго». Третья часть повествует о том как ГГ «попадает впросаК», у него нет никакой возможности выйти из тупика и уже слышны крики «шеф все пропало»… Но в конце (кто бы сомневался) все злодеи будут наказаны, предатели убиты, а законный трон вернется «к истинному владыке»… В общем — «все счастливы» и «мир во всем мире»)) Что же касается меня — то все же констатирую, что данное произведение «немного припоздало» (лет на 10-15), так что «шансов у произведения на перечитку или продолжение» точно нет… Да и весь этот жанр все же немного поднадоел… ВСе)) Как то уже не тянет… Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

Часть шестая: удачное стечение обстоятельств

Бухаре удалось ненадолго поправиться. В это время она работала в больнице, где каждый день наблюдала за огромным множеством больных мужчин. Она познакомилась со стариком, у которого сын лежал в этой самой больнице. Его сын был тяжело болен. Именно тогда Бухара решилась предложить старику женить своего сына – Григория, на Милочке. Старик не противился этому браку, и уже вскоре молодые сыграли свадьбу. После того как Бухара могла быть спокойна за счастье Милочки, она уехала на родину, где в скором времени и скончалась.

На странную пару молодоженов часто показывали пальцем и смеялись. Но молодым было все равно, что о них говорят. Они оба знали, что проживут недолгую жизнь, и потому жили только ради собственного общего счастья.

Начало перелома в войне

Вторая книга трилогии описывает события, ставшие переломными в ходе войны.

В этой книге больше внимания уделено описанию становления полководцев, будущих победителей. Прежде всего, в этой роли показан Серпилин, который при этом остается настоящим гражданином и, когда у него появляется возможность, невзирая на возможные последствия, обращается к И. Сталину с просьбой пересмотреть дело одного из тех, кто был репрессирован.

Во второй книге показано как изменилось настроение командиров и бойцов Красной Армии к концу 1942 г. У них появилась уверенность в том, что они победят в войне.

В романе показаны усилия тружеников тыла, создающих оружие победы.

Читательский дневник по роману «Белая гвардия» Булгакова

Сюжет

Киев (Город) в период с декабря 1918 по февраль 1919 гг. Немцы-оккупанты и гетман «всея Украины» сдают позиции, жители и беженцы со страхом ждут армию Петлюры. А в доме Турбиных все тот же мир в родных стенах. В семье два брата и сестра: Алексей (ему 28 лет, он военный врач), Николка (ему 17, он юнкер), Елена (ей 24 года, она жена Тальберга). Тальберг – трус, бежит в Польшу, бросив жену.

Братья и их друзья-военные Мышлаевский, Карась и Шервинский в числе немногих идут защищать Город. С ними и героический полковник Най-Турс. Но основные военные части бросили Город, разбежались. Алексей ранен петлюровцами, но спасен прекрасной незнакомкой Юлией Рейсе. Она нравится Алексею, а его младший брат влюблен в Ирину, сестру Най-Турса. Спустя короткое время большевики изгоняют Петлюру из Города. Автор оставляет своих героев перед лицом нового испытания.

Отзыв

Жизнь и смерть людей в эпоху перемен, гибели старого мира, зарождения нового. Мировая и Гражданская войны, революция в судьбах людей. Русская интеллигенция как цвет нации. Тема Человека, Семьи, Дома, Города, Мира. Любовь и дружба как спасение в любых испытаниях. Дом как тихая гавань, Ноев ковчег. Тема чести, воинского долга, самопожертвования и предательства.

Тема высшей справедливости для всех участников братоубийственной войны. Сны как отражение фантасмагоричной реальности. Метель как символ социальных потрясений, смуты. Множество библейских и литературных отсылок – к Пушкину, Бунину, Достоевскому. Роман учит ценить вечные непреходящие ценности. Перед лицом вечности даже страдание меркнет. Нужно только остаться человеком в любых обстоятельствах.

Исторический контекст рассказа

Исторический контекст рассказа «Дочь Бухары» Людмилы Улицкой связан с периодом распада Советского Союза и национальными конфликтами, которые возникли на его территории. В 1990-х годах в Средней Азии происходили массовые беспорядки, связанные с национальными противоречиями и религиозными конфликтами. В этот период многие евреи, проживавшие на территории Средней Азии, эмигрировали в Израиль. Рассказ Л. Улицкой повествует о судьбе одной из таких семей, которая вынуждена была покинуть свой дом и отправиться в далекую страну, оставив за собой все, что имела. В этом контексте рассказ становится не только историческим документом, но и свидетельством о том, как национальные конфликты и политические изменения влияют на жизнь обычных людей.

Об атмосфере произведения

Улицкая описывает конец мая 1946-го. Война закончилась год назад, но тяжесть сражений, потерь, крови еще летает в воздухе. Перед читателем разворачивается жизнь Москвы. Писательницу интересует не глянец города, не фасады домов. Улицкая обращается к архаической, слободской жизни столицы, к суете закоулков и дворов.

Такие описания толкают читателей в бездну простой, угнетенной жизни людей. Население страны еще не оправилось от войны. Сердца москвичей все еще переполнены страхом, опасениями, подозрением, недоверием. Улицкая пишет о проблемах обычного человека, который живет напротив, на соседней площадке.

Портрет послевоенной Москвы

Послевоенная столица кишит нищими, голодными людьми. Писательница умело показывает социальное расслоение, ярко проявившееся в этот период. Ключевой прием «Дочери Бухары» – контраст. Этот прием мастерски используется Улицкой при описании внука старика-доктора. Отпрыск приезжает на шикарном автомобиле, останавливаясь возле родительского дома.

События произведения кажутся неправдоподобными. Однако писательница сознательно идет на такой шаг, чтобы раскрыть беду людей. Улицкая тревожится проблемами человека, которого можно встретить на улице. Самая трагическая личность произведения – девушка по имени Бухара.

О «красавице Востока»

Элемент нереальности, фантастичности (или даже фантасмагории) в тексте – это появление «красавицы Востока». Кажется, что такие события маловероятны сразу после окончания сражений. Но Улицкая вплетает в эту канву образ супруги доктора. Женщину зовут Бухарой. Писательница стирает границу между повседневностью, обыденной жизнью столицы и восточной экзотикой.

О послевкусии произведения

Чтение рассказа оставляет смутные, тяжелые чувства. Нищие, инвалиды, бродяги похожи на слепое пятно города. Более-менее благополучные жители столицы стараются не обращать внимания на нищих. Однако трудно не заметить, что нищие – привычные обитатели улиц. Послевоенный человек ожесточился, разучился сочувствовать и сострадать. Чужая беда не трогает людей, лишенных милосердия. Эмоции стали поверхностными. Прохожие не подозревают, что лежит на душе у людей, которых они встречают на улице. Ключевая идея – выражение жестокости людей, духовной и душевной черствости, эгоизма, неспособности жертвовать собой.

Улицкая погружает читателя в иной мир. Здесь, словно в музее, за стеклом, читатель видит жизнь героев – других людей.

Чем отличаются эти люди от тех, кто держит в руках книгу Улицкой? Ничем. Потому беды, боль, проблемы мира ужасают, причиняют страдания. Хочется не видеть этой боли, этих ран на теле общества.

Образ Бухары

Семья в несчастье

Супруга доктора носит экзотичное имя – Бухара. У женщины родилась дочь – Милочка. Дмитрий – отец ребенка – сразу заметил неладное. Новорожденная девочка отличалась вялостью, отечностью, мышечной расслабленностью. У Милы отсутствовал хватательный рефлекс.

Вдруг умирает старик-доктор. Тогда Дмитрий отвозит Милу к докторам из Института педиатрии. Врачи вынесли неутешительный приговор – редкий в тот время диагноз. Милочка родилась с синдромом Дауна. Дмитрий не выдерживает удара. В итоге мужчина бросает жену и дочку, уходит к любовнице.

Дмитрий: жизнь, эгоизм

Супруг героини – Дима – приходился старому врачу внуком. Дмитрий тоже работал доктором – в медицинской службе. Дмитрий любил себя, хорошо следил за своей внешностью. Герой выбрал жену себе под стать – такую же красивую внешне.

Бухара – так прозвали избранницу Димы – помогала по дому. Вторжение Бухары в домашние, хозяйственные дела обидело старушку Пашу. Настоящее же имя восточной красавицы – Аля. Рождение больного ребенка отторгало Диму от жены, от семьи. Вскоре у мужчины пропало желание быть рядом с Бухарой, обнимать, целовать супругу. Дмитрий ощущал лишь разочарование.

Любовница

Семья доктора разрушилась. Дима ушел к любовнице – медсестре, Тамаре Степановне. Со временем Людмила – Милочка – забыла Дмитрия. Отец превратился в смутный туман, который скоро и вовсе рассеялся. Паша теперь жила в деревянном флигеле. Старик-доктор умер.

Постепенно Людмила привыкла жить, заботиться о себе самостоятельно. Бухара устроила дочку на работу в мастерскую: девочка склеивала конверты. Тогда Миле уже исполнилось семнадцать лет.

Роль матери

Супруг женщины оказался нетерпеливым, слабым, безвольным человеком. Пожалуй, мужчина не любил свою жену, если ушел от нее к другой возлюбленной. Бухара была красива. Видимо, красота – главная причина интереса Димы к жене.

Бухара показала себя в роли матери. Эта роль удалась героине успешно. Женщина достойно воспитала дочку. Бухара отдала Милу в школьный класс – в специальное место для детей с похожими болезнями. Более того: мать и сама стала работать в этой школе, чтобы быть ближе к дочери.

Героиня не оставляла Милу ни на минуту, сопровождая в любом направлении. Мила училась полезным в быту навыкам: головке еды, шитью. Но семью ожидало новое несчастье: Бухару поразила смертельная болезнь.

Судьба Милы

Мать переживала, волновалась за свою больную дочь. Миле предстояло остаться в жизни одной, беспомощной и испуганной. Бухара отвезла Милу в свои родные края. Там мать с дочерью собирали травы, сухие фрукты. Восточная красавица знала, что травы оттянут ее кончину – лет на шесть. Бухара гнала от себя грустные мысли.

Этот ребенок и стал суженым Милы. Старик согласился на затею Бухары, сильно не сопротивляясь этому.

Судьба Бухары

Вскоре Мила вышла замуж. Бухара поехала в родные края, и скончалась там. Мила с мужем – Григорием – осталась совсем одна, без родного человека. Дети с синдромом Дауна тогда были обречены на короткую жизнь. Однако Мила и Григорий не грустили. Дети ощущали счастье, вопреки фатуму.

Писательница взывает к жалости своей аудитории. Супруг провожает свою жену к остановке, а также встречает Милу вечером. Пара бедняг выглядела очень трогательно. Герои любили держаться за руки, гулять. Мила носила одежду матери. Красотой дети не отличались. Они скорее казались окружающим уродливыми, безобразными. Мила с Григорием носили ужасного вида очки – бесплатно полученные в больнице. Прохожие оглядывались вслед странной паре.

Люди демонстрировали свою бестактность, неспособность к жалости, показывая пальцем в Милу и смеясь. Но детям был безразличен чужой интерес. Ведь люди вокруг просто завидовали их счастью.

4.2 / 5 ( 6 голосов )

Подробный пересказ «Дочь Бухары»

1946 год. Май. В конце одного московского двора находилось дореволюционное здание — флигель. Здесь жил Андрей Иннокентьевич, доктор по профессии. После демобилизации сюда же возвращается военный врач Дмитрий Иванович, внук Андрея Иннокентьевича, с красавицей женой Алей. Соседи за восточную красоту девушки зовут ее Бухарой. На тот момент молодые были очень влюблены и у них была счастливая семья.

Освоившись после переезда, Аля берет в свои руки обязанности по дому, потеснив приходящую домработницу Пашу. Огорчившись, она перестала приходить, но возвратилась, поддавшись уговорам доктора. Бухара приняла Пашу и стала относиться к ней уважительно.

Андрея Иннокентьевича Аля любила и уважала. Он напоминал ей отца, благодаря которому она закончила медучилище, но после его смерти продолжить образование она не успела.

Вскоре у Дмитрия и Али рождается дочка. Молодые родители решили назвать девочку Людмилой. Бухара же ласково называла Милой. Девочка росла слабенькой и болезненной, а через полгода ей поставили диагноз синдром Дауна. Бухара очень любила свою дочь и постоянно наряжала ее в красивые наряды. Дочь Бухары росла светлым и добрым ребенком, но очень любила возиться в грязи.

Дмитрия Ивановича угнетала болезнь дочери и постепенно он стал отдаляться от семьи, реже появлялся дома, задерживаясь на работе. А вскоре и вовсе нашел любовницу среди медсестер и ушел к ней, узнав о ее бесплодии. Дмитрий не хотел больше иметь детей, его охватывал страх рождения больного ребенка. Он, конечно, передавал деньги для Милы, но сам отказывался навещать дочь.

Паша переезжает во флигель к Але, чтобы помогать с воспитанием Милочки. Аля устраивается на работу по специальности в должности медсестры. А соседи решили воспользоваться положением Бухары и отвоевать у нее квадратные метры, но ничего не вышло. Тогда они решили мстить Бухаре, подбрасывая ей через забор дохлых кошек. Бухара их уносила к помойке, а Мила хоронила под большим дубом.

Здесь произведение «Дочь Бухары» набирает трагический оборот. Бухара узнала о неизлечимой болезни и вся ее красота вмиг исчезла. Она резко истощала и изменилась в лице, но наотрез отказывалась от помощи врачей. Нет, она не боялась смерти. Больше всего она боялась оставить одну свою дочь в этом жестоком мире.

Взяв отпуск Бухара отправляется вместе с дочерью к себе на родину за лечебными травами, которые помогут продлить ей жизнь на шесть лет. Вернувшись через неделю она начинает пить травяные настои и здоровье постепенно улучшается. Бухара определяет Милу в спецшколу и продолжает обучать ее всему необходимому для самостоятельной жизни.

Мила, завершив обучение в специализированной школе, устраивается в мастерскую работать на склейку конвертов. И теперь Бухара мечтает, чтобы Мила поскорее создала семью. В больнице Бухара знакомится с одним мужчиной по имени Берман, который приводил туда своего сына Гришу с таким же диагнозом, как и у Милы. Изучив карточку парня и удостоверившись в его адекватности, Аля решает пойти к Берману с предложением поженить детей. Поначалу отец Гриши был в недоумении, но, узнав о схожем диагнозе невесты посчитал разумным женитьбу детей.

После совершеннолетия Милы Аля и Берман женят детей. А спустя месяц Бухара уезжает на родину. Поначалу Мила вспоминала о матери, видя ее вещи, но вскоре, когда Паша стала убирать их Милочка забыла маму, как когда-то и отца. Девушка как и прежде ходила на работу. Только теперь до остановки трамвая ее провожал муж. Из них вышла счастливая пара. Бухара после отъезда ушла из жизни спустя пять дней.

Анализ и основная мысль

Финал


Продолжаем обсуждать произведение, которое написала Людмила Улицкая – «Дочь Бухары». Краткое содержание продолжим описанием завершающей части рассказа. Бухара занялась обычными домашними делами. В результате, не желая того, обидела приходящую Пашу. К ней поехал доктор. Уговорил вернуться. Аля родила девочку слабенькую. Назвали ее Людмилой. Через полгода стало ясно всем, что у ребенка наблюдаются отклонения в развитии. После осмотра Академик Клосовский поставил диагноз, который звучит, как синдром Дауна. Аля заботилась о дочери с любовью. Дмитрий о несчастье сожалел. Милочка любила землю разводить водой, а после копаться в получившейся грязи. Дмитрий Иванович задерживался постоянно на работе. Приходя домой всегда чувствовал сильное разочарование. Он отдалился от жены. Пропало желание даже обнимать ее. Дмитрий Иванович становится любовником Тамары Степановны — своей медсестры. Он говорит Але, что уходит от нее. Паша переезжает во флигель на постоянное жительство. Милочка своего отца забыла. Бухара начала работать медсестрой. Отец по почте переводил деньги. Дочь и жену не навещал совсем. Детство Милочки стало долгим и счастливым. Она научилась вскоре из открыток вырезать цветочки и листики, клеила их после этого на отдельный лист бумаги. С гордостью демонстрировала подобные произведения Паше и маме. Красота Бухары начала пропадать. Она о болезни своей знала, но отправиться к специалисту отказывалась наотрез. Вместе с Милочкой Бухара побывала на родине. Привезла особой травы. Ее варила. Ей было сказано, что таким образом она сможет прожить еще шесть лет. Старалась Милочку приучить к жизни. Водила в специальную школу, учила чистить картошку, разговаривать. В 17 лет ей подарили туфли с каблуками. Мила начала работать в местной мастерской, занимающейся склейкой конвертов. Бухара решила дочь выдать замуж. А после отправиться на родину умирать. Познакомилась вскоре с Берманом. Выяснилось, что он болен так же, как Милочка. Сыграли свадьбу. Вскоре Бухара уехала. Умерла она через 5 дней. Милочка и Григорий были счастливы. На этом мы заканчиваем наше краткое содержание. «Дочь Бухары» — это невероятно трогательный рассказ, который достоин внимания каждого.

Смысл произведения «Как я ловил человечков»

Автор, на примере Бори, показывает юным читателям, до чего может привести непослушание и собственное любопытство. Любознательность и нетерпеливость мальчика привели к поломке запретной и такой дорогой бабушке вещи, а ведь он поклялся к нему не прикасаться и не сдержал слово. Что она о нем подумает, какая у нее будет реакция? Боря даже представил, как рассердится старенькая. Может, будет ругаться и перестанет его любить.

Только тогда, когда кораблик был испорчен, да еще напрасно – человечков не оказалось, герой рассказа осознал свою вину, очень испугался и спрятался под одеяло на кровати, услышав бабушкины шаги.

Вывод: чтобы не было горько и больно потом, нужно слушаться и уважать родителей и близких людей, которые любят и желают только добра, не обманывать и не хитрить.

Сюжет рассказа «Дочь Бухары»

Сюжет рассказа «Дочь Бухары» Людмилы Улицкой повествует о жизни главной героини, которая родилась и выросла в Бухаре, в семье еврейских торговцев. Она была единственным ребенком в семье и очень любила своих родителей. Однако, после революции 1917 года, ее жизнь кардинально изменилась. Ее отец был арестован и расстрелян, а мать умерла от болезни. Героиня осталась одна и вынуждена была покинуть родной город и отправиться в Москву, где ее ждала судьба, полная испытаний и трудностей.

В Москве героиня познакомилась с молодым человеком, который помог ей найти работу и обрести новых друзей. Однако, их отношения не сложились, и героиня осталась одна. Она продолжала работать и жить в Москве, но ее жизнь была полна тоски и одиночества. В конце рассказа героиня встречает свою судьбу в лице молодого еврея, который влюбляется в нее и предлагает ей брак.

Сюжет рассказа «Дочь Бухары» является глубоко драматическим и отражает трагические события, происходившие в России в начале XX века. Героиня рассказа вынуждена пройти через множество испытаний и потерь, но она не теряет надежды и продолжает жить, искать свое место в жизни и любить.

Об авторе книги

М. А. Шолохов родился 11 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенская (ныне Ростовской области). Отец — Александр Михайлович Шолохов (1865—1925) — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать — Анастасия Даниловна Черникова (1871—1942) — дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Учился будущий писатель в Вёшенской гимназии. В 20-х годах жил с семьёй в станице Каргинской. Участвовал в ликвидации неграмотности среди взрослых хуторян, вел перепись населения, работал учителем начальной школы, участвовал в продразверстке. В октябре 1922 года М. А. Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак (учреждения системы народного образования (курсы), осуществлявшие переподготовку (повышение до средне — образовательного уровня) абитуриентов вузов) не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия». В 1924 году женился на Марии Петровне Громославской (1901 — 1992), дочери бывшего станичного атамана, и с того времени были неразлучны до конца своих дней. Шолоховы прожили вместе 60 супружеских лет, вырастив и воспитав четверых детей, у них много внуков и правнуков. Похоронены Михаил Александрович и Мария Петровна рядом, в саду у своего дома. (Писатель скончался в родной станице 21 февраля 1984 года.)

Сравнение с другими произведениями Л. Улицкой

Сравнивая «Дочь Бухары» с другими произведениями Л. Улицкой, можно заметить, что автор всегда остается верна своему стилю и тематике. В ее произведениях часто присутствуют женские образы, которые сталкиваются с трудностями в жизни и ищут свое место в обществе. Однако, «Дочь Бухары» выделяется своей экзотической атмосферой и глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти. В отличие от «Медеи и ее детей» или «Даниэль Штайн, переводчик», где автор обращается к проблемам семьи и отношений, в «Дочь Бухары» Л. Улицкая рассматривает тему смерти и наследия, которые становятся главными мотивами рассказа. Таким образом, «Дочь Бухары» является уникальным произведением в творчестве Л. Улицкой, которое заслуживает особого внимания и анализа.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме: Игра в классики

Игра в классики на сайте «Лаборатория Фантастики»

«Игра в классики» (спектакль «Эпигон-театра», режиссер — Владимир Агеев, в ролях — Мага-Лусия — Ирина Гринева; Орасио — Владимир Агеев; Осип — Сергей Герасин; Автор — Андрей Звягинцев)

Для улучшения этой статьи желательно:

Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Место действия

Московские переулки, тяжелая жизнь после окончания военного бедствия – именно с такого описания начинается рассказ «Дочь Бухары». Анализ произведения учащийся может начать именно с описания места действия. В архаической жизни Москвы послевоенного времени не было такого понятия, как личная жизнь – само понятие семейной тайны отсутствовало. Любая заплата на подштанниках являлась достоянием всех и каждого. Видимость и слышимость постоянно сопровождали любого, кто жил в этой среде. Ежеминутно в повседневность вторгалась соседская жизнь. Возможность выжить обеспечивалась лишь тем, что громкий скандал с одной стороны был уравновешен звуками пьяной гармони с другой.

В глубине огромного дома, который был разделен внутри многочисленными перегородками сараев, стоял достаточно приличный флигель, построенный еще в дореволюционные времена. К нему прилегал скромный сад. Здесь и жил старый доктор. Анализ «Дочери Бухары» знакомит нас с одним из главных героев этого рассказа. Однажды майским днем, когда все, кто должны были вернуться с фронта, уже давно вернулись, во двор подъехала машина марки «Опель-Кадет». Еще не успели дворовые ребята как следует осмотреть диковинный автомобиль, как из машины вышел майор. У него правильные и красивые черты лица, как будто он только что сошел с плаката.

Как я ловил человечков. Б. С. Житков

Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты.

А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря.

Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был!

Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась:

– Вот это уж не проси. Не то играть – трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память.

Я видел, что, если и заплакать, – не поможет.

А бабушка:

– Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха.

И пошла к полке.

Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:

– Честное-расчестное, бабушка. – И схватил бабушку за юбку.

Бабушка не убрала пароходика.

Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно, в нём живут человечки.

Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу.

Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.

А чуть шум – как мыши: юрк в каюту. Вниз – и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в щёлку. А они хитрые, человечки проклятые, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые.

Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать.

Бабушка говорит:

– Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься.

Бабушка:

– Чего ты всё ворочаешься?

– А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. – Это я наврал: дома ночью темно наглухо.

Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но всё же было видно, как блестел пароходик на полке.

Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо.

Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился – шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло. Я чуть двинулся вперёд. Проклятая кровать скрипнула.

Я спугнул человечка!

Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул.

Ух ты! Конфетища! Для них это – как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики – маленькие-маленькие, но совсем всамделишные – и начнут этими топориками тюкать: тюк-тюк! тюк-тюк! И скорей пропирать конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы всё вёртко.

Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, всё равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет – ни туда, ни сюда. Пусть убегут, а всё равно видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто-нибудь с перепугу топорик упустит.

Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходике на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький-преостренький.

Днём я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что мне холодно, и вернулись мы скоро. Я глянул первым делом на пароходик! Леденец как был – на месте. Ну да! Дураки они днём браться за такое дело!

Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Человечки меня перехитрили.

Я утром глянул – леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула глядел – топорика, конечно, не было. Да чего же им было бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось – всё подобрали.

Урок литературного чтения по теме “Б.С. Житков «Как я ловил человечков»”, 4-й класс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: