Изучить русский язык помогут ГДЗ
С самого начала года школьникам предстоит окунуться в насыщенный учебный ритм. Большие объемы информации по предмету нужно не просто изучить, но и хорошо запомнить. Ребятам нужно научиться разбираться когда и какие правила грамматики и орфографии нужно применять. В противном же случае придется смириться с низкой успеваемостью. Чтобы познания носили полноценный характер, стоит воспользоваться «ГДЗ по русскому языку 3 класс Рабочая тетрадь Канакина (Просвещение 2013-2020)».
Ситуаций, когда детям может понадобиться помощь, очень много:
- Учитель не особо подробно объяснил материал.
- В учебнике отсутствуют наглядные примеры.
- Ученик пропустил урок по болезни или другим причинам.
- Ребенок невнимательно вел себя на уроке.
- Школьник больше склонен к точным наукам.
Применять решебник можно и просто для самоконтроля, поэтому отличники тоже часто в него заглядывают. Учащимся, которые испытывают серьезные трудности с освоением предмета, тем более стоит воспользоваться сборником. С его помощью они не только разберут все темы, но и повысят свою успеваемость. Дополнительные манипуляции не отнимут много времени, зато принесут ощутимую пользу, а главное научат школьников самостоятельности.
Имя существительное
Как уже говорилось, разные части речи отвечают на разные вопросы. Существительное отвечает на вопросы «кто?» или «что?». На эти же вопросы отвечают, как одушевленные, так и неодушевленные предметы.
Имя существительное – самостоятельная часть речи, относящаяся к знаменательным словам, обозначающая предмет, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.
Имя существительное обозначает все, что нас окружает, т.е. и живое (одушевленное), и неживое, (неодушевленное). Это и люди, и звери, и птицы, и насекомые, и предметы, и вещи, и события и прочее.
Попытаемся найти имя существительное в предложениях из «Сказки о царе Салтане…»
Пример 1.
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем три существительных.
- что – ель
- что — дворец
- что – дом
Пример 2.
Белка в нем живет ручная, да затейница какая. Белка песенки поет, да орешки все грызет.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем четыре существительных.
- кто – белка
- кто – затейница
- что – песенки
- что – орешки
Пример 3.
Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем четыре существительных.
- что – ядра
- что – изумруд
- кто – слуги
- кто – белка
Как школьнику поможет онлайн-решебник
Если вы до сих пор относитесь к тем людям, которые считают, что Готовое Домашнее Задание вредит успеваемости детей, то мы спешим вас переубедить. Конечно, если ученик будет использовать данную страницу слишком часто, начнёт списывать, перестанет думать самостоятельно, то никакого толку из этого не выйдет. Если же использовать данную страницу лишь тогда, когда это нужно, то никаких проблем не возникнет, и всё будет хорошо. Онлайн-решебник сможет помочь:
- Подготовиться к контрольной или самостоятельной работе.
- Узнать много нового о данном предмете в личных целях.
- Изучить темы, с которыми у школьника возникают определённые трудности.
И это — лишь малый перечень того, чем может помочь Готовое Домашнее Задание ученику третьего класса. Когда школьник воспользуется данной страницей самостоятельно, он поймет, насколько она полезна.
Часть 1. Упражнения
стр.3стр.4стр.5стр.6стр.7стр.8стр.9стр.10стр.11стр.12стр.13стр.14стр.15стр.16стр.17стр.18стр.19стр.20стр.21стр.22стр.23стр.24стр.25стр.26стр.27стр.28стр.29стр.30стр.31стр.32стр.33стр.34стр.35стр.36стр.37стр.38стр.39стр.40стр.41стр.42стр.43стр.44стр.45стр.46стр.47стр.48стр.49стр.50стр.51стр.52стр.53стр.54стр.55стр.56стр.57стр.58стр.59стр.60стр.61стр.62стр.63стр.64стр.65стр.66стр.67стр.68стр.69стр.70стр.71стр.72стр.73стр.74стр.75стр.76стр.77стр.78стр.79
Часть 2. Упражнения
стр.3стр.4стр.5стр.6стр.7стр.8стр.9стр.10стр.11стр.12стр.13стр.14стр.15стр.16стр.17стр.18стр.19стр.20стр.21стр.22стр.23стр.24стр.25стр.26стр.27стр.28стр.29стр.30стр.31стр.32стр.33стр.34стр.35стр.36стр.37стр.38стр.39стр.40стр.41стр.42стр.43стр.44стр.45стр.46стр.47стр.48стр.49стр.50стр.51стр.52стр.53стр.54стр.55стр.56стр.57стр.58стр.59стр.60стр.61стр.62стр.63стр.64стр.65стр.66стр.67стр.68стр.69стр.70стр.71стр.72стр.73стр.74стр.75стр.76стр.77стр.78стр.79
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Повторение
Что обозначают имена существительные. с. 6
Упражнение 6, с. 6Упражнение 7, с. 6Упражнение 8, с. 7Упражнение 9, с. 7Упражнение 10, с. 8Упражнение 11, с. 8Упражнение 12, с. 9
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. с. 9
Упражнение 13, с. 9Упражнение 14, с. 9Упражнение 15, с. 10Упражнение 16, с. 10Упражнение 17, с. 10Упражнение 18, с. 11Упражнение 19, с. 11Упражнение 20, с. 11
Собственные и нарицательные имена существительные. с. 12
Упражнение 21, с. 12Упражнение 22, с. 12Упражнение 23, с. 13Упражнение 24, с. 13Упражнение 25, с. 13Упражнение 27, с. 14Упражнение 28, с. 15Упражнение 29, с. 15Упражнение 30, с. 15Упражнение 31, с. 16
Число имён существительных. с. 16
Упражнение 32, с. 16Упражнение 33, с. 17Упражнение 34, с. 17Упражнение 35, с. 18Упражнение 36, с. 18Упражнение 37, с. 19Упражнение 38, с. 19
Род имён существительных. с. 19
Упражнение 39, с. 19Упражнение 40, с. 20Упражнение 41, с. 20Упражнение 42, с. 21Упражнение 43, с. 21Упражнение 44, с. 22Упражнение 45, с. 22Упражнение 46, с. 23Упражнение 47, с. 23Упражнение 48, с. 23
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих. с. 24
Упражнение 49, с. 24Упражнение 50, с. 24Упражнение 51, с. 25Упражнение 52, с. 25Упражнение 53, с. 26Упражнение 54, с. 26Упражнение 55, с. 26Упражнение 56, с. 27Упражнение 57, с. 27Упражнение 58, с. 27
Падеж имён существительных. с. 28
Упражнение 59, с. 28Упражнение 60, с. 28Упражнение 61, с. 28Упражнение 62, с. 29Упражнение 63, с. 29
Именительный падеж с. 30
Упражнение 64, с. 30Упражнение 65, с. 30Упражнение 66, с. 30Упражнение 67, с. 31Упражнение 68, с. 31
Родительный падеж с. 32
Упражнение 69, с. 32Упражнение 70, с. 32Упражнение 71, с. 33Упражнение 72, с. 33
Дательный падеж с. 34
Упражнение 73, с. 34Упражнение 74, с. 34Упражнение 75, с. 35Упражнение 76, с. 35
Винительный падеж с. 36
Упражнение 77, с. 36Упражнение 78, с. 36Упражнение 79, с. 37Упражнение 80, с. 37
Упражнение 343
343. Найдите в следующих предложениях не соответствующие современным языковым нормам формы слов. Устно объясните характер ошибок и исправьте их.
1. Крыша сарая была покрыта толью. 2. В музее мы видели замечательные куклы. 3. Эта дорога более опаснее, чем та. 4. Ребятишки остались очень довольные праздником. 5. Он отсутствовал в течение полуторых недель. 6. Обое вы глупые. 7. Без её нам не выполнить задачу. 8. К каковому решению вы пришли? 9. В углу мяучит кот. 10. Едь быстрее! 11. Поезд прибыл согласно евоному расписанию. 12. Твой голос звучит сегодня звончее и громчее. 13. Быстро летели дни, недели, месяца. 14. Этим летом я отдыхал в Сочах. 15. Собака сидела под деревом, высуня язык.
Упражнение 346
346. Выполните итоговый тест «Части речи».
1. Верными являются утверждения:
1) Части речи изучаются в морфологии.
2) Все самостоятельные части речи являются изменяемыми.
3) Существительное, прилагательное, местоимение — это имена.
4) К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.
5) Междометия не только выражают чувства и волеизъявления говорящего, но и называют их.
2. Соответствие между выделенными словами и их характеристикой установлено правильно в примере:
Я остановился возле тополиной аллеи, растущей вдоль1 дороги, и, посмотрев вокруг2, не спеша побрёл домой3, где4 меня ждали мои родные5.
1) 1 — предлог; 2 — наречие; 3 — существительное; 4 — союз; 5 — прилагательное;
2) 1 — наречие; 2 — наречие; 3 — существительное; 4 — союз; 5 — существительное;
3) 1 — предлог; 2 — наречие; 3 — наречие; 4 — наречие; 5 — существительное;
4) 1 — наречие; 2 — наречие; 3 — существительное; 4 — наречие; 5 — прилагательное;
5) 1 — предлог; 2 — наречие; 3 — существительное; 4 — союз; 5 — существительное.
3. Только из самостоятельных частей речи состоят предложения:
1) Каков он собой?
2) Как тихо вокруг!
3) Всё небо опять заволоклось.
4) Неужели это правда?
5) Именно он мой герой.
4. Начальная форма слова определена правильно в примерах:
1) имён — имена; 2) дальше — дальний; 3) восьмым — восьмой; 4) некого — некто; 5) даю — давать.
5. Все характеристики верны для слов:
1) насекомое — имя существительное, одушевлённое, 2-го склонения;
2) должен — имя прилагательное, качественное, употребляется только в краткой форме;
3) двести — имя числительное, количественное, простое;
4) таков — местоимение, указательное, изменяется по родам, числам и падежам;
5) склеены — причастие, страдательное, прошедшего времени.
6. Употреблённой в предложении глагольной форме соответствуют морфологические признаки:
Другой врач его обязательно вылечил бы.
1) переходный; 2) невозвратный; 3) несовершенного вида; 4) I спряжения; 5) употреблён в форме мужского рода, единственного числа, 3-го лица.
7. Причастие и деепричастие образованы от одного глагола в рядах:
1) решённый, решая; 2) высохший, высохнув; 3) радующийся, радуясь; 4) согнутый, согнув; 5) гонимый, гоняя.
8. Наречия есть в словосочетаниях:
1) трижды три; 2) чересчур хитёр; 3) работать дома; 4) первый раз; 5) по прежнему расписанию.
9. Морфологическая норма нарушена в словосочетаниях:
1) топтая травку; 2) без двухста листов; 3) зайдите к нему; 4) ляжьте на пол; 5) ключи без брелока.
10. Выделенные слова принадлежат к служебным частям речи в предложениях:
1) Лето приносит мне просто непередаваемую радость.
2) Увы, мне пора уходить.
3) Спустя два года он решил вернуться в Москву.
4) Он поинтересовался, почему я не перезвонил вечером.
5) Ольга Петровна знала, что сын поможет ей.
Имя числительное
Имя числительное – самостоятельная часть речи, обозначающая количество чего-либо, изменяется по родам и числам, в предложении может выполнять какую угодно выполняет синтаксическую функцию. Эта часть речи отвечает на вопросы «сколько?», «который?».
Например. Который час? – Восемь часов вечера Сколько ему лет? – Ему пятнадцать. Сколько километров до города? – До города сорок пять километров.
Особенность написания числительных состоит в следующем. Если числительное состоит их двух или трех и более слов, то каждое пишется отдельным словом, например, тридцать три, сорок восемь, двести двадцать два.
Например, шестнадцатЬ (вместо шестЬнадцатЬ), пятнадцатЬ (вместо пятЬнадцатЬ), семнадцатЬ (вместо семЬнадцать), восемнадцатЬ (восемЬнадцатЬ), девятнадцатЬ (девятЬнадцать).
И сотни: пятЬсот (вместо пятсот), шестЬсот (вместо шестсот), семЬсот (вместо семсот), восемЬсот (вместо восемсот), девятЬсот (вместо девятсот). Так пишется потом, что это число образовано путем соединения двух числительных. Например, пятьсот – пять сотен, шестьсот – шесть сотен и так далее.
То же самое касается и десятков. ПятЬдесят (вместо пятдесят), шестЬдесят (вместо шестдесят), семЬдесят (вместо семдесят), восемЬдесят (вместо восемдесят). Объяснение аналогичное: число образовано путем соединения двух числительных, пять десятков, шесть десятков и так далее.
Мягкий знак в таких словах встречается только один раз.
Написание следующих слов нужно запомнить. Двести, триста, четыреста, четыре, девяносто, тысяча.
Части речи в русском языке
Речь, подобно конструктору состоит из нескольких разных частей. Многие сейчас возразят, что речь состоит из слов и это абсолютно верно. Просто слова – это и есть части речи. Вот, например.
Идет сильный дождь. В этом предложении три слова и три совершенно разные части речи, потому что каждое слово в этом предложении отвечает на разные вопросы.
Если мы спросим «что дождь делает?», то получим ответ «идет». Если просим «какой дождь идет?», то получим ответ «сильный». А на вопрос «что идет», услышим в ответ «дождь».
В русском языке под частями речи понимают группы слов, которые имеют общие признаки по своей морфологии. В разных частях речи для различных групп слов эти признаки не всегда однородны. Более того, все слова русского языка делятся на две группы, немеждометные слова и междометия.
Междометия – это слова, обазначающие эмоции, волеизъявления, или другие формы речевого этикета и в разговорной (а также письменной) речи они не изменяются.
Примеры форм междометий: Эмоции – «ах», «увы», « да что ж такое», «черт побери», «браво», «ай-яй-яй» и другие. Волеизъявления – «стоп», «баста», «брысь», «помилуй» и прочие. Формы речевого этикета– «спасибо», «привет», «до свидания», «не стоит», «пожалуйста» и т.д.
В некоторых случаях междометия могут выступать в форме звукоподражания, например, «хи-хи-хи», «ха-ха-ха», «гав-гав» и прочее. Они не выражают эмоций, или волеизлияний, не являются формами этикета, а могут выступать членами предложения.
Пример.
«А девица – ха-ха-ха, да хи-хи-хи!» В этом случае междометие звукоподражания выполняет роль сказуемого.
Особенность этой части речи состоит в том, что они не вступают ни в какие синтаксические связи другими частями речи и членами в предложениях. Они всегда обособлены и выделяются запятыми с обеих сторон, а в разговорной речи подчеркиваются усилением эмоции.
Немеждометные слова тоже разделяются на две группы: служебные и самостоятельные. Они имеют существенные отличия друг от друга. Например, самостоятельные могут выступать в предложении без служебных, а вот наоборот не получается. Служебные слова в этом случае не изменяются, и выполняют функцию передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными немеждометными словами.
Примеры служебных немеждометных слов:
Предлоги – все («к», «до», «перед», «после», «в течение», «на» и т.д.). Союзы – все («и», «да» в значении «и», «как будто», «несмотря на то что» и другие). Частицы – все («именно», «не», «только», «вовсе»).
В свою очередь самостоятельные слова делятся на местоименные и знаменательные. Знаменательные называют предметы, их признаки, действия, количество, в то время как местоименные указывают на предметы, их признаки, действия, количество, но не называют их. Местоименные слова образуют отдельную часть речи под названием «местоимение», к которым мы вернемся несколько позже.
Примеры местоименных слов: «стул» — «он», «высокий» — «такой», «легко» — «так», «семь» — «сколько» и т.д.Знаменательные слова делятся на части речи в зависимости от того, какое значение (обобщенное или необобщенное) они имеют, какие морфологические признаки, синтаксические функции и связки. Из знаменательных слов выделяют пять групп частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие и глагол.
Каждая самостоятельная часть речи должна иметь обобщенное значение, морфологические признаки, синтаксические функции и связки. Например, имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения. Или глагол – самостоятельная часть речи, обозначающая действие, изменяется по родам и числам, в предложении выполняет синтаксическую функцию сказуемого, может входить в составное сказуемое, или играть роль подлежащего, дополнения, определения или обстоятельства.
Зачем изучать русский язык
Русский язык изучается в школах с первого класса – многие считают это бесполезным и ненужным. И они не правы
Данный предмет очень важно изучать, потому что:
- После девятого класса он будет обязательным предметом на Общем Государственном Экзамене – сдавать его придется обязательно, вне зависимости от того, хочет ли этого сам ученик.
- По окончанию одиннадцатого класса школьники также будут в обязательном порядке сдавать русский язык, а это очень сложно, требует подготовки.
- На протяжении всего обучения в школе ребёнок будет сталкиваться с различными контрольными, самостоятельными и проверочными работами. И будут они не только школьного уровня, но и городского, всероссийского. Это будет сказываться на его успеваемости. Чтобы учиться только на хорошие оценки, ребёнку нужно будет стараться и изучать русский язык.
- Данный язык является родным языком для большинства учеников. Тем не менее, у них всё равно могут возникать определенные проблемы с ним. Огромное количество исключений, правил и многое другое вызывает вопросы. Чтобы их не возникало, а речь ученика была чистой и ясной, нужно изучать русский язык.
Глагол
Упражнение 169, с. 100
169. Прочитайте.
Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
• Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
• Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.• Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
Упражнение 170, с. 100
170. Прочитайте.
Умелые рукиПокоя не знают.4Они вышивают,Строгают, копают.Умелые рукиПокоя не знают,Своим трудолюбиемМир украшают.Н. Сапаров
• Какова тема и главная мысль стихотворения?
• Назовите глаголы. Что они обозначают и на какой вопрос отвечают? Запишите эти глаголы.
• Составьте по рисунку предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы. Над глаголами укажите часть речи: гл.
• Какая из пословиц подойдёт к теме и главной мысли стихотворения: 1) Рукам воли не давай; 2) Рабочие руки не знают скуки. Запишите её.
Имя прилагательное
Чтобы не уподобляться персонажу комедии Фонвизина «Недоросль» Митрофанушке и не говорить, что «эта дверь – прилагательна, потому что она прилагается…», нужно понимать, что же это на самом деле такое и как отличить прилагательное в предложении.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, относящаяся к знаменательным словам, обозначающая определение предмета, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию определения или именной части составного именного сказуемого.
Например. В функции определения – лист (какой?) зеленый, солнце (какое?) яркое, погода (какая?) дождливая, дни (какие?) пасмурные. В функции составного именного сказуемого: Вего походка была небрежна и ленива. Вода у берега чистая, голубая и прозрачная. Короче становился день… .
В предложениях имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьи?». Оно всегда относится к кому-то или к чему-то, давая этому предмету, вещи, событию или явлению (и так далее) описательную характеристику.
С помощью суффиксов и окончаний любое существительное можно превратить с прилагательное. Например, солнце – солнечный, красота – красивый, ум – умный, стекло – стеклянный, мех – меховой и т.д.
Пример 1.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.
- дуб какой – зеленый
- цепь какая – златая
- кот какой – ученый
Пример 2.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.
- на дорожках каких – неведомых
- зверей каких – невиданных
- ножках чьих – курьих
Пример 3.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.
- брег какой – песчаный, пустой
- витязей каких – прекрасных
- из вод каких – ясных
- дядька какой — морской
Как применять в учебе ГДЗ по русскому языку за 3 класс для рабочей тетради Канакиной (1-2 часть)
Учебно-методический комплекс явится для всех третьеклассников главным помощником при столкновении с трудностями в процессе обучения. Регулярно применяя онлайн-решебник, можно не ждать помощи со стороны, а в любой момент самому заняться самоподготовкой. Онлайн-справочник просто необходим, когда ученик:
- не до конца понял объяснения учителя-предметника;
- столкнулся со слишком сложным упражнением;
- пропустил несколько уроков и т. д.
Также онлайн-пособие поможет подготовиться к предстоящей контрольной и закрепить все раннее изученное. Необязательно иметь проблемы с данным курсом, чтобы пользоваться справочником. Отличникам он позволит разбирать новые параграфы и готовиться к различным олимпиадам и конкурсам. Подготовка к контрольным, проверочным, тестам и диктантам тоже станет простой и непринужденной. Теперь не надо дожидаться, пока родители придут с работы и проверят правильность выполнения. Малыш вправе сам заниматься и проводить любую самопроверку, когда ему удобно.
Важной особенностью таких вспомогательных тетрадок является то, что в них уже имеются первоначальные записи и детям не надо переписывать объемные тексты. Они могут работать с уже напечатанным вариантом, что тоже дает право в ускоренном темпе проработать больше номеров
Педагоги несомненно отметят такую тягу к учебе положительными оценками, так что в дневнике и журнале теперь будут сиять только пятерки.
Переход из деепричастия в наречие
Порой деепричастие не чувствует себя в своем теле и хочет стать наречием. Тогда у нас возникает вопрос: как их отличить?
Здесь нам поможет та самая переходность, которую мы обсудили ранее. Если деепричастие образовано от непереходного глагола, который не передает свои обязанности предмету, и это деепричастие можно заменить наречием, то значит, это деепричастие является наречием. Уууух, эту строчку можно прочитать под бит и получится реп, йоу.
Давайте подробнее рассмотрим этот случай и даже составим собственный алгоритм.
Как отличить деепричастие от наречия?1. Определяем, от какого глагола образовано деепричастие.2. Определяем, переходный или непереходный это глагол. Если деепричастие образовано от непереходного глагола, то оно может стать наречием.3. Определяем, какую роль выполняет в предложении:— Если деепричастие в предложении можно заменить наречием, то оно переходит в разряд наречия и не обособляется.— Если деепричастие заменяется только глаголом-сказуемым, то остается деепричастием.
Рассмотрим работу этого алгоритма на примерах:
1) Он отвечал на вопросы в тесте не думая.2) Побледнев, она широко открыла глаза от страха.
Шаг 1. Определяем, от какого глагола образовано деепричастие:
1) Он отвечал на вопросы в тесте не думая.Не думая → не думать.
2) Побледнев, она широко открыла глаза от страха.Побледнев → побледнеть.
Шаг 2. Определяем, переходный или непереходный это глагол.
Если глагол возвратный (вспоминаем бумеранг -СЯ, -СЬ), то он автоматически становится непереходным. В нашем случае постфикса -СЯ или -СЬ нет. Попробуем соединить этот глагол с существительным в винительном падеже:
1) Думать о море — появляется предлог, а значит, перед нами непереходный глагол.
2) Побледнеть от страха — это не винительный падеж. Глагол «побледнеть» не сочетается с глаголами в винительном падеже. Значит, он является непереходным.
Шаг 3. В этом пункте мы должны понять, какую роль выполняет деепричастие в предложении.
Попробуем заменить деепричастие наречием или существительным с предлогом (которое будет отвечать на вопрос «как»?):
Если это у нас получится, проверяем, что это деепричастие говорит о том, каким образом происходит действие, а не обозначает добавочное действие к основному.
1) Он отвечал на вопросы теста бездумно.(Он решал тест как?)
Если деепричастие не заменяется на наречие, пробуем заменить деепричастие глаголом-сказуемым. Смотрим, добавочное ли это действие:
2) Она побледнела и широко открыла глаза от страха.(Она открыла глаза и при этом побледнела. Действия добавляются друг к другу.)
Итог:
1) Он отвечал на вопросы в тесте не думая.Деепричастие «не думая» стало наречием. Об этом нам говорят два момента:
- глагол, от которого оно было образовано, был непереходным;
- деепричастие получилось заменить на наречие.
2) Побледнев, она широко открыла глаза от страха.Деепричастие «побледнев» хоть и является непереходным, но в предложении оно играет роль добавочного действия. Заменить на наречие у нас не получилось. Деепричастие так и осталось деепричастием.
Важно: без контекста не получится однозначно сказать, стало ли деепричастие наречием или нет. Давайте посмотрим еще на примеры таких переходов
Давайте посмотрим еще на примеры таких переходов.
Стало наречием | Осталось деепричастием |
1. Он говорил не шутя (серьезно).2. Поезд шел не останавливаясь (без остановки). | 1. Покричав, ребенок успокоился.2. Угасая, солнце упало за горизонт. |
Общее значение слов одной части речи
У каждого слова имеется лексическое значение, которое является его индивидуальным опознавательным свойством среди других слов русского языка, например:
- лес — это пространство, заросшее деревьями и кустарниками;
- добрый — это благожелательный, отзывчивый к людям, готовый помочь;
- гулять — ходить не торопясь, отдыхать.
Кроме лексического значения, каждое слово обладает набором определенных грамматическим свойств, отвлеченных от его конкретного значения. Например, слова «бежать», «броситься», «нестись», «лететь» обозначают перемещение в пространстве, слова «сказать», «говорить», «высказаться» — процесс речи; слова «сердиться», «радоваться», «сочувствовать» — состояние. Всех перечисленные слова объединяет общее значение действия или состояния.
Слова «наивный», «смелый», «застенчивый» обозначают психологические свойства человека. Слова «ночной», «вечерний», предутренний» выражают временные отношения, «верхний», «нижний» — пространственные. Наряду с этим все указанные лексемы имеют нечто общее, объединяющее их: они обозначают признак предмета.
Слова «быстро» (ответить как? быстро), «громко» (спеть как? громко), «весело» (прыгать как? весело) обозначают образ действия.
В соответствии с этой способностью лексем обозначать что-то общее, а также сообразно с их грамматическими признаками и синтаксической ролью все слова русского языка делятся на классы — части речи.