Русский язык — Проверочные работы 2 класс — 2017 год
Глагол — Части речи
1*. Прочитай. Найди в тексте глаголы.
Жаркий час
В полях тает снег. Пришёл жаркий час. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Вот другая ветка освободилась от снега и подпрыгнула. Зайцу стало страшно.
(М. Пришвин)
• Выпиши из предложений глаголы, которые отвечают на данные ниже вопросы.
Что делает? ______________________________________________________
Что сделал? ______________________________________________________
Что сделала? ______________________________________________________
2. Прочитай. Впиши пропущенные слова и вопросы.
Глаголы — это слова, которые обозначают ___________________ и отвечают на вопросы __________________________________________.
3. Прочитай. Впиши в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок.
На небе _________________ тучи. _________________ гром. _________________ молния. _________________ тёплый дождь. _________________ солнышко.
Дождь _________________. Трава _________________. В небе радуга _________________.
Слова для справок: загремел, сверкнула, полил, появились, горит, блестит, прошел, выглянуло.
• Найди распространённые предложения. Подчеркни в каждом из них грамматическую основу.
4. Прочитай. Подчеркни в каждом ряду лишнее слово. Укажи над ним часть речи.
Повторил, повторение, повторить.
Звонить, звонил, звонок, позвонит.
Клеить, клеит, наклеить, наклейка.
• Обозначь в словах ударение. Проверь правильность постановки ударения в глаголах по орфоэпическому словарю в учебнике (часть 2, с. 133).
• Подчеркни глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?
5*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь ударение в словах. Подчеркни глаголы.
Ск__рей, с__стра, на ры__ взгляни,
Попались на крючок они.
В в__дёрко руку окуни,
Не бойся: это окуни!
(Я. Козловский)
• Укажи над выделенными словами часть речи.
• Найди глагол с частицей не и обведи её в кружок.
6*. Прочитай. Догадайся, какую загадку про часы сочинил автор. Запиши её.
Идут — _______________,
_______________ — _______________.
(Г. Ладонщиков)
Слова для справок: молчат, стоят, стучат.
7. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи число глаголов.
кр__чúт ___________________
льют ______________________
м__лчúт ___________________
п__ щúт _____________________
тр__ щúт ____________________
жужжат _____________________
• Запиши каждый глагол в форме другого числа. Укажи число записанных глаголов.
• Найди и подчеркни среди глаголов антонимы.
8. Прочитай стихотворение.
В яркой шляпе
Золотой
Ходит солнце
Над землёй,
А потом
Снимает шляпу
И прощается со мной.
(В. Орлов)
• Подчеркни слова, которые говорят о солнце как о человеке. Укажи над этими словами часть речи.
• Определи и отметь самый точный заголовок к этому стихотворению.
Солнце
Золотая шляпа .
Вежливое солнце
9. Прочитай. Обозначь ударение в глаголах.
Саша уже понял задачу, а Вера не поняла.
Маша ждала подружку у школы.
10. Прочитай. Определи количество предложений в записи. Запиши, правильно обозначая начало и конец каждого предложения.
Скоро пойдёт дождь пчёлка торопится домой а улитка не спешит она свой дом всегда с собой носит.
(В. Зотов)
11. Прочитай. Запиши текст, выбирая из скобок подходящий по смыслу глагол. Запиши свой заголовок к тексту.
Котята
На столе (стояла, лежала) кружка с молоком. А возле стола (ходили, резвились) котята.
Вдруг один котёнок (схватил, взял) салфетку и потащил. Кружка (упала, свалилась) на пол. Молоко (разлилось, вытекло).
(Котята, озорники, шалуны) и рады. Они стали (лакать, пить) молоко.
__________________________________
ПредыдущаяСледующая
Ответы на вопрос
Отвечает Галяутдинова Рената.
В тексте присутствуют предложения с однородными членами, которые требуют постановки запятых для правильного разделения. Вот они:
- «Кабан ограбил бурундука, обидел маленького!»
- «Сквозь землю унюхал кладовую, вспорол клыками дёрн, разрыл рылом нору и зачавкал.»
- «Орешки кедровые, отборные жёлуди, зёрнышки, семечки — всё подчистую слопал.»
В первом предложении однородными членами являются глаголы «ограбил» и «обидел», разделённые запятой для обозначения различных действий, совершённых кабаном.
Во втором предложении однородные члены представлены глаголами «унюхал», «вспорол», «разрыл» и существительным с глаголом «зачавкал», которые перечисляют действия кабана. Здесь запятые ставятся для разделения перечислений, а «и» используется перед последним элементом списка.
В третьем предложении однородные члены — это существительные «орешки кедровые», «отборные жёлуди», «зёрнышки», «семечки», перечисляющие то, что кабан съел. Запятые разделяют элементы списка, а тире перед «всё» подчёркивает итог перечисления.
В последнем предложении запятые не требуются, так как однородные члены отсутствуют, а предложение строится вокруг единого сюжета без перечисления действий или качеств.
Примеры однородных членов предложения
Однородные подлежащие:
К кормушке подлетели воробьи и синички.
Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)
Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели
Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные сказуемые:
Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.
Что? капли
Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)
Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.
Однородные определения:
В небо полетели красные, голубые и жёлтые шары.
Что? шары
шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)
Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.
Однородные дополнения:
В деревне пахло яблоками и дымком.
Что делало? пахло
Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)
Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные обстоятельства:
Около реки было спокойно и легко.
Что делало? было
Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)
Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.
В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.
В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.