Иван крылов

Стрижонок скрип в. п. астафьев стр. 109 — 110

Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.

Мальчики поступили сначала плохо, а затем хорошо.

Нельзя доставать из гнёзд птенцов или каких-либо других животных.

Они очень пугаются и тяжело переживают это.

При этом, такое поведение может быть опасно не только для природы, но и для самого человека.

При этом автор называет мальчишек хорошими.

Ведь они не стали издеваться над птицей, а выпустили её на волю.

Хорошо, что Скрипу попались именно такие ребята.

Теперь он точно сделает себе такую нору, как следует и будет в безопасности.

А могло же всё закончиться по-другому.

Место этих мальчиков, мог бы попасться озорной, невоспитанный, жестокий хулиган либо какой-то хищник.

Тогда всё закончилось бы плачевно.

Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?

Птенчики уже подросли, и настало время для полётов.

Вожак стрижей толкнул Скрипа из норы, тот раскрыл крылья и взлетел.

Другие взрослые птицы-стрижи сопровождали его, не позволяя упасть.

Скрип проносился над различными просторами и вскоре понял, что справляется уже сам.

Его переполняли замечательные эмоции.

Восторженное состояние передают следующие слова:

«И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился над рекой, над лесом».

Такое ещё необычное, новое умение дало герою возможность увидеть всю окружающую красоту, открыть для себя новый мир.

Ведь ранее его кругозор был ограничен, а сейчас он не имеет краёв: летай сколько хочешь, смотри сколько хочешь, наслаждайся лёгкостью полёта сколько хочешь.

Несомненно, это было ощущения непреодолимого счастья.

Анализ / мораль басни «Ворона и лисица» Крылова

Иван Андреевич Крылов – писатель, обновивший басенный жанр, перенесший его на русскую почву.

Басня написана в 1807 году. Ее автору в эту пору исполнилось 38 лет, он уже вышел в отставку с места секретаря генерал-губернатора. В тот период он был скорее драматургом, чем баснописцем. По жанру – социально-бытовая басня, аллегория на тему нравственности, по размеру – вольный ямб с охватной (в начальных строках), смежной, перекрестной (в финале) рифмовкой. Относится к басням с традиционным, заимствованным сюжетом. Мораль вынесена в начало произведения, является его своеобразным эпиграфом: лесть гнусна. Однако тщеславие настолько неистребимо, что «льстец отыщет уголок» в сердце практически каждого человека. Сюжетная канва проста. Действующие персонажи – птица и животное (вид становится именем и пишется с прописной буквы). Под этим иносказанием подразумеваются люди. Каждый из героев еще и носитель характерных черт, приданных ему народным сознанием. Скажем, лиса – символ хитрости. Отсюда же представление о вороне как о «вещунье» (предсказательнице, вестнице). «Твердили миру»: автор подчеркивает общеизвестность этого утверждения, говорит не только от своего имени. «Бог послал»: писатель усиливает необычайное везение птицы, редкостность подобного дара. Вообще же на Руси сыром называли творог. Раздобыть «кусочек» (сразу понятно, что маленький) сыра твердых сортов – задача не из легких. Счастливица несет его в лес. «Взгромоздясь»: птица была не из хилых, да и занятый клюв мешал ей сразу усесться как следует. «Позавтракать»: выходит, дело было ранним утром. «Призадумалась»: о превратностях жизни. «Лиса близехонько»: наречие с уменьшительным суффиксом, вкрадчивость которого как бы заранее характеризует нового персонажа, до того, как он что-то сказал и сделал. «Сырный дух»: возможно, сыр был с плесенью, к примеру, французский. Впрочем, нюх у лис и без того отличный. «Плутовка»: метонимия. «На цыпочках»: гипербола. «Вертит»: типичный пример устаревшего ныне ударения в словах. Начинается диалог. Ряд сладких обращений к Вороне: голубушка, сестрица, светик. «Право»: частица уверения. Череда восклицаний с экспрессивным оттенком, ласкательными суффиксами и междометиями: ну что за шейка! Какие перушки! «Ангельский голосок»: эпитет, превзошедший всякую меру по отношению к карканью вороны. «Царь-птица»: фольклорный оборот. Опьяненная похвалами Ворона со спертым «в зобу дыханьем» теряет бдительность. «Приветливы слова»: усеченная форма прилагательных. Решив, что пора огласить округу карканьем, Ворона берет высокую ноту. «Сыр выпал». Казус завершается улепетыванием «плутовки». Лексика живая, разговорная. Глаголы придают динамизм сюжету.

«Ворона и Лисица» И. Крылова впервые была опубликована в «Драматическом вестнике».

Подумай, что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?

Я думаю, что Виктор Петрович мог видеть маленьких стрижат, которые учатся летать; стрижей, спасающихся от хищников; норки этих птиц; перелёт в тёплые края; возможно даже он сам либо видел, как кто-то держит в руках стрижа.

А вот то, как стрижиха воспитывала детей, как на помощь птенцам пришли другие представители их рода, эмоции стрижей – плод воображения писателя.

А также, думаю, сложно было бы заметить переживания птиц в конце лета.

Да, все люди знают, что птицы улетают зимовать в тёплые края, но о том, что переживают они это тяжело, я например, узнал впервые.

Благодаря олицетворению, Виктор Петрович наделил птиц человеческими качествами, чувствами, эмоциями.

Таким образом, мы лучше понимаем все особенности их жизни.

Мы и переживаем с ними, и грустим, и испытываем страх.

Я, например, как будто вместе со стрижами переживал все события. Это всё благодаря таланту писателя.

Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

Наступил конец летнего периода.

Именно тогда стрижи начали вести себя беспокойно.

Они понимали, что совсем скоро придётся расстаться с родными краями и отправляться в дальний путь.

А также они осознавали, что этот путь будет тяжёлым, как и места, в которых придётся жить.

И не всем им удастся выжить в столь опасных условиях, и не всё вернутся домой.

Поэтому такое необычное поведение птиц в тот период вполне оправдано.

Я думаю, что автор выбрал такие слова, так как они наиболее точно передают состояние страдающих птиц.

Тревога – из-за предчувствия чего-то неведомого, опасного; тоска – из-за расставания со столь родными местами.

Читая о таких изменениях в жизни птиц, мне и самому стало не по себе.

Я искренне надеюсь, что их путь выдастся лёгким, и все они выживут.

Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?

Жизненный путь Скрипа был наполнен различными приключениями.

И вот однажды с ним произошла неприятная ситуация – попал герой в «плен» к  детям.

Когда Скрип вырос, настало время строить независимый дом.

Он вырыл нору, но не надлежащей глубины.

Она была такой, что рука человека могла туда проникнуть, а тем более ручка ребёнка.

Видимо, так сказалась неопытность и усталость героя.

Из-за этого уже вскоре Скрипа схватил мальчишка, что нашёл нору со своим другом.

Можно только представить, что чувствовала эта птица, попав в «страшные руки врага».

Автор детально не описывает состояние Скрипа, но, скорее всего, это был неимоверный страх и чувство бессилия.

Думаю, у него колотилось сердце, чуть ли не выскакивая из груди.

Ведь он понимал, что люди могут сделать с ним всё что угодно. При этом, никто не сможет помочь.

К счастью, ребята оказались не жестокими и не издеваться над такой находкой: они отпустили птицу на волю.

Мне кажется, в этот момент наш герой не мог поверить своему счастью и за несколько последних минут впервые вздохнул на полную грудь.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Вопрос

№187 учебника 2011-2022 (стр. 106):

Прочитайте.

1. Лисица видит сыр.4 2. Лисицу сыр пленил.4 3. То солнце спрячется, то светит слишком ярко. 4. При солнце яблоко на ветке дозревало. 5. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 6. Сосед соседа3 звал откушать. 7. Медведь попался в сеть. 8. Природа оживилась, и зелень вся как будто обновилась.

И. Крылов

  • Спишите первые два предложения. Чем они интересны? Разберите предложения по членам. Как вы определили падеж имён существительных в этих предложениях?
  • Определите склонение и падеж выделенных имён существительных. Различаются ли падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в именительном и винительном падежах?

Подсказка

№187 учебника 2011-2022 (стр. 106):

Помни, что подлежещее всегда стоит в именительном падеже, а второстепенные члены — в косвенных падежах.

Ответ

№187 учебника 2011-2022 (стр. 106):

Вариант ответа #1:

     Первые два предложения интересны тем, что в них меняются местами два слова (сыр, лисица), выступая в разных предложениях то в роли подлежащего, то в роли дополнения.

     Чтобы определить падеж имён существительных в данных предложениях, необходимо посмотреть, какое слово является каким членом предложения — подлежащее будет стоять в форме именительного падежа, дополнение — винительного.

     Падежные окончания имён существительных 1-го склонения в именительном и винительном падежах различаются (река — И. п., реку — В. п.; падежные окончания имён существительных 2-го и 3-го склонений в именительном и винительном падежах совпадают (стол — И. п., стол — В. п.; мышь — И. п., мвшь — В. п.).

     Определим склонения и падеж выделенный существительных: лисица (1-е скл., и. п.), сыр (2-е скл., В. п.), лисицу (1-е скл., В. п.), сыр (2-е скл., И .п.), солнце (2-е скл., И .п.), (при) солнце (2-е скл., П. п.), яблоко (2-е скл., И. п.), лето (2-е скл., В. п.), сосед (2-е скл., и. п.), соседа (2-е скл., Р. п.), (в) сеть (3-е скл, В. п.), зелень (3-е скл., И. п.).

     Лисица видит сыр. (Повест., невоскл., простое, распр.)

     Лисицу сыр пленил. (Повест., невоскл., простое, распр.)

     Соседа — сущ. (кого?), н. ф. — сосед, нариц., одуш., м. р., 2-го скл., в В. п., в ед ч., вт. чл.

Вариант ответа #2:

1. Лисица (И. п., 1 скл.) видит сыр (В. п., 2 скл.). (повест., невоскл., простое, распр.)

2. Лисицу (В. п., 1 скл.) сыр (И. п., 2 скл.) пленил. (повест., невоскл., простое, распр.)

Предложения интересны тем, что подлежащее и дополнение меняются местами.

3. Солнце (И. п., 2 скл.)

4. При солнце (П. п., 2 скл.) яблоко (И. п., 2 скл.)

5. Лето (В. п., 2 скл.)

6. Сосед (И. п., 2 скл.) соседа (В. п., 2 скл.)

7. В сеть (В. п., 3 скл.)

8. Зелень (И. п., 3 скл.)

И. Крылов

Окончания разных склонений отличаются в И. п. и в В. п.

Соседа — сущ., кого? Н. ф. — сосед, нариц., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в В. в., дополнение.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?

  1. Неизвестный свет
  2. Мамина наука
  3. Стрижиха пропала
  4. Дружность стрижей
  5. Стриж научился летать
  6. Новое жильё
  7. В руках у мальчиков
  8. Тревожность стрижей
  9. Отправление в тёплые края

Я  начну со слов: «Однажды на свет появился стрижонок».

Потому что они сразу дают возможность понять, о чём будет идти речь в рассказе.

Дальше буду рассказывать о маминой заботе, воспитании.

И так дальше по плану.

Подсказка:

  • Пример пересказа произведения от имени стрижонка Скрипа
  • Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
  • Ответы к рабочей тетради 4 класса «Природа и мы» стр 75 — 82
  • Краткая биография Виктора Астафьева и презентация

________

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: