Тематические группы слов
Упражнение 128 — страница 15
Прочитай слова. В выделенных словах подчеркни орфограммы, в скобках запиши проверочные слова.
Выполненный вариант:
Раздели слова — название вещей на три группы.
Мебель: кресло, шкаф, диван, ширма. Посуда: чайник, стакан, кастрюля, кружка, блюдце, сковорода. Одежда: платье, перчатки, варежки.
На какой общий вопрос отвечают слова всех трёх групп: что? или кто? Подчеркни.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.
Упражнение 129 — страница 16
Прочитай стихи К. Чуковского. Выпиши слова одной тематической группы.
Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит ....
Что: чайник, кофейник.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. поставь знак ударения.
Упражнение 130 — страница 16
Прочитай две группы слов. Найди и подчеркни лишнее слово в каждой группе.
Кто? Соловей, чиж, бабочка. Что? Яблоко, груша, малина.
Поставь вопрос кто? или что? к каждой группе.
Глагол
Упражнение 161 — страница 36
Рассмотри рисунок. Расскажите, что делают школьники.
Составьте и запишите два-три предложения, используя слова для выбора. Глаголы подчеркните.
На детской площадке жизнь кипит ключом. Мальчишки играют в футбол. Вокруг поля весело бегает маленькая собачка Жучка. Одна девочка прыгает на скакалке. Вероника качается на качели. А Ирина с Верой разговаривают.
Слова для выбора: играют в футбол, бегает, прыгает, качается, разговаривают.
Упражнение 162 — страница 37
Угадай предмет по его действиям. Слово-отгадку запиши.
Светит, сияет, греет (что?) солнце. Бегает, прыгает, лает (кто?) собака. Поёт, клюёт, летает (кто?) петух.
Упражнение 163 — страница 37
Соедини стрелками существительные с глаголами. Глаголы подчеркни.
Получим:
Что у тебя получилось?
Обведи правильный ответ.
Упражнение 164 — страница 38
Прочитайте и отгадайте загадки. С помощью слов какой части речи описан предмет загадки? Подчеркни эти слова.
Светит, а не греет. (Луна) Летит - молчит, Лежит - молчит. Когда умрёт, Тогда заревёт. (Снег) И топчут её, И режут её, Она не серчает, Добром отвечает. (Почва)
Предмет загадки описан с помощью глагола.
Эффективность готовых ответов по русскому языку за 4 класс учебник Канакина В. П., Горецкий В. Г. (Просвещение)
Этот решебник считается лучшим, так как неоднократно доказывал свою эффективность на практике. Уже после первого применения сборника с ответами учащиеся добивались положительных результатов. Но для того чтобы достичь наилучших результатов, четвероклассникам необходимо регулярно выполнять домашние задания, активно работать на уроках и, конечно же, обращаться за помощью к ГДЗ издательства «Просвещение». На сегодняшний день лучшего пособия просто не найти. В справочнике собраны верные ответы ко всем номерам из основного учебника. Эту книгу выбирают многие. На это есть несколько причин:
- удобная навигация по номеру страницы;
- адаптирован под любые устройства: планшет, телефон, компьютер;
- полнота изложения материала;
- работает в режиме онлайн круглосуточно.
С этой книгой ребенок научится самостоятельно справляться с трудностями. Это поможет ему сосредоточиться, к примеру, на самой контрольной работе, а не ждать каждый раз помощи извне. Когда ребята работают в классе, им не кажутся некоторые задания сложными, ведь рядом есть учитель, который всегда подскажет верный ответ и подведет учащегося к результату. Дома дела обстоят иначе. Порой, даже самый легкий номер может показаться невыполнимым. Чтобы перестать волноваться и сосредоточиться на самом упражнении, специалисты рекомендуют всегда держать под рукой онлайн-шпаргалки. Тогда ребенок в спокойной домашней обстановке сможет решить самостоятельно все свои проблемы. А родители не будут больше переживать за успеваемость малыша.
Звуки и Буквы. Слог. Ударение
Упражнение 112 — Страница 4
Покажи Ване, как изменить слова, чтобы в них появился разделительный мягкий знак (ь).
Выполненное задание:
Лист - листья, крыло - крылья, дерево - деревья, брат - братья, полено - поленья, перо - перья. Соловей - соловьи, воробей - воробьи, муравей - муравьи, ручей - ручьи.
Упражнение 113 — Страница 4
Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком (ь).
Выполненное задание: Вспомним определение
Таким образом из слов представленных в упражнении следует подчеркнуть слова: Дарья, семья, житьё, пьеса, вьюга, шьют, пьют, друзья. Во всех остальных слова «ь» является показателем мягкости согласных. Таким образом, получим:
Упражнение 114 — Страница 5
Допиши предложения, используя слова для выбора.
Слова для выбора: олени, оленьи, семья, семя, полью, полю.
Выполненное задание:
P.S. В слове грядки — вставили букву «д». Проверочное слово — гряда или грядочка. В этих словах после согласного идет гласный.
Упражнение 115 — Страница 5
Допиши слова с разделительным мягким знаком (ь).
Выполненное задание:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе - это варенье. Домики для пчёл - это ульи. Снежная буря - это вьюга.
P.S. Тут может возникнуть сложность в названии домиков для пчёл. То есть как правильно улья или ульи? Если обратиться к словарем, то все встает на свои места.
- Улья — это слово в родительном падеже.
- Ульи — слово во множественном числе.
Упражнение 116 — Страница 6
Выпиши слова в две группы: сначала с разделительным мягким знаком (ь), а затем с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Выполненное задание:
Вылью, сошьёшь, медвежья, листья, Наталья. Объехать, объявить, съязвить, съёжиться, подъезд.
Какие слова не попали в эти группы?
В эти группы не попали слова с мягким знаком, который является показателем мягкости согласного.
Упражнение 117 — страница 6
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Завьюжила зима. Закружилась белыми хлопьями. Потом вьюга затихла. Братья Саша и Илья достали лыжи.
Приставка
Упражнение 142 — страница 23
Спиши, раскрывая скобки.
Все птицы улетели на юг. Малыши запели весёлую песню. Ученики написали диктант.
Часть слова перед корнем — это: предлог или приставка Обведи верный ответ.
Упражнение 143 — страница 24
Образуйте и запишите новые слова с приставками за-, пере-.
Игра "Кто быстрее?" Писать - записать, переписать. Бежать - забежать, перебежать. Ехать - заехать, переехать. Везти - завезти, перевезти. Играть - заиграть, переиграть. Говорить - заговорить, переговорить. Кричать - закричать, перекричать. Прыгнуть - запрыгнуть, перепрыгнуть.
Чем различаются записанные вами родственные слова?
Записанные родственные слова различаются по смыслу.
Упражнение 144 — страница 24
Какая буква в словах пропущена? Впиши её. Обозначь приставки.
Нам объявили, что будет контрольная. В гору шёл крутой подъём. Машина съехала с горы и подъехала к пристани.
В словах пропущена буква «ъ». Теперь обозначим в словах с пропущенными буквами приставки.
P.S. При разборе слов по составу «ъ» не относится ни к приставке, ни к корню слова. Однако в начальной школе для простаты твердый знак выделяют вместе с приставкой.
Упражнение 145 — страница 25
Попробуй образовать новые слова с приставками. Какое правило нужно вспомнить?
Подъезд, въезд, отъезд, переезд, разъезд. Объявил, предъявил, заявил. Отъел, объел, поел, съел.
При образовании новых слов с приставками следует вспомнить следующее правило.
Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы)
Упражнение 124 — страница 12
Подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством букв. Запиши их.
Лес - бор, стужа - мороз, зной - жара, базар - рынок.
Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.
Упражнение 125 — страница 12
Запиши по памяти отрывок из сказки А. Пушкина. С чем сравнивается месяц? В выделенных словах подчеркни безударные гласные, впиши проверочные слова.
Месяц, месяц мой дружок, Позолоченный (золото), рожок (рог)! Ты встаёшь (встал) во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий (светло), И обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.
Подбери к слову месяц слово, близкое по значению.
Синоним к слову месяц: луна, ночное светило.
Упражнение 126 — страница 13
Прочитай загадки.
Зимой греет, Поле бело, Весной тлеет, Семя чёрно. Летом умирает, Кто его сеет, Осенью оживает. Тот разумеет. (снег) (письмо)
Запиши выделенные слова парами.
Зимой - летом, умирает - оживает, бело - чёрно.
Это синонимы или антонимы? Верный ответ подчеркни.
Упражнение 127 — страница 14
Прочитай текст. В чём ошибся ученик? Устно исправь его ошибки.
Найдите и подчеркните орфограммы в выделенных словах. В скобках запишите проверочные слова.
Далеко (даль) на юге живот эвенки. Природа там очень суровая. Зима (зимы) короткая (короток) и жаркая. Лето длинное. Четыре месяца длится ночь. Люди привыкли к жаре (жар). Они носят меховую (мех) одежду.
Слова для выбора: на юге — на Севере, долгая — короткая, жаркая — морозная, длинное — короткое, к жаре — к холоду.
Запиши ответы на вопросы, правильно выбери слова.
Где живут эвенки? Эвенки живут на Севере. Какое на Севере лето, какая зима? Короткое лето и длинная зима. Как люди справляются с холодом? Люди носят меховую одежду.
Состав слова
Упражнение 131 — Страница 17
Помогите Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выдели корень.
Выполненное задание:
Т.о. у слов родина, родители, родственники — общий корень — род; у слов родной и родня — общий корень — родн, а у слово родник — корень родник.
Упражнение 132 — Страница 18
Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима. Подчеркните имена собственные родственников артиста.
Кто не слышал об артисте Тралиславе Трулялинском! А живёт он в Припевайске, В переулке Веселинском. С ним и тёлка - Трулялётка, И дочурка - Трулялюрка, И сынишка - Трулялишка, И собачка - Трулялячка.
Сравните эти слова. Обсудите, чем они похожи. Выделите и обозначьте дугой общую часть в этих словах.
Слова из стихотворения Бориса Заходера: Трулялинском, Трулялётка, Трулялюрка, Трулялишка, Трулялячка образованы от слова «тру-ля-ля», которое обозначает радость, веселье. Все эти слова являются образованными от одного корня путем добавления к ним различных суффиксов. Отметим общую в этих словах.
Упражнение 133 — Страница 18
Прочитай предложение. Выпиши родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выдели корень.
Родственные слова: голубь, голубка, голубятни. У всех у них общий корень - голуб.
Упражнение 134 — Страница 19
Подбери к каждому слову родственное слово и запиши его.
Слова для выбора: телёнок, слонёнок, тигрица, грачонок, коровий, слоняться.
Слон - слонёнок, тигр - тигрица, корова - коровий, грач - грачонок.
Какие слова нельзя назвать родственными?
Слон и слоняться не являются родственными словами, а также корова и телёнок не являются родственными.
Упражнение 135 — страница 19
Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.
Вода - краса природы. Журчат и мчатся весенние воды. Тихо бьёт из родника чистая водичка. Красиво блестят на солнце водяные брызги.
А теперь выделим корень в подчеркнутых словах и поставим в них ударение:
Т.о. в словах: вода, воды, водичка и водяные — корень: вод.
Упражнение 136 — страница 19
Прочитай. Выдели предложения. Озаглавь текст. Спиши его, вставляя пропущенные буквы и правильно оформляя предложения на письме.
Выполненное задание:
Холодная зима Стоит холодная зима. Белый пушистый ковёр накрыл поля и холмы. Деревья по ночам трещат от мороза. Рыбы ушли на дно рек и озёр. Лиса укрылась в норе. Только голодный волк бродит по лесам, полям и дорогам.
Упражнение 137 — страница 20
Подберите к каждому слову родственное слово. Вставьте пропущенные буквы.
Игра "Кто быстрее?" Гладкий - гладок. Скользкий - скользить. Сладкий - сладок. Хрупкий - хрупок. Узкий - узок. Робкий - робость.
Пропущенные буквы подчеркните. Объясните их правописание в корнях слов.
Упражнение 138 — страница 21
Прочитай. Подбери к выделенным словам однокоренные слова. Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Выполненное задание:
Мороз - морозец, морозилка, морозить, морозный, разморозка. Снег - снеговик, Снегурочка. Сад - высадка, садик, садовник.
А теперь выделим корень в однокоренных словах:
Упражнение 139 — страница 21
Выдели корень в родственных словах.
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни проверочные слова.
Травка - трава, травушка, травинка. Дубки - дубок, дубочек. Глазки - глазок, глазоньки. Дорожка - дороженька.
И выделим корень в словах:
Упражнение 140 — страница 22
Прочитай народные пословицы и поговорки.
Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы.
Выполненное задание:
Рыбка мелка, да уха сладка. Хороша кашка, да мала чашка. Ложка дёгтя портит бочку мёду. Зимой шубка не шутка.
P.S. Запишем проверочные слова к словам с пропущенными буквами. Рыбка — рыба, сладка — сладок, чашка — чашечка, ложка — ложечка, шубка — шуба.
Упражнение 141 — страница 23
Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Запишем пары родственных слова:
Звезда - звёздное, ненастье - ненастный, счастье - счастливая.
Выделим корень у этих слов:
Есть ли среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками? Подчеркни буквы на месте этих звуков.
Среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками следующие: звездное, ненастный, счастливая.
Имена собственные и нарицательные
Упражнение 119 — страница 8
Представь, что тебе подарили щенка и кошку. Как ты их назовёшь?
Я назову моего щенка Адам. Я назову мою кошку Флешка.
С какой буквы ты напишешь их клички? Почему?
Клички животных пишутся с большой буквы, потому что это имена собственные.
Упражнение 120 — страница 9
Прочитай прибаутку.
Позовём соседей в гости: коровку Матрёну, свинку Улиту, быка Мирона, боровка Микиту, овечку Пелагею, утку Варвару, барана Авдея, селезня Захара.
Из выделенных строчек выпиши сначала имена собственные, а затем нарицательные.
Имена собственные: Матрёна, Улита, Мирон, Микита, Пелагея, Варвара, Авдей, Захар. Имена нарицательные: коровка, свинка, бык, боров, овечка, утка, баран, селезень.
Упражнение 121 — страница 9
Прочитай текст. Впиши имена собственные.
Мое село Сосновка - это моё село. Оно очень красивое и светлое. Село стоит на берегу реки Белой. По берегам реки растут высокие сосны. Около села просторные луга. На лугу утка Варвара с утёнком и корова Матрёна. А вот боровок Микита да свинка Улита. А в доме кот Тимка. Он любит сметанку. Тимка у нас лакомка.
Какие еще имена собственные есть в тексте? Подчеркни.
Запиши развёрнутые ответы на вопросы.
- Как называется село?
- На берегу какой реки оно стоит?
- Кто пасётся на лугу?
- Кто живёт в доме?
Село называется Сосновка. Село стоит на берегу реки Белой. На лугу пасется утка Варвара с утёнком и корова Матрёна. В доме живёт кот Тимка.
Упражнение 122 — страница 11
Напиши о себе. Правильно оформи предложения на письме.
- В каком городе (в деревне, в селе) ты живёшь?
- На какой улице стоит твой дом?
- Какая река протекает у вас?
Я живу в Екатеринбурге. Мой дом стоит на улице Ленина. У нас протекает река Исеть.
Упражнение 123 — страница 11
Прочитай скороговорку. Вставь пропущенные буквы.
Собрала Маргаритка маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка маргаритки во дворе. (Н. Кончаловская)
§ 30. Восклицательные предложения
ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская ◄
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Тетивкина «Восклицательный знак». Какие ещё чувства могут выражать восклицательные предложения?
151. Прочитайте вслух отрывок из басни И. Крылова «Ворона и Лисица». Сколько в нём восклицательных предложений? Услышали ли вы интонацию восхищения? В каких случаях употребляются такие предложения?
6 восклицательных предложений. Такие предложения употребляются для выражения восторга, восхищения.
Упр. 152. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания. Объясните, в чём особенность предложений, записанных справа?
Невосклицательныепредложения | Восклицательныепредложения |
Мы были в лесу.Кто взял книгу? Прочитай книгу. | Мы были в лесу!Кто взял книгу?!Прочитай книгу! |
Справа записаны восклицательные предложения, они выражают сильные чувства – радость, гнев, скорбь, восторг, восхищение, удивление и прочее. В конце таких предложений для акцента ставится восклицательный знак.
Сообщать, спрашивать о чём-либо и побуждать к какому-либо действию мы можем, одновременно выражая какие-либо сильные чувства: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т. п.В этом случае повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся по интонации восклицательными.
В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.
Упр. 153. (Устно). Прочитайте предложения как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные.
1. К нам дядя приехал. 2. Это подарки. 3. Все были рады.
Упр. 154. (Устно). Произнесите восклицательное предложение Что это за сочинение! вначале с одобрением, затем с неодобрением
Обратите внимание, что в последнем случае голос понижается
Упр. 155. Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения: точку, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст в соответствии с поставленными знаками препинания.
Между ств..лов сосен промелькнула белка куда она скрылась где её домик2 кругом стоит т..шина хор..шо осенью в л..су а сколько гр..бов но что это паучок уцепился за хрустальную3 паутинку и л..тит куда он л..тит где остановится счастливого тебе путешествия, паучок.
Между стволов сосен промелькнула белка. Куда она скрылась? Где ее домик? Кругом стоит тишина. Хорошо осенью в лесу! А сколько грибов! Но что это? Паучок зацепился за хрустальную паутинку и летит! Куда он летит? Где остановится? Счастливого тебе путешествия, паучок!
Упр. 156. Сравните данные ниже темы сочинений. Какие из них требуют выразить личное отношение к тому, о чём пишешь? Выпишите их, отметьте слово, которое подчёркивает основную мысль сочинения. Охарактеризуйте записанные предложения по цели высказывания.
Первое сентября. — Здравствуй, родная школа!Весёлый утренник. — Утренник в нашей школе.На уроке математики. — Почему мне интересно на уроке математики?
Упр. 157. Сочинение. Темы на выбор: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная встреча» и т. д. Прежде чем писать, определите, какую задачу вы перед собой ставите: поделиться своими чувствами, мыслями; сообщить об определённых фактах, нарисовать словами какую-то картину. Затем подумайте, о чём и как вы напишете, чтобы раскрыть основную мысль. Озаглавьте своё сочинение. Работая над сочинением, не забудьте обратиться к памятке на с. 170.
Однажды мы с моим другом Димой играли в прятки. Во время игры я находил его быстро, а он меня искал долго. И вот когда мы уже вдоволь наигрались и хотели заканчивать игру, Дима вдруг предложил: «А давай, если я спрячусь сейчас так, что ты меня будешь долго искать, то я выиграю». Я согласился.
Дима спрятался так, что было сразу ясно, мне придется постараться.Он залез под кровать и засыпал себя игрушками. А под кроватью, поверьте, их хватает!
Я пошел искать и посмотрел везде, но Диму не нашел. Представляете, я даже два раза заглядывал под ту самую кровать. Минут через пятнадцать к поискам подключились мама с папой. Мы заново обыскали квартиру и даже выглядывали в общий коридор. Все тщетно! И только когда из под кровати послышался хохот, мы нашли Диму!
Суффикс
Упражнение 146 — страница 26
Прочитай и спиши отрывок из сказки «Заяц-хваста».
Жил-был в лесу зайка. Большой хвастунишка. - У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Я никого не боюсь!
Подчеркни родственные слова.
Подумайте, какие из слов передают хвастливость зайца, придают ему уверенность, приободряют его.
Зайцу придают уверенность следующие слова: усищи, лапищи, зубищи, образованные с помощью суффикса -ищ-.
Выделите в подчёркнутых словах корень, суффикс и окончание.
Упражнение 147 — страница 27
Образуйте слова с суффиксами -ик- и -ок-.
Игра "Кто больше?" Домик, носик, глазик, цветик, мячик. Ледок, домок глазок, листок, сынок.
Слова для выбора: глаз, нос, лист, цвет, сын, мяч.
Упражнение 148 — страница 27
Образуй ласковые имена с суффиксом -еньк-.
Даша - Дашенька Коля - Коленька Оля - Оленька Саша - Сашенька Маша - Машенька Миша - Мишенька