ГДЗ к разделу Состав слова
Упражнение 98, с. 41
98. Прочитайте скороговорку.
Кос)арь кос)ил, кос)у носил.Кос)и, кос)а, пока роса, Роса долой — кос)ец домой.
- Выделите корень в однокоренных словах.
- Выпишите выделенное слово. Обозначьте в нём корень. Рядом запишите однокоренные слова.
Дом)ой — дом), дом)ик, дом)ашний, дом)овой.
Упражнение 99, с. 41
99. Прочитайте. Придумайте с данными корнями слова разных частей речи и запишите их. Выделите в них корень.
Сущ. Прил. Гл.
звон) звон)ок звон)кий звон)ить
мир) мир)оздание мир)ный мир)иться
шум) шум)иха шум)ный шум)еть
Упражнение 100, с. 41
100. Поработайте в парах: подготовьте ответы на данные вопросы.
1. Что такое корень слова?
Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексичческое значение всех однокоренных слов.
2. Как найти корень в словах ленточка, котята, дорожка?
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Лент)очка — лент)а, лент)очный.Кот)ята — кот)ик, кот).Дорож)ка — дорож)ный, дорож)енька.
Упражнение 101, с. 42
101. Прочитайте. Выделите в словах корень. Составьте из корней данных слов сложные слова. Запишите.
Лист), звезд)а, вод)а, пад)ать, сам), с(вал)ить, вар)ить, кат)ить.
(Звезд)о(пад), (лист)о(пад), (вод)о(пад).(Сам)ос(вал), (сам)о(вар), (сам)о(кат).
Упражнение 102, с. 42
102. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное слово так, чтобы в корне вместо буквы е была буква ё. Запишите слова, выделите в них корень.
лед)яной — лёд) пчел)иный — пчёл)ыслез)инка — слёз)ы мед)овый — мёд)тем)неть — тём)ный желт)еть — жёлт)ый
Упражнение 103, с. 42
103. Прочитайте. Впишите в предложения нужное слово из скобок.
1. Лес)ник охраняет лес). 2. Шахт)ёр работает в шахт)е. 3. Кондитер) изготавливает кондитер)ские изделия. 4. Гимнаст) занимается спортивной гимнаст)икой.
- Выделите корень в однокоренных словах.
- Объясните, как вы понимаете значение других слов из скобок.
Ответы к разделу Текст. Предложение. Словосочетание
Упражнение 7, с. 5
7. Прочитайте. Назовите из какой сказки Н. Носова эти предложения.
Эти строки из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
(1) В одном домике на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей-коротышек. (4) А знал он много потому, что читал разные книги. (3) Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. (2) Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка.
- Как расположить предложения, чтобы получился текст? В кружках укажите цифрами последовательность предложений в тексте.
- Скажите, какой получился текст: описание, рассуждение или повествование?
Это текст-повествование.
Упражнение 8, с. 5
8. Прочитайте. Озаглавьте текст и запишите заголовок перед текстом. Запишите в скобках тип текста.
Красивый петух
Петух был такой красивый. На шее огненное ожерелье, спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные иссиня-чёрные перья.
Е. Носов
(Тип: текст-описание)
Упражнение 9, с. 6
9. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Музыкальные капли
Учились щеглята петь. Плохо у них ещё получалось. Z Однажды после грозы в лесу заиграла музыка. Это дождевые капли, стекая с ветвей, падали в лужи и рассыпались волшебным звоном. Z Тогда мама-учительница стала подхватывать на лету музыкальные капли и носить их в гнездо своим детям. Щеглята широко раскрывали клювы, и в их горлышках звенели серебряные колокольчики.
В. Степанов
- Озаглавьте текст и запишите перед текстом заголовок.
- Выделите в тексте три части, отделите их друг от друга знаком Z.
- Объясните правильность выполненного задания.
Этот текст можно разделить на три части. Первая часть — начало, здесь говорится о том, что щеглята учились петь. Вторая часть о музыкальных каплях дождя. Третья часть, как мама с помощью музыкальных капель научила детей петь.
Упражнение 10, с. 6
10. Прочитайте. Когда так говорят?
Извините. Пожалуйста. Спасибо.
Извините. Так говорят, когда просят прощение за что-либо. Пожалуйста. Так говорят в ответ на «спасибо» или с обращением помочь в чём-то. Спасибо. Так говорят, когда благодарят кого-нибудь.
- Спишите эти слова.
- Поработайте в парах: составьте устно диалог, употребив в нём любые из данных слов.
Упражнение 11, с. 7
11. Прочитайте. Здесь «спрятались» две песенки-потешки. Составьте из строк эти песенки.
Иголка-иголка, Полети на лужок, Пчёлка-пчёлка, Не коли мне пальчик,Ты остра и колка, Принеси мне медок. Золотая холка, Шей сарафанчик.
Прочитайте полученные песенки. Подчеркните строки одной из них, а другую песенку запишите.
Пчёлка-пчёлка, Золотая холка, Полети на лужок, Принеси мне медок.
Упражнение 12, с. 7
12. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Сбор урожая
Сентябрь, ветерок, берёза, воробьи, осина, деревня, девочка, ребята, собака, яблоня, яблоко, капуста, урожай, морковь, огород.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова.
- Поработайте в парах: 1. На какую тему можно составить текст, используя данные слова? Запишите эту тему над словами. 2. Устно составьте текст на эту тему. Запишите 2-3 предложения из составленного текста.
Фонетический разбор слова — что это значит
Грамотный фонетический разбор должен показать:
- из каких звуков состоит слово;
- какой звук является ударным;
- как характеризуется каждый звук по глухости-звонкости, твердости-мягкости, имеются ли пары по этим показателям;
- как звуки переданы на письме, совпадает ли количество звуков и графических символов для их передачи — букв;
- делится ли слово на слоги.
Звуко-буквенный анализ слова позволяет определить, насколько хорошо усвоен раздел «Фонетика», развит ли у ученика фонематический слух (умение вычленять отдельные звуки из слов в потоке речи) и может ли он не механически, а осознанно применить свои знания о звуках. Алгоритм действий несложен. Каждый этап полного фонетического разбора важен и не может быть пропущен.
Образец устного фонетического разбора
В слове вьются 6 букв и два слога, первый слог вьют — ударный.
Буква В соответствует звонкому, мягкому согласному звуку . Имеет глухую пару и твердую пару .
Буква Ь не обозначает звука, но указывает, что последующая буква Ю дает два звука. Это разделительный Ь.
Буква Ю соответствует двум звукам: и . Звук согласный, мягкий непарный и звонкий непарный. Звук гласный, ударный.
Буквы Т и С обозначают согласный звук . Он всегда твердый и всегда глухой.
Буква Я соответствует одному звуку . Это гласный безударный звук.
Слово вьются произносится с помощью 5 звуков, записывается с помощью 6 букв: Ь не имеет звукового значения, буква Ю обозначает два звука, сочетание букв ТС имеет одно звуковое значение.
ГДЗ ГДЗ-РЕШАЛКА по теме Язык и речь.
Упражнение 1, с. 3
1. Прочитайте. Когда так говорят?
Каков человек — такова и его речь.
Так говорят, потому что по речи человека можно судить о нём. Как человек говорит, передаёт свои мысли, какие слова употребляет — складывается впечатление о его грамотности, образованности, культуре, характере.
Спишите. Приведите примеры для подтверждения этой мысли.
Например, если человек хорошо образован, мы услышим речь, отличающуюся последовательным изложением и законченностью высказываемых положений, правильностью грамматических форм (учитель, учёный, дипломат).
Упражнение 2, с. 3
2. Прочитайте.
Слушать, читать, разговаривать, писать, думать, говорить, вспомнить, объяснить.
Какие слова вы отнесёте к устной речи? Подчеркните их. К каким видам речи вы отнесёте другие слова?
Письменная речь — читать, писать. Речь про себя (внутренняя речь) — думать, вспомнить.
Какие из данных слов имеют следующие значения:а) пользоваться, владеть устной речью;б) вести разговор, беседовать.
а) говорить; б) разговаривать.
Упражнение 3, с. 3
3. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1. Слово — что воробей, вылетит — не поймаешь. 2. Что написано пером, того не вырубишь топором. 3. Сначала подумай, а потом скажи.
Слово — что воробей, вылетит — не поймаешь. Сказанные, произнесённые слова не вернёшь. Что написано пером, того не вырубишь топором. Если написанное слово стало известно, его не исправишь. Сначала подумай, а потом скажи. Прежде чем начнёшь говорить, хорошо обдумай.
Спишите ту пословицу, в которой говорится о письменной речи.
Главные и второстепенные члены предложения (упр 27-32) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
27
Прочитайте. Впишите пропущенные слова.
Главные члены предложения — это п одлежащее и сказуемое . Главные члены предложения составляют основу предложения. Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие члены предложения.
28
Серебряные паутинки летели над полем.
Ярко сверкала над рекой молния.
Утром прилетели красногрудые снегири.
На небо выплыло красное солнышко.
Тетерева клевали берёзовые почки.
- Подчеркните основу каждого предложения.
- Стрелкой укажите связь главных членов с второстепенными членами. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает каждый второстепенный член предложения.
Серебряные паутинки летели над полем. Паутинки — подлежащее, летели — сказуемое. Паутинки (какие?) серебряные. Летели (где?) над полем.
Ярко сверкала над рекой молния. Молния — подлежащее, сверкала — сказуемое. Сверкала (как?) ярко. Сверкала (где?) над рекой.
Утром прилетели красногрудые снегири. Снегири — подлежащее, прилетели — сказуемое. Снегири (какие?) красногрудые. Прилетели (когда?) утром.
На небо выплыло красное солнышко. Солнышко — подлежащее, выплыло — сказуемое. Солнышко (какое?) красное. Выплыло (куда?) на небо.
Тетерева клевали берёзовые почки. Тетерева — подлежащее, клевали — сказуемое. Клевали (что?) берёзовые почки.
29
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Листья в поле пожелтели. 2. В класс вошла учительница. 3. Весёлые бельчата резвились у сосны. 4. На травинку сел зелёный кузнечик. 5. Водяной паук мастерит домик из воздуха.
Подчеркните в каждом предложении главные члены.
Листья — подлежащее, пожелтели — сказуемое. Учительница — подлежащее, вошла — сказуемое. Бельчата — подлежащее, резвились — сказуемое. Кузнечик — подлежащее, сел — сказуемое. Водяной паук — подлежащее, мастерит — сказуемое.
Найдите и выпишите предложения, которые подходят к данным схемам.
Весёлые (какие?) бельчата резвились (где?) у сосны.
На травинку (куда?) сел зелёный (какой?) кузнечик.
30
Прочитайте. Распространите любое предложение двумя второстепенными членами, которые поясняют сказуемое. Запишите получившееся предложение.
1. Стрижи улетели. Весёлые стрижи осенью улетели. 2. Ребята работали. Дружные ребята работали в огороде.
Устно разберите записанное предложение по членам.
Весёлые стрижи осенью улетели. Стрижи — подлежащее, улетели — сказуемое, стрижи (какие?) весёлые, улетели (когда?) осенью.
Дружные ребята работали в огороде. Ребята — подлежащее, работали — сказуемое, ребята (какие?) дружные, работали (где?) в огороде.
31
Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения.
Заря, над, край, запел, осветила, восточный, долиной, звонко, облаках, в, неба, жаворонок.
Запишите составленные предложения. Подчеркните в них главные члены.
Заря осветила восточный край неба. Заря — подлежащее, осветила — сказуемое. Над долиной в облаках звонко запел жаворонок. Жаворонок — подлежащее, запел — сказуемое.
Прочитайте. Докажите, что вы прочитали нераспространённые предложения.
Дождик лил. Деревья шумели. Друзья спрятались. Капли скатывались. Выглянуло солнце.
Это нераспространённые предложения, потому что они состоят только из главных членов предложения.
Распространите каждое предложение второстепенными членами. Запишите. Подчеркните в предложениях главные члены.
Шумный дождик лил весь вечер.
Деревья под окнами шумели от ветра.
Друзья спрятались под горкой от собаки.
Крупные капли скатывались по окну.
Рано утром выглянуло яркое солнце.
Прочитайте составленные предложения. Составляют ли они текст. Объясните свой ответ.
Нет, предложения не составляют единый текст, потому что не все предложения связаны по смыслу.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Порядок фонетического разбора
- Произнести слово и внимательно выделить каждый звук, который слышится при произнесении.
- Сделать транскрипцию слова — запись в квадратных скобках звучания слова, т.е. всех звуков, из которых оно состоит с пометками возле мягких согласных.
- Определить, сколько слогов в слове.
- Обозначить ударение.
- Соотнести каждый звук с его графическим обозначением (буквой) — выписать буквы столбиком, а рядом — звук/звуки, соответствущие им в данном слове.
- Охарактеризовать каждый звук:
- гласный — согласный;
- гласный: ударный — безударный;
- согласный: твердый — мягкий парный/непарный, глухой — звонкий парный/непарный.
7. Определить количество звуков и букв и сделать вывод об их соотношении.
При выполнении фонетического разбора важно помнить:
- разбираются именно звуки, а не буквы;
- один звук может быть передан несколькими буквами, и наоборот, одна буква может обозначать несколько звуков;
- звуки делятся на группы в зависимости от произношения, а буквы не произносятся, они являются лишь графическими символами звуков, которыми мы пользуемся в речи, поэтому буквы относят к гласным и согласным лишь условно;
- нет звуков Е, Ё, Ю, Я, после согласных им соответствуют звуки ; в начале слова, после гласных и после разделительных знаков — йотированные ;
- парность-непарность звука не является его отдельной характеристикой — звук может быть парным по твердости-мягкости, но непарным по глухости-звокости, а может вообще не иметь пары ни по одной характеристике;
- сонорные и их мягкие пары — это согласные звуки, которые произносятся с участием голоса, в отличие от других согласных;
- мягкость непарного мягкого согласного обозначать необязательно.