1 Загадка человека, страница 14
Проверим себя
1. Чем человек отличается от животных?
Человек отличается от животных тем, что владеет речью; производит орудия труда; ходит прямо, на двух ногах; осознает сам себя, обладает самосознанием; имеет фантазию.
2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
Наследственность является биологической характеристикой человека. По наследству передаются внешние свойства и внутренние механизмы, происходящие в теле, такие как обмен веществ, группа крови, а также некоторые наследственные болезни.
3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
Доказательством того, что человек является социальным существом является то, что основой развития человека с малых лет является общение с другими людьми, в том числе родителями, а также некоторые другие социальные потребности: потребность в признании, престиже, творчестве.
4. Можно ли влиять на наследственность?
Генетические данные практически невозможно изменить, однако помимо генов на развитие человека влияет и его окружение, природа, качество его жизни, образования и другие факторы.
В классе и дома
1. Объединитесь (по желанию) в группы. Каждая группа выбирает текст, обсуждает его и готовит коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение существа влияют инстинкты?». Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.
Инстинкт — врождённая способность совершать целесообразные действия по автоматическому, непосредственному, безотчётному побуждению. Животные и люди следуют инстинктам чтобы обеспечить свое выживание и продолжить свой род.
2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли». Выскажи свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом.
Маугли жил среди животных и перенял их повадки — это является правдой. Вымыслом является его способность принимать решения — это возможно только если бы Маугли жил в обществе, среди людей.
3. Герои известного фильма «Приключения электроника» мальчик Сережа Сыроежкин и робот электроник внешне были абсолютно одинаковыми. Что нужно знать про героев, чтобы определить, кто из них кто?
Важным отличием является наличие эмоций. Так, Электроник не умел ни плакать, ни смеяться, в то время как Сережа Сыроежкин умел испытывать множество эмоций.
4. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей и оформи выставку.
Примером похожих между собой людей являются известные голливудские звезды Райан Филлипп и Джастин Тимберлейк, а также Барбара Мори и Меган Фокс:
Вопросы и задачи на повторение
Вопросы
- В.1
- В.2
- В.3
- В.4
- В.5
- В.6
- В.7
- В.8
- В.9
- В.10
- В.11
- В.12
- В.13
- В.14
- В.15
- В.16
- В.17
- В.18
- В.19
- В.20
- В.21
- В.22
- В.23
- В.24
- В.25
- В.26
- В.27
- В.28
- В.29
- В.30
- В.31
- В.32
- В.33
- В.34
- В.35
- В.36
- В.37
- В.38
- В.39
- В.40
- В.41
- В.42
- В.43
- В.44
- В.45
- В.46
- В.47
- В.48
Задачи
- П.1
- П.2
- П.3
- П.4
- П.5
- П.6
- П.7
- П.8
- П.9
- П.10
- П.11
- П.12
- П.13
- П.14
- П.15
- П.16
- П.17
- П.18
- П.19
- П.20
- П.21
- П.22
- П.23
- П.24
- П.25
- П.26
- П.27
- П.28
- П.29
- П.30
- П.31
- П.32
- П.33
- П.34
- П.35
- П.36
- П.37
- П.38
- П.39
- П.40
- П.41
- П.42
- П.43
- П.44
- П.45
- П.46
- П.47
- П.48
- П.49
- П.50
- П.51
- П.52
- П.53
- П.54
- П.55
- П.56
- П.57
- П.58
- П.59
- П.60
- П.61
- П.62
- П.63
- П.64
- П.65
- П.66
- П.67
- П.68
- П.69
- П.70
- П.71
- П.72
- П.73
- П.74
- П.75
- П.76
- П.77
- П.78
- П.79
- П.80
- П.81
- П.82
- П.83
- П.84
- П.85
- П.86
- П.87
- П.88
- П.89
- П.90
- П.91
- П.92
- П.93
- П.94
- П.95
- П.96
- П.97
- П.98
- П.99
- П.100
- П.101
- П.102
- П.103
- П.104
- П.105
- П.106
- П.107
- П.108
- П.109
- П.110
- П.111
2 Отрочество — особая пора жизни, страница 21
Проверим себя
1. Кого называют отроком?
Отрок — человек, в переходном возрасте между детством и юностью, 10-14 лет.
2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Подростковый возраст считают переходным так как в этот момент человек проходит трансформацию из детского возраста во взрослый.
3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
Не всегда самостоятельность приводит к положительным результатам. Например, курение или употребление алкоголя считаются признаками взрослого самостоятельного человека, но такие привычки приводят к пагубным последствиям и для самого человека, и для людей вокруг.
4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
Да, подобные умения пригодятся любому взрослому человеку, независимо от его пола.
В классе и дома
1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы». Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?
В данный период с человеком происходят различные изменения в организме, меняется настроение, часто появляется усталость.
2. Древнегреческий ученый Пифагор выделял такие периоды жизни человека: период становления — до 20 лет (весна), молодой человек — 20-40 лет (лето), человек в расцвете сил — 40-60 лет (осень), старый и угасающий человек — 60-80 лет (зима). Выскажи свое мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года
Данное сравнение Пифагор применял для того, чтобы обозначить жизненный путь развития человека. «Весна» олицетворяет период роста, расцвета человека, «лето» — период его основной жизнедеятельности, «осень» — человек набрался опыта, образован и мудр, «зима» — период угасания.
3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?
Ссорится с близкими людьми — не самая хорошая идея, потому что взрослые обладают опытом, знаниями и всегда готовы помочь ребенку.
4. Запиши на листе бумаги все, о чем ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учебой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.
Больше всего в моем списке желаний учится, отдыхать и путешествовать, приобретать модные вещи.
5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари». Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи свое мнение, в чем может быть причина такого поведения.
Назвать рыцарским поведением то, что описано в стихотворении, нельзя
Важно, чтобы все помогали друг другу в зависимости от своих сил: крепкие мальчики должны были нести шкаф, а девочкам следовало бы нести стулья
Практикум
1. Поведение этого подростка является некультурным, следовало уступить место пожилому человеку и при наличии свободных мест в конце автобуса, занять их.
2. Наиболее культурным будет ответ №3: «Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз».
3. Не обидит дарящего такой ответ: «Спасибо, мне очень нравится».
Часть 2. Упражнения
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563Часть 2. §56, вопросыЧасть 2. §73, вопросы
Название и образование чисел от 11 до 20
Всем известно, что Маша большая сладкоежка. Медведь решил порадовать ее и купил для нее целый пакет конфет.
Но пока он нес подарок домой, пакет порвался и конфеты стали понемногу высыпаться. Зашел Медведь в дом, позвал Машу и отдал ей угощение.
Развернула Маша пакет, а там только коробка с конфетами лежит. Открыла она коробку и начала считать: «Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять». Всего десять конфет оказалось в коробке.
— Мишка! – закричала Маша. – Почему ты принес так мало конфет?!
Маша обиделась и чуть не заплакала.
Прибежал Медведь. Заглянул в пакет. И схватился за голову. Понял он, что половину конфет растерял по дороге. Рассказал Медведь Маше, что конфет было больше, только они рассыпались и куда-то закатились.
Обрадовалась Маша и бросилась искать конфеты. Первую конфету она нашла тут же под столом и положила ее рядом с коробкой.
— Мишка! – позвала Маша. – Я нашла конфету! Иди сюда, посмотри!
Пришел Медведь, глянул на стол и сказал: «Теперь у тебя одиннадцать конфет!»
— Сколько, сколько? – переспросила Маша.
— Одиннадцать! – ответил Медведь.
— Первый раз слышу такое слово. Что оно обозначает? – удивилась Маша.
— Ну, смотри, — сказал Мишка, — у тебя в коробке было десять конфет. Десять – это десяток. В старину вместо слова «десяток» говорили «дцать».
— Дцать! Дцать! – засмеялась Маша. – Какое смешное слово!
— А теперь у тебя есть еще одна – Мишка положил конфету на коробку. – Получается «один на дцать» или целое слово «одиннадцать».
— Одиннадцать – повторила Маша. – Поняла, это если у меня есть десять или десяток и еще один.
Маша принялась искать остальные конфеты. Она обшарила всю комнату.
Под диваном она нашла еще одну конфету и положила ее на стол.
— Мишка! – позвала Маша, — я нашла еще одну конфету. Иди, посмотри, сколько их теперь.
Медведь подошел к столу и сказал: «Теперь здесь двенадцать конфет».
— Двенадцать, две-на-дцать – проговорила Маша.
— Ну да – сказал Медведь. — Вот смотри – десяток в коробке и еще две конфеты. Что получим?
— Поняла – десять и еще два – это число двенадцать. Очень интересно. Сейчас поищу еще конфеты – сказала Маша.
Она принялась оглядываться по сторонам и в углу за умывальником обнаружила конфетку.
— Мишка! Я нашла третью конфету! Иди, посчитай, сколько их теперь – закричала Маша.
Медведь увидел на столе возле коробки с шоколадками еще три конфеты.
— Давай вместе разберемся – сказал Мишка. – Ты нашла уже три конфеты, а в коробке десять или десяток, который называли «дцать». Значит всего их тринадцать.
— Так значит нужно посчитать, сколько у меня отдельных конфет. От этого зависит название всего числа – поняла Маша. – Сейчас я сама попробую разобраться.
Она бросилась искать по комнате остальные конфеты. И нашла еще парочку.
— Посмотрим, что у меня получится – сказала Маша и положила возле коробки еще одну конфету. – Теперь у меня четыре конфеты, кроме тех, что в коробке.
— Как там говорил Мишка? – вспоминала Маша. – Четыре – на – дцать.
— Мишка! У меня теперь четыренадцать конфет! – закричала она.
— Четырнадцать – поправил ее Мишка, — надо говорить «четырнадцать». Но посчитала ты все правильно, молодец.
Маша положила рядом еще конфету.
— Смотри, Мишка, теперь возле коробки лежит пять конфет – сказала Маша, — значит всего конфет пять – на – дцать. Правильно?
— Пятнадцать! Молодец, ты все правильно поняла – похвалил медведь Машу.
Обрадовалась Маша и побежала во двор искать остальные конфеты.
Она нашла еще несколько конфет.
Принесла их домой. Маша начала выкладывать на стол по одной конфете и пересчитывать то, что получалось. Вот какие числа она узнала.
— Мишка! – закричала Маша. – Иди быстрее сюда! Послушай, какие числа у меня получились: шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать. Правильно?
— Все верно – сказал Медведь. – Ты молодец! Вот тебе еще одна конфета.
Мишка положил на стол шоколадку.
Маша принялась пересчитывать конфеты на столе. У нее получилось десять.
— А сколько теперь всего конфет? – спросила Маша. – В коробке десять и на столе десять.
— Я уже говорил, что десять – это десяток – сказал Мишка. — Смотри, что получилось. В коробке один десяток и на столе один десяток конфет.
— Получается, у нас два десятка – сказала Маша.
— Правильно, — ответил Мишка. – Раз два десятка, то число называется «двадцать».
— Два –дцать – все понятно, это легко запомнить – обрадовалась Маша. – Я теперь знаю названия всех чисел от 11 до 20! Какая я молодец!
Маша принялась есть конфеты, а Медведь смотрел на нее и улыбался. Он был рад, что Маша поняла принцип образования чисел от 11 до 20.
3§. Умножение и деление натуральных чисел
Часть 1. Номера упражнений третьего параграфа.
- 3.1
- 3.2
- 3.3
- 3.4
- 3.5
- 3.6
- 3.7
- 3.8
- 3.9
- 3.10
- 3.11
- 3.12
- 3.13
- 3.14
- 3.15
- 3.16
- 3.17
- 3.18
- 3.19
- 3.20
- 3.21
- 3.22
- 3.23
- 3.24
- 3.25
- 3.26
- 3.27
- 3.28
- 3.29
- 3.30
- 3.31
- 3.32
- 3.33
- 3.34
- 3.35
- 3.36
- 3.37
- 3.38
- 3.39
- 3.40
- 3.41
- 3.42
- 3.43
- 3.44
- 3.45
- 3.46
- 3.47
- 3.48
- 3.49
- 3.50
- 3.51
- 3.52
- 3.53
- 3.54
- 3.55
- 3.56
- 3.57
- 3.58
- 3.59
- 3.60
- 3.61
- 3.62
- 3.63
- 3.64
- 3.65
- 3.66
- 3.67
- 3.68
Проверьте себя. (стр. 85-86)
Проверочная работа 1 и 2Действие умножения. Свойства умножения + Словарный диктантОтветы на задания
Вопросы на странице 87.Ответы на вопросы
- 3.69
- 3.70
- 3.71
- 3.72
- 3.73
- 3.74
- 3.75
- 3.76
- 3.77
- 3.78
- 3.79
- 3.80
- 3.81
- 3.82
- 3.83
- 3.84
- 3.85
- 3.86
- 3.87
- 3.88
- 3.89
- 3.90
- 3.91
- 3.92
- 3.93
- 3.94
- 3.95
- 3.96
- 3.97
- 3.98
- 3.99
- 3.100
- 3.101
- 3.102
- 3.103
- 3.104
- 3.105
- 3.106
- 3.107
- 3.108
- 3.109
- 3.110
- 3.111
- 3.112
- 3.113
- 3.114
- 3.115
- 3.116
- 3.117
- 3.118
- 3.119
- 3.120
- 3.121
- 3.122
- 3.123
- 3.124
- 3.125
- 3.126
- 3.127
- 3.128
- 3.129
- 3.130
- 3.131
- 3.132
- 3.133
- 3.134
- 3.135
- 3.136
- 3.137
- 3.138
- 3.139
- 3.140
- 3.141
Проверьте себя. (стр. 93)
Проверочная работа 1, 2 и 3Действие умножения. Свойства умножения + Словарный диктантОтветы на задания
Вопросы на странице 94.Ответы на вопросы
- 3.142
- 3.143
- 3.144
- 3.145
- 3.146
- 3.147
- 3.148
- 3.149
- 3.150
- 3.151
- 3.152
- 3.153
- 3.154
- 3.155
- 3.156
- 3.157
- 3.158
- 3.159
- 3.160
- 3.161
- 3.162
- 3.163
- 3.164
- 3.165
- 3.166
- 3.167
- 3.168
- 3.169
- 3.170
- 3.171
- 3.172
- 3.173
- 3.174
- 3.175
- 3.176
- 3.177
- 3.178
- 3.179
- 3.180
- 3.181
Проверьте себя. (стр. 98)
Проверочная работа + Словарный диктантДеление с остаткомОтветы на задания
Вопросы на странице 99.Ответы на вопросы
- 3.182
- 3.183
- 3.184
- 3.185
- 3.186
- 3.187
- 3.188
- 3.189
- 3.190
- 3.191
- 3.192
- 3.193
- 3.194
- 3.195
- 3.196
- 3.197
- 3.198
- 3.199
- 3.200
- 3.201
- 3.202
- 3.203
- 3.204
- 3.205
- 3.206
- 3.207
- 3.208
- 3.209
- 3.210
- 3.211
- 3.212
- 3.213
- 3.214
- 3.215
- 3.216
- 3.217
- 3.218
- 3.219
- 3.220
- 3.221
- 3.222
- 3.223
- 3.224
- 3.225
- 3.226
- 3.227
- 3.228
- 3.229
- 3.230
- 3.231
- 3.232
- 3.233
- 3.234
- 3.235
- 3.236
- 3.237
- 3.238
- 3.239
- 3.240
- 3.241
- 3.242
- 3.243
- 3.244
- 3.245
- 3.246
- 3.247
- 3.248
- 3.249
- 3.250
- 3.251
- 3.252
- 3.253
- 3.254
- 3.255
- 3.256
- 3.257
- 3.258
- 3.259
- 3.260
- 3.261
- 3.262
- 3.263
Проверьте себя. (стр. 106-107)
Проверочная работа 1, 2 и 3Упрощение выраженийОтветы на задания
Вопросы на странице 109.Ответы на вопросы
- 3.264
- 3.265
- 3.266
- 3.267
- 3.268
- 3.269
- 3.270
- 3.271
- 3.272
- 3.273
- 3.274
- 3.275
- 3.276
- 3.277
- 3.278
- 3.279
- 3.280
- 3.281
- 3.282
- 3.283
- 3.284
- 3.285
- 3.286
- 3.287
- 3.288
- 3.289
- 3.290
- 3.291
- 3.292
- 3.293
- 3.294
- 3.295
- 3.296
Проверьте себя. (стр. 112)
Проверочная работаПорядок действий в вычисленияхОтветы на задания
Вопросы на странице 114.Ответы на вопросы
- 3.297
- 3.298
- 3.299
- 3.300
- 3.301
- 3.302
- 3.303
- 3.304
- 3.305
- 3.306
- 3.307
- 3.308
- 3.309
- 3.310
- 3.311
- 3.312
- 3.313
- 3.314
- 3.315
- 3.316
- 3.317
- 3.318
- 3.319
- 3.320
- 3.321
- 3.322
- 3.323
- 3.324
- 3.325
- 3.326
- 3.327
- 3.328
- 3.329
- 3.330
- 3.331
- 3.332
- 3.333
- 3.334
- 3.335
Проверьте себя. (стр. 117)
Проверочная работаСтепень с натуральным показателемОтветы на задания
Вопросы на странице 119.Ответы на вопросы
- 3.336
- 3.337
- 3.338
- 3.339
- 3.340
- 3.341
- 3.342
- 3.343
- 3.344
- 3.345
- 3.346
- 3.347
- 3.348
- 3.349
- 3.350
- 3.351
- 3.352
- 3.353
- 3.354
- 3.355
- 3.356
- 3.357
- 3.358
- 3.359
- 3.360
- 3.361
- 3.362
- 3.363
- 3.364
- 3.365
- 3.366
- 3.367
- 3.368
- 3.369
Проверьте себя. (стр. 122)
Проверочная работаДелители и кратныеОтветы на задания
Вопросы на странице 124.Ответы на вопросы
- 3.370
- 3.371
- 3.372
- 3.373
- 3.374
- 3.375
- 3.376
- 3.377
- 3.378
- 3.379
- 3.380
- 3.381
- 3.382
- 3.383
- 3.384
- 3.385
- 3.386
- 3.387
- 3.388
- 3.389
- 3.390
- 3.391
- 3.392
- 3.393
- 3.394
- 3.395
- 3.396
- 3.397
- 3.398
- 3.399
- 3.400
- 3.401
- 3.402
- 3.403
- 3.404
- 3.405
- 3.406
- 3.407
- 3.408
- 3.409
- 3.410
- 3.411
- 3.412
- 3.413
- 3.414
- 3.415
- 3.416
- 3.417
- 3.418
- 3.419
- 3.420
- 3.421
- 3.422
- 3.423
- 3.424
- 3.425
- 3.426
- 3.427
- 3.428
- 3.429
- 3.430
Проверьте себя. (стр. 129)
Проверочная работа 1 и 2Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. Признаки делимости на 9 и на 3.Ответы на задания
Применяем математику (стр. 130-131)Ответы на задания
Вопросы на странице 132.Ответы на вопросы
Знакомство с ГДЗ по математике за 5 класс Дорофеев
Учебный год начнется для ребят с повторения информации, изученной в рамках обучения в начальной школе. Это позволит выявить пробелы в знаниях, возникшие из-за пропущенных уроков или плохо усвоенных тем, и закрыть их. Программа учебных материалов поможет учащимся разобраться в таких модулях:
- Ознакомление с понятиями точки и линии, отрезка и луча, плоскости и прямой, треугольника и угла.
- Знакомство с числовыми и буквенными выражениями, особенностями сложения и вычитания натуральных чисел.
- Рассмотрение порядка упрощения и выполнения действий, правила возведения в степень.
- Принципы нахождения площади и объема прямоугольного параллелепипеда по соответствующей формуле.
Отдельные уроки позволят разобраться в сходствах и различиях десятичных и обыкновенных дробей, обучающиеся научатся складывать и вычитать, умножать и делить их.
Часть 2. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
780
781
782
783
784
785
786
787
788
789
790
791
792
793
794
795
796
797
798
799
800
801
802
803
804
805
806
807
808
809
810
811
812
813
814
815
816
817
818
819
820
821
822
823
824
825
826
827
828
829
830
831
832
833
834
835
836
837
838
839
840
841
842
843
844
845
846
847
848
849
850
851
852
853
854
855
856
857
858
859
860
861
862
863
864
865
866
867
868
869
870
871
872
873
874
875
876
877
878
879
880
881
882
883
884
885
886
887
888
889
890
891
892
893
894
895
896
897
898
899
900
901
902
903
904
905
906
907
908
909
910
911
912
913
914
915
916
917
918
919
920
921
922
923
924
925
926
927
928
929
930
931
932
933
934
935
936
937
938
939
940
941
942
943
944
945
946
947
948
949
950
951
952
953
954
955
956
957
958
959
960
961
962
963
964
965
966
967
968
969
970
971
972
973
974
975
976
977
978
979
980
981
982
983
984
985
986
987
988
989
990
991
992
993
994
995
996
997
998
999
1000
1001
1002
1003
1004
1005
1006
1007
1008
1009
1010
1011
1012
1013
1014
1015
1016
1017
1018
1019
1020
1021
1022
1023
1024
1025
1026
1027
1028
1029
1030
1031
1032
1033
1034
1035
1036
1037
1038
1039
1040
1041
1042
1043
1044
1045
1046
1047
1048
1049
1050
1051
1052
1053
1054
1055
1056
1057
1058
1059
1060
1061
1062
1063
1064
1065
1066
1067
1068
1069
1070
1071
1072
1073
1074
1075
1076
1077
1078
1079
1080
1081
1082
1083
1084
1085
1086
1087
1088
1089
1090
1091
1092
1093
1094
1095
1096
1097
1098
1099
1100
1101
1102
1103
1104
1105
1106
1107
1108
1109
1110
1111
1112
1113
1114
1115
1116
1117
1118
1119
1120
1121
1122
1123
1124
1125
1126
1127
1128
1129
1130
1131
1132
1133
1134
1135
1136
1137
1138
1139
1140
1141
1142
1143
1144
1145
1146
1147
1148
1149
1150
1151
1152
1153
1157
1161
4 Семейное хозяйство, страница 38
Проверим себя
1. Что такое домашний труд?
Домашний труд представляет собой физическую или психическую активность человека, направленную на преобразование домашнего хозяйства
2. Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?
Совместный труд удовлетворяет потребность в совместном общении, похвале, взаимопониманию, помощи друг другу и любви.
3. Для чего нужно семейное хозяйство?
Семейное хозяйство позволяет обеспечить семье жилье, питание и кров.
4. Кого считают рачительным хозяином?
Рачительным хозяином считают человека, который выполняет свои обязанности старательно, внимательно и бережливо относится к деньгам.
5. Каковы источники экономии в домашнем хозяйстве?
Источниками экономии в домашнем хозяйстве являются покупки, траты на питание, обучение, траты на автомобиль.
6. Что должен знать и уметь рачительный хозяин?
Рачительный хозяин должен уметь считать свои финансы, заботится о сохранении доходов и правильной трате денег семьи, о домашнем хозяйстве и членах семьи.
В классе и дома
1. В каких пословицах и поговорках народ выразил свое отношение к труду, трудолюбию, хозяину дома? Какие пословицы учат разумно вести домашнее хозяйство?
2. У дяди Федора есть дом в деревне Простоквашино и квартира в городе. В чем разница между этими жилищами? В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из домов? Сравни домашнее хозяйство городского и сельского жителя.
3. Сформулируй свои правила ведения домашнего хозяйства.
4*. Подготовь рассказ о роли техники в быту.
5. Костя пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помоги ему составить меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.
6. В предложенном перечне выдели предметы первой необходимости и предметы роскоши: телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник, видеомагнитофон, книги, посудомоечная машина, хрустальная люстра, комнатные цветы. Обоснуй свой выбор.
7. Какие из перечисленных обязанностей ты выполняешь: мытье посуды, чистка картошки, мелкий ремонт бытовой техники, мытье окон, стирка белья, сервировка стола, чистка обуви, покупка мебели, выпечка пирогов, уход за домашними животными, глажка белья?
8. Оцени себя как рачительного хозяина. Как ты относишься к своим вещам, книгам, окружающим предметам? Чему тебе еще необходимо научиться, чтобы стать хорошим хозяином?
9*. Выполни проект «Экономия семейных ресурсов»: определи, на чем можно сэкономить?
Особенности онлайн-сборника «ГДЗ по русскому 5 класс Ладыженская»
Российское образование ставит изучение русского языка на первое место, поскольку русский — государственный обязательный язык. Учебник Ладыженской, Баранова и Тростенцовой для 5 класса стал основным компонентом в формировании языковых навыков у учащихся. Задания и упражнения стали сложнее, возник спрос на новый решебник.
Сборник готовых ответов ориентирован на следующее:
- Полное соответствие ФГОС. УМК разработан с учетом требований образовательного стандарта, предоставляя исчерпывающие ответы к заданиям, что помогает учащимся легче осваивать предмет
- Подход к обучению. Подробные пошаговые решения авторов-педагогов помогают детям понять учебным материал и способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельного решения задач
- Контроль оригинальности. Решебник прошел тщательную проверку на уникальность, гарантируя, что предоставляемый контент не встречается на иных ресурсах
- Информационная достоверность. Новые ответы постоянно обновляется с учетом последних изменений в учебной программе и требованиях, чтобы учащиеся получали проверенную информацию. Также наш коллектив старается оперативно реагировать на опечатки и неточности, которые находят наши пользователи
На этой странице размещены полные и актуальные решения заданий по русскому языку. К каждому ответу приготовлены подробные объяснения. Найдите нужное упражнение в списке или введите номер в поисковую строку.
Наш ресурс предоставляет авторские решения для каждого номера задания. Это позволит детям легко проверять знания и готовиться к урокам и контрольным проверочным работам.
Готовые ответы включают в себя упражнения, задания из учебника, а также дополнительные материалы, разработанные опытными педагогами. Воспользуйтесь нашим ресурсом, чтобы успешно справиться с домашними заданиями и подготовиться к урокам.
С нашей помощью пятиклассники смогут легко освоить материал и добиться положительных результатов в изучении обязательного предмета. Не теряйте времени, воспользуйтесь нашими ГДЗ!
Часть 2:
Страница 4
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 5
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 6
1
2
3
?
Страница 7
1
2
3
4
5
6
7
8
?
Страница 8
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
?
Страница 10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
?
Страница 11
1
2
3
4
?
Страница 12. Странички для любознательных
1
2
3
4
Страница 13
1
2
3
4
5
6
?
Страница 14
1
2
3
4
5
6
?
Страница 15
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 16
1
2
3
4
5
6
?
Страница 17
1
2
3
4
5
6
?
Страница 18
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 19
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 20
1
2
3
4
5
6
7
8
?
Страница 21
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Страница 22-23. Странички для любознательных
1
2
3
Страница 24-25. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Страница 26
1
2
3
4
5
?
Страница 27
1
2
3
4
5
?
Страница 28
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 29
1
2
3
4
5
6
?
Страница 30
1
2
3
4
5
6
?
Страница 31
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 32
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 33-35. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Страница 38-39. Проверим себя и оценим свои достиженияВариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Страница 40. Странички для любознательных
1
2
Страница 42
1
2
3
4
5
6
7
8
?
Страница 43
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 44
1
2
3
4
Страница 45
5
6
7
8
9
10
11
12
?
Страница 46
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
?
Страница 47
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 48
1
2
3
4
5
6
?
Страница 49
1
2
3
4
5
6
7
8
?
Страница 50
1
2
3
4
5
6
?
Страница 51
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Страница 52-53. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 54
1
2
3
4
5
?
Страница 55. Задачи — Расчеты
1
2
3
4
Страница 56-57. Странички для любознательных
1
2
3
4
Страница 58-61. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Страница 62-63. Проверим себя и оценим свои достиженияВариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Страница 64. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Страница 66
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 67
1
2
3
4
5
6
7
8
?
Страница 68
1
2
3
4
5
?
Страница 69
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 70
1
2
3
4
5
6
7
8
9
?
Страница 71
1
2
3
4
5
6
?
Страница 72
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 73
1
2
3
4
Страница 74
1
2
3
4
5
6
?
Страница 75. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
Страница 76-79. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Страница 80. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Страница 82
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 83
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 84
1
2
3
4
5
6
7
8
?
Страница 85
1
2
3
4
5
?
Страница 86
1
2
3
4
?
Страница 87. Странички для любознательных
1
2
3
Страница 88
1
2
3
4
5
?
Страница 89
1
2
3
4
5
6
?
Страница 90
1
2
3
4
5
6
7
8
?
Страница 91
1
2
3
4
5
6
?
Страница 92
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 93
1
2
3
Страница 94
4
5
6
?
Страница 95
1
2
3
4
5
6
7
?
Страница 96
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 98
1
2
3
4
5
6
?
Страница 99-102. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Что узнали, чему научились в 3 классе?Страница 103. Нумерация
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 103-104. Сложение и вычитание
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 105-106. Умножение и деление
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 107. Правила о порядке выполнения действий
1
Страница 107-108. Задачи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Страница 109. Геометрические фигуры и величины
1
2
3
4
5
Тексты для итоговой контрольной работыСтраница 110. Задания базового уровня
1
2
3
4
5
6
7
Страница 111. Задания повышенного уровня
1
2
3
4
5
6
7
5 Свободное время, страница 47
Проверим себя
1. Какое время можно назвать свободным?
Свободное время — период времени, который остается у каждого человека после выполнения обязательных заданий.
2. Объясни, почему говорят: «Знай минутам цену, секундам счет», «Отдых — это перемена вида деятельности».
Первая поговорка означает, что необходимо просчитывать свое время и не тратить его впустую. Вторая поговорка означает, что во время отдыха человек тоже занимается определенной деятельностью.
3. Какие ты знаешь увлечения — хобби? Какое увлечение есть у тебя?
Занятия спортом, чтение книг, игры на компьютере. Я увлекаюсь футболом и коллекционированием марок.
4. Как наполнить свободное время полезными делами?
В классе и дома
1. Пробовал ли ты в свободное время делать что-либо своими руками? Если да, то что именно?
Да, собираю оригами и вышиваю
2*. Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей — и к телевизору. Включила, а сама — на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто-то за кем-то гонится… Так и сидела Наташа у телевизора, пока не пришла мама. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. А день закончился. Как ты думаешь, умеет ли Наташа распределять своё время? Случается ли с тобой подобное? Нравишься ли ты себе в таких случаях? Когда просмотр телепередач превращается во вредную привычку?
У Наташи проблемы с распределением времени, она не знает что такое свободное время. Такое может случится со всеми. Просмотр телевизора может стать вредной привычкой если человек занимается этим все время.
3. Какому занятию посвящена загадка?«С той и с этой стороныВ клетках кони и слоны.В клетках справа, в клетках слеваКороли и королевы.Но не могут удержаться,Чтоб друг с другом не сражаться!»
Данная загадка посвящена шахматам.
3 Семья и семейные отношения, страница 32
Проверим себя
1. Какое значение семья имеет в жизни человека?
Семья для человека имеет очень большое значение. Она обеспечивает его потребности в еде, тепле, заботе и любви, воспитывает его и социализирует, закладывает основы, которое позволяют человеку стать человеком.
2. Какие семьи бывают? Чем отличаются двухпоколенные семьи от трехпоколенных?
Семьи бывают двухпоколенные, трехпоколенные и неполные. В трехпоколенных семьях живут вместе дети, отец и мать, бабушка и дедушка. В двухпоколенных — только дети и их родители.
3. Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.
Семья является основой государства и общества, его первичной ячейкой. В России примером такой заботы являются различные пособия для семей — материнский капитал, а также такие социальные учреждение как служба опеки.
4. Проанализируй свое отношение к пожилым членам семьи: всегда ли ты внимателен, заботлив? Какие семейные дела ты можешь делать вместо них?
Мое отношение к пожилым членам семьи всегда уважительное. Я внимателен и всегда стараюсь помогать им. Я мою посуду, помогаю во время приготовления еды.
В классе и дома
1*. Расспроси своих родителей о том, как они познакомились. Какие события в своей семейной жизни считают самыми важными?
Мои родители встретились во время путешествия в Англии и спустя несколько месяцев решили поженится. Самым важным для них моментом является рождение меня.
2. Есть такое выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.» Чему тебя научили твои родители? Чему ты хотел еще научиться?
Мой отец научил меня своему хобби — коллекционирование самолетов, теперь и у меня есть своя небольшая коллекция, а мама привила любовь к чистоте и теперь я все время помогаю ей убираться в своей комнате.
3. Проведите работу в парах. Прочитайте стихотворение, подготовьте совместные ответы на вопросы: «О какой особенности семьи говорит поэт?» «Что является опорой в жизни каждого человека?».
Главной особенностью семьи является забота о детях
Для человека наиболее важной опорой в жизни будет являться семья, родители и родственники
4. Используя справочную литературу или материалы интернета, объясни значение слов «свекровь», «золовка», «тесть», «невестка», «сват», «сватья».
Свекровь — мать мужа, золовка — сестра мужа, тесть — отец жены, невестка — жена сына или брата, сват — отец супруга по отношению к родителям второго супруга, сватья — мать супруга.
5*. Выскажи свое мнение: кого называют домочадцами? Это слово старинное или современное? Проверь свой ответ по словарям
Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264Часть 1. §10, Повторение по теме фонетика стр. 38Часть 1. §15, Лингвистические игры,задачки стр. 55Часть 1. §35, Лингвистические игры,задачки стр. 122
Страница 5
Задание 1.
- 1) Запиши числа в порядке их уменьшения: 18, 10, 20, 16, 11, 15, 8, 5, 0.
- 2) Назови число, которое меньше чем 20, но больше чем 18; меньше чем 10, но больше чем 8.
1) 20, 18, 16, 15, 11, 10, 8, 5, 0
2) 19 — меньше чем 20, но больше чем 18. 9 — меньше чем 10, но больше чем 8
8 + 2 = 10 | 7 + 3 =10 | 6 + 4 = 10 | 9 + 1 = 10 | 5 + 5 = 10 |
10 — 4 = 6 | 14 — 4 = 10 | 8 — 4 = 4 | 9 — 4 = 5 | 4 — 4 = 0 |
8 + 6 = 8 + (2 + 4) = 14 | 9 + 7 = 9 + (1 + 6) = 16 | 6 + 8 = 6 + (4 + 4) = 14 | 7 + 9 = 7 + (3 + 6) = 16 |
9 + 6 = 15 | 8 + 4 = 12 | 17 — 7 = 10 | 16 — 6 = 10 | 14 — 4 = 10 |
9 + 7 = 2 | 8 + 5 = 3 | 17 — 8 = 9 | 16 — 8 = 8 | 14 — 8 = 6 |
12 — 4 = 12 — (2 + 2) = 8 | 13 — 5 = 13 — (3 + 2) = 8 | 11 — 6 = 11 — (1 + 5) = 5 | 11 — 8 = 11 — (1 + 7) = 3 |
Задание 7.
В первом ряду кинотеатра занято 8 мест, а во втором — на 2 места больше. Сколько мест занято во втором ряду? Сколько мест занято в этих двух рядах?
1) 8 + 2 = 10 (мест заначто во втором ряду)
2) 8 + 10 = 18 (мест занято в двух рядах)
Ответ: во втором ряду занято 10 мест, в двух рядах занято 18 мест
Задание 8.
Ломаная состоит из двух звеньев. Длина первого звена 1 дм, длина второго — на 3 см меньше. Начерти эту ломаную. Узнай её длину.
1) 10 — 3 = 7 (см длина второго звена)
2) 10 + 7 = 17
Выражение: 10 + (10 — 3) = 17
Ответ: длина ломаной 17 см.
Задание 9.
Как можно назвать одним словом фигуры 2 и 5? Из каких фигур составлены на этом чертеже другие четырёхугольники?
1) Многоугольники.
2) Треугольники, четырехугольники.
Дима старше Оли на 6 лет, а Даша моложе Димы на 4 года. Кто старше: Оля или Даша — и на сколько лет?
1) 6 — 4 = 2
Ответ: Даша старше Оли на 2 года.
8 + 6 = 14
7 + 4 = 11
12 — 5 = 7
13 — 9 = 4