Темы и проблемы
- Основная тема главы «Фаталист» — размышления на тему человеческой судьбы, существования судьбы, избежать которой никому не удастся. Люди задумывались над этими вопросами и раньше, считая, что боги предписывают каждому свой жизненный путь. И невозможно угадать, когда должно было произойти то или иное знаменательное событие.
- Это также поднимает проблему столкновения внутреннего скептицизма с почти мистической реальностью. Печорин не знает, почему все пошло именно так, поэтому и говорит себе: «. после всего этого, кажется, кажется, не стать фаталистом?» Однако он заключает, что лично для него проблемы судьбы не представляют особого интереса. Ведь «ничего хуже смерти не случится — а смерти не избежать!».
Зарождение и история фатализма
Выше мы рассматривали фатализм в основном как индивидуальное мировоззрение, формирующееся у человека под влиянием тех или иных обстоятельств. Но фатализм – это система взглядов, существовавшая и развивавшаяся на протяжении многих веков. Принято считать, что он зародился в Древнем Риме – цивилизации с тщательно продуманной и хорошо структурированной политеистической религией.
Фатум в древнеримской мифологии был олицетворением судьбы. Древние римляне верили, что Судьбу человека определяют особые божества – Фаты. В древнегреческой мифологии также описывались божества, отвечающие за судьбу людей – Мойры
Другие древние религии также уделяли большое внимание судьбе, пророчествам и предназначению. Но именно римляне и греки первыми выделили фатализм в отдельную систему взглядов
Во всех современных религиях присутствует концепция расплаты за хорошие и плохие поступки. Это также разновидность фатализма, поскольку суть подобных верований заключается в том, что будущее человека определяется заранее, и совершив определенные поступки, он уже не сможет избежать расплаты. Кроме того, практически во всех религиях в мельчайших деталях описан «Конец света». Интересно, что к повседневным пророчествам и гаданиям большинство религий при этом относится негативно (и возможно, не зря).
Всевозможные Прорицатели, гадалки и астрологи умело эксплуатируют склонность большинства людей к фатализму. И вполне современный человек с хорошим образованием может заказывать индивидуальный гороскоп, веря в то, что движение Юпитера как-то предопределяет его судьбу. И причина отнюдь не в том, что он не способен мыслить рационально. Для него это отличная возможность переложить ответственность за собственную жизнь на судьбу и не тратить эмоциональную энергию на сомнения и переживания.
Глава «Фаталист»
Это последняя часть в психологическом романе «Герой нашего времени». Опубликована она была еще в 1839 году в издании «Отечественные записки».
Григорий Александрович Печорин пребывает в одной из крепостей на Кавказе, где ведется уже долгая война с горцами. По каким-то делам его направляют в казачью станицу. Там военные по вечерам играют карты, обсуждают различные истории и весело проводят время. В один из дней они разговаривают о мусульманском поверье, будто бы вся жизнь человека написана на небесах. Кто-то верит в это, а кто-то — нет.
Один из самых азартных игроков по фамилии Вулич решает испытать судьбу и заключает пари. Для этого он снимает со стены первый попавшийся пистолет и взводит курок. Он не знает, заряжено ли оружие. Печорин говорит ему, что видит на его бледном лице скорую гибель.
Вулич направляет дуло себе в висок и нажимает на спусковой крючок. Оружие не выстреливает, но оказывается заряженным. Когда он стреляет во второй раз уже в стену, то легко пробивает фуражку, которая там висела.
После этого Печорин говорит, что не понимает, почему ему казалось, будто Вулич должен сегодня непременно умереть. Во время возвращения домой главный герой видит на дороге разрубленную шашкой свинью. Григорий идет домой спать, но вскоре его будят казаки и говорят о напившемся товарище, зарубившем свинью. Позже он узнает, что тот же казак убил ночью Вулича.
Сам убийца спрятался на окраине поселения в пустой хате. В его руках оказывается пистолет, а сдаваться он не собирается. Никто не хочет врываться в дом, чтобы его обезвредить. Печорин решает испытать судьбу и вызывается добровольцем.
Пока казаки уговаривают товарища сдаться, отвлекая его, Печорин открывает ставни и влетает в окно. Сразу же раздается выстрел, но пуля лишь слегка задевает одежду героя. Григорий скручивает убийцу, в хату врываются казаки.
После возвращения в крепость Печорин рассказывает о случившемся Максиму Максимычу. Опытный офицер не любит философские рассуждения и делает замечания о дурных азиатских курках, которые часто осекаются, если их плохо смазать или неплотно прижать. Вулича он жалеет, но говорит, что не стоит ночью разговаривать с пьяным. Этим все и заканчивается.
Характер Печорина в главе фаталист – основные черты
Тест ЕГЭ включает вопросы касательно характера главного героя повести. Автор изображает его как сильную духом личность. Главное задание персонажа – достигнуть поставленных целей. В пяти разделах романа отмечается – Григорий вмешивается в жизнь окружающих, приносит беды, несчастья.
В последней главе писатель демонстрирует другие качества Печорина. Поймав убийцу офицера, он сделал доброе дело. Основные черты характера героя в части «Фаталист»:
- Храбрость;
- Отвага;
- Смелость;
- Героизм.
Автор не разъясняет причины, заставившей героя пойти на риск. Он хотел принести пользу людям или проверить предопределенность собственной судьбы.
Смотри также: Отрицательные черты Печорина: почему он – противоречивая натура
Сюжет «Героя нашего времени» за 3 минуты
Краткое содержание «Герой нашего времени» Лермонтов:
События романа происходят в первой половине XIX века.
- Глава “Бэла”
Рассказчик романа, русский офицер, путешествует по Кавказу. Здесь он знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем, от которого слышит интересную историю об офицере Григории Печорине. Григорий Печорин — молодой богатый дворянин, умный и образованный человек. Печорин с детства привык к роскоши и высшему свету. Несмотря на это, он глубоко несчастен, ему надоела его жизнь. Когда-то Максим Максимыч и Печорин вместе служили в крепости на Кавказе.
Здесь Печорин влюбился в местную жительницу, юную красавицу Бэлу. Он украл ее из дома. Печорин и Бэла жили счастливо 4 месяца, но внезапно Печорин начал скучать с любимой. Бедная девушка начала страдать от этого. Однажды Бэлу похитил разбойник Казбич. Он ранил девушку, бросил ее и скрылся от погони. Через 2 дня Бэла умерла. Спустя три месяца Печорин уехал служить в Грузию. Сообщив историю о Печорине, Максим Максимыч прощается с рассказчиком романа.
- Глава “Максим Максимыч”
Вскоре рассказчик романа и Максим Максимыч снова встречаются, уже во Владикавказе. Здесь они вместе видят Григория Печорина. Печорин ведет себя холодно с Максимом Максимычем, быстро прощается с ним и уезжает в Персию. Холодность Печорина обижает Максима Максимыча. Он решает избавиться от дневников Печорина, которые хранятся у него, и отдает их рассказчику романа. “Журнал Печорина” Предисловие к “Журналу Печорина” Дневники Печорина хранятся в руках у рассказчика романа. Спустя время рассказчик узнает, что Григорий Печорин умер по пути из Персии в Россию. Теперь, после смерти Печорина, рассказчик решает опубликовать его увлекательные дневники — “Журнал Печорина”. Эти записки состоят из трех глав: “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”.
- Глава “Тамань”
Печорин приезжает в Тамань по служебным делам. В Тамани он останавливается в доме бедняков. Слепой мальчик и девушка-“ундина”, живущие в доме, оказываются контрабандистами. По ночам они разгружают лодку с товарами, которые привозит их сообщник Янко. Печорин предупреждает девушку о том, что ему все известно. Красавица заманивает Печорина на свидание и пытается его утопить. Печорин спасается, а девушка в ту же ночь уплывает с Янко в другие места, чтобы ее не арестовали. Слепой мальчик остается на берегу и плачет. В ту же ночь Печорина обворовывают. Он догадывается, что это сделал слепой мальчик. Печорин оставляет это дело без огласки и уезжает из Тамани.
- Глава “Княжна Мери”
В мае Печорин приезжает в Пятигорск на воды. Здесь он встречает старого приятеля, юнкера Грушницкого. Здесь же герои знакомятся с княгиней Лиговской и ее дочерью, княжной Мери. Грушницкий влюбляется в княжну Мери, но та не отвечает ему взаимностью. Мери влюбляется в Печорина. Однако Печорин не любит ее и лишь играет ее чувствами ради забавы. Здесь же Печорин встречает свою давнюю любовь, замужнюю женщину Веру.
Вскоре Печорин, княжна Мери, Вера и Грушницкий перебираются из Пятигорска в Кисловодск. В Пятигорске Печорин однажды приходит на тайное свидание к Вере (та живет в одном доме с княжной Мери). Грушницкий застает Печорина после свидания и решает, что тот посещал княжну Мери, а не Веру. Ослепленный ревностью Грушницкий распускает сплетни о Мери, за что Печорин вызывает его на дуэль и в ходе поединка убивает. В наказание за дуэль начальство посылает Печорина служить в крепость N (здесь он знакомится с Максимом Максимычем и встречает Бэлу).
- Глава “Фаталист”
Находясь в крепости N, Печорин едет по служебным делам на 2 недели в казачью станицу. Здесь Печорин присутствует на встрече офицеров. Внезапно сербский поручик Вулич предлагает сослуживцам спор: он утвержает, что судьба существует и что в жизни все предопределено. Печорин решает поспорить с Вуличем и ставит на то, что в жизни ничего не предопределено. Чтобы доказать свою правоту, Вулич берет пистолет и стреляет себе в лоб.
Ему везет: пистолет оказывается не заряжен. Вулич остается жив и выигрывает спор. Печорин тем временем как будто читает на лице Вулича, что тот сегодня умрет. Действительно, в тот же вечер Вулич погибает от рук пьяного казака. Печорин участвует в поимке преступника и сам чуть не погибает. После этого Печорин возвращается в крепость N, где продолжает служить и вскоре знакомится с Бэлой (см. глава “Бэла”).
Конец.
Читайте сочинение “Зачем я жил?” по произведению “Герой нашего времени”.
Композиция
Формальная и смысловая организация произведения простая: последовательность сюжетных элементов в нём не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Главу «Фаталист» условно можно разделить на три части: спор Печорина и Вулича, размышления Печорина о фатуме, смерть Вулича и эпизод захвата казака.
Жанр произведения – новелла, доказательством чего являются такие особенности: небольшой объём, два главных героя, необычное событие, на котором сконцентрировано внимание, трагический финал, сюжет всё время держит читателя в напряжении. Произведение М.Ю
Лермонтова «Фаталист», как и весь роман “Герой нашего времени”, следует отнести к реалистическому направлению, так как повествование основано на реальных событиях и дано правдивое изображение действительности.
Краткий анализ
Год написания
— 1838.
История создания
— Исследователи полагают, что произведение было написано под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета. Большинство биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом.
Тема
— В произведении можно выделить широкую и узкую тему: широкая — жизнь и смерть, узкая — фатум в жизни человека.
Композиция
— Композиция произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Важную роль для развития основных мотивов играют диалоги.
Жанр
— Новелла.
Направление
— Реализм.
Старшая дочь
Попросила у отца золотой самоцветный венец, который сиял бы так же ярко, как и солнце. Несмотря на то, что отец соглашается и выполняет ее просьбу, воспользовавшись для этого своими связями из-за океана и потратив на приобретение венца немалое количество денег, впоследствии отказывается выполнить его просьбу и поселиться в имении чудовища. Своего отца и сестер любит. Обосновывает отказ тем, что просьбу чудовища должна выполнять та, по чьей просьбе отец нарушил запрет и сорвал аленький цветочек в саду. Позднее, когда младшая сестра возвращается из дома чудовища навестить заболевшего отца и сестер, начинает ей завидовать и переводит вместе со средней сестрой часы так, чтобы младшая сестра не смогла вернуться к чудищу в условленное время. В конце сказки присутствует на свадьбе младшей сестры и чудовища.
Цитата персонажа: «Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого, а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого».
Занимательная тема
Многие философские вопросы поднимает роман «Герой нашего времени». Глава «Фаталист», например, раскрывает тему предопределения судьбы. Однажды Печорину довелось провести пару недель в казачьей станице. По вечерам он вместе с остальными офицерами играл в карты. Как-то раз разговор у них зашел разговор о различных верованиях. Мол, мусульмане считают, что судьба человека предначертана заранее, да и некоторые христиане с ними согласны. Во время этих рассуждений к столу приблизился некий офицер, который до этого все время сидел в дальнем углу комнаты. Это был серб Вулич — мужественный и малоразговорчивый человек, который никому не доверял своих тайн, но испытывал непреодолимую страсть к игре.
История создания
Последняя часть романа М. Ю. Лермонтова была написана в 1838 г. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространенная версия следующая: М. Ю. Лермонтов вместе со своим приятелем А. А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф П. А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди Михаила Юрьевича П. А. Висковатова.
Некоторые ученые считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.
Смысл
Этим эпизодом Лермонтов показывает непредсказуемость существования, описывает загадочную историю, чтобы проверить миропонимание персонажа на прочность. Печорин рискует сначала чужой — во время пари, а затем и своей жизнью, бросившись задержать убийцу, желая убедиться в реальности судьбы. И невольно понимает, что в мире есть место необъяснимому. Такова главная мысль главы «Фаталист».
Из этой истории можно сделать вывод, что судьба есть, и именно она рассудила, кому и когда умереть. Однако автор не дает свою оценку произошедшему: возможно, мнительному герою почудилось, что на лице Вулича есть печать смерти, а его гибель была случайностью, от которой никто не застрахован.
Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)
В данной главе автор рассматривает философский вопрос о предопределении и свободной воле. Однако для Лермонтова был более важна тема взаимоотношения человека и общества, насколько сильно влияние среды. В главе «Фаталист» он дает ответ на этот вопрос.
Действия персонажей порождены прежде всего скукой. Именно бесцельность существования, порождающая ее, и является главной темой «Героя нашего времени». Один из офицеров – Вулич, во время спора о мусульманских верованиях, решает проверить существует ли судьба, от которой человеку никак не уйти. Со свойственной боевым офицерам удалью (дело происходит на Кавказе, в ходе многолетней и вялотекущей войны с горцами), он предлагает рискнуть жизнью для того, чтобы проверить, насколько человек свободен и может сам влиять на течение своей жизни.
Смертельно опасный эксперимент заканчивается невероятным происшествием. При выстреле в голову происходит осечка, тогда как следующий, произведенный в сторону, поразил цель. Это должно было убедить всех, что Вуличу предназначено жить дальше, что предопределение существует.
Однако автор усиливает впечатление. Печорину кажется, что Вулич должен был в тот день умереть. Главный герой видел это в мелких и до конца необъяснимых деталях. Через несколько часов офицера, рисковавшего жизнью для разрешения сугубо теоретического спора, убивает пьяный казак. Происшествие это довольно необычно, что усиливается случаем с осечкой, произошедшим прямо перед этим. Получалось, что человек не может сам выбирать не только время своей смерти, но даже и способ.
Когда Печорин беседовал об этом с Максимом Максимовичем, то последний не пожелал вдаваться в этот вопрос, от которого явно веяло страхом и необходимостью многое переосмыслить в своей жизни. Простоватый офицер предпочел списать произошедшее в тот день на цепь случайностей. Печорин также не был склонен сразу автоматически принять мировоззрение, основанное на всевластии судьбы. Однако он явно чувствовал, что этот случай может многое объяснить в жизни.
Завершив произведение, посвященное влиянию обстоятельств на неординарного человека, которому нет место при существующем порядке вещей, этим эпизодом, автор соотношению поступков, продиктованных личным выборов и социальной средой. Общество оказывается сильнее отдельного человека, навязываемые им нормы и правила поведения в ряде случаев определяют жизнь не хуже предписанной свыше таинственной судьбы. Человек лишен свободы именно в этом смысле. Большую часть времени герой произведения исполняет свои обязанности по службе и вынужден подчиняться этикету, принятому в дворянском обществе. В предыдущих главах Печорин побеждал противников и добивался своего, но был бессилен против общего течения жизни. Однако и такой неординарный человек, как Печорин не мог проявить свои таланты и способности, вследствие чего им постоянно владела скука, толкавшая на экстравагантные поступки.
Вариант 2
Сказку Сергея Тимофеевича Аксакова едва ли можно назвать детской. Её с удовольствием читают и взрослые, поскольку она учит верности, преданности и пропитана романтизмом.
Несмотря на то, что сказке «Аленький цветочек» уже порядка 160 лет, она до сих не потеряла своей актуальности. Многие современные истории опираются на сюжет «Аленького цветочка». Самый яркий пример –диснеевская сказка «Красавица и Чудовище».
Самая главная составляющая «Аленького цветочка», которая и делает сказку такой интересной и захватывающей, это её главные герои. Все они имеют разные характеры и моральные качества, поэтому история и получилась такой колоритной.
Поэтому сложно сказать, в чём причина неравноправной любви в семье. Либо Настеньку любили больше, потому что она была добрая, либо наоборот, она была мила и нежна, потому что получала больше внимания.
В любом случае, Настенька была олицетворением кротости и невинности
Она много мечтала и обращала внимание на сны. Также, младшая дочь Настенька была ответственна и умела держать обещания
Главным мужским героем в сказке «Аленький цветочек» является Чудище, то есть Прекрасный Принц. Несмотря на внешнюю непривлекательность, это очень добрый, но одинокий персонаж.
В сказке Чудище представлено гостеприимным хозяином. Он по-доброму относился к Настеньке, всячески старался её радовать и отпустил к семье, хотя знал, что может умереть от горя.
В конце сказки, полюбив и получив в ответ взаимность, Чудище стал Прекрасным Принцем. С помощью этого образа Аксаков показал, что человека определяет не внешность, а его доброе сердце.
Второй мужской персонаж в «Аленьком цветочке» – это купец, отец Настеньки. Это довольно богатый человек, готовый исполнить любое материальное желание своих дочерей.
Купец в сказке представлен очень ответственным и добрым отцом, однако чувство долга и чести для него тоже важны. Он собирался выполнить обещание, данное Чудищу, но Настенька сделала это за него.
Старшая и средняя дочери – Прасковея и Марфа – являются сёстрами Настеньки. Это очень самолюбивые и хитрые девицы, которые думают только о себе и своих подарках.
И Марфа, и Прасковея очень завистливые персонажи, и это проявляется на протяжении всей сказки «Аленький цветочек». Но их подлые качества наиболее раскрываются в конце истории.
Зная, чем опоздание Настеньки может обернуться для Чудища, они всё равно постарались её задержать. Девушки очень завидовали Настеньке – она живёт в замке, её носят на руках и исполняют все желания.
Им даже не хватило по сундуку подарков, которые Чудище передал от чистого сердца. Марфа и Прасковея – главные отрицательные персонажи сказки «Аленький цветочек».
История, написанная Сергеем Тимофеевичем Аксаковым в 1858 году, учит уже не одно поколение детей и взрослых самым важным качествам – чувству долга, ответственности и умению полюбить не внешность, а душу.
Является ли Печорин фаталистом – разбор последней главы
Роковые события еще в античный период вызывали интерес писателей. Многие произведения о фатальном исходе человеческой жизни затрагивали деятели литературы. Образ Печорина в фаталисте проявляется в следующей ситуации:
- Персонаж обезоруживает казака, убившего офицера, самостоятельно, не боясь смерти. Это стало первым действием героя, принесшим пользу обществу;
- Изначально Григорий безответственно относится к чужим жизням, после принимает удар на себя. В этом эпизоде он уверен – свою судьбу не обманешь. Если придется погибнуть сегодня, этого не избежать. Здесь ярко выражается фаталистический настрой персонажа;
- В других главах произведения Печорин утверждает, что сам является хозяином своей судьбы. Высшая власть не может управлять его действиями;
- Не один эпизод указывает на противоречивость взглядов главного действующего лица. Возможно, в душе он верит в предопределенность бытия. Герой отрицает этот факт, чтобы жить ярко, уверенно, смело.
Однозначного ответа на вопрос фатализма Григория нет. Мнения критиков на эту тему расходятся. Стремление к самореализации, основанное на отрицании, является одним из объяснений противоречивости суждений Печорина.
Сочинение на тему: музыка в нашей жизни
Очень часто в школе школьникам задают сочинение рассуждение на тему: роль музыки в жизни человека, значение музыки и ее влияние. По этой же тематике есть вопросы и на ЕГЭ. Давайте поработаем над нашим сочинением, поделимся своими мыслями, которые помогут раскрыть эту непростую тему: музыка в моей жизни.
Музыка в моей жизни сочинение
В сочинении на тему: музыка в моей жизни, хочется сразу сказать о том, что музыка — это вид искусства, где имеется свой язык передачи человеку смысла и сути произведения. И здесь мы видим, что музыка к нам обращается с помощью звуков, издаваемых разнообразными инструментами. Эти звуки, словно волшебство из детских сказок, они способны взрослого человека вернуть в детство, помочь расслабиться или поднять настроение.
Если говорить о роли музыки в жизни человека, то она огромна, ведь музыка способна влиять на человека, и его настроение
Уже с детства маленький ребенок вслушивается в мелодию колыбельной, засыпая под спокойные звуки и нежные слова, поэтому важно слушать хорошую музыку, которая делит с человеком радость и горе, может наполнить человека добром, став украшением его жизни. Мы выбираем музыку себе по душе и у каждого она своя, но в целом, ни один человек не живет без музыки
Любое торжество или мероприятие сопровождается музыкальным звучанием. Без музыки не проходят спортивные соревнования, музыкой наполнены концертные залы, музыка звучит по радио, в интернете, в парках, в магазинах.
Лично в моей жизни музыка стоит не на последнем месте. Она всегда со мной. Когда мне плохо, когда грустно, когда весело или радостно. Я с удовольствием слушаю классическую музыку, которая насыщает мой духовный мир возвышенными звуками. Я пропускаю через себя каждую ноту, каждый звук, наслаждаясь ее волшебством. Я бы могла назвать себя меломаном, так как слушаю разные направления, стили, и мне нравятся почти все исполнители. Даже скажу больше. Мне нравится и повседневная музыка. Спросите меня, что это такое? Многие ее не замечают, а я вслушиваюсь в каждый ее звук. Вот птица запела, а вот проехал автомобиль и проехал поезд, где-то залаяли собаки. Это тоже своеобразная музыка, где звуки сливаются в единое звучание. Просто данную музыку нужно научиться слушать.
Знаете, как-то Ницше сказал: без музыки жизнь была бы ошибкой. И я согласна с каждым его словом.
Сочинение на тему: музыка в нашей жизни
Поднимаемые проблемы
Роман М. Ю. Лермонтова стал значительным идейным вкладом в русскую литературу. По замыслу автора это произведение должно было не только отражать современную ситуацию в социуме и передавать его нравственное настроение, но и быть близким читателям последующих эпох. Поднимаемые Лермонтовым проблемы были и остаются актуальными, даже спустя почти два столетия после выхода романа.
Центральными вопросами романа стали:
- представление о счастье, добре и зле;
- поиск истинного себя и смысла жизни;
- становление личности и свобода выбора.
Эти вопросы находят своё отражение в мыслях, поведении и характере главного героя — Григория Печорина. Главный герой проходит через череду жизненных испытаний, в которых он не раз становится на пороге выбора.
Образы главных героев
Помимо главного героя всего романа — офицера Григория Печорина (вот его подробное описание), ироничного и скучающего молодого человека, мнения которого внезапно подвергаются испытанию, — в главе есть еще два не менее ярких образа.
- Лейтенант Вулич, национальность которого автор определяет как серб, отмечая характерные черты портрета, был довольно закрытым в общении человеком. Он не доверял ни одному из своих чувств и секретов, но отличался смелостью и азартом. Даже на поле боя он сначала предпочитал отдать долг, а уж потом драться напрямую.
- Казак Ефимыч — убийца Вулича, не полностью признавший свою вину и не желавший быть наказанным за преступление. Здесь он выступает своеобразной «рукой судьбы», являясь причиной аварии.
Лермонтов — Фаталист. Анализ главы
Структурная основа произведения строится таким образом, что квинтэссенция главного героя и замысел раскрываются поэтапно. Каждая последующая часть инкорпорирует впечатления предшествующих, помогая найти ответы на возникающие у читателя вопросы, тем самым контролируя движение мыслительного процесса. Следовательно, допустимо предполагать, что ответы на вопросы оставшиеся у читателя после повести «Княжна Мери», необходимо искать — в «Фаталисте».
В повести «Фаталист» открываются подлинные поведенческие мотивы Печорина и вместе с этим, становится очевидна вся художественная идея произведения.
Основой главы «Фаталист» становятся стремительная смена событий в течении одной ночи. Сначала игра в карты, спор героев по вопросу фатальности судьбы, затем «трагически случайная» гибель Вулича, отважный поступок Печорина
Всё это способно притягивает внимание читателя
Лермонтов сталкивает в данной главе две абсолютно разные позиции относительно мировоззрения. Печорин утверждает, что человек с помощью воли и разума сам способен решать свою судьбу. Что нет никакой высшей силы, которая управляет чужими жизнями. Такая позиция героя приводит к превозношению собственного я, которое становится для него единственным Богом. Фаталистом является Вулич, у которого кардинально другой взгляд. Он убежден, что все кругом подвержено фатальности.
Для чего автор романа создает из этих взглядов спор?
Такие спорные моменты помогают понять глубинную сущность человека, в частности Печорина, его убеждения, характер, способствуют раскрытию его индивидуальной позиции.
Такое мнение у Печорина сложилось засчет того, что он сам перестал верить во многие вещи. На страницах романа он признается, что любит во всем придаваться сомнению, абсолютное незнание исхода события придает ему смелость.
Основным критерием нравственной основы для Печорина предполагается личное упоение, поощрение прихотей, превозношение гордыни, достижение целей.
Действенность и напор характера герой культивирует в себе. Он достигает результатов любыми средствами. Порой такими средствами оказываются любящие его люди.
После прочтения романа читатель имеет возможность философствовать об эгоистичном индивидуализме героя, который затрагивает и современных людей. Подобные раздумья и поиски до сих пор являются мучительными проблемами перетекающими в споры.
Заключение
В своём произведении Лермонтов попытался найти ответ на вопрос о предопределении человека, влиянии фатума в его жизни. На примере главных героев он продемонстрировал, насколько беспомощными порой бывают люди перед лицом своей судьбы.
Две недели своей жизни Печорин провел в казачьей станице. Вечерами офицеры любят собираться за карточными играми.
В один из таких скучных вечеров в доме майора С. начался разговор о мусульманском поверье в то, что судьбы людей написана небесами и тогда каждый из присутствующих старался рассказать свою жизненно правдивую историю, которую ему доводилось встретить или услышать.
Один из игроков, поручик Вулич, имевший колоритную внешность и особый интерес к азартным играм, предлагает провести жизненный эксперимент. Суть которого состояла в том, чтобы испытать себя и распознать на сколько человек может управлять своей судьбой или жизненно предначертанная роком минута существует независимо от него. Печорин предложил спор.
Все присутствующие расположились за круглым столом в ожидании. Печорин смело заявил о скорой смерти поручика. Вулич с хладнокровной улыбкой попросил у майора заряженный пистолет. Офицеры оживленно спорили, отговаривали или заключали новы пари. Приказав всем замереть, поручик, приставив пистолет ко лбу, выстрелил. Пистолет дал осечку. Следующий его выстрел был в неподалеку висевшую фуражку — пороховой дым заполнил всю комнату. Вулич, выиграв спор, сложил в кошелек червонцы.
Идя домой Печорин размышлял о происшедшем. Споткнувшись обо что мягкое, он с ужасом разглядел в темноте разрубленную свинью. Казаки, бежавшие ему на встречу, рассказали о пьяном казаке, который гнался с шашкой за свиньей.
Утром Печорин узнал о смерти Вулича, который был зарублен тем самым пьяным казаком. Последними предсмертными словами поручика была фраза: » Он прав!». Офицер был единственным кто, понял мистическое значение этих слов.
Убийца поручика находился на окраине поселения и заперся в хате. Поднялась страшная суматоха. Женщины с плачем, военные — все спешили в ту сторону. Среди толпы, что образовалась вокруг хаты, взгляд Печорина привлекла старая женщина, ее лицо было преисполнено отчаянья и скорби. Это была мать убийцы.
Никто не решался зайти в избу к убийце первым. Печорин, посмотрев в щель ставни, увидел лежащего на полу казака, который до сих пор не мог прийти в себя. Есаул всячески пытался поговорить и образумить пьяного, но тот отказывался покориться и выкрикивал ругательства. Поступило предложение пристрелить казака прямо в хате для того чтобы он вдруг не покалечил окружающих его людей. Печорин решается испытать и собственную судьбу: захватить казака собственноручно. Пока есаул отвлекал убийцу, офицер с другой стороны хаты. В один момент раздался неожиданный выстрел над самым ухом Печорина и дым от пороха помог ему незаметно подобраться и схватить противника за руки. В течении трех минут подоспевшие казаки связали и вывели убийцу.
«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?»- так думал Печорин, вернулся в крепость. Поделившись своим рассказом с Максимом Максимовичем, он пожелал узнать его мнение. Штабс-капитан лишь заметил, что азиатские курки часто дают осечки, а вот шашки — никогда.
Поступок Печорина дает возможность увидеть человека, который верит в судьбу, но сам при этом не должен уклоняться от ее испытаний. Он смело идет на встречу с любыми жизненными коллизиями при этом самостоятельно умеет предусмотреть все сложности что возникают на его пути.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Заключение
Фаталист – это человек, во всём полагающийся на судьбу и не верящий, что способен повлиять на значимые события в своей жизни. Он уверен, что всё уготованное обязательно произойдёт, и любые попытки поступить иначе никак не повлияют на конечный результат. В чем-то подобное отношение к жизни полезно, поскольку значительно снижает количество стресса, связанного с переживаниями о собственных неудачах.
Кроме того, фаталист уверен, что если ему суждено утонуть, то в пожаре он не сгорит и от пули не погибнет, а потому в определенных ситуациях он может поступать довольно храбро и самоотверженно
Однако важно учитывать, что люди, добивающиеся действительно выдающихся успехов, редко бывают фаталистами, ведь они осознают, что всё зависит только от их настойчивости, но никак не от судьбы
Проявляться это может по-разному, но чаще всего ему свойственны следующие особенности поведения.
12.04.2019 8:49:08
2019-04-12 08:49:08