Родная страна

Урок 19. народные праздники в пору осеннего равноденствия

Время

Страница 12 — 13

1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.

2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.

Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.

По часам можно определить: часы, минуты, секунды.
По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.

3. Практическая работа «Часы».
1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.

2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?

Самая «быстрая» стрелка на часах — секундная стрелка.
Самая «медленная» стрелка на часах — часовая стрелка.

Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.

Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.

3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.

Слева на часах: 12 часов 39 минут.
В центре на часах: 5 часов 20 минут.
Справа на часах 11 часов 00 минут.

4) Допишите.

Часы — это прибор для измерения времени.

Периоды жизни

Тотемизм и анимизм сопровождает нани в течение всей жизни. Например, душа ребенка от рождения и до года представляется здесь в виде птички, которая жила когда-то на большом родовом дереве, а потом вселилась во чрево матери. Появление детей в семье нани – благословение духов тайги и воды. Особой удачей считается рождение близнецов.

После родов над матерью и новорожденным проводят ритуалы для защиты от злых духов. Интересная традиция нанайцев Хабаровского края – приготовление для малыша колыбели со стружками из черемухи. Это дерево, по преданию, священно, и это не случайно. Предки нани были очень наблюдательны и понимали, что черемуха защищает от болезней. Раньше верили, что она просто отгоняет злых духов, сегодня же доказано, что это дерево имеет антибактериальные свойства. Дом, где появился ребенок, окуривают багульником. Зажженные пучки травы вносят в само жилище, а также разводят несколько костров вокруг дома.

Уникальны и традиции, связанные с окончанием земного пути. У этого народа принято целых три способа погребения: наземный, в земле и сожжение. Раньше нередки были случаи, когда тела умерших помещали в специальные постройки кэрэк, размещенные на деревьях. Детей могли хоронить в дуплах. Захоронения в земле начали проводить уже после прихода в край русских.

По покойному проводят несколько поминок. Обязательные из них – сразу после смерти и на 7 день после этого. Похороны происходят на 2-3 день. На церемонии должны присутствовать все родственники умершего. Раньше рядом с телом мужчины клали топор, нож и котелок, а женщины – ножницы. Если умирал охотник, то ему оставляли лыжи и стрелы, если рыбак – сети. При этом все предметы преднамеренно ломали, веря, что в загробной жизни душа найдет их целыми. В течение года после смерти ежемесячно устраивали малые семейные поминки. Большие же мог проводить исключительно шаман, который провожал душу покойного в мир Буни.

Нанайцы стараются максимально сохранить свою культуру и традиции. Несмотря на то, что их коренные верования не сочетаются с общепринятыми религиями, они придерживаются принципа жизни в единстве с природой

Нани передают знания предков из поколения в поколение, особое внимание уделяя учению добру и щедрости. Все это находит свое отражение в фольклоре и устном народном творчестве

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…

ИГРА «Высокий дуб»

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Определяем по атласу определителю Плешакова.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

Красные дни календаря

Страница 28 — 29

1. Придумайте знак праздника. Нарисуйте его в рамке.

12 июня — День России
22 августа — День Государственного флага Российской Федерации
1 сентября — День знаний
5 октября — День международный день учителя
4 ноября — День народного единства
12 декабря — День Конституции Российской Федерации
1 января — Новый год
23 февраля — День защитника Отечества
8 марта — Международный женский день
1 мая — День весны и труда
9 мая — День Победы

2. Подбери и наклей фотографию празднования одного из красных дней календаря (по своему выбору). Придумай к ней подпись. Можно использовать фотографии из журналов.

Нанайцы

Основная территория расселения

Расселяются по обоим берегам Амура ниже Уссури, а также по его притокам, в основном на территории четырех административных районов Хабаровского края.

Этнические и этнографические группы

Этнические и этнографические группы
Наряду с общим этнонимом, для отдельных территориальных групп применялись свои названия. К и л е (территория Приамурья в районе Комсомольска), вероятно, эвенкийского происхождения. А к а н и (левые притоки Уссури и Сунгари, КНР), х э д з э н и др.

Антропологические характеристики

Нанайцы являются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента.

Язык

нанайский: Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Он содержит элементы общетунгусской и маньчжурской лексики; наряду с орочским и ульчским, реликты древнеалтайских языков, в нем прослеживается влияние фонетики корякского, незначительная доля китайской лексики.

Писменность

В 1884 году миссионер П. Протодъяконов создал букварь нанайского языка. Современный нанайский язык младописьменный. В 1931 г. был разработан алфавит на основе латинской графики, который в 1936 г. переведен на кириллицу.

Этногенез и этническая история

Этническую основу нанайцев составляет «конгломерат родов различного происхождения», что свойственно практически для всех народов Приамурья. Вероятно, что как единая общность нанайцы сформировались относительно поздно. В ХV11 в они известны как гольды, имеющие внутренние территориально-хозяйственные подразделения с собственными самоназваниями «нанай»,нани», «киле» и «акани». В Х1Х в. представляли наиболее крупную тунгусоязычную общность. Нанайский ареал по особенностям родового состава, материальной и духовной культуры, диалектам, брачным связям, делится на две группы — верховых и низовых нанайцев, граница между которыми проходит близ устья р. Хунгари. При оседлом характере расселения, для нанайцев свойственны меж/внутри этнические контакты, связанные с промысловой деятельностью (изменение ресурсов), стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п. С середины Х1Х в. через товарный обмен интенсифицируются связи с русскими, что способствовало процессу переселения нанайцев с притоков на Амур.

Хозяйство

Традиционная экономика нанайцев носила комплексный характер, но, в зависимости от расселения, значимость отдельных хозяйственных составляющих менялась. Так, в амурских селениях, ведущей была добыча проходной рыбы лососевых и осетровых пород. Нанайцы, живущие по притокам Амура, в большей степени занимались охотничьим промыслом, уходя за пушным зверем на сотни километров в тайгу. Атрибутика нанайской охоты имеет общесибирские черты.
Нанайский транспорт в большей степени свидетельствует о рыболовецких основах их культуры (собачий транспорт амурского типа, специализированные лодки для передвижения по различным водоемам).

Традиционная одежда

Традиционный костюм нанайцев также имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, который носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В зависимости от хозяйственной направленности, в качестве основного материала могла использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различные материалы комбинировались.

Традиционные поселения и жилища

Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860 г.) располагались по берегам Амура, от ульчской территории вверх более чем на 500 км. до устья Уссури. Жилая среда представлена сезонными поселениями и разнообразными типами построек: землянки, полуземлянки, наземные каркасные жилища с кановой системой отопления, русская изба.

Пища

В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения (дикоросы, зерно, овощи). Широко распространена консервация рыбы способом вяления.

Социальная организация

Традиционные социальные институты (родовая организация, объединение родов д о х а, семья), а также основы традиционного мировоззрения и шаманства, имеют общеамурские соответствия.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 2 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: «НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ПОРУ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ»

УЧИТЕЛЬ: КОРНИЛОВА АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Создать условия для получения обучающимися первоначальных знаний об обрядах и обычаях поры осеннего равноденствия у разных народов России.

− познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России;

− научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов;

− воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.

Открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные — знать особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия; − уметь в обрядах и обычаях поры осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; − называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл – благодарность природе; − творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Методы и формыобучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Презентация по теме урока, учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков УМК «Перспектива», индивидуальные карточки с заданием, наглядные пособия для демонстрации, сигнальные карточки для рефлексии.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой.

Малыш в стружках

Старинные обряды и сегодня находят отражение в жизни нанайцев. Пожалуй, самое главное событие в жизни человека – рождение, что сопровождается особенными ритуалами. Появление ребёнка было большим праздником не только для семьи, где произошло пополнение, но и для всего поселения.

Если же на свет появлялись близнецы, радости не было предела. Нанайцы верили, что таких малышей посылают могущественные духи тайги и воды, что будут покровительствовать новорожденным. После рождения ребёнка его клали в колыбель, наполненную стружками черёмухи. По мнению нанайцев, это дерево священно, а потому защитит от злых духов малыша.

От себя замечу, что исследователи доказали уникальность свойств черёмухового дерева. Сок мелких стружек имеет антибактериальное действие. Выходит, древние нанайцы были абсолютно правы, ведь черёмуха и правда оберегала дитя от недугов. Рядом с домом, где произошло пополнение, нанайцы разжигают костёр из багульника. Этот народ верит, что ароматный дым этой травы отпугнёт недобрых духов от жилища.

Нанайское село Сикичи-Алян / Инна Кабанова / nazaccent.ru

Нанайское моление воде Унди

Нанайцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока. Само название «нани» — «человек земли», «местный человек». Говорят на нанайском языке южной ветви тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Примерная численность в России — 12 тысяч. Традиционные занятия — рыболовство, таежная охота. Сохраняются шаманистские верования, некоторые исповедуют православие.

Где: Юг Дальнего Востока (Хабаровский и Приморский края, Сахалин).

Когда: Кроме 1 января нанайцы могут отмечать Новый год и в другие даты. На конец января — середину февраля выпадает заимствованный у китайцев Новый год по восточному лунному календарю. Также важными вехами годового цикла являются зимнее и летнее солнцестояния. Но наиболее оригинальным кажется весенний обряд, отмечающий обновление природы, сроки которого определяют вскрытие рек ото льда и возвращение перелетных птиц.

Название: Унди, или «моление воде».

Отмечают восточный Новый год

Новогоднее угощение (сладости и фрукты) из специальной, отдельно стоящей вазочки принято делить поровну между собравшимися гостями — чтобы каждый получил в будущем году здоровье, удачу и благополучие.

Отмечают весеннее обновление природы

Весной начинается новый хозяйственный год, когда оживает и обновляется природа. В честь этого совершается обряд Унди. Одна из его целей — отблагодарить и задобрить на будущее духов, ведающих промысловой удачей.

Нанайцы — рыболовы, поэтому умилостивить духов воды для них особенно важно. Во время ледохода в воду с земными поклонами бросают выкопанные из земли корни травы

Эта часть праздника совершается без посредничества шамана. В промысловых целях воду также задабривают осенью (например, перед ходом кеты).

Обряд Унди длится несколько дней и представляет собой обход селений шаманом, коллективные угощения, ритуальные представления и игры. В ходе праздника нанайцы совершают несколько символических действий, нацеленных на будущее.

Будучи рыболовами и охотниками, традиционную одежду нанайцы изготавливали из меха и шкур промысловых животных и даже из рыбьей кожи.

Нарукавники из рыбьей кожи с нанайским орнаментом

Спускают лодки на воду

Носовую часть каждой лодки украшают фигуркой или изображением утки. На берегу устраивают танцы кружения. Затем участники праздника во главе с шаманом садятся в лодки и отплывают общей вереницей. После возвращения обращаются к духам природы, огня и к предкам с просьбами о здоровье и плодородии. Далее начинается зрелищная часть — проходят лодочные гонки.

Кормят хозяев воды

Для угощения духов используется специальная посуда омоха — деревянные корытца с изображениями рыб, птиц, змей. Духи огня, дома и промысловой территории выступают посредниками в общении людей с потусторонним миром: их изображения ставят на берегу, чтобы они помогли донести жертвенную пищу божествам воды тэму эдени.

Блюда с ягодами, травами, крупой помещают на плетеные из стружек лодочки (они называются нойна) и через воротца, сделанные из двух заостренных палок, отправляют угощение по течению. Верховские нанайцы при этом не забывают и о собаке хозяина воды: они приходят на берег и опускают в воду жертвенную пищу со словами: «Вот, Тэму, тебе даем угощение и твоей собаке бросаем хвост высушенной кеты. Помоги нам!»

На берегу устанавливают три палки из тальника (разновидность ивы), к ним привязывают древесные стружки, которые свисают к воде. На верхушках палок вырезают человекоподобные лица. Их кормят пшеничной кашей, остатки которой в лодочках-нойнах отправляют вниз по течению. Если подношения быстро тонут, считается, что духи воды приняли их благосклонно.

Набирают воду, приносящую удачу

После того как совершены жертвоприношения воде, ее набирают и приносят домой, считая, что она обеспечит промысловую удачу. Таким образом совершается своеобразный взаимовыгодный обмен дарами между людьми и природой.

Гадают о будущем

Шаман приносит жертву духам предков, после кружится в шаманском танце, а другие участники праздника задают ему вопросы о том, что ожидает отдельных людей или народ в целом. Считается, что ответы ему подсказывают духи.

По материалам книги «Страшный, таинственный, разный Новый год».Обложка отсюда.

Мудрость предков

Меня искренне восхищает отношение нанайцев к своей культуре. Несмотря на свою малочисленность, этот народ стремится передавать рассказы, легенды, местный фольклор будущим поколениям

В воспитании детей особенное внимание уделяется рассмотрению общественных норм и законов, по которым должен жить человек. Вот только не стоит представлять себе скучные нравоучения или нотации

Нет, нанайцы, как и русские, – обладатели уникальной сокровищницы народной мудрости, содержащей массу пословиц и поговорок. Они учат добру, взаимопониманию, скромности и уважению к старшим людям. Приведу в пример некоторые из них:

  • «Хвала и честь тем, кто помогает старшим».
  • «Поклоны и уважение к старшим оборачиваются тебе счастьем и удачей в жизни».
  • «По чужой лыжне не ходи».
  • «На зов о помощи иди, чего бы тебе это не стоило, особенно в тайге или на Амуре».

Нанайцы – народ, что сохранил свои традиции и даже старинные занятия, несмотря на смену веков и ритма жизни. Один этот факт вызывает невольное уважение к жителям тайги. На сегодня нанайцев насчитывается всего около 16 000 человек, однако они смело доказывают правильность утверждения, что многое в жизни познаётся совсем не в количестве, а в качестве.

Источник статьи: http://musaget.ru/traditsii-nanaytsev-podarki-amuru-i-mladentsy-v-cheryomuhe/

Ответы к стр 6 — 8

1. Запиши, где ты живёшь.

Планета ЗемляСтрана РоссияГород Москва

2. Найди на рисунке и отметь (закрась кружок) герб Российской Федерации.

Если тебе интересно, узнай с помощью дополнительной литературы, Интернета, гербы каких стран показаны на рисунке. Подпиши.

герб Черногории герб РФ герб Египта

герб Чили герб Австралии

3. Вырежи из Приложения полоски и расположи их так, чтобы получился флаг Российской Федерации. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей полоски.

4. Запиши названия народов, представители которых населяют твой край.

Русские, армяне, грузины, казахи, татары, евреи, осетины, чеченцы и другие.

5. На с. 8 опиши интересные традиции одного из народов твоего края. Используй собственные наблюдения, сведения, полученные от взрослых, дополнительную литературу, Интернет. Можно нарисовать традиционные предметы быта этого народа или наклеить фотографию, сделанную на народном празднике.

Масленица — древний славянский праздник с многочисленными традициями, проводы зимы. Длится целую неделю. Каждый год он бывает в разные сроки — со второй половины февраля до первых дней марта. Начало Масленичной недели зависит от Пасхи — большого весеннего праздника. А время Пасхи меняется из года в год. Чтобы узнать, когда наступит Масленица, надо от даты Пасхи в текущем году отсчитать назад семь недель. Восьмая неделя — Масленица.Обязательно пекут блины — это главное праздничное лакомство на Масленицу. Ими встречают молодожёнов, с почтением потчуют стариков, ласково угощают ребятишек.Дети катаются на санках с гор. Девушки, юноши, молодые супруги на тройках мчатся по кругу и наперегонки. Мальчики, юноши, мужчины меряются силой в кулачных боях. Старики смотрят на них и радуются.Атрибутом праздника является чучело, которое сжигают на проводах Масленицы. На Руси Масленица была древним языческим праздником. Неделя Масленицы ознаменовывала собой конец зимы и начало весны. По сути — это земледельческий Новый год. Сразу после праздника начинались тяжёлые будни, которые продолжались всё тёплое время года. Солнце всё выше на небо восходит, на лето поворачивает!

Праздник белого месяца (Новый год в Бурятии)Хололо. Корякский праздник в пору осеннего равноденствияПраздник моления небу-кормильцу у нанайцев

Окружающий мир. 2 класс. Ответы

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Родная страна2.3 (46.67%) от 3 голосующих

>

Вселенная, время, календарь

Страница 3 — 5 — Мы — союз народов России

1. Вырежи из Приложения фигуры людей в костюмах некоторых народов России. Составь из фигур весёлый хоровод. Если затрудняешься, загляни в учебник.

В центре запиши названия других народов России, которые ты знаешь.

2. Рассмотри карту в учебнике на с. 4-5. Найди на ней название той части Российской Федерации, где ты живешь. Дополни этим название предложение:

Я живу в Московской области

.

3. Представь союз разных частей России в образе волшебного цветка. На одном из его лепестков красиво напиши название своей части Российской Федерации.Длинное название можно обозначить сокращенно первыми буквами слов, Например, Ямало-Ненецкий автономный округ -ЯНАО.

На других лепестках цветка напиши названия частей России, где живут твои родные или друзья.

4. Узнай у старших или догадайся сам, как иногда в документах сокращенно пишут название Российская Федерация.

Запиши свой ответ: РФ

.

5. Это рамочка — для фотографий, рисунков или стихотворения, рассказа о самом интересном в твоей республике (области, крае, округе, городе, селе). Вместе со старшими оформи ее себе на память.

История

Этногенез. В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность. Ряд исследователей считали, что их родина находится в Маньчжурии, откуда они спустились в долину Уссури и достигли Нижнего Амура. По другой точки зрения нанайцы — конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжуров, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности. Одной из них и являются современные нанайцы. Несомненно, например, что нанайские роды Киле, Самар, Дигор, Гайер, Хайтанин имеют эвенкийское (тунгусское) происхождение. В составе рода Бельды имеются айнские подразделения, члены которых, как и айны, именуют себя куями, а своим исконным местообитанием считают острова, откуда они и переселились на материк. В состав других нанайских родов вошли китайцы, маньчжуры, солоны и многие другие народы. В свою очередь от складывающейся нанайской этнической общности откалывались периферийные группы, ассимилируемые соседними народами — ульчами, нивхами и др.

Этническая история. Русские познакомились с предками современных нанайцев (натки, ачаны, гольдики) еще в середине 17 века во время известных походов В.Пояркова и Е.Хабарова, однако непосредственные контакты с ними возобновились лишь в середине 19 в., когда Приамурье вновь вошло в состав Российского государства. В 1860 г. во время переписи нанайских селений, расположенных по Амуру вверх от села Софийского до Хабаровска, численность нанайцев была определена русской администрацией ориентировочно в 5345 человек. Не были учтены нанайцы, живущие на многочисленных амурских притоках. К моменту прихода русских переселенцев на Амур разложение патриархального рода у нанайцев сопровождалось формированием территориальной общины. Новый тип объединения был основан не на родственных, а на соседских связях. В составе территориальных общин все односельчане имели теперь общее название нанкан, т.е. живущие в одном селении. О существовании родовой организации напоминали лишь экзогамия, обычай родовой мести, да сфера религиозных отношений. Внутри общины шел процесс имущественного расслоения. Активная русская колонизация бассейна Амура, развитие пароходного сообщения, появление торговых центров вызвали территориальные перемещения нанайцев внутри ареала обитания. Наблюдался отток населения с амурских притоков на основное русло, где складывались благоприятные условия для торгово-обменных операций. Тесное соседство с русскими привело к значительной трансформации традиционной культуры. Ускорился процесс разложения натурального хозяйства. В административном отношении нанайцы управлялись собственными старшинами, подчинявшимися окружным исправникам. Как и другие народы Амура, они были освобождены от уплаты ясака, однако несли различные повинности наряду с русским населением. К началу 20 в. нанайцы являлись крупнейшим народом тунгусо-манчжурской группы. Их численность в 1926 г. составляла 5757 чел. и продолжала увеличиваться в советский период. В настоящее время более трети всех нанайцев живет в городах.

Как появились нанайцы?

Особенности происхождения нанайцев так и остаются загадкой для исследователей, вызывая множество споров. Интересно, что даже генетическое изучение этноса не проливает свет на эти тайны. Историки Л. Шренк, И. Лопатин придерживались мнения, что изначально предки нанайских племён проживали в Маньчжурии, однако были вытеснены (либо сами отправились на поиски новых земель) к долине Уссури и Нижнему Амуру.

Исследователь Л. Штернберг высказывал иное предположение. Согласно его гипотезе, нанайцы стали народностью, появившейся в результате смешения самых разных племён — как автохтонных для Дальнего Востока, так и пришедших из других регионов.

Историк подчеркнул, что уже в эпоху неолита у нижнего Амура появляются общины тунгусов, тюрок, монголов. Кроме того, генетики заметили, что этнический состав различных нанайских родов заметно отличается. К примеру, у рода Бельды имеются айнские корни, а вот ряд других родов имеет родственные связи с китайцами и маньчжурами.

Нанайские дети

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца — личинка — стрекоза. Яйца — гусеница — куколка — бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги «Зелёные страницы! или «Великан на поляне» (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия

Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ

Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

История нанайцев

Длительные процессы миграции приводили к появлению брошенных поселений. Как писал миссионер Брюйнер, побывавший в бассейне Уссури, всюду “вместо людей он видел везде только мертвую тишину пустыни”. Несмотря на это, в XVII веке начинается постепенное переселение тунгусов, что повлияли на этническое становление нанайцев.

Ссыльный Гурий Васильев писал о землях нанайцев так:

Приамурье приобрело относительную свободу от маньчжуров и русских после подписания Нерчинского договора. Это стало причиной реэмиграции среди населения. Как считают этнографы, достаточно однородный пласт нанайцев сформировался к XIX веку. Кроме того, народ выделил земли своего ареала — они включали оба берега Уссури, низовья Сунгари и большую часть Амура.

Примечательно, что прежде на этих территориях проживали общины тунгусов. Многие из них не были вытеснены, а лишь смешались с пришедшими нанайскими покорителями земель. Немалая часть тунгусских родов вошла в нанайский этнос. Ярким примером тому служит род Самогир. Он принадлежит к нанайскому этносу, однако имеет ярко выраженные черты тунгусского происхождения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: