Основные сведения о листопаде как природном явлении

Экологический календарь

Страница 32 — 33

1. Найди в учебнике и запиши определение.

2. Нарисуй картинку на тему «Наш волшебный Зелёный Дом».

3. Впиши в таблицу даты экологических дней с помощью текста учебника. Придумайте рисунки-символы и нарисуйте их в таблице.

Осенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени). 4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

День осеннего равноденствия — 23 сентября

Что такое листопад

В тех регионах Земли, где наблюдается ярко выраженная смена времен года, можно наблюдать такое явление как листопад. Перед его началом у многих деревьев происходит изменение окраски листьев.

На уроках биологии тема «листопад» обычно изучается в 5-6 классе. Наблюдение за этим явлением живой природы может быть основой для проведения лабораторных и исследовательских работ.

Поскольку практически все дети любят смотреть на падающие листья и играть с ними, то подготовка проектов на эту тему стимулирует познавательную активность ребенка, развивает его первичные научные навыки.

Описанием и изучением этого явления занимается специальная наука — фенология.

Название этой дисциплины заимствовано из греческого языка. Дословно это наименование означает «учение о явлениях».

В разных регионах продолжительность листопада, время его начала и конца не совпадают. В европейской части нашей страны это пора приходится на два первых осенних месяца.

Скорость листопада зависит от многих факторов, в том числе от наличия ветра. Когда стихнет ветер, можно наблюдать, как прекращается опадение листвы.

В регионах с очень холодным климатом листопад практически отсутствует, поскольку в таких суровых условиях преобладают хвойные растения. Сброс хвои происходит медленно и постепенно. 

Сезонное опадение листьев представляет собой специальное приспособление растений, которое позволяет им избежать негативных последствий неблагоприятных погодных условий.

Вечнозеленые растения сохраняют листву и в холодное время года. Это связано как с меньшей площадью испарения воды, так и с различиями в строении. 

Процесс листопада происходит в несколько этапов. Он начинается намного раньше, чем можно наблюдать его первые признаки.

На его появление влияют следующие изменения в неживой природе:

  • сокращение длительности светового дня;
  • изменение температуры окружающей среды;
  • уменьшение количества влаги.

 Последовательность этапов у двудольных растений:

  1. У основания листа формируется пробковая перегородка, которая разрывает соединение между побегом и листовой пластиной.
  2. Пробковый слой постепенно расширяется, при этом проводящие элементы закупориваются.
  3. Некоторое время лист держится при помощи водных капилляров.
  4. Под влиянием ветра, осадков или механических воздействий лист отрывается.

Схема процесса падения листа

У однодольных и травянистых растений пробковый слой не возникает. Их листья постепенно отмирают и разрушаются вместе со стеблем.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

См. фото.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия

Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ

Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка.

Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Погода

Страница 22 — 23

1. Практическая работа «Термометр».

1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.

Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.

2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?

    Сходство разных термометрах, то что все они используются 
для измерения температуры.
    Различия разных термометрах заключается в сферах их 
применения, а также в диапазоне температур, нанесенном
на шкалу.

3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.

Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.

Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.

Запиши числами:

   десть градусов тепла - +10°C
   десять градусов мороза - -10°C
   ноль градусов - 0°C
   шесть градусов выше нуля - +6°C
   шесть градусов ниже ноля - -6°C

Запиши словами:

    +5°C - пять градусов тепла.
    -7°C - семь градусов мороза.

4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.

Температура воздуха Температура воды Температура тела (отметить галочкой)
в классе на улице в стакане №1 в стакане №2 менее +37°C +37°C более +37°C
+24°C -15°C 10°C 50°C

5) Запиши определение.

Термометр - это прибор для измерения температуры.

Страница 24 — 25

2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.

Дождь

Гроза

Град

Радуга

Снег

Туман

Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать. 3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.


Обозначения явлений природы

4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

    Погода - это сочетание температуры воздуха и осадков, 
ветра и облачности.

От чего зависит цвет листвы осенью

Осенью листья деревьев и кустарников имеют разную окраску. Они приобретают разные оттенки желтого, красного, коричневого, оранжевого цветов.

Характеристика цвета листвы зависит от наличия в ней пигментов.

Зеленый лист имеет такую окраску из-за присутствия в нем пигмента под названием «хлорофилл». С его участием происходит процесс фотосинтеза.

В результате формирования в листе пробкового слоя уменьшается количество минералов и влаги, которые поступают к нему. По мере расширения этого слоя уровень хлорофилла снижается.

С уменьшением хлорофилла увеличивается роль других пигментов, которые отвечают за окраску листа.

Таблица «Зависимость цвета растений от пигментов»

В гости к осени

Каждое время года по-своему красиво и уникально:

  • Зима радует человека снежным покровом, атмосферой новогодних праздников и катанием на санках;
  • Весна – пением птиц, комфортной температурой и цветением деревьев;
  • Лето – ягодами, фруктами и тёплым морем.

Разнообразие времен года 

Однако одним из самых необычных периодов является осень – одно из четырёх времён года, а также переходный сезон между летом и зимой. В это время:

  • Опадают разноцветные листья;
  • Птицы летят на юг;
  • Животные готовятся к спячке;
  • Температура воздуха постепенно понижается.

Картина «времена года – осень» Джузеппе Арчимбольдо

Время года осень

Осень – красивое время года, особенность которого заключается в ярких красках окружающего мира. Осенью мир живой и неживой природы преображается.

Так, например, один раз в год люди наблюдают удивительное явление – листопад. Листья теряют зелёный цвет, приобретая различные яркие оттенки. Этот процесс происходит из-за того, что питательные вещества исчерпываются и образуются пигменты желтого, красного и оранжевого цветов. 

Какие есть осенние месяцы

Осень складывается из трёх «этапов», каждый из которых имеет свои отличительные особенности:

  • Сентябрь;
  • Октябрь;
  • Ноябрь.

Месяц сентябрь

Сентябрь – первый осенний месяц. В это время:

  • Проливаются первые дожди;
  • Небо все чаще бывает пасмурным;
  • Трава и листья на деревьях меняют свой цвет с привычного ярко-зелёного на золотистый;
  • Поспевают ягоды (ежевика, брусника), а также яблоки.

Однако холода, характерные для поздней осени, ещё не наступают. Земля сохраняет летнее тепло и сухость, по-прежнему светит солнце и летают птицы.

Также для сентября характерно «бабье лето». Это – период, когда летние жара и сухость затягиваются. Средняя продолжительность «бабьего лета» – две недели. Иногда этот срок составляет тридцать дней, а порой – полтора месяца, в зависимости от местоположения территории.

Месяц октябрь

Это – самый яркий осенний месяц. Именно в октябре:

  • Желтеют и опадают листья;
  • Животные и люди готовят запасы к зиме;
  • Небо становится ярко-голубого цвета;
  • Птицы поднимаются в стаи и летят на юг;
  • Лягушки копают норки в земле.

Для октября в средней полосе России характерно такое явление как «Золотая осень». В эту пору природа пестрит яркими красками: листья на деревьях и земле становятся позолоченными, контрастируя с ярко-голубым небом. 

Пейзаж И. Левитана «Золотая осень» 

Месяц ноябрь

Погода поздней осенью не отличается яркостью. В этом месяце Земля идёт на «покой»:

  • Опавшие листья становятся темно-коричневого цвета;
  • Все чаще идут дожди и грады;
  • Появляются туманы, которые иногда остаются до вечера;
  • Животные меняют летнюю шубку на зимнюю;
  • Лужи покрывает тонкий слой льда;

В некоторых регионах в конце ноября выпадает снег. Вся живая и неживая природа готовится к наступающей холодной зиме.

Названия осенних месяцев происходят от латинских слов:

  • Название «сентябрь» пошло от латинского слова «septembe», что означает «седьмой месяц в году»;
  • Октябрь – от «octo» (восьмой месяц в году);
  • Ноябрь – «november» (девятый месяц в году).

Названия осенних месяцев в языках народов

В старину и по сей день название каждого месяца имеет своё особенное значение:

  • Так, например, в Белоруссии сентябрь называется Верасень, так как в этом месяце цветёт вереск – вечнозеленый кустарник;
  • Октябрь – Кастрычник. Название этого месяца произошло от наименования лугового растения – кострицы. Из высушенных его корней раньше делали пряжу и вязали тёплую одежду;
  • Ноябрь – Листапад, так как в этом месяце заканчивается опадание листьев.

Причины листопада

Главные причины сезонного листопада:

  1. Дефицит влаги. Смена сезона влияет на изменение температуры не только на поверхности земли, но и в нижних слоях грунта. Вода в почве под воздействием холодов замерзает и не может впитываться корнями растений.
  2. Накопление вредных веществ. Листопад связан со старением листа. К осени происходит сокращение интенсивности фотосинтеза, в листве накапливаются вредные и ненужные вещества. Сбрасывая листья, растения таким образом очищают свой организм.
  3. Защита от механических повреждений. Обильный снег легко ломает ветки с оставшимися на них листьями. На голых ветках осадки не задерживаются, что способствует предотвращению нанесению растениям травм.

Листопад происходит не только в холодное время года. Он может начаться из-за засухи и в середине лета. Если дерево не сбросит часть листвы в случае сильного дефицита влаги, оно может полностью засохнуть.

Также причинами листопада могут быть:

  • неблагоприятные экологические факторы;
  • применение ядохимикатов;
  • паразитарные и инфекционные болезни растений;
  • травмы корневой системы;
  • особенности развития конкретного биологического вида.

Растения и животные

Осень – это переходная пора от жаркой погоды к холодной зиме. Она необходима, чтобы все живые существа успели подготовиться к затяжным холодам.

Первыми на приход осени реагируют растения. Травы начинают постепенно желтеть, подсыхать и увядать, на клумбах и лугах уже почти не найдешь цветов – многие из них к середине осени увядают.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Только осенью можно любоваться деревьями, одетыми в желтые и багряные наряды. Окраска листвы меняется с зеленой на желтую, красную, бордовую. Этой первый этап подготовки деревьев к предстоящим холодам. Далее листья начинают засыхать и опадать с веток.

Листопад – уникальное природное явление, благодаря которому деревья получают возможность отдохнуть и накопить свежие силы. Без листьев деревья могут обходиться меньшим количеством влаги, на ветвях меньше скапливается снег, и снижается риск их повреждений. Кроме того, вместе с листьями деревья избавляются и от многих насекомых, которые погибают на холоде.

Рис. 3. Листопад.

Во время листопада еще царит теплая, комфортная погода. В этот период поспевают поздние фрукты, садоводы собирают последний в году урожай.

Осенью животные не сидят без дела, ведь нужно основательно подготовиться к холодной и голодной зиме.

  • Белки, бурундуки, мыши-полевки готовят запасы – собирают и прячут в дуплах или норах еду: орехи, желуди, зерна.
  • Осенью уже почти не встретишь насекомых – многие из них впадают в продолжительную зимнюю спячку, укрываясь под землей, в коре деревьев, под опавшей листвой.
  • Осенью перелетные птицы готовятся отправиться в дальний путь – теплые страны, где они проведут всю зиму, чтобы с наступлением весны вновь вернуться в родные края.

Что мы узнали?

При изучении темы «Наблюдения осени» по программе окружающего мира 2 класса мы узнали, как меняются погодные условия с приходом осени. Также мы выяснили, как готовятся к предстоящим холодам животные и растения.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Изменения в погоде

Когда осенняя прохлада приходит на смену жаркой летней погоде, в природе начинают происходить перемены. Благодаря им все живое в природе понимает, что не за горами зима и к ней нужно успеть подготовиться.

Осенью погода меняется следующим образом:

Ветер меняет свое направление, становится более сильным, порывистым. Именно он приносит с собой непогоду и атмосферные осадки. Если это происходит постепенно, то погода осенью не радует – бесконечный дождь и слякоть способны кому угодно испортить настроение.

Рис. 1. Дождливая погода.

Начиная с середины осени, с появлением различных циклонов, может идти дождь со снегом. Иногда он может пройти и в начале сентября.

При резких перепадах температуры рано утром можно наблюдать такое природное явление как туман. Это не что иное, как густое, плотное облако, которое образуется у самой поверхности земли. Но когда солнце прогревает воздух, или дует сухой теплый ветер, туман исчезает. Капельки воды испаряются и превращаются в водяной пар в виде росы или инея.

  • Осенний ледоход – это природное явление, когда при понижении температуры поверхность воды сковывает первый тонкий лед.
  • Гололед – образование льда на поверхности земли. Происходит при небольшом морозе, при котором дождь еще не может превратиться в снег.
  • Рано утром на жухлой траве может появляться иней – частички застывшей росы. Они напоминают колючие снежинки, которые покрывают все неровным слоем. Появление инея часто указывает на скорое приближение зимних холодов.

Рис. 2. Иней.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Определяем по атласу определителю Плешакова.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

Пословицы | Умники и умницы

Устное народное творчество

Ответы к стр. 7 — 9

1. ЭрудитДопишите предложение.

Пословица — это произведение фольклора, краткое мудрое изречение.

2∗. КнигочейДопишите пословицы.

Красна птица пеньем, а человек уменьем.Где хотенье, там и уменье.Доброе братство милее богатства.

3. СоответствиеПрочитайте пословицы и соедините каждую с темой.

Смотри дерево в плодах, а человека — в делах. ⇒ О терпенииРодина — мать, умей за неё постоять. ⇒ О РодинеХлеб — всему голова. ⇒ О хлебеДрузья познаются в беде. ⇒ О дружбеСобирай по ягодке — наберёшь кузовок. ⇒ О терпенииНа чужой стороне и весна не красна. ⇒ О Родине

4∗. Проба пераПридумайте рассказ «Друзья познаются в беде». Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Друзья познаются в беде

Оля заболела и не пошла этим утром в школу. После обеда на улице она услышала весёлые крики ребят. Они катались с горки, играли в снежки, лепили снеговика. Оле было грустно. Целый день она проводила в постели. Вечером раздался звонок в дверь. Это пришла Лена, с которой они редко разговаривали в классе. У Оли было много друзей, а с Леной почти никто не общался. Девочка для больной принесла мамино варенье и книгу из библиотеки.— А где же мои подружки — Дианка и Лера? — поинтересовалась Оля.— Они пошли на каток, — ответила Лена.— А почему же ты не пошла?— Мне так стало грустно, когда ты не пришла сегодня в школу, что я захотела тебя увидеть и понять, что случилось. Я волновалась за тебя.Вскоре Оля выздоровела и поняла, что настоящие друзья познаются в беде.

5. СхемаКакие бывают пословицы? Запишите основные темы пословиц.

6∗. СоберитеСоберите пословицы, соединив их части ⇒.Чему Ваня не научился, ⇒ того Иван не выучит.Хлеб — батюшка, ⇒ вода — матушка.Что людям пожелаешь, ⇒ то и сам получаешь.Не надобен клад, ⇒ коли в семье лад.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 3 класс. Ефросинина Л. А.

Пословицы

Время

Наблюдения в природе осенью

Задание 1.

Понаблюдай и запиши (число, месяц), когда были первые заморозки.

Выполнение:

В зависимости от региона первые заморозки могут начаться в конце сентября или в октябре. При заморозках ночная температура опускается ниже нуля градусов. Запишем число, когда ночная температура впервые опустилась ниже нуля.

Задание 2.

Когда лужи впервые покрылись льдом?

Выполнение:

Чем ниже становится ночная температура, тем сильнее заморозки. И постепенно лужи по утрам начинают покрываться льдом. Чаще всего, это случается в начале октября. Запишем число, когда мы впервые наблюдали лед на лужах.Задание 3.

Запиши, когда выпал первый снег.

Выполнение:

Первый снег может выпасть и в конце сентября, но чаще всего это случается в октябре. Первый снежный покров не держится долго, и тает в течение дня. Запишем дату, когда впервые на землю падал снег.

Задание 4.

Отметь, когда покрылись льдом река, озеро, пруд.

Выполнение:

Возле каждого населенного пункта есть свой какой-либо водоем, река, озеро, может быть пруд. Осенью, когда температура устойчиво опускается ниже нуля градусов, эти водоемы начинают покрываться льдом. Лед образуется у берегов и постепенно покрывает всю поверхность водоема. Водоемы со стоячей водой замерзают раньше, с проточной – несколько позже. Обычно это ноябрь месяц. Запишем дату, когда водоем полностью покрылся льдом.

Задание 5.

Запиши, в каком месяце закончился листопад.

Выполнение:

у берёз — у березы листопад начинается в сентябре, но окончательно березы сбрасывают листья уже в октябре.

у лип — у липы сроки листопада примерно такие же, как у березы

у других деревьев — листопад у дуба начинается чуть позже, но тоже заканчивается к концу октября. Также, в октябре заканчивается листопад у яблони, клена, тополя, черемухи и других деревьев.

Задание 6.

Когда появились стаи перелётных птиц?

Выполнение:

Некоторые виды птиц в северных регионах страны, начинают улетать на юг уже в августе, но на большей части России стаи перелетных птиц можно увидеть в сентябре.

Задание 7.

Каких животных тебе удалось увидеть осенью?

Выполнение:

Укажем зверей, которых можно встретить осенью. Для разных регионов это будут разные звери, но белку, ежа и зайца можно встретить практически везде. Названия зверей будут меняться в зависимости от того, в городе или деревне живет ученик, заполняющий дневник.

Задание 8

Сутки и неделя

Страница 14-15

1. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению смены дня и ночи.


Сказочное объяснение смены дня и ночи

2. Вырежи детали из приложения собери схему аппликацию.


Смена дня и ночи

3. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Сутки - это время от одного восхода солнца до другого.

4. Пронумеруй дни недели в правильной последовательности, начиная с понедельника.


Дни недели по порядку

5. Вспомни интересные события, которые происходили в твоей семье в воскресенье. Напиши рассказ об одном из них.

    Однажды в воскресенье мы с семьей поехали на природу. 
С собой мы берем резиновую лодку, палатку и другие туристические 
принадлежности. Целый день на свежем воздухе с папой мы ловим 
рыбу, а мама варит уху. Это был замечательный день.

Инструкция по заполнению научного дневника для 3 класса.

Научный дневник по окружающему миру для 3 класса рассчитан на год. Наблюдения за погодными условиями проводятся круглый год, начиная с осени до конца лета. Каждый месяц требуется по одной неделе уделить заполнению дневника. Последовательное заполнение страниц дневника не потребует много времени. Как правильно это сделать расскажет данная инструкция.

Внимание!

Все данные в дневник вносятся самостоятельно. Приведенные в дневнике данные о температуре, погодных условиях, даты погодных явлений, являются примерными, и зависят от региона наблюдения и года.

Смотреть Научный дневник 2 класса

Выполнение:

Подпишем обозначение условных знаков, как показано в примере.

Задание 2.

Выполнение:

Каждый месяц выбирается одна неделя для наблюдения за погодными условиями. Лучше выбирать неделю в середине месяца.

Каждый день на выбранной неделе в журнал наблюдений заносятся следующие данные: дата, дневная температура (максимальная), погодные условия.

Погодные условия обозначаются с помощью условных знаков.

Обратим внимание, что осенью часто возможны дожди, а к концу ноября даже снег. В сентябре возможны туманы

Отмечаем эти явления в дневнике.

Зимой дожди большая редкость, но часто случаются снегопады и метели.

Весной дождей обычно не много, большая часть дней ясные. Но в мае начинаются первые грозы, если температура воздуха становится достаточно высокой. Не забываем отмечать эти явления в дневнике условными знаками.

Летом, особенно в июле, гроз будет много больше. В это время стоит сильная жара, и сильные испарения приводят к выпадению ливневых осадков. В конце августа начинаются туманы.

Также отмечаем эти явления условными знаками.

Задание 3.

Вселенная, время, календарь

Страница 3 — 5 — Мы — союз народов России

1. Вырежи из Приложения фигуры людей в костюмах некоторых народов России. Составь из фигур весёлый хоровод. Если затрудняешься, загляни в учебник.

В центре запиши названия других народов России, которые ты знаешь.

2. Рассмотри карту в учебнике на с. 4-5. Найди на ней название той части Российской Федерации, где ты живешь. Дополни этим название предложение:

Я живу в Московской области.

3. Представь союз разных частей России в образе волшебного цветка. На одном из его лепестков красиво напиши название своей части Российской Федерации.Длинное название можно обозначить сокращенно первыми буквами слов, Например, Ямало-Ненецкий автономный округ -ЯНАО.

На других лепестках цветка напиши названия частей России, где живут твои родные или друзья. 4. Узнай у старших или догадайся сам, как иногда в документах сокращенно пишут название Российская Федерация.

Запиши свой ответ: РФ.

5. Это рамочка — для фотографий, рисунков или стихотворения, рассказа о самом интересном в твоей республике (области, крае, округе, городе, селе). Вместе со старшими оформи ее себе на память.


Красная площадь в Москве

Дополнительная польза от работы с решебником по русскому языку за 4 класс от Климановой

Все ответы решебника к учебнику соответствуют требованиям ФГОС. Поэтому их использование заменит другие пособия. Если детально разбирать упражнения, которые вызывают сложность, можно будет освоить новые знания. Неоценимым помощником данное пособие станет для родителей. Современная школьная программа значительно отличается способом подачи информации от той, по которым училось старшее поколение. Поэтому, чтобы подсказки взрослых были правильными, стоит сверяться с ГДЗ. Хорошее знание родной речи говорит о грамотности и образованности человека, а также поможет развитию коммуникативных навыков.

Все ГДЗ по
Русскому языку

4 класс

Перспектива

ГДЗ по русскому языку 4 класс Климанова, Бабушкина – это универсальный решебник, который обеспечит должную поддержку школьникам, родителям, а также учителям и репетиторам. Ученики с его помощью смогут самостоятельно заниматься и при этом контролировать уровень знаний, мамы и папы без труда проверят правильность выполненном работы, а преподаватели смогут таким образом разрабатывать карточки для проведения индивидуальных и групповых занятий. Этот сборник является одним из лучших вспомогательных пособий. Он направлен на то, чтобы дать необходимую помощь в режиме онлайн.

Стр. 64-65. Будь здоров.

Рекомендуем посмотреть

ГДЗ к рабочей тетради по русскому языку за 4 класс Климанова Л. Издательство:

ПросвещениеСерия:

Перспектива

ГДЗ к тестам по русскому языку за 4 класс Михайлова С. Издательство:

ПросвещениеСерия:

Перспектива

ГДЗ к проверочным работам по русскому языку за 4 класс Михайлова С. Издательство:

ПросвещениеСерия:

Перспектива

ГДЗ к тетради учебных достижений по русскому языку за 4 класс Михайлова С. Издательство:

ПросвещениеСерия:

Перспектива

ГДЗ к рабочей тетради по русскому языку за 4 класс Тихомирова Е. Издательство:

ЭкзаменСерия:

УМК

ГДЗ к тестам по русскому языку за 4 класс Тихомирова Е. Издательство:

ЭкзаменСерия:

УМК

Проверь себя. Страницы учебника

Чтобы в следующий раз не искать сайт — добавь его в закладки. Нажми на клавиатуре

Готовые Домашние Задания по русскому языку:

ГДЗ 4 класса по русскому языку содержат фундаментальную информацию, необходимую для уверенного перехода в среднее звено. Пособие окажет поддержку школьникам в усвоении материала и родителям в проверке домашних заданий. После проработки заданий с поиском и выявлением ошибок ребенок самостоятельно справится с любой проверочной работой. Такое уникальное пособие, как решебник Канакина учебник смотивирует ученика к учебе. Благодаря облегчению процесса обучения у школьника возрастет желание к учебе и получению хороших оценок. Не секрет, что успешное усвоение материала данного на уроке зависит от тщательного выполнения домашнего задания. В учебнике сложно найти подсказки, он содержит сухую теорию. В рабочей тетради даются задания, справиться с которыми увереннее и быстрее помогут ответы рабочая тетрадь часть 1. Работая регулярно с пособием, ребенок получит заметные преимущества при выполнении самостоятельных работ в школе, особенно важных при переходе в среднее учебное звено.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: