Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Н. Языков «Мой друг!..». А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь»
Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:
— умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока),
— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова,
— осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: формирование системы нравственных ценностей.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, репродукция картины А. Рылова «Пейзаже рекой».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
«Родина», — мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
М. Пляцковский
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте с интонацией восхищения.
III. Работа по теме урока
1. Постановка учебной задачи
— Ребята, прочитайте выразительно произведения о Родине.
— Откройте учебник на с. 60-61. Рассмотрите их внимательно. Определите цели урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?
2. Знакомство с произведением Н. Языкова «Мой друг!..» (Чтение стихотворения учителем и работа по вопросам и заданиям на с. 60 учебника.)
— Подготовьтесь читать выразительно. Постарайтесь при чтении передать интонацию доверительной беседы.
(Выразительное чтение стихотворения.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Знакомство с произведением С. Романовского «Русь»
(Чтение текста учителем.)
— Ваши впечатления?
— Прочитайте текст еще раз. Подготовьте вопросы одноклассникам.
(Дети работают самостоятельно. Затем задают вопросы и отвечают на них.)
2. Беседа по картине А. Рылова «Пейзаж с рекой»
— Рассмотрите репродукцию картины А. Рылова «Пейзаж с рекой». Расскажите, что вы на ней видите.
(Дети рассматривают и рассказывают, что видят на картине.)
— Какие чувства вызывает эта картина? Расскажите о своих впечатлениях.
Родился художник в Вятке, на берегу широкой, многоводной реки с таким же названием. Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой. А. Рылов полюбил природу страстно и на всю жизнь.
Создавая преимущественно пейзажи, художник стремился дать обобщенный, романтический по настроению образ родной страны.
Излюбленными темами художника стали водная стихия и движимые ветром деревья. Выбор этот, по словам А.И. Куинджи, свидетельствовал о «врожденной любви к природе».
— Вспомните все произведения, которые изучали на уроке. Сравните их. Что вы можете сказать о них?
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— О чем вы узнали при изучении произведений?
— Какие чувства вызывают и воспитывают они в нас?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение произведений. По желанию выучить понравившееся стихотворение.
Слово о русской земле — читать онлайн
О светло светлая и красно украшенная земля Русская!Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными……Всего ты исполнена, земля Русская!..Этим певучим строкам из «Слова о Русской земле» больше 700 лет. Русь — светлое, пригожее место, страна света.Подтверждается предположение учёных о том, что слово «Русь» обозначает страну озёр и рек. А где была эта страна?Между реками Дунаем и Вяткой, между Чёрным и Белым морями. И была она населена руссами, или россами, или русскими. То есть людьми, живущими У воды. Нашими предками.Были они хлеборобами и горододельцами: распахали и засеяли землю, построили сёла и города.В «Слове…» есть строки, которые не всем понятны. Поэт славит «источники местночтимые».Что это такое?Это родники.На Руси они пользовались почитанием, были «местночтймыми».За родниками смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливали навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетённый-сшитый из берёсты…— Пейте досыта, люди добрые! Родниковая вода — самая чистая и целебная.— Пейте, звери и птицы! Всем хватит.— Пейте, деревья и травы! Что бы мы делали без вас?Из-за родников-живунов и реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми.Там, где родники погибали, земля сиротела.Было бы просто замечательно, ребята, если бы вы заботились хотя бы об одном роднике.И в моей жизни жил-был родник и поил всех, да забыли его люди, перестали расчищать ему горловинку. Затянуло его грязью, и осталась одна земляная шишка.Сначала о нём вспоминали, спрашивали, куда он делся. Потом и вовсе забыли про него.Тогда с сыном моим Андреем мы взяли лопаты, расчистили родник до водяной жилы, провели канавку к реке.И воспрянул родник!Можете полюбоваться: у берёзок и осинок, среди мха — оконце влаги. А в нём, взмучивая песчаное дно, толкается, как сердечко, родничок. Сильно толкается. Станете пить — водяные толчки вам губы ощекочут. А на вкус вода — чисто берёзовый сок. Потянулись к роднику люди и лоси. Птицы прилетели. Жизнь вокруг него. Недаром же на Руси родники живунами зовут!А кто надоумил оживить родник?Да вот это «Слово о Русской земле» и научило-надоумило. Предки наши берегли родники, а мы разве хуже предков?Не имеем права быть хуже.Родники ещё умеют петь славно. Под их пение хорошо читать «Слово о Русской земле», и звучит оно, если читать не торопясь, на особицу, живо и сильно!..В старину «Слово…» читалось и пелось под игру гуслей звончатых. Игра их, как и игра пастушеского рожка, ближе всего к голосам природы.
- Сообщение об ошибке
Оценка 3.6
- 80
Голосов: 7
Прочитано 393
Отзывов